В Зауралье повысили транспортный налог

В Зауралье повысили транспортный налог

Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее

  • Ставки
  • Льготы
  • Федеральные льготы
Наименование объекта налогообложения Ставка, руб

Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).

Субъект РФ : Курганская область

ОКТМО : 37000000

Срок уплаты (за 2022 год) для физ. лиц: не позднее 01.12.2022

Срок уплаты (за 2022 год) для организаций:налог – не позднее 05.02.2019, авансовые платежи по налогу – не позднее 30.04.2015, 31.07.2015, 31.10.2015

Калькулятор поможет рассчитать транспортный налог за 2022 год для города Курган, Шадринск, Шумиха, Куртамыш, Далматово, Катайск, Петухово, Щучье и других населенных пунктов Курганской области.

Помимо оплаты транспортного налога, для управления автомобилем необходимо купить полис осаго.Каско – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а каско – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличиеот ОСАГО, стоимость каско не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией. Купить каско и полис осаго можно в страховых компаниях.

Льготы транспортного налога Курганская область 2021, 2020 год

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы

подпункт 1 пункт 1 статья 3

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика

Инвалиды, родители (опекуны) детей-инвалидов

подпункт 1-1 пункт 1 статья 3

Справка МСЭ, свидетельство о рождении ребенка-инвалида; паспорт родителя (опекуна) ребенка-инвалида

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика

Физические лица, входящие в состав многодетной семьи

подпункт 1-2 пункт 1 статья 3

Удостоверение многодетной семьи, выданное в соответствии с законодательством Курганской области

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика; Налоговая льгота предоставляется одному физическому лицу из числа лиц, входящих в состав многодетной семьи, по их выбору

подпункт 2 пункт 1 статья 3

Справка-расчет налогоплательщика произвольной формы

за грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. 1) являются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (по данным налогового органа по месту учета налогоплательщика) или отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подтверждается справкой-расчетом налогоплательщика произвольной формы); 2) транспортные средства (грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу) используются ими при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 3) среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет не менее 1. Данный показатель определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи и подтверждается соответствующей справкой-расчетом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области; 4) на первое число месяца, следующего за соответствующим налоговым (отчетным) периодом: не имеют недоимки по налогам, сборам и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам (далее – недоимка (задолженность)). Налогоплательщик также признается соответствующим данному условию, если недоимка (задолженность) уплачена не позднее 30 календарных дней со дня окончания соответствующего налогового (отчетного) периода, либо размер недоимки (задолженности) не превышает 5000 рублей. Отсутствие недоимки (задолженности) подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, сформированной налоговым органом по месту учета налогоплательщика не позднее срока представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период; исполнили обязанность по перечислению (уплате) исчисленных и удержанных у налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц. Соответствие данному условию подтверждается справкой за подписью руководителя организации с указанием исчисленных, удержанных и перечисленных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом; не находятся в процессе ликвидации и в отношении них не применяются процедуры банкротства, на их имущество не наложен арест и (или) не обращено взыскание.

Организации, реализующие инвестиционные проекты на территориях, включенных в установленном Правительством Курганской области порядке в сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области (далее – инвестиционные площадки): – используемых при осуществлении жилищного строительства на инвестиционной площадке, предусмотренного соответствующим инвестиционным проектом; – приобретенных в рамках соответствующих инвестиционных проектов и используемых для осуществления деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) на инвестиционной площадке;

подпункт 1 пункт 2 статья 3

Правоустанавливающий документ на инвестиционную площадку;справка-расчет, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области

в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей легковых). 1) имеют правоустанавливающий документ на инвестиционную площадку; 2) среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника организации в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет не менее 1,5. Данный показатель определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи и подтверждается соответствующей справкой-расчетом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области; 3) на первое число месяца, следующего за соответствующим налоговым (отчетным) периодом: не имеют недоимки по налогам, сборам и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам. Налогоплательщик также признается соответствующим данному условию, если недоимка (задолженность) уплачена не позднее 30 календарных дней со дня окончания соответствующего налогового (отчетного) периода, либо размер недоимки (задолженности) не превышает 5000 рублей. Отсутствие недоимки (задолженности) подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, сформированной налоговым органом по месту учета налогоплательщика не позднее срока представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период; исполнили обязанность по перечислению (уплате) исчисленных и удержанных у налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц. Соответствие данному условию подтверждается справкой за подписью руководителя организации с указанием исчисленных, удержанных и перечисленных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом; не находятся в процессе ликвидации и в отношении них не применяются процедуры банкротства, на их имущество не наложен арест и (или) не обращено взыскание.

Участники Великой Отечественной войны

подпункт 2 пункт 2 статья 3

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика

Расчет транспортного налога в Курганской области, таблица ставок

Государство обязало владельцев наземного, надводного и воздушного транспорта платить ежегодный налог. Крайний срок платежа для физлиц — 1 декабря. За просрочку на собственника ТС возлагается штраф и начисляется пеня. Если вы не получили квитанцию от ФНС до конца октября, то можете узнать сумму начисления или задолженности на нашем сайте. Рассчитать транспортный налог в Курганской области на 2022 год при помощи калькулятора. Выберите регион, укажите мощность двигателя (л. с.) и год выпуска автомобиля. Расчет учитывает местные территориальные ставки.

Калькулятор транспортного налога

Как транспортный налог зависит от мощности авто

Обратите внимание, что транспортный налог рассчитывается по формуле: мощность в л.с * на стоимость 1 л.с.

Пример расчета стоимости налога в Курганской области: автомобиль мощностью 150 л.с. обойдется в 4 050.00 р. — 150*27. А вот авто с мощностью 151 л.с. в 7 550.00 р. — 151*50.

Таблица налоговых ставок в Курганской области за 2021 год

Объект налогообложения Размер, руб.

Таблица федеральных и региональных льгот

Льготы по транспортному налогу в Курганской области предоставляются на федеральном и региональном уровне. Категории граждан, которые полностью освобождены от уплаты, либо платят по сниженной ставке приведены в таблице:

Статья закона и плательщики Основания Условия Размер ФЛ, ЮЛ, ИП
Статья закона и плательщики Основания Условия Размер ФЛ, ЮЛ, ИП

Порядок расчета транспортного налога

Калькулятор транспортного налога онлайн содержит базовые тарифы и ставки, предусмотренные законодательством. В ст. 359 «Налоговая база» перечислены условия, по которым осуществляется расчет сбора с того или иного вида транспорта:

  1. Авто-, мототехника, спецтехника, корабли — мощность мотора в лошадиных силах и кВт.
  2. Воздушные суда — паспортная статическая тяга реактивного двигателя.
  3. Баржи, плоты — валовая вместимость.

В ст. 361. «Налоговые ставки», № 117-ФЗ перечислены тарифы в рублях за лошадиные силы, килограмм силы тяги и с единицы ТС. Нас, как автовладельцев, интересуют легковые машины.

Таблица 1. Базовая налоговая ставка по транспортному налогу для автомобилей г/п до 3,5 т.

Мощность двигателя в л. с. (кВт)

от 250 (свыше 183,9)

Цены за 1 л. с. очень демократичные и привлекательные. Однако базовая таблица транспортного налога — это фундамент тарифов. Регионы самостоятельно устанавливают ставки. Повышают или понижают, но, не более чем в 10 раз от законодательной нормы (п. 1, п. 2, ст. 361 НК РФ). На практике многие субъекты РФ подняли ставки по максимуму, в 10 раз. Например, Москва и Санкт-Петербург.

Теперь вы можете легко сделать расчет транспортного налога самостоятельно. Для этого используйте формулу: Бр × Ср × Млс × 1 = Вн.

  • Бр — базовый тариф (руб.);
  • Ср — региональная ставка;
  • Млс — мощность двигателя (л. с.);
  • 1 — период владения (1 год);
  • Вн — величина налога.

Пример расчета транспортного налога: У вас Ford Focus III, Ti VCT (125 л. с.). Подставляем данные в формулу. Значит, сумма транспортного налога для данного авто составит: 3,5 руб. × 10 × 125 л. с. × 1 = 4375 руб.

Повышающие коэффициенты

С 2014 г. ИФНС РФ применяет дополнительные коэффициенты при расчете суммы транспортного налога. Это так называемый «налог на роскошь». Регламент его начисления утвержден п. 2 НК РФ ст. 362.

Таблица 2. Повышающие коэффициенты

Например, вы купили Mercedes-Benz G-класса, AMG G 63 (585 л. с.), стоимостью 21 млн руб. С помощью формулы (Бр × Ср × Млс × Пк = Вн), повышающего коэффициента (Пк) и простого калькулятора вы можете быстро узнать размер транспортного налога. Его величина составит: 15 руб. × 10 × 585 л. с. × 3 (коэфф) = 263 250 руб.

При расчете ТН на онлайн-калькуляторе поставьте галочку «Мой автомобиль дороже 3 млн руб». Система сделает вычисления с учетом заданных параметров.

С каждым годом список роскошных машин расширяется. На 2020 г. он вырос до 1300 моделей. Поиском автомобилей в ценовом диапазоне от 3 млн руб. занимается Минпромторг. Перечень дорогостоящих ТС ежегодно публикуется на официальном сайте организации.

Сроки оплаты налога для физических лиц и юридических лиц

Обычные граждане и организации, на балансе которых числятся транспортные средства, обязаны в установленный срок перечислять денежные средства государству по транспортному налогу. Причем не имеет значения, используется ТС в хозяйственной деятельности или нет. Главное условие налогообложения — постановка техники на учет в регистрирующем органе (МРЭО ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор и других). Перечень ТС утвержден в п. 1 ст. 358 НК РФ. А в правовой норме НК РФ п. 1 ст. 363 указан крайний срок оплаты: 1 декабря.

«Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом».

Для организаций

Если физическим лицам не надо считать транспортный налог, так как за них это делает ФНС, то организации обязаны самостоятельно рассчитывать сумму ТН. И платить его каждый квартал, по ¼ части. Так как транспортный налог региональный, то сроки на его уплату местные органы устанавливают самостоятельно. Например, в Санкт-Петербурге это 30 дней после завершения квартала:

  • за 1-й кв. не позднее 30.04.2020;
  • за 2-й кв. не позднее 31.07.2020;
  • за 3-й кв. не позднее 30.10.2020;
  • за 4-й кв. не позднее 01.02.2021.

Чтобы рассчитать транспортный налог, юрлица руководствуются п. 1, п. 2, ст. 361 НК РФ, как и «физики». А для своевременной уплаты организации обращаются к законодательной норме НК РФ ст. 363.1.

С 2021 г. УФНС обещает ввести единую базу уплаты транспортного налога предприятиями, которая будет действовать на всей территории РФ.

Кто полностью освобожден от уплаты

В нашей стране есть льготники (физические лица) которые частично или полностью освобождены от имущественных сборов, включая транспортные налоги. К ним относятся: ветераны труда, герои СССР, инвалиды I-й и II-й группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, узники концлагерей. Но, кроме перечисленных категорий льготников, есть целая группа владельцев различной техники, с которых государство ТН не взимает. Такие ТС перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ № 117-ФЗ.

Техника, не облагаемая транспортным налогом:

  1. Автомобили для инвалидов.
  2. Промысловые морские и речные суда.
  3. Транспортные средства, числящиеся в розыске.
  4. Самолеты, вертолеты, суда и автомобили Минздрава.
  5. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
  6. Транспортные средства МВД, ФСБ, ФСИН, ФССП, ГПС и других служб.
  7. ТС мощностью до 100 л. с. (73,55 кВт), предоставленные через соцслужбу.
  8. Тракторы, комбайны, специальные машины (молоковозы, техпомощь, ветпомощь и другие).

Если вы владеете трактором и выращиваете на своем участке картофель в рамках ЛПХ, то вам предоставляется право не платить транспортный налог. Однако придется доказать, что техника используется для вспашки земли. Для этого необходимо каждый год подавать заявление в районную ФНС.

Узнать задолженность по налогу

Вы можете проверить наличие задолженности по транспортному налогу через форму. Для поиска понадобится номер ИНН или код УИН (уникальный идентификатор кавитации). Впишите данные в форму и нажмите «Найти». Через 1–2 секунды веб-сервис отобразит сведения на экране. Информация поступает из базы ФНС. Услуга бесплатная.

Как оплатить транспортный налог без квитанции

Если есть задолженность, то можете ее погасить банковской картой VISA прямо из дома, через Интернет. Для этого:

  1. Перейдите на страницу Поиск налоговой задолженности.
  2. Введите ваш ИНН или УИН.
  3. Оплатите налоговую задолженность.

Оплаченный чек поступит на электронную почту

Если не пришел транспортный налог

Согласно действующему законодательству, физлица уплачивают транспортный налог на основании квитанции ФНС. Их рассылка завершена в конце октября. В документе содержатся реквизиты для перечисления денег, уникальный идентификатор и сумма к оплате. Однако многие автовладельцы не получают уведомления. Например, проживают по фактическому адресу в другом городе, или почтальон перепутал адреса. В таком случае гражданин обязан самостоятельно обратиться в местную ИФНС за квитанцией. Максимальный срок — до 31 декабря (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Если пришел налог на проданный автомобиль

Если транспортный налог пришел на ваше имя, значит техника все еще зарегистрирована на вас. Обязательство по уплате ТН возлагается на тех владельцев, чьи ТС находится на учете в МРЭО ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзоре, ФАВТ (Росавиция) и других регистрирующих органах. Возможно, новый хозяин ТС не спешит его переоформлять. Ведь если бы он это сделал, то сотрудники ГИБДД в течение 10 дней оповестили ИФНС о смене собственника.

Вы можете установить ограничения на регистрационные действия, и вопрос будет закрыт в короткие сроки. Новый хозяин сам вас найдет и возместит расходы на ТН. Если нет, то снимайте ТС с регистрации. И со следующего месяца ТН начисляться не будет.

Ответственность за неуплату налога, пени

Если физлицо просрочит срок уплаты транспортного налога, то ему будет начислен штраф в размере 20 % от недоимки. А за каждый день просрочки «капает» пеня 0,003–0,006 % (НК РФ, п. 4, ст. 75 «Пеня», № 146-ФЗ), в зависимости от периода неуплаты. Сначала минимальная, затем максимальная.

За злостное уклонение от налоговых обязательств предусмотрено увеличение санкции до 40 % от величины сбора (НК, ст. 122, № 146-ФЗ «Неуплата или неполная уплата сумм налога»). Вместе с этим, на нарушителя могут наложить запрет регистрационных действий с имуществом (движимым и недвижимым). А счета заблокирует банк или приставы по Судебному приказу до полного погашения задолженности, пени и штрафа.

Основные изменения в транспортном налоге на 2020 год

В 2020 г. вступили в силу несколько поправок к транспортному налогу. Они совсем незначительные, поэтому широкого резонанса не вызвали. Так, например, льготники могут не подавать заявление на полное или частичное освобождение от ТН. Налоговая инспекция сама получит данные от ПФР или Соцзащиты. То есть льгота будет пролонгирована автоматически.

Минпромторг расширил перечень дорогих машин средней стоимостью от 3 млн руб. Теперь в базе Министерства свыше 1300 моделей. В список попали: Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40. Последние две — из-за падения национальной валюты. Напомним, что с 2014 г. владельцы дорогих автомобилей платят «налог на роскошь». Это дополнительный коэффициент в диапазоне от 1,1 до 3. Его используют для увеличения базовой ставки транспортного налога по региону.

В 2021 г. для юрлиц отменяется обязательство предоставлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2020 г. Для верификации платежей по ТН и ЗН, поступивших за соответствующий налоговый период, ФНС будет отправлять организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах указанных налогов.

Налог на роскошь: как считать транспортный налог по дорогостоящим автомобилям

За дорогие автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей нужно платить повышенный транспортный налог. В народе его называют налогом на роскошь. Составили подробную инструкцию как посчитать, уплатить и отразить его в учёте.

Перечень дорогостоящих автомобилей на 2021 год

Каждый год не позднее 1 марта Минпромторг публикует на официальном сайте перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог уплачивают в повышенном размере. В 2021 году в список добавили ещё 87 автомобилей.

В документе перечислены марки, модели (версии), тип и объем двигателя, количество лет с года выпуска. Автомобили сгруппированы по средней стоимости, начиная от 3 млн руб. Стоимость рассчитана по формулам из Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга № 316 от 28 февраля 2014 г.

Не имеет значения, сколько на самом деле вы заплатили за автомобиль при покупке. Если вы нашли его в Перечне, для расчёта налога нужно применить повышающий коэффициент — от 1,1 до 3.

Порядок и формула расчёта транспортного налога

Начиная с отчётности за 2020 год декларацию по транспортному налогу отменили. Но у организаций осталась обязанность самостоятельно его рассчитать и уплатить. С 2021 года налоговые инспекции рассылают письма с рассчитанным транспортным налогом. Можно сверить свои расчёты с ИФНС и при необходимости — оспорить сведения налоговиков в течение 10 дней с даты получения сообщения.

Организации должны перечислять авансовые платежи, а по итогам года — подсчитать и доплатить разницу между суммой годового налога и уплаченными по нему авансами. Местные власти в регионах могут отменять авансовые платежи, тогда нужно уплачивать только годовой налог.

Налог считают отдельно по каждому транспортному средству по следующей формуле.

В неё нужно подставить значения по вашим автомобилям:

  • налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах;
  • ставка налога — можно посмотреть на сайте ФНС, выбрав транспортный налог, год выпуска автомобиля и свой регион. Ставки могут отличаться, так как у субъектов РФ есть право менять их;
  • коэффициент Кв — коэффициент владения транспортным средством. Применяют, когда автомобиль зарегистрировали или сняли с регистрационного учёта в квартале или календарном году, за который рассчитывают налог;
  • коэффициент Кп — повышающий коэффициент. Применяют к легковым автомобилям стоимостью от 3 млн руб. из перечня Минпромторга;
  • 1/4 — для расчёта авансового (квартального) платежа. Если авансовых платежей в регионе нет, этот коэффициент применять не нужно.

Как определить повышающий коэффициент по дорогим автомобилям

  1. Найдите свой автомобиль в перечне Минпромторга по модели (версии), типу и объему двигателя.
  2. Подсчитайте, сколько лет прошло с выпуска транспортного средства. Возраст автомобиля считают в календарных годах по состоянию на 1 января года, за который нужно уплатить налог. Год выпуска не учитывают. Год, за который уплачивают налог, в расчёт входит. Например, возраст автомобиля 2016 года при расчёте налога за 2021 год — 5 лет.
  3. Проверьте, указан ли возраст вашего автомобиля в последней колонке перечня. Если нет, транспортный налог нужно рассчитать без повышающего коэффициента.
  4. Если описание автомобиля совпадает, посмотрите в каком разделе он находится. От стоимостной категории зависит коэффициент, на который нужно увеличить транспортный налог.

Пример расчёта

Организации из Ярославской области с 2019 года принадлежит легковой автомобиль Lexus LX 450D 4.5 Standard:

  • год выпуска — 2017;
  • объём двигателя — 4461 куб. см.
  • максимальная мощность — 272 л. с.
  • используемое топливо — дизельное.

При расчёте налога за 2021 год с года выпуска прошло 4 года, то есть не более 5 лет. Лексус попал в Перечень дорогостоящих автомобилей (строка № 347) и находится в разделе со средней стоимостью от 5 до 10 млн руб.

Расчёт транспортного налога.

  1. В Ярославской области для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 250 л. с. установлена налоговая ставка 150 руб. с каждой лошадиной силы.
  2. Повышающий коэффициент — 2.
  3. Коэффициента владения в расчёте не будет так как в течение всего налогового периода автомобиль был зарегистрирован за организацией.
  4. Транспортный налог за 2021 год = 272 л. с. x 150 руб. x 2 = 81 600 руб.
  5. Авансовый платёж за 1, 2 или 3 квартал 2021 г. = 81 600 руб. : 4 = 20 400 руб.

Как считать транспортный налог за неполный месяц

В этом случае для расчёта транспортного налога нужно применить коэффициент владения, который рассчитывается как частное от деления к оличества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на плательщика, на 12 месяцев. Полученное значение Кв округляют до четырех знаков после запятой.

При расчёте коэффициента владения месяц регистрации или снятия с неё принимают за полный месяц, если автомобиль:

  • зарегистрирован до 15-го числа включительно;
  • снят с регистрации после 15-го числа.

Предположим, автомобиль продали и сняли с регистрации 12 марта 2021 года. Месяц снятия с учёта не учитывают, так как это произошло до 15-го числа.

Кв = 2 : 12 = 0,1667.

Транспортный налог за 2021 год = 272 л. с. x 150 руб. x 2 х 0,1667 = 13 603 руб.

Когда и как платить транспортный налог

Транспортный налог и авансовые платежи по нему перечисляют в ИФНС по месту регистрации автомобиля. С 2021 года сроки уплаты стали одинаковы во всех регионах. Организации перечисляют авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами. С учётом переносов из-за выходных дней это 30.04.2021, 02.08.2021 и 01.11.2021. Налог за 2021 г. — не позднее 01.03.2022.

Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты транспортного налога с организаций — 182 1 06 04011 02 1000 110.

Физические лица уплачивают транспортный налог до 1 декабря следующего года.

Как отражать транспортный налог в бухучёте

Начисление транспортного налога отражают по кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам». Для этого к счёту 68 открывают отдельный субсчёт «Расчёты по транспортному налогу».

Счёт по дебету зависит от того, где и как используют автомобиль:

  • в основном производстве — Дт 20 «Основное производство»;
  • во вспомогательном производстве — Дт 23 «Вспомогательные производства»;
  • в общепроизводственных целях — Дт 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • в управленческих целях — Дт 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • в торговой деятельности — Дт 44 «Расходы на продажу»;
  • не участвует в основной деятельности организации — Дт 91.2 «Прочие расходы».

Например, по автомобилю, который организация сдала в аренду, если это не основной её вид деятельности, нужно сделать проводку:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 68 субсчёт «Расчёты по транспортному налогу» — начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Транспортный налог в Курганской области в 2021-2020 г.

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Курганской области на 2021-2020 год установлены Законом Курганской области от 26.11.2002 N 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» (с соответствующими изменениями, действующими в 2021 г.). Он распространяется на все города области. Административный центр – г. Курган. Крупные города и населенные пункты области: Шадринск, Шумиха, Куртамыш, Далматово, Катайск, Петухово, Щучье, Варгаши, Каргаполье, Макушино, Мишкино, Юргамыш, Лебяжье, Красный Октябрь.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Курганской области

Налогоплательщики уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу на транспортные средства не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года.

Организации уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Более подробно о порядке уплаты транспортного налога организациями можно прочитать в статье по ссылке.

Важно! С 2021 г. изменился срок уплаты налога для юр. лиц.

Новое правило на 2021 год. С 2021 года устанавливаются единые требования для всех субъектов в России. Начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

С 01.01.2021 налоговые декларации по транспортному налогу в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Срок уплаты транспортного налога для юридических лиц в Курганской области в 2021 году:

  • за 1 квартал 2021 года – до 30 апреля 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) – до 02 августа 2021 года (так как 31 июля и 01 августа – нерабочие дни);
  • за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) – до 01 ноября 2021 года (поскольку 31 октября – нерабочий день);
  • за 4 квартал и весь 2021 год – 01 марта 2022 года

Справочно. Транспортный налог за 2021 год организациями уплачивается до 01 марта 2022 года.

Граждане уплачивают транспортный налог на автомобиль на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок уплаты транспортного налога физическими лицами

С 2016 года изменился срок уплаты налога на автомобили для физических лиц – теперь налог необходимо оплатить до 01 декабря (ранее срок уплаты устанавливался до 01 октября).

Физическими лицами транспортный налог должен быть уплачен в общем порядке в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на автомобиль за 2019 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2020 г., за 2020 г. – до 1 декабря 2021 г., а за 2021 год – до 1 декабря 2022 года. Если 01 декабря является нерабочим днем, срок уплаты переносится на ближайший рабочий день.

Срок уплаты транспортного налога на автомобиль в Курганской области в 2021 году – до 01 декабря 2021 г. (налог уплачивается за 2020 г.)

Неуплата налога в установленные сроки влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством.

Ставки транспортного налога в Курганской области

Новые ставки транспортного налога в Курганской области на 2020-2021 год установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло не более 15 лет

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт), с года выпуска которых прошло не более 15 лет

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Другие водные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Действующие ставки транспортного налога в Курганской области, а также ставки налога на предыдущие годы, отражены по ссылке.

Рассчитать транспортный налог в Курганской области самостоятельно очень просто. Для этого необходимо мощность Вашего автомобиля (в л.с.) умножить на новую ставку налога (второй столбик таблицы).

Обратите внимание, при взимании налога на автомобиль применяются повышенные коэффициенты транспортного налога на дорогостоящие автомобили стоимостью более трех миллионов рублей.

Внимание: в связи с тем, что окончательная сумма налога зависит от категории и марки автомобиля, его мощности, мы не рекомендуем пользоваться онлайн-калькуляторами. Наиболее верный расчет достигается простым умножением мощности автомобиля на ставку налога (с учетом повышающих коэффициентов на дорогостоящие автомобили).

Льготы по транспортному налогу в Курганской области

Законодательством Курганской области помимо федеральных льгот установлены региональные льготы по уплате транспортного налога.

От уплаты транспортного налога освобождены полностью следующие категории граждан и организаций:

  1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы – за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика;
  2. инвалиды 1, 2, 3 группы, родители (опекуны) детей-инвалидов – за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика;
  3. физические лица, входящие в состав многодетной семьи, – за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика. Налоговая льгота предоставляется одному физическому лицу из числа лиц, входящих в состав многодетной семьи, по их выбору;
  4. сельскохозяйственные товаропроизводители – за грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  5. резиденты индустриальных (промышленных) парков – за транспортные средства (за исключением автомобилей легковых), приобретенные в ходе реализации налогоплательщиком на территории индустриального (промышленного) парка инвестиционных проектов и используемые в целях осуществления деятельности на территории индустриального (промышленного) парка;
  6. организации и индивидуальные предприниматели, заключившие специальный инвестиционный контракт с Курганской областью, – за транспортные средства (за исключением автомобилей легковых), приобретенные в ходе реализации ими инвестиционных проектов в рамках исполнения специального инвестиционного контракта с Курганской областью и используемые в целях осуществления деятельности по реализации указанных проектов.

Скидку в размере 50 % от утвержденной ставки налога имеют:

  1. участники Великой Отечественной войны – за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика.
  2. С 1 января 2016 года, и применяется до 1 января 2021 года – организации и индивидуальные предприниматели – за автобусы, используемые для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, произведенные на территории Российской Федерации после 1 января 2016 года и имеющие газовый тип двигателя.

Налоговые ставки установлены в размере 70 процентов от соответствующих налоговых ставок за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика для следующих категорий налогоплательщиков:

  • пенсионерам по старости, получающим страховую пенсию по старости, а также физические лица, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
  • чернобыльцы, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных веществ в реку Теча, а также лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • ветераны боевых действий на территории Российской Федерации и территории других государств.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение льготы по уплате налога льготникам необходимо представить в налоговый орган подтверждающие документы в следующие сроки:

  • организациями – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • индивидуальными предпринимателями – не позднее 1 марта, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопрос – ответ

В рубрике “Вопрос-ответ” публикуется информация по наиболее интересным правовым жизненным ситуациям. Задать вопрос в редакцию можно в комментариях к данной статье.

Целесообразна ли замена платы за НВОС экологическим налогом?

suebsiri / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”) может быть заменена экологическим налогом. Подготовленный Минфином России законопроект 1 о дополнении Налогового кодекса соответствующей главой активно обсуждается экспертным сообществом – только на площадке ТПП РФ в октябре были проведены два посвященных этой теме мероприятия. Значительное количество замечаний и предложений по доработке законопроекта поступило в ходе его публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (завершилось 31 августа). Посмотрим, в чем министерство видит пользу замены платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) экологическим налогом и какие риски для предпринимателей, по мнению экспертов, такая механическая, по сути, замена может повлечь.

Обоснование необходимости введения налога

Весной текущего года, напомним, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти подготовить законопроект о включении в НК РФ неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер (резолюция от 16 марта 2018 г. № ДМ-П13-10пр). Однако, как отметила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в ходе состоявшегося 31 октября в ТПП РФ в рамках XIV Всероссийского налогового форума круглого стола, посвященного перспективам введения экологического налога, обсуждения этой темы на заседаниях специально созданной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей показали нецелесообразность разработки единого рамочного закона, поскольку все взимаемые платы очень разные. Поэтому включение в НК РФ платежей, обладающих признаками налогов, будет происходить на основании отдельных федеральных законов, и законопроект об экологическом налоге – один из первых соответствующих проектов.

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в настоящее время плата за НВОС взимается недостаточно эффективно, вследствие чего финансирование государственных экологических программ осуществляется за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Введение экологического налога, по прогнозам Минфина России, позволит увеличить объем поступающих в бюджет платежей природопользователей, необходимых для реализации государственной политики в области экологии, за счет применения предусмотренных налоговым законодательством механизмов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Эксперты не отрицают наличия проблем в области администрирования платы за НВОС. Одна из них – неполнота базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся по закону ее плательщиками. Как отметил заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцев, в одном из типовых субъектов РФ в прошлом году только 4% зарегистрированных предприятий и организаций представляли отчетность в Росприроднадзор и еще 7% – в региональное министерство экологии, таким образом, 89% юридических лиц находились вообще вне зоны контроля со стороны природоохранных структур. Таким образом, можно предположить, что замена платы за НВОС экологическим налогом действительно сможет повысить эффективность администрирования за счет более полного охвата потенциальных плательщиков (так как ФНС России обладает всей необходимой информацией о деятельности хозяйствующих субъектов), что, кстати, устранит и существующую несправедливость по отношению к ответственным природопользователям, добросовестно вносящим плату за НВОС, и наличия у налоговой службы инструментария для взыскания налогов.

Нюансы учета платы за НВОС в составе материальных расходов узнайте из материала “Плата за негативное воздействие на окружающую среду” Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В то же время нельзя не отметить, что законопроект предусматривает довольно непростую процедуру: декларация по экологическому налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения предприятия или организации, однако содержащиеся в ней данные об объемах произведенного негативного воздействия на окружающую среду должны быть подтверждены территориальным органом Росприроднадзора (сейчас, напомним, декларация о плате за НВОС представляется в Росприроднадзор, он контролирует правильность исчисления платы, полноту и своевременностью ее внесения (п. 5 ст. 16.4, ст. 16.5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”; далее – закон об охране окружающей среды)). Такая схема, с одной стороны, позволит избежать проблем с представлением недостоверной отчетности в налоговую, сотрудники которой не обладают, по крайней мере пока, необходимой квалификацией для оценки поданной декларации в части правильности исчисления объемов негативного воздействия, отмечают эксперты. С другой – это существенно усложнит процедуру подачи декларации для плательщиков: своевременность ее представления в налоговую напрямую будет зависеть от оперативности согласования данных с Росприроднадзором (причем само ведомство, вероятно, столкнется с проблемой нехватки кадров для проверки документов в связи с предполагаемым увеличением количества плательщиков). В связи с этим представляется необходимым как минимум определить порядок такого согласования и механизм взаимодействия двух ведомств.

Кроме того, неоднозначную реакцию экспертного сообщества вызвал обозначенный в сопроводительных материалах к законопроекту тезис о том, что введение экологического налога и его эффективное администрирование позволит увеличить объем поступлений в бюджет, поскольку, во-первых, стремление к увеличению общего размера взыскиваемых сумм не согласуется с главной задачей природоохранной деятельности в целом – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (при снижении воздействия общий объем платы за него тоже должен снижаться). Во-вторых, увеличение размера поступлений вовсе не гарантирует, что на природоохранные мероприятия будет направляться больше средств, поскольку никаких положений об обязательности их расходования именно на эти цели в законопроекте не содержится.

Стоит отметить, что действующим законодательством целевое расходование платы за НВОС тоже не предусмотрено (ст. 16 закона об охране окружающей среды), величину расходов на природоохранные мероприятия определяют региональные и муниципальные власти. В некоторых субъектах РФ, как отметил директор Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Роман Земцов, существует договоренность о направлении всего объема платы за НВОС на соответствующие цели. В то же время в бюджет, помимо этого платежа, поступают штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства, взыскиваемые по судебным искам о возмещении вреда окружающей среде. “Когда на северах до 40% местных бюджетов формируются за счет экологических штрафов, нет заинтересованности в том, чтобы экология не страдала, – подчеркнул управляющий партнер юридической компании “Пепеляев Групп” Сергей Пепеляев. – Где бы ни были платежи: в НК РФ, в любом другом нормативном акте – самая большая проблема – это отсутствие целевого использования. Пока экологические поступления будут рассматриваться как ординарные доходы бюджета и тратиться на что угодно, проблема причинения вреда окружающей среде не решится”. Наиболее оптимальным способом реализации целевого использования указанных средств эксперт считает создание целевых экологических фондов. Начальник отдела экономики природопользования Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Ольга Фильченкова напомнила, что министерство еще во исполнение поручения, данного по итогам посвященного реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды заседания президиума Госсовета в 2010 году, подготовило предложения о создании экологических фондов, причем в разных вариантах: в виде бюджетного фонда (по аналогии с дорожным) или некоммерческой организации, но Минфин России не поддержал ни одно из них, и пока позиция министерства по данному вопросу не изменилась.

В настоящее время, по словам Романа Земцова, в Минприроды России обсуждается возможность “окрашивания” поступающих в местные бюджеты средств, что в принципе делает возможным закрепление обязательства об их приоритетном использовании для финансирования соответствующих мероприятий. В поддержку необходимости целевого использования поступающих в бюджеты сумм платежей за оказанное на окружающую среду воздействие выступили также представители Минэкономразвития России, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей и др. Однако Минфин России все же не поддерживает прямое закрепление правила о целевом расходовании этих средств. “Я согласна с тем, что деньги, поступающие в бюджет в связи с негативным воздействием на окружающую среду, должны в том числе использоваться на ее восстановление. Но это воля субъекта: принимать экологическую программу и финансировать ее в соответствии с тем ущербом и с теми платежами, которые есть в регионе, или в большем объеме (думаю, много где расходы на восстановление окружающей среды больше, чем все поступающие платежи). Так что нужно подумать, в какой форме целевая направленность должна быть зафиксирована, и я не уверена, что это должно быть прямое закрепление в Бюджетном кодексе РФ”, – пояснила Елена Лебединская.

Возможные риски для плательщиков

Введение экологического налога предполагает, разумеется, возможность применения к его плательщикам всех предусмотренных НК РФ мер ответственности: начисления пеней, штрафов, принудительного исполнения обязанности по уплате налога путем списания средств со счета налогоплательщика – вплоть до уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 198, ст. 199 Уголовного кодекса). Как отмечают эксперты, ошибки при расчете платы за НВОС сейчас возникают не всегда по вине плательщиков: с 1 января 2016 года порядок определения платежной базы и исчисления платы существенно изменился, а некоторые подзаконные акты, необходимые для реализации новых требований (введенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ; далее – Закон № 219-ФЗ), не приняты до сих пор. Ряд экспертов уверены, что увеличение ответственности в связи с введением экологического налога может еще более обострить эту проблему, поэтому считают, что заменять плату за НВОС экологическим налогом можно только после того, как предусмотренные Законом № 219-ФЗ нововведения заработают в полной мере. Минфин России, напротив, считает обоснованным принятие законопроекта об экологическом налоге именно в рамках проводимой реформы природоохранного законодательства. “У нас нет никакого желания резко увеличивать ответственность, применять к предпринимателям репрессивные меры”, – отметила Елена Лебединская, подчеркнув, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам было поддержано предложение об установлении переходного периода, в течение которого к плательщикам экологического налога не будут применяться меры ответственности.

Другое неблагоприятное для предпринимателей положение законопроекта касается зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Действующим законодательством предусмотрено, что такие расходы лица, обязанного вносить плату за НВОС, вычитаются из суммы платы (п. 11 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды). Согласно же законопроекту налогоплательщику будет предоставлено право уменьшить налог на размер произведенных в соответствующем налоговом периоде расходов, связанных с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия, но предельная величина налогового вычета сможет составить не более 70% от суммы налога. По мнению генерального директора ООО “Юридический центр промышленной экологии” Дмитрия Мишукова, невозможность полного зачета понесенных затрат существенно снижает интерес предприятий к вложению значительных сумм в реализацию эффективных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в законопроекте указывается на обязательность зачисления в бюджет недоимок по плате за НВОС, образовавшихся до введения экологического налога, но ничего не говорится о возврате или зачете в счет будущего отчетного периода излишне уплаченных сумм. Тем не менее Минфин России, по словам Елены Лебединской, согласен с мнением профессионального сообщества о том, что переплаты должны учитываться при исчислении нового налога, и прямое указание на это должно появиться в законопроекте.

Стоит отметить, что Минприроды России предлагает изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона об охране окружающей среды), в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов – в пределах нормы или и вовсе снизился в связи с модернизацией производства и т. д.). Законопроект 2 , предусматривающий три способа расчета авансовых платежей, в том числе на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии, что в принципе исключает возможность возникновения излишне уплаченных сумм, по словам Романа Земцова, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и министерство рекомендовало Минфину России закрепить аналогичные способы расчета авансовых платежей (по налогу) в законопроекте об экологическом налоге.

Еще одно спорное положение законопроекта – необоснованное и даже дискриминационное, по мнению экспертного сообщества, – предусматривает, что объектом налогообложения не является негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду при осуществлении деятельности, которая финансируется бюджетами всех уровней. “Зачем эта норма? Бюджетные учреждения в принципе являются объектами IV категории [оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 2 закона об охране окружающей среды). – ГАРАНТ.РУ], с которых не взимается плата за НВОС. Если же речь идет о таких объектах, как госкомпании или ГУПы, может встать справедливый вопрос о конституционности положения, освобождающего их от налога”, – отметил заместитель начальника Управления конституционных основ публичного права КС РФ Константин Байгозин.

Более того, в законопроекте указано, что плательщиками экологического налога могут быть признаны физические лица, что, по мнению экспертов, недопустимо, так как налог призван заменить плату за НВОС, а она взимается только с ИП и юридических лиц (п. 1 ст. 16.1 закона об охране окружающей среды).

***

Как видно, даже самые общие замечания экспертов к законопроекту весьма существенны. В настоящее время Минфин России дорабатывает его с учетом поступивших, в том числе во время обсуждения проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, конкретных предложений: о приведении положений проекта в соответствие с новыми нормами закона об охране окружающей среды (в частности – вступающими в силу с 1 января 2019 и 1 января 2020 годов), уточнении терминологии, порядка определения налоговой базы и т. д., отметила Елена Лебединская. Обновленную редакцию проекта министерство планирует подготовить к концу текущего года, внести законопроект в Госдуму – в течение I квартала следующего года. Причем предполагая, что рассмотрение проекта нижней палатой парламента вряд ли будет простым и быстрым, разработчики допускают возможность переноса срока введения экологического налога на год, то есть на 1 января 2021 года.

1 Проект федерального закона “О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).
2 Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона “Об охране окружающей среды” размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/02-17/00062590).

Минфин предлагает ввести экологический налог

В настоящее время сложился обширный корпус нормативных правовых актов, разъяснений органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, судебных решений, которые в совокупности регулируют вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По ряду признаков такие неналоговые платежи действительно могут быть отнесены к налогам, что и предлагает сделать Минфин РФ, разработавший проект федерального закона о внесении изменений в НК РФ (далее – законопроект), суть которого – объединение под общим названием «Экологический налог» регулирования уплаты действующих платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в налоговом законодательстве.

Согласно законопроекту объектом налогообложения предлагается признать различные виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Законопроектом предусмотрены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя). Определены и иные обязательные элементы налога.

Взимание экологического налога неразрывно связано с учетом различных показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, а налоговые органы не обладают соответствующими техническими возможностями по их контролю. В связи с данным обстоятельством предусмотрен порядок предоставления налоговым органам информации органом, выдающим разрешение на осуществление негативного воздействия на окружающую среду, для обеспечения полноценного налогового контроля.

Однако основными заявленными целями введения экологического налога являются повышение эффективности взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду за счет применения мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренных налоговым законодательством, создание стимулов для уплаты данного налога под угрозой привлечения к уголовной ответственности предпринимателей и руководителей организаций.

Безусловно, введение экологического налога при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки в виде существующих платежей за негативное воздействие на окружающую среду позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, т.е. возможности применения к налогоплательщикам мер не только административной, но и налоговой и уголовной ответственности, а также различных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, включая столь любимый налоговыми органами механизм принудительного и бесспорного взыскания.

Однако для того, чтобы новеллы налогового законодательства заработали действительно эффективно, необходимо, во-первых, органично вплести новые положения в ткань налогового закона, а во-вторых, устранить пробелы в порядке применения отдельных норм закона, поскольку налоговое законодательство предъявляет повышенные требования к качеству регулирования: желательно, чтобы неясностей не было.

Например, законопроект предполагает льготу для налогоплательщиков, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, в виде применения к налоговым ставкам коэффициента 0. Данный коэффициент можно будет применять после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Однако, помимо разработки справочников по наилучшим доступным технологиям для различных видов деятельности, необходимо определить порядок фиксации момента выполнения налогоплательщиком соответствующего условия.

Согласно законопроекту в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100. Однако неясно, к какому именно временному отрезку применяется данный коэффициент: с момента принятия плана мероприятий, с момента истечения шестимесячного срока или к иному периоду. Не определен и порядок подачи налогоплательщиком новой налоговой декларации или предъявления налоговыми органами соответствующего требования.

Кроме того, предполагается, что в течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивают в бюджет авансовые платежи, которые исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Поскольку экологический налог предполагается ввести с 1 января 2020 г., из буквального толкования указанной нормы следует, что авансовые платежи исчислять будет невозможно. Однако не исключено, что на переходный период 2020 г. авансовые платежи будут исчисляться на основе определенной за 2019 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также необходимо привести используемые в законе выражения в соответствие с общей терминологией налогового законодательства: выражение «товарно-материальные ценности» должно быть заменено на «товарно-материальные запасы», а счет-фактура не может являться документом, подтверждающим оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений.

Безусловно, законопроект потребует дальнейшей тщательной проработки, чтобы закон мог заработать эффективно сразу после принятия, а не после внесения многочисленных последующих поправок. Многолетний опыт расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен помочь заранее выявить все выявленные практикой «узкие места».

В то же время констатация факта, что даже судебный порядок не обеспечивает полноценное взимание экологического неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов, демонстрирует неэффективность существующего порядка защиты прав и законных интересов даже самого государства, что вызывает серьезнейшее беспокойство.

Фактически сейчас только налоговые органы могут обеспечить быстрое и эффективное взыскание платежей путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах. И если в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, то что остается говорить о прочих случаях обращения граждан и юридических лиц за защитой их прав и законных интересов в суд. Возможно, пришло время поднимать вопрос не столько о налоговой природе экологических и иных платежей, сколько о более глубокой проработке проблем существующего правоприменения и исполнения судебных решений.

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также:
Дворковичу не нравится идея снижения порога беспошлинной торговли через интернет
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: