Типовое положение о системе управления охраной труда на предприятии в 2021 и 2021 году

Положение об охране труда работников — образец-2021

  • Для чего нужно положение по охране труда?
  • Порядок утверждения положения по охране труда
  • Типовое положение по охране труда: структура
  • Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий
  • Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?
  • Где скачать образец положения об охране труда на предприятии?
  • Итоги

Для чего нужно положение по охране труда?

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.

Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • уполномоченный по охране труда ответственный сотрудник, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье.

Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

Как организовать охрану труда на предприятии, разъяснила Т. М. Жигастова – действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Получите пробный доступ к КосультантПлюс и бесплатно изучите точку зрения чиновника.

Порядок утверждения положения по охране труда

Разработка Положения по охране труда на предприятии может быть поручена компетентному специалисту, например, инженеру по ОТ, а может разрабатываться и коллегиально. Коллективная подготовка данного локального нормативного акта поможет избежать возникновения возможных претензий со стороны сразу нескольких контролирующих органов.

Обоснования данного мнения следующие:

  • сотрудники, ответственные за ведение кадрового учета, смогут четко прописать права и обязанности работодателя и сотрудников;
  • юристы определят ответственность за невыполнение прописанных в Положении условий, а также как лучше контролировать их выполнение;
  • специалисты по ОТ смогут предусмотреть все нюансы, на которые обращают внимание инспекторы по труду при проведении проверки предприятия;
  • бухгалтер определит, все ли из указанных мероприятий в Положении можно будет отнести к расходам предприятия или они будут покрываться за счет чистой прибыли компании.

На каждом предприятии может быть организован свой порядок составления Положения по ОТ. Утверждение этого документа тоже может происходить различными способами:

  • для утверждения Положения издается приказ;
  • Положение утверждается путем проставления грифа «Утверждаю» в верхней правой части документа, под которым ставятся подпись (с расшифровкой) руководителя и дата.

Положение по ОТ утверждается руководителем предприятия. При утверждении в Положении может указываться дата начала действия локального нормативного акта. Однако обычно документ вступает в силу непосредственно с даты утверждения.

Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с указанным Положением. Для фиксации этого факта может быть сформирована отдельная ведомость, в которой каждый ознакомившийся с содержанием документа ставит свою подпись и дату.

В процессе деятельности компании может появиться необходимость для внедрения новых мероприятий по ОТ. При этом Положение не нужно будет заново разрабатывать. О проведении новых мероприятий может быть издан соответствующий приказ, в котором кроме перечня мероприятий и обоснования их внедрения указывается, что они вводятся в дополнение к существующему Положению об ОТ.

Типовое положение по охране труда: структура

Типовой локальный акт по ОТ на предприятии обычно имеет такую структуру:

  1. Общие положения — здесь излагается краткое содержание документа, разъясняются цели и задачи ОТ на предприятии.
  2. Обязанности работодателя, работников, ответственных за охрану труда лиц, службы ОТ (если она создана); права работников — в этом разделе подробно раскрываются обязанности/права каждого из участников данных правоотношений, перечисляются все ответственные лица.
  3. Мероприятия по обеспечению нормальных и безопасных условий труда и порядок их финансирования — здесь надлежит подробно, по пунктам перечислить все мероприятия, которые предполагается проводить на предприятии в рамках ОТ.
  4. Ответственность за несоблюдение условий по обеспечению ОТ на предприятии — в этом разделе должны быть перечислены возможные санкции, которые будут накладываться на виновное в нарушении нормативов по ОТ лицо.
  5. Порядок расследования несчастных случаев на рабочем месте.
  6. Приложения — это дополнения к Положению, в которых могут быть подробно описаны действия по оказанию помощи при несчастном случае на производстве, состав медаптечки неотложной помощи, инструкции по работе с оборудованием и т. д.

О действиях работодателя, обязательных при несчастном случае с работником, читайте в материале «Ст. 228 ТК РФ: вопросы и ответы».

Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий

На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

  • спецоценка уровня профриска и условий труда;
  • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
  • автоматизация производственных и технологических процессов;
  • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
  • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
  • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
  • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
  • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
  • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
  • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
  • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
  • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
  • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
  • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
  • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
  • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
  • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
  • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
  • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
  • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
  • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
  • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
  • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
  • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
  • проведение периодических/обязательных медосмотров;
  • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
  • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
  • внедрение мероприятий по контролю за производством;
  • тиражирование инструкций по ОТ;
  • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
  • обустройство тренировочных полигонов;
  • развитие физкультуры в трудовом коллективе.
Читайте также:
Договор на прохождение производственной практики: образец

При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней – в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец».

Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?

Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

Одним из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда является трехступенчатый контроль по охране труда. Обязательно ли вести такой контроль, если предприятие небольшое, узнайте, изучив экспертное мнение от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

Где скачать образец положения об охране труда на предприятии?

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

Когда и какие инструктажи по охране труда проводить на предприятии, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

Типовое положение о системе управления охраной труда на предприятии в 2021 и 2021 году

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2021 года N 776н

В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 27, ст.5139) и подпунктом 5.2.16 (6) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2021, N 42, ст.7120),

Читайте также:
Как зарегистрироваться в ЕИС по 44-ФЗ: инструкция для поставщика и покупателя

1. Утвердить Примерное положение о системе управления охраной труда согласно приложению.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

в Министерстве юстиции

14 декабря 2021 года,

регистрационный N 66318

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 октября 2021 года N 776н

Примерное положение о системе управления охраной труда

I. Общие положения

1. Примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение) разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.

Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 21, ст.5139).

2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.

СУОТ представляет собой единство:

а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;

б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;

в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.

3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.

4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:

а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;

б) соблюдение законодательных и иных норм;

в) достижение целей в области охраны труда.

5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учётом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.

7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.

В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.

8. При определении состава соблюдаемых работодателем норм Примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.

II. Разработка и внедрение СУОТ

9. Политика (стратегия) в области охраны труда является:

локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;

публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

10. Политика (стратегия) по охране труда:

а) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

в) соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;

г) отражает цели в области охраны труда;

д) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;

е) включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;

ж) учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

11. Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.

12. Работодателю рекомендуется обеспечивать:

а) предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;

б) документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях.

13. Работодателю рекомендуется назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией.

Читайте также:
Докладная записка о невыполнении должностных обязанностей: образец и примеры

14. Разработку, внедрение и поддержку процесса(ов) взаимодействия (консультаций) с работниками и их участия (а также, при их наличии, участия представителей работников) в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать в том числе с учетом:

а) определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;

б) обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;

в) определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.

15. Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии) или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Статья 224 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 21, ст.5139).

16. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.

В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:

а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;

б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;

в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;

г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;

д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.

III. Планирование

17. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

18. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее – ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков .

Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 21, ст.5139).

19. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей .

Статья 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 21, ст.5139).

20. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.

21. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.

22. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков , выявленных (идентифицированных) опасностей.

23. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку .

Утверждено новое положение о системе управления охраной труда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №776н от 29.10.2021

Положение о системе охраны труда разрабатывает и утверждает каждая организация. Приказом от 29.10.2021 № 776н Минтруд России утвердил новое Примерное положение о системе управления охраной труда. Оно будет действовать с 1 марта 2022 года.

До вступления действует приказ Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

Система управления охраной труда с 1 марта 2022 года

При разработке документа по охране труда следует придерживаться структуры, предложенной новым приказом Минтруда. Приказ содержит:

  • Примерное положение о системе управления охраной труда;
  • Приложение № 1 «Примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СОУТ»;
  • Приложение № 2 «Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников»

Система управления охраной труда (СУ ОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Так устанавливает статья 217 Трудового кодекса, которая также вступит в силу 1 марта 2022 года.

Структура Положения о системе управления охраной труда

Положение состоит из следующих разделов:

  • Раздел 1. Общие положения
  • Раздел 2. Разработка и внедрение СУОТ
  • Раздел 3. Планирование
  • Раздел 4. Обеспечение функционирования СУОТ
  • Раздел 5. Функционирование
  • Раздел 6. Оценка результатов деятельности
  • Раздел 7. Улучшение функционирования СУ ОТ
Читайте также:
Обязанности SEO-специалиста и должностная инструкция СЕО-оптимизатора

Работодатель создает СУОТ с учетом специфики деятельности, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.

Разберем подробно по разделам Положения.

Раздел 1. Общие положения

В данный раздел Положения включите пункты, отражающие:

  • цель утверждения Положения о системе управления охраной труда, т.е. для чего работодатель его утверждает;
  • что устанавливает Положение;
  • на кого распространяется Положение;
  • в соответствии с какими НПА разработано Положение.

Раздел 2. Разработка и внедрение СУОТ

В этом разделе нужно разработать и отразить политику (стратегию) по охране труда.

Политика в области охраны труда будет являться:

  • локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
  • публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Политику нужно периодически актуализировать и пересматривать.

В связи с этим нужно обеспечивать:

  • предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
  • документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях.

Раздел 3. Планирование

Это важный раздел Положения. Почему?

Во-первых, здесь нужно определить меры по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении № 1 к утвержденному приказу.

Во-вторых, определить какие мероприятия по охране труда планируете проводить.

В Плане мероприятий по охране труда укажите следующие примерные сведения:

  • наименование мероприятий;
  • ожидаемый результат по каждому мероприятию;
  • сроки реализации по каждому мероприятию;
  • ответственные лица за реализацию мероприятий;
  • выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.

При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Этот перечень утвержден приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 771н. Например, это такие мероприятия:

  • проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
  • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи.
  • организация и проведение производственного контроля.

Раздел 4. Обеспечение функционирования СУОТ

Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю нужно:

  • определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов);
  • обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их;
  • обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
  • документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.

В этом разделе также нужно отразить положения, как вы будете информировать работников.

  • о политике и целях в области охраны труда;
  • о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
  • о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
  • об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.

Для этого можно включить положения в Трудовой договор, проводить семинары и круглые столы, проводить инструктажи, использовать Интернет-ресурсы. Все возможные формы и способы информирования работников об их трудовых правах утверждены приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 773н.

Раздел 5. Функционирование

Здесь работодатель должен установить перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании СУОТ.

Основными процессами по охране труда являются, в частности:

  • специальная оценка условий труда;
  • оценка профессиональных рисков;
  • проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
  • проведение обучения работников;
  • обеспечение работников СИЗ;
  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
  • санитарно-бытовое обеспечение работников;
  • выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;
  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение социального страхования работников;
  • реагирование на несчастные случаи;
  • реагирование на профессиональные заболевания.

Обратите внимание: спецоценка условий труда и оценка профессиональных рисков – базовые процессы СОУТ. То есть это основа. По их результатам формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.

Раздел 6. Оценка результатов деятельности

Здесь работодателю нужно определить основные виды контроля функционирования СУОТ, к которым относятся:

  • контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов;
  • контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (спецоценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медосмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);
  • учет и анализ несчастных случаев, профзаболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда;
  • регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.

Результаты контроля используйте для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений.

Раздел 7. Улучшение функционирования СУОТ

В заключении разработайте мероприятия по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.

Мероприятия разрабатываются путем:

  • улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;
  • поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
  • доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.
Читайте также:
Должностная инструкция машиниста экскаватора: разряды, обязанности, ЕТКС

Что учесть при разработке Положения

1. назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий

2. обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

3. для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков можно привлечь независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией;

4. примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении № 1. Этот перечень можно изменять или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности;

5. некоторым работодателям можно упростить структуру СУОТ при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда;

6. можно использовать Примерное положение в полном объеме или частично.

Обратите внимание: работодатель может разработать СУОТ самостоятельно, а может привлечь для этого сторонние организации.

Штраф за отсутствие Положения СОУТ

За отсутствие Положения о системе управления охраной труда трудовые инспекторы могут выписать предупреждение или оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Размер штрафа установлен:

  • для должностных лиц – в размере от 2000 до 5000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от о2000 до 5000 рублей;
  • для организаций – от 50 000 тысяч до 80 000 рублей.

Отметим также, что статьей 5.27.1 КоАП РФ отдельно установлены штрафы за:

  • нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Нормативно-правовые акты по охране труда 2021

С 1 января 2021 года вступили в силу новые государственные нормативные акты требований охраны труда, при этом множество ранее действующих документов утратило актуальность. Во избежание неприятностей с контролирующими органами субъектам хозяйствования необходимо в ближайшее время ознакомиться с новыми правилами и принять соответствующие меры. Подробные разъяснения по этому поводу приведены в Письме Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167.

Какие документы прекращают действовать с 2021 года

Согласно приказу Минтруда России от 11.08.2020 № 495, с 1 января 2021 года в рамках реализации концепции «регуляторной гильотины» утратят силу 179 нормативных актов по охране труда, среди которых:

  • 178 типовых инструкций по ОТ, утвержденных Минтрудом в 2000 и 2004 году.
  • «Рекомендации по организации работы уполномоченного лица по ОТ профсоюза или трудового коллектива», утв. Минтрудом в 1994 году.

Также с 01.01.2021 Приказом Минэкономразвития от 02.09.2020 № 566 отменены «Правила заполнения нарядов-допусков ПОТ РО 14000-005-98», а Приказом Минздрава от 17.08.2020 г. № 853 отменяются «Правила ОТ в психиатрических больницах» (приказ Минздрава № 92 от 11.04.1995) и Правила ОТ при работе в лабораториях санэпидучреждений Минздрава от 11.04.2002.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 отменен целый ряд нормативных актов в сфере ОТ, в частности Постановление № 162 от 25.02.2000 о перечне работ, запрещенных для женщин, отраслевые приказы о правилах по ОТ для издательств, предприятий растениеводства, мясной промышленности, стороительства, гражданской авиации, общепита и многих других отраслей.

Какие нормативные акты по ОТ будут изменены

Законодатели планируют обновить требования нормативных правовых актов по охране труда, в частности – внести изменения в раздел Х ТК РФ (законопроект № 1070354-7 уже прошел первое чтение в Госдуме). Проект изменений, в частности, предполагает следующее:

  • Будут утверждены новые обязанности работодателя. К ним относится отстранение от работы лиц, не применяющих выданные СИЗ, выполнение указаний профсоюзов о нарушениях трудового законодательства и т.д.
  • Введут запрет на работу в опасных условиях. Субъекту хозяйствования придется приостановить деятельность если по результатам спецоценки работу отнесут к 4 классу условий труда. Исключением станут виды производств, которые определит Правительство РФ.
  • Утвердят новые требования к специалистам по ОТ. Кандидаты на должность должны пройти проверку на соответствие профстандарту. Данная должность будет являться обязательной, если в организации работают более 100 человек, в небольших фирмах эти функции сможет выполнять руководитель.
  • Разрешат вести документооборот по ОТ в электронном виде.
  • Введут ограничения на использование вредных и опасных веществ.
  • Утвердят новый порядок расследования несчастных случаев. Работодателям придется расследовать микротравмы наравне с несчастными случаями и профзаболеваниями.
  • Изменится порядок допуска женщин к некоторым видам работ.

Пока эти новшества не приняты окончательно, и ТК РФ действует в прежней редакции.

Какие нормативные акты в области охраны труда вступят в силу в 2021 году

Работодателям следует обратить внимание на следующие нормативно-правовые акты по охране труда:

  • Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н. Перечень работ, к которым нельзя допускать женщин, сократится до 100 позиций.
  • Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485. Данный документ обязывает работодателей проводить обязательный инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях.
  • Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ о государственном и муниципальном надзоре (вступает в силу с 01.07.2021), согласно которому будут действовать новые правила проверок ГИТ (Гострудинспекции), Ростехнадзора, Роспотребнадзора, пожарной инспекции.

Ниже приведен перечень новых правил по ОТ, вступающих в силу с 2021 года.

Новые нормативные акты: действия работодателей

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.
Читайте также:
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории и оборудования: проверка в реестре, срок действия

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

Система управления охраной труда

Расскажем, как создать и сделать рабочей СУОТ на предприятии, какие требования установлены к Положению о СУОТ, а также какие изменения нас ждут уже в сентябре 2021 года с возможным вступлением в силу нового примерного положения о СУОТ.

В статье:

  • Какие существуют элементы СУОТ
  • Что можно применять в качестве чек-листа для оценки СУОТ
  • Что учесть при разработке документации СУОТ
  • Какие основные разделы должны быть включены в ваше Положение о СУОТ
  • Проект Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.

Что учесть при разработке документации СУОТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года, основным документом, регламентирующим наличие и содержание положения о системе управления охраной труда, является Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года.

Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ необходимо включить Политику в области ОТ, в которой должны быть указаны задачи и цели работодателя по обеспечению безопасности работников. Также в этом Положении необходимо прописать обязанности ответственных должностных лиц по охране труда и порядок контроля соблюдения требований охраны труда на каждом уровне управления охраной труда.

Обратите внимание! Политика может представлять собой отдельный документ или являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.

Оценка эффективности СОУТ

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ

Ступенчатый контроль — не обязателен, если это не указано в правилах по охране труда или в других НПА. В соответствии с пунктами 55 и 56 Типового положения, для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

Обратите внимание! Результаты контроля функционирования СУОТ работодатель оформляет в форме акта. Но, если работодатель не вводит ступенчатый контроль, нужно в разделе Положения о СУОТ указать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.

Планирование улучшений функционирования СУОТ должно быть отражено в плане мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Планы по улучшению обычно формируют по итогам года. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.

Поэтому специалисту по охране труда нет необходимости составлять огромное количество планов. Достаточно посмотреть перечень рекомендуемых мероприятий по результатам СОУТ и отобрать те, которые будут проводиться в планируемом году. Все, что не успеется выполнить из-за нехватки денег или времени, нужно перенести на следующий год.

Положение о СУОТ: основные разделы

Кроме политики в области охраны труда, важнейшими разделами СУОТ являются процедуры, направленные на исполнение целей в Политике. Поэтому в Положении о СУОТ необходимо прописать порядок подготовки работников по охране труда.

Наши коллеги могут спросить: зачем, если есть утвержденный порядок. Ответим так: в Положении о СУОТ необходимо конкретно указать периодичность проведения обучения, инструктажей, количество смен для стажировки, прописать, кто должен обучаться в своей организации, а кто — в учебном центре.

Читайте также:
Что такое родовой сертификат и что с ним делать, когда выдают, как выглядит, куда отдавать после родов, нормативные документы

Также Положение о СУОТ должно содержать процедуру организации и проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля и управления профессиональными рисками.

В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.

В Положении о СУОТ нужно прописать процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.

Важно! Все, что касается условий труда, гарантий и компенсаций, согласно 57 статье Трудового Кодекса РФ, должно быть указано в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Уровни риска, исследованные работодателем самостоятельно или компетентной подрядной организации, также нужно довести до работников одной из распространенных форм (сайт, стенд, инструкция).

Каждое положение о СУОТ должно содержать порядок обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников. В этом случае необходимо руководствоваться актуальными санитарными правилами и правилами по охране труда.

Несмотря на то, что работодатели применяют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, одной выдачей средств защиты обязанности работодателя не ограничиваются. Ведь необходимо организовать еще и уход за этими средствами. Поэтому в Положении о СУОТ должен быть раздел, в котором приведена процедура обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и ухода за ними (списание, выдача повторно, преждевременный износ).

Обратите внимание! Не забудьте включить в свое положение о СУОТ порядок обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием. Необходимо указать, из каких источников будет взята цена на молоко или ЛПП, с какой периодичностью будет проводиться индексация стоимости.

Обязательным разделом в положении о СУОТ является процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. В этом разделе необходимо прописать, какие требования установлены к закупке спецодежды, спецобуви, других средств коллективной и индивидуальной защиты, помимо обязательной сертификации или декларирования. Например, укажите в разделе о снабжении безопасной продукцией обязательное требование по предоставлению копий протоколов испытаний партий образцов, а также инспекционного контроля производства.

Работа с подрядчиками не должна остаться только на бумаге в разделе Положения о СУОТ. Необходимо довести до каждого ответственного лица необходимость запрашивать у потенциальных поставщиков сведения, касающиеся профессиональной подготовки и обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обеспечения работников подрядной организации санитарно-бытовыми помещениями, порядок согласования мер безопасности, указанных в акте-допуске и в наряде-допуске.

Приказ Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

На федеральном портале проектов НПА 10 марта 2021 г. размещен проект приказа Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда (ID проекта 02/08/03-21/00113963).

25 марта 2021 года закончилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы, а 31 марта 2021 года — процедура общественных обсуждений. На момент публикации материала, законопроект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. При ее успешном прохождении и последующей регистрации документа в Минюсте, новый законопроект вступит в силу с 1 сентября 2021 года и отменит собой действующее типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ: сравнительный анализ

Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Минтруд разом обнулил все существующие правила по охране труда, действие которых распространялось на разные сферы деятельности. Разберемся, что теперь делать специалистам по ОТ, как строить работу и какие документы пересмотреть. Бонус — актуальные версии НПА.

  • Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году
  • Новые правила по охране труда: таблица
  • Какие документы пересмотреть после изменения правил по охране труда
  • Как провести обучение и внеплановую проверку знаний

Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году

Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.

Игорь Викторович Цирин, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Резкое сокращение НПА связано с тем, что некоторые из правил по охране труда объединили и в целом упростили, но не сделали менее строгими. Из обновленных правил убрали все конкретные цифры по выдаче СИЗ, гендерные и возрастные ограничения. Теперь нет и дублирования информации со ссылками на частоту проведения медосмотров, СОУТ и многое другое. То есть, чуть ли не из многотомных мануалов они превратились в легкие инструкции, который каждый работодатель может адаптировать в соответствии с классом опасности на производстве и наличием других негативных факторов.

Теперь специалистам по охране труда придется изучить все нормативно-правовые документы, благо, их количество сократили, а затем собрать те правила, которые будут на 100% соответствовать специфике и требованиям организации. Но и это еще не все! Нужно пересмотреть кучу документов.

При этом сам Игорь Цирин считает, что именно индивидуальный подход поможет сократить уровень травматизма на производстве. Он также подчеркивает значимость получения обратной связи от специалистов по охране труда. К слову, эксперт приводит существенные доводы в пользу оптимизации и модернизации системы охраны труда. Например, в ходе пересмотра правил и норм при работах на высоте удалось сократить частоту травматизма с 420 случаев до 365 в год буквально за 6 лет.

Читайте также:
Справка о неполучении материальной помощи: образец, для чего нужна и как оформить

В принципе, даже такая динамика считается положительной, а все трудности, с которыми сейчас столкнутся специалисты по ОТ, носят лишь временный характер. Правда, как отмечает Цирин, времени на подготовку не так много. Поэтому поспешите с изучением новых правил по охране труда и их адаптацией, а также начинайте приводить все соответствующие документы в порядок.

Новые правила по охране труда: таблица

Скачать утвержденные правила Утверждающий документ и период действия
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене Приказ Минтруда России от 13.10.2020 г. № 721н. Действует с 1 сентября 2021 г. по 1 сентября 2026 г.
Правила при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов Приказ Минтруда России от 16.12.2020 г. № 915н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в морских и речных портах Приказ Минтруда России от 15.06.2020 г. № 343н. Действует с 1 января 2021 г.
Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 886н. Действует с 1 января 2021 г. и по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в медицинских организациях Приказ Минтруда России от 18.12.2020 г. № 928н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при проведении водолазных работ Приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 922н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах Приказ Минтруда России от 16.12.2020 г. № 914н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при работе в ограниченных и замкнутых пространствах Приказ Минтруда России от 15.12.2020 г. № 902н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при обработке металлов Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 887н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ Приказ Минтруда от 23.09.2020 г. № 644н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок Приказ Минтруда от 17.12.2020 г. № 924н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок Приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 903н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 884н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве строительных материалов Приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 901н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ Приказ Минтруда от 02.12.2020 г. № 849н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при производстве отдельных видов пищевой продукции Приказ Минтруда от 07.12.2020 г. № 866н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила в подразделениях пожарной охраны Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 881н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 882н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 883н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 834н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в сельском хозяйстве Приказ Минтруда от 27.10.2020 г. № 746н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества Приказ Минтруда от 19.11.2020 г. № 815н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда на городском электрическом транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 875н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Приказ Минтруда от 04.12.2020 г. № 859н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении работ на объектах связи Приказ Минтруда от 07.12.2020 г. № 867н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 872н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда на автомобильном транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 871н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве цемента Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 781н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при проведении работ в лёгкой промышленности Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 780н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий Приказ Минтруда от 12.11.2020 г. № 776н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при работе на высоте Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 782н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов Приказ Минтруда от 28.10.2020 г. № 753н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 835н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта Приказ Минтруда от 18.11.2020 г. № 814н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве Приказ Минтруда от 29.10.2020 г. № 758н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 833н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при проведении полиграфических работ Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 832н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов Приказ Минтруда от 04.12.2020 г. № 858н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Приказ Минтруда от 25.09.2020 г. № 652н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 836н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Читайте также:
Больничный лист по уходу за больным взрослом родственником, родителями, внуком

Какие документы пересмотреть после изменения правил по охране труда

Так как изменения уже вступили в законную силу для большинства отраслей, специалистам по охране труда необходимо срочно приступать к пересмотру всех документов предприятия, которые содержат нормы охраны труда. В частности, измените: инструкции по охране труда, программы проведения инструктажа и обучения, экзаменационные билеты по проверке знаний требований охраны труда.

Внесите изменения в ЛНА любым способом:

  1. Полностью перепишите содержание документов
  2. Разработайте только вкладыш с изменения и прикрепите его к основному документу

Утвердите изменения грифом на самом документе или приказом по организации. Если в организации есть профсоюз — согласуйте пересмотренные документы с ним, а лишь затем утверждайте.

После составления и утверждения ЛНА, не забудьте ознакомить с ним работников. Удобнее всего прикрепить лист ознакомления, на котором каждый работник поставит роспись, но подойдет и журнал или оборотная сторона документа. Выбирайте наиболее удобный вариант. Когда формальная часть перехода на обновленные правила будет завершена, приступайте к следующему этапу — обучению и проверке знаний.

Как провести обучение и внеплановую проверку знаний

В соответствии с п. 3.3 Порядка 1/29, при введении новых правил по охране труда все работники предприятий обязаны пройти инструктажи по усовершенствованным программам и внеочередную проверку знаний в течение 6 месяцев. А вот работодатели, руководители, специалисты по ОТ, в том числе члены комиссий, а также инженеры должны прослушать курс минимальной длительностью на базе учебного центра.

Проверку знаний рядовых работников поручите экспертам организации, которые уже успели пройти обучение. Всех остальных специалистов и руководителей могут проверить только эксперты, входящие в состав комиссии аккредитованного учебного центра. То есть они не могут сдать экзамен на базе организации, иначе его результаты будут недействительными. Сотрудников, которые в течение месяца не справятся с экзаменацией, отстраните от работы.

Учитывайте, что регуляторная гильотина только набирает обороты, поэтому в скором времени могут быть и другие изменения. К тому же изначально Минтруд анонсировал изменение 41 правила по охране труда, но на данный момент обновил только 40 из них. Следите за новостями на сайте Центра Оценки Квалификации и Обучения №1, чтобы быть в курсе событий.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда” (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Читайте также:
Обязанности SEO-специалиста и должностная инструкция СЕО-оптимизатора

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда прямо нам говорят о том, что работодателям необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Если посмотреть на раздел I «Общие требования» то в большинстве новых правилах мы увидим:

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

“Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее – СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил”.

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Как провести оценку профриска самостоятельно

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

  1. Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
  2. Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.

Пример карты оценки риска:

Разработка плана мероприятий по оценки рисков. Реализуемые мероприятия должны быть направлены на снижения выявленных профрисков. После его реализации необходимо повторно провести процедуру оценки рисков.

Пример плана мероприятий:

  • Внедрить процедуру оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда (утвердить формы документов, назначить ответственных исполнителей, разработать положение, приказы).
  • Какие нормативные документы использовать

    Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

      Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н “Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда”.

    Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

    ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.

    В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

    Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

    Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

    Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

    Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

    За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

    • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
    • На индивидуальных предпринимателей – от 2000 до 5000 рублей;
    • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

    Оценка профессиональных рисков сторонней организацией

    Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

    Специалисты нашей компании:

    • Совершат выезд в Вашу организацию;
    • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
    • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
    • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
    • Проведут консультации по применению результатов оценки;
    • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

    Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: