Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году: размеры ставок за НВОС согласно нормативно-правовому законодательству, таблица, чем и как руководствоваться

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Если в процессе работы организации или предпринимателя образуются вредные выбросы, сбросы и отходы, нужно платить за это Росприроднадзору. Расскажем, кого это касается и как рассчитать платежи.

  • Кто и за что платит
  • Как поставить на учёт объект НВОС
  • Когда и как платить
  • Как рассчитать платежи за НВОС
    • За квартал
    • За год
  • Когда и как отчитываться
  • Что будет, если не заплатить или не отчитаться
  • Как отразить плату за НВОС в учёте

Кто и за что платит

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.

Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:

  • I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
  • II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
  • III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
  • IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.

Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.

Если на предприятии только объекты IV категории, платить не нужно, но они должны быть зарегистрированы в Росприроднадзоре. Если же кроме IV категории есть и другие, платят за все объекты, включая IV.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.

При подаче заявки:

  • определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
  • установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.

Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.

От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:

  • на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
  • с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
  • с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
  • с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).

Когда и как платить

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.

Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.

Читайте также:
ТКО и ТБО: в чем разница в 2021 году, основные отличия и расшифровка, чем отличаются и регламентируются твердые бытовые и коммунальные отходы

Сроки внесения платы за НВОС:

  • авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.

Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

  • за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
  • за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

За квартал

Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.

  1. 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
  2. 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
  3. Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).

Выбранный способ расчёта авансов указывают в декларации о плате за НВОС в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» по каждому объекту негативного воздействия.

Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.

За год

Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:

  1. Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
  2. Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
  3. Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
  4. Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  5. Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.

Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.

Когда и как отчитываться

С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.

Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.

Читайте также:
Система управления промышленной безопасностью (СУПБ): составление положения и его образец, порядок организации и управления, что такое СУПБ

За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

  • для организаций — 20000 – 80000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.

Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

На ОСНО и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» плату за негативное воздействие можно учесть в материальных расходах. Но только в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) и лимитов размещения отходов. Суммы превышений в расходы не включают. Если лимиты на размещение отходов не разработаны, вся сумма платы за НВОС по отходам будет сверхнормативной и в расходы не войдёт.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользо

вателя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ “Об охране окружающей среды”

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 “О плате за НВОС”*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик – региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ ” Об охране окружающей среды”) за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ – по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы – по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды – это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Читайте также:
Паспорт вентиляционной системы: порядок паспортизации систем, образец заполнения паспорта, скачать форму, срок действия паспорта вентиляционной установки

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Разъяснения для ОНВОС 3 категории – что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 “Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха”

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ 19) “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

Получается, что для ОНВОС 3 категории действует следующее правило:

  • показанное в отчете ПЭК количество выбросов и сбросов ЗВ (за исключением веществ 1, 2 класса опасности) признается количеством в пределах нормативов.
  • по веществам 1, 2 класса опасности у ОНВОС 3 категории имеются расчеты нормативов, следовательно для этих веществ превышения нормативов устанавливаются исходя из указанных расчетов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – сроки

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

ст. 16.4 ФЗ “Об охране окружающей среды”

  1. вносятся ежеквартальные авансовые платежи – в срок не позднее 20-ого числа следующего за отчетным кварталом месяца.
  2. За 4 квартал авансовые платежи не вносятся – вносятся уже скорректированная годовая плата за вычетом 3-ех кварталов.
  3. Субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год – самый простой вариант;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 10 марта года.

Несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрено 2 наказания:

  • статья 8.41 КоАП РФ;
  • оплата пеней, в том числе за несвоевременное внесение квартальных авансовых платежей, Об этом вы можете прочитать в статье 16.4 ФЗ ” Об охране окружающей среды”.
Читайте также:
Санитарно-защитные зоны 2021 года: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 с изменениями, последняя новая редакция, санитарная классификация

Ненормируемые вещества и плата

Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

пункт 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “Об охране окружающей среды”

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017) “О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него” .

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 “О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ”.

Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод – расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.

Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:

ПИСЬМО от 16 января 2017 г. № АС-03-01-31/502

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее – Распоряжение N 1316-р) в дополнении к письму от 07.10.2016 N ОД-08-02-31/20716 сообщает следующее.Распоряжением N 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень),В раздел I “Для атмосферного воздуха” Перечня включена позиция “взвешенные вещества”.Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как “взвешенные вещества”.Также сообщаем, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах” ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – ставки платы) содержат позицию “взвешенные вещества”.По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением N 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.

Система управления промышленной безопасностью (СУПБ): составление положения и его образец, порядок организации и управления, что такое СУПБ

от 17 августа 2020 года N 1243

(с изменениями на 30 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1082 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010144).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительство
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2020 года N 1243

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью

(с изменениями на 30 июня 2021 года)

1. Настоящий документ устанавливает требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью.

2. Документация системы управления промышленной безопасностью разрабатывается в целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, а также мероприятий, направленных на соответствие критериям оценки добросовестности, для опасных производственных объектов III, IV классов опасности.

3. Документация системы управления промышленной безопасностью разрабатывается для 1 организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (далее – эксплуатирующая организация), либо для 2 и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Отходы класса Д: что к ним относят, порядок вывоза, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, как образуются, классификация по цветам и классам, цвет мешка (пакета)

4. Документация системы управления промышленной безопасностью содержит:

а) заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) положение о системе управления промышленной безопасностью;

в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

д) иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.

5. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности содержит:

а) цели и обязательства эксплуатирующих организаций по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

б) обязательства эксплуатирующих организаций по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

в) обязательства эксплуатирующих организаций по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью.

6. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности утверждается руководителями эксплуатирующих организаций и размещается на сайтах эксплуатирующих организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (при наличии сайтов) либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

7. Положение о системе управления промышленной безопасностью содержит следующие сведения:

а) задачи эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующих организаций;

в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);

г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;

д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

з) порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;

и) организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью;

к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;

л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;

н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.

8. В случае если сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящих требований, содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о системе управления промышленной безопасностью указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о системе управления промышленной безопасностью не включаются.

9. Положение о системе управления промышленной безопасностью утверждается руководителем эксплуатирующей организации.

10. В эксплуатирующих организациях оформляются документально и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций:

а) планируемые мероприятия по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 календарного года;

б) планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на календарный год.

11. Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах должны охватывать необходимые мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках системы управления промышленной безопасностью, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности.

12. В эксплуатирующих организациях не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью.

13. При разработке документации системы управления промышленной безопасностью эксплуатирующая организация вправе применять международные, национальные и региональные стандарты, руководства по безопасности, иные методические рекомендации в части, не противоречащей требованиям промышленной безопасности.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”

Необходимость разработки на предприятии Системы управления промышленной безопасностью

Система управления промышленной безопасностью (СУПБ) – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (ОПО), в целях предупреждения аварий и инцидентов на ОПО, локализации и ликвидации последствий таких аварий (статья 1, Закона Луганской Народной Республики от 30.08.2019 № 80-III «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями) (далее – Закон). В соответствии с тем, Законом обязательность создания СУПБ возникает в случае если организация эксплуатирует ОПО I или II класса опасности.

Как видно из понятия, СУПБ является инструментом управления, который обеспечивает функционирование отдельных элементов промышленной безопасности, а именно:

  • определение целей и задач организаций, эксплуатирующих ОПО, в области промышленной безопасности;
  • идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО и связанных с такими авариями угроз;
  • планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на ОПО сторонними организациями;
  • координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на ОПО;
  • осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • безопасность опытного применения технических устройств на ОПО;
  • своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО;
  • участие работников организаций, эксплуатирующих ОПО, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на ОПО;
  • информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
Читайте также:
Разработка ПЛАРН (плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов): что это такое, расшифровка понятия, срок действия, кто разрабывает, образец плана, основания для разработки

Одним из ярких примеров элемента СУПБ является – производственный контроль, который в соответствии с п. 1.4 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО», является составной частью СУПБ.

С целью реализации мероприятий, предусмотренных Законом и функционирования СУПБ на предприятии, законодательством в области промышленной безопасности предусматривается документационное обеспечение СУПБ. Документация Системы управления промышленной безопасности на ОПО должна полностью соответствовать «Требованиям к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» утвержденных постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 17.03.2020 № 151/20.

СУПБ включает в себя следующие документы:

  1. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;
  2. Положение о системе управления промышленной безопасностью;
  3. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  4. Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  5. Иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.

Особо стоит отметить само Положение о системе управления промышленной безопасностью, которое является основополагающим документом в части обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Положение включает в себя широкий круг элементов системы управления промышленной безопасностью, начиная с задач, функций, структуры и заканчивая порядком идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий.

Положение о системе управления промышленной безопасностью содержит следующие сведения:

а) задачи эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующих организаций;

в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью;

г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций (лиц, на которых возложены такие обязанности в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики), их заместителей, работников в области промышленной безопасности;

д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

з) порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;

и) организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью;

к) порядок проведения пред аттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;

л) порядок проведения обучения и проверки знаний работников в области промышленной безопасности;

м) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

н) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;

о) обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Законом;

п) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий.

Положение о системе управления промышленной безопасностью утверждается руководителем эксплуатирующей организации или лицами, на которых возложены такие обязанности в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики, и размещается на сайте эксплуатирующих организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии сайтов) либо публикуется в официальных периодических печатных издания за счет средств заявителя в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

Перед организациями эксплуатирующих ОПО высокой и чрезвычайно высокой опасности не должно стоять выбора создавать или нет СУПБ. Но тем не менее, многие предприятия халатно относятся к этому вопросу, что зачастую, влечет за собой возникновение страшнейших аварии с человеческими жертвами. Конечно, само наличие СУПБ на предприятии не будет являться гарантом безопасности, но эта Система будет крепкой и надежной основой, связывающей все элементы безопасности предприятия в единое целое.

Любая организация, работающая с опасными производственными объектами наивысших классов опасности, обязана создать СУПБ на предприятии, ведь грамотно построенная СУПБ позволяет качественно контролировать и управлять технологическими процессами с точки зрения безопасности, тем самым предупреждая аварии и сохраняя жизни своим сотрудникам.

На всех эксплуатирующих организациях СУПБ это не просто набор документов, это прежде всего желание сохранить жизни людей от аварий. И, пожалуй, лучшим показателем эффективности СУПБ может служить низкий уровень аварий и травматизма.

Система управления охраной труда (СУОТ) — что это такое и как внедрить?

СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Читайте также:
Опасные производственные объекты: перечень 2021 года от Ростехнадзора, наименование ОПО для целей регистрации, порядок учета опасных производственных объектов, подлежащих регистрации

Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ

Инструкция для специалиста по охране труда:

Разработка положения СУОТ

Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.

СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

Внедрение СУОТ на предприятии

Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.

1. Проведите предварительную оценку охраны труда

Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:

Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.

2. Распределите обязанности по охране труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.

Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.

Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.

Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.

Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.

В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.

Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.

Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!

3. Разработайте политику по охране труда

Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.

Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.

В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

4. Поставьте цели в области охраны труда

Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.

Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.

5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:

  • процедура подготовки работников по охране труда согласно Положению 1/29 и ГОСТ 12.0.004-2015. Для тих целей разработайте:

— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

  • процедура организации и проведения специальной оценки условий труда с учетом закона 426-ФЗ;
  • процедура управления профессиональными рисками;
  • процедура проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований и пр. в соответствии с Приказом № 302н;
  • процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников (описываются в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка и проч.);
  • процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на основании Приказа Минздрава 290н;
  • процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами на основании Приказа Минздрава 45н;
  • процедура безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
Читайте также:
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец на 2021 год, кто сдает, как заполнять декларацию по плате за НВОС, кто должен сдавать, порядок предоставления

6. Составьте план мероприятий

После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.

7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.

По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)

Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.

Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.

8. Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.

10. Наладьте документооборот по СУОТ

Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.

Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.

Что проверит ГИТ по СУОТ?

При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.

В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».

При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.

Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 5000 руб.;
  • для организации – до 80 000 руб.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 руб.;
  • для организации – до 150 000 руб.

Особенности СУОТ для малых предприятий

Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.

Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.

В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.

Читайте также:
Комплексное экологическое разрешение с 2021 года: что такое КЭР и порядок его получения, сроки и выдача, получение для объектов 1 или 2 категории, форма заявки, расчет технологических нормативов, состав КЭР, последствия

В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.

Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ)

Согласно действующему законодательству (ФЗ №116), на всех промышленных объектах вне зависимости от класса их опасности, обязательна разработка системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), для этого составляется соответствующее положение.

Особенности создания структуры СУПБ на предприятиях.

Организационная структура СУПБ базируется на существующей системе управления производством, поэтому общее руководство возлагается, согласно действующему законодательству, на владельца предприятия или уполномоченное им лицо, то есть на руководителя, который обязан обеспечить функционирование СУПБ, включая создание соответствующих служб, назначения должностных лиц, ответственных за решение конкретных вопросов и задач промышленной безопасности.

По характеру объектов управления – социально-экономических систем управления в СУПБ является организационным. Формирование управленческих решений в СУПБ основывается на результатах анализа информации о состоянии промышленного объекта, учета существующих ограничений внешних воздействий, поэтому СУПБ относят к категории замкнутых систем. Информация в СУПБ может быть только документом, потому что эта система является подсистемой системы управления административной и хозяйственной деятельностью ОПО.

С созданием СУПБ решаются следующие основные задачи:

  • обеспечение комплексного подхода, взаимодействия администрации и общественных организаций при планировании и решении задач промышленной безопасности;
  • организация обеспечения безопасных и комфортных условий труда на всех стадиях выполнения работ;
  • оперативного выявления нарушений правил и нормативов охраны труда, определение причин их возникновения и принятия необходимых профилактических мероприятий;
  • координации и регулирования деятельности по обеспечению безопасных условий труда на промышленных объектах;
  • рационального использования материальных средств и других ресурсов, которые выделяются на нужды безопасности;
  • активизации повседневной профилактической работы на основе применения экономических методов управления промышленной безопасностью;
  • повышение материальной заинтересованности и ответственности коллективов в целом и отдельных их членов в реализации планов профилактических мероприятий, выполнении норм и правил охраны труда;
  • создание условий для максимально возможного снижения уровня травматизма на производстве, профзаболеваний и материальных потерь, которые ими вызваны, при существующем уровне техники, технологии и организации производства;
  • сохранения высокой работоспособности работников, необходимой для роста производительности труда, его качества и эффективности.

Что входит в состав положения по СУПБ?

Положение о системе промышленной безопасности состоит из нескольких разделов, которые включают следующие сведения:

  • описание промышленного объекта, где применяется СУПБ;
  • ссылки на нормативно-правовую базу, которая используется при создании документа;
  • цели, которые преследует предприятие создавая СУПБ;
  • обязанности персонала в области обеспечения промбезопасности;
  • план мероприятий, направленных на повышение безопасности работы на ОПО;
  • организация проведения аттестации работников предприятия по промышленной безопасности с последующей проверкой их знаний;
  • организация информирования структурных подразделений предприятия о методах промбезопасности на производстве;
  • список мероприятий, которые проводятся с целью предотвращения аварийных ситуаций на производстве, алгоритм действий сотрудников компании при возникновении ЧП;
  • стимулирование выполнения требований ПБ сотрудниками предприятия, ответственность персонала за нарушение правил и норм безопасной работы.

За несоблюдение правил промышленной безопасности на ОПО, предусмотрена административная ответственность, которая заключается в штрафных санкциях для руководителя предприятия – 30 тысяч рублей и отстранение от должности до 1 года, для компании – 300 тысяч рублей с возможностью приостановки работы до 90 дней.

Почему выгодно заказать услуги в центре «Стандарт»?

Положение по СУПБ составляется штатными специалистами предприятия, несущими ответственность за документацию по экологии и охране труда. Если объект, представляющий угрозу для окружающей среды, состоит из небольшого количества сотрудников, содержать в штате специалиста, отвечающего за промбезопасность на предприятии не целесообразно. Выгоднее в таком случае обратится к услугам сторонней организации, отдав составление положения СУПБ на аутсорсинг.

Центр «Стандарт» способен удовлетворить требования любого предприятия по составлению природоохранной документации, предоставив несколько выгодных преимуществ:

  • оформлением документов занимаются высококвалифицированные специалисты, имеющие значительный опыт по работе с промышленно опасными объектами, постоянно следящие за изменением законодательства и требованиями к правилам составление экологической документации;
  • центр гарантирует качество выполненной работы, так как отвечает за выполненные услуги, и, если возникнут вопросы по документам от проверяющих органов, всегда окажет помощь в разрешении проблем;
  • обратившись в центр «Стандарт», предприятие может значительно сэкономить на оплате труда штатного специалиста, который бы выполнял указанную работу;
  • цены характеризуются гибкостью и доступностью, рассчитываются индивидуально для каждого клиента, для постоянных заказчиков предоставляются значительные скидки по программе лояльности.

Промышленная безопасность

Нормативно-правовая база

Промышленная безопасность — система мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов. В ее основе лежит действующее в России законодательство, регулирующее сферу промбезопасности. Контроль над тем, как соблюдаются требования промышленной безопасности, поручен Ростехнадзору.

Основным законодательным актом в области промбезопасности является №116-ФЗ. Он дополняется многочисленными нормативно-правовыми документами, включая ФНиПы, Постановления российского Правительства и ведомственные документы Ростехнадзора.

Характерной особенностью законодательства в сфере промышленной безопасности является постоянное внесение изменений. Например, только в течение 2017-2018 года было принято 4 Федеральных закона, вносящих поправки в №116-ФЗ.

Читайте также:
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец на 2021 год, кто сдает, как заполнять декларацию по плате за НВОС, кто должен сдавать, порядок предоставления

Менее серьезные нормативные документы меняются еще чаще.

Правила промышленной безопасности

Одной из ключевых проблем законодательства, действующего в сфере промышленной безопасности, входит недостаточная проработанность некоторых нормативно-правовых актов. Поэтому Ростехнадзор вынужден постоянно проводить анализ нормативной базы и вносить необходимые корректировки.

Результатом такой работы контролирующего органа стала разработка новых “Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления”, которые заменили действовавший ранее ПБ 12-529-03 и были утверждены ведомственным Приказом №542. В число наиболее важных параметров этого документа входят:

  • Соответствие новому Техрегламенту по эксплуатации данной категории объектов
  • Внесение изменений, связанных с корректировками №116-ФЗ
  • Повышение требований в части показателей огнестойкости газопроводов низкого и среднего давления
  • Измененная структура документа
  • Введение нового сокращения ХОПО, которое обозначает химически опасные производственные объекты

Виды предоставляемых нами услуг

Промышленная безопасность производственных объектов включает в себя многоступенчатую и разветвленную систему мероприятий. В ее основе находятся две главных составляющих — оформление пакета документации и осуществление различных видов экспертных работ.

«Эталон Гарант» оказывает полный комплекс услуг, касающихся промбезопасности строительства и эксплуатации ОПО:

В соответствии с №116-ФЗ различают несколько видов ЭПБ, при проведении которых проверяется состояние технических устройств, зданий, проектной документации или документов, оформленных для ОПО — декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности объекта. В каждом из перечисленных случаев происходит проверка предмета экспертизы с точки зрения соблюдения требований промбезопасности.

Конечным результатом проводимой экспертизы выступает заключение эксперта, в котором специалист делает вывод о возможности дальнейшей эксплуатации предмета исследования и его соответствии установленным нормативам и стандартам, а также представляет рекомендации по устранению обнаруженных проблем.

Экспертное заключение вступает в силу только после регистрации в Ростехнадзоре.

Осуществление экспертизы декларации промбезопасности выступает обязательным мероприятием в том случае, если документ разработан как часть проекта по ликвидации, консервации или техперевооружению ОПО.

Целью экспертизы является проверка полноты и правильности содержащихся в декларации сведений.

Без проведения экспертизы и официальной регистрации полученного экспертного заключения в Ростехнадзоре приступать к работам по консервации, ликвидации или техперевооружению объекта не разрешается.

Утверждение экспертизы осуществляется в Центральном управлении контролирующей инстанции, так как региональные подразделения Ростехнадзора не имеют соответствующих полномочий.

Экспертиза используемых на ОПО технических устройств обоснованно считается одной из самых востребованных услуг в области промбезопасности. Это объясняется жесткими правилами нормативно-правовой базы, которые предусматривают необходимость ее осуществления в самых различных случаях, включая:

  • ввод техустройства в эксплуатацию
  • завершение нормативного срока использования оборудования
  • отсутствие или потеря эксплуатационной документации
  • завершение ремонта или замены отдельных комплектующих и запчастей
  • запуск оборудования после возникновения на объекте аварии или другой ЧС

Этот вид ЭПБ проводится в том случае, когда составляется проектная документация на ликвидацию, консервацию или техперевооружение ОПО. Приступать к любому из указанных мероприятий до проведения экспертизы не допускается.

Более того, при получении отрицательного экспертного заключения требуется внести необходимые корректировки, после чего снова провести ЭПБ проектной документации.

Заключение эксперта регистрируется в Ростехнадзоре, что является обязательным условием для начала работ по техперевооружению, ликвидации или консервации объекта.

Эксплуатация ОПО предусматривает проведение предварительной регистрации объекта.

В процессе осуществления этого мероприятия данные об ОПО вносятся в реестр, ведением которого занимается контролирующая инстанция в лице Ростехнадзора.

Заниматься эксплуатацией ОПО без Свидетельства о регистрации категорически запрещено и может привести к серьезным финансовым санкциям, а также административной и даже уголовной ответственности. Перечень конкретных действий, предпринимаемых при регистрации, зависит от класса опасности и технических характеристик объекта.

Разработка декларации промбезопасности является обязательным мероприятием для всех ОПО, которые по уровню опасности отнесены к 1 или 2 классу.

При составлении документа проводится комплексное обследование производственного объекта, а также оценка потенциально возможных рисков и негативных последствий возникновения аварийной ситуации.

Производственный контроль выступает важным элементом комплексной системы выполнения требований промбезопасности на любом ОПО.

Он осуществляется на основе положения, которое является документом внутреннего распорядка эксплуатирующей организации и разрабатывается индивидуально для каждого объекта с учетом его характерных особенностей и параметров.

Наличие ППК и четкое соблюдение установленных им правил является обязательным условием как для регистрации ОПО в Ростехнадзоре, так и для беспроблемного прохождения плановых и внеочередных проверок, проводимых контролирующей организацией.

Документ является одним из обязательных для любого промышленного объекта, признанного опасным. Это в равной степени относится как к прохождению процедуры регистрации ОПО, так и к проведению проверок со стороны контролирующей инстанции.

Положение о расследовании причин аварий и инцидентов относится к внутренним документам организации, занимающейся эксплуатацией ОПО. Поэтому в нем должны учитываться конкретные особенности и параметры объекта, что требует не только досконального изучения ОПО, но и знания требований действующего в области промбезопасности законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: