Титов призывает навести порядок в тарифах

Новое в блогах

Сообщество «ПАРТИЯ “ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ “.»

Почему власть никак не может навести нужный жителям порядок в сфере ЖКХ?

Ни для кого не секрет, что мы — граждане энергетической державы — платим за коммуналку на уровне населения стран — потребителей нашего товара. Многие воспринимают это как данность. Но только не жители пятиэтажки на востоке Москвы, которые устроили коммунальный бунт. Председателю здешнего ЖСК удалось раскрыть схему, благодаря которой не только он и его соседи, но и жители не менее 40% столичных домов переплачивают энергопоставщикам в разы! Бунтовщики начали жить по тарифам, которые сочли справедливыми. Им неофициально советовали не лезть в сферу, в которой вращаются миллиарды. Но москвичи не сдались и в итоге доказали всей стране, что победа над коммунальщиками реальна.

Рисунок Алексея Меринова

Дмитрию Медведеву несколько лет назад объяснили, что через фирмы-однодневки из сферы ЖКХ выводятся миллионы долларов — и эти «утечки», в свою очередь, закладываются в тарифы для населения. Тогда-то и прогремела на всю страну масштабная кампания по борьбе с «черной дырой» российской экономики. Правда, с главной бедой — износом коммунального хозяйства (порядка 70%) и непосредственно ЖКХ-злоупотреблениями — борьба как-то не заладилась. Что, кстати, доказали последние разносы от Владимира Путина. Ведь вся кампания в общем-то свелась к тому, что гражданам как панацею от переплаты прописали энергосберегающие технологии и приборы учета.

Что и говорить, граждане, установившие водосчетчики, и впрямь ощутили, что платят меньше (если, конечно, ограничивают себя в приеме ванн). Ведь нормативы потребления ресурсов, по которым считается плата для жильцов без счетчиков, вопиюще завышены. Но как быть с подсчетом тепловой энергии? Индивидуальные приборы учета устанавливать, мягко говоря, накладно. Ведь стоимость монтажа таких агрегатов может составить в иных случаях сотни тысяч рублей. В домах с панельным отоплением индивидуальные приборы учета и вовсе установить невозможно по техническим причинам.

Так что тепловая энергия в многоквартирных домах почти безальтернативно считается при помощи общедомовых счетчиков. А общее, как известно, плохо лежит. В ряде регионов оказалось, что общедомовые счетчики вопреки задумке увеличивают переплату. Кстати, не только из-за злоупотреблений, но и из-за банальных всероссийских износа и ржавчины. Так, в Волгоградской области выяснилось, что потери в изношенных трубах такие, что гражданам куда выгоднее платить по сверхзавышенным нормативам! Счетчики свинтили и стали считать по старинке.

Столица обычно слышит о провинциальных проблемах по телевизору. Но не в случае с общей бедой — коммуналкой. Вот и пятиэтажке по адресу Большая Черкизовская, д. 6, корп. 4, о которой пойдет речь в этой статье, довелось стать заповедником проблем ЖКХ.

фото: РИА Новости

Нагрели по полной

Шесть лет назад за счет средств городского бюджета в домах жилого фонда установили общедомовые счетчики воды и тепловой энергии. Жильцы надеялись, квартплата, давно вышедшая на парижский уровень, наконец-то снизится. Но не тут-то было: выросла процентов на сорок. Конкретно за отопление — в два раза. Но люди, наверное, так бы и платили поставщику тепловой энергии «МОЭК», если бы новому председателю ЖСК этого дома («Проектировщик-2») Юрию Мащенко не пришло в голову разобраться что к чему. Тем более что инженерская закалка не позволила бы в этой ситуации сидеть сложа руки.

Где могла произойти накрутка? Известно, что за самую дорогую часть платежки — тепло — мы отдаем исходя из двух составляющих: устанавливаемого чиновниками тарифа и количества потребленного тепла. Общая сумма платежа получается простым умножением этих параметров. А затем потребленное тепло делится пропорционально квадратным метрам каждой из квартир. Так получается индивидуальный платеж. У энергопоставляющих компаний из этой ситуации есть два выхода. Более сложный и затратный — договориться с властями, чтобы они «подмухлевали» тариф. Так, например, поступили в Твери, где несколько лет назад «слуг народа» осудили за тарифный сговор с коммунальщиками. Но в Москве — под боком у госвласти — такая схема куда рискованнее. Поэтому у коммунальщиков остается второй способ завысить платежи — искусственно увеличить объемы потребления ресурсов.

В отношении дома 6, корп. 4, по Большой Черкизовской этот метод был применен с размахом Остапа Бендера. Здание и еще пять соседних подключили к одной центральной тепловой трубе — на ней в каждом подвале были установлены теплосчетчики, проходящие по документам как общедомовые. Однако на деле приборы считали энергию, потребленную не только конкретным домом, но и всеми зданиями, которые расположены в «цепочке» за этим домом.

Читайте также:
Россиян перестали устраивать утекающие в Москву налоги

Вычленить расход тепла для одного конкретного дома из такого «общего котла» практически невозможно! Стоит заметить, что на жильцов списывали и потери энергии в этой общей для всех домов трубе. Ведь все видели: там, где идет тепловой трубопровод, всегда цветет трава. И эти потери обитатели пятиэтажек — впрочем, как и остальные москвичи — оплачивали дважды. Во-первых, они заложены в самом тарифе, а во-вторых, их фиксируют счетчики.

«Такой порядок учета позволяет списывать на потребителя (ЖСК) все ненормативные потери в трубопроводе (что прямо запрещено), — говорилось позже в судебном решении. — А также дважды учитывать нормативные потери этих трубопроводов и не учитывать ошибку расчета из-за случайных сочетаний погрешностей приборов учета». Последние, отметим, могут доходить до 300%!

Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя вся эта схема противоречит в корне. Согласно им для организации надлежащей схемы учета поставщик энергии должен был выполнить операцию, требующую некоторых затрат. А именно — переложить трубы так, чтобы каждый дом обслуживался своим прибором учета.

— А ведь это не только наша проблема, но и 40% жилого фонда Москвы, — говорит изучивший эту тему председатель Мащенко. — Речь об оставшихся с советских времен домах, ведь в СССР схема энергоснабжения была организована без учета того, что коммунальные услуги когда-нибудь будут поставлены на коммерческую основу. А раз коммунальные ресурсы не были объектом прибыли, то в целях экономии прокладывались так называемые транзитные трубопроводы. То есть протягивали трубы прямиком через подвал: не надо рыть землю, да и обслуживать легче. В итоге непонятно, какой дом сколько потребил. Это только в буржуазных государствах можно сказать: как счетчик насчитал, так и есть. А у нас не выйдет.

Жильцы «сцепленных» домов собрали комиссию и провели настоящее детективное расследование. Изучив подвалы и имеющиеся документы, они сделали открытие: к их трубе присосался «банно-прачечный комбинат», организованный управляющей компанией. Но и это еще не все: был выявлен также «висящий» на их трубе муниципальный «дом-призрак». Проштудировали бумаги и показания счетчиков: выяснилось, что по отчетным документам «МОЭК» это здание подключено якобы по отдельной от пяти других домов трубе. Таким образом, расход тепла в этом доме начисляется на жильцов остальных домов «сцепки». «Мало того что коммунальщики присваивают платежи, поступающие от этого муниципального дома, но дело еще и в том, что энергокомпании получают из бюджета субсидии, — объясняет, зачем это нужно коммунальщикам, Юрий Петрович. — Схема тут такая: энергокомпания затрачивает средства на производство тепла для всех шести домов в объеме, скажем, 800 Гкал, а из бюджета берет как за тысячу, так как в отчете указывается, что еще 200 Гкал для муниципального дома поставлено по отдельной трубе. Я подсчитал, что только на одном доме можно незаконно зарабатывать больше 100 тыс. руб. на отоплении и еще около 200 тыс. — на горячей воде».

фото: Геннадий Черкасов

Загадочная формула

В связи со всеми этими странностями «сыщики» решили разведать, по какой формуле рассчитывается расход тепла в домах, если по приборам непонятно, кто сколько потребил.

В договорах на энергоснабжение оную вопреки правилам не нашли. Между тем ситуация развивалась: жильцы одного из домов, находящихся в трубопроводной «сцепке», обнаружили, что за один месяц потребили столько, сколько обычно — за десять!

Оставалась надежда, что формулу знают хотя бы управдомы.

— Я запросил документацию о потреблении ресурсов у ГУП УК «Преображенское», обслуживающей наш дом, — рассказывает настырный председатель. — Те выдали показания прибора учета за четыре месяца. «По какой формуле считаете?» — спрашиваю. А они: «Не знаем. На основании имеющихся у нас данных». Тогда я запросил техдокументацию на установку приборов. Когда в УК поняли, что имеют дело с человеком, который разбирается в теме, общаться со мной прекратили.

Читайте также:
Как деньги дольщиков должны учитываться застройщиками

Но ведь УК — если вести речь об отоплении и горячей воде — лишь посредник между гражданами и компанией «МОЭК», рассудил Мащенко. И обратился за правдой к энергопоставщикам. Но и тут полный провал: в «МОЭК», говорит он, сослались на отсутствие прямого договора и отказались делиться с надоедливым гражданином формулами.

Потерпев неудачу на почве контактов с коммунальщиками, Мащенко сам рассчитал, какие объемы тепла на отопление и горячее водоснабжение для него и соседей являются справедливыми.

— Есть нормы потребления, которые определены в СНиПах, — говорит он. — Не путать с нормативами потребления в конкретном населенном пункте! Норма на каждый тип дома своя. Говоря казенным языком, это строго установленная величина для каждого объекта с учетом его характеристик. Согласно действующим нормативно-правовым актам приборы и другое оборудование на узлах учета надлежит устанавливать исходя из норм, а не нормативов.

Мащенко при помощи СНиПов и журналов ежесуточной регистрации параметров теплоносителя рассчитал объемы тепла и справедливую плату за него, и реальность превзошла ожидания. В решении суда позже будет указано, что согласно постановлению правительства Москвы тарифы за горячую воду составляли: в 2009 г. — 74,67 руб., в 2010 г. — 93,58 руб., в 2011 г. — 105,45 руб. А на деле получалось так: за декабрь 2009 г. и январь 2010 г. — 810,00 руб., за февраль—декабрь 2010 г. и январь 2011 г. — 1008,50 руб., за февраль—декабрь 2011 г. и январь 2012 г. — 1123,475 руб. И это без НДС.

Узнав правду, Мащенко и его соседи отныне решили платить за рассчитанные справедливые объемы. И примерно за два года вся пятиэтажка — 60 квартир — накопила долг в 4,2 млн (вместе со штрафами).

Конечно же, УК как посредник между жильцами и «МОЭК» подала на бунтовщиков в суд. Победа казалась очевидной: в аналогичных случаях, как узнали «подсудимые», побеждали как раз коммунальщики.

— Просто председатели ЖСК в основном гуманитарии, — объясняет зачинщик. — Они пытались доказать суду правоту, предоставляя свои жалобы и письма чиновникам. Но суд такие доводы во внимание не принимает.

А вот цифры из нормативно-технических документов и показания приборов — принял. Московский арбитражный суд в конце июля постановил: бунтующий дом никому ничего не должен — ни УК, ни «МОЭК». Мало того, разбирательства продолжаются: возможно, жильцы и коммунальщики поменяются местами. И последние будут дополнительно наказаны за свои действия рублем.

— На самом деле бороться с переплатой реально, хотя с наскока ресурсопоставщиков не возьмешь, — считает победитель. И советует: «Нужные вам цифры и формулы можно взять в Московских городских строительных нормах 02.01-99 «Энергосбережение в зданиях». Надо знать типовой проект дома, который должны предоставить в вашей УК или БТИ. Если дом построен по индивидуальному проекту, то тогда — его название или номер. Правда, без специалиста вы скорее всего не разберетесь. А людей, кто реально в этом что-то понимает, очень мало».

Наказать коммунальщиков будет проще

Подобные ситуации не редкость — они порождаются высоким уровнем коррупции в сфере ЖКХ при низком уровне правовой грамотности населения, комментирует юрист юридической группы «Яковлев и партнеры» Александр Мачнев. «Люди не верят в возможность защиты собственных прав, а недобросовестным поставщикам из сферы ЖКХ проще «ловить рыбку в мутной воде», чем вводить прозрачные и простые условия», — считает эксперт.

Сильной стороной при таких обстоятельствах, к сожалению, оказываются именно коммунальщики. Практика показывает, что им куда проще привлечь к ответственности недобросовестных потребителей, нежели жильцам защитить свои права.

— Коммунальщики никогда не возьмутся за приведение теплотрасс в порядок, пока за прогрев цветущих зимой лужаек они исправно получают деньги, — пессимистичен технический специалист EKF Electrotechnica Валентин Михайлов. — И речь скорее всего идет не о 40% жилого фонда (как подсчитал Юрий Мащенко. — «МК»), но про все 90%. Мы все платим за безответственное отношение к энергии.

Установить реальное положение дел со снабжением ресурсами поможет независимая экспертиза, подсказывают эксперты. Привлекая специалистов, можно будет в итоге сэкономить и избежать переплаты. Если у вас есть сомнения в правомерности расчета платежа за коммунальные услуги, можно обратиться в органы жилищной инспекции, советует заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Татьяна Тетушкина.

Читайте также:
За отзыв лицензии не придется платить налог

Вскоре наказать коммунальщиков будет проще. Ведь Правительство РФ подготовило поправки об ужесточении их ответственности за нарушения (ошибки) в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги. Если поправки будут приняты, нарушителя заставят не только произвести перерасчет, но и выплатить потребителю неустойку. Правда, не гигантскую — 10% от излишне начисленного, но не менее 200 рублей и не более 50% от размера платы. Однако если доказавших свою правоту жильцов будет много, то нечистоплотному коммунальщику самому придется почувствовать себя в народной шкуре.

МЕЖДУ ТЕМ:

Как выяснили в Общественной палате, окрики Владимира Путина опять не подействовали. В исполнение президентского поручения о 6-процентном росте тарифов по итогам 2013 года правительство отчиталось о 12%-ном повышении. При этом Путина убедили, что, если это июльское повышение размазать на весь год, то выйдет как раз 6%. И президент ругаться не стал. А тем временем выясняется, что чиновникам так и не удалось уложиться даже в 12%! В Общественную палату, запустившую «горячую линию» по вопросам ЖКХ, поступают звонки возмущенных граждан. Население сообщает, что «платежки» увеличились на 15–20%, а никак не на 12% и уж тем более не на 6%. Аналогичные сообщения поступают и в Генпрокуратуру. Ждем очередного разноса от Путина. Который при сохранении существующего порядка вещей опять ни к чему не приведет.

Почему власть никак не может навести нужный жителям порядок в сфере ЖКХ?

Чтобы навести порядок в тарифном регулировании, нужно года три

Тарифы устанавливает Госкомтарифэнерго Хакасии. Сегодня его позиция следующая: тарифы обоснованы.

Почти два года назад Федеральная антимонопольная служба получила полномочия главного тарифного регулятора. Но территориальные органы, в нашем случае это Хакасское УФАС, – контролем тарифов не занимается, по крайней мере, сейчас.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев при общении с журналистами федеральных СМИ признал: ФАС нужно три года, чтобы навести порядок в тарифном регулировании в России. Руководитель службы отметил: такая жизненно важная для граждан и для бизнеса сфера деятельности не имеет единого законодательного регулирования.

“Действует бесчисленное количество противоречащих друг другу методических рекомендаций, огромное количество правительственных актов, которые усиливают расхождение в тарифном регулировании в различных отраслях.

Каковы последствия? Себестоимость в электричестве, воде или других смежных отраслях формируется совершенно по-разному. Разница в сбытовой надбавке по регионам отличается в 10 раз, по эффективности электросетевых затрат – в 8 раз. В результате в одном регионе потребитель платит в 8-10 раз больше, чем в другом. Да, у каждой отрасли есть своя специфика, но основа должна быть общая. Например, надо ответить на вопрос: если та или иная организация сама себе выдала кредит через аффилированные компании, должно это учитываться в тарифе? Потребители должны за это платить из своего кармана? Конечно, нет”, – задает вопрос и тут же отвечает глава ФАС.

Игорь Артемьев рассказывает: сотрудники службы столкнулись с тем, что в законодательстве оставлено множество лазеек. Например, устанавливает правительство предельный уровень повышения тарифа на электроэнергию, условно говоря, 10 процентов. Но наступает 1 июля – тарифы увеличиваются на 70-80-120 процентов.

“Спрашивается, как это возможно? Оказывается, возможно, потому что в самих актах правительства написано, что если инвестпрограмма требует повышения тарифов, то можно выходить за какой угодно предел. По совершенно непонятной процедуре. А инвестпрограмма всегда будет требовать. Это же бесконечный молох, который будет пожирать все.

Еще одно наблюдение, которое мы для себя отметили: принцип определения тарифов, исходя из себестоимости оказания услуг, это для России не работает вообще. У нас практически все компании врут про себестоимость: скрывают свои реальные возможные режимы экономии, показывают максимальные входные затраты. Нужны совершенно другие подходы. Нужны единые принципы регулирования, которые будут прозрачны и понятны, все должны понимать, как формируется тариф, нужен приоритет интересов потребителей. Поэтому самое первое, что мы сделали из концептуальных вещей – написали проект нового базового закона “Об основах государственного регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации”. Сейчас уже идет процедура межведомственного согласования”, говорит руководитель ФАС.

Читайте также:
Госдума получила проект об освобождении многодетных от имущественного налога

Игорь Артемьев рассказал о подходах, которые предлагает ФАС в части изменения тарифного регулирования:

“Во-первых, инфляция минус (тарифы должны расти медленнее инфляции). Устанавливая стоимость ниже инфляции, государство через тарифную политику создает благоприятные условия потребителям и дает возможность для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Компании должны сокращать свои издержки и избавляться от непрофильных активов. Во-вторых, долгосрочность тарифного регулирования. Пять лет – это, на наш взгляд, минимум. Когда бизнес понимает, что тариф установлен надолго, по понятной формуле и что бы ни происходило, он получит соответствующую отдачу от вложенного капитала, это очень важно. Дальше – недискриминационность. Если тариф дается, то он дается всем одинаковый. Сколько стоит такая услуга на сопоставимых рынках, столько она и должна стоить. Кроме того, что сэкономил – твое, дружище. Это в качестве стимула”, – считает глава ФАС России.

Исключить из тарифов необоснованные расходы

Игорь Артемьев выступает и за ужесточение наказания для нарушителей: “Если какая-то компания подала заведомо лживую заявку на тариф и он из-за этого мог бы вырасти, допустим, для населения на 20-30 процентов, миллиона два рублей в качестве штрафа она должна заплатить.

Еще раз подала, это уже рецидив – в десять раз больше: двадцать миллионов. Я считаю, что должна также быть предусмотрена дисквалификация в судебном порядке для тех, кто неоднократно попадался на нарушениях”.

Кстати, у Федеральной антимонопольной службы как контролирующего органа есть полномочия пересматривать тариф. По результатам рассмотрения поступивших в 2016 году заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, а также по итогам проведенных контрольных мероприятий были приняты решения об исключении из тарифов экономически необоснованных расходов. Таким образом, для потребителей тарифы были снижены: в Воронеже на 14,2 процента уменьшился тариф на воду. В Тверской области – на 4 процента тариф на электроэнергию. Похожие примеры были в Коми и Башкортостане.

Есть ли возможность уменьшить тариф в Хакасии? Специалисты считают, что да. Например, внимательно изучить ту же инвестиционную программу энергетиков и тщательно проверить ее исполнение. И сравнить отчет на бумаге, и то, что сделано реально. Да и вообще – все расходы. Действительно ли они были? Или за все заплатит потребитель?

© “Независимое информационное агентство – Хакасия”

СМИ о нас

Госдума призывает навести порядок в сфере недвижимоти

Кражи квартир с помощью электронной подписи продолжаются. Буквально на днях стал известен второй случай кражи квартиры с использованием электронной подписи (ЭП). На этот раз мошенники заполучили жилье на Кутузовском проспекте. Как и в первом случае, они провели сделку удаленно — через портал Росреестра. Настоящий владелец случайно узнал об этом, оформляя парковочное разрешение. Сообщение всерьез обеспокоило без преувеличения миллионы собственников.

Как и предупреждали эксперты, проблемы незащищенного оборота жилья в виде сделок в простой письменной форме, и ранее выросшие в серьезную угрозу правам граждан, с распространением электронного оборота приобретают еще больший размах.

Цифровые инновации, которые должны были упростить гражданский оборот, гарантировав при этом законность цифровых сделок, обернулись угрозой для института собственности. На деле оказалось, что технологии защищенного хранения данных, не спасает от появления изначально фальшивых сведений.

В качестве защитных мер от мошеннических действий с помощью поддельных ЭП выдвигаются разные предложения: от ужесточения требований к выдаче ЭП до перехода права собственности на недвижимость физлица только при наличии специальной отметки в Росреестре. Но эти меры лишь в какой-то степени могут смягчить последствия главной проблемы — отсутствия в обороте жилья ответственного и надежного гаранта законности сделок.


Конечно, об отмене ЭП, которая с развитием цифровой экономики в России стала востребованным и даже необходимым инструментом, позволяющем ускорить процессы оформления сделок, получения документов, оплаты услуг и т.д. — речь не идет. В сущности, несмотря на то, что преступления перешли в «цифровой» формат, суть остается та же, что и при использовании бумажного документа в простой письменной форме — проблема в отсутствии проверки законности сделки, волеизъявления сторон или понимания ими своих действий.

Читайте также:
Работодатель, оплативший отдых сотрудников в России, получит льготы

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов отметил, что сегодня технологии «электронного нотариата», уже созданные и введенные нотариусами в оборот, позволяют предоставить удобство и скорость электронных сделок, при этом полностью защищая их участников. Ожидаемое принятие законопроектов, разрешающих совершение удаленных и дистанционных нотариальных действий, создаст защищенную и безбарьерную цифровую среду для надежных сделок в цифровом виде. Тем самым введение нотариального удостоверения сделок с жильем граждан в электронной форме является наиболее эффективным методом стабилизации рынка.

Сегодня нотариус уже может удостоверить сделку или любой документ в электронном виде, при этом гражданам не требуется получать квалифицированную электронную подпись — усиленная ЭП нотариуса гарантирует невозможность подделки документа, а гражданам достаточно совершить подпись в простой электронной форме.

Действительно, если бы сделки с недвижимостью, как, например, в Европе, подлежали обязательному нотариальному удостоверению, случаи лишения жилья с помощью поддельных ЭП были бы невозможны. Равно как сейчас невозможно совершить рейдерский захват предприятия с помощью подделки ЭП, так как эти сделки удостоверяются нотариусами. А вот случаев подмены директоров фирм и опустошения их счетов с помощью поддельных электронных подписей уже зафиксировано множество, и только потому, что смена директора может происходить в простой письменной форме, без участия нотариуса — проверить подлинность такого документа невозможно, в отличие от любого нотариального акта.

В случае с жильем на первый план выходит еще один важнейший аспект. Проверить соответствие воли и волеизъявления, понимание участниками сделки юридических последствий, добровольность и осознанность — это задача нотариуса, которая убережет сделки, в том числе и цифровые, от пороков, которые могут потом привести к оспариванию сделки в суде. Именно нотариус гарантирует достоверность исходных данных государственных реестров. Он удостоверяет исходный документ, на основе которого возникает право.

ОНФ призывает навести порядок в туристической отрасли страны

Главе Минкульта направлено представление об устранении нарушений. Активисты ОНФ обращают пристальное внимание к проблеме, сложившейся в туристической отрасли и опасаются нового витка банкротства турфирм во время активного сезона – новогодних праздников.

Еще в сентябре член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов обратился к генпрокурорe Юрию Чайке с просьбой провести проверку работы подразделений Минкультуры, уполномоченных осуществлять госнадзор за деятельностью туроператоров, и дать оценку действиям ответственных лиц по осуществлению мониторинга деятельности участников туристического рынка. Причиной обращения стали банкротства в летние месяцы 14 туроператоров. При этом никто из ответственных за отрасль чиновников не был привлечен к ответственности.

В ответ на обращение Михаила Старшинова первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил, что проверкой выявлена неполнота нормативно-правового регулирования Минкультуры России в сфере туристской деятельности. Полномочия подведомственного министерству Федерального агентства по туризму сводятся к ведению государственного реестра туроператоров, внесение сведений в который носит уведомительный характер. При этом основания для исключения из данного реестра в связи с несоблюдением размера финансового обеспечения и нарушениями прав потребителей туристских услуг законодательно не закреплены.

В ходе проверки также выяснилось, что Министерство культуры не разработало административный регламент проведения федерального государственного надзора в сфере туризма и не определило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушения туристического законодательства. При этом в течение 2013-2014 годов Минкультуры вообще не проводило проверки исполнения туроператорами действующего законодательства.

По результатам рассмотрения обращения ОНФ Генпрокуратура внесла министру культуры РФ Владимиру Мединскому представление об устранении нарушений законодательства об основах туристской деятельности.

«Сложилась недопустимая ситуация: турфирмы банкротятся, их клиенты страдают. Чтобы российские граждане благополучно вернулись домой, расходуются огромные средства из федерального бюджета, привлекаются силы МЧС. А чиновники Минкультуры при этом ни за что не отвечают. До сих пор они не обеспечили внесение необходимых изменений в законодательство, не наладили регулирование туристической отрасли, и в результате госконтроля в этой сфере по факту просто нет. А ведь скоро новогодние праздники, а значит, и значительное увеличение потока туристов! Знают ли в министерстве, в каком состоянии находятся туроператоры страны? Не ждет ли нас новая волна банкротств с вытекающими из них проблемами сограждан, застрявших за пределами России?», – отмечает Михаил Старшинов.

Читайте также:
Работающих пенсионеров продолжают лишать индексации

Вследствие банкротства турфирм только за июль-сентябрь 2014 года заявленные убытки страховых компаний, по данным Всероссийского союза страховщиков, превысили 4,3 млрд. руб. Ситуация усугубляется тем, что весной 2015 года почти у всех туроператоров заканчивается срок действия договора страхования, но заключать новые на фоне последних событий страховые компании отказываются. Основной причиной этого является как раз отсутствие изменений в законодательстве и госконтроля за туристическими компаниями. А без финансового обеспечения, которым и является договор страхования или банковская гарантия, туристическая компания не сможет вести свою деятельность. Однако банковскую гарантию получить намного сложнее, чем страховой полис, так как обычно банки при этом требуют залог или поручительство, предоставить которые для туроператоров затруднительно.

«Получается замкнутый круг: законодательство не меняется, страховщики не хотят рисковать, туристические компании не получат страховку и не смогут осуществлять деятельность, за этим следует новая череда банкротств. Поэтому просто необходимо ускорить принятие поправок в законодательство, нацеленных на усиление ответственности участников туристического рынка и повышение уровня правовой защиты туристов», – подытожил Михаил Старшинов.

Водителей обложат новым налогом. Кого это коснется и почему

Минтранс предлагает ввести налог для электрокаров, а именно — покилометровую оплату проезда для транспортных средств, которые работают на электричестве, водороде и газе, пишут «Известия». Так ведомство планирует увеличить взносы в дорожный фонд. Сейчас владельцы эко-автомобилей не платят за пользование дорожной инфраструктурой, но при этом оказывают на нее такое же негативное воздействие, как и обычные машины, отмечают в министерстве. Впрочем, еще добавляют, что предложение требует тщательной проработки: необходимо дифференцировать платежи в том числе с учетом «социальной составляющей».

В Минэке инициативу Минтранса не поддерживают: в ведомстве считают, что такие нововведения приведут к снижению спроса на электромобили, а это идет вразрез с госпрограммой по увеличению количества экологичных транспортных средств в России. Наоборот, сейчас отрасль нуждается в стимулирующих мерах, чтобы привлечь как можно большее число потенциальных покупателей таких автомобилей.

Дорожным фондам нужны дополнительные поступления

19 октября президент Владимир Путин поручил представить предложения по изменению формирования дорожных фондов страны с учетом внедрения альтернативных видов топлива и необходимости обеспечения непрерывного финансирования. Эти требования соответствуют транспортной стратегии страны до 2030 года.

Сейчас основными источниками формирования дорожных фондов являются акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог. Владельцы автомобилей на бензиновых и дизельных двигателях за проезд по дорогам не платят, но при этом в стоимость бензина включены налоги, средства из которых направляются в том числе в дорожные фонды.

Деньги из дорожных фондов тратят на ремонт трасс и их содержание. Помимо этого, средства направляют на строительство новых дорог и на обеспечение прилегающей инфраструктуры.

При этом владельцы электромобилей пока не платят ни транспортный налог, ни акцизы на экологичное топливо. Но одновременно хозяева таких транспортных средств пока сталкиваются с неудобствами: главная проблема — отсутствие достаточного количества зарядных станций.

Спрос на электрокары упадет

В августе кабмин утвердил концепцию по развитию производства и использованию электротранспорта в России до 2030 года. Одна из целей стратегии — увеличить спрос на электромобили на отечественном рынке. В Минэке заявляли, что к 2024 году должно выпускаться более 25 тысяч отечественных электромобилей, а к 2030 — их доля в производстве должна составлять не менее 10%.

Для того, чтобы стимулировать спрос на электромобили, для владельцев таких транспортных средств предусмотрели множество льгот. Среди них — бесплатный проезд по платным участкам федеральных трасс, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и прочие. Нулевой налог действует в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Амурской и Волгоградской (с одним двигателем мощностью не более 150 л.с.), а также в Кемеровской и Иркутской областях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Забайкалье и Башкирии (в первые три года с момента покупки машины).

Отмена каких-либо стимулирующих мер и введение новых платежей для владельцев электромобилей приведет к падению спроса на электрокары, считает генеральный директор компании Drive Electro, доктор технических наук, профессор Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина Сергей Иванов. Он добавляет: «Электротранспорт все еще нов и непонятен для отечественных автомобилистов. Вместо введения дополнительных налогов, необходимо сосредоточиться на предоставлении субсидий и поддержки со стороны государства. Другого пути популяризации экологичного транспорта попросту нет. Введение покилометровой оплаты проезда для электротранспорта попросту нивелирует все положительные эффекты от принятой ранее концепции, что не позволит развиться зарождающемуся рынку автомобилей на электрической тяге».

Читайте также:
Если на земле не построен дом, готовься платить двойной налог

Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что в краткосрочной перспективе новые платежи не отразятся на спросе, но если учитывать стратегию по развитию электротранспорта в России, то это приведет к определенному спаду. «В настоящее время на российском рынке представлены в основном достаточно дорогостоящие электрокары. Их покупают, в основном, те, кого интересуют современные технологии, кто хочет быть одним из первых в среде владельцев электромобилей. Поэтому для данного сегмента введение нового налога ни в коем случае не станет существенным барьером для покупки. Что касается сегмента недорогих автомобилей на электричестве, то здесь появление дополнительной финансовой нагрузки может оказать определенное негативное влияние на готовность покупателей переходить на автомобили нового поколения», — объясняет Чумаков.

Стимулирующие меры начнут отпадать, когда электромобили займут существенную долю на российском рынке, отмечает Чумаков. «В целом, этот сегмент является новым. Законодательство и регулирование еще будут дорабатывать и уточнять, но с увеличением количества электромобилей будет оставаться все меньше стимулирующих программ. Тем, кто хочет воспользоваться какими-либо преимуществами и программами поддержки, стоит не откладывать покупку электромобиля», — добавил эксперт.

В России задумали сделать все дороги платными для электрокаров

Российский Минтранс предложил ввести сбор за проезд по дорогам страны для экологичных автомобилей. Об этом узнали «Известия». Ведомство также выступает за акциз на все виды экологичного топлива: газомоторное, электроэнергию и водород. Министерство отметило, что такой транспорт не платит за пользование дорожной инфраструктурой, хотя использует её наравне с остальными. Собранные деньги должны стать новым источником пополнения дорожных фондов.

В Минтрансе указали, что основной источник наполнения дорожных фондов сейчас — акциз на топливо и моторные масла. При этом транспорт на альтернативных видах топлива не участвует в формировании источников дорожных фондов, хотя создаёт нагрузку на дороги. Поэтому Минтранс предложил правительству ввести покилометровую оплату проезда по всем дорогам для всех машин, работающих на альтернативных видах топлива.

Также ведомство предложило ввести акцизы на газомоторное топливо, электроэнергию и водород для заправки авто и распространить на региональные дороги принцип «пользователь платит» в отношении грузовиков.

19 октября Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета поручил разработать предложения по модернизации механизмов формирования дорожных фондов с учётом внедрения альтернативных видов топлива и обеспечения непрерывного финансирования расширения, содержания и ремонта дорожной сети страны. Для этого Минтранс попросил Минфин и Минэкономразвития (МЭР) представить свои замечания и предложения по возможным механизмам формирования дорожных фондов.

Что думает Минэк?

В Минэке предложения не поддержали. По мнению министерства, упомянутые инициативы приведут к уменьшению спроса на электротранспортные средства. Чиновники напомнили, что в августе правительство утвердило концепцию по развитию производства и использования электротранспорта в России. Она должна стимулировать спрос на отечественные электрокары путём льгот по использованию инфраструктуры, бесплатного проезда по платным трассам, отмены транспортного налога, бесплатной парковки и корректировки суммы утильсбора.

17 ноября на брифинге с журналистами замминистра экономического развития Илья Торосов заявил, что к 2024 году должно быть выпущено более 25 000 отечественных электромобилей. К 2030 году доля электрокаров среди прочих авто должна подняться до 10%, а их количество — до 1,2 млн штук. Однако последние инициативы Минтранса сделают безуглеродные автомобили дорогими в содержании, что затормозит их внедрение.

По мнению собеседника «Известий», вопрос наполнения дорожных фондов важен с точки зрения строительства и ремонта дорог, но его необходимо решать не за счёт владельцев экологически чистой техники. Как отметили в Национальной газомоторной ассоциации, власти должны предложить для альтернативных видов топлива льготы по всем налогам и сборам: на транспортный налог, акцизы, сборы за платные трассы и систему «Платон». А новые налоги и сборы исключительно для экологичных автомобилей противоречат политике по декарбонизации и устойчивому развитию.

Читайте также:
РСПП просит отказаться от эконалога

Электрокары действительно экономнее?

Сейчас пробег на электромобилях стоит дешевле из-за отсутствия акциза. Для сравнения: половина стоимости заправки авто с бензиновым двигателем уходит в дорожные фонды в качестве акциза, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход от добычи (НДД) и других налогов. При этом автомобили на классических видах топлива почти вдвое дешевле электрокаров.

Аналитики BloombergNEF ждут снижения стоимости производства электрокаров только через шесть лет. К 2026 году производство сравняется по стоимости с выпуском бензиновых и дизельных моделей, а в 2027-м и вовсе станет более дешёвым. Сейчас средняя стоимость электромобиля до вычета налогов составляет примерно €33 300. Бензиновый автомобиль обходится в среднем в €18 600. Аналитики убеждены, что в 2026 году обе машины будут стоить около €19 000.

Сеть автосервисов Fit Service и аналитики Gruzdev-Analyze подсчитали, что в России владельцы гибридов и электрокаров в среднем тратят на обслуживание и ремонт в два раза больше, чем владельцы обычных автомобилей. Средний чек за обслуживание электромобиля или гибрида в 2021 году составил 18 911 рублей, а обслуживание обычного автомобиля обходится в 9888 рублей.

Как писал ранее «Секрет», аналитики оценили рынок электрокаров в России вдвое пессимистичнее чиновников. По их мнению, рынок будет ежегодно расти в 1,5 раза. В правительстве считают, что к 2030 году рынок должен расти в 2,2 раза ежегодно. Однако, если власти не будут поддерживать переход на экологичный транспорт и развивать инфраструктуру для него, темпы развития будут гораздо медленнее.

Транспортный налог в 2022 году

Согласно данным «Автостата» в РФ на начало 2020 насчитывалось свыше 57 млн. единиц транспорта. В регионах транспортный налог является важной составляющей бюджета. Все владельцы автомобилей (физические и юридические лица) обязаны ежегодно уплачивать налог.

  1. Объект налогообложения
  2. Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год
  3. Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году
  4. Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
  5. Льготы по транспортному налогу
  6. Для физических лиц
  7. Для юридических лиц
  8. Расчет транспортного налога в 2022 году
  9. Правила и сроки оплаты налога для физических лиц
  10. Сроки оплаты налога для юридических лиц
  11. Заключение

Объект налогообложения

Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

  • автомобили (грузовики и легковые);
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
  • воздушный и водный транспорт;
  • самоходные и гусеничные машины.

Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году

Регион | Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Адыгея, республика 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Алтай, республика 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Башкирия, республика 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Дагестан, республика 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
Карелия, республика 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Коми, республика 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Крым, республика 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Марий Эл, республика 25 35 50 90
Москва, город 12 35 50 75 150
Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
Севастополь, город 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Татарстан, республика 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Тыва, республика 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Хакасия, республика 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Чечня, республика 7 11 24 48 91
Чувашия, республика 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Якутия, республика 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:
Большинство регионов отказалось от льгот на движимое имущество

Налоговой базой при расчете транспортного налога служит мощность автомобильного двигателя в л. с. Региональные власти самостоятельно устанавливают «стоимость» одной лошадиной силы, опираясь на таблицы с размерами налога для различным типов транспортных средств из НК РФ.

В Москве 1 л. с. обойдется в 12 руб. для автомобилей мощностью до 100 л. с. А владельцы машин мощностью свыше 250 л. с. заплатят уже 150 руб. за 1 л. с.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3
Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3

Льготы по транспортному налогу

Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

Список автомобилей, не облагаемых налогом:

  • полученные на линии соцзащиты;
  • адаптированные для инвалидов;
  • весельные лодки;
  • сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
  • ряд речных и морских судов.

Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

Для физических лиц

Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

  1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
  2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
  3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
  4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
  5. Герои СССР и РФ.
  6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
  7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
  8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.
Читайте также:
Правительство и нефтяники нашли компромисс

Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

  • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
  • ветераны труда.

Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

Для юридических лиц

Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

  1. используют труд инвалидов;
  2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
  3. осуществляют пассажироперевозки;
  4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

Расчет транспортного налога в 2022 году

  • мощность в л. с.;
  • субъект РФ (по прописке собственника);
  • тип транспорта;
  • число месяцев владения.

Для дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент, необходимо указать год выпуска (из ПТС), модель и марку.

Для проверки можно сделать ручной расчет по формуле: базовая ставка для региона * мощность (л. с.) * месяцы владения /12 * повышающий коэффициент.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Сроки оплаты налога для юридических лиц

По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

Заключение

Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: