Сдают ли СЗВ-М, если нет работников у ООО и при увольнении

Порядок предоставления увольняемому работнику выписок из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

В день увольнения работника страхователь обязан выдать ему выписки из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

1. За какой период работодатель обязан выдать работнику эти выписки (за последний отчетный период или за весь период работы работника)?

2. Если работодатель предоставит работнику выписку с нарушением сроков или не за весь период, то какая ответственность установлена за данное нарушение?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В день увольнения работника страхователь обязан выдать ему выписки из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, содержащие информацию только по этому работнику.

Обе формы выдаются работнику не за весь период его работы в Вашей организации, а только за отчетный период:

СЗВ-М – за отчетный месяц;

СЗВ-СТАЖ – за отчетный (в том числе за текущий) год.

2. Привлечение страхователя к административной ответственности возможно только в случае непредставления увольняющемуся работнику сведений индивидуального персонифицированного учета.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В день увольнения работника страхователь обязан выдать ему выписки из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, содержащие информацию только по этому работнику.

Обе формы выдаются работнику не за весь период его работы в Вашей организации, а только за отчетный период:

СЗВ-М – за отчетный месяц;

СЗВ-СТАЖ – за отчетный (в том числе за текущий) год.

2. Привлечение страхователя к административной ответственности возможно только в случае непредставления увольняющемуся работнику сведений индивидуального персонифицированного учета.

Обоснование позиции:

1. Определение периода, за который работнику должны быть выданы выписки из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

В день увольнения работника или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения персонифицированного учета, в частности СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ (абз. 2 п. 4, пп. 2-2.3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

При этом Закон N 27-ФЗ не содержит ответа на вопрос о том, за какой период работодатель должен выдать увольняемому работнику указанные формы.

Ответ на этот насущный для страхователей вопрос был дан в письме ГУ – Отделения ПФР по г. Москве и Московской области от 03.04.2018 N В-4510-08/7361/Э, из которого следует, что страхователь обязан выдать застрахованному лицу выписки из сведений, представленных страхователем в органы ПФР за отчетный период:

СЗВ-М – за отчетный месяц;

СЗВ-СТАЖ – за отчетный (в том числе за текущий) год.

Представлять работнику выписки из указанных форм за весь период его работы в организации (при условии, что этот период работы не равен отчетному) не нужно.

Аналогичные разъяснения по этому вопросу представлены и на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”.

Однако специалисты Минтруда РФ расходятся во мнении, что считать отчетным периодом: период, в котором работник увольняется, или период, предшествующий увольнению работника.

Так, например, в одном из разъяснений за ноябрь 2017 г. указано, что форма СЗВ-М выдается за месяц, в котором увольняется работник. И в этом же месяце дано совершенно противоположное разъяснение, из которого следует, что форма СЗВ-М представляется за месяц, предшествующий месяцу, в котором увольняется работник.

В мае 2018 года специалисты Минтруда РФ в своем очередном разъяснении снова рекомендовали выдавать выписку из формы СЗВ-М за месяц, в котором работник увольняется.

По нашему мнению, сведения предусмотренные пп. 2-2.3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, представляются увольняемому работнику за тот период, в котором он увольняется.

Это следует из прямого прочтения п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, которым установлена обязанность страхователя выдавать сведения при увольнении работника.

Так, в первом абзаце указанной нормы речь идет именно о копии сведений, предусмотренных пп. 2-2.3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, которая должна быть выдана застрахованному лицу не позднее пяти календарных дней со дня его обращения. Напомним, что до 01.01.2017 года работодатель обязан был выдавать сотруднику такие сведения в те же сроки, что и в ПФР (т.е., к примеру, сведения по форме СЗВ-М, исходя из указанной нормы в редакции Закона N 27-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017, должны были выдаваться работнику ежемесячно).

При этом во втором абзаце п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ речь идет только о передаче предусмотренных Законом N 27-ФЗ сведений. При этом из данной нормы следует, что выдача таких сведений не увязывается со сроками их сдачи в ПФР.

Таким образом, исходя из того, что до момента увольнения у работника, у него уже могут быть в наличии копии сведений, представленные страхователем в ПФР за прошедшие отчетные периоды, логично сделать вывод о том, что в абзаце втором п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ речь идет о передаче увольняющемуся работнику сведений только за тот период, по которому страхователь еще не представлял отчетность в ПФР, т.е. за отчетный период, в котором работник увольняется.

2. Привлечение страхователя к административной ответственности

Ни Законом N 27-ФЗ, ни иными нормативными актами пенсионного законодательства не установлена ответственность страхователя за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета работникам организации (в т.ч. в случае их увольнения).

Читайте также:
Отчетность в статистику в 2021 году: перечень форм и сроки сдачи по ИНН, для НКО, ООО и ИП

Исходя из примеров судебной практики, невыдача увольняемому работнику сведений персонифицированного учета в нарушение п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ является нарушением трудовых прав работника и охватывается нормами ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Привлекая страхователей к указанной ответственности, судьи исходят из положений ст. 1 Закона N 27-ФЗ, в силу которых под застрахованными лицами понимаются непосредственно работники, осуществляющие свою деятельность по трудовому договору, а страхователями являются работодатели.

Исходя из этого, положения Закона N 27-ФЗ, в части выдачи работнику при увольнении сведений персонифицированного учета, содержат нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Поэтому за не предоставление увольняемому работнику указанных сведений работодатель несет ответственность в соответствии с требованиями ст.ст. 419, 362 ТК РФ, которыми предусмотрено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (см., например, решение Тымовского районного суда Сахалинской области от 11 ноября 2016 г. по делу N 2-437/2016, решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 14 сентября 2015 г. по делу N 12-442/2015).

О возможности привлечения работодателей к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ указывают в своих разъяснениях, представленных на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, и специалисты Минтруда РФ.
Исходя из изложенного, полагаем, что работодатель может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ, но только в случае, если при увольнении работника он не осуществит ему передачу сведений персонифицированного учета, предусмотренных Законом N 27-ФЗ.

Привлечь работодателя к ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если работнику своевременно будут выданы сведения по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, но, допустим, не за период, в котором он уволился, а за период, предшествующий увольнению, на наш взгляд, будет весьма проблематично, исходя из того, что единого мнения по этому вопросу не существует даже среди специалистов Минтруда РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Опоздали со сдачей СЗВ-М? Узнайте, как избежать штрафа

СЗВ-М — ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.

Напомним о санкциях

За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблиц:

Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать Сумма штрафа Законодательная норма
Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы (при количестве работников от 25 человек) Для компании: 1000 руб. ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Сумма штрафа зависит от количества застрахованных лиц, данные о которых поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.

Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка, исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.

Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М

Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.

Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.

Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.

Читайте также:
Пилотный проект ФСС в 2021 году: прямые выплаты, образец заполнения 4-ФСС

О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.

Забытые сотрудники

Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.

Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.

Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:

  1. Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
  2. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета. А за это штраф не налагается.

Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.

Ошибочные данные по нескольким работникам

В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.

В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.

Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?

Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.

Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».

Когда исправление ошибки в СЗВ-М грозит штрафом

В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.

Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.

В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.

Однако, за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ генерального директора.

Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчётности, а также отказ в её привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.

В ответ на это генеральный директор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о признании ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению руководителя, вменённый ему штраф является штрафом за деяние, которое не признано правонарушением организации.

КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.

Читайте также:
Формы статистической отчетности в 2021 год через официальный сайт Росстата: заполнение, скачать бесплатно, как узнать по ОКПО и ИНН

Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки

Страхователь отправил форму СЗВ-М в срок, но впоследствии в уже представленном отчёте самостоятельно обнаружил ошибку. С целью исправления ситуации, работодатель подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.

Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.20 № 211н.

Если рассматривать прецеденты, то оказывается, что штрафов удаётся избежать даже тем фирмам, которые внесли в отчётность исправления уже после того, как ошибка была обнаружена сотрудниками Пенсионного фонда в ходе проведения проверки, о чём организации и было сообщено.

Например, имеется прецедент того, как штрафные санкции были оспорены индивидуальным предпринимателем, перепутавшим в отчётности графы, которые были отведены для имени и отчества. Судебные органы высказались в поддержку предпринимателя в связи с незначительностью характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.18 № А27-6320/2018). Аналогичное решение было принято по делу в отношении компании, которая допустила ошибку в отчестве работника (определения ВС РФ от 28.09.18 № 309-КГ18-14482).

Какие обстоятельства могут признать смягчающими

Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:

  1. Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
  2. Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
  3. Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
  4. Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
  5. Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.

Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока

Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа

Для того, чтобы избежать уплаты штрафа, нужно не допускать нарушений правил сдачи отчёта о застрахованных лицах. Документацию и отчётность удобнее всего подготавливать и представлять в ПФР не в крайний день срока подачи отчётности, а хотя бы за 2-3 дня до того, как закончится срок, отведённый инспекторами для сдачи документации. Это минимизирует риски опоздания, например, по причине технических сбоев. В противном случае можно нарваться на штрафные санкции за непредоставление СЗВ-М.

При сдаче отчётности необходимо как можно более внимательно и тщательно проверять направляемые в Пенсионный Фонд сведения. Даже после того, как передача документации завершена. В случае, когда страхователь самостоятельно обнаружит ошибку и сделает это раньше, чем сотрудник ПФР, организация освобождается от уплаты штрафных санкций.

В ситуации, когда штраф уже выписан, и его сумма существенна, не бойтесь обращаться в суд. Именно арбитры смогут решить, какая сумма является правомерной за опоздание или допущенные ошибки в СЗВ-М. Судебная практика подтверждает, что судьи часто снижают размер штрафных санкций в том случае, когда организация ссылается на незначительную просрочку или наличие смягчающих обстоятельств, заключающихся в технических сбоях, произошедших не по вине компании, поломки техники, или в случае впервые совершенного правонарушения.

При сдаче отчётности по форме СЗВ-М и других, наиболее комфортно чувствуют себя те работодатели, которые используют для подготовки и проверки отчётности веб-сервис «Контур.Экстерн». Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются без участия пользователя. Если данные, которые ввёл страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М

При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность нарушения срока сдачи отчётности;
  • объективные обстоятельства: сбой в системе, поломка ПК;
  • сотрудник не уведомил своевременно о смене персональных данных или поздно принёс документы;
  • впервые допущенная ошибка;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • отсутствие урона для бюджета.

Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:

  • формирования акта нарушения;
  • соблюдения сроков отправки акта страхователю;
  • предоставления возможности добровольно исправить ошибку;
  • сроков выдачи СНИЛС работникам.

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Как оплатить штраф за СЗВ-М

В случае, когда руководство организации принимает решение о добровольной оплате вменённых штрафных санкций, важно помнить о том, что платёжное поручение имеет ряд особенностей и нюансов в графах:

  • назначения платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).
Читайте также:
Образец заполнения отчета РСВ за 4 квартал 2021 года

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер регистрации компании в качестве страхователя;
  • реквизиты документа о наложении штрафных санкций на организацию или требования о его оплате

Чаще всего организации принимают решение об оплате штрафа уже по истечению срока штрафа, который, как правило, составляет 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока оплаты штрафа является для ПФР своего рода сигналом к началу подготовки судебного иска. Поэтому, после принятия решения об оплате, необходимо убедиться в отсутствии иска к компании, в противном случае штраф с компании спишут ещё раз.

Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам

Автор: Корсаков Д. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как зависит уплата страховых взносов от статуса иностранного работника? На что обратить внимание в ситуации, когда у сотрудника-иностранца изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ?

Обязанность исчисления взносов относительно работников-иностранцев

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Определение застрахованных лиц дано:

в пункте 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ);

в пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);

в пункте 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане признаются застрахованными лицами в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ).

К сведению: в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) даны определения временно пребывающим, временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам, а также высококвалифицированным специалистам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам

Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:

взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);

взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:

на обязательное пенсионное страхование;

на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

на медицинское страхование;

на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).

Читайте также:
Водный налог: в какой бюджет уплачивается, когда и как часто осуществляются платежи, порядок исчисления

Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно и постоянно проживающим в РФ иностранным работникам

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ:

временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Страховые взносы (на обязательное пенсионное, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев) на выплаты таким сотрудникам (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются в общем порядке и по тарифам, предусмотренным для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

В Письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@ ФНС разъяснила, как платить страховые взносы, если работник получил разрешение на временное проживание в России.

При изменении у сотрудника-иностранца статуса с временно пребывающего на временно проживающего в РФ:

увеличился тариф взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9 вместо 1,8%);

взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по тарифу 5,1% (на выплаты временно пребывающим в РФ не начисляются);

база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала года по таким же правилам, как и для граждан РФ;

не меняется порядок уплаты пенсионных взносов.

Платить взносы по-новому нужно с выплат, начисленных начиная со дня, в котором изменился статус сотрудника.

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: в отношении высококвалифицированных специалистов из стран ЕАЭС страховые взносы исчисляются так же, как и для работников-россиян (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Исключение: не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для временно пребывающих в РФ специалистов из стран ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44430).

Начисление страховых взносов на выплаты лицам, получившим временное убежище в РФ

Под временным убежищем подразумевается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), а также с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок предоставления временного убежища на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (далее – Порядок).

Читайте также:
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2021 году: таблица с лимитами в ПФР, ФСС, ФФОМС, на травматизм и при наступлении материнства

Лица, получившие временное убежище, наделяются правом временно пребывать на территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 12 Федерального закона № 4528-1).

В связи с этим с выплат таким работникам страховые взносы (кроме взносов на обязательное медицинское страхование) исчисляются в том же порядке, что и с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат работникам, имеющим временное убежище в РФ, исчисляются в общем порядке и по тарифам, действующим для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Федерального закона № 4528-1, п. 13 Порядка).

Начисление страховых взносов на выплаты иностранцам, работающим по патенту

Для данной категории иностранных работников:

взносы на обязательное пенсионное страхование нужно начислять по общим тарифам, предусмотренным в отношении работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ);

взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как в ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ иностранцы, работающие по патенту, не указаны в качестве застрахованных лиц;

взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим тарифам (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов с выплат сотрудникам-иностранцам производится в общем порядке, так как ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральным законом № 125-ФЗ особый порядок уплаты взносов для этой категории работников не предусмотрен.

Что надо учитывать, уплачивая взносы ВКС при изменении его статуса?

В течение года статус иностранного работника может измениться с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ. Это обстоятельство повлечет за собой особенности в порядке уплаты страховых взносов. Их надо иметь в виду работодателю, выплачивающему вознаграждение такому иностранному работнику.

Как уплачивать страховые взносы с выплат высококвалифицированному работнику

Если ваш иностранный работник относится к высококвалифицированным специалистам, то взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное социальное страховые в связи с временной нетрудоспособностью и материнством:

  • не начисляются, если работник имеет статус временно пребывающего в РФ;
  • начисляются по тем же тарифам, что и с выплат работникам – гражданам РФ, если иностранный работник является временно или постоянно проживающим в РФ.

При этом взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от того, какой статус есть у работника-иностранца (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Если ваш иностранный работник – высококвалифицированный специалист из стран – членов ЕАЭС, то страховые взносы с выплат в его пользу начисляются так же, как в отношении работников – российских граждан (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

Исключение составляет случай начисления взносов по обязательному пенсионному страхованию с выплат ВКС, временно пребывающим из стран ЕАЭС.

Как указывал Минфин в письме от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, в таком случае страховые взносы начислять не нужно.

Как влияет изменение статуса ВКС на порядок исчисления страховых взносов

В течение года высококвалифицированный работник может изменить свой статус с временно пребывающего на временно проживающего.

Суммы выплат в пользу иностранного работника – высококвалифицированного специалиста, который является временно пребывающим на территории РФ, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Но с момента получения иностранным гражданином – ВКС статуса временно проживающего на территории РФ с выплат и иных вознаграждений, которые начисляются в его пользу, работодателю надо уплачивать страховые взносы:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачивать не надо.

При этом в базу для исчисления страховых взносов включаются те суммы выплат и иных вознаграждений, которые признаются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса).

База для начисления страховых взносов определяется по истечении календарного месяца отдельно в отношении каждого физического лица с начала календарного года нарастающим итогом (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 431 Налогового кодекса).

Однако, в связи с тем, что выплаты и иные вознаграждения, начисленные организацией в пользу иностранного работника – ВКС до момента получения им статуса временно проживающего, страховыми взносами не облагаются, то данные выплаты в базе для исчисления страховых взносов после получения ВКС статуса временно проживающего, не учитываются.

На это обратил внимание Минфин в письме от 17.12.2020 № 03-15-06/110970.

Читайте также:
Как узнать код подчиненности ФСС в 2021 году по регистрационному номеру, по ИНН юридического лица, паспорту: определение и роль

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Страховые взносы с иностранцев в 2020-2021 годах

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС.

О правилах уплаты взносов с выплат высококвалифицированных иностранных специалистов читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2020–2021 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев из ЕАЭС составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2021 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2021 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

ВНИМАНИЕ! Временно пребывающим иностранным работникам взносы на ВНиМ рассчитывайте по ставке 1,8%, а ОМС не начисляйте. Беженцам все взносы начисляйте, как и россиянам (Письмо Минтруда от 19.12.2014 N 17-3/В-620). Но убедитесь, что у них действительно статус беженца.

Кроме того у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.
Читайте также:
Тарифы и ставки ФФОМС: сколько процентов отчисляют в 2021 годах, основные, дополнительные и пониженные тарифы

Если работодатель включен в перечень МСП, то с дохода иностранного работника, превышающего МРОТ, он вправе уплачивать взносы по пониженным ставкам.

Подробнее о пониженных взносах читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 32 448 руб. в 2021 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 32 448 × 8 = 259 584 руб. в 2021 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма – 8 426 руб. в 2021 году.

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2021 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2021 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Читайте также:
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2021 году: таблица с лимитами в ПФР, ФСС, ФФОМС, на травматизм и при наступлении материнства

Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2021 году

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2021 году

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Читайте также:
Пилотный проект ФСС в 2021 году: прямые выплаты, образец заполнения 4-ФСС

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.

Страховые взносы на иностранцев в 2021 году: особенности уплаты для временно проживающих и пребывающих, постоянно проживающих, высококвалифицированных работников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 ноября 2021 г. № 03-15-05/88943 Об уплате страховых взносов с выплат иностранному работнику, являющемуся высококвалифицированным специалистом

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об уплате страховых взносов с выплат иностранному работнику, являющемуся высококвалифицированным специалистом (далее – ВКС) в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ), у которого в течение расчетного периода статус изменился с временно пребывающего на временно проживающего на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

Из запроса следует, что иностранный работник организации – ВКС с 01.01.2021 по 22.07.2021 имел статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, а с 23.07.2021 им получен статус временно проживающего на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” иностранные граждане, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являющиеся ВКС в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, не признаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию. При этом если указанные иностранные граждане являются временно проживающими, то они являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являются застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию.

Учитывая изложенное, суммы выплат в пользу вышеупомянутого иностранного гражданина (ВКС), являющегося временно пребывающим на территории Российской Федерации, не являются объектом обложения страховыми взносами.

При этом выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу иностранного гражданина – ВКС в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ с момента получения им статуса временно проживающего на территории Российской Федерации, облагаются страховыми взносами только на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Заместитель директора
Департамента
В.А. Прокаев

Обзор документа

Рассмотрен вопрос об уплате страховых взносов с выплат иностранному работнику – высококвалифицированному специалисту, у которого в течение расчетного периода статус изменился с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ.

Указано, что выплаты, произведенные в период наличия статуса временно пребывающего, не облагаются страховыми взносами. С момента получения статуса временно проживающего на территории России, уплачиваются страховые взносы только на ОПС и на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: