Закон об авторском праве: защита, глава 70 ГК РФ, Бернская конвенция, 70 лет со дня смерти автора

Глава 70. Авторское право (ст. 1255 – 1302)

Глава 70. Авторское право

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

  • Статья 1255. Авторские права
  • Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
  • Статья 1257. Автор произведения
  • Статья 1258. Соавторство
  • Статья 1259. Объекты авторских прав
  • Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  • Статья 1261. Программы для ЭВМ
  • Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных
  • Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
  • Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков
  • Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
  • Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
  • Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
  • Статья 1268. Право на обнародование произведения
  • Статья 1269. Право на отзыв
  • Статья 1270. Исключительное право на произведение
  • Статья 1271. Знак охраны авторского права
  • Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
  • Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
  • Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  • Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
  • Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
  • Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
  • Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
  • Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования
  • Статья 1280. Право пользователя программы для ЭВМ и базы данных
  • Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
  • Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
  • Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству
  • Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
  • Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
  • Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
  • Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства
  • Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора
  • Статья 1288. Договор авторского заказа
  • Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа
  • Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения
  • Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
  • Статья 1292. Право доступа
  • Статья 1293. Право следования
  • Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
  • Статья 1295. Служебное произведение
  • Статья 1296. Произведения, созданные по заказу
  • Статья 1297. Произведения, созданные при выполнении работ по договору
  • Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
  • Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав
  • Статья 1300. Информация об авторском праве
  • Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
  • Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав
>
Авторские права
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон об авторском праве: защита, глава 70 ГК РФ, Бернская конвенция, 70 лет со дня смерти автора

от 9 сентября 1886 года

(дополненная в Париже 4 мая 1896 года, пересмотренная
в Берлине 13 ноября 1908 года, дополненная в Берне
20 марта 1914 года и пересмотренная в Риме
2 июня 1928 года, в Брюсселе 26 июня 1948 года,
в Стокгольме 14 июля 1967 года и в Париже
24 июля 1971 года, измененная 28 сентября 1979 года)

* Россия присоединилась к Конвенции (см. постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 года N 1224) со следующим заявлением: “. действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием”.

Вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 года

Страны Союза, воодушевленные единым стремлением обеспечить охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения наиболее эффективными и единообразными способами,

признавая значение работы Конференции по пересмотру Конвенции, состоявшейся в Стокгольме в 1967 году,

Читайте также:
Официальный сайт реестра товарных знаков Роспатента ФИПС: особенности включения в реестр и регистрации

решили пересмотреть Акт, принятый Конференцией в Стокгольме, оставив без изменений статьи с 1 по 20 и с 22 по 26 этого Акта.

В соответствии с этим нижеподписавшиеся Полномочные представители, по представлении своих полномочий, найденных в надлежащем порядке и должной форме, согласились с нижеследующим:

Статья 1
(Образование Союза)*

* Каждой статье и Дополнительному разделу были присвоены заголовки для удобства пользования текстом. В подписанном тексте заголовков нет.

Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Статья 2
(Охраняемые произведения: 1.”Литературные и
художественные произведения”; 2. Возможное
требование фиксации; 3. Производные
произведения; 4. Официальные тексты;
5. Сборники; 6. Обязательство об охране;
лица, пользующиеся охраной; 7. Произведения
прикладного искусства и промышленные образцы;
8. Новости)

(1) Термин “литературные и художественные произведения” охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

(2) Однако законодательством стран Союза может быть предписано, что литературные и художественные произведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме.

(3) Переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

(4) Законодательством стран Союза может определяться охрана, предоставляемая официальным текстам законодательного, административного и юридического характера и официальным переводам таких текстов.

(5) Сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников.

(6) Произведения, указанные в настоящей статье, пользуются охраной во всех странах Союза. Эта охрана осуществляется в пользу автора и его правопреемников,

(7) С учетом положений статьи 7 (4) настоящей Конвенции законодательством стран Союза может определяться степень применения их законов к произведениям прикладного искусства и промышленным образцам и моделям, а также условия охраны таких произведений, образцов и моделей. В отношении произведений, охраняемых в стране происхождения исключительно как образцы и модели, в других странах Союза может быть истребована лишь специальная охрана, предоставляемая в данной стране образцам и моделям; однако, если в данной стране не предоставляется такой специальной охраны, эти произведения охраняются как художественные произведения.

(8) Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Статья 2
(Возможное ограничение охраны определенных произведений:
1. Определенные речи; 2. Определенное использование
лекций и выступлений; 3. Право на подготовку сборников
таких произведений)

(1) Законодательством стран Союза могут полностью или частично изыматься из охраны, предусмотренной предыдущей статьей, политические речи и речи, произнесенные в ходе судебных процессов.

(2) Законодательством стран Союза могут также определяться условия, на которых лекции, выступления и другие произнесенные публично произведения такого рода могут воспроизводиться в прессе, передаваться в эфир, сообщаться для всеобщего сведения по проводам и составлять предмет публичных сообщений, предусмотренных в статье 11 (1) настоящей Конвенции, когда такое использование оправдывается информационной целью.

(3) Однако автор пользуется исключительным правом подготавливать сборники своих произведений, упомянутых в предыдущих пунктах.

Статья 3
(Критерии для предоставления охраны: 1. Гражданство
автора; место опубликования произведения;
2. Местожительство автора; 3. “Опубликованные”
произведения; 4.”Одновременно опубликованные”
произведения)

(1) Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется:

(a) к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, вне зависимости от того, опубликованы они или нет;

(b) к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, впервые опубликованных в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

Читайте также:
Подакцизные товары: какие ими признаются, перечень на 2021 год, ставки

(2) Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей настоящей Конвенции к гражданам этой страны.

(3) Под “опубликованными произведениями” следует понимать произведения, опубликованные с согласия их авторов, вне зависимости от способа изготовления экземпляров, при условии, что количество имеющихся в обращении экземпляров способно удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение архитектурного произведения.

(4) Произведение считается опубликованным одновременно в нескольких странах, если оно было опубликовано в двух или более странах в течение тридцати дней после первой публикации.

Статья 4
(Критерии для предоставления охран
кинематографическим произведениям,
произведениям архитектуры и определенным
художественным произведениям)

(1) Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется, даже если условия, предусмотренные статьей 3, не будут выполнены, по отношению к:

(a) авторам кинематографических произведений, создатель которых имеет свое основное место работы или обычное местожительство в одной из стран Союза;

(b) авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

Статья 5
(Гарантированные права: 1. и 2. Вне страны
происхождения; 3. В стране происхождения;
4.”Страна происхождения”)

(1) В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или могут быть предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией.

(2) Пользование этими правами и их осуществление не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана.

(3) Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

(4) Страной происхождения считается:

(a) для произведений, впервые опубликованных в какой-либо стране Союза, – эта страна; для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Союза, предоставляющих различные сроки охраны, – та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;

(b) для произведений, опубликованных одновременно в какой-либо стране, не входящей в Союз, и в одной из стран Союза, эта последняя страна;

(c) для неопубликованных произведений или для произведений, опубликованных впервые в стране, не входящей в Союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, – та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что

в отношении кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна, и

в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна.

Статья 6
(Возможное ограничение охраны в отношении
определенных произведений граждан определенных
стран, не входящих в Союз: 1. В стране первой
публикации и в других странах; 2. Отсутствие
обратной силы; 3. Уведомление)

(1) Если любая не входящая в Союз страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов, которые являются гражданами одной из стран Союза, эта последняя страна может ограничить охрану, предоставляемую произведениям авторов, которые на дату первой публикации этих произведений являются гражданами другой страны и которые не имеют своего обычного местожительства в одной из стран Союза. Если страна, в которой впервые было опубликовано произведение, воспользуется этим правом, другие страны Союза не обязаны предоставлять произведениям, подчиненным такому особому режиму, более широкую охрану, чем та, какая предоставлена им в стране первой публикации.

Читайте также:
Что проверяет Роспотребнадзор в детском саду, школе, ДОУ

(2) Никакие ограничения, установленные на основании предшествующего пункта, не затрагивают права, которые приобретены автором на произведение, опубликованное в какой-либо стране Союза до введения в действие такого ограничения.

(3) Страны Союза, ограничивающие в соответствии с настоящей статьей предоставление авторского права, уведомляют об этом Генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее именуемого “Генеральный директор”) путем письменного заявления, определяющего страны, в отношении которых охрана ограничивается, а также ограничения, которым подвергаются права авторов – граждан этих стран. Генеральный директор немедленно сообщает об этом заявлении всем странам Союза.

Статья 6
(Личные неимущественные права: 1. Требовать признания
авторства; возражать против определенных изменений и
других действий, нарушающих права; 2. После смерти автора;
3. Средства защиты)

(1) Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

(2) Права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения срока действия его имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой потребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора.

(3) Средства защиты для обеспечения прав, предоставляемых настоящей статьей, регулируются законодательством страны, в которой потребуется охрана.

Статья 7
(Срок охраны: 1. Общее положение; 2. Для
кинематографических произведений;
3. Для произведений, выпущенных
анонимно или под псевдонимом;
4. Для фотографических произведений и
произведений прикладного искусства;
5. Дата начала отсчета; 6. Более длительные сроки;
7. Более короткие сроки; 8. Применимое
законодательство; “сравнение” сроков)

(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

(2) Однако для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо – если в течение пятидесяти лет со времени создания такого произведения это событие не наступит – что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после создания произведения.

(3) Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения. Однако, если принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, сроком охраны является срок, предусмотренный пунктом (1). Если автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение вышеуказанного срока, то применяется срок охраны, предусмотренный пунктом (1). Страны Союза не обязаны охранять произведения, выпущенные анонимно или под псевдонимом, в отношении которых есть все основания предполагать, что со времени смерти их автора прошло пятьдесят лет.

(4) Законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений; однако этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания такого произведения.

(5) Срок охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пунктами (2), (3) и (4), исчисляются со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но отсчет сроков всегда начинается с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события.

Распространяется ли авторское право на произведения возрастом более 70 лет? Платить или не платить?

я хотел бы опубликовать в журнале фотографию, сделанную в середине 19 века. По российскому законодательству, мне кажется, что я могу это сделать легально и бесплатно.

Но фонд, который владеет оригиналом снимка, просит у меня порядка ста фунтов за право публикации.

Читайте также:
Проверка иностранных контрагентов: благонадежность, деловая репутация, правовой статус, домициль, юрисдикция

Обязан ли я заплатить эти деньги?

Для уточнения, речь не идет о рекламе, статья искусствоведческая, а журнал, в который я планирую разместить статью издается некоммерческой организацией с образовательными целями.

Здравствуйте Александр, согласно ст.1259 ГК РФ фотография является объектом авторских прав — фотографическое произведение и его охрана бессрочна как сказано в ст.1267 ГК РФ. Поэтому лучше согласиться на оплату и условия предлагаемые защитнику таких прав чем рисковать и обнаружить наследников автора, которые вправе предъявить иск о незаконном использовании фотографического произведения.

Получается, что размещая статью на безвозмездных условиях в журнале с бескорыстными целями, где ценна именно сама статья, и только лишь иллюстрацией к этой статье служит изображение (фотография), я должен оплатить фотографию? По моему все, что связано с авторским правом полно абсурда. В данном случае, если я обязан заплатить, я откажусь от создания статьи.

Тогда как же трактовать переход в общественное достояние по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения?

После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения. А если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Разве этот же закон не распространяется на фотографии, если с момента смерти их автора прошло 70 лет?

Уважаемые юристы! Спасибо вам огромное за отклики! Все развернуто, подробно, детально, но. я не юрист :( и я потерялся в закоулках конвенций и словоформ, и в конце концов – я так и не понимаю, какое действие мне совершить дальше.

В итоге, Вы рекомендуете: Оплатить фотографию или публиковать статью без оплаты?

Цена указана в фунтах, так как Фонд британский. Им написал сам с запросом, о возможности прикрепить фотографию к моей статье, с целью иллюстрирования статьи об истории российской фотографии, которой исполняется в этом году 175 лет, после чего обнаружил данную фотографию в высоком разрешении у себя. Фонд же попросил купить право на публикацию фотографии.

Ответ Юлии (Ярославль) мне очень импонирует! :)

Александр, а почему фонд просит у вас оплатить в валюте? Это иностранный фонд?

В соответствии со ст. 9 Закона № 231 — ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского Кодекса РФ»:

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами статей 1228, 1267 и 1316 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведений науки, литературы и искусства, а также авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется в соответствии с правилами статей 1228, 1267 и 1316 Гражданского кодекса Российской Федерации, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой Кодекса.

Требования фонда выплатить вознаграждение не законно, если прошли 70 лет с момента смерти автора или 70 лет с момента обнародования после смерти.

Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

1. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Читайте также:
Уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности: скачать бланк заявления

///Отвечаю лишь потому, чтобы ответ выше не ввёл Вас в заблуждение.///

Иван, чей ответ? Если мой, то наши мнения совпали и не противоречат друг другу. :) Ваш ответ во многом повторяет мой.

///Александр, на момент написания моего сообщения, на вопрос был дан только один ответ (само собой, самый первый), он и побудил ответить.///

Иван, разобрались. :) Лучше указывайте фамилию коллеги, с которым не согласны, чтобы не было недоразумений.

Отвечаю лишь потому, чтобы ответ выше не ввёл Вас в заблуждение.

В сфере авторских прав одним из самых основных ныне действующих международных соглашений является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года.

Данная конвенция ратифицирована РФ.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии, в силу п.1 ст. 2 Бернской конвенции по охране
литературных и художественных произведений, а также прямого указания п. 1
ст. 1259 ГК РФ, являются объектами авторского права. При этом, согласно
норме той же статьи, фотографические произведения относятся к объектам
авторского права независимо от достоинств и назначения произведения. На
основании п. 2 ст. 5 Бернской конвенции[1], Пользование
этими (т.е. авторскими — прим. автора) правами и их осуществление не
связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей,

При этом согласно п. 2 ст. 5 Бернской конвенции,

объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для
охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в
которой истребуется охрана

И в данном случае уже применяется нормы ст. 1281 ГК РФ:

1. Исключительное
право на произведение действует в течение всей жизни автора и
семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти
автора. Исключительное
право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение
всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет,
считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2.
На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок
действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1
января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в
течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно
или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет
далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в
течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти
автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования
произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его
обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение
семидесяти лет после смерти автора.

P.S. прошу обратить внимание, на то, что 70-летний срок действия исключительного права после смерти автора был введён относительно недавно.

С высокой вероятностью срок действия исключительного права уже истёк, поэтому использовать можно любым способом при отсутствии нарушений личных неимущественных прав.

Известные стихи, картины и персонажи — как использовать в своих товарах

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права.

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону.

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение.

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Читайте также:
Исключение из СРО: причины, восстановление членства, закрытие, приостановление, некоммерческие структуры

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г .

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда. Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды. Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт.

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012 .

Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция.

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2018 .

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс. Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации. Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом» .

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Читайте также:
Правый руль у автомобиля окончательно запрещен в России: когда вступит запрет на все машины

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут .

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора.

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016 .

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто 🤑

В 2015 году Музей Эрмитаж запретил предпринимательнице использовать картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» в дизайне магазинов одежды. Предпринимательница не получала разрешение дирекции музея. Дизайн пришлось переделать — дело № А63-18468/2012 .

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Особый случай: портрет известного человека на товаре

Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ.

Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.

К примеру, для запуска линейки одежды с профилями известных писателей надо выяснить, у кого живы дети, супруги или родители. Дальше — получить согласие на печать. Иначе предприниматель рискует ввязаться в спор с наследниками и потерять товар. Подобное случилось между дочерью Юрия Гагарина и АО «Гознак» из-за коллекционных медалей с портретом космонавта. Суд сказал, что согласие семьи на печать портрета известной личности обязательно. Тираж бы запретить, но медали уже распроданы — дело № 33-38075/2017 .

Статья актуальна на 11.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора. Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Читайте также:
Где и как получить лицензию на алкоголь для продажи, при изготовлении: порядок получения и продления, образец доверенности и заявления, другие документы

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Ответственность при нарушении авторского права

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Читайте также:
Личный кабинет ЕГАИС: инструкция, вход, регистрация

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Глава 70. Авторское право

Глава 70. Авторское право

  • Статья 1255. Авторские права
  • Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
  • Статья 1257. Автор произведения
  • Статья 1258. Соавторство
  • Статья 1259. Объекты авторских прав
  • Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  • Статья 1261. Программы для ЭВМ
  • Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных
  • Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
  • Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков
  • Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
  • Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
  • Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
  • Статья 1268. Право на обнародование произведения
  • Статья 1269. Право на отзыв
  • Статья 1270. Исключительное право на произведение
  • Статья 1271. Знак охраны авторского права
  • Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
  • Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
  • Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  • Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
  • Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
  • Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
  • Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
  • Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования
  • Статья 1280. Право пользователя программы для ЭВМ и базы данных
  • Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
  • Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
  • Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству
  • Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
  • Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
  • Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
  • Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства
  • Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора
  • Статья 1288. Договор авторского заказа
  • Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа
  • Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения
  • Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
  • Статья 1292. Право доступа
  • Статья 1293. Право следования
  • Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
  • Статья 1295. Служебное произведение
  • Статья 1296. Произведения, созданные по заказу
  • Статья 1297. Произведения, созданные при выполнении работ по договору
  • Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
  • Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав
  • Статья 1300. Информация об авторском праве
  • Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
  • Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав

Комментарии и консультации юристов по главе 70 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по главе 70 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Из-за возможности присоединения к Бернскому союзу (страны – участники Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений) Россия была вынуждена увеличить общий срок охраны авторского права до 50 лет после смерти автора, который установлен п. 1 ст. 7 Бернской конвенции. Вместе с тем Конвенция позволяет странам Союза устанавливать сроки охраны, превышающие положения Конвенции (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции). Именно по этому пути пошли многие цивилизованные государства, увеличив сроки охраны до 70 лет. Россия долго не решалась на подобный шаг, и вот Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ сроки действия авторского права, предусмотренные ст. 27 Закона, были продлены на 20 лет. Данное решение законодателя было продиктовано стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), для чего необходимо привести национальное законодательство об интеллектуальной собственности в соответствие с более высокими требованиями, предъявляемыми Соглашением ТРИПС.
Итак, общий срок действия исключительных имущественных прав на произведение теперь составляет 70 лет после смерти его автора.
Исключение составляет ряд случаев, установленных комментируемой статьей в отношении произведений:
обнародованных анонимно или под псевдонимом;
созданных в соавторстве;
впервые выпущенных в свет после смерти автора;
созданных авторами, которые были репрессированы и реабилитированы посмертно;
созданных авторами, работавшими во время Великой Отечественной войны.
Следует иметь в виду, что новые сроки охраны применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. (п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1).
2. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу последней редакции комментируемого Закона, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения. Если же произведение не было обнародовано – со дня создания произведения.
3. Сроки действия авторского права, предусмотренные ст. 27, исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.
4. Предусмотренные комментируемой статьей сроки охраны не распространяются на личные неимущественные права автора – они охраняются бессрочно.
Охрана неимущественных прав автора может осуществляться его наследниками или, если у автора нет наследников или их авторское право прекратилось, специально уполномоченным органом Российской Федерации (такой орган в настоящее время не создан).
Автор также вправе возложить полномочия по охране своих моральных прав после своей смерти на любое лицо по своему усмотрению в порядке, в каком назначается исполнитель завещания. Данное лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: