Российское правительство готово к налогу на дополнительный доход

Подоходные места

Инициативу ввести вычет или даже полную компенсацию подоходного налога для людей с низкими зарплатами предложил глава банка ВТБ Андрей Костин. Такой вариант подходит, например, для малоимущих россиян с большим числом детей, считает он. Схожие программы стимулирования занятости существуют в США, напомнил Костин.

Программу банкир сравнил с выплатами на детей в пять и десять тысяч рублей от государства во время пандемии, указав, что подобные меры нужны на более регулярной основе. “Это меры стимулирования экономики, которые вывели бы нас на 3-4% роста ВВП в год, потому что эти темпы роста не могут нас устраивать сегодня”, – подчеркнул Костин.

Идея, безусловно, актуальна и своевременна, считает главный экономист рейтингового агентства “Эксперт РА” Антон Табах. Если просто снижать НДФЛ для малоимущих, то убыток от этого для региональных бюджетов может составить 1,5-2 трлн рублей (подоходный налог – один из основных источников формирования бюджетов регионов. – “РГ”), причем наибольшие убытки коснутся самых слабых и дотационных регионов, а прогрессивное налогообложение тут не поможет, говорит эксперт.

“А вот “детские” выплаты легко трансформировать в налоговый капитал или просто сделать постоянными для малодоходных слоев населения, возможно, и без привязки к детям. Тогда региональные бюджеты будут при своих, а вот федеральный должен выделить порядка 0,5-1 трлн рублей, в зависимости от формата льготы”, – отмечает Табах. По его словам, получив деньги, люди с низкими доходами их тратят и тратят в России – соответственно, создают спрос на товары и услуги, что положительно влияет на занятость и ВВП. Собственно, именно поэтому детские выплаты оказались столь удачными, говорит экономист.

Но эффект от отмены НДФЛ для малоимущих во многом зависит от уровня отсечения зарплаты, ниже которого налог взиматься не будет, подчеркивает управляющий директор группы рейтингов органов власти рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

Сейчас число работников с зарплатой около 14 тысяч рублей составляет 6,4% работающих (или 4,5 млн человек), напоминает он. Совокупный НДФЛ, который они платят, – 200 млрд рублей в год. “Такая сумма как дополнительная поддержка потребительского спроса не способна дать резкий толчок экономическому росту в стране. Не стоит забывать, что потребительские предпочтения малоимущих граждан тяготеют к товарам первой необходимости, а не к высокотехнологичным дорогостоящим покупкам, рост которых оказывает гораздо больший мультипликативный эффект на экономику”, – говорит Пискунов.

При этом менее 25 тысяч рублей (что также сложно назвать высокой зарплатой) получают 30% работающих (это уже примерно 22 млн человек). Освобождение от НДФЛ людей с такой зарплатой привело бы к увеличению потребительского спроса на 1,3 трлн рублей в год, оценивает Пискунов. Однако сложно представить ситуацию, когда от подоходного налога освобождается сразу треть всех занятых в экономике, сомневается он.

Замглавы Совета безопасности, председатель “Единой России” Дмитрий Медведев предложил пойти дальше и обсудить возможность введения гарантированного минимального дохода от государства для всех граждан независимо от рода деятельности и социально-экономического положения. Дискуссия о такой мере как универсальном средстве от бедности и для поддержки экономики ведется в мире уже несколько лет и сильно будоражит умы (сама возможность регулярных выплат от государства человеку просто по факту его существования представляется довольно радикальной).

В Кремле предложение Медведева еще не обсуждали, говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Россиянам же в целом такое предложение по душе, продемонстрировал ранее опрос компании HeadHunter. За безусловный базовый доход высказывались 62% опрошенных, против – 20%. Сторонники видели в безусловном доходе возможность повысить уровень жизни и освободить время для образования и творчества, противники – стимул для нежелания работать и фактор для разгона инфляции.

В российских условиях, скорее, можно говорить об унификации пособий и расширении числа их получателей, а не о базовом доходе, считает Антон Табах. “В целом в России нет проблемы с рабочими местами вообще – есть проблемы с их качеством и с работой в отдельных регионах, а также уровнем зарплат. Именно поэтому стимулирование качественных рабочих мест и снижение налогов на бедных выглядит более разумным и соответствующим текущему уровню развития нашего общества и экономики”, – уверен эксперт.

Нынешнее поколение будет ездить бесплатно

Минтранс допускает бесплатный проезд в общественном транспорте при условии платного проезда по большинству дорог на личных автомобилях. Внедрить такую систему рассчитывают к 2035 году. Об этом говорится в проекте транспортной стратегии минтранса, о которой на днях сообщил РБК.

Позднее министерство подтвердило эту информацию. Пока документом предполагается, что с 2025 года в России станет платным проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году плата будет взиматься со “всех категорий пользователей дорог”, включая дорожную сеть городских агломераций. Станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог, не уточняется.

Пока что проект транспортной стратегии находится на стадии обсуждения, а его окончательную версию внесут на рассмотрение правительства только в феврале 2021 года.

Дмитрий Медведев, председатель “Единой России”:

“Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социально-экономического положения. Такие модели существуют в целом ряде других государств”.

Бедность победят города

Пакистан видит драйвер роста экономики в строительстве социального жилья. Программа “Новый Пакистан”, запущенная в октябре 2018 года, предполагает возведение 5 млн домов для бедных за пять лет. Огромный масштаб строительства должен привести к появлению 6 млн новых рабочих мест по 40 направлениям промышленности и сферы услуг. Сейчас в стране строится около 250 тыс. домов в год.

В Индии “официальным” беднякам полагается государственная помощь в виде субсидий на продукты и топливо. В 2013 году была инициирована самая масштабная программа помощи – из бюджета выделили 24 млрд долларов на пособия для бедных, этой суммы должно было хватить малоимущим на покупку 5 кг крупы в месяц. В этом году власти Индии выделили 22 млрд долларов для поддержки бедных слоев населения в условиях коронавируса. В частности, двум третям населения было выделено 10 кг риса и пшеницы, фермеры получили 2 тыс. рупий, а вдовы – 1 тыс. рупий.

Читайте также:
Силуанов хочет сделать из России «вторую Норвегию»

В США действуют разнообразные программы борьбы с нищетой, охватывающие не менее 15-20% населения. Поддержка предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и принадлежать к одной из субсидируемых категорий (инвалиды, ветераны войны, неполные семьи с маленькими детьми). Пособие по безработице составляет максимум 49% от среднего заработка человека на последнем месте работы и не более 2700 долларов в месяц. Выплат на детей в привычном для нас виде в США не существует, помощь оказывается целевая, конкретной нуждающейся семье, причем не всегда деньгами. Это могут быть также продуктовые карточки, бесплатные школьные завтраки и обеды, налоговые послабления. Однако на фоне пандемии правительство пошло на беспрецедентные меры – до 22 мая населению выплатили пособия на 260 млрд долл. Многие выплаты носили разовый характер, а пособия по безработице в 600 долларов выплачивали до конца июля.

В августе Трамп подписал закон о приостановке сбора налога на зарплаты до конца года. Он коснется всех американцев, которые зарабатывают менее 100 тысяч долларов в год. Кроме того, в США сохраняется система продовольственных талонов для малоимущих граждан, введенная еще в 1939 году. Эти талоны используют более 46 млн американцев, получая по 115 долларов на каждого или по 255 долларов на семью. Средства могут быть израсходованы на покупку товаров, некоторые сети питания принимают их в качестве оплаты за специальное питание для бедняков. Но карта не сработает, если человек попытается приобрести, например, не предусмотренные программой соцзащиты сигареты или спиртное.

Уже почти 60 лет используются продуктовые карточки на Кубе. Правительство тратит на продовольственные субсидии свыше 1 млрд долларов в год, зато жители страны платят всего 12% от реальной стоимости продуктов питания. Каждый кубинец с рождения приписан к бодеге – продуктовой лавке, где товары распределяются по символическим ценам. Предъявив там специальную книжечку (либрета, как называют ее на Кубе), граждане могут ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 кг бобов, 0,5 л соевого масла, пакет кофе, соль, пять яиц и немного куриного мяса, а также по 80 г хлеба на человека в день. Прожить только на либрету сложно – выдаваемых продуктов хватает примерно на две недели. Тем не менее карточки являются серьезным подспорьем для большой части населения, да и стоят они недорого – всего доллар в месяц на человека.

Продуктовыми карточками могут расплачиваться и жители Великобритании. Талонная система была введена из-за дефицита продовольствия после Второй мировой войны. Программу закрыли в 1954-м, а в 2014 году восстановили, заменив ими денежные выплаты малоимущим.

В Испании соцзащита здесь не так развита, как, например, в Германии. Есть пособия по безработице, временной нетрудоспособности, уходу за ребенком. Долгое время нетрудоустроенные граждане пользуются скидками на проезд в транспорте, покупку товаров в магазинах, могут бесплатно обучиться новой специальности. Кроме того, есть своеобразное “поощрение” в виде премии для работодателей, трудоустроивших тех, кто не работал более двух лет. А сдающий беднякам жилье собственник может быть освобожден от уплаты налога на него. Коронавирус подстегнул правительство принять другие меры: с 29 мая введена система выплаты гарантированного минимального дохода для малоимущих. Около 850 тыс. испанских семей получили право на 500-1000 евро в месяц из расчета на каждого человека – это примерно 2,3 млн испанцев, половина из которых имеет доход менее 310 евро в месяц. На выполнение программы власти готовы потратить 3,5 млрд евро.

Идея поддержать граждан дополнительным доходом без обязательств не нова. Так, в 2017-2018 гг. в Финляндии был проведен эксперимент: 2000 случайным образом отобранных безработных получали от правительства по 560 евро в месяц. Доход был гарантирован независимо от того, найдут участники программы работу или нет.

Эксперименты с безусловным доходом проводились также в Нидерландах, Канаде, Монголии, Иране и Кении. В последней он рассчитан на 12 лет, участникам и сейчас выплачивается по 22 доллара в месяц. А в конце августа этого года трехлетний эксперимент по выплате жителям безусловного дохода в 1200 евро анонсировала Германия. Эта сумма немногим больше уровня бедности по немецким меркам. Сторонники социальной программы считают, что базовый доход снизит неравенство в доходах и улучшит благосостояние людей, обеспечив им больше финансовой уверенности. Впрочем, финский опыт показал, что на уровень безработицы базовый безусловный доход не повлиял, участники эксперимента лишь стали испытывать меньше стресса.

Российское правительство готово к налогу на дополнительный доход

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Надо ли удерживать НДФЛ с дополнительных стимулирующих выплат, исчисленных за счет бюджета субъекта РФ в повышенном размере по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, а также с региональных выплат, осуществляемых на основании распоряжения от 29.03.2020 N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия)? Подлежат ли обложению НДФЛ отпускные, при расчете которых учитывались эти стимулирующие выплаты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании п. 81 ст. 217 НК РФ стимулирующие выплаты, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020, не облагаются НДФЛ. Соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) можно признать выплатами, осуществляемыми субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ, т.е. они также не облагаются НДФЛ.
Применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжения N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), на наш взгляд, влечет за собой налоговые риски. В отсутствие официальных разъяснений, полагаем, что такие выплаты лучше облагать НДФЛ в общем порядке.
Доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, также не освобождаются от налогообложения НДФЛ.

Читайте также:
Что ждет алкогольных продавцов, не купивших ККТ вовремя

Обоснование вывода:

Региональные стимулирующие выплаты

Как было сказано выше, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Как видим, в этой норме нет ограничений ни по размеру необлагаемых налогом стимулирующих выплат, ни по порядку определения суммы указанной выплаты. В этой связи при применении данной нормы следует учитывать, что применение районного коэффициента по экономическому смыслу позволяет определить лишь размер стимулирующей выплаты и не может рассматриваться как отдельный вид дохода. Поэтому п. 81 ст. 217 НК РФ применим к указанным в нем выплатам стимулирующего характера, включая начисляемые на них районные коэффициенты.
Так, в частности, положения п. 81 ст. 217 НК РФ в полной мере применимы к стимулирующим выплатам, осуществляемым в соответствии с постановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020 (смотрите письма Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 05.06.2020 N БС-4-11/9314@ и др., смотрите также информацию Минздрава России от 27.04.2020).
Действующая редакция п. 81 ст. 217 НК РФ, как следует из ее прямого прочтения, распространяется и на поименованные в нем доходы физических лиц, источником финансового обеспечения которых являются исключительно бюджетные ассигнования бюджета субъекта РФ. Следует отметить, что ранее одним из непременных условий, содержащихся в данной норме, являлось условие о том, что источником финансирования указанных в ней денежных выплат должен был быть исключительно федеральный бюджет (смотрите письмо Минфина России от 15.05.2020 N 03-04-07/39728).
Однако Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ норма п. 81 ст. 217 НК РФ была существенно расширена, в частности, теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем изменения распространяются на указанные выплаты, полученные начиная с 1 января 2020 года. Смотрите дополнительно информацию ФНС России от 11.06.2020 “Стимулирующие выплаты за работу с COVID-19 освобождаются от НДФЛ”, письмо ФНС России от 11.06.2020 N БС-2-11/1176@, от 15.06.2020 N БС-4-11/9761@.
Согласно п. 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, субъект РФ вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) осуществляются субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ (п. 4 Краткой справки о налогообложении дополнительных выплат стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, являющейся приложением к письму Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, письма Минфина России от 21.10.2020 N 03-04-06/91806, от 28.09.2020 N 03-04-06/84524, от 11.09.2020 N 03-04-09/79950, от 29.07.2020 N 03-04-06/66490, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 20.10.2020 N БС-4-11/17211@, от 15.10.2020 N БС-4-11/16861@.
Что касается региональных выплат, выплачиваемых на основании распоряжения главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ (далее – Распоряжение N 129-РГ), то, как следует из Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184, эти выплаты производятся из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) государственным бюджетным, автономным, казенным учреждениям Республики Саха (Якутия), оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Вместе с тем положения п. 81 ст. 217 НК РФ распространяются не на любые стимулирующие выплаты. Указанная норма НК РФ не содержит отсылки на какие-либо конкретные нормативные правовые акты. Но условием для освобождения от налогообложения является осуществление выплаты на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ.
Однако в данном случае выплаты производятся по распоряжению главы Республики Саха (Якутия). Причем из Распоряжения N 129-рг не следует, что основанием для осуществления установленных им выплат является какой-либо федеральный закон, акты Президента РФ или акты Правительства РФ. Данное Распоряжение в принципе не содержит норм, позволяющих определить, на основании каких законодательных актов оно принято. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, можно считать, что выплаты, установленные Распоряжением N 129-РГ, являются сугубо региональными, не предусмотренными на федеральном уровне.
Поэтому считаем, что применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжение N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), влечет за собой налоговые риски. Официальных разъяснений на тему возможности или невозможности применения данной нормы к выплатам, установленным исключительно на региональном уровне, нам обнаружить не удалось. Возможно, они появятся чуть позже.

НДФЛ с отпускных, при расчете которых учтены стимулирующие выплаты

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. Оснований для освобождения от обложения НДФЛ доходов в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, в данной норме не содержится. В связи с этим указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Смотрите дополнительно письма Минфина России от 17.12.2018 N 03-04-06/91719, от 20.01.2017 N 03-04-06/2412, от 19.09.2016 N 03-04-05/54642.
Отметим, что в ст. 217 НК РФ вносились изменения, в соответствии с которыми из-под обложения НДФЛ были выведены некоторые виды доходов, получаемых физическими лицами в период эпидемии (пп.пп. 81-83 ст. 217 НК РФ).
Так, в частности, как уже говорилось, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Однако изменений, каким-либо образом связанных с обложением НДФЛ дохода в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, к сожалению, в настоящее время в НК РФ и другие нормативно-правовые акты не вносилось. Нам не встретились и проекты законов, предусматривающие внесение подобных поправок.
Отметим, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, включаются в расчет среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (письмо Министерства здравоохранения РФ от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951, письмо ФФОМС от 15.06.2020 N 7858/21/и). Однако необходимо понимать, что данный факт не меняет правовую природу этих выплат. Включение рассматриваемых стимулирующих выплат в расчет среднего заработка влечет за собой увеличение размера отпускных, однако от этого сами отпускные не становятся выплатами стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку. Из ст.ст. 106, 107 ТК РФ следует, что под отпуском понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Поэтому суммы начисленного среднего заработка, сохраняемого за работником на время отпуска, никак нельзя отнести к поименованным в п. 81 ст. 217 НК РФ выплатам. Еще раз повторим, в этой норме идет речь о выплатах за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а не о выплатах за время отдыха от этих работ.
В связи с изложенным полагаем, что доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, не освобождаются от налогообложения НДФЛ.
Отметим, что и по данному вопросу нам не удалось обнаружить официальные разъяснения уполномоченных органов, подтверждающие или опровергающие нашу позицию.
В связи с этим напоминаем о праве налогоплательщика на обращение в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений (информации) по данному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). В соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте также:
КБК уже появились, несмотря на отсутствие курортного сбора

К сведению:
С 1 ноября 2020 года система стимулирующих “коронавирусных” выплат работникам здравоохранения изменена. Постановление Правительства РФ N 415 отменено. Теперь выплаты будет осуществлять ФСС РФ (постановление Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

10 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Российское правительство готово к налогу на дополнительный доход

Распоряжения от 25 ноября 2017 года №2613-р, №2614-р. Предлагается дополнить Налоговый кодекс главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций. Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. Уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой НДД, будет устанавливаться Правительством России.

Документы

Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2613-р

Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2614-р

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в статьи 3 1 и 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее – законопроект 2) подготовлены Минфином России в соответствии с решениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики 14 июня 2017 года.

Комментарий

В настоящее время применяется дифференцированный подход к установлению ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) на нефть в зависимости от географических и природно-климатических условий, сложности разработки месторождений, физико-химических свойств нефти (арктические условия, шельфовые проекты, новые и выработанные месторождения, высоковязкие нефти, трудноизвлекаемые запасы и другие).

Читайте также:
Эсеры просят отказаться от кадастровой стоимости имущества

Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) обусловлено необходимостью вовлечения в коммерческую разработку запасов нефти, которые в настоящее время в условиях действующей налоговой системы являются нерентабельными. НДД позволит обеспечить прирост налоговых поступлений как от увеличения общего объёма добычи нефти, так и за счёт более справедливого налогообложения сверхэффективных проектов. НДД является более гибким и универсальным механизмом изъятия экономической ренты на месторождениях, чем действующая налоговая система, так как учитывает и внешние макроэкономические изменения, и индивидуальные особенности месторождений.

НДД учитывает экономику разработки месторождений за весь инвестиционный период, при этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения.

В целях введения НДД законопроектом 1 предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса главой 25 4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.

Предусматривается, что НДД будет распространяться на группы участков недр, расположенные полностью или частично в границах:

– Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр составляет менее 0,05, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года;

– территории Российской Федерации и указанные в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в редакции по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении которых организацией – пользователем такого участка недр в срок до 1 января 2019 года подано в налоговый орган уведомление в произвольной форме о применении на них налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

– Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или превышающей значение 0,2 либо равной или превышающей значение 0,1, но не превышающей значения 0,8, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находится в разработке не менее шести лет, что подтверждается данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2011 года, в соответствии с которыми степень выработанности запасов нефти такого участка недр превышает значение 0,01. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн т;

– Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или менее 0,05, начальными извлекаемыми запасами нефти, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого на указанную дату, менее 10 млн т.

Для каждой группы участков недр, на которые будет распространяться налог, определён порядок расчёта ставки НДД.

НДД предусматривает ведение раздельного учёта доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком.

Налоговым периодом по НДД признаётся календарный год с учётом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему Российской Федерации по этому налогу в течение года.

Таким образом, до окупаемости проекта разработки участка недр углеводородного сырья налоговая нагрузка будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволит повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заёмных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.

Законопроект 2 устанавливает фискальные условия добычи углеводородного сырья с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья.

Предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 3 1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» в части уточнения применения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть после 1 января 2017 года.

Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья в соответствии с новой главой 25 4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», будет устанавливаться Правительством России.

Всем выйти из сумрака: правительство намерено обложить налогами теневые доходы миллионов россиян

Российские власти планируют ввести тотальный контроль над финансами граждан

С окончанием каникул правительство России приступило к реализации плана мероприятий по сокращению теневой занятости населения на 2022-2024 годы. В числе ближайших задач – утверждение целевых показателей для регионов и внесение в Госдуму закона, который заложит правовые основы таких понятий, как «серые зарплаты», «теневая занятость» и т.д. В целом, за три года власти намерены «вывести из сумрака», как минимум, половину тех, кто имеет зарплату или доход, с которых государство не получает налоги – т.е.до 15 млн. человек.

Проект закона по юридическому определению «теневой занятости» должен быть разработан до конца 1-го полугодия 2022 года. В работе над ним задействованы силы МВД, Генпрокуратуры, Минтруда, ФНС, Роструда.

Читайте также:
Аксаков выдал подробности о криптовалютном законопроекте

Что касается практических направлений работы по взысканию средств, то правительство планирует опираться на тотальный контроль за системой электронных платежей с постепенным перетеканием в эту сферу большей доли расчётов. Для этого будет многократно усилен мониторинг за переводами и расходами предпринимателей и физлиц.

В идеале, по итогам реализации плана мероприятий, правительство хочет контролировать все поступающие людям доходы и сверять их с тратами. Но для этого потребуются колоссальные вычислительные мощности, разработка сложнейших программ. Принесут ли подобные инвестиции государства отдачу? Не приведет ли внедрение подобных мер просто к росту доли наличных расчетов?

Сейчас в неформальных трудовых отношениях в России состоит около трети (32,5%) экономически активного населения — порядка 25 млн человек. А по мнению бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова – более 30 млн граждан.

Сюда относятся те, кто трудится на основной работе без официального оформления, и по меньше мере 8-10 млн потенциальных самозанятых, работающих на себя, но не легализовавших свой статус.

В числе получателей серых зарплат те, кто сознательно выбрал путь отказа от налогов в пользу бюджета семьи, масса людей низкой квалификации, которым платят на руки, пенсионеры, не желающие терять часть пенсии, нелегальные мигранты и граждане, которые не устраиваются официально, чтобы не потерять пособие по безработице.

В конце сентября в Минфине предупреждали, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034-му потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год, т.е. десятков триллионов рублей. Поэтому правительством планируется проведение мониторинга теневой занятости и создание реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегального трудоустройства.

Премьер России Мишустин долгое время работал в налоговой, и отлично знает, сколько ежегодно теряет бюджет из-за серых схем оплаты труда.

В реализацию мероприятий по противодействию теневой занятости планируется вовлечь социальных партнёров — работодателей и работников. Но важный момент в том, что на сегодня в легализации доходов не заинтересован никто, кроме власти.

Предприниматели, выплачивающие зарплаты в конвертах, избегают завышенных отчислений в фонды. А сами работники получают доход, не секвестрированный налогами. С учетом проблем целых отраслей бизнеса в период пандемии, и отставанием роста доходов граждан от цен на прилавках – сложно ждать, что какая-то из сторон решит добровольно ущемить себя в интересах бюджета государства.

Если добавить к этому ежегодные манипуляции власти с пенсионными накоплениями, и само повышение возраста выхода на заслуженный отдых, то становится понятно: большинство граждан не готово полностью положиться на государство в вопросе обеспечения безбедной старости. И предпочитает, при возможности, самостоятельно готовиться к пенсии. Поэтому минимизация отчислений со стороны работодателей в фонды тоже напрягает людей не так сильно.

Зато следует помнить, как реагируют россияне на действия правительства, ставящие под угрозу их доходы. Об этом можно судить по реакции людей на принятый в 2016 году Закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Он привёл к тому, что уже к 2018 году численность работающих пенсионеров сократилась на 5 млн 376 тыс. человек. И это означало, что большая часть из них просто перешла на ненормальные трудовые отношения с работодателем.

На сегодня у государства была единственная успешная попытка по выведению нелегальных работников из тени. Эксперимент с самозанятыми: к середине 2020 года их уже было зарегистрировано более 1 млн, а на сегодня – более 3,2 млн. Для людей оказалось проще заплатить в удобной форме небольшую сумму с дохода, чем бегать от налоговой. Получится ли у правительства предложить нечто не менее удобное? Или ставка будет сделана на тотальный контроль?

Скажем, вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что цифровизация госуправления и администрирования доходов приведет к 2024 году к троекратному сокращению теневого рынка. Прогноз крайне оптимистичный.

При этом не надо забывать: у системы тотального контроля за доходами и расходами есть один деликатный момент. Вместе с теми, кто скрывает серые зарплаты, будут высвечены и иные доходы, намного более грязные. Скажем, откаты и взятки. Явные несоответствия между доходами и расходами госслужащих, полицейских, прокуроров и депутатов окажутся налицо.

К тому же, часть нелегальных доходов давно вложена чиновниками и депутатами в бизнес, в котором, в большинстве случаев, зарплаты установлены на минимальном уровне.

Получается, что формируя систему контроля, люди, работающие во власти, будут сами пилить под собой сук. Поэтому им будет надо принять решение, как вывести себя из-под удара. Скажем, начать «химичить» с программами, или саботировать их внедрение, заявляя о полной практической неэффективности.

Те, кто распоряжаются крупными нелегальными доходами, найдут возможность вывести их из под учета и налогообложения.

Вообще, российской власти свойственно принуждать бизнес быть социально ответственным, а не создавать для этого стимулирующие условия. Скажем, в конце прошлого года в Госдуму поступила инициатива – внести изменения в ст. 48 Трудового Кодекса РФ, и сделать обязательным присоединение к трехстороннему соглашению власти, профсоюзов и работодателей всех типов бизнеса, включая малый. И если кто-то не сумеет грамотно мотивировать отказ, то «региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения».

При этом бюджетники, имеющие возможность получать только белую зарплату, чаще всех высказывают недовольство ее уровнем. И справедливо: в настоящее время, скажем, 39 процентов российских учителей получают до 25 тысяч рублей в месяц.

ФНС России разъяснила, почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам


Anetlanda / Shutterstock.com

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции “Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы” ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова.

Читайте также:
Как будут отбираться кандидаты на новые детские пособия

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. ” (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала “Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)” в “Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (ст. 20 Закона № 250-ФЗ). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (письмо ФНС России от 2 мая 2017 г. № ГД-4-8/8281). “Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет”.

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (письмо ФНС России от 7 июня 2017 г. № 3Н-2-22/714@). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. “При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя”, – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. “Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию”, – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо ФНС России 26 января 2017 г. № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П).

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. “Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке”, – добавила она.

Ошибочный долг по страховым взносам — 2018: алгоритм действий

Передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к:

  • списанию суммы с расчетных счетов;
  • блокировке счета за неуплату страховых взносов.

Мытарства по замкнутому кругу продолжаются до сих пор. Есть ли выход? Давайте разберемся в ситуации.

Ничто не предвещало неприятности

С 1 января прошлого года налоговая взыскивает страховые взносы. Вроде бы ничего страшного, такую передачу полномочий переживали не в первый раз. Предполагалось, что это благо для всех, т.к. упрощается отчетность для налогоплательщиков, а бюджет должен дополнительно получить, по разным оценкам, до сотни млрд. рублей в год. Ожидания оправдались, но только для бюджета. Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей передача функций администрирования взносов обернулась миллионными несуществующими долгами, которые инспекции принудительно взыскивают просто «на ура».

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2017 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2017 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Читайте также:
Кассовый чек – недостаточное основание для вычета НДС?

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Последствия передачи сальдо по страховым взносам от ПФР

ПФР свою обязанность по передаче данных налоговому органу исполнил, но вот как. это отдельный вопрос. Так, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая декабрьские взносы, срок уплаты которых установлен 15 января 2017 года.

Еще больше случаев передачи ошибочных сальдо с указанием несуществующих сумм задолженности! В эту категорию попали в основном плательщики, у которых действительно была задолженность по взносам или пене, но копеечная, а не миллионная. Так, реальный пример «из жизни», когда у компании был долг даже не по взносам, по пене в размере 2 руб., а ПФР передал налоговому органу информацию о наличии задолженности в полмиллиона рублей! Немало компаний, у которых из-за ошибок в сальдо списаны десятки миллионов рублей с банковских счетов при фактически отсутствующей задолженности по взносам. Именно о таких ситуациях и поговорим.

Поскольку достаточно долго не было четких официальных разъяснений о том, к кому именно обращаться для возврата излишне взысканных сумм взносов, многие компании в первую очередь кинулись в налоговый орган оспаривать принудительное взыскание сумм взносов, пени. После чего ФНС указала, что инспекции взыскивают суммы страховых взносов на основании данных, переданных ПФР, и они не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. Плательщикам взносов, которые не согласны с сальдо расчетов, следует обратиться в свое отделение ПФ РФ и решать этот вопрос в индивидуальном порядке (письмо ФНС России от 15.03.2017 № 3H-4-1/4593@). Однако, даже получив в ПФР «в индивидуальном порядке», после проведения сверки расчетов, справку об отсутствии задолженности на бумажном носителе поиски справед­ливости для компаний не увенчались успехом, поскольку «бумажный документ» от ПФР для налогового органа не доказательство отсутствия долга!

Действительно, территориальные отделения ПФР представляют в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017 года именно в электронном виде (Порядок инфор­мационного взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@).

Вся соль в данной ситуации в том, что налоговые органы и ПФР начинают предпринимать хоть какие-то меры в основном только после неоднократных заявлений и жалоб со стороны плательщиков взносов. Как говорится, спасение утопающего, дело рук самого утопающего! Поэтому спокойно сидеть и ждать положительного исхода дела в рассматриваемой ситуации уж точно не получится. Надо писать жалобы руководителям инспекций, терри­ториальных органов ПФР, вышестоящим органам ПФР и УФНС, в прокуратуру, звонить, лично посещать руководство указанных госорганов! Кстати, на практике удается вполне успешно признать принудительное списание взносов незаконным в досудебном порядке, подав жалобу в УФНС по соответствующему субъекту РФ. При этом очень важно правильно формулировать свои требования для положительного эффекта.

Интересен тот факт, что налоговые органы, даже если и видят, что фонд ошибся, исходя из представленных плательщиком документов (справка ПФР, платежные документы и пр.), исправить ситуацию самостоятельно они не могут, т.к. нужны электронные файлы с верными данными сальдо, подписанные ПФР! Поэтому мало добиться признания от УФНС незаконным решения о списания сумм страховых взносов, важно добиться от ПФР передачи в УФНС корректных сальдо в электронном виде.

Главное, чтобы все удачно сложилось. Поскольку в середине прошлого года ПФР попытался повторно выгрузить данные по взносам, и получилось еще «веселее», так как выяснилось, что повторные выгрузки некорректно отражаются у ФНС из-за недоработанного программного обеспечения, которое вовсе не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных. Есть и «жертвы» такой повторной передачи сальдо, у которых долг не только не обнулился, а еще и увеличился в два раза. Хотели как лучше…

Радует то, что на данный момент органы ПФР все-таки передают налоговому органу верные сведения с коррект­ными (исправленными) данными сальдо на 01.01.2017 в электронном виде. И огорчает тот факт, что УФНС очень часто находят различного рода ошибки и направляют в ПФР соответствующие протоколы ошибок, которые следует исправить. И тут важно не терять время, письмами и звонками «подгонять» госорганы, ускорять межведомственную передачу данных, т.к. зачастую ошибки выявляются, но ПФР не торопится их исправить либо УФНС затягивает с направлением протоколов в ПФР.

Поэтому соответствующее заявление для вынесения решения о возврате излишне взысканных сумм взносов следует подавать в территориальный орган ПФР по месту учета компании (письмо ФНС и ПФР от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@).

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней с установленного момента. Момент этот наступает в день получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом заявление может быть подано и в электронной форме с усиленной квали­фици­рованной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962).

Если заявление о возврате излишне взысканных взносов будет подано в территориальный налоговый орган, он оставит его без рассмотрения. В этом случае инспекция должна направить в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика.

Фронт работы по возврату страховых взносов достаточно большой и важно вести «бой» грамотно и по всем направлениям (ПФР, УФНС, инспекция, прокуратура, арбитражный суд). Зачастую у компаний есть увесистое дело с всевозможными справками, заявлениями и жалобами в территориальные и вышестоящие налоговые органы, ПФР, прокуратуру и пр., а «воз и ныне там». Кто-то «сходит с дистанции», устав от длительных переписок и походов в госорганы. Выбор у каждого свой. Одно ясно, что победа – не снег, сама на голову не падёт. Поэтому свои законные права и интересы надо упорно отстаивать до конца, тем более, что в сложившейся ситуации списание с банковских счетов денежных средств, при фактическом отсутствии долга явно незаконно и излишне взысканные суммы будут возвращены.

Читайте также:
«Почта России» хочет собирать пошлину с зарубежных покупок

Как вернуть излишне взысканные страховые взносы?

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

    В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

Срок ответа на жалобу — один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

В территориальный орган ПФР подать:

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (рекомендуемый образец — Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

Письмо с просьбой направить запрос в территориальный налоговый орган для подтверждения факта излишне уплаченных (взысканных) сумм (рекомендуемый образец запроса в Приложении к письму ПФР от 12.10.2017 № ТД11/51037)

  • В территориальный и вышестоящий органы ПФР подать заявления о направлении в УФНС корректных сальдовых остатков на 01.01.2017 в электронном виде.
  • В территориальный налоговый орган подать заявление о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пени, а также процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ.
  • 3 этап

      По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

    Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО — Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2).

    Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

  • По истечении месячного срока для ответа на жалобу, поданную в УФНС по субъекту РФ (при неполучении от налогового органа ответа) подать:

    Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

    Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

    Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

    Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

    Как исправлять ошибки в налоговом учёте

    В период подготовки годовой отчётности бухгалтерия заново поднимает все документы за прошедший год. И часто обнаруживается, что не всё было учтено правильно, причём ошибки могут относиться даже к ещё более ранним периодам. Расскажем, как правильно поступить с такими находками.

    «Доходные» ошибки

    Налоговые последствия

    Забытые операции по реализации товаров, работ или услуг, не выявленная вовремя кредиторская задолженность, которая подлежит списанию, неточности при подсчёте доходов, расходов или вычетов — все эти ошибки объединяет то, что они занижают доходную часть налогов, поэтому они называются «доходными».

    НК РФ достаточно строг в отношении таких ошибок: он требует вернуться в тот период, где они были допущены, исправить регистры, подать уточнённую налоговую декларацию, а также доплатить налог и уплатить пени (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

    Однако из этого правила есть исключения.

    • Если по имеющимся документам не получается определить, к какому периоду относится «доходная» ошибка, то исправить её можно в текущем периоде без уточнёнки (п. 1 ст. 54 НК РФ).
    • Если с момента, когда истёк срок уплаты налога за «ошибочный» период, прошло больше трёх лет, то компания может такую ошибку не исправлять. Однако в НК РФ на это прямых указаний нет. Давайте разберёмся, в чём хитрость.

    Сроки взыскания налога и пеней начинают течь с того момента, когда ФНС находит неуплату (п. 3 и 9 ст. 46, п. 2 и 8 ст. 69, п. 1 и 4 ст. 70 НК РФ). Другими словами, инспекторы в рамках контрольного мероприятия под названием «проверка данных отчётности» могут в 2020 году выявить недоимку даже 2000 года, и в полном соответствии с НК РФ, начать процедуру взыскания (ст. 46, п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 82 НК РФ).

    Однако сложилась судебная практика в этом вопросе в пользу налогоплательщика.

    Если с момента образования недоимки прошло много времени, то взыскивать её неправомерно.

    Личные последствия

    Для руководства компании недоимка может стать источником и других проблем: речь идёт об уголовной ответственности за неуплату налога. За простую ошибку никакого уголовного преследования, конечно же, не будет. Опасность возникнет только в том случае, если недоимка образовалась потому, что в налоговую декларацию внесли заведомо ложные сведения — к примеру, утаили документы о доходах.

    Читайте также:
    Ведомства попросили не забывать о предупреждениях

    Но даже и в этом случае уголовная ответственность наступает только в отношении недоимки в крупном размере (более 5 млн рублей за три последовательных года). Если эти условия выполняются, то наряду с трёхгодичным сроком давности по НК РФ работают ещё и сроки привлечения к уголовной ответственности, которые могут доходить и до десяти лет (пп. «в» п. 1 ст. 78 УК РФ).

    Если вы сами нашли такую ошибку и поняли, что срок давности ещё не истёк, то лучше не искушать судьбу и погасить недоимку с представлением уточнёнок, не доводя до возбуждения уголовного дела (п. 2 ст. 199, п. 1 ст. 76.1 УК РФ).

    «Расходные» ошибки

    Ошибки, от которых страдает не бюджет, а налогоплательщик, называются «расходными»: это неучёт расходов, вычетов и т.п. В зависимости от ситуации такая ошибка может приводить к фактической переплате налога в бюджет или к занижению суммы убытка.

    По общему правилу «расходные» ошибки в налоговом учёте нужно исправлять в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 54 НК РФ). Однако в двух случаях их можно исправить и в текущем периоде.

    С первым случаем мы уже знакомы: это ситуации, когда по документам невозможно определить период, к которому относится ошибка. В части расходов это исключение применить невозможно, потому что первичка должна содержать дату (пп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Если определить период ошибки невозможно, значит, документы составлены неправильно, и расходы учесть нельзя (п. 49 ст. 270 НК РФ).

    А вот второй случай как раз касается расходов. Считается, что если ошибки из прошлых периодов привели к излишней уплате налога, то перерасчёт можно произвести в том же налоговом периоде, когда они были выявлены. Казалось бы, эта норма открывает возможность для учёта любых «расходных» ошибок без подачи уточнённых деклараций. Но на самом деле это не так.

    Во-первых, воспользоваться правом на учёт ошибок прошлых лет в текущем периоде может только тот, кто в «ошибочном» периоде действительно уплачивал налог в бюджет (ст. 54 НК РФ).

    В строительной компании «Небоскрёб» появился новый бухгалтер Сергей. Во время подготовки отчётности за 2019 год он обнаружил ошибку, которая относится к июлю 2018 года, однако в третьем квартале этого года сумма доходов была равна сумме расходов, поэтому в бюджет не уплатили аванс. Это значит, что Сергей не может учесть расходы июля 2018 года в декабре 2019 года, поэтому ему придётся сдавать уточнёнки и править налоговую базу 2018 года (письмо Минфина России от 16.02.2018 № 03-02-07/1/9766).

    Во-вторых, исправление ошибки в текущем периоде — это разновидность зачёта излишне уплаченного налога, когда переплата одного года перекрывается недоплатой в другом. А такая операция возможна только в течение трёх лет с момента ошибки (п. 3 и 7 ст. 78 НК РФ, Определение ВС РФ от 21.01.2019 № 308-КГ18-14911 по делу № А32-37022/2017).

    Другими словами, бухгалтер Сергей из компании «Небоскрёб» в декларацию за 2019 год может без проблем включить расходы за 2018 и 2017 годы. Расходы 2016 года уже находятся в зоне риска, потому что по каждому из них нужно смотреть правила учёта (ст. 272, 273 или 346.16–346.17 НК РФ), чтобы определить дату для отсчёта трёхлетнего срока. А затраты более ранних периодов в декларацию за 2019 год включить уже не получится.

    В-третьих, нужно помнить, что при исправлении «расходных» ошибок, связанных с НДС, применить правила п. 1 ст. 54 НК РФ не получится. Дело в том, что налоговая база по НДС формируется на основании книги покупок и книги продаж, а правила их ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. На это постановление в принципе не предусматривает, что налоговую базу текущего периода можно уменьшить на излишне исчисленные в предыдущих периодах суммы НДС.

    В части НДС в текущем периоде можно исправлять лишь «расходные» ошибки, связанные с неприменением или неполным применением вычетов.

    А вот все остальные ошибки, к примеру завышение объёма работ или выручки, придётся править при помощи уточнёнок за соответствующие периоды.

    Когда ошибки на самом деле нет

    Прежде чем решать, как исправлять «расходную» ошибку, нужно убедиться, что она действительно допущена. Особенно это актуально для случаев неучёта арендных платежей, платы за услуги связи, юридических, информационных, консультационных, аудиторских и других услуг и работ из-за того, что первичные документы по ним поступили уже после «закрытия» периода.

    По расходам на оплату работ и услуг НК РФ даёт налогоплательщику право самому определить, какой день будет считаться датой признания расхода для целей налогообложения прибыли. Эти расходы можно по выбору налогоплательщика учитывать либо на дату расчётов, указанную в договоре, либо на последнее число периода, либо на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, определение ВАС РФ от 13.07.2012 № ВАС-9033/12, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2007 № Ф04-3586/2007(34911-А27-26) по делу № А27-15398/2006-6 и Московского округа от 15.02.2012 по делу № А40-44297/11-91-190).

    Если в учетной политике закреплен последний вариант, то неучёт расхода в том периоде, к которому относится документ, ошибкой не будет: пока документ не поступил, не может быть и самого расхода. Расход можно с полным правом включать в текущую базу без оглядки на результаты предыдущих периодов и время, прошедшее с даты оказания услуги или выполнения работы.

    Но при этом потребуется документально подтвердить дату поступления документа. Для этого нужно сохранять почтовые конверты, а также вести журналы учёта поступившей корреспонденции и регистрации документов, поступивших в бухгалтерию, отражать дату поступления документов на оплату арендных платежей, коммунальных и прочих работ и услуг.

    Если же в учётной политике момент признания подобных расходов не определен, то их нужно отражать на наиболее раннюю из дат, указанных в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (письмо Минфина России от 28.06.2012 № 03-03-06/1/328).

    Читайте также:
    Покупка онлайн-касс может обойтись дешевле

    Нейтральные ошибки

    Ошибки, которые носят «бумажный» характер и не приводят ни к недоимке, ни к переплате, считаются нейтральными. К ним можно причислить ошибки при отнесении дохода или расхода к той или иной группе, неверное определение даты расхода в рамках отчётного периода, а также ошибки, связанные с заполнением деклараций и прочих форм отчётности.

    Если в рамках камеральной проверки налоговики обнаружат такие ошибки в декларации компании «Небоскрёб», то они могут потребовать представить не только пояснения, но и уточнёнку (п. 3 ст. 88 НК РФ, постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2019 № Ф05-3906/2019 по делу № А40-134022/2018).

    Если же такое требование не поступит, то компания «Небоскрёб» может ошибку не исправлять, и ей ничего не будет грозить. В этом случае исправление ошибки — это право налогоплательщика, а не обязанность, и никакой ответственности за неправильное заполнение деклараций и налоговых регистров в НК РФ нет (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.07.2019 № Ф02-3237/2019 по делу № А58-5375/2018).

    НДФЛ и взносы: особые правила

    Ошибки, которые приводят к неправильному формированию 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, надо исправлять только с помощью корректирующей отчётности, даже если они никак не влияют на сумму налога.

    Если ошибка связана с тем, что при расчёте налога не были учтены доходы, которые сотрудник фактически получил, то исправить это можно будет только с помощью уточнёнки. Корректирующий 6-НДФЛ нужно подать за тот период, когда был выплачен неучтённый доход, и отразить в нём следует как сам доход, так и исчисленный по нему НДФЛ (он заносится в строку 080).

    Также только корректирующим расчётом 6-НДФЛ можно исправить ситуацию, когда сотруднику ошибочно выплатили больше денег, чем положено. Если после этого компания удерживает переплату из последующих выплат работнику, то она снижает сумму его дохода за предыдущий период (напомним, что «трогать» текущий период запрещает п. 1 ст. 210 НК РФ). А это автоматически приводит к снижению суммы исчисленного ранее НДФЛ. Значит, нужно готовить уточнёнку (п. 6 ст. 81 НК РФ).
    Если же работнику доначисляют зарплату или ежемесячную премию, то придётся подать корректировочный 6-НДФЛ за период ошибки, потому что по правилам п. 2 ст. 223 НК РФ эти виды доходов признаются полученными в месяце первоначального начисления (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-04-07/19708 и ФНС России от 14.09.2017 № БС-4-11/18391). Соответственно, доплата, даже если она проводится позднее, должна попасть в расчёт и за период ошибки.

    Доплата любых других сумм (больничных, отпускных, квартальных, годовых или разовых премий, компенсаций и т.п.) отражается в 6-НДФЛ за текущий период. К этим выплатам применяются общие правила пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, и считается, что они получены в периоде фактической выплаты или перечисления (письма Минфина России от 23.10.2017 № 03-04-06/69115, от 29.09.2017 № 03-04-07/63400 и ФНС России от 06.10.2017 № ГД-4-11/20217, от 26.10.2017 № ГД-4-11/217685). Поэтому доплата не увеличит доход в месяце первоначальной выплаты, и править расчёт 6-НДФЛ не придётся.

    Если же компания просто представила неверные данные в расчёте 6-НДФЛ или справке 2-НДФЛ, то её могут оштрафовать даже в тех случаях, когда это не приводит к недоплате. Однако если компания самостоятельно выявила и исправила их, то от штрафа она освобождается (п. 1 и 2 ст. 126.1 НК РФ, п. 3 письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

    Со страховыми взносами всё просто. По правилам п. 1 ст. 424 НК РФ все доначисления проводятся в текущем периоде, так что сдавать корректирующий расчёт по страховым взносам не потребуется ни в одной из ситуаций, о которых мы говорили выше. Но если речь идёт о доплатах, которые «перетекают» с года на год, а по ним сдаётся корректирующий 6-НДФЛ, то уточнённый РСВ можно сдать для единства форм отчётности.

    Доходы и убытки прошлых лет

    Иногда ошибку, которая повлияла на налог на прибыль, пытаются исправить по ст. 250 и 265 НК РФ о доходах и убытках прошлых лет, выявленных в текущем периоде.
    Но это правомерно только в том случае, если расходы пришлось скорректировать из-за новых обстоятельств (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ), а не потому, что обнаружились ошибки или искажения в налоговом учёте, в том числе из-за отсутствия документов.

    Из правоприменительной практики следует, что расходами (убытками) прошлых лет, выявленными в текущем году, признаются, в частности:

    • выручка, признанная в прошедших годах, от продажи некачественных товаров (работ, услуг), от которых покупатель отказался в текущем году (письма Минфина от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372 и от 23.03.2012 № 03-07-11/79);
    • расходы, относящиеся к прошлому году, но не признанные из-за применения кассового метода, например, при переходе с УСН на ОСН (письмо Минфина от 23.10.2006 № 03-11-05/237).

    Так же обстоит и с доходами прошлых лет, которые выявлены в отчётном (налоговом) периоде. Норму пп. 10 ч. 2 ст. 250 НК РФ можно применять, только если доход выявлен из-за обстоятельства, возникшего в текущем периоде.

    К примеру, можно учесть стоимость возвращенного покупателем бракованного товара (письмо Минфина от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372) или проценты по займу за время применения УСН, полученные после перехода на ОСН (определение Верховного суда РФ от 04.12.2014 № 309-КГ14-4996). Под эту же норму попадают «доходные» ошибки-исключения, по которым нельзя выявить дату образования дохода, но никак не забытые доходы, на которые есть документы.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: