Возврат налогов, которые были взысканы излишне, будет упрощен

Возврат налогов в 2021-2022 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2021–2022 годах изменился, появились новые правила. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте изпубликации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

  • НДС;
  • акцизов;
  • НДФЛ.

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачёт или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов.

Читайте также:
Краснодарский край определился с уровнем курортного сбора

Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачёт излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?

Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.

Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда № 503-О от 27 декабря 2005 года).

Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?

Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.

Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.

Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?

Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?

Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление действиями налогоплательщика или налогового органа.

Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.

В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа, принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.

А вот когда излишне уплаченная налогоплательщиком сумма зачтена инспекцией в счет недоимки, зафиксированной в решении по итогам налоговой проверки, которое в дальнейшем признано недействительным, тогда соответствующая сумма квалифицируется как излишне взысканная (постановление Президиума ВАС № 17231/12 от 11 июня 2013 года).

Каков срок подачи заявлений о зачете (возврате) излишне взысканной суммы налога?

Решение о возврате излишне взысканных сумм и процентов принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

В соответствии со статьей 79 НК РФ налогоплательщик может обратиться за возвратом суммы с заявлением в налоговый орган в течение одного месяца с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

При этом пропуск срока подачи заявления в инспекцию на практике влечет отказ налогового органа в возврате суммы излишне взысканного налога.

Срок обращения с заявлением в суд – три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отсчет срока на обращение будет исчисляться с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты. Скажем, если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

Согласно постановлению Президиума ВАС № 12882/08 от 25 февраля 2009 года вопрос определения того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, решается по рассмотрению совокупности всех имеющих значение в этом деле обстоятельств.

Читайте также:
Минфин рассказал о соцвычетах по добровольному страхованию жизни

Такими могут быть, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога не пропущенным.

Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может зависеть от «внешних» факторов таких, как изменение законодательства, судебная практика в пользу налогоплательщика.

Бремя доказывания обстоятельств, приведших к переплате налога, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

Можно ли считать дату получения справки о состоянии расчетов тем моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

А если возникли разногласия по сумме переплаты?

Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?

Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

В какой форме представляется заявление о возврате?

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.

С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?

Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России № ММВ-7-8/182@ от 14 февраля 2017 года (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.

Отметим, Приказом ФНС России № ММВ-7-8/478@ от 23 мая 2017 года утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?

В чем специфика процедуры зачета (возврата) сумм страховых взносов, установленных Налоговым кодексом?

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.

Возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством в системе обязательного пенсионного страхования.

Страховые взносы, которые установлены Федеральным законом № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, и страховые взносы, установленные НК РФ — разные обязательные платежи. Вопросам зачета (возврата) переплаты, а также погашения недоимки по страховым взносам, установленным до 1 января 2017 года, и задолженности по уплате пеней (штрафов) посвящено письмо Минфина № 03-02-07/2/11564 от 1 марта 2017 года.

Читайте также:
Транспортному налогу придумали замену

Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?

При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.

Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России № ЗН-4-22/6853 от 11 апреля 2017 года).

Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?

Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС № 17413/09 от 20 апреля 2010 года.

Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.

Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура — более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?

Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога — это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда № 304-КГ16-3143 от 20 июля 2016 года.

Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.

В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.

Согласно письму ФНС России № НД-4-8/1968@ от 8 февраля 2013 года для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.

В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС № 11372/13 от 21 января 2014 года.

При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.

Начисляются ли проценты на сумму излишне взысканного налога за день, в котором она возвращена налогоплательщику?

Проценты подлежат начислению за весь период использования бюджетом средств налогоплательщика. Начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств, а завершение — на день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке.

Об этом сказано в пункте 36 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года. Поскольку в этот день одновременно происходит и возврат средств, и продолжается их незаконное удержание налоговым органом (постановление Президиума ВАС № 11675/13 от 24 декабря 2013 года по делу № А40-62495/12-115-422).

Таким образом, период просрочки начинается со дня, следующего за днем взыскания, и заканчивается днем возврата включительно.

Читайте также:
Работа с налоговыми документами накладывает ряд обязанностей

В случае, если проценты выплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога.

НК РФ предусмотрен срок принятия такого решения — в течение трех дней со дня получения налоговым органом уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В этот же трехдневный срок поручение на возврат процентов направляется на исполнение в Федеральное казначейство.

Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?

Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?

Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС № СА-4-7/15431 от 21 сентября 2011 года).

Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.

Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.

Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина № 03-04-07/33140 от 8 июня 2015 года суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ.

В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.

Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

Заявление о зачете излишне уплаченного налога — это документ, с помощью которого налогоплательщик обращается к ФНС с просьбой зачесть налоговую переплату. Форма утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

С 23 октября 2021 года ФНС меняет документы, которые юридические и физические лица используют для зачета и возврата переплаты по налогам, — заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и обращение о зачете переплаты.

Когда понадобятся новые формы

Если на основании статьи 78 НК РФ налогоплательщики, у которых образовалась переплата, хотят распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврата средств, —

им понадобится новая форма заявления на возврат переплаты по налогу 2021 г. или заявление о ее зачете в счет других платежей. Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ), НДС, авансовые платежи.

Как заполнить

Если налогоплательщик решил перераспределить собственные средства, то ему необходимо написать соответствующее обращение в налоговую службу. Бланк заявления о зачете переплаты по налогам представлен в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, приложение № 9. Скачать его можете внизу страницы.

Допустим, ООО «PPT.ru» подало декларацию по НДС, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 25 000 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, пишет письмо о зачете переплаты в счет другого счета — на предстоящие платежи по налогу на прибыль в федеральный бюджет. Рассмотрим пошагово, как заполняется такой документ.

Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, и свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшихся двух ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители действуют аналогично: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

Читайте также:
Путин поручил защитить персональные данные россиян

Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда отправляется обращение. Это инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль просит ответственный участник этой группы.

Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя — например, общество с ограниченной ответственностью «PPT.ru». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется. Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:

  • налогоплательщик — код «1»;
  • плательщик сбора — код «2»;
  • плательщик страховых взносов — код «3»;
  • налоговый агент — код «4».

Шаг 5. Указываем статью НК РФ , на основании которой производится зачет. Она зависит от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, то необходимо поставить прочерки. Вот какие есть варианты заполнения этого поля:

  • статья 78 НК РФ — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
  • статья 79 НК РФ — для возврата излишне взысканных сумм;
  • статья 176 НК РФ — для возмещения НДС;
  • статья 203 НК РФ — для возврата переплаты по акцизу;
  • статья 333.40 НК РФ — для возврата или зачета государственной пошлины.

Шаг 6. Записываем, по чему образовалась переплата — налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.

Шаг 7. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, то позвоните в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнайте нужный код по наименованию муниципального образования.

Шаг 8. В случае обращения за возвратом госпошлины заполняют поля «Дата п/п» и «Номер п/п», где сокращение п/п – платежное поручение. Поскольку в нашем примере речь идет о зачете переплаченного налога, эти два поля заполняются только прочерками.

Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России № 85н от 06.06.2019 . Узнайте код с помощью сайта ФНС либо посмотрите его на ранее заполненном платежном поручении.

Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, и указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.

Продолжим заполнение образца заявления на зачет переплаты по налогу в 2021 году на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

Шаг 13. Вновь записываем код ОКТМО. Обычно он дублируется.

Шаг 14. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают.

Шаг 15. Вписываем код ИФНС, которая принимает поступления. Как видно из образца письма в налоговую о зачете с одного КБК на другой, он дублируется.

Шаг 16. Поскольку больше никаких переплат нет, в следующих строках проставлены только пробелы.

Организации и ИП не заполняют и третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, которые не указали ИНН.

Шаг 17. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

Шаг 18. Последняя часть заявления не должна вызывать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, и указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

Как вернуть деньги

Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, то ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, предложенной в приложении № 8, — для возврата лишней суммы.

Правила заполнения этого документа в основном такие же. Детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «PPT.ru» переплатило НДС на сумму 10 000 рублей и теперь хочет вернуть ее. Вот как выглядит обращение руководителя ООО.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ обращаться за зачетом и возвратом допускается в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы есть возможность тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • подготовить обращение о зачете или заполнить заявление на возврат излишне уплаченного налога онлайн — через личный кабинет.
Читайте также:
Россия обзаведется собственными офшорами

Получив такое обращение, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О решении служба уведомляет плательщика в течение 10 дней со дня получения обращения. Обычно, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться, но от необходимости подать заявление предприниматель не освобождается.

Возврат излишне уплаченного налога и госпошлины

У компании может возникнуть переплата в бюджет. Рассмотрим порядок отражения “упрощенцем” в бухгалтерском и налоговом учете возврата излишне уплаченной суммы налога и госпошлины.

Возврат излишне уплаченного налога

Ситуация: Налоговая инспекция вернула компании излишне уплаченные или взысканные налоги.

Сумма излишне уплаченных налогов подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сумму излишка вернут в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Возвращенные из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитывают в доходах. Ведь эти суммы не являются экономической выгодой (письма Минфина России от 22.06.2009 № 03-11-11/117, ФНС России от 16.10.2009 № 03-11-06/2/211, от 21.09.2009 № 03-11-06/3/237).

Возврат излишне уплаченной госпошлины

Ситуация: Из федерального бюджета на расчетный счет компании поступил возврат части ранее уплаченной государственной пошлины.

В некоторых случаях уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Например, возврат обращения судами, прекращение производства по делу, заключение мирового соглашения до принятия судами решения, отказ организации от совершения юридически значимого действия и т.д.

Заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления (п. 6 ст. 78, п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумму отражают в составе доходов на дату возврата (пп. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99) на счете 91 субсчет “Прочие доходы” (Инструкция).

В налоговом учете сумму возвращенной госпошлины, ранее включенной в расходы, также учитывают в составе доходов (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 18.01.2005 № 03-03-01-04/2/8).

В Книге учета доходов и расходов (утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) такой доход отражают непосредственно на день поступления денежных средств.

По мнению автора, если компания ранее не включала госпошлину в состав расходов, то и ее возврат не надо отражать в доходах. Однако данная точка зрения является спорной и может привести к судебному разбирательству с налоговиками.

Компания на УСН с объектом налогообложения “доходы минус расходы” обратилась в суд с иском к контрагенту и перечислила госпошлину в размере 10 000 руб. Данное исковое заявление было принято судом к производству. В процессе разбирательства стороны заключили мировое соглашение. В результате компании было возвращено 50% от уплаченной госпошлины (5000 руб.).
В учете на дату возврата госпошлины произведены следующие операции:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68
– 5000 руб. – отражена возвращенная часть госпошлины;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 91 субсчет “Прочие доходы”
– 5000 руб. – возвращенная часть госпошлины отражена в составе прочих доходов.

Отметим, что суммы возвращенной ответчиком госпошлины, присужденные судом, являются доходом компании и ей следует включить их в расчет базы по “упрощенному” налогу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письма Минфина России от 20.02.2012 № 03-11-06/2/29, от 01.11.2010 № 03-11-06/2/169, от 21.08.2009 № 03-11-06/2/157). Данное правило действует для всех фирм на УСН вне зависимости от применяемого ими объекта налогообложения.

Если же компании возвращают сумму излишне уплаченной госпошлины, то, по мнению автора, этот излишек не является доходом.

Марина Косульникова, главный бухгалтер компании “Галан”

Как отразятся на добыче нефти изменения налоговых условий в отрасли

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. “Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям”, – подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. “Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое”, – сказал вице-премьер.

Читайте также:
За авиаперелеты придется заплатить налог

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина “РГ” подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

“Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах”,- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. – Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

“В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим – НДД, есть здравое зерно”, – говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Впрочем, с 2024 года в России планируется предоставлять нефтяным компаниям дополнительный вычет для выработанных месторождений, что может немного исправить положение. “С учетом этого, законопроект не окажет значительного влияния на большую часть планов по добыче после завершения сделки ОПЕК+”, – считает Дарья Козлова. Но, по ее мнению, этого может быть недостаточно для значительного увеличения объемов производства после 2022 года. Поэтому темпы восстановления будут зависеть от того удастся ли отрасли договориться с Минфином о новых стимулах через 3 года, сказала Козлова.

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

С нефтяников возьмут добавку

Бюджет заберет у отрасли почти 300 млрд рублей в год

Минфин в условиях дефицитного бюджета хочет получить еще больше денег от нефтяников, собираясь забрать у них дополнительно около 290 млрд руб. в год. Речь идет об отмене льгот по НДПИ и экспортной пошлине для добычи высоковязкой нефти и разработки выработанных месторождений, а также корректировке налога на дополнительный доход. Но «Роснефть» может получить долгожданные льготы для Приобского месторождения общим объемом 46 млрд руб. в год, что несколько смягчит эффект налоговых изменений.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Власти РФ одобрили очередное повышение налоговой нагрузки для нефтяной отрасли, заявил 16 сентября глава Минфина Антон Силуанов по итогам заседания правительства. По словам чиновника, отмена ряда существующих льгот по НДПИ и экспортной пошлине принесет в дефицитный бюджет дополнительно около 290 млрд руб. в год.

В частности, полностью отменяются льготы для сверхвязкой нефти (пониженный НДПИ и экспортная пошлина), что, по словам господина Силуанова, принесет дополнительно 80 млрд руб. в год. По данным “Ъ”, такие изменения затронут в основном ЛУКОЙЛ (5 млн тонн) и «Татнефть» (3,5 млн тонн). «Роснефть» добывает около 1 млн тонн сверхвязкой нефти и, как рассказывают несколько собеседников “Ъ”, предлагала правительству отменить льготы по этому виду сырья в обмен на отказ от корректировки налога на добавленный доход (НДД, см. “Ъ” от 3 августа). Тем не менее корректировка НДД все равно состоится и, по словам Антона Силуанова, принесет бюджету дополнительно 80 млрд руб. в год. При этом в законопроекте, внесенном в правительство, сумма на 2021 год оценивается в 50 млрд руб.

Читайте также:
Взимать налоги станет проще

Производство сверхвязкой нефти составляет наибольшую долю от добычи в портфеле «Татнефти», поэтому в большей степени пострадают ее проекты, считает Андрей Полищук из Райффайзенбанка. Компания планировала увеличить добычу такой нефти на 600 тыс. тонн к концу 2021 года, но с отменой льгот может и вовсе прекратить расширение Ашальчинского месторождения, добавляет он.

Самая существенная новация Минфина — отмена льгот по НДПИ для выработанных месторождений.

По данным “Ъ”, речь идет об около 200 млн тонн ежегодной добычи. По словам источников “Ъ”, Минфин, отменив льготу по НДПИ, предлагает нефтекомпаниям перевести такие месторождения в третью группу по НДД. В результате министерство надеется получить около 100 млрд руб. в год. Подобный добровольно-принудительный подход Минфин использовал и в ходе налогового маневра, в результате которого экспортная пошлина на нефть планомерно сокращается до нуля к 2024 году, а НДПИ растет. Соответственно, компании, имевшие льготу по экспортной пошлине, вынуждены были переходить на НДД или смириться с сокращением объема льготы. Кроме того, Минфин намерен отменить льготы по экспортной пошлине для месторождений сверхвысоковязкой нефти, что принесет в бюджет еще 30 млрд руб. в год.

Почему нефтяников и бюджет в этом году ждут рекордные потери

Наибольшие потери от отмены льготы по выработанности могут понести «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ. Однако «Роснефть» как минимум частично компенсирует эти потери за счет новой льготы по НДПИ для Приобского месторождения на 12 лет (по 46 млрд руб. в год). Такие льготы для нее и «Газпром нефти» (ей полагалась льгота в 13,5 млрд руб. в год) в 2019 году одобрил президент Владимир Путин.

После выхода номера в «Роснефти» сообщили “Ъ”, что «речь идет о заключении юридически обязывающего инвестиционного контракта, предполагающего применение гибкой системы налогообложения, благодаря которой доходы государства увеличатся кратно и составят в зависимости от складывающихся макроэкономических параметров до 1 трлн руб.».

Однако в законопроекте пока речь идет о льготе только для «Роснефти» и при условии, если цена нефти Urals будет выше базовой цены, заложенной в бюджете,— на 2021 год это $43,2 за баррель. Кроме того, Минфин сдвинет на 2021 год действие льгот для Пайяхского месторождения, которое собираются совместно разрабатывать «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг».

«Льготы будут сопровождаться инвестиционными соглашениями и жестким контролем со стороны Минфина»,— отметил Антон Силуанов.

Рост налогов для нефтяной отрасли в ситуации, когда бюджет становится дефицитным, далеко не новая ситуация — аналогичным образом Минфин поступил в 2014–2015 годах. Однако теперь помимо нефтекомпаний министерство решило повысить налоги и для других сырьевых отраслей — производителей металлов и удобрений (см. “Ъ” от 16 сентября). «Роснефть», которая традиционно обращала внимание на непропорционально высокую налоговую нагрузку нефтяного сектора, 16 сентября назвала такое решение «логичным и заслуживающим поддержки».

Правительство РФ одобрило отмену ряда льгот для нефтянки. Обобщение

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU – Правительство России одобрило отмену некоторых льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего рассчитывает в 2021 году получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

По словам участников рынка, об отмене льгот на добычу сверхвязкой нефти они узнали из новостей. В публичной плоскости также не звучало таких предложений. Расходы у бюджета растут, а источников для доходов ввиду резкого падения цен на нефть и сделки ОПЕК+ меньше.

Известно было лишь о недовольстве Минфина результатами первого года эксперимента по переходу на уплату налога на добавленный доход (НДД) – вместо уплаты всех других налогов (хотя НДПИ при этом учитывается). Базой для исчисления НДД является расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче нефти на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д. Налоговая ставка НДД составляет 50% от доходов от продажи нефти за минусом расходов на разведку, добычу и транспортировку нефти на каждом лицензионном участке.

Теперь же недовольное НДД министерство предлагает отменить льготы, уменьшающие налоговую базу для НДД, и перейти на его уплату.

Верните недополученное

Еще прошлой осенью Минфин предупреждал, что недоволен ходом эксперимента НДД – выпадающие доходы в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли. Предполагалось, что добывающая и, соответственно, налогооблагаемая база за счет этого увеличится.

Читайте также:
Заключение ГПД приведет к внеплановой проверке

И вот в разгар всеобъемлющего кризиса из-за пандемии замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что НДД – возможно, самая большая ошибка за время его работы в Минфине: бюджет недополучил 213 млрд рублей в 2019 году.

“В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили – это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница – ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза – на 500 млрд рублей”, – сказал он.

Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий.

Сначала в публичной плоскости прозвучало лишь намерение Минфина запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.

При этом предполагалось, что основные потери понесут “Газпром нефть” и “Роснефть”, месторождения которых входят во вторую группу НДД (объем добычи 26 млн тонн добычи в год). Однако пострадают и другие крупные нефтяники: законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений. На месторождения на НДД приходится около 50 млн тонн в год, или 10% от добычи нефти в РФ.

Эти меры, по оценке Минфина, должны были принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году – в целом примерно 200 млрд руб. за три года

В результате главы нефтяных компаний, как это часто водится, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 года. Письмо подписали главы “Роснефти” Игорь Сечин, “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов, “Газпром нефти” Александр Дюков, “Татнефти” Наиль Маганов и “Зарубежнефти” Сергей Кудряшов.

В письме также говорилось и о новой инициативе Минфина – пересмотре понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности – самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Сейчас понижающий коэффициент к НДПИ применяется на основании данных о начальных извлекаемых запасах на начало 2006 года, Минфин же хочет актуализировать эти данные. По оценке нефтяников, пересмотр данных о запасах увеличит налоговую нагрузку на 140 млрд руб. в год.

Путин поставил на письме резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову “рассмотреть и представить предложения.

Никогда, пожалуйста, на Белый дом не жалуйся

Однако как снег на голову в сентябре нефтяникам вместо послаблений упало новое предложение, которое выглядит не альтернативным, а, скорее, дополняющим: отменить льготы по НДПИ и пошлине на сверхвязкую нефть. Вместо этого, сказал глава Минфина Антон Силуанов, нефтяникам предлагается перейти на уплату НДД.

Причем еще вчера эти предложения были приняты на правкомиссии по законотворческой деятельности, а уже сегодня правительство РФ их одобрило.

Из законопроекта не исчезло упоминание о частичном запрете переноса убытков – только за счет этой меры правительство рассчитывает получить в 2021 году 100 млрд рублей.

В неформальных беседах представители отрасли лишь пожимают плечами, давая понять, что предложения по сверхвязкой нефти ни с кем особо не обсуждались.

В “Роснефти”, “ЛУКОЙЛе” и “Татнефти”, которые пользуются льготой по сверхвязкой нефти, не ответили на просьбу прокомментировать инициативу Минфина.

“Вы знаете, что мы ввели ограничение зачета убытков прошлых лет по параметрам 50%, примерно также, как и по налогу на прибыль, поменяли коэффициенты к НДПИ, чтобы нам обеспечить за счет этого источника порядка 100 млрд рублей. По НДПИ тоже договорились пересмотреть ряд льгот, которые, на наш взгляд, носят неэффективный характер”, – пояснил после заседания правительства глава Минфина.

“Речь идет о выработанных месторождениях, о месторождениях с вязкой и сверхвязкой нефтью. Да, это вызывает определенные вопросы у нефтяных компаний, но смысл какой – предоставлялись эти льготы, особенно по выработанным месторождениям, не учитывая реальную степень выработанности, брали информацию по учету 2006 года, не было актуализации”, – посетовал он.

Читайте также:
Минфин рассказал о соцвычетах по добровольному страхованию жизни

“Сейчас говорим о том, что это нужно сделать – отменить льготы по выработанности и определенные льготы по экспортным пошлинам. То же самое по вязким и сверхвязким. Там большие льготы, доля таких месторождений около 1% от всей добычи. Даже в условиях сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках договоренности с ОПЕК, тем не менее, даже на этих сложных месторождениях идет активная добыча, потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается”, – сказал Силуанов.

“Договорились поменять порядок предоставления льгот по таким месторождениям, связанным со сложной добычей, и предложить им перевести добычу на условия НДД”, – сообщил глава Минфина.

Комментируя пересмотр пошлин, Силуанов сказал: “Там ряд льгот по экспортной пошлине, которые нами предусмотрены, в первую очередь по зрелым месторождениям”.

“Поэтому, когда речь идет о таком глобальном пересмотре налоговых расходов, преференций, логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что, предоставляя эти льготы, никаких инвестиций новых не происходит. Поэтому такой подход будет реализовываться, если предоставляем льготу, берем обязательства компании по инвестированию. Если не видим, что льгота как-то работает на новые вложения, рабочие места, считаем, что такую льготу нужно отменять. Поэтому по экспортной пошлине будет отменяться льгота по зрелым месторождениям. Мы оцениваем дополнительные поступления от этой меры порядка 30 млрд рублей”, – заметил он.

Попрошу делать взносы!

По словам Силуанова, Минфин рассчитывает на дополнительные доходы “по НДПИ по отмене льгот по вязкой нефти – около 80 млрд рублей”. “По выработанным месторождениям взамен на НДД – порядка около 100 млрд рублей. По НДД в целом – порядка 80 млрд рублей планируем получить дополнительных доходов”, – добавил он.

Льгота по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть была введена в 2012 году сроком на 10 лет, то есть должна закончить свое действие через год и три с половиной месяца.

Нефтяники опасались, что из-за новых предложений Минфина снизятся инвестиции, а затем и добыча. Похоже, вместо этого ведомство само решило отрегулировать, где снизятся инвестиции и добыча. У “Татнефти” в 2019 году добыча сверхвязкой нефти составила 3370,2 тыс. тонн, включая 2735,1 тыс. тонн на Ашальчинском и некоторых других месторождениях. По данным компании, экономия от снижения суммы налогов на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском, а также на некоторых других месторождениях за 2019 год составила 39 млрд руб. по сравнению с 29 млрд руб. за 2018 год. Всего “Татнефть” добывает около 30 млн тонн нефти в год, ее прибыль в 2019 году по МСФО составила 192 млрд рублей.

“ЛУКОЙЛ” в своих отчетах говорит о применении льгот для пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения сверхвязкой нефти в Тимано-Печоре, а также сверхвязкого Ярегского месторождения.

“Роснефть” перечисляет в числе льгот, применяемых к компании, и льготу для сверхвязкой нефти.

“Важно помнить, что бюджет – это финансовый документ, но это документ не о цифрах, а о людях, это документ, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей в нашей стране. Отсюда пакет налоговых законов, которые позволяют обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика. Отсюда и наше видение налоговой политики”, – попытался усыпить бдительность нефтяников премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании правительства, посвященному корректировке бюджета.

“Вот лишь некоторые из наших предложений. Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход (НДД – ИФ) при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции”, – сказал также премьер.

Повысить налоговую нагрузку правительство предполагает и за счет майнинга. “Роснефть” это поприветствовала.

“В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки. Надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе”, – заявила “Роснефть”, отвечая на запросы СМИ о поправках в НК.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: