ТКО и ТБО: в чем разница в 2021 году, основные отличия и расшифровка, чем отличаются и регламентируются твердые бытовые и коммунальные отходы

Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России

Для населения, т. е. простых потребителей, фактической разницы между ТКО и ТБО нет, однако есть так называемые юридические различия. Люди говоря первое, могут подразумевать второе, однако на бумаге, в том числе в правоустанавливающих документах, осталось лишь одна аббревиатура — ТКО.

Понятия и определения ТКО и ТБО

Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.

В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:

  • приготовления еды
  • уборки дома
  • мелких ремонтных работ
  • вынос испорченной мебели и пр.

Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).

ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.

ТКО — актуальное понятие в 2020

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:

  • отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
  • аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
  • предметы, вещи, вышедшие из строя.

В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.

Что включает в себя ТКО

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.

К данной группе относятся:

  1. Мусор из жилых помещений.
  2. Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
  3. Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
  4. Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
  5. Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
  6. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
  7. Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
  8. Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.

Двухконтейнерная система сбора мусора

Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.

Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках. Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением. Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.

Мусорная реформа продолжается

Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.

Основные тезисы Мусорной реформы:

  1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
  2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
  3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Читайте также:
План мероприятий по охране окружающей среды: порядок разработки плана в целом и его раздела в частности, программа повышения экологической эффективности, образец плана, правила разработки, пример

Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.

ТКО и ТБО, в чем разница между ними?

Чем отличается ТБО от ТКО? Обе аббревиатуры часто встречаются при упоминании обращения отходов. Наиболее актуально вопрос стал в 2019 году, с введением в действие мусорной реформы. Потребители получили коммунальные счета, в которых оплата за вывоз мусора существенно увеличилась. Население и субъекты хозяйственной деятельности направляют заявления с требованиями пересмотра норм накопления отходов и условий договоров с региональным оператором. Грамотное составление таких обращений подразумевает указание актуальной аббревиатуры.

Чем отличается ТБО от ТКО?

Под этими буквами обозначаются отходы, которые образуются в ходе жизнедеятельности лиц, а именно:

Ранее, до 2015 года в документах применялась именно ТБО. Под ними понимался весь мусор, который образовывался каждый день жителями города. Условно он разделялся на два вида, а именно:

  1. Биологический – остатки пищевой и растительной продукции;
  2. Небиологическией – предметы с содержанием синтетических компонентов (пластмасса, полиэтилен, текстиль, металл и т.п.).

Причины появления двух обозначений

В конце 2014 года в Закон об отходах были введены изменения другим нормативно-правовым актом (№458-ФЗ). В нем указывается аббревиатура ТКО – твердые коммунальные отходы.

Ими считается все то, что формируется в результате жизнедеятельности граждан, непригодно для дальнейшего использования, потерявшее потребительские свойства. Кроме того, под ТКО понимается еще и мусор, который образуют субъекты хозяйственной деятельности – учреждения и организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Основное условие – этот мусор аналогичен по составу с тем, что образуют жители населенных пунктов.

То есть, к твердым коммунальным отходам отнесен весь мусор, который образуют:

  1. Жители населенных пунктов и субъекты хозяйственной деятельности;
  2. В результате жизнедеятельности граждан.

В ТКО не включаются отходы, которые образуются во время производственных процессов. Например, мусор на заводе, который собирается от персонала в результате приема ими пищи, выполнения других жизненно необходимых действий, относится к ТКО. А вот промышленные отходы, образуемые непосредственно при деятельности производства, к ТКО не относятся.

Главная разница между ТБО и ТКО – последняя аббревиатура включает более широкое понятие, к их образованию причастны и жители, и предприятия. ТБО относится исключительно к жизнедеятельности населения.

ТБО или ТКО: как правильно указывать в документах?

Но несмотря на то, чем отличается ТБО от ТКО, для организаций может применяться оба определения, если они касаются не производственного мусора. С другой стороны, твердые бытовые отходы после принятия 458-ФЗ являются определением, употребляемым только в разговоре.

Для субъектов хозяйственной деятельности это рекомендация носит обязательный характер. Игнорирование может стать формальной причиной для отказа в исковых требованиях, проигрыша судебного спора.

Например, если в акте инвентаризации отходов предприятие укажет ТБО, инспектор укажет, что это нарушение. Формально у него есть основание для признания отсутствия на предприятии такого акта. Последствия – штрафы для субъекта хозяйственной деятельности и его руководителя.

Нежелательные последствия для граждан

Для граждан, как указано было выше, неожиданностью стал рост оплаты за коммунальные услуги. С 1 января 2019 года в них включен и вывоз мусора, стоимость которого выросла многократно. Например, если раньше граждане оплачивали от 15 до 30 р. за целую квартиру, то с уже в конце января 2019 года им пришлось вносить по 70-150 р. за каждого члена семьи. Суммы подскочили до 450-600 р. и более.

Причины заключаются в следующем:

  1. Изменен подход в начислении оплаты – вместо площади жилья учитывается количество проживающих на ней граждан;
  2. Введены нормы образования отходов;
  3. Граждан обязывают выполнять типовые договоры с региональным оператором.

Нормы образования отходов принимаются с существенным запасом. За это отвечают должностные лица субъектов РФ. Типовые договоры не учитывают индивидуальные особенности граждан. Все это, и не только, становится причиной завышенной оплаты за вывоз мусора.

Ситуацию можно менять, если обосновать как чиновникам из министерств природопользования, так и региональному оператору необъективность цен за коммунальную услугу. От первых необходимо требовать пересмотра норм образования отходов, от вторых – изменения стоимости. Сделать это можно, проведя собственные расчеты, собрав документальные обоснования требований и направив письменное заявление.

И вот здесь рассмотрение вопроса о том, что такое ТКО и ТБО, в чем разница, в 2019 году стало актуальным и для населения. Похожая ситуация как с субъектами хозяйствования может произойти и с ними.

Например, обращаясь с заявлением или жалобой к региональному оператору или к министру природопользования и экологии субъекта федерации, они будут требовать пересмотр норм потребления ТБО. Недобросовестные чиновники или представители регионального оператора могут использовать эту формальную ошибку, чтобы отказывать в требованиях или просьбе. В результате ситуация с пересмотром норм потребления и тарифов затянется. Формальная вина в этом будет лежать на заявителе.

В целом, выше рассмотрен вопрос о том, чем отличается ТБО от ТКО, для граждан даны рекомендации, что именно использовать в официальных документах. Следование ей позволит избежать недобросовестных действий со стороны чиновников и региональных операторов. Но добиться пересмотра тарифов – задача непростая. Однако это уже другая тема.

Читайте также:
Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

ВС подтвердил недопустимость запрета на строительство со ссылкой на нормы СанПиН без точных расчетов

Верховный Суд подтвердил законность решения Московского городского суда, который признал недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка административного истца Юлии Яковлевой.

Обстоятельства дела и решение первой инстанции

Как ранее писала «АГ», в 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией «земли для индивидуального жилищного строительства» в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано. Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

Решением от 10 апреля Мосгорсуд удовлетворил ее требования. Он указал, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось. Кроме того, суд установил, что размеры и границы СЗЗ для данного объекта не утверждались Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем, как того требуют утвержденные правительством Правила установления СЗЗ.

Ответчики обжаловали решение

Не согласившись с решением, Правительство Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы подали апелляционную жалобу в Верховный Суд (имеется у «АГ»). В ней они указали, что в Правилах землепользования и застройки отражены размеры ориентировочных санитарно-защитных зон, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Учитывая предоставленные в материалы дела результаты расчетов ориентировочного размера СЗЗ от основных источников шума, суд необоснованно сделал вывод об отсутствии расчетов по указанным показателям.

Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.

По мнению апеллянтов, в п. 2.1 и 2.2 СанПина, на который сослался Мосгорсуд, речь идет о расчетных (предварительных) и установленных (окончательных) санитарно-защитных зонах, а не об ориентировочных, к которым относится СЗЗ станции «Бекасово», исходя из Правил землепользования и застройки г. Москвы, а отображение рассматриваемой зоны не противоречит указанным пунктам СанПина.

Кроме того, в апелляционной жалобе отмечается, что Мосгорсуд не указал, на основании какого положения нормативного правового акта он сделал вывод о том, что «размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений». В связи с этим данный вывод не может быть признан обоснованным и противоречит ст. 176, 180 КАС.

Апеллянты попросили отменить решение Мосгорсуда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Юлия Яковлева в возражениях (имеются у «АГ») помимо прочего указала, что Правительством Москвы были предоставлены расчеты только по уровню шума, расчеты по иным показателям не осуществлялись, натуральные измерения проводились только по шуму и уже после установления зоны в октябре 2017 г.

Отмечается, что в п. 2.2 Постановления № 120-ПП указано, что ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

«Таким образом, согласно действующему законодательству ориентировочная СЗЗ состоит из расчетной и установленной. Для установления ориентировочной зоны имеется установленный порядок утверждения, утверждение размера санитарно-защитной зоны входит в компетенцию органов Роспотребнадзора», – подчеркивается в возражениях.

Читайте также:
Отходы класса Д: что к ним относят, порядок вывоза, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, как образуются, классификация по цветам и классам, цвет мешка (пакета)

Кроме того, указывается, что Мосгорсудом при рассмотрении дела установлено, что требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Юлия Яковлева попросила ВС оставить решение Московского городского суда без изменения. Прокурор также представил возражения на апелляционную жалобу, в которых попросил оставить решение без изменения.

ВС оставил решение нижестоящей инстанции в силе

Изучив материалы дела, ВС отметил, что п. 2 Постановления Правительства от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, возлагается обязанность проведения исследований атмосферного воздуха, уровней физического или биологического воздействия на него за контуром объекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу. Кроме того, им необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 данных Правил.

Верховный Суд отметил, что санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).

В связи с этим ВС согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории.

Также Суд посчитал, что довод о том, что административным ответчиком отображен ориентировочный размер СЗЗ, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.

ВС указал, что, вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом, согласно п. 25 Правил, СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Суд отметил, что ч. 13 ст. 26 Закона о внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты, ссылкой на которую Правительство Москвы обосновывает свою жалобу, не опровергает правильности выводов первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.

Согласно данным законоположениям, с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.

Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.

Представитель административного истца посчитала, что решение ВС необходимо не только для защиты ее доверителя

В комментарии «АГ» представитель административного истца адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина посчитала, что выводы ВС весьма актуальны и необходимы для защиты прав граждан, чьи права нарушены незаконным установлением санитарно-защитных зон, поскольку данная проблема затрагивает права не только ее доверителя.

По ее мнению, в основном проблема незаконно установленных санитарно-защитных зон встречается в Новой Москве, появилась она в связи с передачей земель из одного субъекта в другой и, как следствие, принятием новых правил землепользования и застройки.

Анна Минушкина отметила, что ВС, рассматривая дело, пришел к выводам, что отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом, к которым, в свою очередь, Правительство г. Москвы, не относится. «Таким образом, согласно позиции ВС, Правительство Москвы имеет право и обязано внести сведения о наличии санитарно-защитной зоны в документы градостроительного зонирования, однако установление наличия такой зоны и ее размера входит в компетенцию иного органа – Роспотребнадзора», – подчеркнула она.

Читайте также:
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец на 2021 год, кто сдает, как заполнять декларацию по плате за НВОС, кто должен сдавать, порядок предоставления

«Также предметом спора в суде первой инстанции было понятие ориентировочной санитарно-защитной зоны. Одним из оснований отмены решения Московского городского суда, по мнению Правительства Москвы, было то, что зону установили ориентировочно, то есть процедура ее установления не была завершена окончательно. Однако ВС, проанализировав действующее законодательство в части установления санитарно-защитных зон, пришел к выводу о том, что ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны также не могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПин», – резюмировала Анна Минушкина.

Юристы решение Суда поддержали

Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова отметила, что вынесенное по делу определение в очередной раз подтверждает, что установленные ориентировочно охранные зоны не могут создавать негативных последствий для правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

Эксперт указала, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда поддержала заявителя, указав на запрет ограничения его прав в части установления охранной зоны непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения. «Таким образом, единственным допустимым документом для установления вышеназванных ограничений является проект обоснования СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности производств», – подчеркнула Юлия Бузанова. По ее мнению, ВС подтвердил невозможность установления указанных ограничений по иным основаниям, что позволит правообладателям быть уверенными в правомерности их установления.

Юрист международной юридической фирмы Dentons Мария Оболенская посчитала, что апелляционное определение ВС, хотя и не является революционным, значимо для практики постольку, поскольку основано на правильном и последовательном толковании многочисленных норм о санитарно-защитных зонах, содержащихся в законах и подзаконных актах. «СЗЗ считаются установленными со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Отображение незарегистрированной (неустановленной) СЗЗ в какой-либо градостроительной документации не соответствует законодательству», – указала юрист.

Она добавила, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны установленными не являются. «Действие ограничений в таких СЗЗ до 1 января 2020 г. является лишь переходным периодом от предыдущего порядка (когда для установления окончательной СЗЗ достаточно было решения Роспотребнадзора на основании измерений, подтверждающих расчетные параметры) к новому (обязательное внесение сведений о СЗЗ в ЕГРН)», – объяснила Мария Оболенская.

Юрист отметила, что сегодня для установления и дальнейшего существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ (либо для прекращения их существования) собственники объектов, в отношении которых определены такие СЗЗ, должны обратиться в Роспотребнадзор до 1 октября 2019 г. Сделать это также могут органы государственной власти, органы местного самоуправления и правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах таких СЗЗ. Роспотребнадзор, в свою очередь, должен направить копию своего решения в Росреестр.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).
Читайте также:
Авансовые платежи за НВОС в 2021 году: порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, сроки внесения авансовых платежей, как и куда платить, как правильно рассчитать величину

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее – санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III – V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III – V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте “а” настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений” утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны”. Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо – установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

Читайте также:
Санитарно-защитные зоны 2021 года: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 с изменениями, последняя новая редакция, санитарная классификация

Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

Санитарно-защитная зона по СанПиН в 2022 году

Любое предприятие, оказывающее воздействие на окружающую среду, должно иметь буферную зону, отделяющую его от селитебной территории, рекреационных зон, садовых участков и прочих территорий с особыми условиями. Степень негативного воздействия, оказываемого предприятием, при котором возникает эта необходимость, измеряется в долях ПДК или ПДУ выбрасываемых в атмосферный воздух веществ и параметров физического воздействия. Такая зона, являющаяся буфером между производственной территорией и жилыми массивами, называется санитарно-защитной зоной. Требования к СЗЗ регулируются в 2022 году СанПиН.

Что такое СанПиН?

Условия труда, отдыха, процессов обучения, быта, питания в общественных местах должны соответствовать требованиям санитарии. Эти требования утверждаются на законодательном уровне в виде санитарных норм и правил – СанПиН. Санитарные требования призваны защитить благополучие и здоровье населения и должны соблюдаться на территории Российской Федерации. За исполнением нормативов и требований осуществляет контроль Роспотребнадзор.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

Разработаны и утверждены санитарные правила и нормы, в том числе в части требований к санитарно-защитным зонам. Они позволяют определить, для каких предприятий требуется установление этих зон, как данные предприятия классифицируются, каким образом устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) по СанПиН в 2022 году, какие условия должны выполняться в этих зонах и многое другое.

В рамках «регуляторной гильотины», масштабной реформы в законодательном мире, перевернувшей в том числе санитарное законодательство, было отменено множество норм и правил, утвержденных в советский и постсоветский период. При этом часть нормативных актов попала в перечень документов, для которых срок действия законодательно был продлен. Так продлен срок действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, определяющий критерии установления санитарно-защитных зон предприятий.

Последние нововведения в СанПиН для СЗЗ в 2022 году

Правила и нормы СЗЗ, неоднократно дополнялись и изменялись. Последние изменения, внесенные в 2022 году, касаются классификации предприятий.

СанПиН 2.1.3684-21, также содержит требования применительно к СЗЗ в 2022 году.

Еще одним документом, серьезно повлиявшим на процедуру установления СЗЗ, стало Постановление №222 Правительства России, которым утверждены новые Правила. Согласно этим Правилам, необходимость установления санитарно-защитной зоны распространяется в 2022 году и на проектируемые объекты. В них также прописаны требования по составу содержания проекта санитарно-защитной зоны, к тексту решения об установлении, к перечню подаваемых для установления или сокращения СЗЗ документов.

Статус утвержденных Постановлением №222 РФ Правил определяет их приоритетность в рамках исполнения требований по процедуре установления санитарно-защитной зоны к СанПиН по СЗЗ.

Классы санитарно-защитных зон

В СанПиН приводится санитарная классификация различных сооружений, промышленных производств и прочих объектов в 2022 году. Класс опасности устанавливается исходя из мощности объекта, количества и состава выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ, уровня создаваемых производством вредных физических факторов и т.п.

Класс объекта Ориентировочный размер СЗЗ, м
1. I 1000
2. II 500
3. III 300
4. IV 100
5. V 50

Статус СЗЗ по СанПиН

Санитарно-защитные зоны относятся к категории территорий, определяемых как зоны с особыми условиями использования – ЗОУИТ. Федеральный закон 341-ФЗ были внесены изменения, согласно которым определенные ранее в соответствии со старыми требованиями ориентировочные (расчетные) СЗЗ прекращают свое существование с 1 января 2022 года. Правообладателям таких объектов в срок до октября текущего года было необходимо обратиться в Роспотребнадзор с просьбой либо установить, либо прекратить существование таких СЗЗ. С целью внесения границ СЗЗ в ЕГРН вместе с ранее выданным решением об установлении СЗЗ необходимо подавать сведения о границах СЗЗ. Перечень обязательных для установления границ документов содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №222.

Таким образом, в случае, если ранее была установлена СЗЗ, но координаты при этом не внесены в ЕГРН, такая санитарно-защитная зона прекращает свое существование с января 2022 года, и все ограничения с данной территории снимаются. Собственнику объекта придется вновь проходить полностью процедуру установления санитарно-защитной зоны.

Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Все промышленные объекты в соответствии с обновленными санитарными правилами классифицируются по отраслям промышленности и по классам. Так, для химической промышленности как класс I выделены предприятия по производству азотсодержащих соединений, сероуглерода, мышьяка, сажи, каучука, предприятия, занимающиеся переработкой нефти и газа, горючих сланцев и т.д. Для них СЗЗ по СанПиН в 2022 году составляет не менее 1 километра. Рассматривая химическую отрасль, СанПиН санитарно-защитных зон также выделяет следующее:

  • производство серной и соляной кислот, катализаторов, солей калия, органических красителей, содержащих в своем составе серу (предприятия, относящиеся ко II классу) должны иметь санитарно-защитную зону 500 метров;
  • при производстве пластмассы, поликарбонатов, лаков, парфюмерии, полистирола ширина устанавливаемой СЗЗ по СанПиН составляет 300 метров;
  • IV класс устанавливается при производстве мыла, глицерина, стекловолокна, олифы, полиграфических красок, при этом санитарно-защитная зона не должна превышать 100м.
  • наименее опасное производство, связанное с изготовлением бумаги из макулатуры, изделий из пластмасс механическим способом, спичек, искусственного жемчуга, углекислоты классифицируется как V класс с шириной СЗЗ – 50 м.

Далее в санитарных правилах приводится классификация производств с I по V класс для машиностроения, металлургической и металлообрабатывающей отрасли. Отдельная классификация с I по V класс приводится для:

  • строительной промышленности;
  • обработки древесины;
  • предприятий, занимающихся добычей нерудных ископаемых и руд;
  • легкой промышленности;
  • предприятий, обрабатывающих животные продукты;
  • промышленных объектов, занимающихся обработкой вкусовых веществ и продуктов питания;
  • производства, связанного с микробиологией;
  • объектов, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию методом сжигания минерального топлива;
  • предприятий малого бизнеса и агропромышленного комплекса;
  • целого комплекса объектов, связанных со сферой торговли и услуг, в том числе коммунальных и санитарно-технических, транспортными услугами и спортом;
  • предприятий, занимающихся очисткой канализационных стоков;
  • отрасли, связанной с перевозкой и хранением грузов (склады, причалы и т.д.).

Размер санитарно-защитной зоны по СанПиН в 2022 году

Роль санитарно-защитной зоны – создание барьера между территорией предприятия и зоной, используемой населением для проживания, отдыха, оздоровления, занятий спортом. Ее ширина зависит от класса объекта, присуждаемого в соответствии с санитарной классификацией, и составляет от 50 до 1000 м. Размер СЗЗ устанавливается с учетом выполненных по объекту расчетов ожидаемых объемов выбросов в атмосферу и уровня воздействия физических факторов.

Ширина санитарно-защитной зоны по СанПиН в 2022 году может быть сокращена при подтверждении расчетами отсутствия негативного воздействия за ее границами. Для действующих предприятий в соответствии с СанПиН необходимо также выполнить натурные замеры в соответствии с утвержденной программой.

СЗЗ источников водоснабжения

В соответствии с санитарными требованиями эксплуатация источников водоснабжения должна производиться с обеспечением безопасности воды. С этой целью собственники источников обязаны предусматривать защитные зоны, соблюдение режима которых гарантирует неизменность качества воды.

СанПиН 2.1.4.1110-02, определяет требования к зонам санитарной охраны (ЗСО) водопроводов питьевой воды и источников водоснабжения. Данные требования распространяются на всех юридических лиц, граждан и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством. В целях защиты от загрязнений независимо от принадлежности, все источники питьевого водоснабжения и водопроводы, транспортирующие питьевую воду, должны иметь зону санитарной охраны.

Действие данных СанПиН будет продлено Постановлением Главного врача с целью предотвращения возникновения правового вакуума по данному направлению.

Существуют 3 пояса, в рамках которых с разной степенью строгости устанавливается особый защитный режим:

  1. 1 пояс (строго режима) – охватывает территорию, на которой расположен водозабор и водозаборные сооружения, создается с целью их защиты от порчи и загрязнений;
  2. 2 пояс (ограничивающий) – размер определяется с учетом возможности микробиологического загрязнения, при этом принимается во внимание время выживаемости микрофлоры;
  3. 3 пояс (ограничивающий) – размер принимается с учетом возможности химического загрязнения и определяется на основании гидродинамических расчетов.

Владельцы источников обязаны разработать проект ЗСО в составе проекта водоснабжения питьевой водой, в котором:

  • рассчитываются и определяются границы зоны и поясов;
  • разрабатывается план мероприятий, направленный на защиту водоисточника от загрязнения и улучшение состояния ЗСО;
  • прописаны требования по использованию поясов ЗСО.

СанПиН определяет требования к текстовой и картографической части проекта ЗСО, к режиму и границам поясов подземных и поверхностных источников.

Подземные источники

Границы первого пояса подземных источников определены радиусом:

  • ≥ 30 м для защищенных источников (при наличии водоупорной кровли);
  • ≥ 50 м для незащищенных источников.

ВАЖНО

В зависимости от типа и особенностей подземного источника на основании гидрогеологических расчетов устанавливаются второй и третий пояс.

Мероприятия для 1 пояса зонам санитарной охраны по СанПиН:

  • наличие ограждения, озеленения, асфальтированных и/или бетонированных дорожек, ведущих к сооружениям, отвод поверхностных стоков с территории зоны;
  • отсутствие высокоствольных деревьев, хозяйственных и жилых построек, запрет применения удобрений и ядохимикатов;
  • здания, имеющие отношение к источнику, должны быть канализованы с отводом стоков в канализационные сети или очистные сооружения, расположенные за пределами пояса;
  • обеспечение защиты водопроводных сооружений первого пояса от загрязнений через различные устройства (оголовки, люки и т.п.);
  • обеспечение аппаратурой для контроля дебита источника.

Мероприятия для 2 и 3 поясов ЗСО в 2022 года:

  • отсутствие бездействующих или неправильно эксплуатируемых скважин, создающих риск загрязнения водоносных горизонтов;
  • недопущение складирования минеральных удобрений, ГСМ, ядохимикатов, размещения накопителей для стоков и прочих объектов, создающих угрозу загрязнения;
  • запрет размещения в подземных горизонтах отходов и стоков.

Также предусматриваются дополнительные мероприятия для второго пояса, в том числе согласование с органами Роспотребнадзора нового строительства.

Поверхностные источники

Для поверхностных источников границы зон санитарной охраны по СанПиН предусматриваются:

  1. Для водоемов: величина 1 пояса зависит от гидрологических условий, но не менее 100 метров, границы 2 и 3 поясов совпадают и зависят от локальных условий, связанных с климатом, гидрогеологией и природными факторами.
  2. Для водотоков: величина 1 пояса по течению вверх не менее 200 метров, вниз – не менее 100 м, границы 2 и 3 поясов совпадают и зависят от локальных условий, связанных с климатом, гидрогеологией и природными факторами.

Для поверхностных источников мероприятия по первому поясу аналогичны тем, которые предусматриваются правилами для подземных источников. Также запрещены спуск стоков, купание, стирка, т.е. любые формы хозяйственной деятельности, влияющие негативно на качество воды.

Во втором и третьем поясах необходимо выявлять объекты, оказывающие негативное влияние на качество воды, разрабатывать мероприятия для снижения этого влияния. Любые работы, выполняемые в пределах акватории ЗСО, могут быть допущены лишь по согласованию с органами Роспотребнадзора. Во втором поясе запрещены рубки леса (кроме санитарных), выпас скота, сброс стоков.

Новый СанПиН 2.1.3684-21 санитарно-защитной зоны, выделяет несколько моментов, связанных с защитой источников нецентрализованного водоснабжения:

  • место расположения должно выбираться с учетом минимального риска химического и/или микробного загрязнения;
  • надземная часть сооружений, служащих для водозабора, должна быть обеспечена укрытием, защищающим от загрязнения;
  • обязательно наличие ограждения и отмостков с отводом поверхностных стоков;
  • запрет осуществления на расстоянии 20 м от источника хозяйственной деятельности, приводящей к загрязнению воды (стирка, мойка машин и т.п.).

В V разделе данного СанПиН, регламентирующего требования к водным объектам, имеется ссылка на исполнение требований Российского законодательства при установлении ЗСО для источников водоснабжения, а также указывается на запрет прокладки водоводов по загрязненным территориям: местам расположения предприятий промышленного и сельскохозяйственного назначения, кладбищам, свалкам, скотомогильникам. Расстояние до источников загрязнения от водоводов должно составлять с обеих сторон не менее 10 метров, а при диаметре водовода более 1 метра – не менее 20 м.

Санитарно-защитная зона от кладбища по СанПиН в 2022 году

В соответствии с Гражданским кодексом кладбища приравнивают к зонам, имеющим специальное назначение. СанПиН 2.1.3684-21 определяет требования, предъявляемые к местам погребения, крематориям и колумбариям. Расстояние не менее 50 м должно отделять жилые дома, игровые, спортивные и прогулочные площадки, садовые комплексы, места отдыха и оздоровления детей и молодежи, учреждения культурно-просветительского и социального направления от стен скорби с местами захоронения урн и колумбариев. Такое же расстояние должно соблюдаться до зданий, в которых располагаются места хранения тел, связанных с церемонией подготовки, прощания и погребения

Расстояние, которое должно отделять кладбища с захоронениями от жилых массивов, курортных и санаторных зон, спортивно-оздоровительных комплексов и общественных зданий регулируется СанПиН по СЗЗ, а размер санитарно-защитной зоны в 2022 году зависит в соответствии с санитарной классификацией от площади кладбища и типа (раздел 12 правил).

Площадь кладбища, га Тип захоронения Класс Ширина СЗЗ, м
1. >40 Традиционный и/или смешанный, крематории (более одной печи) I 1000
2. 20-40 Традиционный или смешанный, крематории (1 однокамерная печь) II 500
3. 10-20 Традиционный или смешанный III 300
4. ≤10 Традиционный или смешанный IV 100
5. Закрытый, колумбарии, при погребении после кремации, сельские V 50

Таким образом, в измененных санитарных правилах кладбища площадью, превышающей 40 га, выделены как 1 класс.

Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН

Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).

Напряжение, кВ Размер СЗЗ, м
1. 330 20
2. 500 30
3. 750 40
4. 1150 55

ВАЖНО

За пределами СЗЗ напряженность нормируемого показателя, напряженности электрического тока, не должна превышать 1 кВ/м.

СЗЗ АЗС по СанПиН в 2022 году

В зависимости от назначения автозаправочные станции относятся по санитарной классификации.

Новые правила в установлении СЗЗ

В 2021 году «регуляторная гильотина» коснулась и самого тяжелого вопроса в обеспечении экологической безопасности и охране здоровья населения – разработке и установлению СЗЗ.
В прошлом году появились обновления (Федеральные законы 342-ФЗ от 03.08.2018 и 455-ФЗ от 27.12.2019), уже готовятся к утверждению новые СанПиН и Положение о СЗЗ.

На сегодняшний день предприятия уже столкнулись с необходимостью установить санитарно-защитную зону. Многие оказались в ситуации сокращения СЗЗ в условиях уплотненной застройки. Для подтверждения соблюдения условий сокращения, этим организациям также пришлось провести более углубленный инструментальный контроль качества окружающей среды. Далее им необходимо оформить кадастровую карту и пройти все этапы согласования. Весь процесс занимает долгое время и обходится предприятиям очень дорого. Поэтому вопрос с изменениями в правилах установления границ санитарно-защитной зоны на сегодня чрезвычайно актуален: те предприятия, которые ее уже установили, опасаются, что нужно будет переделывать (тем более, что такая практика с получением решений уже была в 2019 году). Те организации, которые еще не установили СЗЗ, с осторожностью относятся к нововведениям, так как это может кратно повысить цену на и без того не дешевый процесс разработки, подтверждения установления СЗЗ.

Какие нововведения вводятся, какие планируются и чего стоит ждать? Расскажу в данной статье.

Прежде всего, необходимо отметить, что изменения в нынешние НПА по СЗЗ жизненно необходимы – в большинстве своем они неясные и во многом противоречат друг другу.
Напомню, что до введения в действие постановления № 2221 основным документом для разработки проектов СЗЗ были санитарные правила и нормативы — СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данные правила на сегодня вошли в так называемый «белый» список НПА.

Справочно:

Предложения в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проведение оценки, соблюдения которых будет допускаться после 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг («белый список»).

Также в этот список вошло и Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”.

В последний документ и планируют ввести изменения, точнее- заменить его другим. Разработанный документ представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Рассмотрю изменения более подробно:

1. Дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Сведения о размерах и границах санитарно-защитной зоны размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах.

То есть госорганы обязаны будут публиковать сведения о СЗЗ на своих ресурсах, правда пока не понятно, в какой срок?

2. Абзац 2 пункта 1 Правил изложить в следующей редакции: «Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, автомобильных дорог и железнодорожных линий, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), формирующих химическое, физическое и биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного участка, принадлежащего объекту и оформленного в установленном порядке (далее – промышленная площадка), за границами полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий».

Нововведение касается и установления СЗЗ для железных и автомобильных дорог. Если показатели укладываются в нормы для полосы отвода, то СЗЗ не нужно устанавливать, а если нет – то необходимо установить, правда не ясно как, потому что санитарные разрывы больше не устанавливаются, а объект очень протяженный.

3. В пункте 7 Правил слова «за контуром объекта» заменить словами «за границами промышленной площадки объекта».

Упразднен некорректный термин «контур объекта», вокруг которого было много споров.

4. Дополнить Правила пунктом 16.1 следующего содержания: Проведение расчетов химического, биологического и (или) физического воздействия объекта на среду обитания человека для установления санитарно-защитной зоны не требуется в случае, если такой объект относится к объектам I – V класса опасности согласно санитарной классификации, расположен за границами населенного пункта и расстояние от границ земельного участка, на котором расположен объект или контура объекта, не являющегося объектом капитального строительства, до ближайших к объекту жилой застройки, других объектов, в отношении которых в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нормируются факторы среды обитания и условия жизнедеятельности человека (далее – нормируемые объекты) в 10 и более раз превышает указанный ниже размер санитарно-защитной зоны, для объекта соответствующего класса опасности. В указанных случаях границы и размеры санитарно-защитных зон устанавливаются в соответствии с пунктом 33.1 настоящих Правил.

Согласно новому документу, для объектов, которые находятся вне населенных пунктах на большом удалении не нужно устанавливать СЗЗ. Однако, разработать проект СЗЗ все же придётся, чтобы доказать, что все в норме.

5. Раздел 2 «Методика выполнения работ при проектировании санитарно-защитной зоны» должен содержать: […] методы, методики и программные средства, использованные для выполнения работ; параметры, принятые для выполнения расчетов рассевания (коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее жаркого месяца года; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее холодного месяца года; значение скорости ветра, превышаемой по средним многолетним данным не более чем в 5% случаев в году; среднегодовая повторяемость ветров различных направлений (роза ветров), частота возникновения аномальных, для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, явлений – инверсий, штилей, неблагоприятных метеоусловий […]

Теперь кроме фона, климата и метеопараметров необходимо будет еще получить данные по НМУ, инверсии, штилям. Как это будет реализовано- пока не ясно.

6. Введен термин «предельный размер санитарно-защитной зоны объекта».

Новый термин отличает от определения ориентировочной зоны, он устанавливает максимальную протяженность СЗЗ.

7. 33.4. Раздел 4 «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» должен содержать:

а) ситуационную карту-схему, на которую должны быть нанесены: земельный участок (участки) объекта, на котором он размещён, а также иные объекты и территории, как существующие, так и перспективные с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

б) карту-схему с нанесенными границами санитарно-защитной зоны с указанием масштаба;

в) адресный реестр объектов и территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (в случае наличия таких объектов и 5 территорий в границах предлагаемой к установлению санитарно-защитной зон).

Данный пункт уже давно был необходим, так как его отсутствие порождало массу конфликтов. Устанавливая СЗЗ, организация накладывает обременение на определенный участок земли, в нем нельзя строить жилье, выращивать пищевую продукцию и обустраивать зоны рекреации, так как зачастую такие зоны мешают развитию городов.

8. 33.11, ж) сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны, и срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон.

Данный пункт уже многократно обсуждался! Действительно, при наложении СЗЗ, или организации, те, чьи земли оказались под обременением, могут получить компенсации.

Что в итоге:

На данный момент нет указаний переделывать предыдущие проекты, к тому же, в проект все еще вносятся изменения.

Санитарно-защитная зона: проект нового Постановления Правительства РФ в 2021 году

Роспотребнадзор внес 30 декабря 2020 г. проект нового Положения о санитарно-защитных зонах (СЗЗ) взамен действующего Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (с Правилами их установления).

Разработчик продекларировал снижение финансовой и организационной нагрузки на предпринимателей в результате актуализации требований к СЗЗ, учет результатов оценки риска здоровью населения и социально-гигиенического мониторинга. Разбираемся, что решил изменить законодатель в действующих Правилах.

Электронная услуга по СЗЗ через «Единое окно»

Проект Постановления Правительства РФ устанавливает, что с 1 января 2022 года организации будут подавать заявления об установлении/изменении границ, прекращении санитарно-защитных зон в электронном виде, через «Интернет». Ведомства будут принимать бумажные пакеты только в том случае, если в прилагаемых документах содержится государственная тайна.

Электронный сервис пока не запущен. Предполагается, что это будет Единая платформа межведомственного взаимодействия, в которой уже представлены некоторые сведения из ЕГРН.

Официальные данные об установленных границах СЗЗ размещают на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора, кроме отнесенных к гостайне.

Как по-новому определяют СЗЗ?

Санитарно-защитные зоны устанавливают за пределами земельных участков, занятых промышленными объектами, участками недр, полосами отвода автодорог и железнодорожных путей. Это территории, в границах которых вредное воздействие химических, физических и/или биологических факторов превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Законодатель заботится о здоровье населения и запрещает в границах СЗЗ:

строительство жилых домов, игровых и спортивных площадок;

деятельность медицинских, образовательных, оздоровительных, социальных учреждений;

ведение садоводства и огородничества;

размещение воинских казарм, исправительных колоний, санпропускников, мест временного содержания с круглосуточным пребыванием контингента;

производство и хранение лекарств, пищевых продуктов, селькохозяйственной продукции, воды, использование источников водоснабжения — когда СЗЗ установлена по химическим и/или биологическим факторам;

  • использование земельных участков под пастбища, скотопрогоны, любое строительство или ведение сельского хозяйства — на СЗЗ скотомогильников с сибирской язвой.
  • Установление и изменение границ СЗЗ

    Размеры санитарно-защитной зоны определяют расчетным путем в порядке, установленном в разделе II Положения. Исключение делают при одновременном выполнении условий:

    объект отнесен к IV—V классу опасности,

    расположен за пределами населенных пунктов,

    расстояния от него до ближайших нормируемых объектов превышают в 10 и более раз фиксированные размеры СЗЗ в п. 9.

    В этом случае размеры санитарно-защитной зоны утверждают по п. 9 Положения:

    I класс опасности — 1000 м;

    Установленные границы СЗЗ в течение года подтверждают результатами лабораторных исследований (измерений) в рамках производственного контроля над соблюдением санитарных норм. Протоколы представляют в территориальные органы Роспотребнадзора в течение 30 дней после завершения замеров.

    Решение об изменении/сохранении границ СЗЗ принимают по результатам анализа результатов лабораторных исследований.

    А что будет с СЗЗ, границы которых уже установлены?

    Действующие санитарно-защитные зоны продолжают существовать в прежних пределах. Организации, муниципалитеты или другие заинтересованные лица имеют право обратиться с заявлением об изменении границ или отмене СЗЗ, но законодатель не обязывает это делать.

    Мы рекомендуем правообладателям оценить, какой вариант для них выгоднее, изучив проект нового Положения.

    Документ проходил публичные обсуждения до конца января 2021 года. Текст в окончательной редакции размещен на официальном портале для публикации проектов нормативных актов https://regulation.gov.ru/. Заявлено, что новое Положение о СЗЗ вступит в силу с 1 января 2022 года.

    Законодатель обещает поменять порядок установления санитарно-защитных зон еще с 2019 года. Станет ли новое Положение о СЗЗ работающим документом или пополнит список «замороженных» проектов, спрогнозировать трудно.

    СПРАВОЧНО. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 входит в список НПА, не попадающих под действие «регуляторной гильотины». Надзорные органы будут проверять соблюдение его требований до 1 января 2022 года.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: