Санитарно-защитные зоны 2021 года: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 с изменениями, последняя новая редакция, санитарная классификация

Зонирование промышленного, индустриального парка и его объектов по «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

умеренно опасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса – 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
Читайте также:
Система управления промышленной безопасностью (СУПБ): составление положения и его образец, порядок организации и управления, что такое СУПБ

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…» отменен или не действует?

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”

Опубликовано на pravo.gov.ru 07.03.2018 г.
Вступает в силу с 15.03.2018 г.

3-го марта 2018 года утверждено Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила).

Данное Постановление распространяется на все объекты капительного строительства, а также эксплуатацию и техническое перевооружение объектов.

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…» отменен и не действует? Разберём по пунктам новое Постановление Правительства № 222.

Основные моменты, кратко, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»:

– Вводится новый термин – прекращение существования СЗЗ ;

– Застройщик до получения Разрешения на строительство обязан получить Разрешение на установление СЗЗ;

– В течении 1 года после ввода в эксплуатацию, правообладатель объекта обязан провести измерения атмосферного воздуха на границе СЗЗ;

– При прекращении эксплуатации и ликвидации объекта, правообладатель обязан уведомить Управление Роспотребнадзора;

– Результаты натурных измерений подаются в Роспотребнадзор организацией, которая проводила замеры. Срок на передачу протоколов и актов 1 месяц;

– Заявление об установлении СЗЗ можно направлять в электронной форме, через портал ГосУслуги;

– Для получение санитарно-эпидемиологического заключения, нужно предоставить в Роспотребнадзор проект СЗЗ и Экспертное заключение;

– В случае перехода прав собственности на объект, принятие нового Решения не требуется.

Правила, утверждённые Постановлением № 222, определяют:
– порядок установления СЗЗ;
– порядок изменения СЗЗ;
– порядок прекращения существования СЗЗ;
– особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

Для каких объектов устанавливаются СЗЗ.
Важное правило содержится в абз. 2 п. 1 Правил: санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, СЗЗ устанавливается при одновременном соблюдении всех следующих условий:
– объект, для которого устанавливается СЗЗ, является объектом капитального строительства;
– объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;

– за контурами объекта превышаются санитарно-эпидемиологические требования.

Оговорка об установлении СЗЗ для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г.
Правообладатели объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г., в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны:
1) провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
2) представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, в срок не позднее 15.03.2019 г.
При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Оговорка об установлении СЗЗ для строящихся объектов.
В случае если до 15.03.2018 г. выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, в срок не позднее 15.03.2019 г.

Читайте также:
ТКО и ТБО: в чем разница в 2021 году, основные отличия и расшифровка, чем отличаются и регламентируются твердые бытовые и коммунальные отходы

Материалы для установления СЗЗ.
Решение об установлении СЗЗ принимается центральным аппаратом Роспотребнадзора (для объектов I и II категории) либо терорганами Роспотребнадзора в течение 15 рабочих дней на основании:
– заявления об установлении СЗЗ;
– проекта СЗЗ;
– экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ [заметим: не санитарно-эпидемиологического заключения, как это было раньше, а фактически его предшественника].

Проект СЗЗ содержит:
а) сведения о размерах СЗЗ;
б) сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны; перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, использование земельных участков в которых запрещено Правилами (в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)).

Взаимодействие Роспотребнадзора и Росреестра.
Копия решения об установлении (изменении) СЗЗ, копия решения о прекращении существования СЗЗ направляются Роспотребнадзором (его терорганом) в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) СЗЗ, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в Роспотребнадзор (его терорган).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Отказ в установлении СЗЗ.
Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ являются:
а) отсутствие документов, необходимых для установления СЗЗ, а также отсутствие сведений, которые должны содержаться в проекте СЗЗ;
б) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, для целей, предусмотренных подп. “б” п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта СЗЗ санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ обязан устранить основания для отказа и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

Ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
В соответствии с п. 5 Правил в границах СЗЗ не допускается использование земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведёт к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Со дня установления СЗЗ [напомним: дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН] на земельных участках, расположенных в границах СЗЗ, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Правило о проверке необходимости пересмотра установленной СЗЗ.
В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ,
правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта
и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или изменённой исходя из расчётных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

Читайте также:
Паспорт вентиляционной системы: порядок паспортизации систем, образец заполнения паспорта, скачать форму, срок действия паспорта вентиляционной установки

Лица, которые вправе осуществлять исследования для целей установления СЗЗ.
Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[напомним, что пока не отменен п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому:
лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.]

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО)

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) – это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.

Идентификация опасных производственных объектов проводится в целях:

  • Регистрации опасных производственных объектов.
  • Страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
  • Выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, путём определения его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  • Выявления опасных производственных объектов организации вне зависимости от места их эксплуатации.

Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

  • I класс опасности – чрезвычайно высокая степень опасности объекта;
  • II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
  • III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;
  • IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.

Критерии идентификации опасного производственного объекта изложены в Приложении №8 к Административному регламенту по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.

Идентификация ОПО позволяет отнести объект к той или иной категории опасности, а так же выявить его соответствие требованиям промышленной безопасности. На основании данных сведений, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (приложение 6 к Административному регламенту).

Для запуска процесса идентификации в организации издается приказ, который устанавливает сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления сведений в регистрирующий орган, определяет лиц, ответственных лиц за проведение всех этих процедур.

Идентификация опасных производственных объектов включает следующие этапы:

  1. Выявление и отнесение объекта к категории опасного на основании Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  2. Определение признаков опасности производственного объекта, с учетом требований в области промышленной безопасности, а именно:
  • анализа состава предприятия;
  • проектной документации;
  • деклараций промышленной безопасности;
  • технологических регламентов;
  • иных материалов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
  1. Определение типа опасного производственного объекта в зависимости от количества опасного вещества (см. Приложение 2 к №116-ФЗ).
  2. Определение наименования опасного производственного объекта в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разработанным Ростехнадзором.

При идентификации опасного производственного объекта следует учесть то, что отдельный механизм, техническое устройство, емкость с опасным веществом или сосуд под избыточным давлением не является опасным производственным объектом. Опасным производственным объектом является определенная производственная площадка, на которой при осуществлении определенной деятельности применяется то или иное техническое устройство.

В случае если на территории предприятия эксплуатируется сразу несколько объектов, при этом только один из них обладает признаками опасности, то в качестве ОПО рассматривается только этот объект, а не вся территория предприятия.

Проведение идентификации объекта проходит на основании анализа следующих документов организации:

  • структура предприятия;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений предприятия;
  • данные о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • документация на технические устройства, используемые на ОПО;
  • информация о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;
  • учредительные документы предприятия;
  • документы, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.

Опасные производственные объекты I, II и III классов опасности прошедшие идентификацию подлежат плановым проверкам. На основании статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” в пункте 5.1. установлена периодичность проведения плановых проверок для организаций, эксплуатирующих ОПО.

Читайте также:
Разработка ПЛАРН (плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов): что это такое, расшифровка понятия, срок действия, кто разрабывает, образец плана, основания для разработки

При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.

Идентификация ОПО (опасных производственных объектов): кто осуществляет процедуру, образец приказа, правила идентификации для целей регистрации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 30 ноября 2020 года N 471

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

18 декабря 2020 года,

регистрационный N 61590

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2020 года N 471

Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов

I. Общие положения

1. Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее – Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 “О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938; 2018, N 10, ст.1514) и от 30 июля 2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248).

2. Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – государственный реестр).

3. Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее – эксплуатирующая организация).

Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938; 2018, N 10, ст.1514) (далее – федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” (далее – Госкорпорация “Росатом”), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.

4. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.

Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация “Росатом”, которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.

5. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.

II. Общие требования к идентификации опасных производственных объектов

6. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

7. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

8. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);

декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);

технологических регламентов (при наличии);

генерального плана расположения зданий и сооружений;

сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

спецификации установленного оборудования;

документации на технические устройства, применяемые на объекте;

данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

9. На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.

10. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Читайте также:
Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году: размеры ставок за НВОС согласно нормативно-правовому законодательству, таблица, чем и как руководствоваться

При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

11. По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении N 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код).

Приведение в соответствие с приложением N 1 к Требованиям типового наименования (именного кода) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.

12. Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией “Росатом”) (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

III. Требования к регистрации объектов

13. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении N 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору “Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов”.

14. Для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:

а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;

б) признаки опасности опасного производственного объекта;

в) класс опасности опасного производственного объекта;

г) классификация опасного производственного объекта;

д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;

е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;

ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;

з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;

и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;

к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств;

л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений);

м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным представителем эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре;

2) копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”).

В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений.

На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию.

Читайте также:
Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”);

4) копии текстовой части подраздела “Технологические решения” проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти).

В случае если проектная документация опасного производственного объекта, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744; 2020, N 18, ст.2916), не содержит подраздела “Технологические решения”, заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела “Технологические решения” Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

15. В случае представления заявительных документов непосредственно в регистрирующий орган по принципу “одного окна” или почтовым отправлением эксплуатирующая организация представляет электронные образы (копии) документов, указанных в пункте 14 Требований, на съемном электронном носителе информации.

Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий должно быть идентично бумажному оригиналу.

16. При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней:

1) проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, а также ведомственную принадлежность объекта регистрирующему органу;

Об утверждении Правил идентификации опасных производственных объектов

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 353. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 февраля 2015 года № 10310

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

В соответствии с подпунктом 18) статьи 12-2 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. В преамбулу внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.12.2015 № 1221 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Правила идентификации опасных производственных объектов.
2. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Ержанову А.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Рау А.П.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан А. Исекешев

«СОГЛАСОВАН»:
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
________________ А. Мамытбеков
8 января 2015 года

«СОГЛАСОВАН»:
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
________________ Е. Досаев
20 января 2015 года

«СОГЛАСОВАН»:
И.о. министра энергетики
Республики Казахстан
_______________ Б. Джаксалиев
9 января 2015 года

Утверждены
Приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 декабря 2014 года № 353

Правила идентификации опасных
производственных объектов

1. Общие положения

1. Настоящие Правила идентификации опасных производственных объектов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 18) статьи 12-2 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» (далее – Закон) и определяют порядок идентификации опасных производственных объектов организациями, имеющими опасные производственные объекты и (или) привлекаемыми к работам на них (далее – организации).
2. К опасным производственным объектам организаций относятся предприятия, производственные подразделения и другие объекты данных предприятий, идентифицируемые по признакам, определенным статьей 70 Закона, а также объекты отраслей промышленности и видов деятельности, идентифицируемые как опасные производственные объекты, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
3. Опасные технические устройства, отнесенные к опасным производственным объектам в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Закона, идентифицируются по параметрам и техническим характеристикам, указанным в паспорте опасного технического устройства.
4. Идентификация опасных производственных объектов осуществляется организацией самостоятельно.

Читайте также:
Экологическая экспертиза проектной документации с 2021 года: в каких случаях проводится, порядок проведения, сроки прохождения и виды экологической экспертизы

2. Порядок идентификации опасных
производственных объектов

5. Показателями опасных веществ, предусмотренных статьей 70 Закона, являются его проектные значения.
6. В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации на основе анализа проектной документации вне зависимости от места их нахождения и состояния эксплуатации.
7. По результатам идентификации организация предоставляет в течение пятнадцати рабочих дней информацию в территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
8. На идентифицированных опасных производственных объектах деятельность организаций осуществляется в соответствии с требованиями промышленной безопасности.
Сноска. В пункт 8 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.12.2015 № 1221 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Правилам идентификации
опасных производственных
объектов

Объекты отраслей промышленности и видов деятельности,
идентифицируемые как опасные производственные объекты

Опасные производственные объекты,
ведущие горные и геологоразведочные работы

рудник с подземным способом разработки

границы горного отвода

идентифицируются по признакам ведения горных, геологоразведочных, буровых работ, работ по добыче полезных ископаемых, работ в подземных условиях

Регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов в государственном реестре

  • Об услуге
  • В стоимость входит
  • Полезная информация

Группа компаний «Норматив» оказывает профессиональную помощь в регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре ОПО на территории г. Москвы и Московской области.

Вы направляете нам техническую документацию по списку, который мы согласуем в Техническом задании к договору, и подписываете заявку в Ростехнадзор. Наши специалисты проведут работу по идентификации ОПО по классу опасности, подготовят комплект для обоснования в ведомстве и организуют процесс постановки на учет.

Вы получите свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в реестре с приложениями по требованиям приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.

Кому нужно ставить на учет ОПО?

Услуга будет полезна организациям и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют здания, сооружения, производственные площадки из сферы действия Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности».

Приложение 1 к Закону определяет шесть критериев отнесения к ОПО или исключения из перечня:

Используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метро, канатные дороги и фуникулеры. Исключение составляют лифты и подъемники для маломобильных групп. Также не относят к ОПО объекты электросетевого хозяйства.

Работают с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа, воды при температуре больше 115°С или других жидкостей с температурой выше точки кипения. К ОПО не относятся сети газораспределения и газопотребления природного газа или СУГ с давлением до 0,005 МПа включительно.

Есть опасные вещества — токсичные и высокотоксичные, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые, вредные для окружающей среды.

Образуются расплавы черных и цветных металлов массой более 500 кг.

Хранится или перерабатывается растительное сырье со взрыво- и пожароопасными свойствами.

Ведутся горные работы или обогащение полезных ископаемых. Исключение составляют разработки месторождений открытым способом, без проведения взрывных работ.

По степени опасности различают четыре класса ОПО:

I — чрезвычайно высокая,

IV — низкая опасность.

Один производственный объект может иметь несколько признаков ОПО, и идентифицировать его опасность под силу только эксперту. На учет ОПО ставят по наивысшему классу из перечня установленных рисков.

Организация или ИП — владельцы опасного производственного объекта на законном основании (собственность, аренда, лизинг), подают заявление о его регистрации не позднее 10 рабочих дней от начала эксплуатации. Иначе они рискуют понести административное, а иногда и уголовное наказание за невыполнение требований промышленной безопасности.

Когда ОПО подлежат перерегистрации?

Опасные объекты подлежат перерегистрации в реестре:

при изменении критериев отнесения к ОПО, требований к их идентификации, и, соответственно, класса опасности;

при смене владельца.

Какие документы нужно представить для постановки ОПО на учет?

Регистрацию опасных производственных объектов осуществляют по ведомственной принадлежности заявителей федеральные органы исполнительной власти:

а также госкорпорация «Росатом».

С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует порядок регистрации опасных производственных объектов в редакции приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Заявители, по требованиям этого акта, отправляют в ведомство:

Сведения о каждом опасном производственном объекте по п. 14.1 приложения к приказу № 471. Они идентифицируют ОПО по классу опасности, содержат данные о лицензируемых видах деятельности на нем. Раздел готовят по результатам анализа проектной и разрешительной документации, спецификации оборудования, генплана расположения ЗиС, паспортов технических устройств и пр.

Читайте также:
Утилизация светодиодных ламп: компонентный состав отхода, куда сдавать, как правильно утилизировать на предприятии, класс опасности отхода, куда сдавать светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

Копии документов, которые подтверждают законность владения ОПО и земельным участком, где он расположен. Это свидетельства о праве собственности, договоры аренды, оперативного управления и пр.

Обоснование безопасности ОПО с реквизитами положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Документ нужен только для объектов, в которых есть отступления от федеральных норм и правил (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ).

Копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проекта ОПО.

Комплект документов направляют в бумажном виде, либо в форме электронного документа с УКЭЦП. Ростехнадзор проводит камеральную проверку сведений, вносит объект в государственный реестр ОПО и выдает заявителю свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.

Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?

Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:

идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;

описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;

определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;

оформить комплект документов для Ростехнадзора.

Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.

Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.

Преимущества группы компаний «Норматив»:

мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;

у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;

решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;

назначим каждому клиенту персонального менеджера;

оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.

Рассчитайте цену услуг на сайте или напишите менеджеру в чате, чтобы узнать условия договора!

Цена договора зависит от количества опасных производственных объектов, которые нужно зарегистрировать, и направлений их использования. Чем сложнее ОПО, тем выше стоимость.

Наши специалисты:

Проанализируют проектную и техническую документацию по объекту, которую получат от Заказчика. Перечень информации и требования к ней мы согласуем в договоре.

Идентифицируют все признаки опасности по нормативным требованиям, опишут их количественные и качественные характеристики. Дадут рекомендации, как можно законно снизить класс объекта.

Например, количество разных опасных веществ на ОПО на расстоянии менее 500 м друг от друга, независимо от принадлежности одной или нескольким организациям, суммируется. Передвижные склады ОВ, которые установят стационарно, также становятся опасными производственными объектами. Эти нюансы увеличивают класс объекта, и наши эксперты учтут их при подготовке обоснований и рекомендаций.

Опишут все технологические процессы на ОПО, виды деятельности для лицензирования. Присвоят именные коды.

Сформируют сведения о каждом объекте, подпишут их у Заказчика и направят документы в Ростехнадзор.

Обеспечат сопровождение камеральной проверки в ведомстве, защиту сведений об ОПО.

Результат работы — свидетельство о государственной регистрации опасного производственного объекта, сведения с характеристиками ОПО в реестре.

В этом разделе вы найдете ответы на наиболее частые вопросы по государственной регистрации опасных производственных объектов.

Какие ОПО подлежат государственной регистрации?

К ОПО не относятся отдельные устройства (например, подъемные сооружения или сосуды под давлением), если они не входят в состав производственного комплекса. Опасным объект становится при его использовании людьми в технологическом процессе. Поэтому к ОПО относят здания, цеха, площадки, которые имеют признаки по Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ.

Все опасные производственные объекты вносят в государственный реестр.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие регистрации ОПО?

Организация заплатит штраф по п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере до 300 тыс. рублей или получит административную приостановку деятельности до 90 дней. Уголовное наказание последует, если предприниматель будет эксплуатировать ОПО без лицензии, или на объекте произойдет авария с пострадавшими (ст. 171, 217 УК РФ).

В какие сроки регистрируют опасный производственный объект?

Ростехнадзор вносит запись в реестр и выдает свидетельство о регистрации ОПО в течение 20 рабочих дней от даты приема документов. Заявитель также получает от ведомства первый экземпляр сведений, которые характеризуют объект (п. 16 приложения к приказу РТН № 471).

Читайте также:
Обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОПО): образец, в каких случаях разрабатывают, порядок разработки обоснования ОПО, что это такое, ФНП, экспертиза промышленной безопасности

Для чего нужен реестр ОПО?

Государственный реестр содержит сведения обо всех опасных производственных объектах, которые эксплуатируются в Российской Федерации, и их владельцах. Сведения из него используют:

при выдаче лицензий на деятельность по использованию ОПО;

для планирования надзорных проверок;

при поиске виновных в промышленной аварии;

для определения объема мероприятий, которые должна выполнять эксплуатирующая организация в зависимости от уровня опасности объекта.

Например, владельцы ОПО I и II классов обязаны внедрить систему управления промышленной безопасности, представить декларацию.

Когда в реестр ОПО вносят изменения?

Регистрационный номер опасного производственного объекта остается неизменным на весь срок использования в одной организации. Изменения вносят в сведения об ОПО в случаях:

уточнения, дополнения характеристик объекта, в том числе, класса опасности;

места нахождения ОПО;

изменения в реквизитах эксплуатирующей организации (кроме реорганизации).

Объекту присваивают новый номер в реестре, если владелец сменился. Процедура занимает 20 рабочих дней.

ОПО снимают с государственного учета, если он ликвидирован или исключен из эксплуатации, либо утратил признаки опасности.

Группа компаний «Норматив» поможет вам в государственной регистрации опасного производственного объекта, внесении изменений в сведения о нем в реестре, перерегистрации ОПО и исключении из реестра.

Идентификация ОПО (опасных производственных объектов): кто осуществляет процедуру, образец приказа, правила идентификации для целей регистрации

Идентификация опасных производственных объектов

К.т.н., доцент кафедры «ПБиОТ» Уфимский государственный нефтяной технический университет

С выходом ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 (в ред. ФЗ от 30.11.2011 № 347-ФЗ) [1], установлен ряд принципиальных механизмов обеспечения безопасности, одним из которых является идентификация и регистрация опасных производственных объектов (ОПО).

Процедура идентификации ОПО (см. рис.) осуществляется:

– для выявления и отнесения объекта к категории ОПО;

– для определения его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями ФЗ № 116;

– для регистрации объектов в государственном реестре ОПО.

В процессе идентификации выявляются все ОПО организации вне зависимости от места их эксплуатации.

Ответственность за правильность идентификации ОПО несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные ОПО, а если ОПО эксплуатируется на правах аренды, то организация-арендатор.

После определения наименования объекта необходимо определить признак опасности (табл. 1) и тип объекта (табл. 2).

При идентификации необходимо учитывать отраслевые особенности идентификации ОПО, будь это объекты нефтегазодобывающего комплекса или объекты газоснабжения.

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией ОПО.

Процедура отнесения объектов к категории ОПО производится организацией, эксплуатирующей эти объекты (организацией-арендатором), по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов ОПО (см. приказ ФСЭТАН № 168 от 7.04.2011).

В качестве ОПО следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке. В качестве объединяющего критерия при идентификации используют производственную площадку (или производственное здание), на которой осуществляется технологический(ие) процесс(ы).

ОПО считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором обращается такое вещество или применяется такое техническое устройство.

Если предприятие размещается на нескольких производственных площадках, удаленных друг от друга на расстояние более 500 метров, каждая из площадок рассматривается как отдельный ОПО.

Документы, рассматриваемые в процессе идентификации объекта

Административным регламентом ФСЭТАН по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО установлен следующий перечень документов, рассматриваемый в процессе идентификации объекта:

– уставные документы организации (в том числе коды статистики, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, местонахождение);

– структура организации и штатное расписание (структура предприятия с указанием всех филиалов и структурных подразделений, не имеющих статус юридического лица, с указанием должностей и ф.и.о. руководителей структурных подразделений);

– генеральный план расположения зданий и сооружений предприятия;

– данные о количестве опасных веществ на объекте, в том числе более подробных сведений об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок в соответствии с бухгалтерскими документами), проектная мощность резервуаров (емкостей) с опасными веществами, численность обслуживающего персонала на объекте;

– сведения, характеризующие ОПО. Краткая характеристика предприятия и эксплуатируемых ОПО (наименование; юридический, почтовый, фактический адрес; расположение; состав; год ввода в эксплуатацию; основная деятельность; количество работников);

– документы, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования;

– приказ о назначении лица, ответственного за проведение идентификации ОПО;

– сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах объекта;

– сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах;

– спецификации установленного оборудования;

– документация на технические устройства, используемые на ОПО: список технических устройств, используемых на ОПО, с указанием заводских и регистрационных номеров, дат изготовления, сроков службы; копии сертификатов соответствия и разрешений на применение технических устройств, используемых на ОПО; копии паспортов на технические устройства, используемые на ОПО, с приложением руководств по монтажу и эксплуатации;

Читайте также:
Опасный производственный объект (ОПО): что это такое, порядок определения ОПО, признаки эксплуатации и порядок охраны ОПО, требования промышленной безопасности

– документы, подтверждающие права собственности и владения объектом.

Рекомендуемая структура заключения (отчета) по идентификации

Эксплуатирующие организации при оформлении заключения (отчета) по идентификации могут столкнуться со следующей проблемой – это отсутствие рекомендаций, в действующих нормативных документах, по структуре и составу информации в заключение (отчете) по идентификации. Эта проблема связана с отменой нормативного документа РД 03-260-99 «Методические рекомендации по идентификации ОПО», который содержал в Приложении № 3 пример идентификации ОПО, который выполнялся экспертной организацией (следовательно, сегодня нет документа, регламентирующего структуру данного заключения).

В связи с этим структуру заключения (отчета) по идентификации рекомендуется оформлять в следующем порядке.

Титульный лист заключения (отчета) по идентификации должен содержать:

наименование организации, которая проводила идентификацию;

наименование заключения (отчета) по идентификации;

сведения о должности, ФИО руководителя организации, которая выполняла идентификацию;

подпись руководителя организации и печать организации;

сведения о дате подписания заключения (отчета) по идентификации;

год выполнения заключения (отчета) по идентификации.

Для заключения (отчета) по идентификации рекомендуется следующая структура:

1. Вводная часть

1.1. Основание для проведения идентификации

1.2. Сведения об организации, проводящей идентификацию

1.3. Сведения о специалистах, проводящих идентификацию (организация назначает специалиста официально – приказом по организации)

2. Данные об эксплуатирующей организации

3. Перечень объектов, на которые распространяется действие заключения по идентификации

4. Цель идентификации

5. Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах

6. Краткая характеристика и назначение объекта (включая сведения, характеризующие объект идентификации)

7. Результаты проведенной идентификации

В данном разделе приводятся сведения о наименовании ОПО, признаках опасности и его типе, а также отражаются сведения:

– об оборудовании, работающем под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115° С, эксплуатируемом на идентифицируемом объекте;

– об использовании стационарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров на идентифицируемом объекте;

– об использовании опасных веществ, обращающихся на идентифицируемом объекте.

8. Заключительная часть с обоснованными выводами

Приложение 1. Перечень нормативно-технической и методической документации, использованной при проведении идентификации объекта.

Листы заключения (отчета) по идентификации должны быть пронумерованы, титульный лист подписан руководителем организации, проводящей идентификацию, заключение заверяется печатью и прошивается с указанием количества сшитых страниц (требования установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации»).

Если объект не подлежит регистрации в госреестре ОПО, заключение (отчет) по идентификации хранится в эксплуатирующей организации.

Основные документы для проведения идентификации

1. ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. от 30.11.2011);

2. ПБ 03-517-02 «Общие правила безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А, зарегистрированные Министерством юстиции РФ 28.11.2002 № 3968;

3. Постановление правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (с изм. от 1.02.2005, 22.04.2009, 4.02.2011, 24.11.2011);

4. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО (утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606);

5. Приказ Ростехнадзора № 168 от 07.04.2011 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»;

6. Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре ОПО (утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2007 № 168);

7. Приказ Ростехнадзора от 16.11.2011 № 641 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7.04.2011 № 168»;

Постановление правительства РФ от 24.11.2011 № 971 «О признании утратившим силу абзаца второго пункта 6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: