Срок исковой давности по кредиторской задолженности: что делать с истекшим сроком, условия прерывания

Срок давности по кредитной задолженности: основные моменты

Срок исковой давности по кредитному договору — три года. В течение этого времени организация может подать в суд на своего кредитного должника, его поручителей или правопреемников и добиться, чтобы вся кредитная задолженность была выплачена.

Сроки иска давности по кредиту

Любого заемщика интересует, есть ли срок давности по кредитам. Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общая исковая давность по кредиту составляет три года. Правда, согласно п. 1 ст. 199 ГК РФ иск от кредитной организации в суде примут и за рамками обозначенного периода. О его истечении необходимо заявить в суде (до момента вынесения судебного решения), иначе дело рассматривается по существу с вынесением соответствующего решения. Значит, фактически банк (иная кредитная организация) вправе истребовать кредитную задолженность через суд и по прошествии трех лет, если ответчик окажется слишком молчалив.

Как отсчитывается срок давности по просроченным платежам

Теперь надо разобраться, с какого момента начинается срок исковой давности по кредиту. В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ указанный период начнется с даты, когда кредитор узнает о просрочке. График платежей, который прилагается к кредитному договору, определяет конкретное число каждого месяца, когда следует платить по кредиту. Следовательно, как только вы не внесете платеж или внесете его не полностью, в банк поступят данные.

По Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 №43 срок исковой давности по кредиторской задолженности, которая на договорной основе вносится частями, начинает отсчитываться отдельно для каждой такой части. Таким образом, срок давности по просроченным платежам, процентам, неустойкам и т. п. рассчитывают отдельно для каждого неуплаченного взноса.

Банк потребует только взыскания основного долга, тогда исковая давность по остальным платежам (такие как неустойка и т. д.) продолжит идти. Согласно п. 1 ст. 207 ГК РФ, если истечет давность по основному требованию, с неустойкой, процентами, залогом и т. п. будет то же самое.

Возможен и другой вариант: когда давность по основному и дополнительным обязательствам считаются отдельно и окончание первой не влияет на вторую. Это происходит, если в договоре указана более поздняя (в сравнении с основным долгом) уплата процентов.

Если срок прерывается

В соответствии с ст. 202 ГК РФ срок исковой давности по кредиту приостанавливается по следующим обстоятельствам (если они возникли или продолжали существовать в последние полгода соответствующего периода, а когда он составляет шесть или меньше месяцев — в течение этого времени):

  • непреодолимая сила (эпидемии, ураганы, техногенные катастрофы и т. д.);
  • пребывание ответчика в составе Вооруженных сил РФ, которые переведены на военное положение;
  • исполнение обязательств отсрочено законом либо Правительством РФ;
  • действие акта, которым регулируются соответствующие отношения, приостановлено.

Кредитор (истец) и должник (ответчик) имеют возможность воспользоваться законными процедурами внесудебного разрешения спора (медиацией, посредничеством, административной процедурой и др.). Это приостановит отсчет срока исковой давности на время, установленное законом для проведения такой процедуры, или на шесть месяцев со дня ее начала.

В день, когда обстоятельства, из-за которых ход срока исковой давности приостановлен, исчезнут, он продолжится с условием, что оставшаяся его часть удлиняется:

  • если она меньше шести месяцев — до этого времени;
  • если равна полугоду или менее — до давностного периода для подачи иска.

Согласно ст. 203 ГК РФ ход срока исковой давности прерывается, когда должник совершает действия, которые подтверждают признание им долга (признает претензию с указанием на признание долга и др., подробнее в п. 20 Постановления). После перерыва обозначенный ход начнется заново, т. е. время, которое прошло перед перерывом, не учитывается.

Максимальный срок исковой давности в соответствии с п. 2 ст. 196 ГК РФ (со всеми приостановками) равен десяти годам.

Отдельные случаи и давностный исковой срок

Далее рассмотрим, как срок исковой давности по кредитам физических лиц соотносится с:

  • поручительством;
  • кредитом умершего должника;
  • кредитом по карте.

Поручителями чаще всего становятся родственники, друзья, иные доверяющие будущему должнику люди. Им банк и предложит погасить долги, если основной заемщик перестанет платить по кредиту. Поручительство действует то время, на которое его дали, конкретная продолжительность указывается в соответствующем договоре. При ее отсутствии — это год после окончания кредитного договора. Поручительство заканчивается, если в течение этого периода банк не подает иск в суд. Указанные временные отрезки не восстанавливаются, не прерываются и не отсчитываются заново. В случае если банк заявит в суд на поручителя за рамками обозначенных интервалов, следует сообщить о прекращении обязательства и сослаться на п. 6 ст. 367 ГК РФ.

В случае смерти заемщика до полного погашения кредита для поручителя (в зависимости от условий поручительства) возможны следующие варианты:

  • если есть пункт о том, что поручитель согласен в случае смерти прежнего должника отвечать за нового, то поручительство продолжает действовать; поручитель продолжит отвечать по договору, но уже за наследника умершего;
  • поручительство прекращается после перевода долга на наследника, если обозначенный выше пункт отсутствует.

Сам факт смерти должника на действительность поручительства не влияет, значит, оно действует в соответствии с договором или год после окончания кредитного договора.

В случае с кредитной картой давностный период равен трем годам. В таких договорах обычно отсутствует график платежей, но есть условия о возврате долга по частям, и если не внесен очередной платеж, то банк узнает об этом, после чего с даты просрочки и начинается отсчет давностного периода для подачи иска.

Стоит ли ждать пропуска срока исковой давности банком

Скажем сразу, что изначально надеяться на пропуск данного времени банком не стоит, поскольку юристы кредитных организаций чаще всего подают иск вовремя.

Читайте также:
Договор о намерениях купли-продажи недвижимости и его образец

Есть вероятность переуступки задолженности коллекторским агентствам. Их действия вряд ли будут приятным даже с учетом мер из ФЗ от 03.07.2016 №230. Не поможет и отзыв согласия на обработку ваших персональных данных: они продолжат обрабатываться в соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ (для реализации законных прав и интересов).

Если кредит взят до 01.07.2014, то передача долга коллекторам законна только в том случае, если кредитный договор и согласие на обработку персональных данных предусматривали, что заемщик не против передачи данных третьим лицам.

Если кредит выдан после этой даты, а в договоре отсутствовал прямой запрет передачи задолженности коллекторам (по п. 1 ст. 12 ФЗ от 21.12.2013 №353), то такая передача тоже законна.

Нарушение данных условий позволит вам пожаловаться в Роскомнадзор, для этого потребуются следующие шаги:

  1. Переходите по ссылке на страницу обращений граждан на официальном сайте Роскомнадзора.
  2. Выбираете обработку персональных данных в тематике обращения.
  3. В форме, которая откроется, укажите тему обращения, Ф. И. О., электронную почту, место рассмотрения (по вашему месту проживания).
  4. Кратко и спокойно описываете ситуацию (оперируя фактами, которые вам известны).
  5. Прикладываете доказательства, которые подтвердят эти факты.
  6. Вводите защитный код.
  7. Нажимаете кнопку отправки.

Иск от банка о взыскании кредитной задолженности суд примет и за рамками срока исковой давности (подробнее см. первый раздел статьи).

Что делать, если банк пропускает срок исковой давности и подает иск о взыскании кредитной задолженности

Судебная практика по срокам исковой давности по кредиту говорит, что когда обозначенный пропуск состоялся, а вы все равно получили повестку в суд, следует известить судью о необходимости применения ст. 199 ГК РФ одним из следующих способов:

  • заявить об этом в ходе судебного разбирательства (устно или письменно);
  • направить надлежащее ходатайство в суд заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • подать такой документ в канцелярию суда; пишите его в двух экземплярах, на одном из них должна стоять отметка о получении.

После этого банку откажут в иске и вы сможете забыть срок исковой давности по кредитам физических лиц.

Срок исковой давности по кредитам физических лиц

Взяв кредит в банке, заемщик обязуется его выплатить вовремя и в полном объеме, но это не всегда получается. Очень часто при возврате кредита случаются форс-мажорные обстоятельства, при которых выплата становится невозможна, например при потере работы. В этом случае клиенту начисляются штрафы, пени, неустойки. Банк любыми путями будет стараться вернуть свои деньги, поэтому финансовые компании могут перепродавать долги коллекторам либо обращаться в суд для взыскания долга с клиента. Однако в судебной практике есть такое понятие, как срок исковой давности. Это время, в течение которого банковское учреждение может взыскать задолженность с заёмщика через суд.

Что такое срок исковой давности?

В кредитных отношениях данное понятие подразумевает под собой определенный временной период, в течение которого кредитная организация имеет право взыскать с заемщика задолженность по кредиту в рамках закона. До того момента, пока срок не истек, кредитор может обратиться в суд с требованием вернуть полную сумму долга вместе с начисленными процентами. На основании этого можно сделать вывод, что, если кредитор вовремя не обратится в суд, чтобы произвести взыскание задолженности, по истечении срока исковой давности финансовая компания уже не может требовать возврата долга от должника.

Не стоит наивно полагать, что можно просто не платить кредит в течение какого-то времени, и банк не потребует с вас полной выплаты долга. На самом деле данные попытки пресекаются банками на корню, поэтому редко кому удается дождаться трехлетнего срока и освободиться от задолженности перед банком. В России по закону, согласно статье 196 ГК РФ, срок исковой давности составляет 3 года.

Когда начинает исчисляться срок

Законодательством определены несколько понятий, которые регламентируют исковой период. На практике считается, что отчисление срока начинается с того момента, когда заемщиком были нарушены права по погашению задолженности или истек срок, когда обязательства должны были быть погашены в полном объеме. Но здесь также можно выделить несколько особенностей:

  1. Одна часть специалистов утверждает, что исчислять срок необходимо с того дня, когда истек срок действия кредитного договора. До этого периода можно взыскать с должника все штрафы, пени и неустойки.
  2. В некоторых случаях срок исчисляется с даты нарушения заемщиком своих обязательств по договору. В этом случае оплата производится по каждому просроченному взносу.
  3. Время для взыскания штрафов и платежей определяется отдельно.

Как правило, применяется второй метод, поэтому те, кто не знал о существовании трехлетнего срока, не освобождаются от ответственности.

Правовое обоснование

Законодательством, а именно статьей 196 ГК РФ, установлено, что срок давности по кредитным договорам для физлиц составляет три года. Как же правильно вести отсчет? Многие специалисты спорят между собой. Так, одни полагают, что считать следует по каждому пропуску оплаты. Другие юристы считают, что отсчет стоит начинать с даты окончания действия кредитного договора. Остальные ведут отсчет с дня последней внесенной оплаты по счету. Чтобы разобраться, обратимся за помощью к закону.

В статье 200 ГК РФ сказано, что считать следует с того самого момента, когда сторона, чьи права и интересы были нарушены, узнала об этом нарушении. Как это понимать? Клиенту при выдаче займа выдается также график платежей, где обязательно указывается дата ежемесячного взноса в счет погашения задолженности. Если вдруг вы допустили просрочку, финансовая компания сразу же об этом узнает. Получается, что именно с этого дня необходимо и отсчитывать 3 года. По следующему просроченному платежу дата отсчета будет в тот момент, когда банк узнает о просрочке. Таким образом, получается, что по каждому просроченному ежемесячному платежу срок исковой давности считается отдельно.

Читайте также:
Договор ответственного хранения товара и имущества: скачать образец, ГК РФ, существенные условия и общие понятия, содержание, предмет договора и ответственность

Как правильно рассчитать?

Исчисление трехлетнего срока производится по определенным правилам. Однако на расчет срока влияют некоторые обстоятельства:

  1. Например, если должник подал заявку на реструктуризацию своего долга или же на рефинансирование, то отсчет будет производиться заново.
  2. Отсчет будет производиться с даты последнего контакта должника с банком, например, после последнего внесенного платежа. То есть факт контакта с банком должен быть документально зафиксирован.
  3. Законодательно определенный срок давности нельзя изменить путем заключения дополнительного соглашения.
  4. Сдвинуть срок отсчета можно любым пополнением, например внесением платежа по кредиту, несмотря даже на то, что будет зафиксирован длительный перерыв между платежами.
  5. Передача взыскания долга коллекторам не оказывает влияние на расчет срока.
  6. Если банк направляет должнику письмо с требованием возврата полной суммы задолженности, официальное письмо способно сдвинуть срок взыскания.

Банковские организации стараются любыми путями вернуть свои деньги, поэтому они могут рассылать письма и прочее, чтобы показать свой контакт с заёмщиком, таким образом, сдвигая сроки претензии.

Беспричинный визит клиента в отделение банка, который не связан с погашением задолженности или кредитным договором, никаким образом не влияет на сдвиг сроков.

Исковая давность по кредитам для физических лиц

Задолженность по кредиту должна быть погашена физическим лицом в течение срока, прописанного в законе. Сумма минимального взноса для погашения долга не должна превышать 20% от общего дохода должника. Именно такая сумма не несет особой нагрузки на бюджет и жизнедеятельность клиента. Срок исковой давности одинаков как для физического лица, так и для юридического.

Изменения срока исковой давности

На самом деле срок давности по кредиту способен изменяться. Произойти это может по нескольким причинам. Остановимся более детально на том, как же можно изменить дату отсчета претензии.

Прерывание

Если должник желает прервать срок исковой давности, ему необходимо подать соответствующее заявление в суд. Таким образом, клиент подтверждает, что ознакомлен с тем, что ему необходимо выплатить всю сумму долга, а также он признает свое положение. Благодаря этим действиям срок обнуляется, и отсчет начинается заново. Как показывает судебная практика, законом не будет учитываться ранее отчисленный срок.

Продление

Если клиент желает продлить срок давности по кредиту, необходимо подать ходатайство в суд. Для этого нужно заполнить согласно образцу специальные формы, которые представлены на официальном сайте кредитной организации. Перед подписанием договора кредитования необходимо внимательно изучать все условия и пункты документа на предмет наличия условий продления срока исковой давности. Таким образом, банковская организация сможет взыскать с вас задолженность даже по истечении трехлетнего периода. Стоит помнить, что размер штрафов очень быстро растет, поэтому не нужно продлевать срок, даже если кредит взят под залог какой-либо собственности.

Условия приостановки исчисления срока исковой давности четко прописаны в законе. Приостановить срок можно в следующих случаях:

  1. Если неуплата задолженности произошла по независящим от заемщика причинам. То есть должник может документально подтвердить факт уважительной причины неуплаты кредита.
  2. Если в момент начала отсчета срока давности должник находился в стране, вовлеченной в какие-либо военные конфликты.
  3. Если заемщиком была получена отсрочка платежа, разрешенная законом.
  4. Если была проведена процедура медиации.
  5. Если исковое заявление не рассматривалось фемидой в рамках уголовного дела.

Начало судебной процедуры по взысканию долга

Если кредитор не может вернуть свои деньги с должника иными способами, он вынужден будет обращаться в суд. Подать иск на взыскание задолженности по кредиту банковская организация может в течение 3 лет, то есть до тех пор, пока срок исковой давности не истек. Если в течение этого времени банком не было предпринято попыток возврата средств, далее требовать деньги с должника будет уже невозможно. Но это вовсе не означает, что заимодавец прекратит все попытки по взысканию долга с должника. Заемщику могут поступать различные сообщения и напоминания об имеющейся заложенности, поэтому не стоит полагать, что спустя 3 года о долге можно забыть и вовсе его не платить.

Однако в этой ситуации возможны другие судебные разбирательства. Как правила, они касаются имущества заемщика, если в качестве обеспечения по кредиту выступала недвижимость или транспорт. Также известны случаи, когда должники добровольно погашали долги даже по истечении трех лет.

Если судом будет вынесено решение о взыскании с ответчика суммы долга, то здесь уже за работу берутся судебные приставы. На основании постановления суда судебный пристав может арестовать все счета клиента и списать с них сумму долга, необходимую для оплаты, если данная сумма есть на счете. Также клиенту может быть ограничен выезд за пределы Российской Федерации.

Передача права на взыскание коллекторам

Зачастую банки предпочитают обращаться за помощью в коллекторские агентства. Данные организации занимаются взысканием долгов с заемщика на своих условиях. Для них не существует понятия срока исковой давности, однако их деятельность также регламентируется законом. Если права клиента и закон коллектором были нарушены, должник имеет право написать заявление в полицию. В случае бездействия данных органов можно обращаться в прокуратуру.

Как правило, клиент сам дает свое согласие на передачу прав по взысканию долга коллекторам, еще задолго до того момента, когда произошла просрочка платежа. В договоре данный пункт обязательно должен быть прописан, но зачастую клиенты не читают договор перед подписанием. Если вы ставите свою подпись и даете согласие на уступку прав третьим лицам, это означает, что в случае возникновения задолженности банк может продать ваш долг коллекторам.

Читайте также:
Погашение задолженности: образец соглашения о реструктуризации, о рассрочке

Как избежать проблем с кредитом? Коротко и ясно

  1. Когда прекращаются обязательства по выплате кредита? По истечении 3 лет, то есть по истечении срока исковой давности.
  2. Когда начинается отсчет срока исковой давности? С момента последней финансовой операции по договору.
  3. Что делать, если мои права нарушены? Если банк или коллекторы нарушают условия действия договора или нарушают закон, необходимо обращаться в полицию или прокуратуру.
  4. Кто может помочь в решении вопроса, касающегося взыскания долга? При возникновении спорных ситуаций рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам.
  5. Какой статьей регламентируется отсчет срока исковой давности? Статья 196 и 200 ГК РФ.

Все рассказанное выше еще раз доказывает, что погашать кредиты и задолженности по займам необходимо вовремя и без просрочек. Таким образом можно избежать многих проблем. Несмотря на то что в России срок взыскания долга строго определен законом, банковские организации все равно будут стараться вернуть свои деньги любыми способами, в том числе путем обращения к коллекторам. Чтобы избежать лишних проблем с кредитом, не стоит давать свое согласие на уступку прав по договору третьим лицам, поэтому условия договора необходимо внимательно читать перед подписанием документа.

Договор на вывоз ТБО

Договор на вывоз ТБО – это соглашение, по которому одна сторона обязуется по заказу другой осуществить вывоз твердых бытовых отходов с определенной сделкой территории.

Такое соглашение заключается с компаниями, чья деятельность направлена на утилизацию мусорных отходов.

В основном, данный вид договора пользуется популярностью в частных секторах. Дабы не осуществлять процесс вывоза мусорных отходов самостоятельно, граждане заключают договоры со специализирующимися на этой деятельности компаниями.

При этом договор на вывоз твердых бытовых отходов может заключить и физическое лицо, если оно в этом нуждается по каким-либо причинам. От лица граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме, договор заключает представитель.

Таким образом, в качестве субъектов могут выступать физические, юридические лица, а также предприниматели. То есть, круг субъектов в рамках такого договора не ограничен.
Следует отметить, что вывоз ТБО является публичной офертой. Следовательно, организация, занимающаяся утилизацией мусора не вправе отказать кому-либо в оказании таких услуг.

Договор на вывоз ТБО заключается в простой письменной форме. В связи с этим обстоятельством, ниже мы приведем пример оформления такого документа, уделив внимание важным составляющим соглашения.

Преамбула

Договор на вывоз ТБО

Товарищество собственников жилья «Исток», в лице председателя Логинова Владимира Владимировича, действующего согласно должностным полномочиям, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны
И
ООО «Курганское экологическое сообщество», в лице генерального директора Стрыкалова Валентина Валентиновича, действующего на в соответствии с Уставом общества, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны
Заключили настоящий договор о нижеследующем:

Преамбула договора включает в себя следующую информацию:

  • разновидность соглашения;
  • город, в котором заключен договор;
  • дата заключения сделки;
  • наименование Контрагентов;
  • наименование организаций.

Необходимым нюансом при составлении документа является указание положений по всем существенным условиям договора. Следует заметить, что если существенные условия в договоре не прописаны, то сам договор теряет юридическую силу. Такими условиями в нашем случае являются:

  • предмет соглашения;
  • стоимость оказываемых услуг.

Предмет

Информация о предмете договора служит фундаментом в любом соглашении. В случае заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов предметом выступает непосредственно оказание услуг организации, специализирующейся на этой деятельности.
В тексте документа такая информация фигурирует следующим образом:

В соответствии с настоящим соглашением Заказчик поручает Исполнителю, а Исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу твердых бытовых отходов, за определенное договором денежное вознаграждение, на следующей территории:
Частный жилищный сектор «Исток», расположенный по адресу: Курганская область, город Курган, проспект Маршала Голикова 100В.
Количество контейнеров, содержащих мусорные отходы, составляет: 10 (Десять).
Осуществление деятельности по вывозу мусора производится в соответствии с утвержденным графиком.

Цена договора

Раздел, содержащий информацию о цене договора, является неотъемлемой составляющей такого рода документа. Так, в нем прописывается стоимость оказанных организацией услуг по вывозу мусорных отходов, а также порядок оплаты.
В тексте документа настоящий раздел прописывается таким образом:

В соответствии с настоящим соглашением стоимость оказываемых Исполнителем услуг напрямую зависит от количества отходов, предназначенных для утилизации.
Тарифы на оказание услуг могут изменяться.
Оплата оказываемых исполнителем услуг производится в безналичной форме в виде перевода финансовых средств на банковский счет организации 1 числа каждого месяца.
Оплата происходит в соответствии с установленными организацией тарифами.

Права и обязанности

Пункты о правах и обязанностях регламентируют действия Контрагентов в рамках настоящего договора. То есть, в данном разделе указывается, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства. Также немаловажным аспектом является указание прав сторон в случае возникновения каких-либо обстоятельств.
Ниже мы представим образец такого раздела:

Заказчик вправе:
• Требовать оказания услуг по вывозу ТБО в соответствии с настоящим соглашением.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств со стороны Контрагента в рамках настоящей сделки.
Заказчик обязуется:
• Обеспечивать хранение мусорных отходов в предназначенных для них специализированных контейнерах.
• Своевременно вносить плату за оказываемые Исполнителем услуги.
• Нести материальную ответственность за просрочку исполнения обязательств по оплате.
• Предоставить доступ к контейнерам для Исполнителя.
• Оформить соглашение с городской свалкой, предназначенной для вывозимых отходов.
• Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель вправе:
• Отказаться от вывоза отходов, не соответствующих требованиям.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств со стороны Контрагента в рамках настоящей сделки.
Исполнитель обязуется:
• Оказывать услуги по вывозу ТБО в соответствии с настоящим соглашением.
• Нести материальную ответственность за просрочку исполнения обязательств.
• Извещать Заказчика об изменении тарифов по оплате или графика вывоза ТБО в течение 1 (Одного) календарного дня.

Читайте также:
Договор розничной купли-продажи: форма и виды розничных сделок по ГК РФ, образец договора купли-продажи.

Заключительные положения

В настоящем разделе указываются положения, не относящиеся к вышеупомянутым разделам. К ним относятся следующие формулировки:

• Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
• Договор вступает в силу с момента его подписания контрагентами.

Заключение

В конце договора ставятся подписи сторон, и после этого сделка считается заключенной.

Договор на вывоз мусора: как заключить с физическим лицом или ИП, что такое вывоз ТБО (твердых бытовых отходов)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N 25-47/17005 “О порядке заключения договора с региональным оператором”

Минприроды России в соответствии с указанным письмом Росприроднадзора рассмотрело обращение по вопросу порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) с региональным оператором по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) и сообщает.

По пунктам 1-2 обращения.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила N 1156, постановление N 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом “в” части 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее – нежилые помещения), и на земельных участках – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее – типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Кроме того, в соответствии с нормами Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении деятельности не предусмотрена.

По пункту 3 обращения.

Согласно подпункту “б” пункта 13 Правил N 1156 потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее – Правила N 505).

Подпунктом “а” пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.

Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта “а” пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Читайте также:
Бухгалтерский учет агентских договоров: пошаговая инструкция, проводки, учет вознаграждения у принципала и агента

Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Вместе с тем следует принять во внимание, что согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее – Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц.

Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.

По пункту 4 обращения.

Пунктом 8(7) Правил N 1156 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке потребителя.

Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Так, пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.

Вместе с этим следует учесть, что на основании пункта 8(10) Правил N 1156 в отношении иных положений, дополняющих договор, может быть составлен протокол разногласий. Ввиду указанного, региональный оператор обязан рассмотреть указанный протокол.

Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По пункту 5 обращения.

Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Вместе с этим следует учесть, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние “смесь материалов и изделий”. Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.

Согласно определению в статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы от использования товаров (далее – ОИТ) – отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Таким образом, главным отличием ТКО от ОИТ является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления.

Следовательно, указанные в обращении ООО ” ” отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления.

На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Вместе с этим, договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.

По пункту 6 обращения.

На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.

Читайте также:
Договор подписан неуполномоченным лицом: что делать, последствия заключения сделки сотрудником без доверенности, судебная практика

На основании пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вместе с этим, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

Также на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления (далее – форма). Указанная форма также должна содержать сведения об образовании и передаче ТКО региональному оператору.

Кроме того, пунктом 21 типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.

Директор Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере
обращения с отходами
производства и потребления
Н.А. Борисов

Обзор документа

Минприроды рассмотрело некоторые вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и указало:

– вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с ними, возложенных на образователя отходов, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений;

– законом установлены случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления отходов или исходя из количества и объема контейнеров;

– коммерческий учет для организаций исходя из нормативов накопления ТКО возможен в случае установления нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых ведется деятельность;

– главным отличием ТКО и отходов от использования товаров является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления;

– договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с организаций или ИП, занимающимися деятельностью по обращению с указанными видами отходов.

Как заключить договор на вывоз мусора?

Заключить такой договор обязаны все граждане. За жильцов многоквартирных домов это сделает управляющая компания. А как быть предпринимателю, арендующему помещение? Сколько придется платить за вывоз отходов и что будет, если договор на оказание этой услуги не заключить?

Кто заключает договор на вывоз мусора?

Не всем приходится заботиться о таких договорах. Скажем, договор на вывоз мусора жильцов многоквартирных домов обычно заключает управляющая компания, после чего в их квитанциях появляется отдельная строка: «Оплата ТБО».

А как быть, если речь идет о бизнесе и помещение арендуется? В этом случае договор заключает арендатор – при условии, что иное не предусмотрено в договоре аренды. Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов заключает арендодатель (Письмо Минприроды России от 9 июля 2020 г. № 25-47/17005). В этом случае в договор аренды включается примерно такая формулировка: «Арендодатель обязан заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам».

Обязательно ли заключать договор на вывоз ТКО?

Да, заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов обязательно.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с этими отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого ТКО образуются и находятся места их накопления.

Читайте также:
Расчеты между юридическими лицами наличными в 2021 и 2021 годах: особенности для физических лиц и ИП

К твердым коммунальным отходам относятся:

  • отходы из жилых помещений;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования физическими лицами;
  • некоторые виды мусора, образующегося в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном законом и постановлением.

В каждом регионе избран свой региональный оператор, например:

  • региональным оператором по обращению с ТКО в Тюменской области утверждено ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТЭО»);
  • региональным оператором в Челябинской области утверждено ООО «Центр коммунального сервиса» (ООО «ЦКС»);
  • региональным оператором в Москве с 1 января 2022 г. утверждено ГУП «Экотехпром» (на 1 июля 2021 г. – ООО «МСК-НТ» в районах ЮВАО и ЗелАО, ООО «Хартия» в районах СВАО и ВАО);
  • перечень операторов Московской области доступен на сайте Правительства Московской области.

Как заключаются договоры на вывоз ТКО?

Порядок заключения такого договора урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Упрощенно он выглядит так:

  • в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО региональный оператор размещает в печатных СМИ и на своем сайте предложение для потребителей о заключении договора на оказание этих услуг и текст типового договора;
  • потребителям в течение 15 рабочих дней со дня размещения данной информации нужно направить региональному оператору заявку на заключение договора.

Перечень документов, необходимых для заключения договора, можно найти на сайте регионального оператора (например, перечень документов с сайта регоператора ООО «ЦКС»). Обычно это: регистрационные документы, в том числе свидетельство о постановке предприятия на учет; документы, подтверждающие внесение данных в ЕГРЮЛ; план участка организации с указанием места под контейнеры и схема путей; заявление (заявка) на заключение договора.

Что будет, если не направить заявку и уклониться от заключения договора?

В случае если заявка не направлена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем сайте предложения о заключении указанного договора.

Заключение с регоператором договора на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан после утверждения единого тарифа для регионального оператора.

Как рассчитывается тариф?

Для юрлиц и ИП плата за вывоз ТКО рассчитывается двумя способами: исходя из нормативов накопления или по фактическому образованию отходов. По нормативу платят те, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы отходов.

Данный вопрос урегулирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

  • расчетным путем исходя из:
    • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
    • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов;
  • исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Как рассчитать плату по нормативу?

Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-мест, квадратных метров и т.д.) * единый тариф регоператора * норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты РФ. Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Единицей для расчета в зависимости от вида деятельности организации будет являться «сотрудник», «квадратный метр», «машино-место» или «домовладение».

Например, Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 г. № 47/1 утверждены нормативы для Челябинской области. Для организации, оказывающей консультационные услуги, норматив рассчитывается исходя из количества работающих сотрудников и составляет 1,466 куб. м на человека в год. Следовательно, при штате в 10 человек норматив накопления за год составит 14,66 куб. м.

Величина предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. составляет 530,21 руб. за кубометр (НДС не облагается), согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 17 декабря 2020 г. № 63/130 (действует для юрлиц и собственников нежилых помещений).

Итого: (14,66 * 530,21) / 12 = 647,74 руб. в месяц.

Как рассчитать плату по фактическому объему отходов?

Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров, их объема и графика вывоза.

Например: 2 контейнера * 1,1 куб. м (их объем) * 156 (вывоз ТКО – трижды в неделю) = 343,2 куб. м будет вывезено за год. Дальше расчет такой же: умножаем на тариф и делим на 12.

Расчет платы по фактическому объему отходов возможен только в том случае, если на полигоне установлены средства измерения, а складирование ТКО осуществляется в специально отведенные баки, которые используются исключительно этим юрлицом. Возможность такого учета, его порядок и перечень необходимых документов рекомендуем обсудить с региональным оператором.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Арендаторы и арендодатели часто спорят, кто должен платить за вывоз мусора из помещения. Мы разобрались в вопросе и позволим себе спойлер: по общему правилу это обязанность арендатора, и она не единственная относительно мусора. Однако есть частный случай. Теперь обо всём подробно.

В чём проблема с мусором

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Читайте также:
База нотификаций ФСБ Таможенного союза: определение реестра

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.

Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.

Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.

Паспорт отходов и класс опасности

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

На вывоз отходов заключают договор с региональным оператором. Чаще всего это обязанность арендатора

Мы уже говорили: чтобы из уличного контейнера регулярно вывозили мусор, надо заключить договор с региональным оператором. Такой есть в каждом городе.

По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано в ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Кроме того, именно арендатор обязан платить за содержание арендованного помещения по ч. 2 ст. 616 ГК РФ.

Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.

Если забить на вывоз мусора и, например, подбрасывать в чужой контейнер, будут проблемы.

Предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В лучшем случае выдадут предписание заключить договор на вывоз ТКО. Такое было с владельцем магазина сантехники — дело № А41-84137/19.

Ещё региональный оператор может обязать заключить договор через суд. И даже взыскать плату за уже вывезенный мусор с неустойкой. Такое тоже было — дело № А15-2160/2019.

По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя.

Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает.

Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:

Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.

Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Пока не выкинули в уличный контейнер, хранить мусор надо по санпинам

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

Фитнес-клубы

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

Продуктовый магазин

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие.

Контейнеры закрываются крышками. Расстояние от магазина — не меньше 25 м.

Уличные контейнеры и мусорки внутри магазина очищают при заполнении на ⅔ не реже раза в сутки. В тёплое время года контейнеры и мусорки дезинфицируют.

Мусорка в помещении должна быть из металла или пластмассы с педалью и крышкой.

Общепит

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие. Площадку располагают не ближе 25 м от домов, детских площадок и скверов.

В мусорках используют одноразовые пакеты.

Парикмахерская

В парикмахерской отводят отдельную комнату или место для хранения метлы, мусора и волос.

Читайте также:
Электронная система Поволжья: особенности работы электронной торговой площадки, порядок регистрации, нормативно-правовая регламентация, принципы проведения торгов, использование электронной цифровой подписи в ЭСП

Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок сразу после стрижки и складывают в полиэтиленовый пакет или мешок из крафт-бумаги. Мешок перевязывают, а потом выкидывают вместе с ТКО. Второй раз мешки использовать нельзя. Вытряхивать волосы в бак тоже.

Старые люминесцентные лампы, лампы солярия и бактерицидные лампы хранят в упаковках в подсобном помещении. Выкидывать вместе с бытовыми отходами нельзя.

Статья актуальна на 04.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Договор с региональным оператором на обращение с ТКО: ловушки договора и как их избежать

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом. Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.

Договор с региональным оператором при прямых договорах

ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования. Более того, ст. 157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е. она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).

В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.

Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).

Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.). Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет. Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).

Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором

Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).

По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:

визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).

Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
– копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
– протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
– данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).

Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации

«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.

Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.

1. Сроки заключения договора

В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.

Читайте также:
Электронная отчетность: порядок отправки в налоговую, Пенсионный фонд РФ и другие контролирующие органы, системы и сервисы для сдачи отчетности в электронном формате, особенности для госзакупок

Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).

После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.

Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.

Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156). Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п. 8.16 Порядка 1156).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).

Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п. 8.15 Порядка 1156).

Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).

То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.

2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).

Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
– меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
– указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.

3. Завышение фактически не оказанных услуг

Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».

Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.

4. Необоснованное освобождение от ответственности

В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».

Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».

То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.

В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: