Таблица тарифной сетки бюджетников на 2022 год

13.01.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости

13.01.2022 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) в 2022 году – читайте НИЖЕ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы” прописана необходимость в текущем году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2022 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru

Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Читайте также:
Должностная инструкция лаборанта: в чем заключается работа, старший сотрудник, кафедра, колледж

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Читайте также:
Должностная инструкция начальника котельной: мастер, положение, газообразное топливо, обязанности, ответственность

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Читайте также:
Образец приказа об увольнении за прогулы в 2021 и 2021 году

Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год

Единая тарифная сетка по разрядам — это особый вид оплаты труда. Он позволяет не только учитывать вид деятельности специалиста, но и оценить его профессионализм, опыт и квалификацию.

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие ее коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями и региональными постановлениями. В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.

Единственный момент, о котором следует помнить бизнесу: ставку ЕТС низшего разряда нельзя устанавливать ниже МРОТ, который в 2021 году составляет 12 792 рубля, а в 2022-м поднимется до 13 890 рублей. Региональные МРОТ обычно выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимум — 19 650 рублей, в Москве — 20 589 рублей), и руководителям предприятий следует ориентироваться на показатели, установленные в субъекте осуществления деятельности.

Когда удобна тарифная оплата труда

Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (постановление Правительства от 05.08.2008 № 583), где тоже предусмотрена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и т. д. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи:

  • подбор и расстановка рабочих;
  • аттестация работников;
  • бучение и развитие сотрудников;
  • мотивация персонала.

Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (они растут равномерно или прогрессивно).

В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная оплата в коммерческом секторе

Если самостоятельно разработать и утвердить необходимые разряды рабочих сложно, то всегда есть возможность позаимствовать образцы из отраслевых соглашений, единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), профессиональных стандартов. Так, в отраслевом соглашении работников наземного городского электротранспорта на 2021–2023 гг. приведен пример тарифной сетки, которая позволяет учесть все особенности оплаты труда этой категории водителей:

В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.

При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.

Покажем конкретный пример, как коэффициент превращается в зарплату, на примере того же водителя троллейбуса, который трудится в городе с населением более 1 млн человек— Санкт-Петербурге. Его разряд — 5-й, вилка коэффициента — от 1,63 до 2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 19 650 рублей. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент и получим размер оклада водителя: от 32 029,5 руб. до 40 479 руб. (без учета надбавок и компенсаций).

Что входит в систему оплаты труда бюджетников

Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения:

Далее к базовому окладу применяется наличие квалификации. Отраслевым положением устанавливают надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент, и если работник не подтвердил уровень квалификации, то надбавки за категорию ему не положено.

Законодательством установлено, что средний заработок руководителя не превышает восьмикратный средний заработок работников. Это правило работает пока только для государственных и муниципальных учреждений.

Иногда применяют и более сложную формулу. Например, когда работники одной должности получают несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Читайте также:
Дают ли материнский капитал за двойню в 2021 году: размер, оформление и использование

Дополнительно к базовому окладу применяют и иные виды надбавок — коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие доплаты, которые зависят от рода деятельности работника.

СРОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ПО НДС

Только в эту пятницу (14 января) большой мастер-класс по НДС от Эльвиры Митюковой «Декларация за 4 квартал и работа в 2022 году». Цена для подписчиков «Клерк.Премиум» – 8 990₽, без подписки – 12 990₽. Посмотрите программу тут

Часовая тарифная ставка на 2022 год

Расчет заработной платы основывается на размере минимального размера оплаты труда (МРОТ). С нового года ожидается рост минимальной зарплаты на 1098 рублей. В регионах этот показатель также будет проиндексирован с 1 января 2022 года. Владея информацией по ставке МРОТ в своем регионе, работодатель сможет правильно рассчитать зарплату. Потому что если вознаграждение за труд будет меньше нормы, то руководителю придется делать перерасчет.

Сколько будет МРОТ в России с 1 января 2022 года

Владимир Путин подписал закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ , по которому МРОТ с 1 января составляет 13 890 руб. Эту сумму, и никак не меньше, должен получать работник за месяц, выполнив свою норму труда. За нарушение этого правила организации грозит штраф до 50 000 рублей. Это касается тех сотрудников, которые соблюдают норму выработки по времени за месячный период.

Но существует также понятие часовой тарифной ставки (ЧТС), когда оплата за труд производится почасово. Часовая тарифная ставка – это та сумма, которую получает сотрудник за час своей работы. В основе расчета месячного дохода может находиться ЧТС. Чаще всего этот параметр используют для расчета оплаты труда при нестандартных условиях. Например, почасовая оплата может осуществляться за работу в ночное время, при проведении сверхурочных работ, при выходе на рабочее место в выходной или праздничный день. Часовую тарифную ставку уместно рассчитывать на тех производствах, чьи условия считаются вредными или опасными.

Для тех работников, чья зарплата имеет вид оклада, ЧТС может изменяться от месяца к месяцу в зависимости от количества отработанного времени. На каждый год Правительство РФ составляет производственный календарь, в котором фиксируется нормативное число часов.

Важно! Если речь идет о ЧТС не как о расчетной единице, определяющей зарплату при нестандартных условиях труда, то в таких случаях разрабатывается тарифная сетка. Этот вид дифференциации в оплате труда позволяет разделять вознаграждение за труд на предприятиях, где есть разрядная система. В зависимости от квалификации сотрудника он получает тот или иной разряд и уже в связи с этим выполняется начисление его зарплаты. Поэтому понятия «тарифная ставка» и «тарифная сетка» отличаются между собой.

Часовая тарифная система востребована на предприятиях, где фактически представителей одной профессии, у которой есть незначительные отличия, нужно разделить по уровню доходов. Рабочий с более высшим разрядом может выполнять более ответственные и сложные задачи. Исходя из этого условия, и оплата труда у него будет выше.

Обязанность устанавливать часовые тарифы до 2008 года была закреплена в Постановлении Правительства. Сейчас эта норма не действует, и каждое предприятие вправе самостоятельно принимать решение об актуальности такой системы труда. Если иное не предусмотрено в компании, то бухгалтер может пользоваться Единым тарифно-квалификационным справочником, позволяющим определять зарплату для рабочих профессий. В справочнике содержится информация для рабочих 2-7 разрядов.

Важно! С каждым разрядом оплата труда повышается на 25%. Чем выше разряд работника, тем выше часовая тарифная ставка его зарплаты.

Например, работник первого разряда имеет коэффициент повышения 1, и его ЧТС может составлять 150 рублей/час. За этот же отрезок времени работник седьмого разряда получит сумму 375 рублей/час, имея коэффициент повышения 2,5. Образец изменений часовой тарифной ставки приведен в таблице.

Разряд Коэффициент повышения Часовая тарифная ставка, рублей/час
1 1 150
2 1,25 187,5
3 1,5 225
4 1,75 265,5
5 2 300
6 2,25 337,5
7 2,5 375

Важно! Рассчитывая размер зарплаты по тарифной сетке, в итоге за месяц должна получаться сумма не меньше, чем установленный законодательством МРОТ, действующий для каждого отдельно взятого региона.

ЧТС в трудовом договоре

Размер часовой тарифной ставки можно зафиксировать в трудовом договоре ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). Поскольку параграф договора об оплате труда является обязательным, то уместным будет прописать не только тарифную ставку, которую сотрудник будет получать почасово, но и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного характера – доплаты и надбавки.

Важно! Нельзя ссылаться в тексте договора на Положение об оплате труда или штатное расписание по предприятию. Это грубейшее нарушение Трудового Кодекса.

Перед тем, как подписать трудовой договор, каждый потенциальный сотрудник должен его внимательно изучить. Все, что касается изменений в оплате труда, в том числе и повышение зарплаты, обязательно должно происходить по обоюдному согласию. Обязательно этот факт фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору. В документе обязательно должна быть записана фраза, точно устанавливающая размер часовой тарифной ставки. Например: «Работнику установлена часовая тарифная ставка в размере 200 рублей в час».

Читайте также:
Профстандарт руководителя организации социального обслуживания: требования к начальнику и специалисту в социальной сфере

Почасовой МРОТ

Установление почасового минимального размера оплаты труда защищает работника от обесценивания плодов его работы. Правительство РФ заботится о правах трудящихся, и в связи с этим подготовило законопроект о минимальном размере почасового МРОТа. Известно, что регулирование зарплат происходит на основании ежемесячного минимального тарифа. Но эту сумму сложно назвать универсальным показателем. Отчасти это происходит потому что в регионах есть индивидуальный коэффициент повышения зарплаты.

На большей территории страны минимальная зарплата составляет 13 890 рублей. Если поделить ее на почасовую месячную норму работы, то получится, что стоимость одного часа составляет 70-90 рублей. Это очень маленькая сумма. Особенно остро ощущают это работники, работающие по сокращенному графику. Такая ситуация сложилась из-за пандемии. Работодатели, решив минимизировать затраты на фонд оплаты труда, предпочитают нанимать сотрудников на неполный рабочий день. Многих такая ситуация подвела под черту бедности, и они не в состоянии обеспечить себе необходимый для выживания минимум.

Введение почасовой тарифной ставки нацелено на то, чтобы социально защитить тех работников, чей рабочий день был сокращен. Еще одним положительным моментом применения почасовой оплаты труда является выведение из тени плательщиков «серых зарплат», которые платят налоги только с минимального оклада.

Для повышения занятости граждан и увеличения их доходов Правительство разрабатывает план по фиксации минимального размера часовой ставки (МРЧС).

Важно! При принятии МРЧС работодатели не обязаны переходить на эту систему оплаты. Оклады по-прежнему будут оставаться в приоритете.

Идея установить минимальную часовую оплату не нова. Ее инициируют депутаты, начиная с 2016 года. В 2018 году проект не был поддержан. На тот момент предлагалось закрепить МРЧС на уровне 100 рублей в час. Сейчас минимальную ставку предлагают установить на уровне 150 рублей в час. Авторы проекта подчеркивают, что сумма должна будет индексироваться по мере роста инфляции. Обсуждение законопроекта продолжается. Ожидается оглашение позиции Правительства и Минтруда.

Кто может рассчитывать на почасовой МРОТ

По плану, озвученному Правительством, рассчитывать на минимальную почасовую оплату могут те работники, которые заключили трудовой договор на период до трех месяцев на неполный рабочий день. Почасово смогут получать зарплату сотрудники, работающие по срочным договорам. Но все социальные выплаты, включая пенсию, будут рассчитываться, исходя из установленного в регионе МРОТ за месяц.

В данный момент ведутся расчеты минимальной часовой тарифной ставки на основании минимальной зарплаты. Работодателю предоставляется право выбирать экономически целесообразную модель оплаты труда (ст.100 ТК РФ). С нового 2022 года МРОТ в России составляет 13 890 рублей. Максимум в рабочем месяце 184 рабочих часа. Если поделить минимальную зарплату на это время, то получится, что час работы составит 13890/184= 75,48 рубля. Этот расчет берется, исходя из пятидневной рабочей недели. Если рабочих дней в месяце получается меньше, то почасовой тариф нужно пересчитывать, сумма будет выше. Получается, что каждое предприятие должно самостоятельно рассчитывать почасовую оплату труда.

Доплаты и надбавки к зарплате

Помимо размера оплаты труда, в трудовом договоре указываются возможные надбавки и доплаты. Это так называемые стимулирующие выплаты. Для некоторых сотрудников такие надбавки положены на законодательном уровне, и являются обязательными.

Важно! Если в Трудовом Кодексе установлен точный размер доплат, то начислять меньшую сумму работодатель не имеет права. А вот увеличить выплату – допустимо.

Доплата и надбавка – разные понятия, но и то, и другое подразумевает дополнительные выплаты рабочим. Надбавка служит материальным поощрением за определенные достижения, например, перевыполнение плана. Доплата является компенсирующей суммой, и может выплачиваться, например, в случае высокой интенсивности рабочего процесса. Примером доплаты может быть выход на работу в праздник или выходной ( ст. 149 , 153 ТК РФ ), работа в ночное время ( ст. 154 ТК РФ ), труд в опасных и вредных условиях ( ст. 147 ТК РФ ).

Инициатива Правительства внедрить план по установлению почасовой минимальной ставки направлена на поддержку граждан, чьи условия работы ухудшились в экономическом плане. Это является своеобразным социальным рычагом, помогающим обеспечить минимум, необходимый для поддержания достаточного уровня жизни.

Бюджетникам должны увеличить зарплаты в 2022 году

Назван размер увеличения зарплат бюджетников в 2022 году

Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам. Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции. Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.

Чтобы вернуть утраченную привлекательность госслужбы, в 2022 году правительство приняло решение планово повышать заработные платы в подконтрольных структурах. Также начинает функционировать новая система оплаты труда, соответствующая нормам закона №362-ФЗ, принятого еще в 2020 году.

За счет чего увеличатся зарплаты бюджетников в 2022 году?

Чтобы привлечь в государственный сектор профессионалов, будут задействованы следующие методы повышения заработной платы:

Фото: Depositphotos

  1. Общее повышение МРОТ по всей стране. В прошлом году, наконец, удалось уравнять средний прожиточный уровень по стране к минимальной заработной плате. Данный показатель составил 12 792 рубля. В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.
  2. Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции.
  3. Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.
Читайте также:
Перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера, местности, города и территории

В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.

Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.

Прибавка к зарплате бюджетников в 2022 году: какая ситуация сейчас?

На данный момент мы наблюдаем несправедливую ситуацию — выполняя одинаковую работу, специалисты в разных регионах могут получать совершенно разные заработные платы. Благодаря реформе доходы будут уравниваться — региональный коэффициент останется, но он не будет существенно влиять на итоговый доход работника.

В новой тарифной сетке появятся 18 разрядов. Также зарплата будет учитывать квалификацию, стаж службы и уровень возлагаемой ответственности. Кроме этого, не менее половины от дохода госслужащего будет составлять оклад.

Кроме основного дохода, также появятся доплаты, если человек будет работать сверх времени, предусмотренного в трудовом договоре. Праздничные и выходные дни предполагают надбавку. Также бонусами будут величина стажа и ученая степень госслужащего. До 30 процентов от оклада будет выплачиваться в качестве материальной помощи, а до 50 % оклада — на оздоровление.

На сколько увеличатся зарплаты россиян в 2022 году?

Согласно последним данным Банка России, уровень инфляции на конец декабря 2021 года составил 8,39%, что выше показателей за предыдущие месяцы. В связи с этим работающее население страны надеется на индексацию зарплат в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ, которая говорит об обеспечении повышения уровня заработка из-за роста потребительских цен на товары и услуги, сообщает издание Bankiros.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Будут ли российские работодатели повышать зарплаты сотрудникам в 2022 году и насколько? Свои прогнозы дали эксперты, опрошенные «Известиями».

Большинство экспертов сходятся во мнении – обязать всех владельцев бизнеса увеличить зарплаты с юридической точки зрения невозможно. Однако есть множество других способов подтолкнуть работодателей повысить оплату труда.

Так, заставить собственников бизнеса массово увеличить зарплаты можно, регулируя размер МРОТ, считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал». Если говорить о повышении заработка, который находится выше МРОТ, то на это может повлиять конкуренция на рынке труда:

«Государство как крупнейший работодатель страны может принять решение повысить зарплаты бюджетникам. Это создаст переток рабочей силы в бюджетные организации и стимулирует частных работодателей повышать зарплаты».

По мнению Екатерины Косаревой, управляющего партнера аналитического агентства WMT Consult, индексация зарплат действительно предусмотрена законом, однако в случае нарушения штрафные санкции к среднему и малому бизнесу на деле не применяются. Как правило, букве Трудового законодательства следуют социально ответственные компании и крупные предприятия, на которых работают тысячи граждан.

«Представители малого и среднего бизнеса, особенно в условиях пандемии и при проблемах последних двух лет с экономикой, вряд ли смогут себе позволить рост зарплат, тем более на такую большую величину — 8%», – отмечает эксперт.

Названы коэффициент инфляции для индексации зарплаты в 2022 году с 1 февраля, процент и размер индексации по постановлению Правительства

В этом материале рассмотрим, какая будет индексация зарплат в 2022 году с 1 февраля, какой коэффициент инфляции для индексации зарплаты, процент и размер индексации по постановлению Правительства.

Работающим гражданам РФ проиндексируют на 8% зарплаты с 1 февраля 2022 года

Росстат анонсировал обязательное повышение зарплаты для трудоустроенных граждан. Оно начнется с 1 февраля — размер индексации составит 8,39 процента.

Показатель прибавки к зарплате формируется на базе инфляции и предварительных итогах роста потребительских цен. Окончательно эти данные станут известны 12 января.

«По предварительным данным, индекс потребительских цен в декабре 2021 года составит 100,82%, с начала года — 108,39% (в декабре 2020 года — 100,83%, с начала года — 104,91%)», — уточняется в сообщении Росстата.

Работодатели должны повышать зарплату сотрудникам с 1 февраля. Ранее президент Владимир Путин утвердил индексацию МРОТ в 2022 году на 8,6 процента. Кроме этого, предприятия обязаны увеличивать зарплату работников в соответствии с ростом потребительских цен — об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, периодичность и порядок повышения дохода персонала фиксируют в трудовом и коллективном договорах, а также в локальных нормативных актах организации. За своевременной индексацией зарплат следит государственная инспекция труда — нарушения приводят к штрафам для работодателей.

Индексация – обязательна: насколько вырастут зарплаты в частном секторе в 2022 году

Когда речь заходит о зарплатах и их повышении, чаще всего говорят о зарплатах бюджетников. Они повышаются ежегодно (по крайней мере, должны повышаться), но о занятых в частном секторе речь заходит реже. Однако и для них законодательство предусматривает периодический рост зарплаты – работодатель не вправе отказаться от этого и обязан повышать зарплаты на уровень инфляции.

Как это будет выглядеть в 2022 году и насколько вырастут зарплаты россиян – читайте в нашем материале.

Содержание статьи

  • 1 Сколько зарабатывали россияне в 2021 году
  • 2 Как должны расти зарплаты?
  • 3 Что обещают работодатели на 2022 год?
  • 4 Что делать, если зарплата не растет?
Читайте также:
Где купить трудовую книжку и ее стоимость: цена чистого бланка, оформление

Сколько зарабатывали россияне в 2021 году

В конце ноября президент России Владимир Путин объявил, что российский рынок труда полностью восстановился после кризиса, связанного с пандемией. Заявление было достаточно важным – в отдельные моменты прошлого года в стране было несколько миллионов официальных безработных.

Однако, что также важно, кроме восстановления занятости, в России выросла средняя зарплата – по состоянию на сентябрь 2021 года она составила 54 687 рублей. Конечно, к этой цифре может быть много вопросов, но это именно средняя зарплата – она традиционно выше медианной и модальной, и на нее сильно влияют те, кто получает значительно выше среднего.

Если посмотреть в ретроспективе, рост зарплат в 2021 году не особо выделяется по динамике – то есть, они увеличились примерно на столько же, сколько и в прошлые годы:

Это данные Росстата – он учитывает зарплаты по всей экономике России. То есть, сюда включены зарплаты в государственном секторе (включая бюджетников, подпадающих под «майские» указы), на средних и крупных предприятиях, в малых предприятиях и у ИП.

Однако статистика зарплат отличается по регионам и видам деятельности.

Например, по регионам средние зарплаты отличаются очень даже сильно:

То есть, если не учитывать Москву, нефтедобывающие и отдаленные регионы, зарплаты в России – не такие уж высокие. А в регионах Северного Кавказа (и неожиданно в Ивановской области) они практически вдвое ниже, чем даже средняя по России.

Другими словами, в регионах СКФО средняя зарплата может быть ниже 25 тысяч рублей – и это с учетом зарплат на всех руководящих должностях, в федеральных компаниях и в бюджетном секторе (то есть, в большинстве случаев работники получают что-то около МРОТ).

Что же касается зарплат по секторам экономики и в разных компаниях, понять их уровень поможет недавнее исследование рейтингового агентства НКР. Там посчитали зарплаты в 100 крупнейших компаниях России, и результаты вышли такими:

  • самые высокие зарплаты – в компаниях НОВАТЭК (261 270 рублей в среднем), «Совкомфлот» (254 490 рублей), «Волга-Днепр» (237 760 рублей), табачной компании PMI (208 780 рублей) и «Арктикгаз» (195 390 рублей);
  • средние по России 55 тысяч рублей – это примерно 70 строчка рейтинга (например, столько платит сотрудникам «Русагро» – 56 980 рублей в месяц или магазины «Метро» – 56 740 рублей);
  • внизу рейтинга – «Почта России», где 273 тысячи сотрудников получают в среднем 29 тысяч рублей в месяц, сеть магазинов «Монетка» с зарплатами в 31 тысячу рублей, агрохолдинг «Степь» (37 380 рублей), сети магазинов «Магнит» (38 920 рублей) и «Связной» (40 950 рублей).

Соответственно, самые высокие зарплаты – в нефтегазовом секторе и транспортной сфере, а самые низкие – в торговле и сельском хозяйстве.

Как должны расти зарплаты?

Российское трудовое законодательство в целом стоит на стороне работника – ему полагается много гарантий, которые могут отсутствовать в трудовом праве других стран. Официально оформленный работник вправе получать не только зарплату, но и оплачиваемые больничные, ежегодный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день перед праздниками, двойную оплату в праздничные дни и многое другое.

Что касается зарплат, стоит выделить две важнейшие нормы:

  • работник, который трудится на условиях полной занятости, не может получать меньше, чем МРОТ. В 2021 году это 12 792 рубля в месяц, в 2022-м минимальная зарплата вырастет до 13 890 рублей в месяц. Регион может ввести свой собственный МРОТ – а работодатель может его либо принять, либо выйти из соглашения (направив соответствующее заявление), а в ряде районов введены районные коэффициенты и северные надбавки (которые начисляются сверх МРОТ);
  • работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Другими словами, зарплату нужно повышать ежегодно, это не право, а обязанность работодателя согласно ТК РФ.

Правда, сам Трудовой кодекс говорит лишь о том, что зарплата должна повышаться, исходя из роста потребительских цен, и что это должно быть оговорено в коллективном договоре, соглашениях или в локальном нормативном акте.

Как следует из документов Роструда, индексация зарплат должна быть прописана в локальном нормативном акте, иначе работодателя при первой же проверке оштрафуют на сумму от 1 до 5 тысяч рублей (для ИП) или от 30 до 50 тысяч рублей (для организаций).

При этом порядок индексации должен быть прописан подробно – как часто она проводится, на какую величину, и какая часть зарплаты (например, только оклад или вся сумма с премией). Каждая индексация проводится по приказу руководителя – по этому приказу вносятся поправки в штатное расписание, а с работниками заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Так как сам порядок индексации устанавливается работодателем, он может ориентироваться на разные данные – например, на оперативную информацию Росстата, величину прожиточного минимума или официальный ИПЦ от Росстата по итогам года. В 2021 году инфляция составит около 8% по итогам года, соответственно, работодатели обязаны повысить зарплаты своим работникам минимум на эту величину.

Что обещают работодатели на 2022 год?

Если все компании и предприниматели будут следовать закону, зарплаты в 2022 году должны будут вырасти примерно на 8%. Но на самом деле ситуация сложнее – некоторые повышают их ежеквартально (и по факту они уже частично «нагнали» рост цен 2021 года), другие повысят их ближе к концу года (сроки закон оговаривает тоже не очень четко).

Читайте также:
Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного преступлением: образец

Проблема в том, что каждый работодатель планирует повышение зарплат индивидуально – исходя из прогноза по выручке и прибыли, рыночной ситуации, свободного денежного потока и многих других факторов. Централизованно об этом никто не отчитывается, поэтому реальную картину показывают только результаты опросов и исследований независимых агентств.

Например, Центр стратегических разработок (ЦСР) на днях опубликовал аналитику по зарплатам на 2022 год. В мониторинг попало почти 10 тысяч компаний из разных сегментов, большая часть – малый и средний бизнес.

Как следует из результатов аналитики, ситуация с зарплатами будет следующей:

  • 33% компаний намерены повысить зарплаты в 2022 году, среднее повышение составит около 11%;
  • 44% опрошенных компаний оставят зарплату без изменений
  • в 4% компаний намерены даже сократить зарплату;
  • 73% опрошенных бизнесменов не повышали зарплаты в 2021 году.

Соответственно, едва ли не половина компаний планирует буквально прямо нарушить требования ТК РФ – оставить зарплату без изменений (несмотря на рост цен) или вообще снизить ее. При этом половина компаний полагает, что в 2022 году выручка и прибыль вырастут, а многие намерены даже нанимать дополнительных сотрудников.

Что касается зарплат по отдельным профессиям, об этом рассказали на платформе «Рокет Ворк»:

  • больше всего вырастут зарплаты в IT-сфере – с учетом перехода экономики на «цифровые рельсы», компании сильно нуждаются в специалистах, и готовы платить им огромные зарплаты;
  • зарплаты вырастут в тех сферах, где традиционно занято много мигрантов – строительство, ЖКХ, аграрный сектор и сфера услуг. Только в 2021 году зарплаты строителей и мастеров выросли на 25-30%, в 2022-м тренд может продолжаться. Также вырастут зарплаты грузчиков, складских рабочих, курьеров и водителей – в 2021 году им повысили зарплаты на 25%, но их по-прежнему не хватает;
  • платформы, работающие с самозанятыми, тоже будут повышать их гонорары – ведь курьеры, мастера и строители для разовых работ по-прежнему востребованы;
  • в секторе малого и среднего бизнеса зарплаты будут расти медленно – в 2021 году они заметно снизились (с 37 до 30 тысяч рублей), и весь сегмент по-прежнему страдает от ограничений, связанных с пандемией.

А россияне ожидают от работодателей именно повышения зарплат. Как показало исследование, проведенное сервисом SuperJob, около 55% россиян ожидают от руководства прежде всего роста зарплат. Этот вариант победил среди всех – лишь треть опрошенных ждет стабильности в работе, 27% – адекватного руководства, четверть работников ждет карьерного роста.

Что делать, если зарплата не растет?

Статья 134 ТК РФ требует, чтобы работодатели периодически индексировали зарплату в связи с ростом потребительских цен. Кодекс оговаривает лишь то, что работодатель обязан вписать повышение зарплат в коллективный, трудовой договор или ной локальный нормативный акт.

По факту, однако, это вызывает достаточно большие вопросы. Так, Роструд требует, чтобы работодатель обязательно включал этот пункт в нормативные акты – то есть, он может выписать штраф, даже если работодатель по факту повышает зарплату (но без указания этого в документах).

Если же работодатель не повышает зарплату в связи с ростом цен, то сначала стоит пожаловаться в государственную инспекцию по труду. Работодателя могут привлечь к ответственности – либо за отсутствие в локальных нормативных актах пункта об индексации, либо за отказ соблюдать установленное требование по повышению зарплаты.

Что касается судебной практики, то она неоднозначна.

Если работникам не индексируют зарплату, суд будет исходить из конкретной ситуации:

  • работодатель просто не повышает зарплату несколько лет. Это однозначное нарушение ТК РФ, поэтому работодателя оштрафуют и обяжут повысить зарплату;
  • зарплата по факту повышается, но это не закреплено в документах. Это спорный момент – если зарплата действительно растет, работодателя могут даже не привлечь к ответственности. Суды считают, что прежде всего – повышение суммы заработка у работников, а не документы;
  • работодатель повышает зарплату за счет премии, но не повышает оклад. Здесь нет единого мнения – суд может посчитать, что премия является стимулирующей и поощрительной выплатой, а потому работодатель обязан повышать именно оклад. Но если повышение зарплаты за счет премии прописано в документах, у суда не будет претензий;
  • зарплаты не повышаются, потому что организация работает в убыток. Здесь суды тоже могут посчитать, что обязанность повышать зарплату – не безусловная, и должна учитывать экономическое положение работодателя. А потому, если у компании финансовые проблемы, ее могут не наказать за сохранение зарплат на прежнем уровне.

Поэтому единственно верного варианта нет – работодатель может не повышать зарплату, потому что находится на грани банкротства (и тогда очередной штраф приведет к его закрытию). А может быть и такое, что индексация привязана к премии – если это сделано официально, то работодатель законно может не повышать зарплату тем, кто по каким-то причинам остался без премии.

Кроме того, все это не распространяется на тех, кто работает неофициально, по договору ГПХ или как самозанятый.

Читайте также:
Внесение изменений в ПВТР (правила внутреннего трудового распорядка) в организации: образец дополнений и приказа

Приложение N 1. Размеры окладов (тарифных ставок) работников

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 11 октября 2020 г. – Приказ ГУСП от 24 сентября 2020 г. N 146

Размеры окладов (тарифных ставок) работников

С изменениями и дополнениями от:

2 сентября 2019 г., 24 сентября 2020 г.

I. Размеры тарифных ставок по профессиям рабочих, включенным в профессиональные квалификационные группы

Профессиональные квалификационные группы 1

Размер тарифной ставки (в рублях)

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 248н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих” (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2008 г., регистрационный N 11861) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 417н (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2008 г., регистрационный N 12150).

II. Размеры тарифных ставок по профессиям рабочих, не включенным в профессиональные квалификационные группы

Размер тарифной ставки (в рублях)

Аппаратчик химической водоподготовки

Оператор водозаборных сооружений

Слесарь по обслуживанию котельного оборудования

Старший оператор водозаборных сооружений

Оператор по обслуживанию электрических котлов

Слесарь по ремонту котельного оборудования

Техник-электромеханик по лифтам

Техник-наладчик по лифтам

III. Размеры окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, включенным в профессиональные квалификационные группы

Профессиональные квалификационные группы 1

Размер оклада (в рублях)

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые должности служащих первого уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые должности служащих второго уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

5 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые должности служащих третьего уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

5 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих” (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 г., регистрационный N 11858) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. N 718н (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2009 г., регистрационный N 13140).

IV. Размеры окладов по должностям руководителей, специалистов и служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы

Размер оклада (в рублях)

Администратор службы приема и размещения

Мастер по эксплуатации тепловых сетей

Техник по благоустройству

Техник по обслуживанию, ремонту и устранению аварий

Техник по санитарному содержанию

Техник по эксплуатации зданий

Инженер связи (телекоммуникаций)

Специалист административно-хозяйственной деятельности

Специалист по административно-хозяйственному обеспечению

Специалист по закупкам

Специалист по кадровому делопроизводству

Специалист по мобилизационной работе

Специалист по охране труда

Специалист по противопожарной профилактике

Заведующий банно-прачечным комбинатом

Специалист по персоналу

Старший специалист по закупкам

Ведущий инженер связи (телекоммуникаций)

Ведущий специалист по мобилизационной работе

Ведущий специалист по пожарной безопасности

Директор культурно-спортивного комплекса

Начальник отдела по эксплуатации жилого фонда

V. Размеры должностных окладов руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров образовательных организаций

Размер оклада (в рублях)

Главный бухгалтер дошкольной образовательной организации (в зависимости от количества групп):

до 8 (включительно)

Заместитель заведующего дошкольной образовательной организацией (в зависимости от количества групп):

до 8 (включительно)

Заведующий дошкольной образовательной организацией (в зависимости от количества групп):

до 8 (включительно)

Главный бухгалтер общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):

до 1 000 (включительно)

Заместитель директора общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):

до 1 000 (включительно)

Директор общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):

до 1000 (включительно)

VI. Размеры окладов по должностям медицинских и фармацевтических работников, включенным в профессиональные квалификационные группы

Профессиональные квалификационные группы 1

Размер оклада (в рублях)

Профессиональная квалификационная группа “Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня”

1 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Средний медицинский и фармацевтический персонал”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

5 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Врачи и провизоры”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа “Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)”

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников” (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10190) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 657н (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12795), от 2 августа 2011 г. N 861н (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2011 г., регистрационный N 21728) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2017 г., регистрационный N 46149).

VII. Размеры окладов по должностям медицинских и фармацевтических работников, не включенным в профессиональные квалификационные группы

Зарплата бюджетников в 2022 году в России

Последние новости из Кремля сообщают, что в 2021 году рост зарплат бюджетникам составит 6,8%. С 2022 года в России работники бюджетной сферы начнут получать оплату труда по новым правилам. Средства закладываются в бюджете страны.

Читайте также:
Автобиография для военкомата: образец, как правильно написать

Как будет рассчитываться зарплата бюджетникам

С 1 января 2022 года медики станут первыми, кто начнет получать зарплату на основе квалификационных групп. Правительство разрабатывает новую систему оплаты труда для всех бюджетных отраслей. Отдельный норматив подсчета зарплаты также введут для учителей, работников культуры, научных работников.

Уже сейчас по оплате труда медицинским работникам введены 4 категории. Профессиональные квалификационные группы включают в себя:

  • младший персонал;
  • средний персонал (фельдшера, медсестру);
  • врачей.

На размер оплаты труда медиков, как и других бюджетников, будут влиять:

  • сложность работы;
  • имеющиеся навыки;
  • образование;
  • опыт работы;
  • занимаемая должность.

Правительство РФ, чтобы сделать требования к зарплатам едиными на федеральном уровне, пропишет каждой отрасли стимулирующие выплаты, компенсации, поощрения.

Зарплата бюджетников в 2021-2022 годах в России

Изменения в начислениях зарплаты работникам государственных и муниципальных предприятий происходит три раза в год: 1 апреля, 1 июня и 1 октября. Федеральным бюджетом повышение окладов работникам гос. учреждений в 2021 году заложено в размере 6,8%. В этом году изменения в оплате не достигнут бюджетных сфер. Но с 1 января 2022 года многое изменится.

В 2021-2025 годах в России происходит поэтапная оптимизация системы оплаты труда. Вопрос, с какого времени бюджетники начнут получать измененную зарплату, возникает уже сегодня.

Изменения системы оплаты труда бюджетникам

Работники бюджетной и муниципальной сфер должны получать одинаковые зарплаты, независимо от региона проживания. По новому закону Правительство должно установить требования к отраслевым системам оплаты труда. Ведь к 2021 году сложилась картина, что за одинаковые обязанности работники, проживающие в разных областях, получают неодинаковую зарплату.

Пример. Педагог средней общеобразовательной школы в Сибири получает зарплату в 35 000 рублей. А педагог в Москве – 125 000 рублей. Часовая нагрузка, уровень образовательного учреждения, квалификация педагогов не отличаются.

Примечательно, что учитель средней школы в Центральной России получает зарплату на 3-7 тысячи ниже коллеги-сибиряка. За Уралом к зарплате прибавляется 15%-й северный коэффициент, а в столице на высокой оплате сказываются прибавки от мэра.

Реформирование системы оплаты труда призвано уменьшить долю премиальных выплат, заново вернуть тарифы в фонд оплаты труда. При этом оклад, как основа выплаты, должен не уменьшиться, а возрасти.

Что должны учитывать новые зарплаты

Зарплата бюджетников складывается из нескольких частей:

  • основного оклада;
  • индивидуальной премии;
  • доплаты за вредность;
  • оплаты сверхурочных, праздничных и выходных;
  • надбавок за стаж, ученую степень и звание.

Нововведения должны коснуться увеличения доли оклада и уменьшения премии. По настоящим правилам большая часть выплат за труд приходится на оклад. По мнению профсоюзов, размер оклада не должен быть меньше 80%. По мнению депутатов ГосДумы, величина оклада может колебаться от 50 до 70%. Разница достаточно большая.

От дополнительных выплат и поощрений к окладу работникам отраслей региональные власти отказаться не смогут. Во-первых, закон не допустит уменьшения размера оплаты. Во-вторых, врачей и учителей нужно мотивировать финансово, чтобы возникало желание работать.

В любом случае деньги на увеличенный размер оклада приходится искать в бюджете страны. Так как на 2021 год выделение средств запланировано и расписано, нужно ждать 2022 года.

Основа расчета зарплаты бюджетникам

Расчет заработной платы по новым правилам должен основываться на МРОТ в регионе. Должны учитываться и такие местные факторы, как климатические особенности, вредные условия проживания. «Северный коэффициент» в зависимости от района проживания составляет от 15 до 50%. Он также должен учитываться при расчетах новых зарплат.

Повышение минимального размера оплаты труда до размера уровня прожиточного минимума усреднило зарплаты технического и квалифицированного персонала. Зарплата педагога сравнялась с зарплатой технички. Поэтому нужно вводить дифференциацию оплаты по условиям труда и квалификации. Целевые соотношения в оплате труда бюджетников должны быть сохранены.

Когда бюджетники получат увеличенную зарплату

Повышение зарплат социальным работникам, медикам, учителям по большей части происходит на бумаге. Цены растут каждый месяц, а приличные цифры зарплат – это величины среднего уровня по региону.

Президент страны поручил Правительству сделать расчеты по зарплатам прозрачными. Запланировано вывести размер оплаты труда бюджетникам на уровень 200% от средних по региону.

Как будет рассчитываться зарплата по новому закону:

  1. Разрабатывается предложение о возвращении к тарифной сетке.
  2. Премия должна составлять не менее 5%.
  3. Надбавки за стаж будут варьироваться от 10 до 30%.
  4. Общая доплата может составлять от 60 до 120% размера оклада.

По принятым поправкам к Трудовому Кодексу, Правительство должно разработать новые требования к установлению зарплат в каждой отрасли. Первыми получат зарплату по измененным правилам медики. Это произойдет с 1 января 2022 года. Затем изменения коснутся и других сфер.

Итоги

Увеличение МРОТ в 2021 году превысило уровень прожиточного минимума, это усреднило зарплаты техперсонала и квалифицированых кадров.

Чтобы зарплата уборщиц не оставалась на одном уровне с зарплатами учителей, Правительство будет вводить оплату труда в зависимости от сложности.

С 1 января 2022 года медики станут первыми, кто начнет получать зарплату на основе квалификационных групп с добавками от местных властей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: