Волонтеров могут освободить от подоходного налога

Доходы Которые Получает Ветеран Не Облагаются Налогами

Кто не платит НДФЛ: все секреты в 2019 году

Кто не платит НДФЛ: все секреты в 2021 году. Сокращение НДФЛ используется для обозначения налога на доходы физических лиц – основного инструмента налогообложения населения в Российской Федерации. Этот налог рассчитывается для каждого гражданина страны и, соответственно, уплачивается каждым гражданином России. Также под статьи Налогового кодекса по НДФЛ попадают лица с иностранным гражданством, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году (они именуются налоговыми резидентами).

Платить налог, который законодательно установлен на уровне тринадцати процентов, граждане обязаны с любых своих доходов, будь то зарплата, получение наследства или прибыль по контракту. Тем не менее исключения в налоговом кодексе РФ всё-таки есть, и в целом ряде случаев стандартная ставка НДФЛ сокращается или не применяется вовсе.

Финансовые доходы, связанные с трудовой деятельностью, освобождающиеся от уплаты НДФЛ

Следует отметить, что перечень работ, участие в которых освобождает налогоплательщика от уплаты, прописан в кодексе чётко в статье 217.

Нужно сразу сказать, что отмена НДФЛ по зарплате не предусмотрена совсем. Однако, это не распространяется на некоторые виды государственных пособий, таких как пособие по безработице, родам, беременности и т.д. Правда, больничное пособие налогом всё же облагается.

Государственные пенсии и надбавки к ним также не облагаются НДФЛ. Имеются также дополнительные льготы для пенсионеров, прописанные в пункте 2 статьи 217 налогового кодекса.

Государственные, и не только, компенсации не облагаются налогом лишь в отдельных прописанных всё в той же 217 статье случаях: в связи с компенсацией вреда здоровью на работе, льготным предоставлением жилья и других услуг, оплатой формы, питания, проживания для спортсменов, представляющих честь страны, гибелью военнослужащих-членов семьи на службе, процессом выполнения трудовых обязанностей (например, командировочные).

Не нужно также платить НДФЛ госслужащим при служебном выезде за границу и операциях, связанных с иностранной валютой. Не облагаются НДФЛ мелкие бытовые услуги граждан, такие как уборка, репетиторство, присмотр за несовершеннолетними и т.д.

НДФЛ в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики, и это неудивительно: ведь Россия до сих пор не удовлетворяет полностью запрос населения на сельскохозяйственную продукцию. Поэтом целые категории доходов населения в сфере сельского хозяйства и садоводства не облагаются тринадцати процентным налогом. К ним относятся:

  • специальная целевая субсидия государства на развитие фермерского хозяйства;
  • доходы держателей фермерских хозяйств и их семей в течение первых пяти лет с момента начала официальной деятельности;
  • бюджетные гранты на развитие крестьянского фермерского хозяйства;
  • доходы от продажи продуктов растениеводства и животноводства, выращенных в собственных подсобных хозяйствах. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас (Регионы РФ)+7 (495) 317-12-91 (Москва)+7 (Санкт-Петербург)Это быстро и бесплатно!

Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (2020-2020 гг

  1. Затраты членов правления на проезд и проживание в месте проведения совета директоров либо любого другого собрания.
  2. Выплаты вышедшим на пенсию работникам. Суммы стоимостей путёвок в пансионаты и другие оздоровительные учреждения, приобретаемых для сотрудников и их не достигших шестнадцати лет детей (п.9). Суммы, перечисленные работодателями, религ. организациями и НКО за оказание медицинских услуг их сотрудникам/членам и ближайшим родственникам (п.10).
  3. Суммы заработных плат и другие выплаты в иностранной валюте, производимые государственными учреждениями и юр. лицами физ. лицам, направленным на работу за границу (п.12).

Это интересно: Как Изменить Часть В Стотье 228 Ч4 Пг30 Ч3

Выплата компенсаций волонтерам не облагается НДФЛ — Audit-it.ru

Казаков Е. С., эксперт журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 6/2018

Государство все детальнее регламентирует добровольческую деятельность, предполагая сделать ее более эффективной и общественно значимой.

Один из способов такой регламентации – введение различных налоговых льгот, позволяющих добровольческим организациям максимум своих средств, полученных не в результате предпринимательской деятельности, направить на предусмотренные цели, а отдельным физическим лицам – добровольцам избежать налоговых выплат с денежных средств, выданных им указанными организациями.

В связи с этим в законодательство внесены очередные поправки: принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 98-ФЗ.

Теперь допускается любая форма компенсации добровольцу

Согласно действовавшей до сих пор редакции Налогового кодекса не подлежали обложению НДФЛ доходы волонтеров, обозначенные в п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ.

В первом случае речь шла о выплатах, которые, как указано, производятся в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг. Эти выплаты должны направляться:

  • на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров;
  • на наем жилого помещения;
  • на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно;
  • на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ);
  • на оплату средств индивидуальной защиты;
  • на уплату взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Во втором случае указывалось, что освобождаются от обложения НДФЛ доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Читайте также:
Выплата имущественных налогов для россиян станет проще

Заметим, что упомянутый Федеральный закон № 135-ФЗ с 01.05.2018 носит другое название: «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Оно теперь и фигурирует в п. 3.1 ст. 217 НК РФ, в который включены положения из п. 3.2 данной статьи (он утратит силу) с существенными поправками. Эти поправки действуют с 01.05.2018 (п. 2 ст. 2 рассматриваемого Федерального закона № 98-ФЗ).

Как видно, до сих пор несколько видов доходов освобождались от налогообложения, но некоторые – только если они были выплачены в натуральной форме, а некоторые – только если были выплачены в денежной форме (см. Письмо ФНС России от 07.05.2013 № НД-17-3/55). Теперь все доходы, которые в данном случае освобождаются от обложения НДФЛ, могут выплачиваться в виде денежных средств или в натуральной форме – и на возможность освобождения это не повлияет.

Так, доброволец сможет приобрести форменную или специальную одежду за собственный счет, а компенсация его расходов не облагается НДФЛ. Добавлено, что он на тех же условиях может приобретать необходимое оборудование.

Кроме того, теперь можно выдать добровольцу средства индивидуальной защиты, питание (с тем же ограничением, предусмотренным в п. 3 ст. 217 НК РФ), предоставить (или оплатить вместо него) помещение во временное пользование, проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно. Стоимость этих выдач и оплат будет освобождена от НДФЛ так же, как если бы их просто компенсировали добровольцу.

Добавим, что данное освобождение будет распространено на уплату взносов не только на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности, но и на страхование их жизни и здоровья, связанное с такими рисками.

Материальная помощь и НДФЛ

  1. Выплаты донорам за сданную кровь.
  2. Алименты на содержание несовершеннолетних детей и иных иждивенцах.
  3. Гранты в научной сфере, в сфере образования и культуры. Полный список утвержден Правительством России.
  4. Премия за различные достижения в сфере науки, образования или культуры.
  5. Единовременные выплаты, выдаваемые в следующих случаях:
  • работодателем семье умершего или семье погибшего работника предприятия;
  • адресная помощь малоимущим и нуждающимся гражданам;
  • работодателем при рождении работником ребенка или его усыновлении (взятии под опеку).

Это интересно: КАК ПОЛУЧИТЬ МОЛОЧНУЮ КУХНЮ КРАСНОДАР

Компенсации добровольцам не облагаются НДФЛ

Казаков Е. С., эксперт журнала

Государство все детальнее регламентирует добровольческую деятельность, предполагая сделать ее более эффективной и общественно значимой.

Один из способов такой регламентации – введение различных налоговых льгот, позволяющих добровольческим организациям максимум своих средств, полученных не в результате предпринимательской деятельности, направить на предусмотренные цели, а отдельным физическим лицам – добровольцам избежать налоговых выплат с денежных средств, выданных им указанными организациями.

В связи с этим в законодательство внесены очередные поправки: принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 98‑ФЗ.

Какие доходы не облагаются налогом на доходы физлиц: общие положения

Доходы, не облагаемые НДФЛ, четко обозначены в налоговом законодательстве. Оснований у законодателя для того, чтобы различные виды доходов отдельных категорий физлиц освобождались от уплаты налога, может быть несколько. Такие доходы преимущественно социально ориентированы либо направлены на стимулирование развития отстающих или убыточных отраслей.

Итак, условно основания для освобождения от НДФЛ можно разделить на несколько подвидов:

1. Социально ориентированные:

  • соцвыплаты (пенсия, компенсационные или разовые выплаты, пособия и пр.);
  • стимулирующие платежи (выплаты донорам, призовые платежи в связи с участием в соревнованиях, оказание помощи госорганам и др.);
  • поддержка благотворительности и волонтерства;
  • поощрения для отдельных категорий социально незащищенных лиц (например, вознаграждение ветеранам).

2. Предназначенные для развития «депрессивных» направлений:

  • ведение личного сельского хозяйства;
  • потребление услуг банковской и инвестдеятельности.

Ст. 217 Налогового кодекса содержит около 80 пунктов (часть из них имеет одинаковый порядковый номер и различается индексом к нему), в которых приведены основания, освобождающие доходы физлиц от уплаты НДФЛ. Количество их меняется практически ежегодно за счет ввода новых оснований, отмены ранее действовавших, завершения срока действия тех, которые устанавливались на определенный период.

Рассмотрим, какие суммы не облагаются налогом согласно пунктам, входящим в ст. 217 НК РФ.

Специальные предложения Аюдар Инфо

Но до сих пор договор требовалось заключать в письменном виде, если он предусматривал возмещение связанных с его исполнением расходов добровольцев (п. 3 ст. 7.1 указанного закона, которая теперь утратила силу).

Не взимается НДФЛ в случае, если денежные средства на первый взнос перечислены государством в рамках специальной программы.

ТАСС, информационное агентство (св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати).

Суть кешбэка в том, что вам возвращают часть потраченных денег. Это бонус за участие в акции финансового учреждения, для получения которого вы должны потратить свои деньги.

Согласно действовавшей до сих пор редакции Налогового кодекса не подлежали обложению НДФЛ доходы волонтеров, обозначенные в п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ.

Планируется скорректировать указанные нормы, обеспечив выравнивание условий налогообложения при получении волонтерами и добровольцами доходов, как в случае получения таких доходов в виде возмещения понесенных ими расходов в рамках соответствующей деятельности, так и в случае получения доходов в натуральной форме. Освобождаются от НДФЛ также доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (кроме стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных) и найма жилого помещения лицам, не достигшим 18 лет, производимой некоммерческими организациями за счет грантов президента РФ.

Читайте также:
Трунин рассказал об отсутствии консенсуса по будущим реформам налоговой сферы

Доходы, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом в сумме, не превышающей сумм дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании, указанных налогоплательщиком — российским контролирующим лицом в налоговой декларации (налоговых декларациях), представленной (представленных) за соответствующие налоговые периоды.

Получать деньги в подарок без уплаты налогов можно уже не только от близких родственников, но и от людей разной степени знакомства.

В то же время в НК поименованы и доходы, не облагаемые НДФЛ. Рассмотрим те из них, которые, как правило, получают работники от своих работодателей.

Цель документа — исключение из налоговой базы доходов добровольцев и волонтеров, связанных с осуществлением ими благотворительной деятельности и полученных от организаций в натуральной форме (в виде найма жилого помещения, организации проезда, питания, обеспечения оборудованием), говорится в пояснительной записке.

При продаже участков действуют те же правила: вычет равен 1 млн. р. (ст. 220 НК). Налоговый вычет разрешено получить только в том случае, если земля предназначена для строительства дома.

Предусмотрены ли подобные выплаты в коллективном договоре – значения не имеет. Страховые взносы все равно придется начислять.

Федеральный закон № 135‑ФЗ с 01.05.2018 существенно изменен как раз в части положений о добровольческой (волонтерской) деятельности.

Работа с подписными агентствами

Минфин хочет ввести единый авансовый платеж для юрлиц (деньги перечисляются на единый КБК, а затем налоговики «раскидывают» его по налогам). Удобно ли это?

Законопроектом предлагается установить, что от НДФЛ освобождаются также доходы добровольцев и волонтёров, полученные ими в виде выплат на возмещение понесённых расходов в рамках соответствующей деятельности или в натуральной форме.

Имущество и деньги, которые достались вам по печальному поводу, не облагаются НДФЛ. Но государство возьмёт с вас деньги другим путём — в виде госпошлины.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 326‑ФЗ внес существенные изменения в порядок применения акцизов по некоторым видам алкогольной продукции. Важные поправки в нем затронули виноградарей.

Из системного анализа статей 208, 209 и 210 НК РФ следует, что НДФЛ в России облагается любой доход физлица, полученный в связи с любыми обстоятельствами и в любой форме. Некоторые виды доходов освобождаются от налогообложения – такие виды доходов указаны в ст.217 НК РФ. Данная статья НК содержит 2 вида выплат, близких к указанным в вопросе критериям – это пункты 11 и.3.1.

Что такое «стипендия», разъясняется в п.1 ст.36 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ: это денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Что касается самих волонтеров, то они не обязаны декларировать такие доходы, полученные по гражданско-правовым договорам.

В пункте 3.1 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции то же определение изложено несколько иначе.

Чтобы избежать риска переквалификации договора гражданского-правового характера в трудовой по итогам проверки, нужно правильно его составить.

Но до сих пор договор требовалось заключать в письменном виде, если он предусматривал возмещение связанных с его исполнением расходов добровольцев (п. 3 ст. 7.1 указанного закона, которая теперь утратила силу). Соответственно, только при наличии такого договора в письменной форме подобное возмещение могло освобождаться от обложения НДФЛ (см. Соответствующее послабление введено спецнормой в статье 217 НК РФ и действует только до конца 2018 года.

Волонтеров и получателей грантов освободили от подоходного налога

Речь идет об освобождении от НДФЛ всех доходов добровольцев, которые они получают как в натуральной форме, так и в денежной, когда занимаются благотворительной деятельностью.

Волонтеров освободили от подоходного налога. Речь идет об освобождении от НДФЛ всех доходов добровольцев, которые они получают как в натуральной форме, так и в денежной, когда занимаются благотворительной деятельностью. Если волонтерам предоставляют на этот период жилье, оплачивают им проезд, питание, обеспечивают оборудованием, считается, что это доход в натуральной форме. А значит, с него должны платиться налоги. Теперь это уходит в прошлое, пишет «Российская газета».

В 2022 году продолжится работа над документами транспортного планирования Владикавказской агломерации

Главная задача – создать оптимальную систему для пассажиров и перевозчиков в соответствии с федеральным законодательством и рекомендациями Минтранса России.

Во Владикавказе чествовали более 100 представителей волонтёрских организаций

Во время пандемии их самоотверженный труд помог медикам спасти десятки жизней.

В Северной Осетии определили лауреатов премии главы

Дипломы получили победители пяти номинаций: «Тема года в России», «Честь и слава», «Траектория будущего / Фидæн, «Единение» и «Проба пера».

Аслан Мильдзихов назначен на должность министра строительства и архитектуры РСО-Алания

Соответствующий указ подписал Сергей Меняйло.

420 млн рублей превысили долги садоводческих товариществ Северной Осетии перед «Россети Северный Кавказ»

Возглавляет «антирейтинг» СНО «Иристон» с задолженностью 38,3 млн рублей. СНО «Локомотив» недоплатило энергокомпании 26,5 млн рублей, СНО «Наука» — 20,6 млн рублей.

Аслан Карацев пробился в полуфинал теннисного турнира в Сиднее

В четвертьфинале он сумел сломить сопротивление итальянца Лоренцо Сонего в трёх сетах.

В этот день родился скульптор Владимир Соскиев

Читайте также:
С криптовалют хотят собирать НДФЛ

День российской печати

78 лет со дня рождения писателя Гастана Агнаева

Всемирный день «The Beatles»

День детских изобретений

  • О нас
  • Новости компании
  • Реклама
  • Для СМИ
  • Вещание
  • Вакансии
  • Политика конфиденциальности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ «ОСЕТИЯ-ИРЫСТОН»

© Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания национальной телекомпании рсо-алания «осетия-ирыстон».

Под ноль. Освободят ли бедных от подоходного налога?

Руководители правитель­ства РФ сообщили, что изучают идею освободить от подоходного налога граждан с самыми низкими заработками. Насколько это реально?

Безналоговый минимум

Безналоговый минимум – это сумма дохода, в пределах которой граждане не платят подоходный налог. Принят он во многих странах (см. инфо­графику). Был такой и у нас. В СССР потолок безналогового заработка составлял 70 руб. при средних зарплатах в 180–200 руб. Но, когда с­оциализм стал историей и зарплаты начали измерять десятками тысяч, эта льгота ужалась до ежемесячного освобождения от НДФЛ с мизерной суммы в 400 руб. Выигрыш был смешным – 52 руб. А с 2012 г. отменили и эту норму, увеличив за счёт сэкономленных денег такой же мизерный налоговый вычет для работников с детьми. При этом действует он сейчас только до тех пор, пока с начала года общий доход не достигнет 350 тыс. руб. А дальше, по м­нению государства, уже достаток.

«Все эти вычеты – имитация помощи малоимущим, – считает профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС Елена Вылкова. – Всё заработанное в пределах прожиточного минимума должно оставаться у человека, чтобы он мог п­росто удовлетворить свои потребности на минимальном уровне. О­благать такой заработок налогом кощунственно».

На нерациональность борьбы за учёт каждого заработанного гражданами рубля обращали внимание многие эксперты, когда год назад п­ринимался закон о специальном налоге для самозанятых. Но тогда правительство их не слышало. И вдруг в последние дни ноября о возможности освобождения от НДФЛ малоимущих дружно заявили руководители страны: премьер Дмитрий Медведев, спикер С­овета Ф­едерации Валентина М­атвиенко, глава Минфина А­нтон С­илуанов. Что и­зменилось?

«Единая Россия», лидером которой является глава правительства, начинает подготовку к выборам в Госдуму, которые состоятся в 2021 г. «Введение не облагаемого налогом дохода может стать сильным ходом, способным повысить популярность партии власти. И к тому же нужны новые решения, способные разогнать экономику», – считает Бунич.

Кто не будет платить налог?

Но действовать правительство намерено осторожно. «Надо смотреть и на плюсы, и на минусы, как это скажется на региональных бюджетах», – прокомментировал идею о безналоговом доходе м­инистр ф­инансов Антон С­илуанов. «Вопрос в том, каковы последствия этих решений, каковы выпадающие доходы и, в неменьшей степени, кого надо относить к малоимущим… Ряд людей могут посчитать себя незаслуженно обойдёнными. Скажут: мы тоже не богатые, а с нас почему-то НДФЛ всё-таки решили брать», – обратил внимание на другую сторону проблемы Медведев.

В мировой практике принято освобождать от подоходного налога граждан, которые зарабатывают меньше прожиточного минимума. Если считать по текущему валютному курсу, в богатой Австрии граница осво­бождения проходит в районе 65 тыс. руб. в месяц. В Бразилии, более близкой к нам по социально-экономическим показателям, это 28,5 тыс. руб. В России прожиточный минимум, установленный Минтрудом для работающего населения, – 11 942 руб. Не слишком ли низко по сравнению с другими странами?

«Если учесть покупательную способность рубля и других валют, разрыв будет меньше, – уточняет завлабораторией проб­лем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков. – Но и стоимость потребительской корзины, на основе которой определяется прожиточный минимум, в России занижена. В 2021 г. планируется пересмотреть расчёт этого показателя, и сейчас идут дискуссии о том, каким ему быть. Мы предлагаем методику, которая поднимает прожиточный минимум в стране до реального – в 3,2 раза. Но Минтруд пока принципиальных изменений не намечает».

«По данным Росстата, в 2018 г. денежные доходы до 12 тыс. руб. в месяц получали 13 млн человек. А максимальная сумма НДФЛ, которую они могли заплатить за год, составила 158 млрд руб., – сообщила д­оцент Российского экономического университета им. Плеханова Лидия Архипова. – Это и есть примерно те выпадающие доходы, которые правительство должно будет компенсировать регионам, если введёт необлагаемый минимум. И день­ги для этого есть. С 2020 по 2022 г. за счёт повышения НДС федеральный бюджет получит более 2 трлн руб. дополнительных доходов, профицит бюджета в разные годы будет составлять от 300 млрд до 900 млрд руб.».

«Если будет политическая воля, деньги на поддержку регионов найдутся, – уверен Бунич. – Если бы сумма была нереальной, Силуанов бы сразу сказал, что это невозможно. Я думаю, если правительство всерьёз займётся подготовкой к освобождению от НДФЛ мало­имущих, это может быть сделано уже в 2021 г.».

Какой будет реформа?

«Правильнее всего было бы реформировать НДФЛ таким образом, чтобы облагался не личный доход человека, а средне­душевой доход в его с­емье. Это позволило бы объективно учесть уровень её жизни, который зависит от количества иждивенцев и заработков обоих супругов, – предлагает Бобков. – Такая система есть во Франции. Её преимущество в том, что в качестве базы для расчёта размера налогообложения взят доход семьи, состоящей из двух супругов и детей, которых они содержат» (см. инфографику).

Читайте также:
Обновлены формы по взысканию задолженности с налогоплательщиков

Де-факто нулевая ставка НДФЛ для минимальных заработков будет означать прогрессивность налогообложения. Будет ли одновременно повышен налог для богатых? Ни об этом, ни о переносе налога с дохода гражданина на доход семьи власти пока не высказывались. Но эксперты полагают, что с этим спешить не стоит. «Если реформа пойдёт одновременно по нескольким направлениям, это создаст риски и сложности в её проведении, – говорит Вылкова. – Налог, учитывающий доход всей семьи, будет трудно исчислять. Введение прогрессивной шкалы усложнит работу по сбору налога и может спровоцировать волну уклонений от его уплаты. Условия для таких шагов могут созреть примерно в 2025–2030 гг. Но не облагать НДФЛ доходы в размере прожиточного минимума действительно реально уже в 2021 г.».

Бедных могут освободить от подоходного налога

21 ноября 2016 15:14

Правительство прорабатывает идею возвращения к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом самых бедных граждан предлагается от этого налога вообще освободить. Об этом сообщила журналистам вице-премьер, курирующая социальные вопросы, Ольга Голодец. Как она считает, переход к прогрессивной шкале налогообложения поможет малоимущим россиянам улучшить свое материальное положение.

– У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее на сегодняшний день обсуждаем, – заявила Голодец.

С 2001 года у нас для всех налогоплательщиков действует единая плоская шкала НДФЛ. Каждый гражданин отчисляет государству 13% от своих доходов. В последнее время, однако, стали все чаще говорить о том, что надо перейти к прогрессивной шкале — чтобы богатые платили больше, а бедные — меньше или ничего не платили вообще.

Малоимущих могут освободить от налогов

Малоимущих могут освободить от налогов

– Во многих цивилизованных странах такое уже есть. Бедные не платят, а с богатых берут в несколько раз больше. Например, в Великобритании, Германии, Японии. В России прогрессивная шкала тоже существовала. И пора к ней возвращаться. В частности, не брать подоходный налог с граждан, которые зарабатывают меньше прожиточного минимума, – считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труда и социальной политике Николай Коломейцев.

У противников прогрессивной шкалы есть свой аргумент — многие начнут скрывать свои доходы, чтобы сойти за «бедных», будут процветать зарплаты в конвертиках.

Министр финансов России Антон Силуанов ранее заявлял, что в принципе допускает возвращение к прогрессивной шкале налога, но не раньше 2018 года, поскольку необходим некий подготовительный период.

ВОПРОС ДНЯ

Поможет ли нам прогрессивная шкала?

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

– Безусловно, поможет, потому что бедные получат больше денег, и, самое главное, у нас нормализуется ситуация с Пенсионным фондом. Потому что если будет не только прогрессивная шкала налогообложения, но и прогрессивная шкала обязательных соцвзносов (а сейчас она регрессивная – чем вы беднее, тем больше платите), то десятки миллионов людей смогут выйти из тени.

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор:

– Те, кто получает 10 тысяч и меньше, дополнительно получат до 1300 рублей. И эти деньги не уйдут в офшоры, не будут потрачены на фондовом рынке – люди просто купят на них больше продуктов и одежды.

Андрей ПАРШЕВ, публицист, автор экономического бестселлера «Почему Россия не Америка»:

– Система налогообложения – не первое средство по борьбе с бедностью. В первую очередь – это развитие собственного производства, борьба с безработицей. Второй момент – дело в том, что наша налоговая система очень отсталая. Плоской шкалы, наверное, в Европе уже нигде не осталось. Потому что все понимают, что богатые должны платить больше.

Алексей ТРЕТЬЯКОВ, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса:

– Этот шаг не столько экономический, сколько психологический. Если ввести прогрессивную шкалу налогов, но при этом не увеличить количество бюджетных средств на борьбу с бедностью, то она не поможет. Но напряженность в обществе немного снимет – люди увидят, что появился хоть какой-то элемент справедливости.

Мамуд ШАВЕРШЯН, предприниматель, бесплатно раздающий пенсионерам хлеб в Струнине (Владимирская область):

– Если эта мера касается пожилых людей, то да, я думаю, поможет. А вот для молодых здоровых людей – нет. Опираясь на свой жизненный опыт, считаю, что если они не хотят работать, то так и останутся бедными.

Оксана ГАРНАЕВА, глава фонда помощи детям-сиротам и многодетным семьям «Русская береза»:

– Никакие налоги от бедности нас не спасут, должно быть увеличение рабочих мест, чтобы люди могли сами зарабатывать. А у нас сейчас в деревнях нет работы.

Илья СВИРИДОВ, глава муниципального округа Таганский:

– Россия – последняя страна в G20, где нет прогрессивной шкалы. Вводить ее нужно, ведь это справедливо – чем больше зарабатываешь, тем больше налогов платишь. И как раз дополнительные поступления от тех, кто зарабатывает больше, должны идти на соцпрограммы для малообеспеченных слоев.

Читайте также:
США будут контролировать налоговый сбор на Украине

Василич, читатель сайта KP.RU:

– Наверное, да. Но главное – не перегнуть палку дикими налогами для богатых: тут же доходы скроют и в бедные запишутся!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А пусть за все заплатят толстосумы!

Каждый раз во время кризиса депутаты и политики предлагают ввести прогрессивный налог в России, кивая на западные страны, где толстосумы отдают от своих фантастических доходов половину в казну государства. «КП» поговорила с экспертами, чтобы выяснить, будет ли это работать у нас (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Чем плоский налог удобен государству

Разговоры о возвращении в России прогрессивной шкалы для физлиц идут давно. В основном это предлагают левые партии. Основной аргумент – это повысит социальную справедливость, сгладит разрыв между богатыми и бедными (подробности)

Подоходный налог должен быть прогрессивным

Если мы строим социальное государство, а по Конституции именно так, то шкала подоходного налога должна быть прогрессивной – это азбука. Все разговоры о том, что богатые и так платят больше налогов, не о том. Иначе и быть не может. Возражения, по сути, технические (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Возврат налогов, которые были взысканы излишне, будет упрощен

НК РФ Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Абзацы первый – второй утратили силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Читайте также:
Спецоценка условий труда будет проверяться по новому регламенту

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Возврат излишне взысканного налога по-новому

Автор: М. В. Подкопаев

Новым федеральным законом упрощен порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа.

Законодатели решили упростить порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа. С этой целью принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 14.11.2017 и вступает в силу через месяц после опубликования.

По мнению законодателей, данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.

Три года на обращение в ИФНС.

Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.

Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?

Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Читайте также:
При смене экологического сбора на налог не нужно ужесточать санкции

Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.

В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309-КГ16-5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.

Специально для иностранных организаций.

Что касается упомянутой ст. 78 НК РФ, она дополнена положением для иностранных организаций в случае удержания у них налога налоговым агентом в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ.

Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций налог по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.

Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.

Сумма ранее удержанного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.

Можно и проценты взыскать.

Важно то, что в неизменном виде сохранится положение, согласно которому, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате не только суммы излишне взысканного налога, но и сумм начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ, процентов.

Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Почему-то до сих пор не уточнено, что правильнее применять ключевую ставку ЦБ РФ, хотя она и применяется фактически.

Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому

Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Читайте также:
Налог на криптовалюты: решение Госдумы

Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп. «ж» п. 22 ст. 1 закона).

Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.

Этот срок будет отсчитываться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп. «и» п. 22 ст. 1 закона).

ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Подпункты «а», «б», «ж», «е», «и» п. 22, ст. 1

Переплата: как вернуть или зачесть

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.

Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.

Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов. Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949.

Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).

В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов

Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Примечание редакции:

  • в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
  • в счет будущих платежей – по иным налогам.

Резюме: вернуть или зачесть НДФЛ сложно, но возможно. Сначала нужно определить, как возникла переплата, от этого будут зависеть дальнейшие действия. Если она образовалась из-за излишней уплаты, например, в результате ошибки в платежке, можно или вернуть ее из бюджета, или зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам. Для этого необходимо подать в инспекцию заявление о возврате или о зачете. Возврат осуществляется в следующих случаях:

  • если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
  • налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.

Зачет можно осуществить в счет:

  • недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  • задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.

Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.

Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.

Читайте также:
Жители Башкирии довели налоговую задолженность до миллиарда рублей

Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты

  • заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
  • не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.

Суд указал, что право на возврат непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:

  • платежными поручениями налогоплательщика;
  • инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
  • информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает

Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк

Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.

Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.

Примечание редакции:

Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога

По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.

Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.

Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют

Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.

Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет

Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.

Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.

Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя

Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил. Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя. В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует.

Читайте также:
Имущественный налог при разделе здания

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  • урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
  • получения возмещения убытков;
  • возврата госпошлины;
  • увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.

Эти обстоятельства стали известны обществу уже после подачи первоначальной декларации и уплаты налогов, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена ИФНС по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации. Поэтому общество действительно узнало о переплате лишь в декабре 2016-го и марте 2017 года, следовательно, трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке обществом пропущен не был.

С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.

Примечание редакции:

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: