Россиян не волнует налог на богатство?

Лоббист прогрессивной шкалы НДФЛ объяснил Znak.com, почему Путин вернул «налог на богатство»

В 2001 году во время своего первого президентского срока Владимир Путин отменил в России «налог на богатство», или, говоря профессиональным языком, прогрессивную шкалу подоходного налога. До этого момента чем больше зарабатывал человек, тем выше была ставка его отчислений в бюджет. К примеру, в 2000 году минимальная ставка НДФЛ составляла 12%, максимальная — 40%. Но Владимир Путин уравнял обязательства и ввел плоскую шкалу налога — одинаковую для всех ставку 13%. Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет. Объявлено лишь, что налог на доходы свыше 5 млн рублей вырастет с 13% до 15%. Многие политики и экономисты все эти годы добивались введения в России прогрессивной шкалы подоходного налога, приводя в пример развитые страны, где самые состоятельные граждане платят существенно больше бедных: 37% НДФЛ — в США, 57% в Швеции, 56% — в Японии. Одним из таких лоббистов был депутат Госдумы Валерий Гартунг, который считает, что одинаковая для всех ставка НДФЛ не только не справедлива, но и губительна для экономики. Журналист Znak.com поговорил с депутатом о причинах и последствиях предстоящих изменений.

— Валерий Карлович, Вы несколько лет выступаете за ввод прогрессивной шкалы налога на доходы населения. И вот Владимир Путин озвучил, что состоятельные граждане, получающие больше 5 млн рублей доходов, будут отчислять государству не 13%, а 15% НДФЛ сверх этой суммы. Это то, чего вы добивались?

— Отчасти то, чего я добивался. Я рад, что нам (здесь и далее имеется в виду фракция «Справедливая Россия» в Госдуме РФ — прим. ред.) удалось достучаться до президента. Но мне кажется, что надо идти дальше. Нужно сделать так, чтобы после выплаты подоходного налога люди получали зарплату не меньше прожиточного минимума. Сумму отчислений, которая делает зарплату меньше прожиточного минимума, надо возвращать.

— То есть это половинчатое решение?

— Оно не половинчатое, это первый шаг в данном в направлении. В принципе, прогрессивную шкалу можно сразу сделать огромной — бабахнуть 40%, но тогда убегут все. Я бы к предложению, которое озвучил президент, добавил возврат налога для бедных, о котором сказал выше, а также снизил бы ставку страховых платежей с 30% до 15%, как это сейчас сделано для малого и среднего бизнеса.

Надо уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, вводя прогрессивную шкалу подоходного налога и снижая ставку страховых платежей. Причем шкалу страховых платежей можно сделать плоской. Сейчас на зарплаты свыше 1,1 млн рублей в год страховая ставка 10%, а до 1,1 млн — 30%.

— На прошлой неделе в прессу просочились данные, что правительство обсуждает возможность повысить налог для состоятельных граждан. Стало ли для вас неожиданным позавчерашнее заявление президента и озвученные параметры?

— Да, оно было неожиданным. Мы на днях уже в 14-й раз внесли предложение о вводе прогрессивной шкалы, начиная с доходов больше 24 млн рублей [в год] и увеличения ставки на 2%. По нашему мнению, потом со 100 млн рублей надо еще 2% налога добавить, и от 250 млн рублей — еще 1%. Таким образом, самые богатые платили бы подоходный налог на 5% больше, чем сейчас, — то есть 18%. Люди, которые получают больше 250 млн рублей, — далеко не бедные, таких у нас мало, и они могут себе позволить заплатить такой налог. Возможно, это будет последующим шагом.

— Почему вы предлагали сумму в 24 млн рублей?

— 5 млн рублей — это очень большая сумма, если речь идет только о заработной плате. Но если это доход индивидуального предпринимателя, то это уже небольшие деньги. А платить придется сверх 5 млн уже по повышенным ставкам.

Да, мы предлагали начать с суммы 24 млн рублей. Но учитывая, что по предложению президента ставка увеличится не на 5%, а всего на 2%, то мы считаем, что это приемлемый вариант.

— Для регионов порог доходов в 5 млн рублей — достаточно высокий, есть оценки, что принятое решение — не столько экономическое, сколько политическое, так как особого экономического эффекта в регионах от него не будет. Как вы считаете?

— Оно частично экономическое, частично — политическое. Но самое главное — оно справедливое.

— Не случится ли так, что через какое-то время всех опять уравняют, повысив НДФЛ с 13% до 15%? Значит ли это, что Россия точно отказалась от плоской шкалы налогообложения?

— Место для глупости и ошибок есть всегда, но я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Я думаю, что поднимать НДФЛ для людей, которые имеют небольшие доходы, нет смысла, это неправильно. Если будет предложен такой вариант, я буду выступать против, потому что для людей, получающих небольшие доходы, нельзя поднимать НДФЛ.

Читайте также:
Медведев допустил повышение НДФЛ

— После предложения президента удастся ли хоть как-то сократить разрыв в доходах бедного и богатого населения в России?

— Разрыв в доходах сократится только в пределах статистической погрешности, к сожалению. Это слишком маленький шаг, нужен целый комплекс шагов. Не надо переоценивать масштабов этого действия.

Если говорить о справедливости, то ставку страховых платежей надо делать плоской для всех, и тогда можно еще немного поднять ставку по НДФЛ для очень высоких доходов. При этом освободить от уплаты НДФЛ людей, которые получают зарплату на уровне прожиточного минимума. Вот когда все три решения будут приняты в комплексе, тогда это отчасти повлияет на ситуацию — богатые будут платить немного больше, а для бедных это станет существенным снижением.

— На ваш взгляд, не будет ли сложностей с тем, чтобы «окрасить» поступившие средства и направить их на лечение детей?

— Сколько было идей с «окрашиванием» денег, но ни одна не сработала. Фонд национального благосостояния создавался специально для софинансирования пенсионных накоплений граждан, а также для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Но прошло несколько лет — и про это забыли.

Главное в будущем не менять позицию. Если президент сказал, что приоритет — лечение детей, оплата дорогих операций, то так и должно остаться в будущем. Конечно, стыдно в стране, где в Фонде национального благосостояния накоплено 12 трлн средств, собирать деньги на лечение детей через интернет. Президент правильно на это отреагировал. Но важно, чтобы человеческая реакция президента закрепилась в поведении чиновников, не забылась через пару лет.

— Вы всегда были сторонником прогрессивной шкалы налогообложения? Каковы плюсы и минусы каждого из вариантов?

— Я всегда был сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Мало того, она же раньше была в России. Я начал заниматься бизнесом в 1989 году, когда мы с супругой открыли кооператив. Сначала мы платили 3%, потом по прогрессивной ставке я и 35% НДФЛ платил. Я прошел через все изменения налоговой системы и не вижу проблем в том, чтобы состоятельные люди платили налоги по повышенной ставке. Более того, все эти годы, когда была плоская шкала, я тратил деньги на благотворительность. Зачем человеку деньги? Чтобы их тратить. А куда? Чтобы сделать кого-то счастливым, кому-то помочь.

В плоской шкале налогообложения я не вижу никаких плюсов. Среди стран «Большой двадцатки» только в России плоская шкала налогообложения. В других странах ставки налогов [для богатых] доходят до 80%. Даже после ввода прогрессивной шкалы по заявлению президента в России останется самая низкая ставка подоходного налога.

Плоская шкала налогообложения даже вредна для нашей экономики.

— Если бы у нас были низкими налоги для бизнеса, эффективная система управления, я бы понял — стране не нужны налоги, поэтому они невысокие у всех и ставка НДФЛ у всех одинаковая — 13%.

Но в реальности у нас бизнес платит сумасшедшие налоги. Чтобы заплатить рабочему 1 рубль зарплаты, ты должен еще 65 копеек бюджету отдать в виде налогов как минимум. При этом если ты себе забираешь деньги, ты платишь с 1 рубля всего 33 копейки налогов — то есть 33%: 13% НДФЛ плюс 20% налог на прибыль. И это ненормально. Должно быть наоборот: если ты себе берешь, то платишь 65%, а если рабочему даешь — то 33%.

Так работает система в Германии. Пока деньги находятся в бизнесе, предприятие мало платит налогов, но как только собственник выводит деньги себе в виде дивидендов, он платит серьезные налоги. Таким образом стимулируется оборот денег в бизнесе. Если ты хочешь на себя любимого деньги потратить — пожалуйста, бери без ограничений, но заплати высокий налог. Германия — мировой лидер в экспорте с развитой промышленностью. Там развиваются технологичные производства, потому что у бизнеса меньше затрат. У нас же низкие затраты только у сырьевиков. У нас сырьевики и финансисты — в шоколаде. Вот мы экономику построили: труба и сберкасса, которая ее обслуживает! А все остальные нищенствуют. Это что, нормально? Что это за экономика такая?

— Почему предложения о вводе прогрессивной шкалы так долго отвергались правящей верхушкой?

— Да они и сейчас отвергаются. На самом деле то, что предпринял президент, — это не результат аналитической работы правительства, а результат изучения общественного мнения, так как граждане считают несправедливым отсутствие в стране прогрессивной шкалы подоходного налога. И президент прислушался к населению. А вообще было бы правильно, если бы правительство, анализируя экономическую информацию, принимало взвешенные, экономически выверенные решения. Вот с этим проблема.

— Когда можно ожидать принятия изменений в Налоговый кодекс РФ?

— Раз президент об этом сказал, думаю, в ближайшее время мы получим проект, внесенный правительством. Видимо, на следующей неделе или через неделю мы его обсудим.

— В процессе подготовки могут появиться какие-то детали? Интересно, придется ли платить повышенный налог со всех доходов, не только с зарплаты, но и продажи акций, квартиры, с полученных дивидендов? Возможны ли все-таки исключения?

Читайте также:
Сдача отчетности для страхователей с 2017 года: пояснения ПФР

— Вполне возможно, какие-то нюансы будут, потому что доходы люди получают не только в виде заработной платы, но и от продажи имущества, процентов по вкладам, по акциям. Посмотрим, что внесет правительство, и тогда будем обсуждать.

Почему чиновники не спешат повышать налог на богатых

Пчелы против меда, или почему чиновники не повышают налог на богатых

Автор – Пронько Юрий

Россия – страна контрастов и парадоксов. На фоне «налоговых баталий» последних дней выяснилось, что в нашем государстве бедные платят больше богатых.

Кроме подоходного налога в 13%, каждый российский гражданин через своего работодателя платит страховые взносы в ПФР, ОМС, ФСС.

Графика: Телеканал «Царьград»

Все косвенные налоги также считаются налогом на бедных, так как человек с более низким доходом в долевом выражении от зарплаты будет платить больше, чем с высоким. Вот такая «плоская» фискальная нагрузка в нашем псевдосоциальном государстве.

В результате уровень жизни обычных граждан с каждым годом всё ниже и ниже, а дворцы и яхты наших олигархов всё просторнее и мощнее. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась из-за того, что ключевые решения в стране принимают те, кто как раз не заинтересован в изменении статуса-кво.

«Они не хотят делиться. Даже официальной, открытой частью своих доходов, – объяснил Царьграду причину руководитель Департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. – Ведь то, что попадает под налогообложение, мы все прекрасно знаем, это небольшая часть, которая открыта для всех. А то, что остается за скобками, это просто нигде не учитывается».

С 1 января 2019 года на 2% повышается НДС. Что это даст бюджету и чем грозит населению?

Эксперты называют и НДС налогом на бедных, так как у этой категории населения эластичность спроса гораздо меньше. Судя даже по официальной статистике, они уже и так потребляют самое дешевое, им не из чего выбирать, в отличие от богатых. А с нового года переписанные в сторону повышения ценники заставят самых необеспеченных граждан отказаться еще от некоторых категорий товаров, что опустит их уровень жизни «ниже плинтуса».

То же касается повышения пенсионного возраста. Ученые-экономисты подсчитали, что эффект от него будет мизерным, а социальное недовольство возрастает с каждым днем.

Несмотря на это, принимаются реформы, ужесточающие и без того непростое положение российских семей, а иные точки зрения на проблему и пути ее решения просто игнорируются нынешним правительством.

НДФЛ в России: бедные платят больше, чем богатые. Пора менять правила игры!

Есть альтернатива, и довольно простая. Эксперты ФНПР предлагают повысить на 2% не НДС, а НДФЛ с доходов свыше 85 тысяч рублей в месяц. Такая «мелочь» позволит бюджету дополнительно получить порядка 164 млрд рублей. Причем это касается только официальной заработной платы работающих граждан, здесь не учитываются ни доходы от собственности, ни дивиденды и т.д.

Одновременно с этим необходимо вообще освободить самых бедных от налогообложения. Сегодня в России берется 13% даже с минимальной заработной платы, которая равняется прожиточному минимуму (11 163 рубля). У человека и так бедного фактически из зарплаты вычитается примерно 1,5 тысячи рублей в месяц.

Но этот т.н. необлагаемый налогами минимум даже не обсуждается ни в правительстве, ни в парламенте. Как и введение прогрессивной шкалы для толстосумов.

Фото: Enrique Ramos/shutterstock.com

«Казалось бы, ладно, мы богатые, можно чуть-чуть помочь бедным. Это же ничего не стоит, – указал господин Соколов. – По нашим оценкам, это всего-навсего 52 млрд рублей. На 2% повышение НДФЛ – 164 млрд. Из них за 52 млрд спокойно можно сделать так, чтобы у нас хотя бы работающие люди не были бедными».

Заведующий отделом социологии экономики Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов также не видит положительного эффекта от увеличения НДС.

«В связи с повышением НДС на 2%, в стране невозможно закрыть брешь, которая образовалась, в 8 трлн рублей для решения так называемых майских программ, – заявил экономист. – За три года это всего лишь, по предполагаемым цифрам, 3 трлн».

То есть уже сегодня все прекрасно понимают, что реализации стратегических нацпроектов, на которой настаивает российский президент, не будет. Или же запустится незначительная их часть, развития и завершения которых точно не дождется никто из ныне живущих.

Как стало известно Царьграду, комиссия, готовящая материалы к предстоящему Госсовету, доказала, что из проектируемых программ только четыре могут быть выполнены, остальные же – вообще недостойны обсуждения.

«Те национальные программы, которые называются социальными и связаны со строительством жилья, – это фикция», – заявил господин Богданов.

Другая важнейшая проблема, которая в первую очередь должна быть решена государством, – это производительность труда, считают экономисты. В сельском хозяйстве она у нас в пять раз ниже, чем в европейских странах. Выработка на наших машиностроительных заводах ниже в три с половиной, а иногда и в семь раз. И какой путь решения предложило государство? Что вопросы производительности труда, которые являются краеугольными для страны, должны решаться за счет местного бюджета.

Читайте также:
Региональным авиарейсам предложат нулевой НДС?

Олигархи в офшорах, а каждый пятый в России – нищий

Откуда в регионах появятся эти деньги, никого не касается. До чиновников, видимо, не доходит, что без решения основополагающих вопросов, связанных с социальными проблемами, никакого опережающего развития мы не добьемся.

Один из краеугольных вопросов сегодня – бегство капитала из страны. Профессор Игорь Богданов считает, что налог на богатых не повышается лишь по одной-единственной причине – чтобы еще больше увеличить отток российских денег.

«Мы неглупые люди и знаем, что до 8 декабря, за месяц, государство должно купить еще 8 млрд долларов для Минфина, – напоминает экономист. – А сколько за это время должно убежать из страны? Оказывается, в два раза больше, порядка 17 млрд так называемой валюты. Кроме того, Минфин только что продал ОФЗ на 20 млрд рублей. Это значит, они будут платить более 8% неизвестно каким господам. То есть это опять колоссальное бегство капитала».

Фото: Maya Kruchankova/shutterstock.com

Итак, повышение НДС на 2% за три года должно дать 3 трлн при нехватке 8 трлн на майские указы. Что же предпринимают наши власти? Оцените их очередное «гениальное» решение – они назначают «выдающегося экономиста» Шувалова президентом не какого-то банка или министерства, а национального института инвестиций, которому будут подчинены все инвестиционные фонды России.

«Для работы этого института уже выделены 300 млрд рублей, – рассказал Царьграду Игорь Богданов. – Но там же еще долги были старые, их тоже надо покрыть. Ну, об этом мы не будем «петь». Мы просто выделим из бюджета страны еще 600 млрд господину Шувалову для покрытия старых долгов».

На мой взгляд, наше «всё», Игорь Иванович Шувалов, получил еще более серьезное назначение, чем занимал ранее, будучи первым вице-премьером. Сегодня это такой госолигарх в законе. Он и его команда в предвкушении, в буквальном смысле, получения этих денег, чтобы начать «распределять» их, как они это умеют делать.

Шувалов никуда не ушел, он продолжает управлять колоссальными денежными потоками. Более того, он резко усилил свои позиции. И если Антон Силуанов сегодня получает тумаки за каждое свое слово, его решения подвергаются жесткой критике, то господин Шувалов теперь у нас «принц датский», оседлавший инвестиционную трубу.

Игорь Шувалов. Фото: www.globallookpress.com

«Мне очень понравилось предложение губернаторов, – рассказывает Игорь Богданов. – Они предложили на этом Госсовете, который должен состояться, создать комиссию по контролю за расходованием денег на национальные проекты. Треть – губернаторы, треть – правительство, треть – администрация президента. Им отказали. Сказали: такая комиссия не имеет юридического статуса».

Бюджет захлебывается от денег, но на пенсии их нет

Другими словами, чиновники не желают, чтобы их контролировали. Нужный «юридический статус», видимо, имеет комиссия во главе с Игорем Ивановичем Шуваловым, т.к. именно ему передали функции контроля. Он финансирует, и он же контролирует сам себя. Нонсенс высшего уровня!

Сегодня официально признано, причем не нашим Росстатом, а солидными международными агентствами, что бегство среднего бизнеса, не говоря уже об олигархах, из страны превышает 200 тысяч человек. Вот куда уходят те огромные средства, которые страна должна была пустить на свое развитие. Идет массовый отток среднего класса из страны.

«Страна работает на вывоз капитала, и мы это должны четко понимать, что все те банки, которые сегодня поддерживаются, они поддерживаются для того, чтобы оказать содействие среднему капиталу, его вывести и обеспечить его счастливое завтра», – уверен господин Богданов.

Фото: Carlos Yudica/shutterstock.com

То есть Россия готовит огромный резерв бизнеса не для себя, а для совершенно других государств. Правда, и в этих желанных для бегущих на Запад странах есть богатые и бедные. И если олигархов с их многомиллиардными инвестициями встречают там с распростертыми объятиями (другое дело, как их сегодня оттуда провожают), то обычным гражданам России остается лишь надеяться на Бога и верить в то, что когда-нибудь наше правительство одумается и повернется к людям лицом.

Почему не повышают налоги для богатых?

80 процентов налогов с “богатых” граждан РФ

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Время делиться. Почему в России неизбежно введение налога на богатство

В последнее время все активнее обсуждается идея освободить малоимущих граждан от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Эти дискуссии указывают, что так или иначе эпоха «плоской» ставки в России может скоро завершиться. А это, в свою очередь, побуждает пристальнее взглянуть на другой аспект налоговой системы: возможные изменения в налогообложении наиболее состоятельных россиян.

Читайте также:
Налоговики Москвы рассказали, как рассчитывать транспортный налог при использовании «Платона»

Попытки ввести налог на богатство в разных странах с разным успехом ведутся уже давно. В Аргентине, Канаде, Франции, Нидерландах и других странах уже имеется определенный практический опыт в этой области. Сейчас к решению этого вопроса очень близко подошли США. В июне этого года в New York Times было опубликовано письмо богатейших людей Америки, адресованное кандидатам в президенты США, с призывом ввести налог на богатство. Там, в частности, говорится, что авторы этого обращения прекрасно живут, но они хотели бы, чтобы и весь американский народ имел достойное будущее.

Надо полагать, что американская элита очень вовремя прочувствовала вызов времени и адекватно отреагировала на него. Она решила сама «возглавить» эту непростую войну со сверхбогатством, не дожидаясь, когда это сделает кто-то другой.

Как обстоят дела в России? Странно, но эта тема не стала резонансной, — ее активно не обсуждают в прессе, на телевидении. А ведь актуальность налога на богатство в России гораздо выше, чем в той же Америке или Европе. По данным Global Wealth Report, который ежегодно готовит Credit Suisse, в 2018 году Россия занимала второе место в мире по уровню концентрации богатства после Таиланда. На долю 10% самых богатых россиян приходится 82% всего личного богатства страны. В США этот показатель составляет 76%. Пять процентов самых богатых людей России владеют 73,7% всего личного богатства, а на долю 1% самых обеспеченных россиян приходится 57%.

Все это говорит о том, насколько проблема расслоения общества и материального неравенства сейчас актуальна. Запрос на ее решение в том или ином виде очень велик, и со временем он будет только расти. Одним из возможных путей смягчения данной ситуации является введение в стране налога на богатство.

Я вижу две основные причины, почему страна, вероятнее всего, пойдет именно по этому пути. Во-первых, казне нужны дополнительные поступления. Это понятно всем. Денег не хватает, а экономика страны тормозит уже несколько лет, и перспективы ее развития пока никого не впечатляют. Однако фактором №1 сейчас является не экономика, а политика. Именно она будет диктовать необходимость введения налога на богатство, решать, когда это произойдет, в каком размере и каким образом.

Дело в том, что в 2021 году нас ожидают выборы в Государственную думу, а еще через несколько лет и выборы президента. Эксперты единодушно отмечают, что в настоящее время существует большой дефицит новых идей, которые могли бы сплотить общество вокруг той или иной партии, того или иного кандидата. В этом контексте идея налога на богатство является настоящей находкой, которую, без сомнения, захотят «разыграть» в предстоящем избирательном цикле.

Несложно предположить, что за этот налог может проголосовать практически вся страна. Он имеет все шансы сыграть роль своеобразной «национальной идеи», которая объединит людей самых разных возрастов и политических воззрений. Возможно, что сейчас главные игроки специально держат эту заготовку «под сукном», опасаясь фальстарта.

Как ни странно, новый налог — при разумном подходе к его разработке и внедрению, — может быть выгоден и богатым людям страны. Над ними постоянно висит угроза повышения налога на доход: время от времени поднимается волна недовольства, что люди, зарабатывающие 100 тысяч и 100 миллионов рублей в год, платят одинаковые 13%. Кроме того, тень приватизации постоянно висит над бизнесменами, которые заложили фундамент своего состояния в те сложные времена. Налог на богатство может снять эти вопросы или по крайней мере сделать так, чтобы к ним больше никто всерьез не возвращался.

А теперь ключевой вопрос: сколько нужно будет платить? В США сейчас наиболее популярно предложение кандидата в президенты США от Демократической партии Элизабет Уоррен, которое включено в ее предвыборную программу. Предлагается очень простая арифметика: личное богатство до $50 млн не облагается налогом вообще, а на все, что больше указанной суммы, вводится налог в размере 2% в год плюс дополнительный 1% на богатство свыше $1 млрд.

Чтобы почувствовать эти цифры, наверное, полезно немного поупражняться на конкретных примерах, причем лучше на тех, которые нам ближе. Возьмем 5 самых богатых людей России по версии Forbes за 2019 год и попробуем посчитать их гипотетический налог на богатство, если бы он рассчитывался по «американской» формуле. Получилось, что должен был бы заплатить за год $710 млн, — $629 млн, — $611 млн, а и — соответственно $601 млн и $593 млн. Таким образом, в этом случае только пятерка самых богатых бизнесменов России будет обязана выложить в год более $3,1 млрд. Это почти в 3 раза больше, чем все налоги на доходы физических лиц страны в 2018 году.

Возможно, у нас стране имеет смысл начинать с более низких ставок, постепенно их увеличивая. На мой взгляд, главным критерием установления конкретных показателей должен быть разумный компромисс между интересами общества и интересами наиболее состоятельных людей страны. Перетягивание каната в ту или иную сторону будет иметь долгосрочные отрицательные последствия.

Читайте также:
Криптовалюты не представляют угрозы для финансов на мировом уровне

Другой важный аспект проблемы заключается в том, как расходовать собранные налоги. На мой взгляд, они не должны попадать в общий котел. В противном случае население может не почувствовать реальную отдачу от настоящего нововведения. Эти деньги должны быть «видны»: следует сделать так, чтобы реальная прозрачность сбора и расходования этих средств была на самом высоком уровне. Может быть создан специальный «Фонд справедливости», деньги из которого шли бы на конкретные проекты. Например, если бы благодаря этим деньгам мы перестали всем миром каждый раз собирать деньги на лечение больных детей за рубежом, то это одно было бы уже здорово.

Возможна и такая практика, когда на средства «своего» налога тот или иной богатый человек строит больницу или дом для престарелых и на этом здании устанавливается специальная памятная доска об этом событии. Вариантов может быть много — главное, чтобы все эти деньги пошли на благое дело и мы все могли в этом убедиться.

Ситуация выглядит так, что налог на богатство имеет все шансы в ближайшее время заработать в России. На мой взгляд, это просто неизбежно. Хотелось бы также, чтобы он принес ощутимую пользу миллионам россиян.

Всем выйти из сумрака: правительство намерено обложить налогами теневые доходы миллионов россиян

Российские власти планируют ввести тотальный контроль над финансами граждан

С окончанием каникул правительство России приступило к реализации плана мероприятий по сокращению теневой занятости населения на 2022-2024 годы. В числе ближайших задач – утверждение целевых показателей для регионов и внесение в Госдуму закона, который заложит правовые основы таких понятий, как «серые зарплаты», «теневая занятость» и т.д. В целом, за три года власти намерены «вывести из сумрака», как минимум, половину тех, кто имеет зарплату или доход, с которых государство не получает налоги – т.е.до 15 млн. человек.

Проект закона по юридическому определению «теневой занятости» должен быть разработан до конца 1-го полугодия 2022 года. В работе над ним задействованы силы МВД, Генпрокуратуры, Минтруда, ФНС, Роструда.

Что касается практических направлений работы по взысканию средств, то правительство планирует опираться на тотальный контроль за системой электронных платежей с постепенным перетеканием в эту сферу большей доли расчётов. Для этого будет многократно усилен мониторинг за переводами и расходами предпринимателей и физлиц.

В идеале, по итогам реализации плана мероприятий, правительство хочет контролировать все поступающие людям доходы и сверять их с тратами. Но для этого потребуются колоссальные вычислительные мощности, разработка сложнейших программ. Принесут ли подобные инвестиции государства отдачу? Не приведет ли внедрение подобных мер просто к росту доли наличных расчетов?

Сейчас в неформальных трудовых отношениях в России состоит около трети (32,5%) экономически активного населения — порядка 25 млн человек. А по мнению бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова – более 30 млн граждан.

Сюда относятся те, кто трудится на основной работе без официального оформления, и по меньше мере 8-10 млн потенциальных самозанятых, работающих на себя, но не легализовавших свой статус.

В числе получателей серых зарплат те, кто сознательно выбрал путь отказа от налогов в пользу бюджета семьи, масса людей низкой квалификации, которым платят на руки, пенсионеры, не желающие терять часть пенсии, нелегальные мигранты и граждане, которые не устраиваются официально, чтобы не потерять пособие по безработице.

В конце сентября в Минфине предупреждали, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034-му потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год, т.е. десятков триллионов рублей. Поэтому правительством планируется проведение мониторинга теневой занятости и создание реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегального трудоустройства.

Премьер России Мишустин долгое время работал в налоговой, и отлично знает, сколько ежегодно теряет бюджет из-за серых схем оплаты труда.

В реализацию мероприятий по противодействию теневой занятости планируется вовлечь социальных партнёров — работодателей и работников. Но важный момент в том, что на сегодня в легализации доходов не заинтересован никто, кроме власти.

Предприниматели, выплачивающие зарплаты в конвертах, избегают завышенных отчислений в фонды. А сами работники получают доход, не секвестрированный налогами. С учетом проблем целых отраслей бизнеса в период пандемии, и отставанием роста доходов граждан от цен на прилавках – сложно ждать, что какая-то из сторон решит добровольно ущемить себя в интересах бюджета государства.

Если добавить к этому ежегодные манипуляции власти с пенсионными накоплениями, и само повышение возраста выхода на заслуженный отдых, то становится понятно: большинство граждан не готово полностью положиться на государство в вопросе обеспечения безбедной старости. И предпочитает, при возможности, самостоятельно готовиться к пенсии. Поэтому минимизация отчислений со стороны работодателей в фонды тоже напрягает людей не так сильно.

Зато следует помнить, как реагируют россияне на действия правительства, ставящие под угрозу их доходы. Об этом можно судить по реакции людей на принятый в 2016 году Закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Он привёл к тому, что уже к 2018 году численность работающих пенсионеров сократилась на 5 млн 376 тыс. человек. И это означало, что большая часть из них просто перешла на ненормальные трудовые отношения с работодателем.

Читайте также:
Реэкспорт будет облагаться по нулевому НДС

На сегодня у государства была единственная успешная попытка по выведению нелегальных работников из тени. Эксперимент с самозанятыми: к середине 2020 года их уже было зарегистрировано более 1 млн, а на сегодня – более 3,2 млн. Для людей оказалось проще заплатить в удобной форме небольшую сумму с дохода, чем бегать от налоговой. Получится ли у правительства предложить нечто не менее удобное? Или ставка будет сделана на тотальный контроль?

Скажем, вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что цифровизация госуправления и администрирования доходов приведет к 2024 году к троекратному сокращению теневого рынка. Прогноз крайне оптимистичный.

При этом не надо забывать: у системы тотального контроля за доходами и расходами есть один деликатный момент. Вместе с теми, кто скрывает серые зарплаты, будут высвечены и иные доходы, намного более грязные. Скажем, откаты и взятки. Явные несоответствия между доходами и расходами госслужащих, полицейских, прокуроров и депутатов окажутся налицо.

К тому же, часть нелегальных доходов давно вложена чиновниками и депутатами в бизнес, в котором, в большинстве случаев, зарплаты установлены на минимальном уровне.

Получается, что формируя систему контроля, люди, работающие во власти, будут сами пилить под собой сук. Поэтому им будет надо принять решение, как вывести себя из-под удара. Скажем, начать «химичить» с программами, или саботировать их внедрение, заявляя о полной практической неэффективности.

Те, кто распоряжаются крупными нелегальными доходами, найдут возможность вывести их из под учета и налогообложения.

Вообще, российской власти свойственно принуждать бизнес быть социально ответственным, а не создавать для этого стимулирующие условия. Скажем, в конце прошлого года в Госдуму поступила инициатива – внести изменения в ст. 48 Трудового Кодекса РФ, и сделать обязательным присоединение к трехстороннему соглашению власти, профсоюзов и работодателей всех типов бизнеса, включая малый. И если кто-то не сумеет грамотно мотивировать отказ, то «региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения».

При этом бюджетники, имеющие возможность получать только белую зарплату, чаще всех высказывают недовольство ее уровнем. И справедливо: в настоящее время, скажем, 39 процентов российских учителей получают до 25 тысяч рублей в месяц.

Утверждены новые правила финобеспечения предупредительных мер

Автор: Ершов Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 19 сентября 2021 году действуют новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н (далее – Правила № 467н). Прежние правила, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н с указанной даты утратили силу. Выделим основные новшества, на которые следует обратить внимание.

Новые и старые правила во многом схожи, принцип финансового обеспечения расходов на предупредительные меры остался прежним.

Напомним, что с 2021 года зачетный механизм не применяется. Предупредительные меры оплачиваются учреждениями (страхователями) за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных расходов за счет средств бюджета ФСС, в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.

К сведению: порядок возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры утвержден Положением № 2375, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375.

Объем средств, подлежащих возмещению

Как и ранее, на финансовое обеспечение предупредительных мер можно направить до 20 % сумм страховых взносов на случай травматизма, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил № 467н):

на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями;

на оплату отпуска работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Также сохранилась возможность увеличения объема финансирования до 30 % сумм уплаченных страховых взносов, если эти дополнительные средства потрачены на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

В случае если численность работников не превышает 100 человек и в предыдущие два года страхователь не получал финансирования предупредительных мер, то предельная сумма для возмещения рассчитывается исходя из данных за три предыдущих года. При этом она не может быть больше суммы взносов на случай травматизма, уплачиваемых в текущем году за вычетом оплаты больничных листков в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и отпусков на период, когда работник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

Перечень расходов на предупредительные меры

Перечень мероприятий, расходы по которым подлежат возмещению за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 467н. Учреждение по-прежнему может компенсировать затраты:

Читайте также:
Когда «упрощенец» лишится льготы, но не будет наказан?

на проведение специальной оценки условий труда;

на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

на обучение в части охраны труда отдельных категорий работников;

на приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников;

на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, медицинских изделий для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче, зарегистрированных в установленном порядке;

на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучение и иные формы подготовки работников по безопасному проведению работ, а также хранение результатов такой фиксации;

на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (за исключением размещения в номерах высшей категории).

Дополнено также, что к возмещению могут быть предъявлены расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «о» п. 3 Правил № 467н).

Кроме того, в 2021 году финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы на борьбу с коронавирусом (COVID-19), в частности (п. 3.1 Правил № 467н):

на приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов;

на приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук этими антисептиками;

на покупку устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

на приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела).

Отметим, что аналогичные нормы были закреплены в прежнем порядке и применялись в 2020 году.

Подача документов для финансирования предупредительных мер

Срок обращения в ФСС с документами о финансовом обеспечении предупредительных мер остался прежним – до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 467н). Однако в 2021 году он продлен до 1 октября (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н).

Учреждению (страхователю) необходимо представить в фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по форме, приведенной в приложении 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237, с приложением следующих документов:

плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по рекомендованной форме, приведенной в приложении к Правилам № 467н;

копии перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) копии (выписки из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

документов (их копий), обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, перечисленных в п. 6, 6.1 Правил № 467н.

Конкретный перечень подтверждающих документов зависит от того, какие предупредительные меры включены в план финансового обеспечения. Например, если учреждение планирует приобрести отдельные приборы, устройства, оборудования и т. п., непосредственно предназначенные для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников», то в ФСС необходимо будет подать следующие документы:

заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медосмотров (обследований) работников;

списки работников, направляемых на мониторинг состояния здоровья на рабочем месте, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

копию договора с медицинской организацией, оказывающей услуги страхователю в проведении мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте;

перечень отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, с указанием количества, стоимости, даты изготовления и срока годности, а также техническую документацию, подтверждающую использование этого оборудования непосредственно для мониторинга состояния здоровья работников;

Читайте также:
Госдума получила законопроект о прогрессивной НДФЛ-ной шкале

копии регистрационных удостоверений и сертификатов, подтверждающих возможность использования приобретаемых отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно для проведения мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте.

Для обоснования в 2021 году финансового обеспечения мероприятий по борьбе с коронавирусом представляются документы, приведенные в п. 6.1 Правил № 467н.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с прилагаемыми к нему документами может быть подано в ФСС на бумажном носителе либо в форме электронного документа. При этом копии документов должны быть заверены печатью страхователя (при ее наличии) (п. 5, 8 Правил № 467н).

Порядок принятия решения ФСС

Сроки принятия решения территориальным органом ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер либо об отказе в финансировании не изменились. Как правило, такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов.

Если сумма страховых взносов, начисленных учреждением за предшествующий год, составляет более 25 млн руб., то срок принятия решения увеличивается до 18 рабочих дней (п. 10 Правил № 467н).

Отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальный орган ФСС может только в следующих случаях:

1) у страхователя на день подачи заявления имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем году или по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

4) страхователь представил неполный комплект документов.

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен.

Возмещение расходов на предупредительные меры

Как и прежде, учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании (п. 16 Правил № 467н).

К сведению: рекомендуемая форма отчета об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, приведена в Письме ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094.

После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, учреждению следует обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26, и документами, подтверждающими соответствующие расходы. Срок обращения остался прежним – не позднее 15 декабря(п. 17 Правил № 467н).

ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема от учреждения указанных заявления и документов принимает решение о возмещении за счет своих средств расходов и перечисляет эти средства на расчетный счет учреждения, указанный в заявлении.

Обратите внимание: расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению (п. 19 Правил № 467н).

Учреждение несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС до 10 октября текущего года (п. 18 Правил № 467н).

В заключение выделим основные изменения, которые содержатся в Правилах № 467н.

Расширен перечень мероприятий на предупредительные меры, которые можно осуществить за счет средств ФСС. В частности, учреждение может компенсировать расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и т. п., непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников». Приведены документы, обосновывающие необходимость финансирования указанных расходов, которые подаются в ФСС вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Так же как и в прошлом году, учреждение может возместить расходы на борьбу с коронавирусом.

В 2021 году срок подачи в ФСС документов о финансовом обеспечении предупредительных мер продлен до 1 октября.

ФСС предоставит финансирование для предупредительных мер по сокращению травматизма

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Фонда социального страхования РФ от 12 ноября 2021 г. № 02-09-14/06-10-29830 “О финансовом обеспечении предупредительных мер”

Вопрос: Согласно п. 14 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 июля 2021 г. № 467н, страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года имеет право обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения.

В связи с тем, что в 2021 года дата «20 ноября» приходится на субботу, просим пояснить по какой день включительно страхователь вправе обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением.

Читайте также:
Макаров заявил о необходимости пенсионной реформы

Ответ: Департамент организации страхования профессиональных рисков рассмотрел обращение по вопросу финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и сообщает.

В соответствии с пунктом 14 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (далее – Правила), страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года имеет право обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) по месту своей регистрации с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения, согласованный территориальным органом Фонда, в пределах суммы финансового обеспечения в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения, с обоснованием необходимости внесения изменений в план финансового обеспечения и предоставлением полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 4 – 6 Правил, для обоснования предупредительных мер, по которым в план финансового обеспечения вносятся изменения.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) срок, установленный законом, иными правовыми актами, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Исходя из применения грамматического толкования предлог “до” не включает в срок ту дату, которая указана после этого предлога. Для сравнения нужно отметить, что предлог “по”, наоборот, включает в срок ту дату, которая указана после данного предлога.

Учитывая изложенное, согласно нормам ГК РФ и применению грамматического толкования предлога “до”, последним днем приема указанного заявления считается 19 ноября текущего года.

При этом статьей 194 ГК РФ предусмотрено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Руководитель Департамента
организации страхования
профессиональных рисков
Е.И. Никитина

Обзор документа

Страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года вправе обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения. В 2021 г. 20 ноября приходится на субботу, поэтому, как пояснил ФСС, последним днем приема заявления считается 19 ноября.

При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Заявление об обеспечении предупредительных мер в ФСС — 2021

Работодатели обязаны создать своим сотрудникам безопасные условия труда. В 2021 году траты на такие предупредительные меры можно частично возместить за счет средств фонда социального страхования РФ. Какие траты можно компенсировать и как это сделать, рассказываем в статье.

Что такое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

Работодатели обязаны обеспечить своих сотрудников безопасными условиями и охраной труда (ст. 212 ТК РФ). Они, в частности, должны предпринимать меры по предотвращению профзаболеваний и несчастных случаев на производстве (пп. 4 п. 2 ст. 17 Закона «Об обязательном социальном страховании. » от 24.07.1998 № 125-ФЗ). По общему правилу работодатель финансирует проведение таких мер за счет сумм страховых взносов на травматизм, которые подлежат перечислению в ФСС (п. 2 правил, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н, далее — правила № 580н).

К предупредительным мерам отнесены (п. 3 правил № 580н):

  • спецоценка условий труда;
  • санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях;
  • обучение правилам охраны труда;
  • покупка аптечек для оказания первой медпомощи;
  • покупка средств индивидуальной защиты;
  • санаторно-курортное лечение предпенсионеров;
  • предоставление отдельным категориям сотрудников лечебно-профилактического питания;
  • проведение обязательных периодических медосмотров сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях;
  • покупка тахографов транспортными компаниями в целях контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;
  • закупка приборов и устройств, которые предназначены для обеспечения безопасности сотрудников при проведении отдельных видов работ;
  • закупка приборов и устройств в целях обучения сотрудников безопасному производству работ.

В состав таких мер в 2020 году входили траты на предупреждение распространения COVID-19, в частности, затраты на покупку масок и дезинфицирующих средств, тестирование сотрудников на наличие коронавируса. В нынешнем году это правило больше не действует, так как п. 3.1 правил утратил силу (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 23.06.2020 № 365н).

Правила финансового обеспечения предупредительных мер

В 2021 году действуют особые правила финансирования предупредительных мер, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375.

Сначала работодатель должен определить, какие расходы он сможет возместить. Затем до 1 августа необходимо подать в фонд соцстраха заявление о финобеспечении с комплектом документов. Фонд проверит документы и согласует размер трат или откажет в согласовании.

В течение года работодатель должен из собственных средств оплачивать расходы на обеспечение безопасных условий труда, а ФСС РФ впоследствии их возместит. Для получения денег необходимо направить заявление с документами, подтверждающими понесенные траты, не позднее 15.12.2021.

Форму заявления о возмещении затрат ФСС пока не утвердил. Полагаем, что можно составить заявление произвольно, взяв за основу взять документ, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих понесенные расходы.

ФСС проверит, были ли денежные средства использованы по целевому назначению и в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления примет решение о возмещении затрат и перечислит деньги на банковский счет работодателя.

Читайте также:
Медведев Решил обсудить проблемы фискальной системы

Необходимые документы по финансовому обеспечению предупредительных мер

Для согласования лимита затрат на предупредительные меры нужно представить в региональное подразделение ФСС:

  • заявление (форму можно найти в приложении № 1 к административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237);
  • план финобоснования мер;
  • копию списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был составлен по результатам спецоценки условий труда;
  • обосновывающие документы в зависимости от вида используемых мер.

При проведении спецоценки условий труда следует приложить копию локального акта о создании комиссии по осуществлению спецоценки и копию контракта с компанией, проводящей такую спецоценку

При обучении охране труда необходимо приложить:

  • копию приказа о направлении сотрудников на обучение;
  • перечень обучаемых сотрудников;
  • копию договора с обучающей компанией, имеющей аккредитацию;
  • копию уведомления Минтруда РФ о включении такой компании в реестр фирм, которые оказывают услуги в области охраны труда;
  • копию утвержденной программы обучения и так далее.

Документы можно направить различными способами (п. 15 административного регламента):

  • лично;
  • посредством почтового отправления;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме через портал «Госуслуги».

Копии документов, предоставляемых на бумаге, должны быть заверены. На документе следует проставить штамп: «Копия верна», указать название организации, проставить должность, Ф.И.О. и личную подпись лица, заверившего копию, а также дату заверения копии и печать компании (при наличии).

Документы нужно представить до 1 августа текущего года (п. 4 правил № 580н), то есть последний день — 31 июля. Правилами не предусмотрен перенос срока приема документов, если последний день выпадает на выходной или праздничный день, поэтому в 2021 году последним днем приема станет 30.07.2021.

План финансового обеспечения предупредительных мер

Форму плана финобеспечения утвердил приказ № 580н. В документе нужно указать мероприятия на текущий год.

Заполнение плана имеет ряд нюансов. Некоторые мероприятия можно включить в план только после выполнения, например, выдачу работникам лечебно-профилактического питания.

Другие, в частности, обучение охране труда можно запланировать на будущее, но договор должен быть заключен к моменту составления плана. Поэтому прежде чем указывать мероприятие в плане, рекомендуем уточнить список необходимых документов. В любом случае мероприятие должно пройти в течение года, так как для возмещения расходов необходимо будет приложить копии подтверждающих документов.

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер

Возместить за счет страховых взносов можно до 20 процентов разницы между начисленными за предыдущий год взносами на травматизм и двумя видами выплат, которые были произведены в том же году (п. 2 правил № 580н, пп. 1, 2 положения № 2375).

Вычисления производят так: из страховых взносов на травматизм нужно вычесть сумму оплаченных больничных листков в связи с производственным травматизмом и сумму оплаты отпусков на период, когда сотрудник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска. Полученную разность нужно умножить на 20 процентов.

Лимит может быть увеличен с 20 до 30 процентов от указанной разницы, если дополнительные средства (10 процентов) идут на оплату санаторно-курортного лечения предпенсионеров (п. 2 правил № 580н).

Если в компании работают менее 100 сотрудников и в предыдущие два года она не получала финансирование на осуществление предупредительных мер, предельную сумму затрат рассчитывают исходя из данных за три предыдущих года. Лимит не может быть больше суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены в текущем году (п. 2 правил № 580н).

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

Заявление о финобеспечении необходимо составить по форме, утвержденной административным регламентом. В документе нужно указать:

  • название организации, ее регистрационный номер в ФСС, ИНН;
  • наименование регионального подразделения ФСС;
  • прилагаемые документы;
  • способ, которым будет вручено решение органа фонда соцстраха.

Территориальный орган фонда социального страхования рассмотрит заявление, другие документы и примет решение в течение (п. 8 правил, пп. 1, 2 положения № 2375):

  • 10 рабочих дней — если сумма взносов на травматизм за предыдущий год составляет 25 млн рублей или меньше;
  • 18 рабочих дней (3 15 рабочих дней) — если она превышает 25 млн рублей. В таких случаях региональный орган направляет документы на согласование в центральный аппарат фонда.

Срок может увеличиться, так как в него не входит время на пересылку документов.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: