Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы в 2021 годах: как рассчитать и оплатить

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Ставка экосбора — от 2000 до 26 000 рублей за тонну. Она зависит от группы товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Сбор и утилизационные нормативы: общие понятия

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020 ), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка и утилизационные нормативы 2021 года

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.

Наименование группы товаров

Утилизационный норматив на 2021 год

Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну

Информация ФТС России от 31.03.2021 “ФТС России информирует о порядке администрирования утилизационного сбора на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним”

Документ полезен? m n

При ввозе в Российскую Федерацию колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин, прицепов (далее – транспортное средство), за каждое из них в целях обеспечения экологической безопасности уплачивается утилизационный сбор .

1. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (статья 24.1).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

3. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81 “Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Уплата утилизационного сбора производится не позднее 15 дней с момента выпуска транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой или фактического пересечения транспортным средством государственной границы Российской Федерации, если такое транспортное средство не подлежит таможенному декларированию.

В целях удобства уплаты утилизационного сбора ФТС России рекомендует представлять заполненный расчет суммы утилизационного сбора и прилагаемые к нему документы вместе с декларацией на товары.

Для этого необходимо:

– разместить в электронном архиве документов декларанта расчет суммы утилизационного сбора в виде электронного документа и документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, в электронном виде;

– указать в графе 44 декларации на товары под кодом вида документа “09999” сведения о представленных расчете суммы утилизационного сбора и документах.

В случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика, в электронном архиве документов декларанта должна быть размещена копия документа подтверждающего соответствующие полномочия.

Обращаем внимание, что при определении вида самоходной машины для целей расчета утилизационного сбора следует руководствоваться классификационным кодом в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

(Сноска 4 к Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.

Читайте также:
Срок сдачи декларации налога на имущество: предоставление отчетности в 2021 годух

В случае непредставления расчета суммы утилизационного сбора одновременно с подачей декларации на товары, представление такого расчета и необходимых документов осуществляется путем подачи корректировки декларации на товары с представление соответствующих документов.

После списания утилизационного сбора информация о номере таможенного приходного ордера (ТПО) направляется в Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

Плательщик утилизационного сбора может получить копию ТПО в любом таможенном органе фактического контроля.

При ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств, самоходных машин и прицепов из государств – членов ЕАЭС, расчет суммы утилизационного сбора и необходимые документы представляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика.

Документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой или фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации.

Непредставление в установленный срок плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Если в течение 3 лет с момента ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, в адрес плательщика направляется информация о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Как расcчитать сумму утилизационного сбора

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Понятие утилизационного сбора
  2. Как рассчитывается размер утилизационного сбора?
  3. Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
  4. Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
  5. Что делать, если сбор выплачен в большем размере?

Утилизационный сбор уплачивается владельцами авто. Появился он относительно недавно, поэтому у автомобилистов остаются вопросы. Рассмотрим особенности его расчета и оплаты.

Понятие утилизационного сбора

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Кто может не уплачивать утилизационный сбор?

Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:

  • Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
  • ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
  • ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.

ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.

Как рассчитывается размер утилизационного сбора?

УС рассчитывается по этой формуле:

  • УС – размер сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.

Существует всего две ставки:

  1. 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
  2. 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.

Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:

  • Размеры.
  • Вес.
  • Объем двигателя.

К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.

Пример расчетов

Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:

150 000 * 4 = 600 000 рублей.

Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.

Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?

Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:

  1. Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
  2. ПТС на машину, по которой производятся платежи.
  3. Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
  4. Договор купли-продажи на ТС.
  5. Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
  6. Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.
Читайте также:
Налог на имущество организаций в 2021 году для юридических лиц: ставка, сроки уплаты, расчет, льготы, как платится

ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

Ответственность за неуплату сбора

Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:

  • 500-800 рублей – первое нарушение.
  • До 5 000 рублей или лишение водительских прав длительностью до 3 месяцев – повторные нарушения.

По этой причине сбор выгоднее уплатить.

Что делать, если сбор выплачен в большем размере?

В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:

  1. Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
  2. Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
  3. Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.

ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.

Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.

Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы в 2021 годах: как рассчитать и оплатить

Александр Водовозов, заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России

Сумму утилизационного сбора плательщики определяют самостоятельно (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291). В данной рекомендации рассмотрим, как рассчитать сбор и перечислить его в бюджет.

Как рассчи тать

Чтобы рассчитать утилизационный сбор, нужно определить:
– базовую ставку сбора;
– специальный коэффициент.

Величину утилизационного сбора считайте по формуле:

Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка × Коэффициент

Базовая ставка

Базовые ставки утилизационного сбора составляют:

20 000 руб. – для колесных транспортных средств, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории ();

150 000 руб. для:
– колесных транспортных средств категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств указанных категорий;
– шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3, M2, M3;
– прицепов к колесным транспортным средствам;

172 500 – для самоходных машин и прицепов к ним.

Базовые ставки указаны в постановлениях Правительства от 26.12.2013 № 1291, от 06.02.2016 № 81.

Классификация транспортных средств по категориям приведена в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением КТС от 09.12.2011 № 877.

Коэффициент

Величина коэффициента зависит от:
– возраста транспортного средства (новое или старше трех лет);
– категории транспортного средства;
– технически допустимой массы транспортного средства. Данные о массе указывают в одобрении типа транспортного средства (шасси) и ПТС (письма Минпромторга России от 27.03.2014 № 20-828, от 14.02.2014 № 20-345, доведены до налоговых инспекций письмами ФНС от 31.03.2014 № ГД-4-3/5751, от 28.02.2014 № ГД-4-3/3507);
– объема двигателя.

Читайте также:
Виды налогов и сборов в РФ с примерами: классификация налоговой системы РФ

Коэффициенты можно посмотреть:
– по колесным транспортным средствам – в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;
– по самоходным транспортным средствам и прицепам к ним – в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Срок уплаты

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.

Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Куда платить

Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Кроме того, на таможне должны заплатить сбор владельцы транспортных средств, которые были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Сбор придется заплатить, если действие этой процедуры закончилось и транспортные средства поместили под другую таможенную процедуру, кроме реэкспорта (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

При этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника.

Наименование платежа КБК
Утилизационный сбор за колесные транспортные средства (шасси и прицепы к ним), ввозимые в Россию из любых стран, кроме Белоруссии 153 1 12 08000 01 1000 120
Утилизационный сбор за колесные транспортные средства (шасси и прицепы к ним), ввозимые в Россию из Белоруссии 153 1 12 08000 01 3000 120
Утилизационный сбор за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Россию из любых стран, кроме Белоруссии 153 1 12 08000 01 3020 120
Утилизационный сбор за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Россию из Белоруссии 153 1 12 08000 01 3030 120

Полный перечень реквизитов для уплаты взноса можно найти на сайте таможни.

Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России платят утилизационный сбор в налоговые инспекции (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

КБК для уплаты утилизационного сбора установлены в приложении 11 к приказу Минфина от 1 июля 2013 № 65н и приведены на официальном сайте ФНС.

Наименование платежа КБК
Утилизационный сбор за колесные транспортные средства (шасси и прицепы к ним), произведенные в России 182 1 12 08000 01 2000 120
Утилизационный сбор за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные в России 182 1 12 08000 01 6000 120

Подтверждение уплаты

После уплаты сбора нужно подтвердить, что вы правильно его рассчитали и действительно перечислили в бюджет. Для этого сдайте подтверждающие документы на таможню или в налоговую инспекцию. Если сбор рассчитан правильно и оплата поступила в бюджет, вам сделают отметку в ПТС. Если транспортное средство освобождено от утилизационного сбора, в ПТС укажут основание для освобождения. Об этом сказано в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Подтверждение уплаты на таможне

Перед таможенным оформлением транспортного средства надо подтвердить уплату утилизационного сбора. Для этого представьте на таможню:

  1. Расчет утилизационного сбора по форме (в зависимости от того, за какое транспортное средство платите сбор):
    – приведенной в приложении 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81;
    – или в приложении 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
    2. Копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
    3. Копии платежек об уплате утилизационного сбора.
    4. Решение о зачете излишне уплаченного утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, выданное таможней, и его копию. Такое решение представьте, если погашаете задолженность по сбору зачетом.
    5. Копии документов, подтверждающих полномочия представителя, например доверенности, если правильность расчета сбора подтверждаете не лично.

Это предусмотрено пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

По колесным транспортным средствам, самоходным машинам и прицепам к ним, которые указаны в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291 , перечне, утвержденном постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81, документы нужно представить в течение 15 дней с момента:
– выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– фактического пересечения государственной границы России и (или) пределов территорий, которые находятся в юрисдикции России, – если ввоз в Россию колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним не декларируют.

Если документы не представлены в срок, таможня начислит пени за неуплату утилизационного сбора. Пени рассчитают за каждый календарный день просрочки представления документов.

Это предусмотрено пунктом 11.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, и пунктом 11.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.

Таможня проверит, правильно ли рассчитан сбор, и удостоверится в том, что он поступил в бюджет на соответствующий КБК. Если нарушений не обнаружат, в ПТС в разделе «Особые отметки» сделают отметку «Утилизационный сбор уплачен. ТПО №___» либо направят сведения администратору для внесения в электронный паспорт. Об этом сказано в пунктах 12, 13, 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктах 13, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, пункте 52 Порядка, утвержденного приказом от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134.

Если в течение трех лет с момента ввоза транспортного средства таможня установит, что сбор уплачен не полностью, об этом информируют плательщика в течение 10 рабочих дней. Если доначисленный сбор не будет уплачен в течение 20 календарных дней со дня получения такой информации, сбор взыщут в судебном порядке. Об этом сказано в пункте 15.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пункте 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Подтверждение уплаты в налоговой инспекции

Чтобы подтвердить уплату утилизационного сбора, в течение трех рабочих дней после его уплаты представьте в налоговую инспекцию:
1. Расчет суммы утилизационного сбора по форме (в зависимости от того, за какое транспортное средство платите сбор):
– утвержденной приказом ФНС от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577 – по колесным транспортным средствам;
– утвержденной приказом ФНС от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578 – по самоходным машинам и прицепам к ним.
2. Бланки паспортов на транспортные средства – для производителей (кроме случаев, когда на транспортные средства оформляют электронные паспорта).
3. Паспорта (дубликаты паспортов) на транспортные средства – для тех, которые приобретает транспортные средства у лиц, освобожденных от уплаты сбора или не уплативших сбор.
4. Копии документов:
– одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси);
– сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) заключений технических экспертиз;
– товаросопроводительных документов (при наличии).
Если есть копии одобрения типа транспортного средства (шасси), сертификат соответствия представлять не обязательно (п. 5 письма Минпромторга России от 27.03.2014 № 20-828).
5. Документы, подтверждающие приобретение транспортного средства в России.
6. Копии паспортов на базовые транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Документы представьте, если на достроенные транспортные средства выдают новые паспорта. Если на базовые колесные транспортные средства был оформлен электронный паспорт, представьте сведения об уникальном номере этого документа.
7. Копии платежек об уплате утилизационного сбора.
8. Заявление о зачете – если погашаете задолженность по утилизационному сбору зачетом. Заявление подайте по форме, приведенной в приложении 3 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, или в приложении 3 к правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
9. Решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты и его копию (если такое решение есть). Форма решения приведена в приложении 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, или в приложении 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
10. Копии документов, подтверждающих полномочия представителя, если правильность расчета сбора подтверждаете не лично.

Такой порядок предусмотрен пунктом 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

После проверки налоговые инспекторы проставят в ПТС отметку об уплате утилизационного сбора (п. 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.

Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.

Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:

– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.

Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Утилизационный сбор

При растаможке автомобилей необходимо заплатить утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством (89-ФЗ) сбор платится только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится, как часть суммы потраченной на приобретение средства или как актив для перепродажи. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.

Важно! С 1 января 2020 года Правительством Российской Федерации утверждено повышение утилизационного сбора на транспортные средства и спецтехнику Подробнее >>>

Образцы документов для уплаты утилизационного сбора

  1. Образец пп на самоходные транспортные средства (Смотреть)
  2. Образец пп на самоходные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)
  3. Образец пп на колёсные транспортные средства (Смотреть)
  4. Образец пп на колёсные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)

Оплата утильсбора производится в банке наличным или безналичным способом. Для этого необходим паспорт и платёжное поручение.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 – коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 – коэффициент (k)

Утилизационный сбор на транспортные средства таблица 2019

Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.

Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП

Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429401000, 8429403000) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Катки дорожные мощностью силовой установки менее 40 л.с.

Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 842710, 842720, 842951) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки менее 50 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 842641000) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Краны самоходные мощностью силовой установки менее 170 л.с.

Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

Прицепы классифицируемые по кодам ТН ВЭД:
8716200000, 8716310000, 8716395001, 8716395009, 8716398005, 8716398008, 8716400000 6

Базовая ставка равна 172500 рублей

Грузоподъёмность до 10 тонн

Грузоподъёмность более 10 тонн

Специальные транспортные средства категории M2, М3, N1, N2, N3 в том числе повышенной проходимости категории G

Спецтранспорт (кроме легковых) Базовая ставка равна 150000 руб.

Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

Прицепы категории О4 в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

Базовая ставка равна 150000 рублей

Полные прицепы, полуприцепы, прицепы с центральной осью

1 Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

2 Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле “Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)” единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

3 Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).

4 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.

5 Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

6 Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования” (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза “О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним” (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса ЕАЭС указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

7 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении специализированных самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 639
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81

Утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили для юрлиц в 2020 году

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Утилизационный сбор на самоходные машины

Законодательно закреплены основные вопросы по уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Правительство утвердило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

Установлены размеры утилизационного сбора в зависимости от видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним. Нормативные документы выпущены в связи с изменениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, которые действуют с 01.01.2016.

Что облагается утилизационным сбором

Утилизационный сбор введен с целью обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”). Под действие сбора подпадают транспортные средства, в том числе самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в РФ, произведенные, изготовленные в РФ, приобретенные у лиц, не уплативших сбор по льготному ввозу или незаконно, за исключением:

  • транспортных средств, ввозимых в РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынуж­денными переселенцами;
  • транспортных средств, ввозимых в РФ и принадлежащих дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • транспортных средств, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

На самоходные машины и прицепы к ним утилизационный сбор распространен с 01.01.2016. Комментируемым постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее – Постановление № 81), утвержден конкретный перечень таких объектов, подпадающих под действие утилизационного сбора. В перечне приведены виды и категории самоходных машин и прицепов к ним с подразделением в зависимости от массы, мощности и объема двигателя.

В отличие от колесных транспортных средств, для самоходных машин и прицепов к ним не предусмотрено освобождение от утилизационного сбора, если паспорта на них выданы до 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ)

Как рассчитать утилизационный сбор

Сумму сбора организации рассчитывают самостоятельно (п. 5 Правил). Размер утилизационного сбора на каждую категорию (вид) самоходной машины и прицепа равен произведению базовой ставки и специального коэффициента. Базовая ставка для самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб. Коэффициенты установлены для каждого вида и категории машин и прицепов в зависимости от срока, прошедшего с даты их выпуска. Размеры коэффициентов прописаны в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 81 (далее – Перечень). Например, при ввозе на территорию РФ бульдозера массой не более 10 тонн, коэффициент равен 4, если бульдозер новый, и 12 – если с даты выпуска бульдозера прошло более трех лет.

Дату изготовления объекта определяют в соответствии с Приложением № 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года. Эта дата указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Как оформить расчет

Для расчета утилизационного сбора, уплачиваемого таможенному органу при ввозе самоходных машин и прицепов на территорию РФ, предназначена форма из приложения № 1 к Правилам. Для расчета сбора, уплачиваемого налоговому органу, единую форму утверждает ФНС России.

Если организация в один день платит сбор в отношении более 5 машин или прицепов, то в налоговую инспекцию расчет нужно представить:

  • до 29.02.2016 включительно – на бумажном носителе;
  • с 01.03.2016 – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном ФНС России.

Как платить утилизационный сбор

При ввозе транспортных средств на территорию РФ сбор взимают таможенные органы, а при производстве, изготовлении, приобретении объектов – налоговая инспекция (п. 3, 4 Правил).

Информацию о номерах счетов для уплаты сбора можно найти на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в Интернете.

Излишне уплаченный сбор можно вернуть или зачесть

Излишне уплаченный (взысканный) сбор можно вернуть в валюте РФ – рублях. Для этого в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, следует подать письменное заявление по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам. Проценты с излишне уплаченных (взысканных) сумм не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств. Излишне уплаченный (взысканный) сбор можно зачесть только в счет предстоящей уплаты данного обязательного платежа. Зачесть его в счет уплаты иных платежей не получится. Для зачета нужно направить письменное по форме из приложения № 3 к Правилам (п. 27, 28 Правил).

В обоих случаях, кроме заявления, российской организации требуются, как минимум, следующие документы:

  • расчетный и платежный документ по утилизационному сбору;
  • документ, подтверждающий сумму излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, или его заверенная копия.

Для юридических лиц, созданных в соответст­вии с законодательством иностранного государства, предусмотрен иной перечень документов.

По факту принятия положительного решения о зачете организация получит решение по форме, приведенной в приложении № 2 к Правилам, в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 37 Правил).

Какие еще внесены изменения

Правки затронули еще два нормативных документа:

  • постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации”;
  • постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Указанные нормативные акты приведены в соответствие с Правилами и Перечнем, утвержденными Постановлением № 81.

Эксперт “НА”А.С. Дегтяренко

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

осуществляют ввоз ТС в Россию:

осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

об уплате сбора;

об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта, где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта, где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный отчетный период (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

копии товаросопроводительных документов (при наличии);

копии документов об уплате утилизационного сбора;

расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

копии платежных документов об уплате сбора;

решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: