Срок действия авторского права: исключительные, с какого момента возникают, в России, 70 лет после смерти

Сколько действуют авторские права

Имущественные права на любой объект интеллектуальной собственности действуют на протяжении определенного периода. После того, как он истекает, результат творчества переходит в общественное достояние, пользоваться им может кто угодно и как угодно, не спрашивая разрешения автора и не выплачивая авторских вознаграждений. Срок действия авторского права отличается в разных странах мира. В большинстве стран это годы жизни плюс 50 или 70 лет. Но есть и исключения, например, в Ливии это годы жизни плюс 25 лет, а в Йемене – годы жизни плюс 30 лет.

Кроме того, период действия авторского права может зависеть от объекта интеллектуальной собственности. Например, в Анголе это годы жизни плюс 70 лет на все произведения, кроме фотографий – для них имущественные права автора действуют только 45 лет после его смерти.

Об авторских правах

Наша статья не случайно начинается со слова «имущественные». Дело в том, что все права автора делятся на три большие группы:

  • личные неимущественные права (право быть автором, право на имя и др.);
  • исключительные (право распоряжаться произведением по собственному усмотрению и право давать другим это разрешение);
  • иные права.

Так вот, если исключительное (имущественное) авторское право действует в течение определенного срока, то права авторства и на имя – бессрочны! Знаменитым «Илиаде» и «Одиссее» уже 2800 лет, а их автором мы по-прежнему называем Гомера. Поэтому в этой статье мы будем говорить только об имущественных (исключительных) правах автора.

Сроки действия авторских прав, установленные российским законодательством

В России периоды действия исключительного права на произведение установлены в статье 1281 Гражданского кодекса РФ. При определении сроков законодатель исходил из принципа «годы жизни+70 лет», которые отсчитываются с 1 января года, следующего после года смерти автора. При определении срока авторских прав на конкретное произведение учитываются следующие нюансы:

  • если произведение создано в соавторстве, 70 лет исчисляются после смерти последнего из соавторов;
  • если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, 70 лет исчисляются после обнародования, но если за это время личность автора станет известна, то начинает действовать основное правило;
  • если произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора, то исключительное авторское право действует еще 70 лет после обнародования;
  • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то 70 лет исчисляются после его реабилитации;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то период действия исключительного права во всех случаях увеличивается еще на 4 года.

Исключительное право может временно или навсегда передаваться другим лицам по лицензионным и другим договорам.

Как изменялся срок защиты исключительного права в России

В России понимание того, что охранять нужно не только материальную, но и интеллектуальную собственность, появилось несколько позднее, чем в Европе. Только в XVIII веке в нашей стране появляются первые предпосылки законодательного регулирования издательской деятельности – типографиям начинают выдавать так называемые «привилегии» на издания литературных произведений. В 1827 году появился первый закон об интеллектуальных правах – «Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пьес и опер, когда они будут приняты для представления на Императорских Театрах». В 1828 году, с появлением Цензурного устава с главой «О сочинителях и издателях книг», началась история собственно авторского права в России.

Согласно этому документу, произведение полностью принадлежало автору, а срок охраны имущественных прав автора устанавливался на годы его жизни плюс 25 лет после смерти. В последующие годы история авторского права развивалась так:

  • 1830 год – утверждено «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей» со сроком охраны произведений в 30 лет после смерти автора;
  • 1856 год – вдова Пушкина, бывшая Наталья Гончарова, теперь – Ланская, пишет письмо министру просвещения, в котором просит продлить авторские права на произведения поэта «из заботливости о участи двух сыновей его и незамужней дочери», и в 1857 году утверждается проект нового закона об авторском праве, в котором срок охраны исключительных прав увеличивается до 50 лет после смерти автора;
  • 1911 год – принят «Закон об авторском праве», в котором впервые права автора делились на личные неимущественные и исключительные, срок охраны составительства был определен как 50 лет с момента издания сборника, а периодических изданий – 25 лет с момента публикации;
  • в первые годы Советского государства права авторов были очень сильно урезаны из-за национализации интеллектуальной собственности, а срок охраны был снижен до охраны в течение жизни автора;1925 год – вышло Постановление об авторском праве, устанавливающее срок охраны прав автора в 25 лет с момента публикации произведения;1928 год – новое постановление «Основы авторского права», срок охраны изменен на действие в течение жизни автора и 15 лет после его смерти;
  • в 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, и срок охраны после смерти автора увеличился до 25 лет;1993 год – в силу вступает «Об авторском праве и смежных правах», увеличивающий этот срок до 50 лет, а в 2004 году в него были внесены поправки, продлившие его до 70 лет.
Читайте также:
ФГИС "Меркурий": форум предпринимателей, новичков и опытных пользователей по работе в системе Россельхознадзора

Сейчас срок действия авторского права в РФ регламентирует уже не этот закон, утративший силу в 2008 году, а четвертая часть Гражданского кодекса, полностью посвященная вопросам интеллектуальных прав.

Какой максимальный срок охраны исключительных прав

На текущий момент максимальный срок действия интеллектуальных прав в большинстве стран мира, в том числе в России, включает годы жизни автора плюс еще 70 лет. Таким образом, срок охраны авторского права может составлять 170 лет и даже больше.

Но есть и исключения:

  • Гватемала, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа – в течение жизни автора и 75 лет после его смерти;
  • Колумбия – в течение жизни автора и 80 лет после его смерти;
  • Ямайка – в течение жизни автора и 95 лет после его смерти;
  • Мексика – в течение жизни автора и 100 лет после его смерти.

Речь здесь, конечно, об общем случае. Каков срок действия авторских прав в разных ситуациях в России, мы уже сказали. Точно так же и законодательство других стран выделяет специальные режимы юридической защиты.

Cроки защиты объектов смежного права

Не все знают, что некоторые результаты творчества являются объектами не авторского, а смежного права. Это исполнения (например, постановки спектаклей) и фонограммы. В этом случае само авторство и право автора на имя охраняется тоже бессрочно, но сроки действия исключительного права – другие.

Период действия прав на исполнение устанавливает статья 1318 ГК РФ:

  • в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом исполнения;
  • если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то эти 50 лет отсчитываются с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
  • если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то в обоих случаях минимальный срок охраны его права составляет не менее 54 лет.

Период действия прав на фонограмму устанавливает статья 1327 ГК РФ:

  • 50 лет, считая с 1 января следующего года, с момента изготовления записи;
  • 50 лет, считая с 1 января следующего года, с момента обнародования (если с момента записи до обнародования прошло не более 50 лет).

Еще один объект смежного права – сообщение радио- и телепередачи в эфир или по кабелю. На эту интеллектуальную собственность право авторства охраняется тоже бессрочно, а срок охраны исключительного права составляет 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом сообщения.

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Из-за возможности присоединения к Бернскому союзу (страны – участники Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений) Россия была вынуждена увеличить общий срок охраны авторского права до 50 лет после смерти автора, который установлен п. 1 ст. 7 Бернской конвенции. Вместе с тем Конвенция позволяет странам Союза устанавливать сроки охраны, превышающие положения Конвенции (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции). Именно по этому пути пошли многие цивилизованные государства, увеличив сроки охраны до 70 лет. Россия долго не решалась на подобный шаг, и вот Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ сроки действия авторского права, предусмотренные ст. 27 Закона, были продлены на 20 лет. Данное решение законодателя было продиктовано стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), для чего необходимо привести национальное законодательство об интеллектуальной собственности в соответствие с более высокими требованиями, предъявляемыми Соглашением ТРИПС.
Итак, общий срок действия исключительных имущественных прав на произведение теперь составляет 70 лет после смерти его автора.
Исключение составляет ряд случаев, установленных комментируемой статьей в отношении произведений:
обнародованных анонимно или под псевдонимом;
созданных в соавторстве;
впервые выпущенных в свет после смерти автора;
созданных авторами, которые были репрессированы и реабилитированы посмертно;
созданных авторами, работавшими во время Великой Отечественной войны.
Следует иметь в виду, что новые сроки охраны применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. (п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1).
2. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу последней редакции комментируемого Закона, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения. Если же произведение не было обнародовано – со дня создания произведения.
3. Сроки действия авторского права, предусмотренные ст. 27, исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.
4. Предусмотренные комментируемой статьей сроки охраны не распространяются на личные неимущественные права автора – они охраняются бессрочно.
Охрана неимущественных прав автора может осуществляться его наследниками или, если у автора нет наследников или их авторское право прекратилось, специально уполномоченным органом Российской Федерации (такой орган в настоящее время не создан).
Автор также вправе возложить полномочия по охране своих моральных прав после своей смерти на любое лицо по своему усмотрению в порядке, в каком назначается исполнитель завещания. Данное лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Читайте также:
Реестр лицензий на медицинскую деятельность: как проверить, особенности единого реестра

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора. Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Читайте также:
Коммерческий подкуп: что это такое, отличие от взятки, статья, уголовная ответственность

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Читайте также:
Акцизная марка на алкоголь в 2021 году: стоимость и ее повышение, пример расчета, как рассчитать для вина и водки

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Ответственность при нарушении авторского права

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Наследование исключительного права

Содержание

  • Порядок наследования исключительных прав
  • Как подтвердить исключительное право
  • Особенности наследования отдельных интеллектуальных объектов
  • Наследование смежных прав и право следования
  • Срок наследования исключительных прав

Понятие исключительного права подразумевает возможность гражданина использовать результаты своей интеллектуальной деятельности по собственному усмотрению и запрещение (разрешение) на их использование другими лицами. Перечень таких результатов приводится в ст.1225 ГК РФ и включает литературные, музыкальные, художественные произведения, программы для ЭВМ, аудиоматериалы, изобретения, товарные знаки.

Законом допускается наследование исключительных прав на все объекты интеллектуальной собственности с некоторыми ограничениями в отношении средств индивидуализации (товарные знаки, наименования предприятий). Это имущественные права: их можно продать, передать в пользование по договору, подарить, назначить вознаграждение за использование объекта.

Не следует путать исключительные права на результаты интеллектуального труда с личными неимущественными правами, возникающими у авторов произведений и изобретений. Например, авторские права неразрывно связаны с личностью, не отчуждаются, не передаются никакими способами.

Порядок наследования исключительных прав

После смерти наследодателя, который являлся правообладателем в отношении объекта интеллектуальной собственности, наследники обращаются к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. Наследование производится по общим правилам: на основании завещания или по закону.

При обращении в нотариальную контору правопреемники умершего лица предъявляют пакет необходимых по закону документов:

  • свидетельство о смерти, оформленное органами ЗАГС;
  • справку с места жительства наследодателя (поквартирную карточку);
  • завещание или документы о родстве с правообладателем;
  • свидетельства о наличии исключительных прав у наследодателя.

Состав документов, подтверждающих обладание интеллектуальными правами, существенно различается в зависимости от вида объекта. Различия связаны с режимом и условиями правовой охраны, сроком действия исключительных прав и их содержанием. Так, исключительные права на объекты патентного права, товарные знаки и селекционные достижения охраняются только при условии их государственной регистрации. Нотариус при ведении процедуры наследования проверяет представленные документы с использованием официальных информационных ресурсов.

Если исключительные права являются результатом творческого труда одного из супругов, они считаются его личной собственностью. Если они были приобретены в браке за счет общих семейных средств (например, по договору купли-продажи), то такая интеллектуальная собственность подлежит разделу в соответствии с нормами Семейного кодекса (50/50).

Как подтвердить исключительное право

  • Объекты авторского права. К ним относятся произведения литературы, искусства. В их отношении отсутствует требование государственной регистрации. Собственником по умолчанию считается лицо, указанное автором на экземпляре произведения.
    В последнее время авторы все чаще используют для подтверждения своих исключительных прав нотариальные действия: свидетельствование подлинности подписи, удостоверение времени предъявления документов, хранение авторского экземпляра у нотариуса. Кроме того, используется депонирование произведения в Российском авторском обществе. Это упрощает процедуру наследования.
  • Патентные права. Объекты представляют собой результат творческой деятельности в области науки и техники: изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Подтверждающий документ — патент, он удостоверяет приоритет, авторство и исключительные права наследодателя.
  • Селекционные достижения. В качестве объекта выступают сорта растений, породы сельскохозяйственных животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, что подтверждает соответствующее свидетельство.
  • Программы для ЭВМ, базы данных. Такие результаты интеллектуальной деятельности регистрируются в добровольном порядке в официальном государственном Реестре и сведения о них считаются достоверными, пока не доказано иное.
    Регистрирующее лицо является обладателем исключительных прав на эти объекты. В их число также входят топологии для интегральных микросхем. Данные реестров используются при наследовании, однако более надежным вариантом является проставление на документах удостоверительной надписи нотариуса.

Особенности наследования отдельных интеллектуальных объектов

Особые правила установлены для средств индивидуализации: товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения. В большинстве случаев их правообладателем является юридическое лицо, но зарегистрировать их может и индивидуальный предприниматель. Наследование исключительных прав в отношении них возможно при следующих условиях.

Фирменное наименование не отчуждается и не передается при наследовании (ст.1474 ГК РФ). Исключительные права на другие коммерческие обозначения могут наследоваться только в составе предприятия, для индивидуализации которого они используются. Наличие права на коммерческое обозначение подтверждается выписками из ЕГРЮЛ, ЕГРН, содержащими информацию о составе предприятия как единого имущественного комплекса.

Товарные знаки регистрируются ФИПС (учреждение Роспатента). Исключительное право на них переходит по наследству, но только к лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Если среди наследников таких нет, они обязаны продать полученные права в течение года со дня открытия наследства (или зарегистрировать как ИП).

Наследование смежных прав и право следования

К исключительным также относятся права на исполнение произведения, фонограммы и воспроизведения радио и телепередач. Они переходят к законным правопреемникам в порядке наследования. Соответственно, наследники получают вознаграждение за публичные исполнения произведения, ретрансляции и показ в СМИ.

Кроме того, к наследникам создателя произведения переходит право следования, поскольку оно является имущественным. Это означает, что при каждой перепродаже оригинального авторского изделия организацией или индивидуальным предпринимателем, последние обязаны выплатить правообладателю процент от стоимости перепродажи. Размер отчислений зависит от цены, минимальный составляет 5 %.

Срок наследования исключительных прав

Особенность интеллектуальных объектов в том, что они имеют определенный срок «жизни», что ограничивает исключительные права. По истечении срока действия они становятся общественным достоянием. Период зависит от вида творческого результата. К наследникам права переходят на оставшийся срок действия. Это же правило действует для правообладателей, которые получили право использования интеллектуального результата по договору лицензии или купли-продажи.

Установленные законом сроки действия исключительных прав:

  • 70 лет после смерти автора — для авторских произведений литературы (искусства);
  • 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию — для полезных моделей, товарных знаков;
  • 30–35 лет со дня внесения в государственный Реестр — для селекционных достижений;
  • 20 лет с момента подачи документов в ФИПС — для полезных моделей и 5 лет для промышленных образцов;
  • 10 лет с момента первого использования или внесения в Реестр (в зависимости от того, какое событие произошло раньше) — для топологии интегральных микросхем.

Период существования исключительных прав при наследовании объектов смежных прав:

  • 50 лет — на исполнение произведений, фонограмму, радиопередачи и телепередачи;
  • 15 лет — на базы данных от момента создания или со дня обнародования;
  • 25 лет — на право публикации произведения, считая с начала года, следующего за годом опубликования.

Вопросы, связанные с наследованием исключительных прав, отличаются разнообразием, а нередко и спорным характером. При наличии такого имущества в составе наследства, желательно получить консультацию у нотариуса. Наша нотариальная контора расположена в центре Москвы, мы работаем до позднего вечера: до 21.00 в будние дни и до 20.00 в выходные. Запишитесь на удобное для вас время приема прямо на сайте или по телефону, чтобы получить разъяснение и практические рекомендации опытного юриста по наследственным делам.

Вам может быть интересно:

  • Свидетельство о праве на наследство по закону
  • Наследование приватизированной квартиры
  • Обязательная доля наследства без завещания (по закону) и при наличии завещания
  • Наследство после смерти родственника
  • Наследование денежных вкладов
  • Факт принятия наследства

Будние дни:
с 10:00 до 21:00
Выходные дни:
с 10:00 до 20:00

Срок действия авторских прав

Максимальный срок действия авторских и смежных прав можно найти в ГК РФ. А в этой статье эксперты Амигдала расскажут, сколько действует авторское право и сколько лет после смерти автора длится право на авторство.

  • Сколько действует авторское право в России
  • Особенности расчета сроков действия авторских прав на произведения
  • Сроки охраны имущественных прав в иностранных правопорядках
  • Часто задаваемые вопросы

Сколько действует авторское право в России

По закону автор не обязан регистрировать свое произведение для того, чтобы владеть правами на него.У автора есть право называться автором, защищать свою репутацию, выкладывать работу в публичный доступ и монетизировать свое творчество.

Права автора можно разделить на две группы: исключительные права и личные неимущественные права. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Как же рассчитывается срок действия авторских прав? Всё просто: до смерти автора и ещё 70 лет. Например, кто-то написал книгу и умер 5 марта 2021 года, значит, и права будут существовать вплоть до 1 января 2092 года. Это правило будет распространяться на произведения, обнародованные под именем автора.

Исключительные или имущественные права гарантируют, что автор может пользоваться своим трудом. Такие права не бессрочные.

эксперт по авторским правам

Личные права автора:

  • признаваться, что именно он создатель работы (из области литературы, науки и др);
  • давать согласие на ее использование под своим именем, анонимно, либо под псевдонимом;
  • запрещать изменение, дополнение и редактирование без его согласия;
  • публиковать свою работу;
  • отказаться от публикации работы, если он еще не обнародовал ее.

Личные права, в сравнение с другим типом, действуют бессрочно. Даже когда автор умрёт, личные права продолжают следовать. Они наследуются родственниками или заинтересованными лицами.

Когда заканчивается срок исключительного авторского права работа становится общественным достоянием. Это значит, что теперь вы можете свободно брать такие фото, тексты и другие произведения без разрешения, если используете их в личных целях или для научных, культурных, учебных работ или других задач.

Однако надо помнить, что неимущественные права сохраняются бессрочно. И если кто-то, например, нарушит право на неприкосновенность, то наследники могут воспользоваться.

Одним из примеров является успешная защита наследниками Юрия Александровича Гагарина его личного неимущественного права на имя (Решение Суда по интеллектуальным правам от 16.10.2014 по делу N СИП-46/2013).

эксперт по авторским правам

Особенности расчета сроков действия авторских прав на произведения

Как мы с вами выяснили, срок действия авторского права по общему правилу считается так: действует в течение всей жизни автора + 70 лет после смерти. Но по закону есть особые случаи и ситуации, когда расчёт меняется. Рассмотрим все возможные варианты.

У произведения несколько авторов

Вы пишите статью в соавторстве. Как тогда правильно посчитать период в семьдесят лет? Согласно закону, отчёт начинается, когда не останется авторов совсем. Например, автор Иванов умер в 2018 году, а автор Петров в 2021 году. 70 лет начнёт отсчитываться с 1 января 2022 года. И действовать право перестает в 2092 году.

Исключительные права только на часть произведения.

Если у автора творческой работы есть право только на часть произведения, следует опираться на п. 81 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019. Такое право действует столько же, сколько исключительное на всю работу.

Произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом.

Права действуют 70 лет после обнародования, но если создатель раскроет свою личность, то до конца его жизни.

Произведение обнародовано после смерти автора.

Иногда бывает и так: автор умер, а его работа вышла в свет только после его смерти. Тогда исчисление срока в 70 лет начинается 1 января после публикации произведения. И истечение 70 лет означает окончание действия исключительных прав.

Автор произведения воевал во время ВОВ.

Если писатель, автор музыки или другой работы трудился во время войны или участвовал в боях, то к сроку охраны имущественных прав автора прибавляется 4 года.

Сроки охраны имущественных прав в иностранных правопорядках

В странах, которые участвуют в Бернской конвенции, минимальный срок охраны авторских прав после смерти создателя творческой работы – 50 лет. На фоне как самой Бернской конвенции, так и законодательства отдельных стран участниц можно сделать вывод о тенденциозности повышения сроков действия авторских прав: до 1979 года соглашение давало защиту лишь на 25 лет, но сегодня отдельные государства устанавливают новый стандарт охраны права.

В России авторское право действует в течение 70 лет, в Европе и США установлен такой же срок. В Испании – 80 лет, а на Ямайке – 95 лет.

С развитием рыночной экономики и стремлением обеспечить социальную защиту граждан-наследников, в современном ГК РФ законодатель отразил правило о 70 годах защиты после смерти. На принятие такого решения повлияло вступление в круг стран-участниц Бернской конвенции .

Такая длительная монетизация произведения пагубно сказывается на информационном обмене. Противники долгой охраны предлагаю постепенно снижать срок – сначала до 50 лет (максимальный срок, чтобы не нарушать Бернскую конвенцию), а затем и вовсе выйти из её состава. Однако сейчас нет таких законодательных инициатив изменить срок действия авторского права, поэтому можно сделать вывод, если подобная реформа и случится, то очень нескоро.

Авторское право: интересные факты

В современном мире все больше внимания уделяется защите авторских прав. При этом история авторского права началась достаточно давно и содержит много интересных фактов. Вот некоторые из них.

1. Закон об авторском праве появился впервые в Англии в 1710 году. Он назывался «Статут королевы Анны». Согласно этому закону автор получал право на охрану опубликованного произведения. В частности, закон запрещал тиражировать произведение без согласия его автора в течение 14 лет. По закону автор также имел право продлить этот срок еще на 14 лет.

2. Бернская конвенция 1886 года является ключевым международным соглашением в области авторского права. Последние изменения вносились в нее в 1979 году. Таким образом, уже более 35 лет Бернская конвенция действует без изменений.

3. Многим известен знак копирайта или знак охраны авторского права — ©. Он впервые был опубликован во Всемирной конвенции об авторском праве, которую также называют Женевской конвенцией в 1952 году. Именно в этом документе было предложено использовать © для защиты произведений от незаконного использования, а сам знак предлагалось печатать на каждом экземпляре книги. Таким образом, каждый автор получал возможность защитить свое произведение без лишних формальностей.

На заметку
В настоящий момент главной целью знака © является информирование аудитории о том, что исключительные права на произведение принадлежат тому или иному лицу.

Однако далеко не все знают, что в 2000-х годах появились новый термин «копилефт» и соответствующий знак. Копилефт изображается как перевернутый влево знак копирайта и гарантирует свободу действий. Он возник в противовес знаку © для расширения прав и свобод на тиражирование произведений. Другими словами, каждый пользователь вправе изменять и распространять исходное произведение, обозначенное знаком копилефт, без получения разрешения автора.

4. Чтобы было проще доказать факт плагиата, авторы произведений использовали и используют так называемые копирайтные ловушки. Их суть заключается во включении маленького фрагмента ложной информации, как правило, в карты, энциклопедии, словари и подобные справочные издания. Ведь пойманный нарушитель вряд ли сможет объяснить присутствие ложной записи в своих творениях. При этом для таких ложных фактов на практике придуманы названия. В частности, фиктивные записи на картах могут называться фантомными поселениями, улицами-ловушками, бумажными городами, причудами картографа и пр.

5. В истории есть случай, когда исключительное право на фото произведения искусства было получено по причине финансирования его реставрации. Так, компания Nippon TV получила эксклюзивные права на фотографирование и видеозапись отреставрированных фресок Микеланджело в Сикстинской капелле (реставрация проводилась с 1980 по 1994 год).

На заметку
В настоящий момент срок действия авторских прав истек, но в Ватикане решили продлить запрет на съемку, объяснив это тем, что вспышки фотоаппаратов оказывают негативное влияние на фрески.

6. В России исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Но если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

На заметку
Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

В Беларуси исключительное право на произведение действует, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Какая-либо оговорка о продлении этого срока в связи с созданием произведения в период Великой Отечественной войны отсутствует.

7. Подсветка Эйфелевой башни в Париже — работа современного художника, охраняемая авторским правом. Любой, кто хочет сфотографировать башню после наступления темноты и использовать ее снимки в коммерческих целях, должен получить соответствующее разрешение. Дневные снимки можно делать без ограничений.

8. В Германии фотосъемка блюд в ресторанах и их распространение без получения предварительного разрешения являются нарушением авторских прав шеф-повара. Тщательно приготовленные и сервированные блюда в ресторанах рассматриваются как произведения искусства.

Вместе с тем запрет на фотографирование может распространятся и на совершенно обычные блюда. Это возможно при условии того, что владелец заведения разместил соответствующие уведомления о запрете фотографирования блюд.

Срок действия авторского права: исключительные, с какого момента возникают, в России, 70 лет после смерти

Михаил Булгаков в Wikipedia

Авторское право в Wikipedia

10 марта исполнилось 70 лет со дня смерти Михаила Булгакова. Но это не означает, что его произведения автоматически стали общественным достоянием. Руководитель отдела авторского права юридической компании «Усков и Партнёры» Михаил Родионов рассказал «Часкору» о нюансах авторского права и поделился мнением по поводу национализации советского кино.

— После 10 марта начались активные разговоры о том, что произведения Михаила Булгакова переходят в общественное достояние. Так ли это?
— Истечение срока правовой охраны и переход произведения в общественное достояние нужно исчислять не просто исходя из биографических данных, а исходя из обстоятельств истории создания и обнародования каждого произведения. В достаточно большом количестве случаев действующий закон — часть 4 ГК РФ — предусматривает пролонгированный срок охраны авторства.

Булгаков умер в 1940 году. Раньше у нас действовал закон о 50-летнем сроке охраны авторства. И существует переходное положение, если ранее установленный 50-летний срок истёк к 1 января 1993 года, то 70-летний срок не применяется. Исходя из этого положения, общий срок охраны авторского права Булгакова истёк почти 20 лет назад.

Однако, например, роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966—1967 годах. В отношении этого произведения действует положение статьи 1281 пункт 3 ГК РФ, в соответствии с которой при обнародовании произведения после смерти автора срок правовой охраны исчисляется с 1 января года, следующего за годом опубликования произведения.

Нужно энциклопедически точно устанавливать, когда было опубликовано каждое произведение, и отсюда исчислять срок охраны авторских прав. Всё, что было опубликовано при жизни Булгакова, например «Дни Турбиных», уже давно общественное достояние. То, что было опубликовано после смерти — в зависимости от даты публикации.

Кроме того, сроки действия авторского права исчисляются не с календарной даты смерти или публикации, а с 1 января года следующего за годом смерти автора или обнародования произведения.

— Какие ещё особенности существуют?
— Например, соавторство. Исчисления срока действия авторского права в этом случае осуществляется исходя из даты кончины пережившего соавтора, то есть того из соавторов, кто прожил дольше всех. Один из знаменитых случаев соавторства — Ильф и Петров. Ильф умер в 1937 году, а Петров погиб в 1942 году. У тех авторов, кто воевал и работал в годы войны, срок авторского права продлевается на четыре года. Таким образом, действие авторского права на «Двенадцать стульев» не истекло по состоянию на 1 января 1993 года и будет охраняться как минимум до 2017 года.

Авторское право репрессированных авторов охраняется, начиная с года реабилитации.

70-летний срок — только самое общее правило охраны авторского права. Но в значительном числе случаев срок действия авторского права на практике может быть пролонгирован.

По конституции нет ценности выше, чем права и свободы человека и гражданина. И мы всегда должны исходить из презумпции действия авторских прав. Если мы говорим об авторе, который является нашим ближайшим современником, то, скорее всего, авторское право действует.

Хорошо, что у книг есть выходные данные. А ведь есть ещё колоссальное количество мультфильмов. Есть дореволюционные фильмы, созданные в Российской империи, но их авторы умерли в эмиграции в 60—70 годы. По отношению к ним советские декреты и первые законодательные акты в области авторского права не действуют. Вот и получается, что фильм вроде немой, старый и все о нём забыли, а он вполне себе охраняемый объект авторского права.

— Кстати, о кино. Вы наверняка слышали об инициативе перевода произведений, созданных в советский период при поддержке государства, в общественное достояние по аналогии с американским Copyright Royalty Board. Как вы к этому относитесь?
— Здесь к вопросу нужно подходить, по возможности не отдаваясь во власть эмоций. Существует действующее постановление правительства РФ № 524, подписанное премьером Сергеем Кириенко ещё в 1998 году. Им установлены минимальные ставки отчислений кинематографистам при использовании фильмов, созданных до 1992 года, то есть на советских киностудиях. Права на аудиовизуальные произведения, созданные в советские годы, осуществляются правопреемниками этих студий. Был «Мосфильм» — стал киноконцерн «Мосфильм», был «Ленфильм» — стало акционерное общество «Ленфильм» и так далее.

Когда студия-правообладатель продаёт созданный до 1992 года фильм телеканалам или выпускает его на диске, она должна выплачивать соответствующие отчисления авторам — режиссёру, сценаристу, оператору, художнику. С другой стороны, судьба прав на многие фильмы не ясна. Они неоднократно продавались и перепродавались, в результате чего непонятно, кто и от каких доходов должен начислять советским кинематографистам причитающиеся им по постановлению 1998 года отчисления.

Я знаю, что Киностудия им. Горького имела практику выплаты отчислений авторам советских лент. Поэтому, когда мы упоминаем Татьяну Лиознову и её «Семнадцать мгновений весны», который не сходит с экранов телевидения, то можно с уверенностью говорить о том, что она как режиссёр-постановщик имеет право на авторские отчисления из доходов от использования этого фильма. Возможно, это копеечные отчисления. Но

если речь идёт о постоянно транслируемых фильмах и если постановление правительства

1998 года правообладателями исполняется, то речь может идти о значительной прибавке к пенсиям ветеранов нашего кино. Хотя пенсии многих старых мастеров зачастую не соответствуют их вкладу в искусство.

Никита Сергеевич Михалков, как и остальные авторы, творившие в советский период, должен получать отчисления за свои фильмы. И меня удивляет, что человек, находящийся внутри процесса, председатель Союза кинематографистов, имея возможность привлечь внимание к этому, так мало об этом говорит.

Что же касается национализации. Да, есть мировой прецедент в лице США. Все авторские работы, которые оплачивает правительство США, автоматически становятся общественным достоянием. В этом есть своя справедливость. Государство тратит деньги налогоплательщиков и создаёт не только социальные блага, но и культурный продукт, который должен принадлежать всем.

Есть широко известные результаты работы американского правительства во время Великой депрессии, когда привлекались художники и фотографы, отражавшие жизнь страны в те годы. Были созданы прекрасные фотографии, впоследствии вошедшие в золотой фонд. Они являются собственностью народа.

Но это другая правовая система как таковая. У нас нет такого прецедента, чтобы при живом авторе его произведения переводились в общественное достояние только на том основании, что они делались за государственный счёт. Другой вопрос: справедливо это или нет, но действующее законодательство этого не предусматривает.

Мне лично кажется, что вместо переписывания законов гораздо более действенным было бы надлежащее исполнение существующих. Если кинематографисты должны по постановлению правительства получать отчисления от использования советских фильмов, то они должны их получать. Но отменять авторское право на советское кино и говорить о том, что это ничьё, общественное, не совсем правильно. У нас это будет воспринято как анархия. Фильм же создаётся многими людьми. Да, нынешние их версии кто-то реставрировал, чистил звук, оцифровывал.

Нужно обеспечить авторов фильма пусть скромным, но вознаграждением. А это можно сделать, только если фильмы кому-то принадлежат. И если нормативный акт не работает, нужно, чтобы он заработал, пусть и в судебном порядке.

— Тем не менее авторы советского кино оказываются в более незащищённом положении, чем авторы современного кино. Им либо забывают перечислить деньги, либо это сущие копейки, а основной поток денег идёт не причастным людям.
— Я намеренно не касаюсь сейчас позиции конкретных деятелей. Но считаю, что Никита Сергеевич Михалков как председатель СК должен взяться и поставить вопрос, чтобы при каждом публичном использовании соответствующих произведений авторы советских фильмов не забывались нынешними правообладателями. В постановлении 1998 года указаны конкретные проценты авторских отчислений (см. приложение).

Когда наступил кризис 1998 года, никто не следил за тем, чтобы авторам выплачивали вознаграждения. Если бы кто-то хотел урегулировать, если бы была инициатива творческого союза, то закон было бы не так просто обойти.

Мы прекрасно понимаем, что авторы год от года не молодеют. Возможно, они и знают, что им причитается, но нет ни сил, ни средств на разбирательства.

Беседовала Юлия Бурмистрова

        Приложение к постановлению правительства РФ

Минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путём передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путём их публичного показа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: