Силуанов предлагает декриминализировать налоговые нарушения

Пресс-центр

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ Отправить по электронной почте

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ Поделиться в социальных сетях

Закон об амнистии капитала освободит от ответственности по нарушениям до 2014 г – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что закон об амнистии капитала освободит от уголовной, административной и налоговой ответственности по нарушениям, совершенным до 2014 года.

«Законопроект предусматривает следующие гарантии… Это освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества», — сказал Силуанов на заседании правительства.

Ожидается, что под закон об амнистии капитала попадут добровольно задекларированные физическими лицами в срок до 31 декабря 2015 года имущество и счета в банках.

Закон об амнистии капитала ко II чтению в Госдуме может быть немного изменен – Минфин

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Законопроект об амнистии капитала ко второму чтению в Госдуме может претерпеть небольшие изменения по итогам консультаций с FATF, которые начнутся уже на следующей неделе, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

«Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с FATF по его основным параметрам. Возможно, по итогам этих консультаций положения законопроекта изменятся, и мы это сделаем ко второму чтению в Государственной Думе», — сказал Силуанов, выступая в четверг на заседании правительства.

Ожидается, что под закон об амнистии капитала попадут добровольно задекларированные физическими лицами в срок до 31 декабря 2015 года имущество и счета в банках.

Осужденные и фигуранты дел не уйдут от ответственности при амнистии капиталов – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Освобождение от ответственности по нарушениям, связанным с имуществом, которое будет задекларировано в рамках амнистии капиталов, не распространится на лиц, осужденных к моменту ее проведения, а также уже являющихся фигурантами уголовных и административных дел, рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов.

Правительство на заседании в четверг обсуждает законопроект об амнистии капиталов, предусматривающий освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности по совершенным до 1 января 2014 года нарушениям, связанным с имуществом, которое будет добровольно задекларировано в срок до 31 декабря 2015 года.

Силуанов отметил, что законопроектом предусматривается, что для участия в амнистии не будут приниматься следующие позиции и амнистия не будет распространяться на следующих лиц: осужденных к моменту проведения амнистии, лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.

«Предусматривается также, что предоставление декларации в налоговый орган будет осуществлено с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года. Законопроект предполагает специальные положения о том, что не ограничивает обязательства РФ, принятые в рамках международного договора, в том числе в сфере противодействия и легализации преступных доходов и финансирования терроризма», — добавил он.

Амнистия капитала будет бесплатной – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Декларирование активов в рамках амнистии капитала предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов и сборов на декларируемое имущество, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Законопроект Минфина предлагает претендентам на амнистию либо раскрыть объект дохода с его стоимостью и по желанию предоставить данные об операциях с признаками налоговых нарушений, либо декларировать все активы и структуру владения. Ранее законопроект предполагал декларационный платеж в размере 1% от стоимости активов.

«Важно отметить, что форму декларации предполагается установить самим законом, что делает возможным его применение уже со дня официального опубликования. Также важно отметить, что декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество», — сказал Силуанов.

Он отметил, что вместе с законопроектом будут приняты поправки в уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и налоговый кодексы. Это необходимо для того, чтобы реализовать амнистию капитала.

Декларантов по амнистии капиталов освободят от уголовной и налоговой ответственности за преступления, совершенные до 1 января 2014 года

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Законопроект об амнистии капитала предусматривает освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении операций, совершенных до 1 января 2014 года. Об этом заявил сегодня на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов.

“Законопроект предусматривает освобождение от уголовной, административной, налоговой ответственности в пределах, определяемых законом и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества и с операциями, связанными с приобретением этого имущества”, – сказал Силуанов.

Амнистия капиталов на будет распространяться на лиц, осужденных к моменту ее проведения, и тех, в отношении кого к этому моменту уже были возбуждены уголовные дела, уточнил министр. “Для участия в амнистии не будут приниматься следующие позиции и амнистия не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия”, – сказал Силуанов.

Читайте также:
Вуз за рубежом не повод лишаться пенсии по потере кормильца

Он отметил, что законопроект предполагает специальные положения, по которым не ограничиваются обязательства Российской Федерации, принятые в рамках международных договоров, в том числе в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансировании терроризма.

“Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с ФАТФ по его основным параметрам. Возможно по итогам этих консультаций положения законопроекта изменятся и мы это сделаем ко второму чтению в Государственной думе”, – сказал глава Минфина.

Закон об амнистии капитала потребует внести поправки в Уголовный, Гражданский и Налоговый кодексы РФ

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Вместе с законом об амнистии капитала будут внесены изменения в Уголовный, Гражданский и Налоговый кодексы России, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства, где рассматривается соответствующий законопроект.

“Планируется принять вместе с законом пакет изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Налоговый кодексы, который сделает возможным реализацию положений закона”, – сказал глава Минфина.

Он отметил, что форма декларации будет установлена самим законом об амнистии капитала, что делает возможным его применение со дня официального опубликования.

“Декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество”, -добавил Силуанов.

Амнистия капитала распространяется на активы, зарегистрированные до 1 января 2014 года – Силуанов

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Под действие закона об амнистии капитала попадут активы, зарегистрированные до 1 января 2014 года. Об этом сообщил сегодня глава Минфина РФ Антон Силуанов на заседании правительства, где рассматривается соответствующий проект закона.

При этом, отметил министр, предлагается более конкретно определить перечень статей Уголовного кодекса, от ответственности по которым предлагается освободить участников амнистии, ко второму чтению законопроекта после консультаций с ФАТФ.

Силуанов подчеркнул, что согласно документу, данные, содержащиеся в декларации участников процедуры об амнистии, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела или как доказательства в рамках уголовных дел. Декларации не могут быть использованы и в качестве основания для налоговых проверок, доначисления налогов.

“Также предусматривается освобождение от налогообложения доходов, возникающих в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, а также доходов в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний”, – сообщил министр.

Сведения налоговой декларации в рамках амнистии нельзя будет передать ни в один госорган – Силуанов

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Сведения, содержащиеся в налоговой декларации, подаваемой в рамках запланированной амнистии капиталов, не смогут быть представлены ни в один государственный орган, сообщил министр финансов Антон Силуанов в четверг на заседании правительства.

Министр, представляя проект федерального закона “О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках”, сообщил, что законопроектом предусмотрена возможность декларирования доходов и операций, связанных с приобретением декларируемого имущества, а также схем вывода капитала за границу.

“Декларация будет представляться в налоговый орган или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы – это выбор физического лица”, – отметил он.

“На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут быть представлены никаким государственным органам, они могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования”, – сказал А.Силуанов.

Россия готова начать консультации с FATF по амнистии капитала на следующей неделе – Силуанов

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Россия готова начать консультации с FATF по законопроекту об амнистии капитала на следующей неделе, сообщил на заседании правительства РФ министр финансов РФ Антон Силуанов.

“Законопроект предполагает специальное положение о том, что он не ограничивает обязательства России, принятые в рамках международных договоров, в том числе в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с FATF по его основным параметрам”, – сказал А.Силуанов.

Он отметил, что по итогам этих консультаций могут быть внесены изменения в положения законопроекта, они будут подготовлены ко второму чтению в Госдуме.

Декларируемые активы в рамках амнистии не будут облагаться единовременными налогами и сборами

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Декларируемые активы в рамках амнистии капиталов не будут облагаться единовременными налогами и сборами, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ.

“Невозможность использовать данных в декларации как основание для проведения налоговых проверок или доначисления налогов в рамках налоговой проверки”, – сказал А.Силуанов, перечисляя гарантии, которые будут даны участникам программы амнистии капитала.

“Декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество”, – отметил А.Силуанов.

Еще одной гарантией участникам амнистии будет освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества.

Предлагается более конкретно определить перечень статей Уголовного кодекса, от ответственности по которым предлагается освободить участников амнистии. Это будет сделано к моменту рассмотрения законопроекта во втором чтении в Госдуме, после консультаций с FATF.

Читайте также:
Успели утвердить график отпусков?

Также законопроект предполагает невозможность использовать данные, содержащиеся в декларациях, как основания для возбуждения уголовного дела или как доказательства в рамках уголовного дела.

А.Силуанов отметил, что в рамках амнистии гражданам будет предложено оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальному держателю. Для этого предлагается ввести понятия “номинального” и “фактического” владельца имущества и создать механизм передачи права собственности на имущество от номинального владельца к его фактическому владельцу, заявить о таком имуществе в декларации.

Предусматривается освобождение от налогообложения дохода, возникающего в связи с передачей имущества от номинального владельца к фактическому, а также доходов в виде получения имущества от ликвидируемых офшорных компаний.

Кроме того, будут предусмотрены гарантии признания регистрации прав собственности имущества, передаваемых от номинального к фактическому собственнику.

При этом законопроект предусматривает, что амнистия капитала не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, и лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.

А.Силуанов отметил, что предоставить декларацию в налоговый орган нужно будет с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года.

По его словам, законопроект прошел согласование с заинтересованными ведомствами. Вместе с ним планируется внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Налоговый кодексы.

“Важно, что форму декларации предполагается установить самим законом, что делает возможным его применение уже со дня официального опубликования”, – подчеркнул министр финансов.

При декриминализации деяния суды не смогут прекращать уголовные дела без согласия подсудимых

19 апреля Минюст России опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в ст. 239 и 254 УПК РФ о прекращении уголовного дела в случаях декриминализации закона, разработанных во исполнение Постановления КС РФ № 36-П от 15 октября 2018 г., о котором ранее писала «АГ».

Напомним, Конституционный Суд проверял конституционность ч. 1 ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 27, ч. 1 ст. 239 и п. 1 ст. 254 УПК. Поводом для рассмотрения дела стала жалоба Анны Тихомоловой, в отношении которой 7 сентября 2015 г. было возбуждено уголовное дело частного обвинения по ст. 116 «Побои» УК РФ. После вступления в силу Закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ, декриминализирующего данную статью, мировой судья прекратил уголовное дело за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) вопреки просьбам заявительницы рассмотреть уголовное дело по существу и вынести в отношении нее оправдательный приговор. В своем постановлении от 26 августа 2016 г. мировой судья указал, что к этому моменту преступность и наказуемость инкриминируемого деяния устранены новым уголовным законом.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что по конституционно-правовому смыслу оспариваемых норм суд при рассмотрении уголовного дела частного обвинения обязан выяснить позицию обвиняемого относительно прекращения дела в связи с декриминализацией и только при наличии согласия вправе прекратить уголовное дело. Если же обвиняемый возражает против этого, то суд должен рассмотреть уголовное дело по существу и вынести оправдательный приговор или прекратить дело по вышеуказанному основанию. В противном случае, как отметил Суд, обвиняемый по делу частного обвинения теряет доступ к правосудию, а суд выносит решение без правовой оценки деяния (события преступления), без исследования обстоятельств произошедшего и имеющихся доказательств.

Как указал Суд, такой подход согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности, которое выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения. При этом продолжение рассмотрения судом уголовного дела частного обвинения при наличии со стороны обвиняемого возражений против его прекращения в связи с принятием декриминализирующего закона не может рассматриваться как недопустимое по смыслу правовой позиции Суда, сформулированной в Постановлении от 19 ноября 2013 г. № 24-П.

В связи с этим разработанные Минюстом поправки дополняют ст. 239 и 254 УПК РФ нормами, согласно которым, если обвиняемый или подсудимый возражает против прекращения уголовного дела и уголовного преследования в силу декриминализации, такое прекращение недопустимо. В этом случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин отметил, что законопроект предусматривает распространение правил прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям на все случаи придания обратной силы уголовному закону, устраняющему преступность деяния. «В этом смысле законодатель идет даже дальше Конституционного Суда, правовая позиция которого относится только к делам частного обвинения. Но с авторами законопроекта следует согласиться, поскольку вид уголовного преследования (публичное, частно-публичное, частное) не влияет на принципиальный вопрос – вправе ли подвергнутое уголовному преследованию лицо настаивать на рассмотрении его дела по существу, если законодатель декриминализировал его деяние до вынесения итогового решения по делу», – пояснил эксперт.

Алексей Добрынин полагает, что ответ на этот вопрос должен быть однозначным и в пользу преследуемого лица, так как прекращение уголовного дела в связи с декриминализацией деяния означает, что в момент его совершения это деяние было преступным, и человек нарушил закон. «Поэтому до 2015 г. УПК РФ прямо устанавливал, что при устранении преступности деяния новым уголовным законом лицо, подвергнутое уголовному преследованию, не имеет права на реабилитацию. С 2015 г. в соответствующую статью УПК внесена оговорка (опять же в связи с правовой позицией Конституционного Суда РФ), согласно которой лицо, в отношении которого уголовное дело было прекращено, может обжаловать и оспорить “выдвинутое подозрение”», – отметил адвокат. По его мнению, такое решение было все же полумерой, и нужен был еще один шаг, чтобы окончательно признать: прекращение уголовного дела в связи с изменением закона – это нереабилитирующее основание (хотя и применяется формулировка «в связи с отсутствием состава преступления»).

Читайте также:
Калининградцам предложили отмену транспортного налога в обмен на электромобиль

«В таком случае для принятия процессуального решения необходимо согласие обвиняемого. Если обвиняемый возражает, уголовное дело будет рассматриваться по существу. Дальше возможны два варианта: либо суд установит, что человек не совершил преступление, и будет вынесен оправдательный приговор с правом на реабилитацию. Либо суд придет к выводу о совершении лицом преступления, но в связи с изменением закона прекратит уголовное дело», – пояснил Алексей Добрынин.

Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин считает, что предложенные поправки полностью соответствуют не только Постановлению Конституционного Суда, но и ожиданиям адвокатского сообщества. «При этом непосредственно предметом рассмотрения в КС был вопрос о невозможности добиться оправдательного приговора при декриминализации деяния в УК РФ, – отметил эксперт. – Авторы законопроекта пошли еще дальше, в принципе исключив право суда при наличии обстоятельств, влекущих за собой оправдательный приговор, прекращать уголовное дело по реабилитирующим основаниям при наличии возражений подсудимого».

По мнению адвоката, большинство постановлений судов первой инстанции на практике – это оправдательные приговоры, не попавшие в официальную статистику по указанной категории форм окончания производства по уголовному делу. «Принятие таких поправок станет прогрессивной новеллой уголовно-процессуального законодательства России», – отметил Алексей Нянькин.

Пресс-центр

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ Отправить по электронной почте

Министр финансов Антон Силуанов на заседании Правительства РФ Поделиться в социальных сетях

Закон об амнистии капитала освободит от ответственности по нарушениям до 2014 г – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что закон об амнистии капитала освободит от уголовной, административной и налоговой ответственности по нарушениям, совершенным до 2014 года.

«Законопроект предусматривает следующие гарантии… Это освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества», — сказал Силуанов на заседании правительства.

Ожидается, что под закон об амнистии капитала попадут добровольно задекларированные физическими лицами в срок до 31 декабря 2015 года имущество и счета в банках.

Закон об амнистии капитала ко II чтению в Госдуме может быть немного изменен – Минфин

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Законопроект об амнистии капитала ко второму чтению в Госдуме может претерпеть небольшие изменения по итогам консультаций с FATF, которые начнутся уже на следующей неделе, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

«Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с FATF по его основным параметрам. Возможно, по итогам этих консультаций положения законопроекта изменятся, и мы это сделаем ко второму чтению в Государственной Думе», — сказал Силуанов, выступая в четверг на заседании правительства.

Ожидается, что под закон об амнистии капитала попадут добровольно задекларированные физическими лицами в срок до 31 декабря 2015 года имущество и счета в банках.

Осужденные и фигуранты дел не уйдут от ответственности при амнистии капиталов – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Освобождение от ответственности по нарушениям, связанным с имуществом, которое будет задекларировано в рамках амнистии капиталов, не распространится на лиц, осужденных к моменту ее проведения, а также уже являющихся фигурантами уголовных и административных дел, рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов.

Правительство на заседании в четверг обсуждает законопроект об амнистии капиталов, предусматривающий освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности по совершенным до 1 января 2014 года нарушениям, связанным с имуществом, которое будет добровольно задекларировано в срок до 31 декабря 2015 года.

Силуанов отметил, что законопроектом предусматривается, что для участия в амнистии не будут приниматься следующие позиции и амнистия не будет распространяться на следующих лиц: осужденных к моменту проведения амнистии, лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.

«Предусматривается также, что предоставление декларации в налоговый орган будет осуществлено с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года. Законопроект предполагает специальные положения о том, что не ограничивает обязательства РФ, принятые в рамках международного договора, в том числе в сфере противодействия и легализации преступных доходов и финансирования терроризма», — добавил он.

Читайте также:
С лома черных и цветных металлов будут брать НДС

Амнистия капитала будет бесплатной – Силуанов

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости/Прайм. Декларирование активов в рамках амнистии капитала предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов и сборов на декларируемое имущество, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Законопроект Минфина предлагает претендентам на амнистию либо раскрыть объект дохода с его стоимостью и по желанию предоставить данные об операциях с признаками налоговых нарушений, либо декларировать все активы и структуру владения. Ранее законопроект предполагал декларационный платеж в размере 1% от стоимости активов.

«Важно отметить, что форму декларации предполагается установить самим законом, что делает возможным его применение уже со дня официального опубликования. Также важно отметить, что декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество», — сказал Силуанов.

Он отметил, что вместе с законопроектом будут приняты поправки в уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и налоговый кодексы. Это необходимо для того, чтобы реализовать амнистию капитала.

Декларантов по амнистии капиталов освободят от уголовной и налоговой ответственности за преступления, совершенные до 1 января 2014 года

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Законопроект об амнистии капитала предусматривает освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении операций, совершенных до 1 января 2014 года. Об этом заявил сегодня на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов.

“Законопроект предусматривает освобождение от уголовной, административной, налоговой ответственности в пределах, определяемых законом и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества и с операциями, связанными с приобретением этого имущества”, – сказал Силуанов.

Амнистия капиталов на будет распространяться на лиц, осужденных к моменту ее проведения, и тех, в отношении кого к этому моменту уже были возбуждены уголовные дела, уточнил министр. “Для участия в амнистии не будут приниматься следующие позиции и амнистия не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия”, – сказал Силуанов.

Он отметил, что законопроект предполагает специальные положения, по которым не ограничиваются обязательства Российской Федерации, принятые в рамках международных договоров, в том числе в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансировании терроризма.

“Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с ФАТФ по его основным параметрам. Возможно по итогам этих консультаций положения законопроекта изменятся и мы это сделаем ко второму чтению в Государственной думе”, – сказал глава Минфина.

Закон об амнистии капитала потребует внести поправки в Уголовный, Гражданский и Налоговый кодексы РФ

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Вместе с законом об амнистии капитала будут внесены изменения в Уголовный, Гражданский и Налоговый кодексы России, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства, где рассматривается соответствующий законопроект.

“Планируется принять вместе с законом пакет изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Налоговый кодексы, который сделает возможным реализацию положений закона”, – сказал глава Минфина.

Он отметил, что форма декларации будет установлена самим законом об амнистии капитала, что делает возможным его применение со дня официального опубликования.

“Декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество”, -добавил Силуанов.

Амнистия капитала распространяется на активы, зарегистрированные до 1 января 2014 года – Силуанов

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Под действие закона об амнистии капитала попадут активы, зарегистрированные до 1 января 2014 года. Об этом сообщил сегодня глава Минфина РФ Антон Силуанов на заседании правительства, где рассматривается соответствующий проект закона.

При этом, отметил министр, предлагается более конкретно определить перечень статей Уголовного кодекса, от ответственности по которым предлагается освободить участников амнистии, ко второму чтению законопроекта после консультаций с ФАТФ.

Силуанов подчеркнул, что согласно документу, данные, содержащиеся в декларации участников процедуры об амнистии, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела или как доказательства в рамках уголовных дел. Декларации не могут быть использованы и в качестве основания для налоговых проверок, доначисления налогов.

“Также предусматривается освобождение от налогообложения доходов, возникающих в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, а также доходов в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний”, – сообщил министр.

Сведения налоговой декларации в рамках амнистии нельзя будет передать ни в один госорган – Силуанов

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Сведения, содержащиеся в налоговой декларации, подаваемой в рамках запланированной амнистии капиталов, не смогут быть представлены ни в один государственный орган, сообщил министр финансов Антон Силуанов в четверг на заседании правительства.

Министр, представляя проект федерального закона “О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках”, сообщил, что законопроектом предусмотрена возможность декларирования доходов и операций, связанных с приобретением декларируемого имущества, а также схем вывода капитала за границу.

“Декларация будет представляться в налоговый орган или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы – это выбор физического лица”, – отметил он.

“На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут быть представлены никаким государственным органам, они могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования”, – сказал А.Силуанов.

Читайте также:
Налоговые органы ждут уведомлений о заграничных счетах

Россия готова начать консультации с FATF по амнистии капитала на следующей неделе – Силуанов

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Россия готова начать консультации с FATF по законопроекту об амнистии капитала на следующей неделе, сообщил на заседании правительства РФ министр финансов РФ Антон Силуанов.

“Законопроект предполагает специальное положение о том, что он не ограничивает обязательства России, принятые в рамках международных договоров, в том числе в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Если законопроект будет одобрен правительством, то уже на следующей неделе начнутся консультации с FATF по его основным параметрам”, – сказал А.Силуанов.

Он отметил, что по итогам этих консультаций могут быть внесены изменения в положения законопроекта, они будут подготовлены ко второму чтению в Госдуме.

Декларируемые активы в рамках амнистии не будут облагаться единовременными налогами и сборами

Москва. 26 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ – Декларируемые активы в рамках амнистии капиталов не будут облагаться единовременными налогами и сборами, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ.

“Невозможность использовать данных в декларации как основание для проведения налоговых проверок или доначисления налогов в рамках налоговой проверки”, – сказал А.Силуанов, перечисляя гарантии, которые будут даны участникам программы амнистии капитала.

“Декларирование предусмотрено осуществлять без взимания единовременных налогов, сборов на декларируемое имущество”, – отметил А.Силуанов.

Еще одной гарантией участникам амнистии будет освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества.

Предлагается более конкретно определить перечень статей Уголовного кодекса, от ответственности по которым предлагается освободить участников амнистии. Это будет сделано к моменту рассмотрения законопроекта во втором чтении в Госдуме, после консультаций с FATF.

Также законопроект предполагает невозможность использовать данные, содержащиеся в декларациях, как основания для возбуждения уголовного дела или как доказательства в рамках уголовного дела.

А.Силуанов отметил, что в рамках амнистии гражданам будет предложено оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальному держателю. Для этого предлагается ввести понятия “номинального” и “фактического” владельца имущества и создать механизм передачи права собственности на имущество от номинального владельца к его фактическому владельцу, заявить о таком имуществе в декларации.

Предусматривается освобождение от налогообложения дохода, возникающего в связи с передачей имущества от номинального владельца к фактическому, а также доходов в виде получения имущества от ликвидируемых офшорных компаний.

Кроме того, будут предусмотрены гарантии признания регистрации прав собственности имущества, передаваемых от номинального к фактическому собственнику.

При этом законопроект предусматривает, что амнистия капитала не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, и лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.

А.Силуанов отметил, что предоставить декларацию в налоговый орган нужно будет с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года.

По его словам, законопроект прошел согласование с заинтересованными ведомствами. Вместе с ним планируется внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Налоговый кодексы.

“Важно, что форму декларации предполагается установить самим законом, что делает возможным его применение уже со дня официального опубликования”, – подчеркнул министр финансов.

Декриминализация налогов

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ, существенно изменивший порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления. Новые правила комментирует руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

Разъясните, пожалуйста, каковы практические последствия либерализации уголовной ответственности за налоговые преступления?

— В несколько раз увеличен размер неуплаченного налога, при котором уклонение считается совершенным в крупном и особо крупном размере. Спервого дня нового года недоимки, которые не превышают повышенного «критического» размера, считаются «некриминальными». В этом смысле действительно можно говорить о частичной декриминализации.

Раньше гражданину достаточно было не заплатить налог в размере 300 тыс. рублей, чтобы появился повод возбудить уголовное дело. Сейчас лимит увеличен в шесть раз, поэтому, например, для тех, кто не задекларировал доходы от продажи обычных квартир, риск попасть под следствие практически исчез. Благодаря увеличению порогов малый бизнес уходит из сферы внимания «налоговой милиции».

Кто из подозреваемых или обвиняемых по ст. 198—199.1 УК РФ сможет «спать спокойно» благодаря Закону № 383-ФЗ? Поможет ли закон гражданам, осужденным ранее за меньшие суммы?

— В соответствии со ст. 10 УК РФ Федеральный закон № 383-ФЗ в части, устраняющей преступность деяния или иным образом улучшающей положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Поэтому установленные в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ новые размеры применяются также в целях квалификации деяний, совершенных до 1 января 2010 г. Другими словами, независимо от того, когда возникла недоимка — до 1 января 2010 г. или после, нужно руководствоваться действующими сегодня «нормативами», поскольку закон имеет обратную силу. Все дела подозреваемых или обвиняемых, подпадающие под послабления нового закона, должны быть «закрыты», а судимости — погашены.

Читайте также:
Таксисты в Крыму отказались от ККМ и выдачи БСО
Имеет ли Закон № 383-ФЗ обратную силу в отношении осужденных, чьи налоговые долги перед государством (независимо от суммы) уже погашены?

— Интересный вопрос. Дело в том, что УК РФ вновь, как и до декабря 2003 г., предусматривает специальное основание освобождения от ответственности — в связи с возмещением причиненного ущерба.

А вот УПК РФ в специальной ст. 28.1 устанавливает, что ущерб бюджетной системе должен быть возмещен до окончания предварительного следствия. Налицо коллизия норм, ведь УК не оговаривает ограничения по срокам. Следует учитывать, что процессуальная норма — это лишь форма жизни нормы материальной, но не содержание. Так, применяя обратную силу закона и освобождая от ответственности при рассмотрении одного из уголовных дел в порядке надзора, Верховный Суд РФ указал на приоритет норм материального права над процессуальными (Постановление Президиума ВС РФ от 13.10.2004 № 313п2004). Я полагаю, что освобождение от ответственности за налоговые преступления возможно и после передачи дела в суд, и даже после вынесения приговора. Такое освобождение — это особый институт уголовной ответственности, вызванный очевидной спецификой налоговых отношений, к нему нельзя подходить только с позиций классической теории уголовного права.

Запрещение арестовывать граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении налоговых преступлений, — безусловный плюс в смысле защиты прав человека. На арестованного следователю легче давить, со свободным гражданином «работать» сложнее. Как Вы считаете, не будут ли работники следственных органов стремиться обойти этот запрет?

— Действительно, заключить под стражу человека можно по любому другому основанию, к примеру, обвинив его помимо неуплаты налогов в мошенничестве или в легализации незаконных доходов. К тому же запрет установлен не абсолютный, из него есть исключения. Как говорится, был бы бизнесмен, а статья найдется…

Опасения злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов, увы, оправданны, поэтому успокаиваться рано. И законодателю, и адвокатам еще предстоит большая работа. Но все-таки прогресс очевиден, и дальнейшая гуманизация уголовной практики неизбежна.

Ранее Вы высказывали опасения в отношении некоторых поправок. Оправдались ли они?

— В ходе подготовки ко второму чтению законопроект был значительно доработан и дополнен. Но осталась ложка дегтя, которая может испортить всю бочку меда. Мои опасения по-прежнему связаны с механизмом передачи информации из налоговых органов в органы правоохранительные. Этот механизм основан на принципе «деньги в обмен на свободу». В требовании об уплате налогов теперь будет содержаться официально выраженная под видом предупреждения угроза передать материалы силовым структурам госаппарата, если указанные в требовании суммы не будут уплачены в установленный срок. Это похоже на государственный рэкет, в котором органам внутренних дел отводится роль «вышибалы», по-другому не скажешь.

В свете этих изменений серьезно искажается понимание уклонения от уплаты налогов. Можно скрываться и не платить налоги, главное — найти деньги, если «прищучат». Но если ты не согласен платить, то будешь иметь дело со следователем как уклонист. То есть под уклонением от уплаты налогов теперь будет пониматься несогласие выплатить суммы, требуемые налоговым органом.

Надо сказать, что и раньше этот ключевой для преследования за налоговые преступления вопрос не был решен до конца, а теперь ситуация лишь усугубится. Вот вопиющий пример. В 2004 г. главный бухгалтер добросовестно заполнял и представлял в инспекцию декларации по НДС. В связи с переплатой налога, возникшей в 2003 г., в инспекцию было направлено заявление о зачете переплаченных сумм в счет НДС, подлежащего уплате в 2004 г., и такой зачет налоговым органом был произведен. Однако следствие и суд, включая Мосгорсуд, в 2007 г. посчитали, что НДС в 2004 г. должен был уплачиваться исключительно платежным поручением, поэтому непредставление платежных поручений является уклонением от уплаты налогов. И это несмотря на специальные разъяснения, которые Конституционный Суд дал в 2003 г., а Верховный Суд — в конце 2006 г. Просто какое-то дремучее невежество, которое вмешалось в судьбу конкретного человека! Человека признали виновным, притом что не налогоплательщик должен был государству, а наоборот. Получается, что уплата налога не освобождает от ответственности. К сожалению, рассматривая обращение главного бухгалтера о недопустимости такого понимания уклонения, Конституционный Суд «не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению» (Определение КС РФ от 28.05.2009 №807-О-О), в результате «ошибки» судов общей юрисдикции в толковании и применении уголовного закона так и не будут исправлены.

Другая недоработка. Отныне обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, признаются при рассмотрении уголовного дела без дополнительной проверки (преюдиция). Поэтому если налогоплательщик в арбитражном процессе доказал, что нарушения закона не было или что неправильное исчисление налога не привело к его недоплате в бюджет, это должно быть учтено по уголовному делу. Но получить вступившее в силу решение арбитражного суда можно лишь через три — пять месяцев после того, как вступит в силу решение налогового органа. Поэтому п. 3 ст. 108 НК РФ нужно дополнить ситуацией, когда налогоплательщик в определенный срок обратился в арбитражный суд с жалобой на решение налогового органа — это означает, что есть спор. В условиях экономического спора до завершения судебного разбирательства привлечение к уголовной ответственности недопустимо.

Читайте также:
ЕК хочет понять, как налоговая реформа США скажется на ЕС
Что еще можно было бы изменить в ответственности за уклонение от уплаты налогов?

— Первое: снизить с шести до пяти лет срок лишения свободы в ст. 199 и 199.1 УК РФ и тем самым перевести налоговые преступления из категории тяжких в категорию средней тяжести. Внастоящее время уклонение в особо крупном размере по характеру и степени опасности отнесено к категории тяжких преступлений (наряду с изнасилованием, разбоем, захватом заложников).

Второе: установить в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ исключительно долевой (процентный) критерий для определения крупного (10%) и особо крупного размера (50%) от суммы налогов, подлежавших уплате в периоды, за которые выявлены недоимки, возникшие вследствие уклонения от уплаты налогов. Это позволило бы учесть сложности в организации учета в крупной компании и размер уплачиваемых ею или гражданином налогов. Следует отметить, что размер уплаченных налогов государство учитывает при ускоренном возмещении НДС, что отражает тенденцию учета «заслуг» налогоплательщика перед обществом. За уклонение от уплаты налогов в размере меньше 10%, то есть за менее общественно опасное деяние, возможно установление административной ответственности.

Третье: указать в УК РФ, что под уклонением от уплаты налогов следует понимать включение в документы, служащие основанием для исчисления налогов, заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной деятельности либо умышленное неотражение фактов хозяйственной деятельности в таких документах. Необходимо различать (1) неуплату налогов, возникшую в результате неправильного толкования норм налогового права и оценки (квалификации) для целей налогообложения фактических обстоятельств, и (2) уклонение, то есть намеренное создание препятствий для налогового контроля: сокрытие выручки, оформление подложных документов, выплату зарплаты «в конвертах», организацию схем ухода от налогов и т. п. В первом случае уголовное преследование исключается, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует элемент умышленного сокрытия фактов хозяйственной деятельности. Авот отражение или неотражение в документах налогоплательщика «налогозначимых» фактов хозяйственной деятельности — предмет «заботы» правоохранительных, а не налоговых органов. Сегодня работа этих органов часто дублируется, более того, инспекторы пытаются ловить уклонистов, а следователи гоняются за обычными неплательщиками, как следует из печального примера с главным бухгалтером, который я привел выше.

Можно ли ожидать следующего шага в стабилизации отношений налогоплательщиков и государства — налоговой амнистии?

— Налоговая амнистия граждан прошла сравнительно недавно — в 2007 г. Частое прощение долгов снижает эффективность таких кампаний, да и желание налогоплательщиков платить налоги. Поэтому, как правило, подобные мероприятия проводятся в связи с началом или завершением налоговых реформ и другими важными изменениями в налоговой системе страны. Можно сказать, что предусмотренное УК РФ освобождение от ответственности при условии уплаты всех налоговых долгов — это и есть налоговая амнистия, которой вправе воспользоваться каждый гражданин в любое время, но лишь единожды.

На мой взгляд, в связи с усиленной борьбой государства со схемами ухода от налогов можно и нужно обсуждать амнистию для организаций.

Также необходимо списать с лицевых счетов компаний долги, возможности взыскания которых налоговые органы утратили или такие долги признаны судом несуществующими. Эти гири на ногах предпринимателей не позволяют идти вперед и эффективно развивать бизнес. Правительственный законопроект, который принципиально меняет ст.59 НК РФ, уже прошел первое чтение в Госдуме и в ближайшие месяцы будет доработан и принят.

Устранение недостатков дольщикам и НДФЛ

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/94007 от 04.12.2019

Если по договору долевого строительства застройщик выполнил свои обязательства ненадлежащим образом, закон обязывает его заплатить неустойку и возместить в полном объеме причиненные дольщику убытки. Минфин разъяснил, с каких выплат нужно удерживать НДФЛ, а с каких не нужно. Главный критерий – получил гражданин выгоду или нет.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ застройщик по договору долевого строительства при выплате доходов дольщику является налоговым агентом и обязан посчитать НДФЛ, удержать его и перечислить в бюджет. Но только с тех выплат, которые облагаются налогом.

С какой выплаты не надо удерживать НДФЛ

НДФЛ не удерживают с выплаты, которая не образует дохода у дольщика. Как следует из комментируемого письма, это сумма возмещения расходов дольщика на устранение недостатков строительства. О том, что такая выплата не образует экономическую выгоду дольщика и не является его доходом, Минфин писал также в письме от 21.12.2018 № 03-04-05/93520.

Однако среди освобождаемых от НДФЛ операций, перечисленных в статье 217 НК РФ, возмещения застройщиком расходов дольщика на устранение недостатков нет. Почему же НДФЛ начислять не нужно?

Объяснение следует из Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ). Согласно ему, застройщик обязан передать дольщику объект, качество которого соответствует договору долевого участия, а также и всем обязательным законным требованиям. И если он допустил при строительстве недостатки, он обязан уплатить дольщику не только неустойку, но и возместить полностью причиненные убытки (п. 1 ст. 7, ст. 10 Закона № 214-ФЗ).

Читайте также:
Как быть одиноким родителям с транспортным налогом?

Кроме того, ГК РФ предоставляет любому человеку право требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ). Затраты дольщика на устранение недостатков строительства относятся к реальному ущербу, который ему причинил застройщик. Полное возмещение убытков не составляет экономической выгоды. Поэтому нет и облагаемого дохода.

С какой выплаты надо удержать НДФЛ

Заметим сразу, что удерживать НДФЛ нужно с тех выплат, которые не являются компенсационными. Чаще всего это разного рода неустойки и штрафы.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, далее – Обзор), выплата санкций образует у потребителя имущественную выгоду. Поэтому неустойку нужно включить в облагаемый доход гражданина (ст. 41, 209 НК). И не важно, что человек получает эти суммы в связи с тем, что исполнитель нарушил его права (п. 7 Обзора).

Этот вывод в полной мере распространяется и на неустойку, которую застройщик выплачивает дольщику за нарушение срока устранения недостатков при строительстве. То есть такая выплата отвечает признакам экономической выгоды и образует у дольщика облагаемый доход.

При этом не важно, как происходит выплата – по решению суда или нет. Застройщик обязан уплатить дольщику неустойку за нарушение срока устранения недостатков согласно Закону № 214-ФЗ. А пунктом 1 статьи 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен размер этой неустойки – 1% от цены товара (в данном случае – от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков) за каждый день просрочки.

Таким образом, при выплате данной неустойки застройщик должен удержать НДФЛ, указал Минфин в комментируемом письме.

Заметим, что среди санкций, которые может предусматривать договор долевого участия, с сумм которых нужно удерживать НДФЛ, могут быть, к примеру, неустойка за нарушение срока передачи объекта, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и др.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Компенсации обманутым дольщикам освободят от НДФЛ

Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Поправками ко второму чтению, внесенными депутатами Государственной Думы, в том числе Председателем ГД Вячеславом Володиным, компенсация обманутым дольщикам освобождается от уплаты НДФЛ.

Также в первом чтении планируется рассмотреть проект закона «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» и отдельные законодательные акты РФ», которым повышается прозрачность деятельности застройщиков и совершенствуются механизмы выплат обманутым дольщикам.

«Сегодня на пленарном заседании во втором чтении были приняты изменения в Налоговый кодекс, освобождающие от подоходного налога компенсацию обманутым дольщикам. В настоящее время такие компенсации начали выплачиваться с 1 декабря 2019 года.

Норма федерального закона об освобождении от уплаты НДФЛ будет применяться в отношении выплат, полученных дольщиками, начиная с налогового периода 2019 года», — уточнил Председатель Государственной Думы.

«Также сегодня Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект, которым предусматривается повышение прозрачности деятельности застройщиков, устанавливается право дольщиков на возмещение за счет компенсационного фонда вне зависимости от уплаты застройщиками-банкротами взносов в этот фонд, и создаются дополнительные механизмы защиты членов ЖСК», — сказал Вячеслав Володин.

Он отметил, что «ранее депутаты уже приняли ряд инициатив, которые позволили решить проблемы участников долевого строительства и предотвратить появление новых обманутых дольщиков».

«В их числе закон, принятый в 2017 году и позволивший создать специальный Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, — сказал Председатель Государственной Думы. — По итогам парламентских слушаний, которые прошли в июле того же года с участием пострадавших людей, была разработана новая законодательная модель проектного финансирования с использованием эскроу-счетов и внесены поправки в КоАП об усилении ответственности за нарушения в сфере долевого строительства».

«Кроме того, депутаты расширили полномочия Фонда защиты дольщиков, дали регионам право создавать фонды для финансирования строительства проблемных домов, уравняли в правах на компенсацию членов ЖСК с остальными участниками долевого строительства», — напомнил он.

Что меняется в законе

В настоящее время компенсации обманутым дольщикам выплачиваются за счет взносов застройщиков (из компенсационного фонда) и за счет бюджетных средств. Но действующая редакция Налогового кодекса предусматривает, что НДФЛ можно не платить только с тех компенсаций, источником которых являются взносы застройщиков.

«Инициатива справедливая, поскольку люди потеряли средства, сейчас получают компенсацию этих потерянных денег, с которой еще должны заплатить 13% подоходного налога», — прокомментировал поправки заместитель Председателя ГД Сергей Неверов

Он пояснил, что часть домов благодаря Фонду защиты прав граждан — участников долевого строительства будет достроена и сдана – там, где это целесообразно, «а в остальных случаях граждане получат компенсации за счет принятого в свое время нами, коллеги, механизма отчисления застройщиков средств в специальный фонд с каждого договора долевого участия».

Читайте также:
Фермерам отменили льготы по налогу на имущество в Карелии

Напомним, ранее на заседании 10 декабря по предложению Вячеслава Володина Государственная Дума обратилась к Председателю Правительства с просьбой ускорить принятие нормативного правового акта о порядке обращения за компенсацией обманутых дольщиков — членов ЖСК.

НДФЛ с неустойки по договору долевого участия

Имущественный налог на доходы физических лиц обязан к уплате всеми гражданами Российской Федерации.

В связи с незнанием Налогового кодекса РФ (НК) у дольщиков возникает вопрос, нужно ли обязательно платить НДФЛ с неустойки по договору долевого участия (ДДУ). Облагается ли налогом компенсация (неустойка, штрафы, пени, госпошлина и судебные расходы), полученная от застройщика? Подробные ответы на данные вопросы рассматривается ниже.

НДФЛ с неустойки с позиции действующего законодательства

Несколько лет назад в РФ налогообложение в области неустойки по решению суда или добровольно выплачиваемой самим налогоплательщиков (участником долевого строительства) не имело чётких универсальных критериев и правил.

Однако, письма Минфина РФ, а также представление и публикация обзора судебной практики, утверждённого Президиумом Верховного суда (ВС), разъяснили ситуацию и обозначили чёткую позицию, которую должны государственные органы, суды и Федеральная налоговая служба.

В 210-ой ст. Налогового кодекса (НК) РФ в первом пункте указывается, что при расчёте налоговой базы для уплаты налогов на доходы физических лиц учитываются абсолютно все доходы, полученные гражданином или относящиеся к его возникшим правам. Они могут иметь либо натуральную форму, либо материальную (денежную выгоду). В 41-ой ст. того же НК помечено, что к категории доходов относится имеющая денежную или натуральную форму денежная выгода, которая учитывается при возможности осуществления её оценки.

В Гражданском кодексе (ГК) РФ, а именно в его 330-ой ст. написано, что неустойкой (пеней, штрафом) является установленная либо договором, либо законом сумма, которую должник обязуется уплатить своему кредитору в том случае, если не выполняет свои обязательства. В ситуации с договором долевого участия в строительстве таким неисполнением договорных обязательств становится как раз просрочка передачи квартиры многоквартирного дома участнику долевого строительства по акту приема-передачи.

Является ли получаемая неустойка доходом физического лица? Да, является. И да — она облагается НДФЛ. В РФ неустойки, пени и штрафы, взыскание которых с застройщиков осуществляется по 214-ФЗ (закону, регулирующему договоры долевого участия) и по закону «О защите прав потребителей», соответствуют всем признакам экономической выгоды физических лиц, поэтому облагаются НДФЛ. Кроме того, в перечне, указанном в ст. 217-ой НК и включающем все не облагаемые виды доходов, нет ни неустоек, ни штрафов, ни пеней. На основании этого факта можно сделать вывод, что всё это является доходами, с которых можно удержать налоги.

Что облагается НДФЛ, а что нет

Облагается ли налогом компенсация, полученная от застройщика? Облагается ли налогом неустойка, назначенная по решению суда или выплаченная застройщиком добровольно?

При исчислении налоговой базы учитываются:

  • неустойки, признанные застройщиком в соответствии с мировым соглашением, то есть без обращений дольщиков в суд;
  • неустойки (а также штрафы, пени, убытки, проценты, возмещение судебных расходов и госпошлин), указанных в решении (постановлении) суда;

Таким образом, НДФЛ в обязательном порядке уплачивается со всего дохода участника долевого строительства, полученного в результате спора с застройщиком (со всех сумм, взысканных по исполнительному листу и указанным в нем).

Облагается ли налогом компенсационная выплата, которую дольщик может получить по поводу причинения вреда здоровью и понесенных в связи с этим расходов? Ответ: Нет. Также НДФЛ не уплачивается и с суммы возмещения морального вреда).

Кто платит

Кто уплачивает НДФЛ в случае выплаты неустойки? Есть несколько ситуаций:

  1. Застройщик добровольно даёт согласие на выплату неустойки. Так как индивидуальные предприниматели (ИП), АО, ООО и организации иных форм регистрации (независимо от используемых систем налогообложения: ЕНВД, патент ПСН или УСН) являются налоговыми агентами, все они обязуются согласно ст. 226-ой НК удерживать при выплатах НДФЛ с физических лици перечислять его в бюджет РФ (в тот же день, в который произведена сама выплата вознаграждения физическому лицу). НДФЛ удерживается сразу и перечисляется непосредственно организацией (налоговым агентом) в ФНС.
  2. Застройщик осуществляет выплату неустойки по решению суда. На практике судьи указывают в судебных решениях фактически присужденные суммы без выделения в них части, подлежащей удержанию и уплате в бюджет РФ в виде налогов. Строительная компания обязуется перевести на счёт дольщика всю зафиксированную в исполнительном листе сумму, а физическое лицо самостоятельно будет платить налог. Но при этом фирма как налоговый агент передаёт в налоговую инспекцию по месту своего учёта данные о невозможности удержания налога. Также застройщик обязательно уведомляет и дольщика, что тот обязан заплатить НДФЛ. В таких письменных уведомлениях содержатся персональные и другие данные налогоплательщика, общая сумма получаемого дохода, а также сумма неудержанного налога. Застройщик должен известить дольщика и ФНС в сроки не позже первого марта года, следующего за годом назначения выплаты.
  3. В судебной практике редко встречаются дела, при ведении которых судьи в резолютивных частях решений указывают не только суммы фактического дохода в виде размера взыскания неустойки, назначенной в пользу физического лица, но и также сумму самого налога.

К сведению! В бухгалтерском учёте выплачиваемые застройщиком неустойки тоже учитываются для последующего составления отчётности, ведения бухгалтерии и заполнения журнала. Бухгалтер организации, ведущий бухучёт, должен в книге учёта отнести их к счёту 91.02 – «Прочие расходы».

Как платить

Неустойка обязательно облагается НДФЛ, это понятно. Но как именно будут удерживать налог с физического лица, получившего неустойку по договору долевого участия при просрочке сдачи квартиры? Всё будет зависеть от сложившейся ситуации.

Читайте также:
Таксисты в Крыму отказались от ККМ и выдачи БСО

Если неустойка перечисляется добровольно либо по решению суда с указанием суммы НДФЛ в судебном решении, то налог с дохода удерживается и перечисляется в налоговую инспекцию застройщиком, причём сразу после удержания до совершения выплаты неустойки. Организация формирует 2-НДФЛ – справку, где отражены доходы и удержанные налоги.

НДФЛ с неустойки, взысканной со счета застройщика на счет физического лица, по решению суда общей юрисдикции, платит сам дольщик. Плата осуществляется либо по полученному налоговому уведомлению, направленному налогоплательщику из ФНС, либо по декларации 3-НДФЛ (образец можно получить в интернете). 3-НДФЛ физическое лицо заполняет по бланку самостоятельно после расчёта (во избежание ошибок можно получить от застройщика форму 2-НДФЛ).

Получить и заполнить бланк декларации можно в МФЦ или в ИФНС. Срок уплаты НДФЛ – не позднее 1-го декабря года, следующего за отчётным годом (в который был назначен налог на доход). Причём этот период не зависит от того, каким образом НДФЛ физическим лицом-плательщиком уплачивается: по уведомлению или самостоятельно по 3-НДФЛ (если уведомление выслано не было).

Полезно знать! Если физическое лицо планирует получить налоговый вычет с НДФЛ, то оно должно самостоятельно задекларировать налоги и в составленной декларации 2-НДФЛ указать такие вычеты.

Действующая ставка налога на доходы

Ставка на доходы всех российских физических лиц устанавливается 224-ой ст. НК, и уплата осуществляется в определённом размере. Для резидентов РФ, проводящих на территории России от 183-х дней в течение года, величина составляет 13 процентов. Ставка НДФЛ для нерезидентов РФ (иностранных граждан и всех россиян, проводящих за границей более полугода за 12 месяцев) составит 30%.

Базой для исчисления являются полученные от застройщика пени, неустойки и штрафы, взыскание которых назначено по причине просрочки передачи объектов долевого строительства.

НДФЛ в арбитражных спорах

Все организации и индивидуальные предпринимателя (ИП), с которыми дольщики заключают договоры цессии (уступки прав требований по неустойке), при выплате вознаграждения (доходов) физическим лицам, обязаны удержать с этих доходов НДФЛ, поскольку согласно п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ они признаются налоговыми агентами.

В случаях невозможности удержания НДФЛ при выплате о невозможности удержания налога и размере задолженности налоговый агент обязан сообщить в ФНС не позднее 01 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ, письма Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-04-06/17225, ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

С момента уведомления налогового органа о невозможности удержания с физического лица НДФЛ при выплате обязанность по уплате налога возлагается на само физическое лицо (получателя дохода), и организация (налоговый агент) перестает исполнять функции налогового агента (письмо ФНС РФ от 02.12.2010 № ШС-37-3/16768@) в отношении указанной выплаты. При этом уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в ИФНС по месту своего нахождения налоговой декларации по НДФЛ (письмо ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

То есть в любом случае (независимо от того, удержан ли НДФЛ налоговым агентом при выплате, либо если НДФЛ самостоятельно уплачен физическим лицом – сумма удерживаемого (выплачиваемого) налога одинаковая, и ее необходимо оплатить в ФНС в установленный законодательством срок.

Санкции за неудержание НДФЛ налоговым агентом

  • Непредставление сведений о невозможности удержания наказывается в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ штрафом в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
  • Если компания или ИП (налоговый агент) вовремя проинформировали о невозможности удержать налог, пени начисляться не будут. Если не сообщать о факте неудержания, пени будут начисляться по ст. 75 НК РФ.

Кроме того, к административной ответственности могут привлечь должностных лиц организации (п. 1 ст. 126 НК РФ, примечание к ст. 2.4, 15.6 КоАП РФ).

Резюме

  1. Сумма неустойки за просрочку передачи квартиры и других объектов ДДУ, а также сумма пени, штрафа, фактически взысканные с застройщика на основании закона «О защите прав потребителей» также облагаются НДФЛ.
  2. Освобождение от НДФЛ для физических лиц не предусмотрено
  3. Особенности налогообложения освещены в Налоговом Кодексе и письмах Минфина
  4. Не подлежат налогообложению компенсации морального вреда и вреда здоровью участника долевого строительства
  5. За нарушение сроков перечисления налогов в бюджет РФ плательщику (налогоплательщику и налоговому агенту) взымаются штрафные санкции

Надеемся, что изложенная выше полезная юридическая справочная информация помогла вам получить ответы на интересующие вопросы и лучше понять режим налогообложения применительно к таких доходам физических лиц, как неустойки и штрафы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: