Жильцам энергоэффективных домов полагаются льготы

Конституционный Суд РФ разъяснил условия освобождения энергоэффективных объектов от налогов. Очень жаль, что судебная практика пошла по формальному пути

Объекты недвижимости высокого класса энергоэффективности освобождаются от налогообложения. Конституционный Суд РФ подтвердил, что данная льгота не распространяется на нежилые здания, строения и сооружения (Определение КС РФ от 2 июля 2019 г. № 1832-О).

Ранее Верховный Суд РФ указал, что энергетический паспорт торгового центра не является основанием для применения льготы по налогу на имущество. Класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). Налоговая льгота не предназначена для объектов коммерческого назначения.

Кроме того, она применяется только к тем объектам, для которых класс энергоэффективности может быть определен в соответствии с действующими нормативными актами (Информация ФНС РФ от 31.07.2019).

Ну, не знаю. Я почему то не вижу великого смысла так ограничивать льготу, поэтому всегда считал (и сейчас убежден), что эту льготу можно было распространять и на нежилые здания.

Вот давайте еще раз всё посмотрим, п. 21 ст. 381 НК РФ освобождает от налогообложения на первые три года вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в их отношении законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергоэффективности) к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения относятся, в частности, установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, а также определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 2 Закона об энергоэффективности класс энергетической эффективности – это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности «А» (А+, А++) является очень высоким, а класс «В» – высоким.

Во исполнение Закона об энергоэффективности Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее по тексту – Постановление Правительства № 18) утверждены Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно п. 3 которых:

  • класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов,
  • а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию.

Сами правила определения класса энергетической эффективности утверждены во исполнение Постановления Правительства № 18 Приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 399/пр. При этом, поскольку Постановление Правительства № 18 предусматривает обязательное установление класса энергоэффективности только для жилых домов, то вполне объяснимо, что указанный Приказ Минстроя регламентирует определение класса энергетической эффективности именно и только для многоквартирных домов.

Однако данное обстоятельство – отсутствие утвержденных правил определения класса энергоэффективности для нежилых зданий – не отменяет вышеупомянутую норму Постановления Правительства № 18 о возможности установления такого класса для иных зданий по решению собственника. Соответственно, вывод о том, что «законом не предусмотрено установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами», является необоснованным. Иначе говоря, хотя правила установления класса энергоэффективности по нежилым зданиям и не формализованы Минстроем, однако сама возможность установления по ним такого класса законодательством предусмотрена.

В силу ст. 15 Закона об энергоэффективности энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику. Кроме того, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

При этом законодательство о налогах и сборах не устанавливает критериев по признаку норм – оснований для выдачи энергетического паспорта (Закон об энергоэффективности, СНиП и т.п.).

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 23.05.2013 № 11-П законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Необходимость для участников налоговых правоотношений исходить прежде всего именно из буквального толкования налогового закона обусловлена тем, что налоговые правоотношения основаны на властном методе правового регулирования, требующем строгого следования тексту налогового закона.

Читайте также:
РСПП против изъятия в бюджет доходов некоторых компаний

Поэтому, по нашему мнению, норма п. 21 ст. 381 НК РФ подлежит применению именно в том понимании и толковании, как она сформулирована: льгота по налогу на имущество применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  1. здание является вновь вводимым (подтверждается первичным документом о вводе объекта в эксплуатацию),
  2. законодательством предусмотрено установление класса энергетической эффективности здания (в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, такое установление по решению собственника предусмотрено в п. 3 Требований, утвержденных Постановлением Правительства № 18),
  3. здание имеет высокий класс энергетической эффективности (подтверждается энергетическим паспортом во исполнение ст. 15 Закона об энергоэффективности).

Вот я и полагал, что из прямого прочтения положений п. 21 ст. 381 НК РФ следует правомерность освобождения от налогообложения налогом на имущество вновь вводимых зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.

Очень жаль, что судебная практика пошла по другому, по формальному пути.

​Субсидия на отопление в 2022 году

В Российской Федерации достаточно внимание уделяется социальной политики и поддержке незащищенных категорий населения. Разработаны различные программы, причем не только федерального, но и регионального уровня. Одной из таких инициатив является безвозмездное целевое финансирование из государственного бюджета. Оно носит название субсидирование и направлено на различные расходы населения, основными из которых являются коммунальные услуги и покупка или строительство жилья. Есть и особенные случаи. Например, жителям ряда городов Татарстана положена еще и тепло субсидия. Это относится к тем, кого снабжает теплом определенные организации.

Кому полагается субсидия на тепло?

Отмена еще в 2012 году принципа перекрестного субсидирования, при которой за тепловую энергию, используемую населением, платили преимущественно предприятия, вызвала резкое возрастание тарифов на отопление. Для того чтобы сгладить неминуемый скачок расходов граждан было принято решение выплачивать субсидии на отопление. Их размер напрямую зависит от совокупного дохода семьи. Чем он ниже, тем в большем размере оказывается помощь из бюджета. Расчет величины субсидирования проходит в индивидуальном порядке в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

По общему правилу степень возмещения расходов на отопление рассчитывается исходя из применяемого коэффициента, который в свою очередь устанавливается в зависимости от дохода семьи из расчета на каждого человека. Не каждая семья может претендовать на то, что ей будет положена субсидия на отопительный сезон. Для этого следует иметь среднедушевой доход не выше тридцати тысяч рублей. Те граждане, которые не имеют и десяти тысяч рублей на человека, получают полную компенсацию затрат на тепловую энергию. Для тех кто расположился между этими двумя точками и располагает доходом от десяти до тридцати тысяч на каждого члена семьи установлены свои коэффициенты.

Как получить субсидию на тепло – пошаговая инструкция

Отметим, что расчет и получение компенсации выполняется не автоматически для всех, а по заявительному принципу. Это значит, что для получения субсидий необходимо обратиться в уполномоченный орган с требуемым пакетом документов. В его составе должны быть представлены:

  • паспорта всех членов семьи;
  • свидетельства о браке и о рождении, а также любые другие документы, подтверждающие родство;
  • документы на недвижимость (это может быть либо подтверждающие наличие права собственности на жилье, либо договор найма);
  • справки о доходах всех членов семьи за последние полгода (или другие документы, подтверждающие финансовое состояние семьи);
  • номер открытого в банке счета или пластиковой карты, которые будут использованы для перечисления денежных средств (субсидии).

–>

Если в семье есть безработный, то он должен сделать справку о том, что зарегистрирован на бирже труда. Этот документ оформляется в центре занятости и в обязательном порядке должен быть включенным в предоставляемые документы на субсидию на тепло, иначе они будут отвергнуты. От необходимости собирать все документы избавлены лишь те, кто уже является получателем каких-либо социальных выплат. От них требуется только заполненное по установленному образцу заявление, которое подается в уполномоченный государственный орган в соответствии с местом проживания.

Читайте также:
«Опора» настаивает на передаче доходов от самозанятых в пользу муниципалитетов

Обратите внимание, срок действия полученного разрешения на начисление субсидии составляет шесть месяцев. После того как он закончился, гражданину необходимо снова обратиться в отдел соцзащиты и подтвердить сохранение за собой право на получение субсидии на тепло.

Что представляет собой субсидия для домов с печным отоплением?

Еще одним видом адресного финансирования представляет собой субсидия на твердое топливо. Порядок ее предоставления определен Постановлением Правительства РФ №444. Согласно данному законодательному акту, на такую компенсацию могут рассчитывать семьи, которые пользуются печным отоплением. Ей можно воспользоваться максимум два раза в год. Расчет размера таких выплат производится индивидуально. Он аналогичен алгоритму для субсидии по услугам ЖКХ и зависит от ряда факторов (количество человек в семье, общего дохода, установленных стандартов стоимости коммунальных услуг и др.). Деньги на счет перечисляются единовременно (раз в шесть месяцев).

Получатель должен в обязательном порядке представить документ, подтверждающий факт покупки твердого топлива (в его роли выступает чек), в котором указана стоимость топлива и реквизиты продавшей его организации. Если такой документ не будет предоставлен в течение шести месяцев с момента, как была получена субсидия на дрова или другое топливо, то эта сумма будет рассмотрена как излишне выплаченная. По закону ее необходимо будет вернуть.

Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ на 1 человека в месяц, руб.

Жильцам энергоэффективных домов полагаются льготы

1. Отчеты о недополученных доходах от предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату ЖКУ (далее – отчет) принимаются через Личные кабинеты организаций без их личного обращения в ГКУ «ГЦЖС».

2. Для предоставления субсидии граждане могут подать заявление через Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы или обратиться в Центр государственных услуг г. Москвы “Мои документы” (МФЦ).

3. Предоставление гражданам, ПРОЖИВАЮЩИМ В ТРОИЦКОМ И НОВОМОСКОВСКОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ, компенсаций (льгот) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
— граждане, которые ранее не обращались за предоставлением компенсаций (льгот) на оплату ЖКУ, могут подать заявление на получение компенсации в районные отделы ГКУ «ГЦЖС» (ГО Щербинка, ГО Троицк и Внуково);
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации предоставляются в беззаявительном порядке в случае если срок их действия истекает до 01.03.2022.

О льготах

  • О порядке предоставления льгот по оплате ЖКУ на территории “новой Москвы”
  • Гражданам
  • Организациям
  • Вопрос-ответ
  • Контакты

Информация о льготах

Основные положения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЖКУ)

предоставляются гражданам в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004г. №70 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы”, а также другими законодательными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП “О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг”.

Меры социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты при расчете им платежей за ЖКУ.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным Кодексом Российской Федерации.

К платежам за жилое помещение относятся плата за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт – для собственников жилых помещений, а также плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, газ, отопление и обращение с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:
Отдаленные поселки освободят от применения ККТ

Льготные скидки с оплаты ЖКУ предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

Гражданам, оплачивающим услуги по содержанию жилого помещения по цене, установленной на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, льготные скидки рассчитываются исходя из этой цены, но не выше цены, утвержденной Правительством Москвы.

С 1 июля 2015 года тем гражданам, которые пользуются мерами социальной поддержки по оплате содержания жилого помещения в частном жилищном фонде, предоставляются такие же меры социальной поддержки и по оплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. №833-ПП отдельным категориям граждан, не имеющим право на льготы по оплате жилого помещения в частном жилищном фонде (инвалидам, почетным донорам, многодетным семьям и т.д.), установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт.

Кроме того, дополнительные меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт установлены Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016г. №161-ПП для неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста 70 и 80 лет.

В тех случаях, когда в соответствии с законодательством меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения (стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии), льготные скидки рассчитываются с общей площади, не превышающей:

• для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

• для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

• для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

Если правовыми актами установлено, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов их потребления, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

• от 11.01.1994г. №41 – отопление, газ;

• от 28.07.1998г. №566 – холодная и горячая вода, водоотведение;

• от 20.12.1994г. №1161 – электроснабжение.

В случае, когда гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки (например, скидки на оплату жилого помещения могут быть предоставлены по одному основанию, а на оплату коммунальных услуг – по другому основанию; по разным коммунальным услугам могут предоставляться скидки по разным основаниям).

При наличии в семье нескольких граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, каждый из них вправе воспользоваться своим собственным правом на льготные скидки или пользоваться льготой как член семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ. При этом на каждую единицу потребленного объема услуги (куб.м, Гкал и др.) может быть предоставлена только одна льготная скидка.

К членам семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, относятся совместно с ним проживающие его супруг (супруга), родители и дети, если иное не оговорено в законодательном документе, предоставляющем данные меры социальной поддержки. Другие лица, проживающие совместно с гражданином, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, могут быть признаны членами его семьи при предъявлении документа, подтверждающего отнесение их к членам одной семьи (например, договор социального найма, судебное решение и др.).

При желании гражданина пользоваться льготными скидками на оплату ЖКУ не по месту постоянного жительства (регистрации по месту жительства), а по месту фактического проживания, он должен помимо документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, представить в организацию, производящую расчет платежей за ЖКУ, справку о том, что по месту постоянного жительства платежи за ЖКУ начисляются ему без учета льготных скидок.

Жильцам энергоэффективных домов полагаются льготы

Льготы по оплате ЖКУ

Одним из видов социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг является предоставление мер социальной поддержки в виде льгот на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг (далее — ЖКУ) предоставляются отдельным категориям граждан в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Читайте также:
1С попал под санкции на Украине

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» в Москве более 50 категорий граждан имеют право на льготы по оплате ЖКУ, что значительно больше, чем предусмотрено федеральным законодательством и в других регионах РФ. Для отдельных категорий льготников предусмотрено пользование скидкой по оплате ЖКУ совместно с членами их семей.

Компенсация льгот из городского бюджета предусмотрена ветеранам труда и военной службы, репрессированным, донорам и другим категориям граждан, пользующимся льготами в соответствии с нормативно-правовыми актами города Москвы.

Меры социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты (льготные скидки) при расчете им платежей за ЖКУ.

Льготные скидки предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

Гражданам, оплачивающим услуги содержания и ремонта жилого помещения по ценам, установленным Правительством Москвы, льготные скидки на оплату этих услуг рассчитываются по тем ценам, по которым производится расчет платежей.

С 1 июля 2015 года тем гражданам, которые пользуются мерами социальной поддержки по оплате содержания жилого помещения в частном жилищном фонде, предоставляются такие же меры социальной поддержки и по оплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. №833-ПП отдельным категориям граждан, не имеющим право на льготы по оплате жилого помещения в частном жилищном фонде (инвалидам, почетным донорам, многодетным семьям и т.д.), установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт.

Кроме того, дополнительные меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт установлены Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016г. №161-ПП для неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста 70 и 80 лет (одиноко проживающих, а также проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста).

В тех случаях, когда в соответствии с законодательством меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения (стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии), льготные скидки рассчитываются с общей площади, не превышающей:

• для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

• для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

• для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

Если правовыми актами установлено, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов их потребления, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

• от 11.01.1994г. №41 – отопление, газ;

• от 28.07.1998г. №566 – холодная и горячая вода, водоотведение;

• от 20.12.1994г. №1161 – электроснабжение.

В случае, когда гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки (например, скидки на оплату жилого помещения могут быть предоставлены по одному основанию, а на оплату коммунальных услуг — по другому основанию; по разным коммунальным услугам могут предоставляться скидки по разным основаниям).

При наличии в семье нескольких граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, каждый из них вправе воспользоваться своим собственным правом на льготные скидки или пользоваться льготой как член семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ. При этом на каждую единицу потребленного объема услуги (куб.м, Гкал и др.) может быть предоставлена только одна льготная скидка.

К членам семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, относятся совместно с ним проживающие его супруг (супруга), родители и дети, если иное не оговорено в законодательном документе, предоставляющем данные меры социальной поддержки. Другие лица, проживающие совместно с гражданином, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, могут быть признаны членами его семьи при предъявлении документа, подтверждающего отнесение их к членам одной семьи (например, договор социального найма, судебное решение и др.).

Читайте также:
Топливные акцизы будут подняты

При желании гражданина пользоваться льготными скидками на оплату ЖКУ не по месту постоянного жительства (регистрации по месту жительства), а по месту фактического проживания, он должен помимо документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, представить в организацию, производящую расчет платежей за ЖКУ, справку о том, что по месту постоянного жительства платежи за ЖКУ начисляются ему без учета льготных скидок.

Возмещение выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны), т.е. выплата компенсаций производится на основании договора, заключаемого между Городским центром жилищных субсидий и организацией, получающей бюджетные средства. Порядок возмещения выпадающих доходов регулируется постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 № 411-ПП.

Подробная информация о предоставлении льгот размещена на сайте Городского центра жилищных субсидий.

«Шесть соток» примут до конца года

Госдума с подачи Правительства РФ приняла 21 декабря 2017 года очередной закон, который внёс много изменений в Налоговый кодекс РФ ( Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Среди них есть новая налоговая льгота по земельному налогу для пенсионеров – это право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы. Можно ли будет получить пенсионерам полное освобождение от земельного налога на 6 соток в 2018 году? Потребуется ли собирать и сдавать в налоговую инспекцию документы о размере земельного участка? Как будет рассчитываться налог, если участок больше 6 соток? Подробно анализируем суть новшества и рассказываем, как пенсионеру воспользоваться вычетом по налогу на землю и получить освобождение.

Как было до 2018 года

Для начала посмотрим на нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся льгот по земельному налогу. На основании п. 5 ст. 391 НК РФ в прежней редакции некоторые категории физических лиц – плательщики земельного налога имели право на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей в рамках одной муниципальной территории, где расположен участок, принадлежащий им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.

То есть, вычет предоставлялся в виде фиксированной суммы. Налоговые инспекции сами учитывали эту льготу при расчете земельного налога и формировали сводные налоговые уведомления уже за вычетом этой «льготы».

Однако эта льгота касалась только 7 категорий плательщиков:

1) Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов ВОВ, иных боевых действий;

5) чернобыльцев, кого затронула авария на заводе «Маяк» (р. Теча) и события на Семипалатинском полигоне;

6) испытателей ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторов аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

Данный вычет никак не зависел от кадастровой стоимости земли, а также материального положения плательщиков земельного налога. Например, пенсионеров в данном перечне нет. Многие отмечали эту несправедливость, что удалось достучаться и до главы государства.

Что сказал Путин о земельном налоге

14 декабря 2017 года состоялась масштабная пресс-конференция Владимира Путина. Среди прочего, был поднят и вопрос о земельном налоге.

Журналистка из Пскова задала Президенту резонный вопрос о том, что за последние 1,5 года в России резко повысились кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. И это коснулось в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз. Она отметила, что в Пскове садоводы даже выходили на митинги. После них региональные власти рекомендовали муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена. Можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?

Владимир Путин отметил: «Да, это реальный вопрос».

«Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже вполне естественно и правильно.

Читайте также:
ЦБ предлагает перейти на оформление электронных кассовых документов

Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть, вообще, основаны на каких‑то реалиях. Они должны быть основаны на реальных доходах населения. Это не может быть оторвано от жизни. Нельзя проводить шоковую терапию, как в 90‑е годы. Это просто недопустимо.

Сейчас не будем здесь ругаться на тех, кто принимал соответствующие решения. И в начале этого пути люди часто обращали на это внимание, но инициаторы этого процесса всегда говорили о том, что это будут сбалансированные решения. То, о чём Вы сказали, явно говорит о том, что решения оказались несбалансированными.

У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.

Вы про Псков сказали, а что говорить про Московскую область, Ленинградскую область, другие регионы Российской Федерации вокруг городов-миллионников? Поэтому думаю, что в самое ближайшее время – я Вам благодарен за этот вопрос – такое поручение обязательно дам Правительству.

Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 000 рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 000 рублей.

Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во‑первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.»

Эта позиция Президента России дала немедленный толчок законодателям на разработку соответствующих поправок в нормы НК РФ о земельном налоге. И они не заставили себя долго ждать. Более того, ради нового вычета по земельному налогу для пенсионеров был дополнен законопроект, который изначально касался только уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых инофирм. Депутаты даже поменяли его название на более общее – «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговая льгота по земле с 2018 года

Согласно новой редакции п. 5 ст. 391 НК РФ база по налогу подлежит уменьшению не на необлагаемую сумму в 10 000 рублей, а «на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка».

В итоге с 2018 года налоговый вычет представляет собой не фиксированную сумму в рублях, а зависит от кадастровой оценки участка в части шести сотен квадратов земли.

Перечень льготных категорий остался прежним, но пополнился пенсионерами (новый подп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причём всех категорий:

  • кто получает пенсии, назначенные в рамках пенсионного законодательства;
  • мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, которым по закону положено ежемесячное пожизненное содержание.

Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере кормильца и при досрочной пенсии (например, педагодам или медикам) право на новый вычет тоже положено.

Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет. Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.

Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит, 600 квадратов земли – это 6 соток.

Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные категории согласно НК РФ (см. выше).

Если после вычета налоговая база имеет отрицательное значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с оставшихся соток после вычета из них шести соток.

Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по следующей формуле:

НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ – 6 СОТОК

Порядок применения нового налогового вычета

Если на пенсионера оформлено несколько земельных участков, воспользоваться новой налоговой льготой можно только по одному из них на выбор плательщика. Об этом говорит новый п. 6.1 ст. 391 НК РФ.

Читайте также:
Дворкович не считает планируемое повышение НДФЛ существенным

О таком выборе участка нужно известить налоговиков. Установлен срок – до 1 ноября года, который выступает налоговым периодом. То есть с которого льготник желает применять вычет по соответствующему участку. Причём это решение должно быть окончательным: после 1 ноября года переиграть его и подать уточнённое уведомление уже с иным участком – нельзя.

ПРИМЕР

Пенсионерка Широкова имеет на 2018 год в собственности 2 земельных участка. В конце октября 2018 года она уведомила ИФНС об участке, по которому хочет получить вычет за период 2018 года.

Обратите внимание: форму уведомления о выбранном участке, и порядок его заполнения утверждает ФНС России. Наверняка будет разработан и его электронный формат, чтобы отправлять через личный кабинет физлица на сайте ФНС России. И что немаловажно, направить этот документ можно в любую инспекцию по своему выбору.

Если льготник по каким-либо причинам не успел подать уведомление либо вообще проигнорировал эту возможность, без вычета он не останется. Инспекция при расчёте налога применит его в отношении того участка, по которому исчисленный налог будет самым большим. Что вполне справедливо.

Правила переходного периода

Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.

Вот пример такого уведомления:

от Широковой Елены Алексеевны

Уведомление

На основании пунктов 5 и 6.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ прошу применить налоговый вычет по земельному налогу за 2017 год в отношении земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, с кадастровым номером: 55:01:4512789:457.

Широкова /Е.А. Широкова/

Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.

ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.

Широкова – пенсионерка и имеет в собственности 2 земельных участка площадью 8 и 10 соток. За 2017 год по одному из них она вправе заявить вычет.

Поскольку участок в 8 соток расположен рядом с городом и имеет более высокую кадастровую стоимость, именно о нём Широкова решила уведомить налоговую инспекцию, что желает применить вычет.

В итоге земельный налог за 2017 год ей будет рассчитан:

  • за участок в 8 соток – как за 2 сотки;
  • за участок в 10 соток – за все 10 соток.

На наш взгляд, не совсем ясно, зачем вообще введена возможность подавать уведомление о выборе земельного участка, по которому льготник желает использовать налоговый вычет, если инспекция всё равно при расчёте применит его в отношении объекта с наибольшей суммой налога.

«Бесплатные» шесть соток и списанные пени: какие долги россиянам простят в ходе налоговой амнистии

Госдума приняла во втором чтении законопроект, направленный на реализацию инициативы президента о списании долгов по имущественным налогам. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении намечено на 21 декабря.

Кому и что простят

Поправки в законодательство позволят списать долги по транспортному налогу, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, отмечает РИА Новости. Но не все, а только те, которые появились до 1 января 2015 года. То есть в 2018 году налоговики могут направить уведомление и требовать перечислить в бюджет налоги лишь за 2015—2017 годы. Задолженность по пеням, начисленным за недоимку по имущественным налогам, также будет списана.

Что касается налоговых долгов индивидуальных предпринимателей, накопившихся на 1 января 2015 года, то они также будут списаны (за исключением НДПИ, акцизов и платежей при внешней торговле). Индивидуальным предпринимателям будут прощены недоимки и по страховым взносам, но уже за период до 1 января 2017 года. Также будет списана задолженность по пеням и штрафам.

Чиновники обещают, что всё списание будет осуществляться без участия граждан, силами самих налоговиков. Речь также идёт о списании налоговых долгов от «условных доходов», указал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Читайте также:
Топилин рассказал, как теневые работники пополнили ПФР-овский бюджет

«Это доходы, которые на самом деле реально не существуют. Например, банки списывают часть долга в процентах по выданному кредиту, когда они видят, что лицо не в состоянии выплачивать этот кредит. Дело в том, что в соответствии с действующим налоговым законодательством все эти средства после их списания становятся доходом лица, и, следовательно, осуществив такое прощение долга, банк или компания должны немедленно известить налоговую службу о том, что с этих доходов лица должны уплатить подоходный налог», — сказал депутат.

«Бесплатные» шесть соток

Также налоговые послабления коснутся пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Их освободят от кадастровых налогов на земельные участки — так называемого налога на шесть соток.

Налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Если такой выбор не сделан, вычет предоставляется налоговым органом в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Сейчас льготные категории граждан освобождены от уплаты налога на квартиры и другую недвижимость, но не на земельные участки: за них предусмотрен денежный вычет в 10 тыс. рублей из кадастровой стоимости участка. Как следует из текста поправки, обязанность платить земельный налог останется у обладателей земли площадью больше 6 соток, но только из расчёта за оставшиеся квадратные метры.

По поручению президента

Законопроект появился как реализация предложений президента Владимира Путина, озвученных им на ежегодной пресс-конференции. Так, он предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей, накопивших налоговую задолженность в силу несовершенства налоговой системы, от её выплаты.

«На что точно нужно обратить внимание уже сегодня и сейчас — на некоторые налоги, которые тяжёлым бременем на бизнес и граждан ложатся и не отвечают интересам ни самих граждан или бизнеса, ни государства в целом. Капремонт, например. Или, скажем, налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые и с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы. Эти задолженности касаются 42 млн человек, и общий объем этой задолженности — 41 млрд рублей. Думаю, что нужно освободить людей от этих выплат. И сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговую инспекцию», — сказал Владимир Путин.

То же самое, отметил президент, нужно сделать и для индивидуальных предпринимателей.

«Это 15 млрд рублей — и касается 2,9 млн человек. Человек начал бизнес, но что-то не получилось, а налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода», — пояснил он.

По словам председателя исполкома Российского союза налогоплательщиков России, члена общественного совета при Федеральной налоговой службе Артёма Кирьянова, налоговая амнистия не станет поводом для повышения других налогов.

«То, что принят закон о налоговой амнистии, никоим образом не отразится на повышении других налогов. Более того, те суммы, которые обсуждались в рамках принятия закона, они, конечно, значительные, но не являются чрезмерной нагрузкой для консолидированного бюджета РФ. Главный момент, о котором надо помнить, что произошло не общее списание с тех налоговых задолженностей, а только тех, которые нельзя взыскать в силу закона, а у граждан из-за этого страдает и налоговая, и кредитная история. Либо те налоги, которые должны были взиматься с виртуальных денег, — это как раз тот случай, когда мы поддерживаем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В частности, по ипотечным кредитам, в рамках Межведомственной комиссии по заявкам гражданам и кредитных организаций, мы уменьшаем кредиты граждан, а банки уменьшают свои ожидания от человека. Это решение — очень вовремя, и налогоплательщики ожидали его», — отметил Кирьянов.

По его словам, не стоит считать, что задолженности прощаются правонарушителям в налоговой сфере.

«Ещё одна составляющая налоговой амнистии — это списание задолженностей по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей, которые в своё время не поняли, что такое ИП, не начали деятельность. Но на них всё равно начислялись налоги, штрафы и пени. Таким образом, выпадающий доход бюджета, он только декларативно высокий и составляет более 40 миллиардов, а что мы из этого могли бы реально получить, то тут, скорее, ничего государство не получило бы, кроме длительного процесса, связанного с администрированием этих сборов. Налоговая амнистия — не амнистия правонарушителей в налоговой сфере. Это приведение в соответствие с реальностью тех ситуаций по задолженностям, которые взыскать уже нельзя в силу закона», — заключил Кирьянов.

Читайте также:
Имущественный налог могут сократить на инвестиции в коммунальные сети

Шесть соток по новому закону

www.vkonline.ru.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ “О ведении гражданами садовод­ства и огородничества для собственных нужд”, который должен существенно изменить жизнь российских дачников. Для наших читателей газета “Грани” подготовила обзор материалов “Российской газеты” по дачному вопросу.

Только сад и огород
Уходит в прошлое такое понятие, как дачное товарище­ство. Останутся только садоводческие и огороднические товарищества. Разница между ними существенная. В садоводческих можно строить жилые дома для постоянного проживания. А вот огороднические предназначены только для выращивания овощей и фруктов, на таких участках могут быть только хозяйственные постройки для хранения инвентаря и урожая. Нужно понимать, что эти хозяйственные постройки никогда не станут объектами недвижимости, и зарегистрировать право собственности на них будет невозможно.
Если вы ранее построили какой-то объект на огородном земельном участке и право собственности зарегистрировано, не беспокойтесь, закон предусмотрел этот случай, и ваше право будет дальше продолжать существовать.
Законом устанавливается четкий принцип: одна территория — одно товарищество. Если на одной территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) было создано второе юридическое лицо, но без земли, то это юрлицо подлежит ликвидации.

Два вида взносов
Закон закрепил только два вида взносов: членские и целевые. До этого же существовало пять видов взносов: вступительные, членские, целевые, паевые и дополнительные! Членские взносы можно расходовать, как и ранее, на хозяйственные нужды товарищества — заработную плату членам правления, налоги, взносы в фонды, вывоз мусора, охрану, благоустройство земель общего пользования. Целевые взносы могут расходоваться, по сути, на что угодно. Главное, заручиться решением общего собрания.
Членские взносы, которые обычно делаются раз в год, станут одинаковыми и у членов садоводческого или огороднического товарищества, и у индивидуальных садоводов-огородников. При этом расширяются права индивидуалов. Теперь они могут участвовать в общих собраниях членов объединений и голосовать по всем вопросам, связанным с периодичностью и величиной взносов. Но вот в выборах председателя и членов правления индивидуалы участия принимать по-прежнему не будут.
За неуплату — исключить
Если дачник больше двух месяцев после установленной даты не уплачивает членские или целевые взносы, его могут исключить из членов садоводческого или огороднического товарищества. Но исключить из членов объединения можно только по решению общего собрания, при этом председатель товарищества не позднее чем за месяц до дня проведения общего собрания, на котором планируется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества, направляет данному человеку предупреждение о недопустимости неисполнения обязанности по уплате взносов.

Хочешь — пропишись
С 2019 года на всех дачах можно будет прописаться так же, как и на землях для индивидуального жилищного строительства. Основные критерии для прописки на даче следующие:
1) участок должен быть предназначен для ведения садоводства;
2) находиться в границах населенного пункта (категория “земли населенных пунктов” или “земли сельскохозяйственного назначения”);
3) дом должен соответствовать градостроительным требованиям — не выше 3 этажей и 20 метров; не разделен на квартиры;
4) иметь признаки капитального жилого помещения — надежные несущие кон­струкции и крышу, инженерные системы: электроосвещение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляцию, газоснабжение (в газифицированных районах).
Важный момент: дом должен быть оформлен в собственность и ему необходимо присвоить почтовый адрес (делается это через администрацию муниципалитета, на территории которого расположено садоводческое товарищество).
А вот доказывать факт того, что дачный дом является единственным жильем, не нужно. Если человек постоянно живет за городом, то ему удобнее и зарегистрироваться по месту фактического проживания, чтобы иметь возможность пользоваться всеми социальными услугами.

Устав и безналичный расчет
Согласно Закону № 217-ФЗ с 1 января все садовые товарищества должны открыть счет в банке и вести все расчеты (принимать взносы, рассчитываться с поставщиками тепла, электроэнергии, воды, газа и так далее) только безналичным способом. Решение об открытии и закрытии банковских счетов должно принимать общее собрание товарищества, контролировать внесение взносов — правление. Вместе с тем закон не устанавливает каких-либо санкций за прием взносов наличными после 1 января 2019 года.
В то же время, как и раньше, всю информацию об израсходованных средствах члены товарищества смогут получить только от правления, но не от банка, поскольку это является банковской тайной — член товарищества не является стороной договора банковского счета, он заключается между товариществом и банком.
Изменения порядка внесения и расчетов взносов так же, как и другие новшества Закона № 217-ФЗ, должны быть отражены в новой редакции устава товарищества. Законодательно установленных жестких временных рамок для приведения учредительных документов в соответствие с новым законом нет: согласно переходным положениям Закона № 217-ФЗ уставы объединений, созданных до вступления его в силу, подлежат приведению в соответ­ствие с ним при первом их изменении.
Успеть до 1 марта
Только до 1 марта действует упрощенный порядок регистрации права на жилые и садовые дома. Для этого нужно сделать всего три шага: первый — необходимо обратиться к кадастровому инженеру, второй — с его помощью заполнить декларацию об объекте и подготовить технический план, и третий шаг — подать эти документы в Росреестр через МФЦ.
Особенно актуален этот порядок для людей, которые уже завершили строительство своего дома. Это сильно облегчит им жизнь. А те дачники, которые начали строительство жилого дома, но не успеют его закончить до 1 марта, могут подать в органы местного самоуправления уведомление о начале строительства. Если вы собственник земельного участка и еще не приступили к строительству, определяйтесь, когда и что вы планируете построить, какими будут параметры этого дома, и подавайте уведомление в органы местного самоуправления перед началом строительства. С 1 марта уведомительный характер станет обязательным для недвижимости, которая возводится на землях для индивидуального жилищного строительства и на землях СНТ.

Читайте также:
Россия готовится к майнерам из Китая

Регистрируем по уведомлению
Закон обязывает собственника подавать уведомление о строительстве дачного дома в администрацию населенного пункта. В этом документе сам заявитель описывает площадь застройки, планируемую высоту дома, количество этажей и делает графическое описание месторасположения дома на земельном участке. Местная администрация рассматривает уведомление на соответствие этих параметров градостроительным нормам.
Уведомительный характер документа предполагает, что можно и не ждать ответа от местных чиновников. Но все-таки лучше дождаться, чтобы потом не переделывать то, что построено. Ведь зарегистрировать недвижимость можно будет после еще одного уведомления, которое вместе с техническим планом застройщик подает в ту же администрацию после окончания стройки. И именно администрация будет отправлять документы в Росреестр для постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности.
В случае, если в процессе строительства собственник решил изменить первоначальный план дома, необходимо уведомить администрацию, и никаких проблем с последующей регистрацией не будет.

Самострой вне закона
Все жилые или садовые постройки должны быть зарегистрированы. Если вы построили дом и не воспользовались упрощенным порядком регистрации жилой и садовой недвижимости, не направили уведомление, то фактически вы создали самовольную постройку. Это значит, что суд может обязать вас ее снести или привести в соответствие с градостроительными требованиями, и делается это за счет соб­ственника земельного участка. Поэтому при приобретении земельного участка, на котором уже есть строение, но это строение не оформлено, вы рискуете стать собственником самовольной постройки, которую не сможете зарегистрировать, или потом вам придется уже за свой счет приводить ее в соответствие с градостроительным законодательством либо осуществлять снос.
Это очень важно понимать тем, кто планирует приобретение: нужно покупать земельный участок и дачную постройку только с оформленными документами.
“Российская газета” от 1, 15 и 26 января

ЦИФРЫ
60 млн дачников зарегистрированы в России,
по оценке Союза садоводов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: