Учетная политика казенного учреждения на 2021 год: образец бюджетникам, порядок формирования и утверждения, нормативная база

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

  • Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики
  • Подготовительный этап разработки учетной политики
  • Структура учетной политики бюджетной организации
  • Приложения к учетной политике бюджетного учреждения
  • Методологические аспекты составления учетной политики
  • Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год
  • Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения
  • Как и когда учреждение может изменить учетную политику
  • Итоги

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п. 6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • Рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • Учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • Процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК — внутреннего финансового контроля).

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • Схема отражения в учете событий после отчетной даты.
  • «Документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации).

Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите полный пробный доступ к правовой системе бесплатно.

  • Иные организационно-методологические решения.

Также в 2021 году при разработке учетной политики бюджетным учреждениям следует руководствоваться следующими ФСБУ:

  • ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (СГС «Концептуальные основы»);
  • ФСБУ «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (СГС «Основные средства»);
  • ФСБУ «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (СГС «Аренда»);
  • ФСБУ «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (СГС «Обесценение активов»);
  • ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (СГС «Представление отчетности»);
  • ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (СГС «Отчет о движении денежных средств»);
  • ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (СГС «Учетная политика»);
  • ФСБУ «События после отчетной даты», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (СГС «События после отчетной даты»);
  • ФСБУ «Доходы», утвержденный приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (СГС «Доходы»);
  • ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н (СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»);
  • ФСБУ «Информация о связанных сторонах», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (СГС «Информация о связанных сторонах»);
  • ФСБУ «Непроизведенные активы», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (СГС «Непроизведенные активы»);
  • ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н (СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»);
  • ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (СГС «Резервы»);
  • ФСБУ «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (СГС «Долгосрочные договоры»);
  • ФСБУ «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (СГС «Запасы»);
  • ФСБУ «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (СГС «Нематериальные активы»);
  • ФСБУ «Выплаты персоналу», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н (СГС «Выплаты персоналу»);
  • ФСБУ «Финансовые инструменты», утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 № 129н (СГС «Финансовые инструменты»).

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Читайте также:
Обязательные реквизиты товарного чека без кассового в 2021 году: действителен ли, требования, для авансового отчета, как можно принять в расходы, скачать бланк и образец

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • Оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным.
  • Изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса.
  • Разместить на рабочих местах выписки из учетной политики.
  • Произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы).
  • Определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.
Читайте также:
Счетная ошибка при начислении заработной платы в 2021 году. Удержание излишне выплаченной заработной платы

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.
Читайте также:
Переоценка основных средств на 2020-2021 годы: проводки, коэффициенты, образец приказа

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.

Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).

Рис. 1. Регистр «Учетная политика»

Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.

Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.

Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.

Рис. 2. Настройки налогов

Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками.

Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3).

Рис. 3. Список настроек учетной политики

Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:

Приказ об учетной политике (рис. 4);

Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);

Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);

Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);

Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);

Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);

Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).

Рис. 4. Макет Приказа

Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:

если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;

если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;

если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;

если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;

раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.

Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.

Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики

Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.

Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.

При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.

Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент Плана счетов

В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).

Рис. 7. Формы первичных документов

В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.

Читайте также:
Образец составления заявления на сверку расчетов с налоговой в 2021 году

Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.

Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).

Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета

Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).

Рис. 9. Регистры налогового учета

Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.

При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.

Учетная политика на 2021 год: что учесть учреждениям бюджетной сферы

  • Обязательные элементы учетной политики
  • Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Выплаты персоналу”
  • Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Нематериальные активы”
  • Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Информация о связанных сторонах”
  • Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Непроизведенные активы”

С 01.01.2021 вступили в силу очередные федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов. Кроме того, в конце прошлого года были внесены правки во все инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности. Изменения есть и в порядках применения бюджетной классификации, первичной документации. В новой статье остановимся на том, какие основные элементы нужно обязательно включить в учетную политику. Также рассмотрим, какие новшества в части Стандартов нужно учесть при составлении учреждениями учетной политики на 2021 год.

Обязательные элементы учетной политики

Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

Варианты:
1. Условная оценка: один объект, один рубль

1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией

1. В текстовой части Учетной политики

1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации

1. В текстовой части Учетной политики

1. В текстовой части Учетной политики

Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Выплаты персоналу”

В рамках учетной политики должен быть определен порядок расчета резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.

Это требование действовало и ранее. Оно вытекало из инструкции по применению единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Теперь же к Стандарту “Выплаты персоналу” вышли методические рекомендации. Согласно рекомендациям предложены 3 варианта расчета резервов предстоящей оплаты отпусков:

1 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по каждому работнику из расчета его среднедневного заработка.

2 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по учреждению в целом из средней заработной платы по всем сотрудникам учреждения.

3 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу из расчета средней заработной платы, рассчитанной по каждой группе персонала.

Учреждение при формировании учетной политики может выбрать одну из этих методик для расчета резерва отпусков.

Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Нематериальные активы”

Согласно Стандарту и методических рекомендаций к нему учетной политикой нужно предусмотреть:

  • порядок начисления амортизации по объектам нематериальных активов или группам объектов нематериальных активов. Это может быть один из трех методов: линейный, методом уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции;
  • порядок определения стоимостных оценок нематериальных активов, полученных в результате необменных операций;
  • принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
  • особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам нематериальных активов;
  • порядок проведения инвентаризации объектов нематериальных активов.

Учетной политикой можно также предусмотреть:

  • дополнительный забалансовый счет для учета созданных силами учреждения товарных знаков и знаков обслуживания, выходных данных и (или) связанных с ними торговых наименований, формул, рецептов и экспертных знаний и иных объектов аналогичного характера, а также внутренне созданной деловой репутации;
  • перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами. Определить, на основании каких первичных учетных документов объекты нематериальных активов будут приниматься к бухгалтерскому учету.

Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Информация о связанных сторонах”

Согласно методическим рекомендациям к Стандарту в рамках правил документооборота, являющихся частью учетной политики, допустимо определить ответственных лиц и срок представления ими документов, содержащих аналитическую информацию о связанных сторонах, для ее раскрытия в составе бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности приведена в методических рекомендациях. Они доведены письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.

Что учесть в учетной политике согласно Стандарту “Непроизведенные активы”

Учетной политикой необходимо предусмотреть забалансовый счет для учета объектов непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Это объекты, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.

В общем случае для учета материальных ценностей, не удовлетворяющих критериям актива, применяется забалансовый счет 02 “Материальные ценности на хранении”. Ввести новый забалансовый счет можно только по согласованию с вышестоящим органом. Это следует из инструкции по применению единого плана счетов. Поэтому, как вариант, учетной политикой можно предусмотреть счет 02 для учета непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Такой вариант не требует согласования с вышестоящим органом.

Читайте также:
Учет резервного капитала по счету 82: актив или пассив, за счет чего формируется, особенности создания, типовые проводки

Учетная политика казенного учреждения на 2021 год: образец бюджетникам, порядок формирования и утверждения, нормативная база

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении в 2019 году была утверждена учетная политика.
Какие изменения необходимо внести в учетную политику в 2021 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начало обязательного применения новых федеральных стандартов в 2021 году, а также изменение в бюджетной классификации, инструкциях по ведению учета, изменение приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н влечет за собой внесение изменений в учетную политику бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
Учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. С 1 января 2019 года в целях ведения бухгалтерского учета и составления отчетности применяется Стандарт “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” (далее – Стандарт “Учетная политика”). Данный Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок. Методические рекомендации по применению стандарта доведены письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации N 02-06-07/62480).
Структура учетной политики для целей бюджетного учета действующими нормативными правовыми актами не определена и, соответственно, должна быть разработана непосредственно в самом учреждении. Вместе с тем пунктом 9 Стандарта “Учетная политика” установлен перечень положений, которые в обязательном порядке должны утверждаться в составе учетной политики.
Действующие нормативно-правовые акты не содержат требования о ежегодном переиздании учетной политики, однако существует определенный перечень событий, при которых происходит ее изменение. Так, изменение учетной политики производится в трех случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 12 Стандарта” Учетная политика”):
– изменение требований законодательства или стандартов;
– разработка, формирование, выбор и утверждение новых правил (способов) учета в целях повышения качества бухгалтерской информации;
– существенное изменение условий деятельности учреждения.
Таким образом, начало обязательного применения с 01.01.2021 еще восьми федеральных стандартов, а именно: Стандарта “Совместная деятельность”, Стандарта “Выплаты персоналу”, Стандарта “Нематериальные активы”, Стандарта “Затраты по заимствованиям”, Стандарта “Информация о связанных сторонах”, Стандарта “Непроизведенные активы”, Стандарта “Финансовые инструменты”, Стандарта “Отчетность по операциям системы казначейских платежей”, а также изменения в бюджетной классификации, инструкциях по ведению учета, приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета” (далее – Приказ N 52н), конечно же, требует внесения определенных изменений в учетную политику бюджетного учреждения.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Прежде всего, необходимо скорректировать Общий (вводный) раздел, где приводится перечень нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы ведения бухгалтерского учета, а также Рабочий план счетов, используемый при ведении бухгалтерского учета бюджетного учреждения и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в связи с добавлением в Инструкции N 157н, N 174н новых счетов учета, а также новой аналитики к существующим счетам.
3. Необходимо выбрать метод начисления амортизации в части активов учреждения, по которым действующими федеральными стандартами предусмотрено несколько методов. Например, линейный метод, метод уменьшаемого остатка или пропорционально объему продукции в части объектов нематериальных активов (п. 30, 31 Стандарта “Нематериальные активы”).
4. Формулировка “материально ответственное лицо” в Инструкции N 157н заменена на формулировку “ответственное лицо” (лицо, ответственное за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению). Следовательно, в учетной политике формулировки “материально ответственное лицо” следует заменить на “ответственное лицо” или “лицо, ответственное за сохранность имущества”. Формулировка “материально ответственное лицо” может использоваться только в ситуации, когда речь идет о полной материальной ответственности.
5. Введены аналитические счета учета доходов будущих периодов, в частности, аналитический счет 401 41 “Доходы будущих периодов к признанию в текущем году” и 401 49 “Доходы будущих периодов к признанию в очередные года” (п. 301 Инструкции N 157н). При этом указано, что применение данных счетов осуществляется с учетом положений учетной политики. Следовательно, особенности применения аналитических счетов 401 41, 401 49 необходимо установить учетной политикой учреждения.
6. Уточнено, что объекты, не удовлетворяющие критериям признания актива, учитываются на забалансовом счете 02 “Материальные ценности на хранении” в условной оценке: один объект, один рубль. Поэтому в случае, если учетной политикой был установлен учет неактивов на забалансовом счете 02 по балансовой стоимости списанных объектов, такое положение необходимо исключить.
7. В Приказе N 52н добавлены новые Журналы операций (ф. 0504071): Журнал по исправлению ошибок прошлых лет и Журнал операций межотчетного периода, следовательно, для них следует предусмотреть нумерацию и при необходимости правила включения учетных данных. Также теперь прямо установлено ежемесячное формирование Главной книги (ф. 0504072). Следовательно, из учетной политики следует исключить периодичность ее формирования.
9. Закупки у единственного поставщика, если они проведены без конкурентных процедур определения поставщиков, не проводятся с применением счета 0 502 07 000 “Принимаемые обязательства” (п. 167 Инструкции N 174н). Соответственно, положения о применении счета 502 07 при закупках у единственного поставщика нужно исключить.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики для целей бухгалтерского учета – 2021 для государственного (муниципального) учреждения (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма Учетной политики для целей бухгалтерского учета для бюджетных и автономных учреждений на 2021 год (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Конструктор правовых документов.

Читайте также:
Виды материальной ответственности работника и работодателя: полная, коллективная, ограниченная, понятие и характеристика в трудовом праве, за ущерб, пределы

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

17 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры

Иногда законодательство позволяет организации выбирать между разными вариантами отражения хозяйственных операций или формами «первички». Однако свой выбор организация должна отразить в учетной политике, после чего неукоснительно ее придерживаться. В противном случае инспекторы зафиксируют нарушение правил учета. О том, как грамотно составить учетную политику, читайте в нашей статье.

  1. Что такое учетная политика организации
  2. Кто составляет учетную политику организации
  3. Требования к оформлению учетной политики предприятия
  4. Утверждение учетной политики
  5. Как составить учетную политику организации на 2022 год
  6. Образец учетной политики организации на 2022 год

Что такое учетная политика организации

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:

  • в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п. 9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться;
  • в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»; см. « Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020 »).

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

  • в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. « Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете »).

Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.

Составить штатное расписание по готовому шаблону Попробовать бесплатно

ВНИМАНИЕ

Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:

  1. Полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.
  2. Своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности.
  3. Равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.
СПРАВКА

Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2021 году»).

Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Учетная политика для целей налогового учета

Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.

ВАЖНО

Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».

Кто составляет учетную политику организации

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Требования к оформлению учетной политики предприятия

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

Читайте также:
Списание материалов в производство: документальное оформление, методы и проводки, способы и правила списания

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Утверждение учетной политики

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).
ВАЖНО

Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Как составить учетную политику организации на 2022 год

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

  • в 2022 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — 130 человек, по величине доходов — 219,2 млн руб. (200 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1,096; см. «Коэффициенты‑дефляторы на 2022 год официально утверждены»). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
  • в 2022 году для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ ( п. 2.1 ст. 427 НК РФ ). Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;

Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке Попробовать бесплатно

  • в обязательном порядке с января 2022 года вместо ПБУ 6/01 нужно применять федеральный стандарт «Основные средства». В учетной политике можно предусмотреть, к примеру, что к ОС — так же, как и в налоговом учете — относятся объекты стоимостью более 100 000 руб. (см. « Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020 »);
  • с 2022 года для предприятий общепита вводятся льготы: пониженные ставки по страховым взносам при среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год от 251 до 1 500 человек, а также отмена НДС. Для получения льготы необходимо выполнение условий — облагаемые доходы не превышают 2 млрд руб. и удельный вес доходов от услуг общепита не менее 70% (см. «Отмена НДС и другие льготы для общепита: читайте обзор поправок в НК РФ»).

Заполнить и распечатать путевой лист со всеми обязательными реквизитами

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.

Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2021 году

В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

  • «Выплаты персоналу»;
  • «Нематериальные активы»;
  • «Непроизведенные активы»;
  • «Затраты по заимствованиям»;
  • «Совместная деятельность»;
  • «Информация о связанных сторонах»;
  • «Финансовые инструменты».

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.

Читайте также:
Незавершенное строительство в бухгалтерском учете: подробный анализ производства данного типа, основные счета

В 2020 ввели такие ФСБУ:

  • «Запасы»;
  • «Концессионные соглашения»;
  • «Долгосрочные договоры»;
  • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
  • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

С отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2020 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2020, №311н от 16.12.2020). Вот что изменилось:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Новые стандарты бухучета с 2021 года

Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2021 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2021 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

  • текущие — заработная плата;
  • отложенные — отпускные.

Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

Изменены требования к отражению прав на земельные участки в отчетах бюджетных учреждений. Если впервые применяется стандарт «Непроизведенные активы», следует переоценить земельные участки на балансе и внесенные в ЕГРН до кадастровой стоимости.

Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2020 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2021 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2021 год выглядит следующим образом:

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

Земля — недвижимое имущество учреждения

Амортизация недвижимого имущества учреждения

Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Денежные средства учреждения

Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства

Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по долговым обязательствам в рублях

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по заработной плате

Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

Расчеты по работам, услугам

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2021 года:

Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков

Операция в иных случаях принятия обязательств

Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств

Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».

Отчетность казенного учреждения в 2021 году

Полный состав бюджетной отчетности для казенных организаций установлен Приказом Минфина №191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками ознакомьтесь в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.

Читайте также:
Форма П-1 Статистика: инструкция по заполнению, Приложение 1, 2, 3, указания по заполнению калькуляционной формы, сроки сдачи, скачать бланк

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Учетная политика казенного учреждения на 2021 год: образец бюджетникам, порядок формирования и утверждения, нормативная база

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 декабря 2020 года N 22-00-09/1380

[О формировании учетной политики учреждений на 2021 год]

Департамент учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках формирования учетной политики учреждений на 2021 год сообщает.

Ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2021 года, составление бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2021 года осуществляется с применением следующих федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации издан ряд приказов, вносящих изменения в нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений:

В случае изменения требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, в соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон о бухгалтерском учете), п.12 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее – СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”), необходимо внести изменения в учетную политику учреждения.

Согласно п.7 ст.8 Закона о бухгалтерском учете, п.13 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Так, учетную политику учреждения следует дополнить следующими новшествами:

– в соответствии с п.8 СГС “Нематериальные активы” актив культурного наследия признается в составе группы нематериальных активов в соответствии с требованиями Стандарта в случае, если субъект учета имеет возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью. В иных случаях активы культурного наследия в бухгалтерском учете не отражаются, информация о них раскрывается в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В учетной политике могут быть учтены особенности признания активов культурного наследия в составе нематериальных активов.

Закрепить в учетной политике: аналитику к счету 102 00 для активов с неопределенным сроком полезного использования, а также объектов, созданных самим учреждением; методы начисления амортизации в отношении активов, которые отражаются на счетах 102 00 и 111 60; порядок учета прав пользования нематериальными активами, у которых срок полезного использования составляет 12 месяцев и менее.

– необходимо установить учетной политикой способ начисления амортизации нематериальных активов (п.п.30, 31 СГС “Нематериальные активы”): линейный метод, метод уменьшаемого остатка или пропорционально объему продукции. Можно установить разные методы начисления амортизации для разных объектов НМА (групп объектов) исходя из способа получения экономических выгод и полезного потенциала.

Для метода уменьшаемого остатка необходимо предусмотреть коэффициент, который не должен превышать 3;

– согласно п.17 СГС “Непроизведенные активы” в учетной политике необходимо установить порядок определения первоначальной (справедливой) стоимости земельных участков, не внесенных в государственный кадастр недвижимости, на которые государственная собственность как разграничена, так и не разграничена, закрепленных, а также не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением;

– п.п.9, 10 СГС “Выплаты персоналу” введено новое понятие – отложенные выплаты персоналу, к ним относятся предстоящие расходы на оплату отпусков, а также пенсионные и иные аналогичные выплаты. В учетной политике необходимо установить периодичность пересмотра стоимостной оценки объектов учета отложенных выплат персоналу – не реже чем на годовую отчетную дату (п.12 СГС “Выплаты персоналу”).

Также, при необходимости в учетной политике следует установить периодичность отражения резервов предстоящих расходов по пенсионным и иным аналогичным выплатам (не реже, чем на годовую отчетную дату – п.12 СГС “Выплаты персоналу”);

– в п.52 СГС “Концептуальные основы”, п.29 СГС “Основные средства”, п.29 СГС “Запасы”, п.24 СГС “Нематериальные активы”, п.39 СГС “Непроизведенные активы” для всех видов нефинансовых активов установлен порядок определения стоимости при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы – справедливая стоимость, определенная методом рыночных цен. Исключение – готовая продукция и товары. Данное положение из учетной политики можно исключить;

– в соответствии с Инструкцией N 157н ведение дополнительного аналитического учета на счетах, в т.ч. введение собственных забалансовых счетов должно осуществляться по согласованию с вышестоящим органом (субъект консолидированной отчетности);

– необходимо скорректировать план счетов, уточнить порядок формирования 5-14 разрядов номеров счетов бюджетных (автономных) учреждений с учетом изменений, внесенных в Инструкцию N 157н;

– формулировку “материально ответственное лицо” следует заменить на “ответственное лицо” или “лицо, ответственное за сохранность имущества”. Формулировка “материально ответственное лицо” может использоваться только если речь идет о полной материальной ответственности;

– для аналитического учета по счету 106 00 должно быть установлено ведение Многографной карточки либо иного регистра бухгалтерского учета для систематизации информации по соответствующей аналитической группе синтетического счета, в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту;

– п.167 Инструкции N 157н установлено, если в учреждении ведется электронная Кассовая книга, то учетной политикой нужно предусмотреть срок (не более 10 рабочих дней), после которого, если кассовая операция не проведена, приходные кассовые ордера (ф.0310001) и расходные кассовые ордера (ф.0310002), зарегистрированные в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в статусе “подписан”, переходят в статус “аннулирован”, при этом в разделе 5 Приложения 5 к приказу N 52н установлено, что срок до аннулирования не может превышать 3 рабочих дня. С учетом разночтений рекомендуется установить в учетной политике срок до аннулирования не более 3-х рабочих дней.

Читайте также:
Учет резервного капитала по счету 82: актив или пассив, за счет чего формируется, особенности создания, типовые проводки

– в случае если в учреждении организован электронный документооборот, учетной политикой необходимо предусмотреть интервал, за который формируется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в виде электронного документа и подписывается ЭП (не реже, чем по окончании года) (п.167 Инструкции N 157н);

– пункт 200 Инструкции N 157н дополнен условиями, при которых возможна организация аналитического учета на счете 205 00 по группам плательщиков:

1. Ведение персонифицированного учета вне бухгалтерского учета (в управленческом учете);

2. Формирование персонифицированных регистров учета расчетов с плательщиками;

3. Проведение постоянных сверок персонифицированных данных управленческого учета с данными бухгалтерского учета по группам плательщиков.

В связи с этим, необходимо установить порядок аналитического учета по контрагентам-плательщикам или контрагентам-группам плательщиков, если это не было установлено ранее.

Если выбран аналитический учет по контрагентам-группам плательщиков, то нужно установить, как организован порядок персонифицированного учета вне бухгалтерского учета и как будут определяться группы плательщиков;

– аналогичное положение по организации учета появилось в п.257 Инструкции N 157н в отношении расчетов с сотрудниками, студентами, получателями социальных выплат на счете 302 00.

Аналитические разрезы для данных расчетов определены – это учет в разрезе контрагентов или групп контрагентов (получателей выплат), а также учетных номеров денежных обязательств. Учетной политикой необходимо закрепить, как будет вестись учет – в разрезе контрагентов или групп контрагентов.

Если выбран аналитический учет по группам контрагентов, то нужно установить, как организован порядок персонифицированного учета вне бухгалтерского учета и как будут определяться группы контрагентов;

– на счете 401 50 не нужно учитывать расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (п.302 Инструкции N 157н).

Необходимо исключить из учетной политики положения об учете расходов на приобретение неисключительных прав;

– в соответствии с Приказом N 52н следует предусмотреть нумерацию и, при необходимости, правила включения учетных данных для новых Журналов операций (ф. 0504071) – Журнала по исправлению ошибок прошлых лет (могла быть предусмотрена и ранее); – Журнала операций межотчетного периода;

– приказ N 52н дополнен электронными первичными документами и регистрами бухгалтерского учета. Они обязательны для применения с 01.01.2021 при ведении бухгалтерского учета в рамках централизуемых полномочий. Также любое учреждение может установить в учетной политике применение данных документов, установленных в разделах 4, 5 Приложения 5 к Приказу N 52н;

– при применении электронного документооборота исключить из учетной политики положения о применении Авансового отчета (ф.0504505). Включить положения о применении Отчета о расходах подотчетного лица (ф.0504520) и электронных документов, на основании которых он оформляется (разные виды решений о командировании, Решения о компенсации (ф.0504517) и Заявки на закупку (ф.0504518));

– приказом N 52н установлено, что Приходный ордер (ф.0504207) служит также для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств. Ранее для таких операций следовало применять Требование-накладную (ф.0504204).

Следует скорректировать порядок применения Приходного ордера (ф.0504207). Требования-накладной (ф.0504204) в связи с изменениями законодательства;

– приказом N 52н установлены ситуации, когда Извещение (ф.0504805) применяется в качестве первичного документа. Ранее это было описано в письмах Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666, от 04.02.2020 N 02-06-07/6939; установлено применение Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф.0504032) в отношении объектов, входящих в комплекс объектов основных средств. Также установлен порядок формирования инвентарных номеров для объектов, входящих в комплекс; для Инвентарных карточек (ф.ф.0504031, 0504032), сформированных в форме электронных документов, Опись (ф.0504033) не формируется.

Необходимо проверить корректность положений учетной политики в связи с новыми положениями Приказа N 52н.

Вместе с тем, Департамент учетной политики и контроля обращает внимание на полноту отражения в учетных политиках учреждений требований законодательства по бухгалтерскому учету.

При этом, при рассмотрении учетных политик учреждений на 2020 год установлены следующие недостатки:

– не раскрыты особенности организации учета медикаментов в учетной политике;

– отсутствует порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;

– способы учета суммы накопленной амортизации, исчисленной на дату переоценки основных средств, не установлены;

– особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете, при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета аренды, не раскрыты;

– отсутствуют особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например, объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т.п.);

– не установлены единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения (номенклатурная (реестровая) единица или партия, однородная (реестровая) группа запасов);

– порядок группировки материальных запасов и незавершенного производства в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета не определен;

– отсутствует порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных субъектом учета, но находящихся в пути и признанных в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором);

– учетный документ для ведения аналитического учета по платежам в бюджет не установлен;

– способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда на весь срок действия долгосрочного договора строительного подряда в учетной политике не раскрыт;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: