Случаи обязательного заключения договора в 2021 году

Когда организация обязана заключить договор

Обязательный договор — это соглашение двух или нескольких лиц, заключение которого необходимо в силу закона. Вытекающие из этого правоотношения регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Договоры, которые заключаются в обязательном порядке по закону

По своей правовой природе соглашение является добровольным волеизъявлением двух или более сторон. Существуют исключения, когда обязательное заключение договора необходимо в силу закона. Такое требование установлено для участников сделки статьей 455 ГК РФ. Документ оформляется в виде дополнительного соглашения или договора. Статья 445 ГК РФ не устанавливает конкретный перечень, норма является отсылочной.

Вот некоторые примеры обязательных договоров:

  1. Соглашение о дополнительной плате или возмещении страховой премии из-за увеличения (снижения) страхового риска — ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ.
  2. Государственные оборонные контракты. Обязательность его заключения установлена ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
  3. Сторона соглашения является участником естественной монополии, такие субъекты не вправе отказать в заключении сделки в случае обращения потребителей. Требование установлено п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
  4. Организации, занимающие лидирующее положение на рынке (или объем производства оборонного заказа которых превышает 70%), не вправе отказывать в заключении госконтракта -— ч. 2 ст. 110 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  5. В исключительных случаях обязательность заключения договора устанавливает правительство РФ — п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ.

Стороны вправе на будущее согласовывать условия, которые примут к исполнению. Для этого юридические и физические лица вправе заключить предварительное соглашение. Такая ситуация относится к тем, когда лицо обязано заключить договор, вытекающий из предварительных обязательств. В силу ст. 429 ГК РФ, форма такого соглашения требует соответствия основной. Например, предварительное соглашение купли-продажи транспортного средства оформляется в письменном виде и не требует государственной регистрации или нотариального удостоверения.

Порядок заключения обязательного договора

В зависимости от условий и предмета сделки существует различный порядок заключения. В этом случае особенности заключения договора в обязательном порядке не имеют различий с обоюдным соглашением сторон. Один участник сделки направляет акцепт на публичную оферту. Документ о согласовании условий в этом случае одинаковый для всех обращающихся лиц. Государственные заказы осуществляются на основании контрактов. Сделка заключается с победителем электронной процедуры. Порядок регулирования определен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Судебная практика

На практике случаются ситуации, в которых стороны заключают предварительное соглашение, но в дальнейшем отказываются от его исполнения. При урегулировании спора заключение договора в судебном порядке осуществляется путем предъявления иска о понуждении. По результату его рассмотрению суд принимает решение. Такое положение установлено п. 38 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. В момент рассмотрения спора суд обязан проверить соглашение, положенное в основание иска, на предмет существенных условий. Для купли-продажи к таким условиям относят предмет (наименование, идентификационные данные, адрес, марка, модель). В случае условий о предмете сделка признается незаключенной и не порождает прав и обязанностей. В момент предварительного заседания устанавливается, в каких случаях заключение договора обязательно и соблюдены ли все условия. Суд проверяет соглашение по вышеуказанным основаниям, даже если отсутствует позиция ответчика по этому вопросу (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 № 11АП-6684/19). Статьей 445 ГК РФ предусмотрена возможность взыскания убытков, вызванных игнорированием исполнения установленных условий. Для минимизации финансовых потерь вы вправе предусмотреть условия о неустойке. Неустойка в целях обеспечения исполнения обязательств — постановление президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 16973/13 по делу № А40-118038/12-105-1100.

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.

Случаи обязательного заключения договора в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 13 мая 2021 г. № 09-02-09/36934 О заключении в 2021 г. государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 667 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050” (далее – Постановление N 667), вступающего в силу с 14 мая 2021 г., Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Положениями пунктов 11 1 и 11 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050 “Об особенностях реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов” (в редакции Постановления N 667) (далее – Постановление N 2050) установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – государственный контракт) предусматривают условия:

о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта, поставка (выполнение, оказание) которых приходится:

на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, – не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на очередной финансовый год;

Читайте также:
Образец заполнения журнала регистрации трудовых договоров

на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, – в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Положениями абзаца второго пункта 2 Постановления N 667 установлено, что положения, предусмотренные, в том числе пунктами 11 1 и 11 2 Постановления N 2050, применяются после вступления в силу Постановления N 667.

При этом указанными пунктами Постановления N 2050 установлены случаи при которых вышеуказанные условия могут не исключаться в соответствующие контракты.

В этой связи Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание, что начиная с 14 мая 2021 года при размещении соответствующих извещений об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд, направлении соответствующего приглашения или проекта государственного контракта указанные документы должны содержать положения, предусмотренные пунктами 11 1 и 11 2 Постановления N 2050, за исключением случаев, предусмотренных указанным постановлением.

Кроме того, положениями пунктов 11 3 и 11 4 Постановления N 2050 установлено, что положения, предусмотренные пунктами 11 1 и 11 2 указанного постановления, применяются в отношении:

контрактов, заключаемых в 2021 году федеральными бюджетными и автономными учреждениями, в случае, если источником их финансового обеспечения являются предоставленные указанным учреждениям субсидии, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в случае, если исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов софинансируется путем предоставления из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) соответствующего межбюджетного трансферта.

В этой связи Минфин России просит обеспечить доведение информации об указанных положениях Постановления N 2050 и их применении в 2021 году:

главными распорядителями средств федерального бюджета – до подведомственных получателей средств федерального бюджета, федеральных бюджетных и автономных учреждений;

финансовыми органами субъектов Российской Федерации – до главных распорядителей (получателей) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, финансовых органов местного бюджета.

Пунктом 11 5 Постановления N 2050 установлено, что главные распорядители средств федерального бюджета, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок.

При этом положениями абзаца третьего пункта 2 Постановления N 667 установлено, что указанные положения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок начиная с 1 мая 2021 г.

Принимая во внимание, что в настоящее время соответствующий перечень главных распорядителей средств федерального бюджета не утвержден, по мнению Минфина России, включение в государственные контракты условий, указанных в пункте 11 5 Постановления N 2050, возможно после утверждения соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.

При этом Минфин России обращает внимание, что включение условий о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с положениями Постановления N 2050 возможно в отношении государственных контрактов, которые не содержат сведения, составляющие государственную тайну, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 15 1 Постановления N 2050 установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на предоставление в 2021 году из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае отсутствия по состоянию на 1 июля 2021 г. заключенных соглашений о предоставлении указанных субсидий.

Указанные положения не распространяются на субсидии:

предоставляемые федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, а также в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения фактически понесенных затрат получателей субсидии;

предоставляемые по результатам проведения конкурса, иного отбора на право получения субсидии, предусматривающего в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок (правила) предоставления субсидии, более одного этапа определения получателя субсидии, а также дополнительного отбора на право получения субсидии в случае, установленном пунктом 26 3 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 “О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета”, если проведение такого дополнительного отбора предусмотрено нормативным правовым актом, устанавливающим порядок (правила) предоставления субсидии (далее – субсидии, предоставляемые по результатам проведения конкурса);

источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации;

бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены сводной бюджетной росписью федерального бюджета в результате внесения в нее изменений без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по основаниям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (за исключением внесения изменений, связанных с использованием (перераспределением) бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации).

Информация об указанных исключениях предоставляется соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет” не позднее 6 июля 2021 года.

При этом в силу положений пункта 15 1 Постановления N 2050, в случае отсутствия по состоянию на 1 октября 2021 г. заключенных соглашений о предоставлении субсидий, предоставляемых по результатам проведения конкурса, а также бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены сводной бюджетной росписью федерального бюджета в результате внесения в нее изменений (за исключением субсидий, предоставляемых федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, а также в целях возмещения недополученных доходов в (или) возмещения фактически понесенных затрат получателей субсидии), соответствующие бюджетные ассигнования будут направлены в резервный фонд Правительства Российской Федерации.

Читайте также:
Составление пояснительной записки по форме 6-НДФЛ: оформление по нулевому 6-НДФЛ, в связи с ошибочным отчетом

При этом в соответствии с положениями пункта 15 1 Постановления N 2050 главные распорядители средств федерального бюджета должны в установленном порядке самостоятельно сформировать и направить не позднее 19 июля (10 октября) 2021 г. в Минфин России предложения по перераспределению соответствующих бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

A.M. Лавров

Обзор документа

Правительство предусмотрело ряд мер по повышению бюджетной дисциплины, которые вступили в силу с 14 мая 2021 г. В связи с этим Минфин подготовил разъяснения:

– о включении в контракты, заключенные в 2021 г., условия о сроках оплаты;

– о включении в контракты положений о возможности формирования и подписания документов о приемке в электронной форме в ЕИС в сфере закупок;

– о направлении бюджетных средств в резервный фонд Правительства при отсутствии заключенных соглашений о субсидиях с поставщиками товаров, работ и услуг.

Когда заключать договор обязательно

Обязательное заключение договора требуется:

  1. В ситуациях, для которых это предусмотрено Гражданским кодексом или федеральным законом.
  2. Если сторона добровольно взяла на себя такое обязательство.

Гражданское законодательство РФ исходит из принципа свободы договорных отношений, а заключение договора в обязательном порядке требуется в случаях, обусловленных предварительным волеизъявлением сторон или их специфической коммерческой деятельностью.

Когда обязательно по закону

Список причин, когда оформление контракта в РФ обязательно, невелик. Из чего возникает обязанность заключения договора, четко обозначено в гражданском кодексе в ст. 421:

  • из норм самого кодекса;
  • из положений других федеральных законов (только законов, подзаконные акты не вправе устанавливать обязанность сторон вступить в договорные отношения);
  • из добровольно принятого обязательства.

То есть в ГК РФ нет точного списка обстоятельств, есть лишь указание на их источник. Анализ практики правоприменения позволяет выделить следующие случаи обязательного заключения договора:

  • контракт подписывается по результатам проведения торгов, в соответствии со статьями 447–449 ГК РФ установлено императивное правило: соглашение должно быть заключено с лицом, выигравшим торги;
  • возникновение основного контракта и его условия были оговорены заранее в предварительном соглашении;
  • в силу ст. 426 ГК РФ субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий предоставление услуг и поставку товаров, не вправе отказать любому обратившемуся за такими услугами (это правила публичного договора);
  • когда потребитель обращается за подписанием соглашения на поставку воды, газа, электрической энергии, поставщик ресурсов обязан оформить с ним договорные правоотношения;
  • в соответствии с судебной практикой положения ст. 445 ГК РФ об обязательности подписания соглашения применяются и при понуждении оформить в должном виде продажу земельного участка.

Список не является полным, есть и другие, менее распространенные случаи, к тому же сторонам предоставлена возможность установить обязательность контракта отдельно в добровольном порядке. Отдельная ветвь — антимонопольное законодательство, которое тоже содержит нормы об обязательности некоторых соглашений.

Судебная практика

Если одна из сторон отказывается от оформления правоотношений, у второй появляется право на заключение договора в судебном порядке с вынесением решения об удовлетворении требований истца и понуждении подписать контракт.

Примеры, когда суд отказал истцам, ошибочно предполагавшим, что вторая сторона обязана заключить соглашение:

  1. При понуждении лица, занимающего на рынке доминирующее положение. Суд обратил внимание истца на то, что им не соблюден специальный порядок понуждения, предусмотренный в данном случае.
  2. Истец обращался с требованием в антимонопольный орган за предписанием о заключении контракта с фактическим монополистом, но обязанность о заключении конкретного вида контрактов не вытекала из норм ГК РФ. Решение ФАС оставлено в силе.
  3. Окружные суды отказывают истцам в тех случаях, когда обязательство подписать контракт прямо не указано в федеральных законах. Например, хотя в ст. 35 ЗК РФ сказано, что при приобретении здания или сооружения новый собственник получает право на земельный участок или его часть, конкретного и четкого указания на возникновение права на приватизацию земли нет.
  4. Нередко возникают споры относительно публичного характера договора. Суды исходят из того, что соглашение, не относящееся к профилю деятельности предприятия, не может быть признано публичным.

В 2018 году было принято постановление Пленума ВС №49, в котором рассмотрена практика по применению ст. 445 ГК РФ о спорах по предварительным договоренностям. В п. 39 указано, что при рассмотрении дел о понуждении к заключению договора, если стороны не смогли согласовать условия взаимодействия и прийти к консенсусу, суд установит их самостоятельно, но с учетом мнения сторон. На практике положение применялось и ранее, но постановление сделало эту традицию легитимной.

Сделки в 2021 году: что нужно учитывать

Как пандемия повлияла на сделки

Модератор сессии Михаил Тимонов, партнер Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) Профайл компании × , рассказал о том, что случилось с «одной из основных форм развития бизнеса», сделками M&A. По его словам, рынок слияний и поглощений сохранил довольно высокую активность в ряде отраслей: здравоохранении и фармацевтике, добывающей и энергетической промышленности. Он рассказал об увеличении роста сделок IT-компаний как в мире, так и в России. В нашей стране с ними рядом стоит традиционная промышленность. Неожиданным бенефициаром прошлого года Тимонов называет компании агросектора. «Здесь продолжают действовать контрсанкции», объясняет эксперт. Он остановился и на перспективах 2021 года. За первый квартал глобальный рынок слияний и поглощений установил рекорд: объем сделок вырос на беспрецедентные 93% до $1,3 трлн.

Читайте также:
Чем отличается договор займа от кредитного договора в 2021 году

Сейчас участники рынка руководствуются правилом: семь раз проверь, один раз купи. То есть подготовка к сделкам стала гораздо более тщательной. А вот сам процесс осуществления сделки стал более быстрым. Это серьезное изменение, которое, как мне кажется, останется с нами и далее.

Михаил Тимонов, партнер, руководитель корпоративной, M&A и коммерческой практики Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) Профайл компании ×

По мнению Тимонова, рынок показал, что он может приспосабливаться к любым условиям, в том числе и к пандемии. В этом его поддержала Надежда Комлева, юрисконсульт Avon. По ее словам, период пандемии показал, как важно быть гибкими. В то же время, по ее словам, важно не отходить от своих правил в деятельности. Комлева рассказала, что таким принципиальным моментом в работе для компании Avon являются комплаенс-оговорки в договорах. Это гарантия сторон об отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей и так далее. Комлева сказала, что до их подписания фирма не начинает сотрудничество.

Александра Николаева, начальник отдела правовой поддержки цифровых сервисов и сопровождения проектов X5 Retail Group, рассмотрела другую сторону ковидных ограничений: некоторые фирмы не могли выполнить свои договорные обязательства. Она проанализировала практику и рассказала, что только в 5,6% случаев суды признавали COVID обстоятельством непреодолимой силы и освобождали истца от ответственности за неисполнение обязательств (по ст. 401 ГК «Основания ответственности за нарушение обязательства»). Чаще суды признавали вирус как существенное изменение обстоятельств (22,4 %). Это они объясняли тем, что отсутствие денег – это не форс-мажор. Николаева подытожила, что конструкция форс-мажора работает только в очевидных случаях. Она полагает, что в судах в дальнейшем будет еще больше отказных дел, а наученные горьким опытом компании будут пытаться предусмотреть такие ситуации в договорах.

От доказывания форс-мажора к проблемам взыскания упущенной выгоды перешел Алексей Петров, юрист КА Регионсервис Регионсервис Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Экологическое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Природные ресурсы/Энергетика × . Сделать это очень сложно, признал эксперт. Чтобы взыскать упущенную выгоду, кредитор должен доказать либо приготовление к получению денег (например, уже заключил договор), либо то, что деньги он получил бы при обычном ходе событий. Так, по делу № А59-1796/2017 в качестве доказательств выступили факты продажи аналогичной продукции. Отдельно Петров остановился на определении размера упущенной выгоды. Он считает, что ответчик не должен вести себя пассивно в процессе. Если он не предоставит никаких расчетов, то суд согласится с теми, что предоставил истец. Проблема в том, что ответчик не всегда владеет нужными цифрами (доходами истца), в этой связи эксперт рекомендует делать экспертизу.

Налоговые риски при заключении договора

Сергей Лавров, начальник управления налоговой экспертизы «Норильского никеля», рассказал о налоговой оговорке как о дополнительной гарантии от потерь при наличии претензий со стороны ФНС. Он остановился на двух возможных договорных способах защиты интересов покупателя или заказчика – возмещении потерь и заверении об обстоятельствах. Первое никак не связано с нарушением обязательства. Стороны вправе предусмотреть обстоятельство, которое может привести к потерям, и если оно наступит, то контрагент выплачивает заранее оговоренную сумму. Лавров советует в договоре указать, как доказывать наступление тех самых обстоятельств. Второй механизм эксперт считает более традиционным и понятным. Это нарушение стороной обстоятельств, прописанных в договоре.

Тему налоговых рисков продолжил Николай Пятницкий, старший юрист налоговой практики АБ A-PRO A-PRO Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × . Он рассказал о письме ФНС, которое вышло в марте этого года и посвящено применению ст. 54.1 НК. Документ, по мнению Пятницкого, сохраняет наработанную практику ВС по резонансным налоговым спорам. Эксперт подчеркнул новшество этого письма – дополнительный тест основной цели. При разрешении вопроса о том, что именно являлось основной целью операции, нужно определить, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по деловым мотивам в отсутствие налоговых преимуществ.

Налоговая ориентирует выявлять действительный экономический смысл операции, проводить тест разумности, определить основные мотивы. Поэтому на этапе планирования договора налогоплательщики могут провести свой внутренний тест, пробежаться по условиям договора и проверить их соответствие новым критериям.

Николай Пятницкий, старший юрист налоговой практики АБ A-PRO A-PRO Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) ×

Читайте также:
Образец составления письма о повышении цены на продукцию или услугу в 2021 году

Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG KPMG Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × , подчеркнула, что письмо ФНС – это только позиция одной заинтересованной стороны. Этот документ – хоть и большой шаг в сторону бесконфликтного урегулирования налоговых споров, но некоторые положения могут толковаться далеко не в пользу налогоплательщика, предостерегла эксперт.

Секретами, как не попасть в налоговый капкан при заключении договора, поделился Евгений Тимофеев, партнер, руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . По его словам, в соглашении все должно быть четко и ясно. Эксперт посоветовал привлечь третье лицо: попросить его прочитать бумагу и объяснить, как он это понял. Еще Тимофеев рекомендовал не включать условия, которые стороны не смогут объективно выполнять.

Евгений Тимофеев, партнер, руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании ×

Оспаривание сделок

Третья часть конференции была посвящена оспариванию сделок. Сначала эксперты рассказали о том, какие сделки аннулируются в банкротстве.

Оспаривание сделок — важный инструмент защиты кредиторов, который существует уже давно. Но суды все еще наталкиваются здесь на определенные проблемы. До сих пор ВС, наверное, каждый месяц рассматривает вопросы, связанные с оспариванием сделок должников.

Станислав Голунов, руководитель практики банкротства Enforce Law Company Enforce Law Company Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Банкротство (включая споры) 6 место По выручке 8-10 место По количеству юристов ×

Станислав Голунов, руководитель практики банкротства Enforce Law Company Enforce Law Company Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Банкротство (включая споры) 6 место По выручке 8-10 место По количеству юристов × , рассказал, что подозрительными сделки будут считаться, если они совершены с целью причинения вреда кредиторам либо с неравноценным встречным предоставлением. В качестве иллюстрации последнего эксперт привел дело юриста Матюнина (№ А41-34824/2016). Перед банкротством юристу повышали оклад и выплачивали премии, и это попытался оспорить арбитражный управляющий. ВС указал: когда зарплата обычного сотрудника увеличивается, но при этом не превышает среднерыночную, то цели навредить кредиторам нет (см. «Премия перед банкротством: ВС разъяснил, когда это возможно»).

Андрей Набережный, директор проектов департамента по работе с проблемными активами «Сбера», представил обзор ключевых кейсов по оспариваю сделок в прошлом и нынешнем годах. В том числе он привел дело «СУ-155», по которому ВС научил считать период подозрительности. Коллегия указала, что передача ранее возбужденного дела о банкротстве по подсудности на исчисление периода подозрительности не влияет (см. «ВС разобрался с периодом подозрительности в банкротном деле»).

Татьяна Невеева, советник АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) 1 место По выручке 1 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1 место По количеству юристов Профайл компании × , продолжила об оспаривании корпоративных сделок. По ее словам, суды стараются все больше вникать в экономическую суть сделок, стремятся исследовать цели и мотивы сторон, заключивших оспариваемые сделки, обращают особое внимание на наличие в обществе корпоративного конфликта. Андрей Шадрин, директор юридического департамента «Инвесттраста», рекомендовал к любой сделке с недвижимостью прикладывать отчет об оценке. Ведь если сначала контрагент реализовал имущество, а потом оказалась, что продавцу сделка причинила явный ущерб, то ее можно признать недействительной.

Читайте также:
Корректировка справки 2-НДФЛ: в каких случаях производится корректировка, инструкция, требования к заполнению, способы, аннулирование

Артем Баринов, руководитель практики разрешения судебных споров Parallel Legal Consulting Parallel Legal Consulting Федеральный рейтинг. × , рассказал об оспаривании убыточных сделок руководителей. В этом случае, по его словам, есть два способа защиты права: иск о признании сделки недействительной и иск о взыскании убытков с директора.

Подача одного иска не препятствует подаче и рассмотрению другого. Если один из исков удовлетворен и решение по нему исполнено, это исключает возможность удовлетворения второго иска.

Артем Баринов, руководитель практики разрешения судебных споров, Parallel Legal Consulting Parallel Legal Consulting Федеральный рейтинг. ×

Баринов заключил, что иск не удовлетворят, если невыгодная сделка была частью взаимосвязанных сделок, в результате которых предполагалось получение выгоды или невыгодная сделка помогла избежать еще больших потерь.

У нас есть и много других интересных конференций. На них эксперты делятся своими знаниями и опытом, вы сможете спросить их о том, что вас волнует, а в перерыве – обзавестись новыми знакомствами и просто пообщаться с людьми, влюбленными в право.

Случаи обязательного использования типового контракта

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Типовые контракты (условия контрактов) разрабатывают профильные федеральные министерства, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» для закупки отраслевых товаров, работ, услуг. Также они могут быть разработаны Минфином России (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил разработки типовых контрактов).

На уровне субъектов РФ также могут быть утверждены типовые контракты. Их размещают в региональных информационных системах в сфере закупок для применения заказчиками соответствующего субъекта. Однако порядок их использования устанавливают органы исполнительной власти каждого субъекта РФ самостоятельно. Такие типовые контракты субъектов РФ действуют, пока федеральными органами исполнительной власти не будут утверждены типовые государственные контракты на закупку этих же товаров, работ, услуг (ч. 8, 9 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Вам нужно обязательно использовать типовой контракт (условия), когда данные вашей закупки соответствуют одновременно всем показателям из информационной карты типового контракта (п. 16 Правил разработки типовых контрактов). К ним относятся:

  • коды закупаемой продукции по классификаторам ОКПД2, ОКВЭД2, а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • цена контракта (диапазон таких цен);
  • иные показатели, которые могут быть установлены разработчиками такого контракта.

Сверьте данные вашей закупки с показателями из информационной карты типового контракта (типовых условий).

Это можно сделать двумя способами:

  • прочитайте информационные карты всех утвержденных типовых контрактов (типовых условий), сопоставьте показатели с вашей закупкой;
  • в Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, которая размещена в ЕИС (http://zakupki.gov.ru), найдите подходящий типовой контракт (типовые условия) и изучите информационную карту.

Применять типовой контракт необязательно в следующих случаях:

  1. типовой контракт недавно размещен в ЕИС.

Убедитесь, что утвержденный типовой контракт размещен в ЕИС как минимум 30 дней назад, так как только после этого срока он становится обязательным (п. 15 Правил разработки типовых контрактов). Проверяйте, обязателен ли типовой контракт на момент публикации извещения, либо направления приглашения принять участие в закрытой процедуре, либо заключения контракта в порядке, не требующем размещения информации о таком контракте в ЕИС;

  1. не совпадают необходимые показатели из информационной карты.

Типовой контракт применяется, только если все эти показатели соответствуют вашей закупке (п. 16 Правил разработки типовых контрактов);

  1. осуществляется закупка из числа исключений, установленных законом.

К таким исключениям относятся следующие случаи (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 18 Правил разработки типовых контрактов):

  • вы покупаете продукцию за наличный расчет;
  • вы проводите запрос котировок для обеспечения деятельности на территории иностранного государства или для оказания скорой медицинской помощи (ст. ст. 75, 76 Закона N 44-ФЗ);
  • вы проводите запрос предложений на поставку оборудования, экипировки для подготовки и (или) участия команд в Олимпийских и Паралимпийских играх либо на оказание услуг по защите интересов РФ в международных или иностранных судебных органах (п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что это исключение относится и к проведению запроса предложений в электронной форме по аналогичным основаниям (п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ);
  • вы осуществляете закупку у единственного поставщика, определенного актом Президента РФ либо Правительства РФ по его поручению, и возможность неприменения типовой формы контракта напрямую указана в этом акте (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • иные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе:

— продукции, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— до 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— до 600 тыс. руб., если заказчик является, например, учреждением культуры, образовательной, научной, физкультурно-спортивной организацией, организацией, в которую под надзор помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Читайте также:
Образец доверенности на управление автомобилем от руки в 2021 году

— услуг водо-, тепло- и газоснабжения (кроме реализации сжиженного газа), водоотведения, по обращению с твердыми коммунальными отходами, подключению к инженерным сетям по регулируемым государством тарифам, хранению, ввозу и вывозу наркотических и психотропных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— товаров (работ, услуг), которые потребовались из-за аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной, медицинской помощи в неотложной или экстренной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— посещения зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— театрами, концертными (театральными), телерадиовещательными, образовательными учреждениями, цирками, музеями, домами (дворцами) культуры, домами (центрами) народного творчества (ремесел), клубами, зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, природными (национальными, ландшафтными) парками, заповедниками, с конкретными лицами, в частности, для создания, исполнения произведения искусства, изготовления декорации, костюмов (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— услуг, связанных с обеспечением визитов иностранных государственных делегаций (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— продукции для обеспечения деятельности объектов госохраны, выездных мероприятий Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— работ, услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений; содержанию и ремонту общего имущества в здании, нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, закрепленных за ним на праве хозведения или оперативного управления, переданных на ином законном основании; услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, охране, обращению с ТКО, если такие услуги уже оказываются другим пользователям нежилых помещений в том же здании, где находится помещение заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— услуг при направлении работника в командировку либо связанных с участием в фестивалях, концертах и иных подобных культурных мероприятиях (проезд, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, организация питания) (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— лекарственных препаратов на сумму не более 1 млн руб., предназначенных для назначения конкретному пациенту по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— электрической энергии с гарантирующим поставщиком (договор энергоснабжения) (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическим лицам (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— федеральным органом исполнительной власти услуг лечения гражданина РФ за границей (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— продукции в целях обеспечения органов внешней разведки РФ (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— продукции в целях обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— государственными и муниципальными библиотеками, научными и образовательными организациями услуг по получению права доступа к информации, содержащейся в зарубежных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (п. п. 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— продукции за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— юридических услуг в целях защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и органах иностранных государств (п. 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— продукции органами государственной охраны для реализации мер по такой охране (п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— органами госвласти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления услуг по осуществлению рейтинговых действий (п. 53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Исключением из общих правил применения типовых контрактов являются Типовые условия для контрактов, к исполнению которых должны быть привлечены субподрядчики из числа СМП и СОНО. Данные Условия отсутствуют в Библиотеке типовых контрактов. Но их необходимо включать в контракты всех закупок, в извещении которых установлено требование о привлечении субподрядчиков — СМП и СОНО (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Если ваш случай попал в перечень исключений, вы все равно можете использовать типовой контракт по желанию либо разработать проект контракта самостоятельно.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как применять типовые формы контрактов по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020)

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

директор академии продаж OTC.RU, эксперт в сфере закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Рассказываем, что изменится для поставщика после вступления в силу оптимизационных изменений 44-ФЗ

В начале июля 2021 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2022 года.

В конце статьи вы найдете сводную таблицу с перечислением действующих требований при проведении электронного аукциона и для участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 года.

В конце статьи есть шпаргалка

Поставщикам, подрядчикам, исполнителям рекомендуем ознакомиться со следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

  1. Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

Предусматривает новые условия и требования при закупках у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков.

  1. Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ
Читайте также:
Образец договора займа физического лица с юридическим лицом в 2021 году

Предполагает осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ новыми субъектами и иные изменения.

  1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

Включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

Основные изменения: новый порядок участия
в закупках

Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур

В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г.

Процедуры с 01.01.2022 г.

Конкурентные:

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года

В настоящее время

С 01.01.2022 г.

Структура заявки на участие

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Указание наименования страны происхождения товара

Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки

Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку

Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО

Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)

В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП

Основания для отклонения заявки

При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки

Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения изменений в извещение

Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок

Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

Начало проведения торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе

Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

Общее время для проведения торговой сессии

5 часов с момента начала торгов

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

К таким документам относятся:

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Читайте также:
Образец справки о причиненном ущербе в полицию в 2021 году

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Изменения в обеспечении закупок

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки

Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Изменения в участии в закрытых электронных процедурах

Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.

Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в 2021 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

Что нужно знать о заключении договора в обязательном порядке

В обязательном порядке договор заключается, если того требует закон или договор. Например, предварительный договор связывает стороны обязанностью заключить основной.

Если у сторон возникли разногласия относительно условий договора, заключение которого обязательно, они могут обратиться в суд. В таком случае суд определит условия, на которых договор будет считаться заключенным.

Если контрагент неправомерно уклоняется от заключения договора, его можно понудить к этому через суд. В этом случае также суд укажет в своем решении условия договора. Кроме того, контрагент будет обязан возместить причиненные убытки. В ряде случаев ему может грозить штраф, например при отказе заключить договор ОСАГО.

  1. В каких случаях заключение договора обязательно
Читайте также:
Составление пояснительной записки по форме 6-НДФЛ: оформление по нулевому 6-НДФЛ, в связи с ошибочным отчетом

Лицо обязано заключить договор, только если это предусмотрено законом или если оно добровольно приняло на себя такое обязательство (п. 1 ст. 421 ГК РФ, п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Добровольно обязательство заключить договор обычно предусматривается в отдельном соглашении между сторонами. Так, в предварительном договоре устанавливается обязанность в будущем заключить основной договор (п. 1 ст. 429 ГК РФ).

Закон обязывает заключить договор, в частности, в следующих случаях:

1) предпринимательская или иная приносящая доход деятельность контрагента предполагает заключение договоров с каждым, кто обратится (публичный договор). Например, магазин не вправе отказать конкретному лицу в продаже товара, имеющегося у него в наличии. Однако отказ в заключении публичного договора возможен, если это допускается законом или нет возможности оказать услугу, продать товар, выполнить работы (п. 3 ст. 426 ГК РФ);

2) контрагент занимает доминирующее положение и у него есть возможность исполнить договор и нет экономических, технологических или правовых оснований для отказа (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Например, компания, занимающая доминирующее положение на рынке природного газа, не может безосновательно отказать потребителю в заключении договора на поставку газа;

3) банк получил предложение открыть счет на объявленных им условиях, соответствующих требованиям закона и банковских правил. По общему правилу банк не вправе отказать в открытии счета, совершение операций по которому предусмотрено законом, уставом банка и выданным ему разрешением (лицензией) (п. 2 ст. 846 ГК РФ);

4) патентообладатель в течение определенного срока без уважительных причин не использует или недостаточно использует изобретение, полезную модель или промышленный образец, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке. В этом случае патентообладатель по общему правилу обязан заключить лицензионный договор с лицом, которое желает и готово использовать указанные объекты патентных прав на территории России (п. 1 ст. 1362 ГК РФ, Позиция ВС РФ, ВАС РФ);

5) акционерное общество выкупает все или часть акций, принадлежащих акционерам — владельцам голосующих акций, по рыночной цене по их требованию в случаях, установленных в ст. 75 Закона об АО (п. 19 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)).

  1. Как разрешается преддоговорный спор об условиях договора, заключаемого в обязательном порядке

Преддоговорный спор возникает, если тот, кто обязан заключить договор, не отказывается от его заключения, но стороны не смогли достигнуть компромисса по его условиям. В этом случае возникшие разногласия передаются на рассмотрение суда, который и определит условия договора вместо сторон (п. 1 ст. 446 ГК РФ, п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Передать разногласия на рассмотрение суда можно в следующих случаях (п. п. 1, 2, 3 ст. 445 ГК РФ):

1) сторона, для которой заключение договора обязательно (например, магазин), на свое предложение заключить договор получила протокол разногласий от контрагента и отклонила его либо не сообщила о результатах его рассмотрения в 30-дневный срок (если не установлен иной срок);

2) сторона, для которой заключение договора не обязательно (например, покупатель), на свое предложение заключить договор получила протокол разногласий от контрагента, для которого заключение договора обязательно.

2.1. В какой срок можно передать разногласия на рассмотрение суда

По общему правилу — в течение шести месяцев с момента возникновения разногласий. По истечении этого срока разногласия не подлежат урегулированию в судебном порядке (п. 2 ст. 446 ГК РФ).

Особые правила установлены для случая, когда протокол разногласий получен от стороны, для которой заключение договора обязательно. В такой ситуации ее контрагент вправе передать разногласия на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения протокола либо истечения срока для акцепта, если другой срок не установлен законодательством или не согласован сторонами (п. п. 1, 3 ст. 445 ГК РФ). Если контрагент обратится в суд по истечении 30 дней, суд примет иск и рассмотрит его по существу при условии, что другая сторона не возразит против этого (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Однако, если с момента возникновения разногласий прошло более шести месяцев, суд откажет в принятии иска на основании п. 2 ст. 446 ГК РФ. Но только в случае если ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Если во время рассмотрения спора одна сторона осуществляет предоставление, а другая принимает его, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных ст. ст. 445 и 446 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

  1. Какие последствия влечет уклонение от заключения договора лицом, которое обязано его заключить

Если сторона неправомерно уклоняется от заключения договора, ее можно понудить заключить договор в судебном порядке (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Учтите, что в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, и уклонявшийся контрагент должен будет исполнить его, даже если они его не вполне устраивают.

Помимо заключения договора от уклоняющейся стороны можно потребовать возместить:

1) убытки, вызванные уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ);

2) неустойку за просрочку заключения договора, если она была предусмотрена соглашением, устанавливающим обязанность заключить договор. В частности, таковая может быть предусмотрена предварительным договором (см. Позицию ВАС РФ);

3) судебные расходы, которые он понес в связи с рассмотрением дела в суде (ст. ст. 101, 110 АПК РФ, ст. ст. 88, 98 ГПК РФ).

Читайте также:
Образец доверенности на управление автомобилем от руки в 2021 году

В некоторых случаях за уклонение от заключения договора могут привлечь к административной ответственности, например:

1) страховщика могут оштрафовать за отказ заключить договор обязательного страхования, в частности ОСАГО (ст. 15.34.1 КоАП РФ);

2) лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, могут оштрафовать за злоупотребление таким положением, если оно уклоняется от заключения договора при наличии возможности его заключить (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ).

Учтите, что отказом от заключения договора по смыслу п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пп. 2 п. 2 ст. 434.1 ГК РФ могут признать не только формальный отказ, но и такие действия (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2):

  • неоправданное прекращение переговоров о заключении договора в случае, когда другая сторона не могла этого ожидать;
  • предложение контрагенту (потребителю) условий, которые он объективно не мог принять, в том числе из-за их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ).
  1. Как понудить контрагента к заключению договора

Чтобы понудить контрагента к заключению договора, нужно убедиться, что в данном случае понуждение применимо, а затем обратиться в суд с соответствующим требованием.

4.1. В каких случаях применимо понуждение к заключению договора

Граждане и юрлица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Однако в некоторых случаях можно понудить сторону к заключению договора. Так, понуждение применимо, если одновременно соблюдаются следующие условия:

1) заключение договора обязательно для этой стороны;

2) имеют место факты, свидетельствующие о ее уклонении от заключения договора.

Как правило, сторона, которая обязана заключить договор, считается уклонившейся, если, получив оферту, она в установленный срок не предпринимает никаких действий: не акцептует ее и не направляет контрагенту протокол разногласий. Однако и другие обстоятельства могут свидетельствовать об уклонении от заключения договора. Например, по договору розничной купли-продажи продавец признается уклоняющимся, если он не предоставил покупателю возможность незамедлительно получить в месте продажи всю положенную информацию о товаре (п. 3 ст. 495 ГК РФ).

Учтите, что нельзя понудить контрагента к заключению договора, если произошел акцепт оферты, поскольку с этого момента договор уже заключен (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Например, если покупатель акцептовал публичную оферту продавца, а продавец отказывается передать товар, то нужно заявлять требование об исполнении договора (передаче товара), а не о понуждении к заключению договора.

4.2. В каком порядке производится понуждение к заключению договора

Понудить заключить договор можно только в судебном порядке.

Понуждение к заключению договора купли-продажи производится в том же порядке.

Указанное требование может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить договор, а при отсутствии суд рассмотрит дело по существу, но откажет в иске. Однако если в ходе процесса стороны согласятся передать разногласия на рассмотрение суда, то отказа не последует (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Рекомендуем предварительно направить контрагенту претензию. Получив ее, он может добровольно заключить договор, и вам не придется обращаться в суд. По данной категории споров вы обязаны направить претензию, только если претензионный порядок был установлен:

  • федеральным законом — при подаче иска в суд общей юрисдикции (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ);
  • федеральным законом или договором — при подаче иска в арбитражный суд (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Важно не пропустить срок обращения в суд. По общему правилу это нужно сделать в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. Однако если вы собираетесь понудить заключить основной договор на основе предварительного, то у вас есть только шесть месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора (п. 5 ст. 429 ГК РФ). Ведение переговоров, урегулирование разногласий с целью заключить основной договор не являются основаниями для изменения момента начала течения указанного срока (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Чтобы обратиться в суд, нужно составить иск в соответствии с требованиями процессуального законодательства. Приложите к иску проект договора. При обращении в арбитражный суд этот документ обязателен (п. 8 ч. 1 ст. 126 АПК РФ). Все условия, включенные в проект, должны соответствовать закону. Иначе суд сам укажет условия, на которых должен быть заключен договор (см. Позицию ВС РФ).

Если суд удовлетворит иск, договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда. То есть возбуждать исполнительное производство или подписывать договор не потребуется. Права и обязанности, предусмотренные договором, возникнут с момента вступления в законную силу решения. Если рассматривался спор о понуждении заключить основной договор, суд может указать в решении иной момент с учетом условий заключаемого договора и позиций сторон (п. 4 ст. 445, п. 5 ст. 429 ГК РФ, п. п. 29, 42 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Если заключенный договор подлежит госрегистрации, то основанием для нее является решение суда (п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.18 N 49).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: