Транспортная налоговая недоимка растет

Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

  • Понятие срока давности в налогообложении
  • Срок давности транспортного налога для физических лиц
  • Срок на принудительное взыскание транспортного налога
  • Итоги

Понятие срока давности в налогообложении

Налоговый срок давности закреплен в п. 1 ст. 113 НК РФ. Данная норма гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года».

Как видим, данное положение устанавливает давностный лимит только для ответственности за правонарушение, однако не касается давности исполнения обязанности по уплате налога. Отсюда выходит, что временных рамок, по истечении которых с налогоплательщика снималась бы обязанность уплатить налог, в НК РФ нет.

Но это в общем случае. Для срока давности по транспортному налогу на физлиц кодекс делает исключение.

Срок давности транспортного налога для физических лиц

Всем известно, что физлица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговики должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Уплачен транспортный налог гражданами должен быть не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). В 2019 году это воскресенье, поэтому срок оплаты сдвигается на 02.12.2019.

При этом Налоговый кодекс РФ ограничивает срок направления уведомления на ТН: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ). Например, в 2019 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2018, 2017 и 2016 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

Если у вас угнали автомобиль, а ФНС требует уплатить транспортный налог, воспользуйтесь советами экспертов КонсультантПлюс и узнайте как поступить в этом случае. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Срок на принудительное взыскание транспортного налога

Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).

На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.

Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделает он это только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Вы можете подтвердить сделанные нами выводы, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс, и перейти к экспертному мнению.

Итоги

Срок давности по транспортному налогу для плательщиков — физлиц фактически равен трем годам. Предъявить к уплате налог за более ранние периоды налоговики не могут. Если не исполнить обязанность по уплате налога в срок, инспекция может начать вызыскание. Процедура и сроки взыскания строго определены Налоговым кодексом.

Читайте также:
Российские туристы смогу выгодно шопиться на Тенерифе

Задолженность по транспортному налогу

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

В соответствии с положениями гл. 28 НК РФ лицо, владеющее транспортным средством, обязано уплачивать налог за его использование.

Размер сбора напрямую зависит от региона, в котором зарегистрировано ТС, модели автомобиля, года его выпуска, а также объема двигателя.

Чем новее и мощнее машина, тем больше придется платить за ее использование

Как рассчитать транспортный налог?

Для расчета используется следующая формула:

ТН = НС (налоговая ставка) х Мощность ТС х кол-во месяцев владения/12

При расчете суммы сбора на авто, чья стоимость превышает 3 млн. руб., используются повышающие коэффициенты. Они утверждаются на законодательном уровне.

Ставки каждый регион определяет самостоятельно, но они не должны быть увеличены или уменьшены более чем в 10 раз.

Как узнать задолженность по транспортному налогу?

Как правило, сумма задолженности указывается в письме, которые присылают гражданину в конце года. Но бывает так, что письмо по каким-то причинам не доходит до адресата, либо сотрудники ФНС попросту не отправляют уведомление вовремя.

Если вы не получили письмо с требованием уплатить транспортный налог, этот факт не является основанием для отсрочки платежа или неуплаты.

Узнать о долге можно одним из следующих способов:

  • на сайте ФНС;
  • при личном посещении отделения ФНС по месту жительства;
  • в личном кабинете на сайте госуслуг.

В случае, если имеется задолженность по транспортному налогу, о ее размере можно узнать на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Узнаем задолженность по ИНН

По ИНН (индивидуальному номеру налогоплательщика) узнать размер задолженности по транспортному налогу можно на сайте ФНС. Для этого необходимо авторизоваться в личном кабинете под своим логином и паролем и в разделе «Налоги» посмотреть сумму долга.

Также по ИНН можно узнать размер задолженности посредством таких сервисов, как сайт госуслуг, Сбербанк-онлайн, а также электронных платежных систем: Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi.

Процедура выглядит достаточно просто. В специальном поле необходимо ввести свой ИНН, и в течение нескольких секунд вам будет предоставлена вся необходимая информация.

На вышеперечисленных сервисах можно получить информацию только по просроченной задолженности.

Для того, чтобы узнать размер обязательного платежа, необходимо воспользоваться сайтом ФНС или порталом госуслуг.

Как мы видим, чтобы узнать, сколько вы должны перечислить в бюджет, не нужно идти на личный прием в государственные органы. Достаточно воспользоваться одним их электронных почтовых сервисов, и вся информация будет предоставлена вам в течение нескольких минут.

Как узнать задолженность по номеру машины?

Вопреки широко распространенному мнению узнать размер задолженности по номеру транспортного средства в сети интернет нельзя. Все дело в том, что такая возможность еще не реализована на законодательном уровне.

Обращение в органы ГИБДД по месту жительства не даст никаких результатов, так как налоги не относятся к их компетенции

Как узнать задолженность по фамилии владельца автомобиля?

По фамилии узнать размер долга можно только в двух местах. Либо на сайте ФНС, либо на сайте ФССП. Величину текущего платежа можно посмотреть в личном кабинете на сайте ФНС. А вот на сайте ФССП информация появляется на только после того, как по требованию налоговой будет возбуждено исполнительное производство.

Необходимо ввести фамилию владельца ТС в специальном поле. Информация предоставляется фактически мгновенно.

Сайт ФССП позволяет узнать размер задолженности и реквизиты документа, на основании которого производится взыскание.

Сроки уплаты транспортного налога

В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период (временной промежуток, по истечении которого необходимо уплачивать сбор) составляет один год.

Срок уплаты налога для физических лиц — не позднее 1 декабря.

Приведем пример. За 2017 год гражданин должен уплатить транспортный налог в размере 50 тыс. руб. Следовательно, до 1 декабря 2018 года владелец автомобиля должен перечислить эти средства в бюджет.

Для юридических лиц установлен иной порядок уплаты. В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ компании осуществляют так называемые авансовые платежи, то есть платят наперед. Оплата производится за 1, 2 и 3 кварталы текущего года.

Последствия неуплаты налога

По общему правилу за неуплату налога установлено 2 вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Основным критерием разграничения одного вида ответственности от другого является сумма неуплаченного налога. Исходя из юридической практики за неуплату сбора уголовная ответственность в виде ареста или тюрьмы не наступает, поскольку сумма долга не достигает размера, с которого применяются такие санкции по УК РФ.

Как правило, за неуплату транспортного налога наступает ответственность в виде штрафа. Размер определяется в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ. Он составляет 20% от задолженности. Кроме штрафа начисляется пеня за каждый день просрочки.

Читайте также:
Трудовым мигрантам предоставят доступ к ОМС

Приведем пример. Лицо должно заплатить транспортный налог в размере 2000 руб. Просрочка составляет 3 месяца. Сумма, подлежащая уплате вместе с ней, — 4455 руб. (2000 х 3 мес. (90 дней) х 1/300 х 8,25).

Если сотрудники ФНС докажут умысел, а именно то, что гражданин сознательно уклонился от уплаты налога, то штраф может составлять до 40% от суммы.

На практике сотрудники ФНС не уведомляют должника о штрафах а передают данные непосредственно в ФССП. После этого денежные средства списываются непосредственно с банковского счета и вычитаются из заработной платы должника.

Резюме

При определении размера транспортного налога имеется множество тонкостей, которые значительно влияют на сумму, подлежащую оплате.

Региональные власти вправе сами устанавливать льготы для плательщиков транспортного налога, в том числе для пенсионеров. Поэтому их состав будет существенно отличаться для разных субъектов РФ.

Если вы сомневаетесь в правильности действий сотрудников ФНС, мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые имеют широкие познания в налоговом праве и смогут отстоять ваши интересы.

Специалист подскажет, как правильно рассчитать сумму сбора, где узнать, сколько вы должны заплатить. Также юрист объяснит вам ваши права, в частности, можете ли вы претендовать на льготы.

Транспортная налоговая недоимка растет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Обоснование позиции:
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
При определении сроков взыскания налоговым органом задолженности с физлиц необходимо учитывать следующие сроки.
1. При уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами (в т.ч. транспортного и земельного налога) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Уплата этих налогов осуществляется физлицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Земельный налог и транспортный налог за 2013 и 2014 годы подлежали уплате налогоплательщиками – физическими лицами в следующие сроки:
– за 2013 год – не ранее 1 ноября 2014 года;
– за 2014 год – не позднее 1 октября 2015 года (абзац 3 п. 1 ст. 363, абзац 3 п. 1 ст. 397 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ, письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-04-01/2765).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
При этом физлица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, – не позднее 1-го года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Срок для направления требования на уплату пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, исчисляется с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части) (п. 5 ст. 75 НК РФ, п. 51 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, смотрите также письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461).
3. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8-ми рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В п. 4 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ рекомендовано налоговым органам устанавливать в требовании срок не менее 30 календарных дней.
4. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному п.п. 1-2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов при условии, если сумма задолженности превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы задолженности, подлежащей взысканию с физического лица, такая задолженность превысила 3 000 рублей, – шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд исчисляется со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет сумма задолженности так и не превысила 3 000 рублей, шестимесячный срок исчисляется со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 п. 2 ст. 48 НК РФ)*(1).
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 5-ти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Копия судебного приказа в течение 3-х дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение 20-ти дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа (ст. 123.5 КАС РФ).
Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения*(2).
В случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (ст. 127 КАС РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
После получения судебного акта, вступившего в законную силу, взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон N 229-ФЗ) (п. 4 ст. 48 НК РФ).
Учитывая изложенное, максимальный срок обращения в налогового органа в суд может превысить пять лет со дня окончания налогового периода, за который образовалась задолженность, если общая сумма задолженности по выставленным требованиям не превысила 3000 рублей (9 месяцев до наступления срока уплаты (1 октября следующего года) + 1 год на выставление требования, если сумма задолженности по налогу и пени менее 500 рублей, + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 3 года 6 месяцев на обращение в суд)*(2).
Примечание. В рассматриваемой ситуации сумма задолженности за 2013 и 2014 годы превысила 3000 рублей. Поэтому полагаем, что 6-месячный срок взыскания налоговым органом пропущен (считая с 1 октября 2015 года: 3 месяца на выставление требования + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 6 месяцев на обращение в суд).
Однако выдача судебного приказа мировым судьей по истечении указанного срока может свидетельствовать о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.
А поскольку указанная задолженность включает суммы налогов и пеней за 2013 год, необходимо учитывать, что в силу ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ налогоплательщик вправе рассчитывать на признание налоговым органом безнадежной ко взысканию и списание недоимки по транспортному и земельному налогам, образовавшимся по состоянию на 01.01.2015 и сумму образовавшихся пеней*(3).

Читайте также:
Подмосковье предлагает сервис для проверки коммерческой недвижимости

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
– Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
– Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
– Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
– Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
– Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).
Согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания, либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом.
*(2) Кроме того, в силу ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 КАС (смотрите Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2019 г. по делу N 33а-2689/2019).
*(3) На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, вступившей в силу с 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Для целей ст. 12 Федерального закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов (определение ВС РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016).
Начисленная задолженность за 2014 год (обязанность по уплате которой возникла у налогоплательщика в 2015 году) и последующие налоговые периоды не может быть признана безнадежной к взысканию и подлежать списанию. Оснований для списания недоимки, образовавшейся после 01.01.2015, не имеется (письмо Минфина России от 15.03.2019 N 03-02-08/17196).
Вместе с тем задолженность физического лица по уплате земельного и транспортного налогов за 2014 год и пеней может быть признана безнадежной к взысканию и списана по основаниям, установленным в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Читайте также:
Минстрой назвал факторы роста инвестиций в ЖКХ

Что такое недоимка по налогам и сборам: как она выявляется, как взыскивается и когда списывается

Недоимка может появляться по разному. Например:

  • по итогам выездной или камеральной проверки инспекция доначислила налог (например, налоговики решили, что компания не имела права на вычет и доначислила НДС;
  • компания не уплатила всю сумму налога;
  • компания заплатила налог, но из-за ошибки в реквизитах деньги не дошли.

Недоимка — это только про просроченную уплату налога. Например, если деньги «зависли» (как в последнем примере), но компания вовремя приняла меры для того, чтобы деньги ушли туда, куда нужно, — недоимки не будет.

Каковы сроки выявления недоимки?

Если от компании не поступят в установленный срок налоговые платежи и страховые взносы, это будет обнаружено сразу.

Если же недоимка выявлена по итогам проверки, то о ней станет известно в ходе этой проверки.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма “чистой” недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Читайте также:
Есть счет за рубежом? Подавайте отчеты о движении средств

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики “трясут” компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Как происходит взыскание налоговой недоимки за счёт иного имущества компании?

Если налоговой не удалось взыскать недоимку со счетов компании, она примется за имущество. На вынесение постановления о таком взыскании у налоговой есть ровно год с момента, когда фирма просрочила срок недоимки, указанный в требовании.

Если в год налоговая не уложится, значит, она потеряла право на внесудебное взыскание долга за счёт имущества компании. Но она может это сделать через суд. Срок исковой давности — 2 года с момента, когда компания не заплатила по требованию.

Далее налоговая направляет постановление о взыскании судебным приставам. В течение двух месяцев они должны найти имущество и взыскать его.

Что это за имущество?

  • наличные деньги фирмы, деньги на банковских счетах, драгоценные металлы;
  • ценные бумаги, валюта, помещения, не используемые в хозяйственной деятельности, легковые автомобили, элементы дизайна интерьера;
  • товары и другие материальные ценности, не используемые в производстве;
  • сырьё, станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;
  • другое имущество.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

Читайте также:
Антон Силуанов объяснил, что будет с ценами на бензин

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Выводы

Недоимка — это только налог (НДС, налог на прибыль и т. д) и страховые взносы или сборы, не уплаченные вовремя. В недоимку не входят пеня и штраф.

От размера недоимки и срока, когда она образовалась, зависит — могут ли привлечь руководителей компании к уголовной ответственности.

Налоговая инспекция имеет право взыскивать недоимку самыми разными способами, в том числе — привлекать руководителей бизнеса к субсидиарной ответственности.

Энергия для развития

Генподрядчиком выступило АО “Гидроэлектромонтаж”, которое использовало электротехническое оборудование производства ООО “АББ”, под­разделения ведущей международной технологической компании ABB Group.

Внутриплощадочные сети для резидентов построены при слаженной работе заказчика и генподрядчика. Отдельно стоит отметить, что в рекордные сроки – менее чем за полгода – восемь распределительных пунктов среднего класса напряжения поставило ООО “Амурэлектрощит”. Это благовещенская компания, которая производит металлоконструкции и модульные быстровозводимые здания для размещения электротехнического оборудования, локализованного на компонентной базе “АББ”. Основной упор сделали на применении оборудования с минимальными требованиями по обслуживанию, что положительно скажется на операционных затратах ТОР и тарифе на электроэнергию для компаний-резидентов. И как следствие – на развитии всего Хабаровского края как торгового партнера стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Работы выполняли силами генподрядчика, без привлечение сторонних организаций. Во время пиковых нагрузок одновременно на объекте были заняты до 40 человек. По словам руководителя проекта АО “Гидроэлектромонтаж” Олега Юрченко, сложностей не возникло. Помимо строительных, электромонтажных и пусконаладочных работ специалисты компании выполнили проектирование объекта.

Читайте также:
Программа крупнейшего снижения налогов в США представлена Трампом

– В каждом таком распределительном пункте от 20 до 30 точек подключения, то есть к ним могут подсоединиться сразу несколько резидентов. Это позволяет маневрировать в зависимости от того, какие инвесторы будут появляться и какая мощность и категория надежности электроснабжения им потребуется, – объясняет генеральный директор АО “Гидроэлектромонтаж” Валерий Васильев.

Всего в ТОР “Хабаровск” 42 резидента, а на площадке “Ракитное” – 19. Подстанция позволяет им потреблять электроэнергию по льготной стоимости – ориентировочно 2,8 рубля за один кВт (без НДС) за счет присоединения к сетям ЕНЭС (Единой энергосети): нигде в городе такого тарифа больше нет. Это привлекательно для инвесторов не только из Хабаровска, но и со всего Дальнего Востока.

В “Ракитном” планируют построить два больших энергоемких тепличных комплекса. Один инвестор уже заявил потребность в 13,6 МВт. Кроме того, на площадке “Авангард” расположены логистические комплексы с холодильниками класса А, потребляющими электроэнергию в больших объемах. Любому производству требуется энергоснабжение, поэтому благодаря проложенным электросетям инвесторы получат возможность реализовать свои проекты.

– Из 275 гектаров площадки “Ракитное” почти половина еще свободна. Резервные мощности для подключения будущих резидентов есть, но они не безграничны. Поэтому прорабатывается возможность строительства второго центра питания, – говорит директор АО “Управляющая компания ТОР “Хабаровск” Ирина Серова.

Подключение распределительных пунктов к подстанции выполняли кабельными линиями, которые специалисты АО “Гидроэлектромонтаж” проложили в рамках I этапа строительства, в 2018-2019 годах. Всего за это время протянули 63 километра кабеля.

– Это уникальный опыт для Дальнего Востока. Обычно строится подстанция, появляется один потребитель, второй, третий. А здесь впервые использовали комплексный подход. Для такой огромной площади построили распределительные сети в едином стандарте и техническом исполнении. Это очень хорошо для эксплуатации, – отмечает Валерий Васильев.

Как подчеркивает Александр Решетнев, руководитель проектного направления бизнеса “Электрооборудование” ООО “АББ” по Дальнему Востоку, компания использует самые высокие стандарты качества:

– Многим организациям в ДФО приходится работать с оборудованием еще советского производства. А мы предлагаем самые современные решения, которые соответствуют мировым стандартам.

– Другим подрядным организациям мы приводим такой комплексный подход как пример, – подтверждает заместитель генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики по строительству и инфраструктуре Евгений Николайчук. – С точки зрения современных технологий и решений, это один из лучших образцов на Дальнем Востоке. Для нас важно создавать максимально комфортные условия резидентам ТОР для реализации проектов, привлекать инвестиции на Дальний Восток. Строительство современной инфраструктуры – ключевой момент.

За более чем 130-летнюю историю существования компания ABB создала свыше ста заводов по всему миру, на которых трудятся около ста тысяч сотрудников. Она поставляет оборудование практически во все страны. Сейчас ABB активно реализует проекты в России, в том числе на Дальнем Востоке. Основное производство сосредоточено в городе Липецке, где действует особая экономическая зона.

– Начинали с нефтегазовой отрасли, сейчас работаем в сфере энергетики, задействованы при строительстве инфраструктурных объектов, – говорит Александр Решетнев. – Филиалу компании на Дальнем Востоке чуть больше десяти лет, за это время нам удалось реализовать большое количество проектов, например, в Приморском и Камчатском краях, Сахалинской и Амурской областях. Это объекты энергетики – подстанции различной мощности, портовая инфраструктура. Каждый второй порт использует наше оборудование, так как линейка у нас довольно большая. Под определенных заказчиков мы создали собственные сервисные филиалы, один из них, например, находится в Ванине. На Сахалин поставляли оборудование для нефтегазовых объектов компаний “Сахалин Энерджи”, “Газпром”, “Эксон Нефтегаз Лимитед”, в том числе на завод СПГ. Из года в год совместными усилиями с партнерами мы увеличиваем наше присутствие на строящихся объектах.

С АО “Гидроэлектромонтаж” компания начала сотрудничать с 2000 года, когда строилась Бурейская ГЭС, в частности, энергетики прокладывали высоковольтный кабель 500 кВ для выдачи энергии гидроагрегатов гидроэлектростанции. После долгих лет застоя это был первый энергетический объект такого уровня в России. С тех пор предприятия совместно реализовали много успешных кейсов. Сейчас у “Гидроэлектромонтажа” филиалы в Хабаровске, Артеме, Нововоронеже, Москве, а головной офис находится в Благовещенске.

Читайте также:
Хабаровск увеличивает земельный налог

Политика “АББ” – следовать тенденциям максимальной автоматизации и цифровизации.

– Мы стараемся на всех объектах применять решения, соответствующие веяниям времени. В частности, они позволят в ходе дальнейшей эксплуатации удаленно собирать все данные, выполнять онлайн-мониторинг, – отмечает Александр Решетнев. – Внедряем инновации в производимое электрооборудование, основываясь на ведущих мировых трендах в цифровизации, передаем опыт и помогаем нашим заказчикам повысить их эффективность в таких отраслях, как генерация и распределение электроэнергии, промышленность, гражданское строительство, инфраструктура и электротранспорт.

Территории опережающего социально-экономического развития

Всего создано 23 ТОР

Что такое ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

  • Внутри ТОР действуют налоговые льготы и административные преференции для его резидентов
  • Резидент имеет право на получение земельного участка от УК для реализации своего проекта
  • Резидент имеет право на подключение к объектам инфраструктуры: свет, вода, газ, водоотведение, теплоснабжение

Резиденты ТОР получают

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы.

Административные преференции

Режим «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.

Землю и инфраструктуру для реализации проекта

Земельный участок и необходимую готовую инфраструктуру.

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы

Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ

Льгота устанавливается муниципальным образованием

Льгота устанавливается субъектом РФ

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%

Пониженный коэффициент на 10 лет (от 0% до 1%) с момента получения первой прибыли

Административные преференции

Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов

Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот

Предоставление земельного участка для реализации проекта

Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)

Режим «одного окна» для инвестора

Право управляющей компании на защиту резидента в суде

Стать резидентом ТОР

  1. ЮЛ или ИП зарегистрированы на ТОР;
  2. ЮЛ и ИП не должны иметь филиалов вне ТОР;
  3. Необходимый минимальный объем инвестиций должен составлять 500 000 рублей;
  4. Отсутствие у юридического лица или ИП недоимки и задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период (пп.7 п.7 ст. 11 №212-ФЗ);
  5. Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
  6. Виды предпринимательской деятельности, должны соответствовать видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановления Правительства РФ о создании ТОР.

Определите место реализации проекта или выберете земельные участки/объекты недвижимости, свободные (не переданные резидентам ТОР) из перечня.

Основные документы

  • Заявка (можно заполнить на сайте)
  • Бизнес-план (можно заполнить на сайте)
  • Учредительные документы (можно заполнить на сайте)
  • Свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Дополнительные документы

  • Финансовая модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей)
  • Бухгалтерская отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий)
  • Копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии)

Не забудьте проверить вашу заявку на наличие типовых ошибок:

  • Несоответствие и противоречивость данных в документах
  • Неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течении 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта
  • Заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»
  • Заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы
  • Бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т.д.).
  • Недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования
  • Изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения

ТОР подтянули инвесторов

Особые режимы улучшили бизнес-климат на Дальнем Востоке

С тех пор как начал действовать режим территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивостока (СПВ), прошло пять лет, за это время в два десятка созданных зон и СПВ было привлечено инвестиций на 440 млрд руб. Эти режимы дают преимущество по налоговым льготам по сравнению с другими крупными зонами в Азии, однако на Дальнем Востоке инвесторы по-прежнему сталкиваются с нехваткой инфраструктуры и дефицитом кадров.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Территории опережающего социально-экономического развития появились после принятия соответствующего закона в 2014 году. Первые зоны начали функционировать в 2015 году, тогда же, в сентябре, прошел и первый Восточный экономический форум, на котором новые льготы были представлены российским и зарубежным инвесторам. Всего на Дальнем Востоке было образовано 18 ТОР, в нынешнем году появились еще две зоны — «Забайкалье» и «Бурятия», после того как два одноименных региона вошли в состав Дальневосточного федерального округа. Более того, предполагается, что новые ТОР будут открываться и на территории моногородов в этих регионах.

Читайте также:
Дагестанские зарплаты будут расти за счет налоговой дисциплины

Параллельно с 2015 года действует и режим свободного порта Владивосток, который теперь распространен на 22 муниципалитета пяти регионов РФ, включая все ключевые порты юга Дальнего Востока: от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт Владивосток и портовые зоны в других регионах (включая Камчатку, Сахалин, Чукотку, Ванино в Хабаровском крае). Здесь помимо налоговых льгот инвесторы получили возможность привлекать иностранную рабочую силу без ограничений по квотам, а также применять процедуру свободной таможенной зоны, то есть ввозить товары без уплаты пошлин при условии их переработки и экспорта.

По данным Минвостокразвития, на особых территориях работают 236 компаний, инвестировавших 440 млрд руб., из которых 345 млрд руб. пришлось на ТОР и 95 млрд руб.— на режим свободного порта. В ТОР уже реализовано 95 проектов, в СПВ — 141, при этом в ТОР создано 19,5 тыс. рабочих мест, в СПВ — 10,1 тыс. Суммарный объем заявленных инвестиций компаний, зарегистрировавших свои проекты, гораздо выше — 3,2 трлн руб. С 2013 года на Дальний Восток удалось привлечь более 600 млрд руб. частных инвестиций, из которых 80% — российские, сообщил на прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме вице-премьер Юрий Трутнев. Также теперь на долю Дальнего Востока приходится больше четверти прямых иностранных инвестиций в РФ, хотя пять лет назад этот показатель составлял 2%.

Впрочем, помимо привлечения новых инвестиций непосредственно резидентами зон важной целью запуска особых режимов должно было стать и улучшение инвестклимата в регионах округа. По данным национального рейтинга, составляемого четверкой деловых объединений (РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России») и Агентством стратегических инициатив (АСИ), ни один из регионов, где действуют ТОР и СПВ, пока не входит в двадцатку лучших по состоянию инвестклимата (баллы выставляются по четырем блокам: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства). Однако Якутия за год показала максимальный рост показателей, поднявшись с 52-го на 22-е место, а Камчатка в последней версии рейтинга заняла 28-е место (два года назад она была 66-й), Сахалин год назад тоже совершил резкий скачок — с 79-го на 37-е место. Амурская область в этом году поднялась с 37-го на 35-е место (для сравнения: в 2015 году регион занимал 78-ю строчку), Приморский край — с 76-го до 55-го места. Но Хабаровский край остается лишь на 73-й позиции из 81.

ТОР по месту регистрации

Наибольшая концентрация ТОР и зарегистрированных в них резидентов — в Приморском крае. Сейчас в регионе четыре такие зоны. В ТОР «Нефтехимический» предполагается создание нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств по выпуску моторных топлив «Евро-5», объем заявленных инвестиций — 660 млрд руб. В ТОР «Большой камень» помимо строящейся верфи «Звезда» зарегистрирован и ряд частных инвесторов с проектами по переработке рыбы, производству стройматериалов и металлических изделий (суммарно на 214 млрд руб.). Еще больше проектов в ТОР «Надеждинская», и, хотя заявленный объем инвестиций одной компании составляет в среднем лишь несколько десятков миллионов рублей, их совокупный объем оценен в 32 млрд руб. В основном это компании, задействованные в логистике, деревообработке, производстве стройматериалов, но есть и проект по сборке двигателей для автомобилей Mazda. Наконец, четвертый ТОР «Михайловский» ориентирован на агропроекты (объем инвестиций — 72 млрд руб.).

В Хабаровском крае самыми крупными являются ТОР «Комсомольск», где основные инвестиции планируется направить на модернизацию промышленных предприятий и лесопереработку, а также создание круглогодичного горнолыжного комплекса «Холдоми» (36,7 млрд руб.). В ТОР «Хабаровск» заявленный объем инвестиций — 21,7 млрд руб., здесь проекты самые разные: от завода по производству молочной продукции до сортировки мусора.

Почти все ТОР располагаются не на одной площадке, а на разных участках, в некоторых случаях находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Это объясняется готовностью властей пойти навстречу инвесторам и распространить действие льгот на площадки, где планируется реализовать проект. Так, ТОР «Амуро-Хинганская» была учреждена в связи со строительством крупного завода по переработке сои (7,9 млрд руб. при общем объеме вложений в зоне в 13,4 млрд руб.), а ТОР «Приамурская» — ради проекта по строительству завода по переработке нефти и производству нефтепродуктов (заявленный объем инвестиций — 124,6 млрд руб., из которых 123 млрд руб. приходится на ООО «Амурская энергетическая компания»), но пока здесь построен лишь комплекс для хранения пестицидов.

Читайте также:
Обновлены формы по взысканию задолженности с налогоплательщиков

В ТОР «Белогорск» основной инвестпроект — строительство завода по производству рафинированных масел и жиров (маслоэкстракционный завод «Амурский») на 4,4 млрд руб. из 4,7 млрд руб. на всю зону. А ТОР «Курилы» открыта под создание рыбоперерабатывающего комплекса «Островной» на острове «Шикотан». В ТОР «Южная Якутия» якорными стали сразу два проекта — горнообогатительные комбинаты «Иглинский» и «Денисовский» (суммарные инвестиции — 110 млрд руб.). В ТОР «Канаглассы», расположенной рядом с Якутском, заявлен один из самых крупных проектов с участием японских инвесторов — строительство теплиц для выращивания овощей.

Крупнейшей по объему заявленных инвестиций остается ТОР «Свободный», где ООО «Газпром переработка Благовещенск» планирует вложить 948,5 млрд руб. в комплексный проект строительства газоперерабатывающего завода. Пока в проект вложено 42,7 млрд руб. Лидером же по числу проектов можно считать ТОР «Камчатка», где уже создано 340 рабочих мест и реализовано инвестиций на 4,1 млрд руб. (при заявленном объеме 36 млрд руб.).

Режимы конкурируют за инвесторов

Условия, предлагаемые инвесторам на дальневосточных территориях опережающего развития, выгоднее, чем в особых экономических зонах как в России, так и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По налогу на прибыль в ТОР и СПВ применяется нулевая ставка в течение первых пяти лет, 12% — в последующие пять лет (льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ). При этом сейчас рассматривается предложение Минвостокразвития о введении единой ставки 7% на весь срок реализации проекта. На пять лет обнулены также налоги на землю и имущество (в следующие пять лет ставка составляет 2,2%). А ставка единого социального налога снижена с 30% до 7,6%.

Как работают особые зоны в Азии

Для сравнения: по данным мониторинга Минвостокразвития, в Китае в зоне Танцзинь предусмотрен возврат до 40–95% уплаченного корпоративного налога (при этом его ставка составляет 25%), ставка по страховым взносам составляет 47%. Стоимость электроэнергии также выше, чем на Дальнем Востоке: 8,7 руб. за 1 кВт•ч против 5,3 руб. за 1 кВт•ч в РФ, а водоснабжение и газоснабжение в российских регионах существенно дешевле, чем в Китае, Южной Корее и Малайзии. В зоне «Инчхон» в Южной Корее в текущем году была отменена льгота по налогу на прибыль, ставка по страховым взносам составляет 8,7%. В зоне «Искандер» в Малайзии ставка по страховым взносам составляет 12%, но льгота по налогу на прибыль отменяется в 2020 году.

Однако в азиатских зонах у инвесторов есть доступ к логистическим сервисам. По словам инвесторов, для Дальнего Востока важной проблемой остается недоразвитость как социальной, так и транспортной инфраструктуры. При этом у инвесторов лишь в нынешнем году появилась возможность строить инфраструктуру самостоятельно, а затем получать компенсацию (ранее все проекты должна была финансировать Корпорация по развитию Дальнего Востока).

Также после реализации проекта у инвесторов возникает проблема с привлечением рабочей силы, признал на ВЭФ первый заместитель главы Минвостокразвития Сергей Тырцев. Они имеют возможность привлекать мигрантов, однако не хватает школ, детских садов, медучреждений. На их строительство выделена госсубсидия в размере 95 млрд руб., но освоено пока лишь 8,7 млрд руб.

По оценке рейтингового агентства АКРА, бюджетные средства остаются основным источником инвестиций на Дальнем Востоке. В промышленно неразвитых регионах округа они достигают половины общего объема, при этом уровень подушевых инвестиций отстает от общероссийского. Исключение — Сахалин (75% всех прямых иностранных инвестиций в Дальневосточный округ), Магаданская область, Якутия и Чукотка: там при небольшом населении реализуются проекты по добыче полезных ископаемых.

В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» отмечают, что проекты с иностранным участием в режимах ТОР и свободного порта запускаются медленно, пока в ТОР из заявленного 31 проекта работают только 7 (с инвестициями в размере 7 млрд руб.), в СПВ из 51 проекта заработали 10 (1,2 млрд руб.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: