Страхователям с вредными производствами надо платить по доптарифу

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

Читайте также:
Для табачных изделий предлагается ввести сбор на экологию

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени. «Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Читайте также:
Больше всего россиян волнует климат в коллективе

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Тариф страховых взносов на 2021 год в таблице

  • Кто обязан уплачивать страховые взносы?
  • Группы страховых тарифов
  • Основные, пониженные, дополнительные тарифы
  • Тарифы взносов по закону № 125-ФЗ
  • Как сэкономить на тарифе?
  • Тарифы для предпринимателей
  • Формула комбинированного тарифа для ИП
  • Расчет взносов по формуле комбинированного тарифа
  • Итоги

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Плательщики страхвзносов перечислены в ст. 419 НК РФ:

Подробнее о плательщиках страхвзносов см. в этой публикации.

Группы страховых тарифов

Тариф страхвзносов — это установленная в законодательстве ставка, с помощью которой рассчитываются обязательства страхователя. По каждому виду взносов устанавливается свой тариф.

Условно тарифы страхвзносов можно разделить на 4 группы:

  • процентные — устанавливаются в процентах от базы страхвзносов (например: 22%, 5,1% и др.);
  • суммовые — указываются в твердых суммах без привязки к базе страхвзносов (например, фиксированные взносы ИП за себя);
  • комбинированные — представляют собой сочетание процентного тарифа с суммовым (к примеру, тариф взносов для ИП за себя при доходе более 300 000 руб.).

Далее остановимся подробнее на тарифах страховых взносов на 2021 год.

Основные, пониженные, дополнительные тарифы

Тарифы по страховым взносам на2021 год для наглядности представлены в виде таблицы/схемы с использованием для каждого вида взносов информации из НК РФ по статьям:

  • 425 (основные тарифы на текущий год);
  • 427 (пониженные тарифы страховых взносов);
  • 428, 429 (дополнительные тарифы).

Для субъектов МСП с апреля 2020 года действуют пониженные тарифы страхвзносов:

Пример от КонсультантПлюс:
Работнику в апреле 2021 г. начислена зарплата за апрель – 20 000 руб. и премия за 1 квартал – 10 000 руб. Выплаты за апрель сверх МРОТ – 17 208 руб. (30 000 руб. – 12 792 руб.). Взносы с зарплаты за апрель в пределах МРОТ: на ОПС . Получите пробный доступ к системе К+ и переходите к расчетному примеру, чтобы наглядно разобраться с новым порядком расчета взносов. Это бесплатно.

Пониженные тарифы страховых взносов

Помимо пониженных взносов, для ряда налогоплательщиков НК предкусматривает повышенные взносы:

Читайте также:
Тюменская область будет пользоваться новой системой налогообложения недвижимости

Отдельные доптарифы предусмотрены ст. 429 НК РФ на соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников компаний угольной промышленности.

Полноту, правильность и своевременность уплаты вышеуказанных страхвзносов курируют налоговики.

Тарифы взносов по закону № 125-ФЗ

По закону об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний от 24.07.1998 № 125-ФЗ уплачиваются взносы «на травматизм».

Это обязательные платежи, перечисляемые страхователями в ФСС. Из них физлицам выплачиваются компенсации за вред здоровью (полученный при выполнении трудовых обязанностей).

Этот вид страхвзносов (в отличие от вышеперечисленных) не контролируется налоговиками. Их курирует соцстрах.

Отличия этого вида взносов от прочих обязательных страхвзносов заключается в особой технологии их определения (индивидуальном подходе).

С тарифами страховых взносов на 2021 год «на травматизм» можно ознакомиться в ст. 1 закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

В 2021 годах (как и в предыдущие годы) действуют 32 тарифа взносов «на травматизм» — отдельный тариф по каждому классу профессионального риска.

Тариф взносов «на травматизм» отличается от иных страхвзносов специфичным способом их установления:

  • для каждого страхователя тарифы устанавливаются ежегодно специалистами соцстраха;
  • их величина зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности организации;
  • основной вид деятельности нужно подтвердить, представив в ФСС (ежегодно не позднее 15 апреля) пакет документов (заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение и копию пояснений к бухгалтерскому балансу);
  • при отсутствии этого пакета документов специалисты фонда самостоятельно установят тариф взносов исходя из вида деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска.

Рассмотрим на примере, как зависит тариф взносов «на травматизм» от наличия/отсутствия подтверждения основного вида деятельности.

Как сэкономить на тарифе?

Посмотрите, как влияет на размер тарифа своевременное подтверждение основного вида деятельности компании.

ООО «СтройПроект» получило выручку в прошлом году в следующем размере (по видам деятельности):


* Класс профессионального риска специалисты ООО «СтройПроект» взяли из приложения к приказу Минтруда от 30.12.2016 № 851н.

** Тариф взносов «на травматизм» указан в соответствии со ст. 1 закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Вывод: основной вид деятельности ООО «СтройПроект» — строительное проектирование — ОКВЭД 41.10 (наибольшая доля выручки: 31,24%). Тариф страховых взносов — 0,2.

Не позднее 15.04.2021 ООО «СтройПроект» следует отправить в ФСС необходимые бумаги для подтверждения основного вида деятельности.

Как относится ФСС к переносу крайних отчетных сроков, узнайте из публикации.

Изменим условия примера 1: ООО «СтройПроект» не стало подтверждать основной вид деятельности.

В результате специалисты фонда самостоятельно установили тариф страхвзносов «на травматизм» для ООО «СтройПроект», выбрав максимальный тариф — 1,2.

Вывод: отсутствие в ФСС подтверждающих основной вид деятельности ООО «СтройПроект» бумаг привело к ситуации, когда фирме придется уплачивать взносы в размере, в 6 раз превышающем «подтвержденный» тариф.

Тарифы для предпринимателей

ИП рассчитывают и уплачивают взносы по двум схемам:

  • как работодатели (исчисляя страхвзносы с доходов своих сотрудников);
  • за себя (вне зависимости от того, есть у ИП наемные работники или нет).

При этом за себя ИП уплачивает взносы на ОПС и взносы на медстрахование. На этом обязательная часть по страхвзносам для ИП заканчивается. Но остается возможность добровольной уплаты взносов в рамках страхования на случай наступления нетрудоспособности или в связи с материнством. При уплате таких взносов предприниматель имеет право получать пособие при наступлении страхового случая (болезни или родов).

Подробнее о тарифах страховых взносов на 2021 год для ИП узнайте из следующего раздела.

Формула комбинированного тарифа для ИП

Тарифы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в 2021 году:

  • установлены в виде фиксированного платежа (если доходы ИП не превышают 300 000 руб.);
  • исчисляются комбинированным способом при доходе свыше 300 000 руб. (фиксированный платеж + процент от превышения дохода над суммой 300 000 руб.).

В 2021 году страхвзносы на ОПС (СВОПС) исчисляются следующим образом (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Если Д ≤ 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб.

Если Д > 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб. + 1% × [Д – 300 000 руб.]

При этом СВОПС за расчетный период не может превышать 8-кратного фиксированного размера страхвзносов на ОПС.

Иными словами, если доход ИП за 2021 год не превысил 300 000 руб., никакие расчеты ему не нужны. Сумму страхвзносов на ОПС он возьмет из НК РФ: 32 448 руб. Если граница в 300 000 руб. превышена, без расчета не обойтись. Пример такого расчета см. далее.

Расчет взносов по формуле комбинированного тарифа

Разберемся с расчетом пенсионных взносов при доходах ИП в 2021 году свыше 300 000 руб.

ИП Красильников Е. Т. применяет общую систему налогообложения и работает без привлечения наемного труда. Показатели его работы в 2021 году:

  • доходы — 5 638 339 руб.;
  • расходы — 4 060 788 руб.

Таким образом, для расчета взносов на ОПС доходы ИП Красильников Е. Т. (уменьшенные на сумму расходов) составили 1 577 551 руб. (5 638 33 – 4 040 788).

Так как 1 577 551 руб. превышает 300 000 руб., Красильникову Е. Т. необходимо применить формулу для расчета суммы взносов на ОПС за 2021 год:

СВОПС = 32 448 + 1% × (1 577 551– 300 000) = 45 223,51 руб.

Сроки для уплаты взносов за себя отличаются от сроков уплаты взносов за отрудников, а также от сроков перечисления 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.

Не ошибиться в расчетах вам поможет готовое решение от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Читайте также:
Минфин предлагает считать криптовалюты «иным имуществом»

С разнообразными расчетными формулами знакомьтесь с помощью статей:

Итоги

Тарифы страховых взносов устанавливаются законодательством в процентах или в фиксированной сумме (взносы ИП за себя при доходе не более 300 000 руб.) либо сочетают в себе процентный и фиксированный тарифы (взносы ИП за себя с доходов свыше 300 000 руб.). Тарифы взносов (основные, пониженные и дополнительные) установлены в Налоговом кодексе, а порядок определения тарифов «на травматизм» — законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Страхователям с вредными производствами надо платить по доптарифу

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона № 426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.

Проводить специальную оценку работодатель должен вместе со специализированной организацией, отвечающей требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Периодичность оценки – как минимум раз в пять лет, если нет оснований для внепланового ее проведения. Результаты, полученные при аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, действуют пять лет, а значит, 31 декабря 2018 года их срок действия истекает и потребуется проведение очередной спецоценки (п.4, 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

Оценка трудовых условий не требуется в отношении работников-надомников и дистанционных сотрудников, а также лиц, работающих у граждан, не являющихся ИП (ст. 3 закона № 426-ФЗ). К определенным видам рабочих мест применяется особый порядок спецоценки, например, для подземных работ (постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290).

ТАРИФЫ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ДОПВЗНОСОВ

На размер дополнительных страховых взносов влияет вид работ, выполняемых работником, и результат спецоценки. Чем более высокий уровень опасности и вредности условий труда установлен оценкой, тем выше будет тариф для начисления дополнительного пенсионного взноса.

По уровню «вредности и опасности» все условия труда распределены на классы:

– 1 – оптимальные;
– 2 – допустимые;
– 3 – вредные;
– 4 – опасные.

Какой подкласс будет присвоен условиям труда в результате спецоценки, такие дополнительные тарифы страховых взносов и будут применяться работодателем:

– 0 % – оптимальный (1 класс) и допустимый (2 класс),
– 2 % – вредный (подкласс 3.1),
– 4 % – вредный (подкласс 3.2),
– 6 % – вредный (подкласс 3.3),
– 7 % – вредный (подкласс 3.4),
– 8 % – опасный (4 класс).

Если спецоценка работодателем не проводилась, то начислять дополнительные взносы ему все равно придется, но уже по следующим тарифам:

– 9 % – для работников на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными условиями труда – так называемый Список № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ),
– 6 % – для работников с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и «малым спискам» (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

В отличие от страховых взносов по общим тарифам, для доптарифа не применяется ограничение облагаемой базы. Напомним: в 2016 году начислять взносы в ПФР по общему тарифу 22% можно, пока доход работника с начала года не превысит 796 000 рублей, а в 2017 году этот лимит вырастет до 876 000 рублей. Когда доход превышает данную планку, пенсионные взносы начисляются по пониженному тарифу 10%. На дополнительный тариф данное ограничение базы не действует.

ПРИМЕР

Работник трудится на работах с подклассом трудовых условий 3.3. За январь-ноябрь 2016 года сумма облагаемых выплат работника составила 796 000 рублей, в декабре – 75 000 рублей. Страховые взносы в ПФР за 2016 год будут начислены следующим образом.

Взносы за январь-ноябрь не превышают лимит облагаемой базы, поэтому применим тариф 22 %:

В декабре лимит базы с начала года превышен, применяем тариф 10 %:

Дополнительные страховые взносы начисляются, независимо от лимита облагаемой базы; для подкласса 3.3 тариф равен 6 %:

Всего в 2016 году будет начислено страховых пенсионных взносов:

141607, Московская обл.,
г.о. Клин, г. Клин,
ул. Дзержинского, д. 6а,
помещение 12

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

За работников, осуществляющих трудовую деятельность в тяжелых, вредных либо опасных условиях труда, работодатель отчисляет взносы в ПФР не только по общему 22%-ному тарифу, но и по дополнительному. Перечисление взносов по доп. тарифу требуется для того, чтобы соответствующий период работы был учтен в специальном стаже работника, дающем ему право на досрочное назначение пенсии.

Тариф дополнительных взносов устанавливается индивидуально, в зависимости от класса условий труда, определенного по итогам специальной оценки условий труда (СОУТ). Соответственно, чем сложнее и опаснее условия осуществления трудовой деятельности, тем выше доп. тариф.

Если работодатель по каким-либо причинам не организовал проведение спецоценки, перечислять дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд все равно нужно. Однако в этом случае ставка будет гораздо выше. Доптариф без СОУТ устанавливается с учетом вида осуществляемых работ — из Списка № 1, Списка № 2 или «малых» списков.

Дополнительный тариф страховых взносов по классам условий труда в 2022 году

Тариф дополнительных страховых взносов в ПФР определяется по результатам проведенной спец. оценки условий труда в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. По итогам СОУТ рабочему месту присваивается определенный класс опасности:

  1. Оптимальные условия труда или 1 класс. Устанавливается при отсутствии вредных или опасных производственных факторов и их влияния на человека, при выполнении гигиенических нормативов, а также поддержании высокого уровня работоспособности работника.
  2. Допустимые (2 класс). Устанавливается, когда имеется воздействие вредных или опасных факторов на работника, но на уровне, не превышающем установленные нормативы. В этом случае нормальное состояние организма человека восстанавливается после регламентированного отдыха либо к началу следующей смены (к следующему рабочему дню).
  3. Вредные (3 класс). В этом случае уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превышает установленные нормативы. При этом выделяют 4 степени воздействия указанных факторов на организм работника, поэтому условиям труда присваивают еще и подкласс — 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 соответственно.
  4. Опасные (4 класс). Работа в таких условиях может создать угрозу жизни работника, приводит к появлению и развитию тяжелых профессиональных заболеваний, потере работоспособности.
Читайте также:
При заполнении больничного шариковой ручкой пособие возмещается

Соответственно, чем опаснее условия работы, тем выше класс вредности и больше ставка, в соответствии с которой работодателю нужно будет перечислить доп. взнос в ПФР. Тарифные ставки закреплены в части 3 ст. 428 Налогового кодекса РФ и приведены далее в таблице:

Класс условий трудовой деятельности Подкласс Доптариф в процентах
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2
Оптимальный 1

Перечислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд необходимо со дня утверждения отчета о спецоценке. До этой даты взносы уплачиваются по тарифам, предусмотренным для рабочих мест, в отношении которых не проводилась СОУТ.

Доптариф за вредные условия труда без проведения спецоценки

Если работодатель не организовал специальную оценку рабочих мест, взносы в Пенсионный фонд необходимо отчислять по базовым тарифам, установленным частями 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса:

  • 9% от фонда оплаты труда (ФОТ) перечисляется за работников, трудящихся в горячих цехах, на подземных работах, во вредных условиях. Перечень таких профессий и работ еще иначе называют Список № 1.
  • 6% от ФОТ уплачивается за граждан, трудящихся в тяжелых условиях (Список профессий № 2), а также за работников из так называемых «малых» списков.

Нужно пояснить, что работодатели должны были организовать спецоценку условий труда работников еще до 31 декабря 2018 г. Тех, кто до сих пор ее не организовал, могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф (5-10 тыс. руб. для ИП и должностных лиц, 60-80 тыс. — для юр. лиц).

На какие выплаты начисляются страховые взносы по доп. тарифу

Начисление дополнительных страховых взносов происходит на все выплаты и вознаграждения в пользу работника. Причем ограничений по предельной величине базы для исчисления взносов, как это предусмотрено для базового 22%-ного тарифа, в отношении дополнительных взносов не установлено.

Если работник находится на больничном, в ежегодном оплачиваемом или учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и так далее, он все равно считается занятым в тяжелых или вредных условиях труда. На все выплаты, которые получает работник в течение этих периодов, страховые взносы начисляются и по базовому, и по дополнительному тарифу.

При этом не подлежат обложению допвзносами выплаты, перечисленные в статье 422 НК РФ:

  • компенсации стоимости питания;
  • компенсации расходов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации;
  • выплаты в связи с увольнением работника;
  • единовременная материальная помощь размером до 4 тыс. руб. и другие выплаты.

Если работник частично занят на «вредных» работах, это тоже нужно учитывать при расчете размера допвзносов. К примеру, если в отчетном месяце работник трудился 120 часов, и из них только 30 часов во вредных условиях труда, тогда дополнительные взносы должны начисляться на 0,25 от величины ФОТ.

Кто платит дополнительные взносы и в какие сроки

Уплата страховых взносов как по общему, так и по дополнительному тарифу возложена на работодателей. Если такое перечисление не происходит, стаж работы на вредном или тяжелом производстве не зачтут в спецстаж работника, а это лишает его возможности уйти досрочно на пенсию по старости.

  • Сроки перечисления дополнительных взносов в ПФР такие же, как и для основных. Перечисление должно произойти не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Например, взносы за январь необходимо уплатить до 15 февраля.
  • Взносы перечисляются в Федеральную налоговую службу, так как именно ФНС является администраторам по всем взносам во внебюджетные фонды.

Стоит отметить, что работодатель должен отчислять взносы в ПФР как по общему тарифу, так и по дополнительному. К примеру, за работников, трудящихся в опасных условиях (4 класс по СОУТ), нужно перечислять взносы в размере 30% от ФОТ: 22% по общему тарифу и 8% по дополнительному.

72 региона переходят на налогообложение недвижимости по кадастру

С 11 августа 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) с многочисленными изменениями в отдельные законодательные акты РФ, устанавливающие правила применения кадастровой оценки (стоимости). В том числе, при налогообложении недвижимого имущества.

Основная цель этих изменений законодательства – недопущение при налогообложении недвижимости применения кадастровой стоимости объекта, существенно превышающей его рыночную стоимость.

Назовём основные нововведения в налогообложении недвижимости по кадастровой стоимости, введённые Законом № 269-ФЗ:

ИЗМЕНЕНИЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Установлен режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром. В частности, это постоянное наблюдение не только по формальным признакам соответствия требованиям закона, но и на предмет соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Персональная ответственность руководителей указанных учреждений за качество принимаемых решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении её в размере их рыночной стоимости.

Читайте также:
Питерским компаниям по переработке мусора предложат налоговые льготы

Теперь в целях налогообложения кадастровую стоимость земельного участка (в случае ее изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) будут применять с даты внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания.

Если ошибки в кадастровой стоимости

В отношении исправления уже имеющихся ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки предусмотрено распространение на них правил массового исправления ошибок, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ). Это:

  • рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов РФ обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, в т. ч. через МФЦ;
  • их исправление без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одновременно Закон № 269-ФЗ уточнил основания для исправления ошибок и сократил сроки их исправления.

2022 и 2023 годы будут определяющими

Для актуализации налоговой базы Закон № 269-ФЗ устанавливает проведение:

  • в 2022 году – во всех субъектах РФ государственной кадастровой оценки земельных участков;
  • в 2023 году – объектов капитального строительства.

Комментарии ФНС России

Свои разъяснения о применении сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости после вступления в силу Закона № 269-ФЗ ФНС России привела в письме от 07.08.2020 № БС-4-21/12820.

Так, сведения о кадастровой стоимости применяют в соответствии со ст. 378.2, 391 и 403 Налогового кодекса РФ. А что не урегулировано НК РФ – в соответствии с Законом № 269-ФЗ.

Для налогообложения берут кадастровую стоимость, сведения о которой внесены в ЕГРН.

Дату начала применения кадастровой стоимости определяют в соответствии со сведениями ЕГРН. Исключение составляют случаи, когда НК РФ закреплен другой порядок (например, при оспаривании кадастровой стоимости по решению суда).

При установлении уполномоченным бюджетным учреждением субъекта РФ кадастровой стоимости недвижимости как рыночной её применяют с 1 января года, в котором в это учреждение подало соответствующее заявление.

НК РФ не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления её уполномоченным бюджетным учреждением субъекта РФ в размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа госвласти региона о дате перехода к применению новых правил (ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ), применение для налогообложения недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии с ними, происходит:

  • с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости, на основании которого принято решение о её установлении;
  • не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Заключение

Важно, что новые правила налогообложения недвижимости по кадастру не влекут автоматического пересчета ранее определенной кадастровой стоимости.

Теперь применение кадастровой стоимости будет более экономически обоснованным, в том числе при налогообложении имущества.

Налог на имущество в 2021 году

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

За последние годы правилах уплаты налога на имущество появились некоторые новшества. Изменилась форма декларации, скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появились новые основания, по которым её можно изменить. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2021 году.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2020 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2020 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@ ). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

С каких объектов платят налог на имущество в 2021 году

С какого имущества организации платят налог? Главный признак такого имущества — оно относится к недвижимости. В перечень недвижимого имущества попадают:

  • здания, строения, сооружения, садовые дома, хозяйственные сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые и нежилые помещения с неотделимыми улучшениями;
  • предприятие, единый недвижимый комплекс;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, зарегистрированные в установленном порядке.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта без значительного ущерба. При этом записи в ЕГРН может и не быть, суды признают недвижимостью даже незарегистрированные объекты.

Читайте также:
Аксаков хочет превратить майнинг в бизнес

Еще один признак — учет на балансе в качестве основных средств. Это касается объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, и прописано в п. 1 ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог по кадастровой стоимости с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств (для этого должны быть выполнены дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже). Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Важно, чтобы при этом налоговая база определялась как кадстровая стоимость. Оборудование к установке, отраженное на счете 07, не облагается налогом.

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не подпадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2020 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку

« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

По среднегодовой стоимости

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Читайте также:
Частное имущество принесет бурятам большую налоговую нагрузку

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей
Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

По кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Воздушный Шар» владеет торговым центром, который облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. На 1 января 2021 года его кадастровая стоимость составила 120 000 000 рублей. Ставка налога на имущество в регионе — 2 %.

Авансовый платеж за I квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за II квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за III квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Налог к уплате по итогам года = 120 000 000 × 2 % – 1 800 0000 = 600 000 рублей.

Особенности расчета налога и авансовых платежей

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2021 года изменяется форма декларации, она утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

Читайте также:
ЕАЭС призывают к совместному развитию правовой базы по криптовалютам

В новой форме изменения незначительные. В первом разделе добавилась строка «Признак налогоплательщика» в которой надо указать, перенесены ли в организации даты авансовых платежей и по какой причине. Также добавлена строка для организаций , заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для раздела 2 утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом.

Декларация по налогу на имущество за 2020 год сдается до 30 марта 2021 года, с учетом переноса.

Сдавайте отчетность по имуществу в налоговую по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору. За непредставление декларации в срок предусмотрен штраф по ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2022 году

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Какие еще изменения ждут россиян в новом году, «РБК-Недвижимость» рассказывает вместе с экспертами Федеральной налоговой службы (ФНС) и юристами.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

  • Основание — Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).

«Стоимость проданного объекта недвижимого имущества (имущества) или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета. Если доходы от продажи имущества превышают размер вычетов, обязанность по предоставлению в инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ сохраняется», — пояснили в пресс-службе ФНС.

Бычкова Ирина, ведущий юрист налоговой практики Amulex.ru:

— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

  • Основание — Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

По итогам года в отношении всех лиц, у которых имеется неиспользованный остаток имущественного вычета, налоговая автоматически проведет проверку всех условий и при наличии возможности получения вычета сформирует в личном кабинете предзаполненное заявление для подписания. «Данный порядок будет применяться с 2022 года и распространяться на вычеты, частично полученные в 2021 году (право на получение которых возникло с 2020 года)», — пояснили в ФНС.

Любовь Филимонова, руководитель бухгалтерской компании «Фаворит»:

— По новым правилам, суммы вычетов инспекторы определят по сведениям, которые получают от налоговых агентов, банков и онлайн-касс. Вычет дадут, если в ФНС есть данные о доходах физлица и перечисленных суммах НДФЛ. Заявление на новом бланке с реквизитами банковского счета граждане смогут сформировать и отправить в ИФНС через личный кабинет на сайте nalog.ru. Поступающие заявления инспекторы будут проверять только один месяц вместо трех, а на выплату отводится 15 дней вместо прежних 30. Однако если налоговики заподозрят нарушения, срок камералки продлят до трех месяцев.

Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

  • Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.
Читайте также:
Тюменская область будет пользоваться новой системой налогообложения недвижимости

«Нововведение распространяется и на те случаи, когда доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи», — добавили в ведомстве.

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.

Кирилл Кулаков, первый замгендиректора Центра независимой экспертизы собственности (ЦНЭС), президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков», д. э. н.:

— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

  • в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах» (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
  • в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности».

«В такой ситуации исчисление налога будет производиться по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (для «прочих земель»), начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений», — рассказали в ФНС. Норма направлена на обеспечение использования земель по целевому назначению, добавили там.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: