Стандартны аудиторской деятельности в 2021 году: федеральные, внутрифирменные, профессиональные, особенности проверки

Стандартны аудиторской деятельности в 2021 году: федеральные, внутрифирменные, профессиональные, особенности проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”. Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р 1 .

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности;

правовые основы регулирования аудиторской деятельности;

деятельность аудиторских организаций;

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Изменения терминологии законодательства об аудиторской деятельности

Введена новая терминология

В законодательство об аудиторской деятельности введены следующие новые термины и понятия:

Термин/понятие Определение Источник
Общественно значимая организация организация, поименованная в части 1 статьи 5.1 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” часть 1 статьи 5.1
Общественно значимая организация на финансовом рынке общественно значимая организация, поименованная в пунктах 2-5 части 1 статьи 5.1 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” часть 3 статьи 5.1
Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям часть 2 статьи 5.1
Аудиторская организация на финансовом рынке аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке часть 3 статьи 5.1
Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям; реестр ведет Федеральное казначейство часть 2 статьи 5.1, статья 5.4
Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке; реестр ведет Банк России часть 3 статьи 5.1, статья 5.4
Аудиторское заключение ненадлежащее в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований часть 7 статьи 6
Обязательные требования требования Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов подпункт “б” пункта 3 части 3 статьи 5.2
Руководитель аудита аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу часть 5 статьи 4
Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке надзор соблюдения аудиторскими организациями на финансовом рынке обязательных требований при оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке; осуществляет Банк России статьи 10 и 10.3

Уточнены отдельные термины и их определения

Уточнены следующие термины и понятия, а также их определения:

Термин/понятие Определение Источник
Стандарты аудиторской деятельности международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее – МСА и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов) часть 2 статьи 1
Бухгалтерская (финансовая) отчетность отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом “О консолидированной финансовой отчетности или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (ранее – отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация) часть 3 статьи 1
Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов (ранее – внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов) контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнения решений Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого контроля; осуществляют Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов статьи 10, 10.1-10.2
Присвоение статуса саморегулируемой организации аудиторов (ранее – внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов) принятие решения о присвоении статуса саморегулируемой организации аудиторов Минфином России статья 22.1

Исключены отдельные термины

Из законодательства об аудиторской деятельности исключены такие термины и понятия, как: “стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов” (заменен понятием “требования к аудиторским процедурам, установленные саморегулируемой организацией аудиторов”), “внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов” (заменен понятием “внешний контроль деятельности аудиторской организации, аудитора”), “контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов”, “государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов”.

Изменения правовых основ регулирования аудиторской деятельности

Уточнен предмет
Федерального закона “Об аудиторской деятельности”

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, предметом Федерального закона “Об аудиторской деятельности” являются правовые основы регулирования аудиторской деятельности и особенности саморегулирования в этой сфере (ранее – правовые основы регулирования аудиторской деятельности).

Одновременно в Федеральном законе “О саморегулируемых организациях” установлено, что особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности устанавливаются Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”.

Читайте также:
Чистые активы предприятия: это стоимостная оценка, соотношение с уставным капиталом ООО, по балансу

Расширен состав законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России (ранее – Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности). Среди других федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование аудиторской деятельности, например, – Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О банках и банковской деятельности”, “О консолидированной финансовой отчетности”, “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

В целях регулирования отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и Банком России должны быть приняты акты, предусмотренные Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”, другими федеральными законами. В частности:

Правительство Российской Федерации – положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Минфин России – перечень и сроки раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на их Интернет-сайтах, порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, правила открытых конкурсов на закупку аудиторских услуг общественно значимыми организациями;

Федеральное казначейство – порядок рассмотрения документов представляемых аудиторскими организациями для внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, порядок направления предписаний и запросов аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Банк России – дополнительные требования к раскрытию в аудиторском заключении результатов исполнения обязанностей, возложенных другими федеральными законами на аудиторскую организацию на финансовом рынке, дополнительные требования к перечню и срокам раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке на их Интернет-сайтах, дополнительные требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.

Уточнено понятие стандартов аудиторской деятельности

В соответствии с новой редакцией Федерального закона “Об аудиторской деятельности” под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее – международные стандарты аудита и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

В связи с этим аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (т.е. международными стандартами аудита), а также иными требованиями, установленными Банком России (для аудиторских организаций на финансовом рынке), саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” (ранее – в соответствии с международными стандартами аудита и стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

Расширен состав органов регулирования аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, органами регулирования аудиторской деятельности являются Минфин России, Банк России и саморегулируемая организация аудиторов (ранее – Минфин России, Совет по аудиторской деятельности, а также саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов). Основные полномочия по регулированию аудиторской деятельности распределены между этими органами и организациями следующим образом:

Минфин России – выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов (в том числе введение в действие для применения в Российской Федерации международных стандартов аудита), координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере аудиторской деятельности и обеспечение их взаимодействия с саморегулируемой организацией аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг (ранее – выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов, анализ состояния рынка аудиторских услуг);

Банк России – принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке, согласование документов саморегулируемой организации аудиторов в случаях, определенных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” (ранее – полномочия в данной сфере отсутствовали);

саморегулируемая организация аудиторов – допуск в профессию, регулирование отдельных вопросов деятельности профессии, контроль деятельности членов, методическая и информационная поддержка членов, представление интересов профессии во взаимоотношениях с государственными органами.

В связи с наделением полномочиями в сфере аудиторской деятельности Банк России получил право запрашивать у саморегулируемой организации аудиторов копии решений ее органов управления и специализированных органов, а также иные необходимые документы и информацию (ранее – такое право имели только Минфин России и Федеральное казначейство).

Упразднены
Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган

Новой редакцией Федерального закона “Об аудиторской деятельности” не предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа (ранее – действовали при Минфине России). Большинство полномочий Совета передан саморегулируемой организации аудиторов.

Однако Концепцией развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года предусмотрено активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в работе Минфина России по государственному регулированию аудиторской деятельности. Кроме того, должны быть приняты меры по расширению форм взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов с Минфином России.

Расширены регуляторные полномочия саморегулируемой организации аудиторов

Во исполнение Концепции развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года в целях дальнейшего развития саморегулирования Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ перераспределены регуляторные функции в сфере аудиторской деятельности. Саморегулируемой организации аудиторов передан ряд дополнительных полномочий по регулированию профессии и аудиторской деятельности:

регистрация и учет аудиторов и аудиторских организаций (ранее – совместно с Минфином России);

принятие кодекса профессиональной этики аудиторов (ранее – принятие кодекса, одобренного Советом по аудиторской деятельности);

принятие правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – принятие правил, одобренных Советом по аудиторской деятельности);

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (ранее – Минфин России).

Упразднены избыточные функции Минфина России

В рамках реализации механизма “регуляторной гильотины” Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

Читайте также:
Ввод в эксплуатацию основных средств: проводки, документальное оформление, дата постановки на баланс

ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;

ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и оказание государственной услуги по выдаче выписок из этого реестра.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и
аудиторской деятельности
Минфина России

*(1) См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

Обзор документа

Изменения в законодательство об аудиторской деятельности вступают в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке. В связи с этим Минфин подготовил комментарии по следующим вопросам:

– изменения в терминологии;

– изменения правовых основ регулирования аудиторской деятельности.

Расширен состав органов регулирования аудиторской деятельности, упразднен Совет по аудиторской деятельности, расширены регуляторные полномочия СРО аудиторов, упразднены избыточные функции Минфина.

Стандартны аудиторской деятельности в 2021 году: федеральные, внутрифирменные, профессиональные, особенности проверки

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

Читайте также:
Компенсация за использование личного автомобиля в 2021 году. Компенсация ГСМ

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Читайте также:
Отчет МП (микро) в статистику в 2022 году. Образец заполнения отчета МП (микро) в статистику

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации – организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Читайте также:
Инвентарь для уборки помещений: маркировка, хранение и правила использования, для пола, по СанПину, обработка, профессиональный уборочный инвентарь

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Стандартны аудиторской деятельности в 2021 году: федеральные, внутрифирменные, профессиональные, особенности проверки

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 января 2021 года N ИС-аудит-38

[О нововведениях в аудиторском законодательстве]

Определены направления дальнейшего развития аудиторской деятельности

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации.

Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:

повышение качества аудиторских услуг;

повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

укрепление престижа аудиторской профессии.

Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:

развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);

совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);

консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);

повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);

совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);

Читайте также:
Маркировка лекарств в 2021 году. Маркировка лекарственных средств. Маркировка препаратов

повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.

Результатом реализации Концепции станет повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов, а следствие ее реализации – повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Принятая Концепция заменяет Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные приказом Минфина России от 29 ноября 2019 г. N1592, обеспечивая преемственность целей, задач и мер совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Уточнен порядок признания международных стандартов аудита

Порядок признания международных стандартов аудита (МСА) подлежащими применению на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 576. С целью совершенствования этого порядка постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2414 в него внесены следующие изменения.

МСА, вводимые в России, могут дополняться особенностями применения на территории Российской Федерации. Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие на территории Российской Федерации. В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации, в том числе МСА.

Официальным опубликованием МСА считается первая его публикация на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ранее – в официальном печатном издании, определенном Минфином России, или на его официальном Интернет-сайте). Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2414 вступило в силу 17 января 2021 г.

Рекомендации по аудиту в условиях COVID-19

Совет по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г. одобрил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции . В документе обобщены основные подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности, рекомендовано:

Размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе “Аудиторская деятельность/Стандарты и правила аудита/Разъяснения и рекомендации”

активно взаимодействовать с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, с целью получения понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица, процесс подготовки и сроки представления им бухгалтерской отчетности;

рассматривать, каким образом условия COVID-19 влияют на оценку риска недобросовестных действий, включая рассмотрение того, присутствуют ли факторы риска совершения недобросовестных действий и возросла ли их значимость, и как это влияет на выявление аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности вследствие недобросовестных действий на уровне этой отчетности и на уровне предпосылок;

рассматривать, внесло ли руководство аудируемого лица изменения в процесс подготовки бухгалтерской отчетности и бизнес-процессы, а также в связанные с ними автоматизированные и общие средства контроля ИТ-систем, имея в виду отсутствие или недостаточность физического доступа к системам и удаленный (дистанционный) режим работы работников;

оценивать надежность аудиторских доказательств.

Особое внимание должно быть обращено на кибер-риски. Это обуславливается тем, что кибер-преступники находят новые способы проведения фишинговых атак, включая для целей хищения идентификационных данных у работников, работающих удаленно. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Утвержден новый регламент проверок саморегулируемой организации аудиторов

1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;

2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.

Уточнен порядок аудита отчетности саморегулируемой организации аудиторов

Согласно Федеральному закону “О саморегулируемых организациях” годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.

Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.

Проверки аудиторских организаций Федеральным казначейством в 2021 году

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. аудиторские организации были освобождены от проверок, проводимых Федеральным казначейством в соответствии с Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”.

В 2021 г. Федеральное казначейство будет осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, в обычном порядке.

Читайте также:
Рентабельность оборотных активов: формула, что показывает

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности, аудиторской деятельности,
валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов
Минфина России

Внутрифирменные аудиторские стандарты (нюансы)

  • Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?
  • Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита
  • Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам
  • Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов
  • Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?
  • Итоги

Аудиторские стандарты, разработанные и утвержденные локальными актами организации, оказывающей аудиторские услуги, принято называть внутрифирменными. Целью внутрифирменных аудиторских стандартов является упорядочение и детализация правил и методов проведения аудита, повышение удобства и эффективности работы.

Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?

Аудиторские стандарты — это систематизированный комплекс правил, регулирующий деятельность профессионального аудитора. Комплекс включает в себя положения, позволяющие:

  • оптимизировать и сделать более эффективной работу по аудиторским проверкам;
  • минимизировать риски ошибок и заблуждений при формировании аудиторского мнения и профессиональных оценок;
  • обеспечить эффективный контроль качества на всех участках и этапах работы;
  • привести деятельность и поведение аудитора в соответствие с установленными этическими нормами и принципами.

Комплексы аудиторских стандартов могут подразделяться по территориально-национальному признаку:

  • Международные аудиторские стандарты призваны унифицировать аудиторскую деятельность в мировом масштабе. Основной задачей является обеспечение заинтересованным пользователям в любом уголке мира понятной и достоверной информации из аудированных отчетов.
  • Национальные аудиторские стандарты устанавливаются в конкретной стране или объединении стран (например, применяемые стандарты аудита для ЕЭС установлены комплексом специальных директив ЕЭС). В России также действует комплекс документов, основным из которых является закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с данным ФЗ и на основе постановления Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 в России вводятся международные аудиторские стандарты, публикуемые на сайте Минфина.

По принципу возникновения для аудиторской фирмы аудиторские стандарты делятся:

  • на внешние — установленные на государственном или международном уровне;
  • внутренние — разработанные и принятые самой фирмой на основе внешних.

Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита

Для чего разрабатываются внутрифирменные аудиторские стандарты?

Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть еще одну систему классификации и структурирования стандартов. По этой системе аудиторские стандарты могут быть:

  • общие — устанавливают и конкретизируют цели и принципы аудита;
  • рабочие — описывают технологию выполнения аудиторских мероприятий и процедур;
  • стандарты отчетности — конкретизируют требования к содержанию и структуре аудиторских отчетов.

При этом описание рабочих технологий в стандартах носит достаточно обобщенный характер. Например, Международный аудиторский стандарт 315 формулирует общие требования для аудитора по знанию аудируемого субъекта и его среды. Однако, поскольку аудиторы могут работать в очень разных сферах бизнеса, то и применение требований к знанию субъекта и среды может иметь свои нюансы. Если аудиторы выходят проверять высокотехнологичное производство с особыми условиями труда, им потребуются одни знания для разработки процедур и оценки рисков, если проверяют кредитную организацию — другие. Поэтому на внутреннем уровне в фирме желательно конкретизировать и детализировать обобщенный процесс, изложенный в стандарте, применительно к специфике аудируемого субъекта. Например, в организации могут быть разработаны отдельные методички и инструкции для аудита промышленных предприятий и для кредитных организаций. Эти документы и будут относиться к внутрифирменным аудиторским стандартам.

Основное требование к таким документам — они могут дополнять и расшифровывать требования внешних стандартов, но не должны эти требования изменять.

Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам

Внутренние аудиторские стандарты являются авторской интеллектуальной собственностью фирмы. Зачастую их содержание может составлять коммерческую тайну.

При этом уникальная внутренняя система аудиторских стандартов все же должна соответствовать некоторым критериям:

  • практической полезности и логичности — объемные внутренние методические материалы (а объемные они почти всегда) должны быть понятны читающему и содержать только такую информацию, которая действительно пригодится аудитору в работе;
  • взаимосвязанности и согласованности — все используемые термины и определения должны быть едиными во всех документах, а каждый новый документ должен базироваться на положениях предыдущих и занимать свое место в структурированной системе;
  • полноты — содержание каждого документа должно максимально полно и подробно раскрывать рассматриваемый в нем аспект.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудиторская фирма имеет право заключить с сотрудниками соглашение о неразглашении информации, включенной во внутренние аудиторские стандарты, а также о запрете применять эту информацию в случае работы вне данной фирмы.

Больше о соглашениях об ограничении использования информации сотрудниками сказано в материале «Положение о коммерческой тайне — образец 2016 года».

Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов

Если внутренними регламентами аудиторской организации не предусмотрен иной порядок, то разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты утверждает руководитель.

Внутренние аудиторские стандарты подлежат обязательному пересмотру и повторному утверждению в случаях:

  • внесения изменений во внешние применяемые стандарты;
  • внесения изменений в национальное законодательство, если такие изменения могут оказать влияние на применение внутренних аудиторских стандартов в работе;
  • в случае изменения собственника аудиторской организации.

Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?

Внутренние аудиторские стандарты не следует путать с регламентами для внутреннего аудита обычной организации. Аудиторские стандарты предназначены для регулировки деятельности профессиональных аудиторов, которые по отношению к аудируемому субъекту являются внешними. Если же в структуре субъекта (организации) имеется работник или подразделение, выполняющее аудиторские функции для внутренних целей субъекта, то речь идет о внутреннем аудите. При этом деятельность внутреннего аудитора тоже может регламентироваться внутренними локальными актами субъекта — стандартами внутреннего аудита.

Итоги

Внутрифирменные аудиторские стандарты — комплекс уникальных авторских документов, регулирующих деятельность сотрудников аудиторской организации. Основное их назначение — уточнять, дополнять и детализировать положения внешних общих аудиторских стандартов для эффективного применения в работе. Положения внутрифирменных аудиторских стандартов не должны изменять общие установки, определяемые внешними (общими) аудиторскими стандартами.

Что нужно знать об обязательном аудите за 2021 год

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы, а также затронем по обязательному аудиту изменения 2021.

Читайте также:
Электронный журнал «Главбух» в 2021 году: бухгалтерская, справочная, правовая система, вип для коммерческой версии

Об обязательном аудите вообще и критериях, изменившихся в 2021 году

Законами от 29.12.2020 N 476-ФЗ и от 02.07.2021 N 359-ФЗ (вступит в силу с 01 января 2022 года) внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в части перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Теперь обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (начиная с отчетности за 2021 год);
  • организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
  • организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
    • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; или
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

С отчетности за 2021 год установлено также, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями (это значит, что индивидуальный аудитор вправе провести только инициативный аудит, а также оказывать прочие услуги, кроме проведения обязательного аудита 2021).

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь некоторые критерии обязательного аудита в 2021 году:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, в случае, если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей, а также, если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2021 год берется доход за 2020 год и стоимость активов на 31 декабря 2020 г., а для обязательного аудита за 2020 год необходимы данные по итогам 2019 года.

К сведению! Показатель дохода для целей определения критериев проведения обязательного аудита, рассчитывается согласно требованиям налогового законодательства. В доход включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В расчет также принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит. С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  1. Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
  2. Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году, ФСБУ 5/2019 «Запасы» — в 2021 г. и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
  3. В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
  4. Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Полезно знать. Условия обязательного аудита

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется. Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»). В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Читайте также:
Компенсация расходов на сотовую связь работнику. Образец приказа на компенсацию мобильной связи работникам в 2021 году

Сроки проведения обязательного аудита в 2021 и 2022 году. Нужно знать, что за 2020 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря 2021 года включительно, а за 2021 год — не позднее 31 декабря 2022 года соответственно.

Посмотреть нюансы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения можно в Приказах ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Критерии обязательного аудита в 2021 году. Повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ в 2021 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2021 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

  • что подразумевает повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ;
  • какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году;
  • причины изменений в законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ;
  • какие разъяснения дает Минфин по поводу изменения критериев обязательного аудита;
  • как критерии обязательного аудита в 2021 году повлияют на бизнес и аудиторскую деятельность.

Или вы можете отправить заявку на консультацию с аттестованным аудитором:

Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

Критерии обязательного аудита в 2021 году — что изменилось?

Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2021 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2020 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2020 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

  1. Юридические лица, зарегистрированные в виде акционерных обществ любых типов.
  2. Те организации, которые размещают свои ценные бумаги на биржах.
  3. Предприятия, публикующие сводную отчетность.
  4. Кредитные учреждения.
  5. Компании, осуществляющие страховую деятельность.
  6. Любые организации, чьи доходы превысили 400 млн. рублей. Если выручка меньше этого показателя, но стоимость активов выше 60 млн., обязательная проверка была необходима.

В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2021 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

  1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
  2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
  3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

Критерии обязательного аудита в 2021 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2021 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Разъяснения Минфина

В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

Ведомством опубликовано сообщение ИС-аудит-37. В этом документе приводятся нормы законов, предусматривающих обязательные ежегодные проверки отчетности.

Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2021 г., заключение за 2020 год необходимо.

Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2021, организации могут не проводить обязательный аудит за 2020 год и прошлые годы, если:

  • они еще не заключали договор на аудит за 2020 год и прошлые годы;
  • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
  • уже заключили договор на аудит за 2020 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.
Читайте также:
Лицевой и расчетный счет: в чем разница между собой и с корреспондентским

Причины изменений в законе 307-ФЗ

Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

Министерство финансов в своем информационном сообщении указывает причины, по которым критерии обязательного аудита в 2021 году изменены. Нормы 307 ФЗ теперь не превышают размеры дохода субъекта малого предпринимательства.

Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2021 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2021 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

Директор аудиторской фирмы ООО «Радар-Консалтинг» Наталья Шибалкина в офисе

Критерии обязательного аудита в 2021 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

Акционерные общества (АО)

В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Критерии обязательного аудита в 2021 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

Иные юридические лица

В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2021 году освобождают их от контрольных процедур.

Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

Министерство финансов в своем информационном сообщении приводит сводную таблицу. В ней указаны все организации, не перечисленные в главе 5 закона 307 ФЗ, но для которых аудит обязателен. Указываются ссылки на нормативные акты.

Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году?

Работа в офисе аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг»

Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

Компании, освобожденные от аудита в 2021 году

На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2021 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

Что вы думаете о новых критериях обязательного аудита? Поделитесь своим мнение в комментариях к публикации!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: