Решение налоговиков не является окончательным

Когда ошибается налоговая…

И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки – точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по “общей” доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено – в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

Читайте также:
Оборудование с фундаментом – недвижимость?

Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Читайте также:
Греф рассказал, к чему стоит готовиться России в цифровую эпоху

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное – помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в свете положений ст. 101 НК РФ

Правила вынесения решения по результатам проверки устанавливаются ст. 101 НК РФ. В своей сущности такая проверка является ревизией, проводящейся по месту нахождения базы налогоплательщика. По результатам её проведения формируется акт, а в случае наличия у проверяемого лица возражений, то они прикладываются к нему.

Читайте также:
ФСС рассказал об ошибках медиков при оформлении больничных листов

Различные обстоятельства, подтверждающие версию сотрудников налоговой службы, так же документируются и добавляются ко всей итоговой документации. В результате образуется пакет документов, который передаётся на рассмотрение руководителя отделения налоговой службы.

Что представляет собой проверка данного типа?

Налоговая проверка — это комплекс мероприятий, направленный на выявление возможных нарушений субъекта экономической деятельности. Такие проверки могут иметь различные критерии для своего деления на виды, но важнейшими из них остаются выделение камеральных и выездных проверок.

В обоих случаев работа инспекторов налоговой завершается составлением акта, в котором перечисляются все нарушения. При этом сотрудники, которые проверку проводили, не выносят никаких решений сразу и сами. Это происходит на основе легитимной процедуры, а в итоге появляется определённое решение комиссии.

Плательщик налогов, который проверялся инспекторами, получит письменное уведомление и копию акта. В его распоряжении будет 10 дней для того, чтобы подготовиться к тому, чтобы устно выступать перед комиссией или обращаться к ней с письменными ходатайствами.

Он может опротестовывать выводы комиссии, приводить свои аргументы, опираясь при этом на статьи любых кодексов и ФЗ, которые только имеют отношения к вопросам налогообложения предпринимателей по результатам их экономической деятельности.

Самым неприятным видом проверки является выездной её тип. Она длится долгое время, а срок может быть и продлён. Всё это время предприниматель получает существенные затруднения в ведении дел. К примеру, налоговые инспекторы могут начать инвентаризацию на его складах, а это потребовать временной приостановки работы — полной или частичной.

Таким образом за несколько месяцев проверка может привести к полному банкротству. Особенно в том случае, если выявленные нарушения, явные или мнимые, повлекут за собой введение каких-то ограничительных мер. Проверяемый налогоплательщик может обращаться за защитой к судебным инстанциям, но это порождает лишь растянутый во времени судебный процесс.

Выездная проверка проводится на основании положений ст. 89 НК РФ и может длиться два месяца. Этот срок может быть увеличен руководителем отделения ФНС до 6 месяцев.

Инспекторы начинают проверку с определенным планом, а в нём предварительно описаны нарушения, вменяемое налогоплательщику, а также примерные суммы недоимок. Чаще всего проверкой является выявление того, что находится в этом плане. В служебной документации он именуется заключением.

Акт, который появляется в результате проведения проверки, содержит информацию о том, как сильно предварительное заключение соответствует действительности.

Рассмотрение материалов

В течение 10 дней с момента истечения срока, установленного ст. 100 НК РФ, руководитель должен принять взвешенное решение. Существует возможность однократного увеличения срока рассмотрения на один месяц. В момент приёма документов руководитель должен известить налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения полученных материалов.

С этого момента у того возникает право принять участие в рассмотрении. При этом отсутствие такового лица не рассматривается в качестве препятствия рассмотрения. Впрочем, руководитель может сформировать решение о том, что участие налогоплательщика или его представителя имеют обязательный характер.

На практике налоговики всегда нацелены на то, чтобы получить максимум с каждого субъекта экономической деятельности, по отношению к которым проводятся проверки. В результате таковых многие предприниматели банкротятся.

До начала рассмотрения материалов руководитель должен объявить лицо, которое будет рассматривать дело, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, и огласить решение о возможности рассмотрения без приглашённых для участия, если они не явились.

В его обязанность входит и проверка полномочия представителя налогоплательщика, если тот действует через него, разъяснить всем участникам их права и обязанности или вынести решение об отложении рассмотрения, если отсутствует лицо, присутствие которого руководитель считает необходимым.

В ходе рассмотрения может быть оглашен акт, другие материалы, а также письменные возражения налогоплательщика. По правилам рассматриваемой статьи, налогоплательщик может не предоставить письменных возражений, но право личного присутствия и заявления возражений в устной форме за ним всё равно сохраняется и в таком случае.

В ходе проведения процедуры рассмотрения возможно вынесение решения о том, что необходимо привлечь эксперта или специалиста.

Обязанности руководителя при рассмотрении материалов

Круг обязанностей руководителя относительно результатов проверок так же определён рассматриваемой статьёй. К ним относится установление нарушений законов о налогах и наличие в них состава правонарушения, основания для привлечения лица к ответственности. Выявляются и обстоятельства, способные исключить вину, смягчить её или отягчающие ответственность.

Вводит данная статья и правовой режим дополнительных мероприятий. Они могут быть связанными с потребностью в получении дополнительных доказательств факта нарушений или отсутствия таковых.

Начальник налоговиков обладает правом вынести решение о проведении в срок, не выходящий за пределы одного месяца, дополнительных мероприятий. При этом указываются срок и конкретная форма проведения дополнительных мероприятий. В качестве таковых рассматривается истребование документов, проведение экспертизы, получение свидетельских показаний.

Главными же являются решения руководителя о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

Читайте также:
Россия получит возврат капитала с помощью калининградского «офшора»

Какие решения принимаются по результатам

Устанавливает анализируемая статья и требования к решениям, которые принимаются по результатам проверок. Если рассматриваемое лицо привлекается к ответственности, то должны быть изложенными обстоятельства совершенного им правонарушения, со ссылкой на документы, подтверждающие обстоятельства совершения правонарушения.

Добавляются и аргументы налогоплательщика, выдвигаемые им в свою защиту, и результаты проверки этих сведений и доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Указываются объём недоимки и соответствующих пеней, а также штраф, назначаемый лицу.

В случае принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения перечисляются обстоятельства, ставшие основанием для этого. Так же может быть указана недоимка и сумма соответствующих пеней.

Принятие обеспечительных мер

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе руководитель вправе принять обеспечительные меры. При необходимости они могут быть отменены в любой момент.

Вынесение решений по результатам проверок и позиция высшего суда

Пример применения положений статьи в ходе судебного решения споров можно найти в определении ВС РФ по делу № 307-КГ16-6928 от 7 июня 2016 г. Из судебных актов становится ясно, что по результатам проверки общества инспекцией вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, доначислении налога на прибыль в размере 1 718 703 руб. и НДС в размере 1 546 833 руб., а так же начислении 732 521 руб. пеней и штрафные санкции за неуплату налога на прибыль в размере 343 740 руб.

Основанием послужил вывод о занижении базы в связи с фиктивным оформлением с взаимозависимой организацией сделки. Инспекция пришла к выводу о том, что общество умышленно продало товар по цене ниже рыночной.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение недействительным и исходили из того, что в нарушение требований п. 8 ст. 101 НК РФ решение инспекции не содержит обстоятельств и ссылок на доказательства, подтверждающие отклонение цены реализации товара по сделке.

Суд кассационной инстанции указал, что отделением ФНС в обоснование вывода о недобросовестности общества при совершении сделок представлены в деле все необходимые доказательства. В высшем суде сочли, что суд округа правильно применил нормы материального права. Судьи ВС оставили в силе его решение, а вместе с тем и решение отделения ФНС о том, что обнаруженные в ходе проверки нарушения подлежат такой суровой квалификации, а обществу надлежит выплатить большой налог и сверх того заплатить штраф.

Как видим, рассмотрение дела общества в его пользу судами начальных инстанций ему не помогло, поскольку государственная система нацелена на получение максимальной отдачи и стремится забирать с бизнеса столько, сколько сможет.

ФНС впервые использовала «архивные» данные офшора для налоговых претензий

Российские налоговые органы вправе ретроспективно применять международное соглашение по борьбе с выводом прибыли за рубеж, выяснилось на примере их судебного спора с компанией из Иваново. Полученная налоговиками выписка со счета в эстонском банке за 2014–2015 годы позволила им потребовать с подмосковного ретейлера уплаты дополнительно 75 млн руб. налогов, пеней и штрафа. Это первый публичный случай, когда налоговые органы использовали международное соглашение ретроспективно.

Темное прошлое

Инспекция Федеральной налоговой службы по Иваново уличила ЗАО «Экстра», которому принадлежит ряд гипермаркетов в регионе, в необоснованной налоговой выгоде, сообщается в решении областного арбитражного суда от 19 июля 2019 года. Компания выводила прибыль в Эстонию через техническую фирму на Кипре и на этом основании воспользовалась формальным правом платить налог с дивидендов по сниженной ставке 5% (вместо стандартных 15%), следует из решения.

Собрать доказательства стало возможным благодаря международной Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбургская конвенция). В России документ вступил в силу 1 июля 2015 года и распространяется на налоговые периоды начиная с 2016 года. Однако Эстония в деле «Экстры» раскрыла России информацию за 2014–2015 годы.

Это свидетельствует о том, что налоговые органы могут запросить и успешно использовать данные за периоды, предшествующие вступлению в силу Страсбургской конвенции, сказал РБК партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин. Ранее ФНС уже указывала, что, к примеру, с Каймановыми островами достигнута договоренность осуществлять обмен информацией за периоды с 2012 года, уточнил Калгин.

«Это, безусловно, важная новость, поскольку к конвенции присоединились многие популярные среди российских бизнесменов офшоры — например, Британские Виргинские острова», — отметил он.

Это первый ставший известным случай, когда налоговые органы ретроспективно использовали международное соглашение об обмене данными; подобные решения ранее не встречались в практике, отмечает партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров.

«Это означает, что налоговым уклонистам не стоит уповать, что отдельные многосторонние соглашения только недавно вступили в силу», — отметил эксперт. РБК направил запрос в пресс-службу ФНС.

Международный обмен финансовой информацией — часть глобального плана борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS). Налоговые органы стран-участниц передают друг другу информацию о счетах, активах и незадекларированных доходах их граждан за рубежом. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения.

Читайте также:
Производства получат каникулы по земельно-имущественному налогу?

Страсбургскую конвенцию подписали 129 стран и ратифицировали такие популярные у россиян офшоры, как Британские Виргинские острова, Кипр, Каймановы, Багамские, Сейшельские острова, Белиз, Джерси, а также традиционные банковские юрисдикции — Швейцария, Австрия, Сингапур. Россия планирует заключить с рядом стран меморандумы, которые также позволят собирать налоговую задолженность за рубежом.

Кроме сотрудничества по запросам налоговые органы обмениваются данными об операциях транснациональных компаний (CbC-reporting), а с 20 июля 2018 года стартовал международный автоматический обмен.

Кипрская пустышка

Налоговые органы выявили нарушения в ЗАО «Экстра» во время выездной проверки, которая изучала данные за период с 2014 по 2016 год. В результате компании доначислили 52,5 млн руб. налогов на доходы иностранных организаций, 18,8 млн руб. пени и штраф более 3,5 млн руб.

  • ЗАО «Экстра» принадлежит гражданину Эстонии Андрею Астапенко.
  • В августе 2013 года компанию приобрел кипрский офшор Slanroad Investments Ltd, зарегистрированный незадолго до сделки; его единственным акционером являлся Астапенко. Фактически сделка не была оплачена, установили налоговые органы.
  • Далее кипрская компания получила заем от эстонской Odirius Grupp OÜ, членом правления которой также являлся Астапенко, и вложила в уставный капитал российской организации €100 тыс. — ровно столько, сколько требует защитный механизм против налогового мошенничества Соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения. «Денежные средства выдавались организации аффилированными лицами исключительно с целью создания видимости прямого вложения в компанию», — отмечается в решении суда.
  • В течение трех лет «Экстра» выплачивала дивиденды в пользу кипрской компании на счет в эстонском банке SEB. Всего с 2014 по 2016 год было переведено свыше $9 млн и €1,4 млн.
  • Выписку из этого банка и предоставил по запросу ИФНС Налоговый и таможенный совет Эстонии.
  • Информация о движении средств показала, что компания на Кипре не являлась фактическим получателем дохода. Деньги были распределены между аффилированными с Астапенко эстонскими компаниями OGFG OÜ, Odirius Grupp OÜ и Blue Coral OÜ — кипрский офшор выдал им займы всего под 0,5% годовых.

У кипрской компании не было иных доходов, кроме дивидендов «Экстры», не было других активов, а также сотрудников, кроме директора. Офшор позволил платить налог по сниженной ставке 5%, поскольку с Кипром, в отличие от Эстонии, есть Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налоговая тайна стала явной

Один из основных аргументов представителей ЗАО «Экстра», которые оспорили в суде решение налоговой инспекции о доначислении налогов, заключался в том, что она незаконно собрала доказательства, в результате чего ей стала известна информация за 2014–2015 годы, которая составляет налоговую тайну, тогда как Страсбургская конвенция действует в отношении России только начиная с 2016 года.

Однако налоговая инспекция в ответ указала, что действие конвенции распространяется на более ранние периоды по взаимному согласию стран. При этом, по мнению налоговой, письменно оформлять такое согласие не требуется. «Экстра» безуспешно обжаловала действия налоговой инспекции в первой инстанции. Пока решение суда не является окончательным, и компания может подать апелляцию.

Не исключено, что налоговые органы Эстонии отказали бы, если бы запрос касался напрямую резидента этой страны, предполагает Захаров. «Но в этом случае, когда запрос касался кипрского офшора, эстонские налоговики сочли, что не ограничены по срокам, и предоставили информацию по достаточно далекому периоду», — отметил он.

По словам эксперта, в традиционно банковских юрисдикциях принято строже соблюдать налоговую и банковскую тайны. «В аналогичной ситуации налоговые органы Швейцарии, Австрии или Сингапура, вероятно, более строже отнеслись бы к срокам, за которые можно предоставить банковские выписки», — отметил Захаров.

ФНС активно использует механизмы международного обмена информацией, но остается открытым вопрос, насколько полезную информацию налоговая может почерпнуть от офшорных юрисдикций. «Дело в том, что зачастую офшорные компании не предоставляют отчетность и открывают банковские счета в других странах — в этом смысле данные от кипрских или, например, швейцарских налоговых органов могут оказаться гораздо более содержательными», — отметил Виктор Калгин. Как правило, офшорные компании, особенно с бенефициарами из России, держат банковские счета в Швейцарии, Эстонии, Латвии, отмечает Александр Захаров.

Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию

Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.

Наш кейс

Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

Читайте также:
Алкогольный акциз может принести дополнительные средства регионам

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Сроки по взысканию долга и оспариванию решения

5 месяцев спустя

В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.

Вывод

Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение

Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании

Незаконное предпринимательство: кого штрафуют и как находят нарушения

Бизнес и самозанятость нужно регистрировать. Даже если скромный доход или совсем нет прибыли. Даже если это просто хобби — не столько ради денег, сколько для души. Всё, что попадает под понятие «предпринимательская деятельность» будет законным только после регистрации в налоговом органе. Иначе — административный штраф, а то и уголовная ответственность, не считая взыскания налогов.

Читайте также:
Ростовские погорельцы могут освободиться от налогов

Законное и незаконное предпринимательство

Распространено мнение, что незаконное предпринимательство — это когда получаешь доход и не платишь налоги. На самом деле это не совсем так. Незаконное предпринимательство — это когда человек работает самостоятельно с целью систематического получения дохода, но не регистрируется и не получает необходимые лицензии — абз. 3 ч.1 ст. 2 ГК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ.

Вот два примера, которые помогут разобраться:

Девушка делает маникюр и стрижки на дому. С доходов она перечисляет налоговой 13%. Несмотря на уплату налогов, она всё равно нарушает закон. По факту деятельность предпринимательская, значит нужна регистрация в качестве предпринимателя и оплата налогов по правилам для бизнеса.

Мужчина увлекается созданием мебели. Он сделал несколько шкафов и столов для знакомых, разместил свои работы в социальных сетях и рассказал, что принимает заказы. Он уже стремится получить прибыль. Если налоговая докажет, что систематически, то оштрафует. Другой вопрос — должен ли он заплатить налоги. Неуплата налогов — отдельное нарушение.

Не составляет труда установить отсутствие регистрации или лицензии. Либо они есть, либо нет. Но вот доказать, что деятельность является именно предпринимательской — не всегда просто. Основная сложность — подтвердить нацеленность на систематическое (!) получение прибыли. В законах определения этой характеристики нет, поэтому приходится обращаться к судебной практике.

Как налоговая признаёт предпринимательство незаконным

Ключевые моменты судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве рассмотрены в Письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614. Оно содержит и позицию ФНС по отдельным спорным вопросам.

Что важно знать:

Налоговая должна доказать, что человек занимается предпринимательской деятельностью. Без доказательства штрафовать нельзя.

Признаки предпринимательской деятельности — длительность, систематичность и массовость сделок. Ещё характерны:

учёт операций, даже если в «блокнотике»;

устойчивая связь с клиентами и контрагентами, например, заключение договоров;

приобретение имущества для получения прибыли, например, если квартира завалена трубами на продажу.

Цель систематического получения прибыли доказывают показания контрагентов, документы, выписки по счетам, размещение рекламы, выставление образцов и предложение купить. Обычно человек активно стремится к систематической прибыли, а не получает пассивный доход.

Отсутствие прибыли не превращает предпринимательскую деятельность в «непредпринимательскую».

Как выявляют нарушения

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности.

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка.

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты.

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;

анализом активностей по информационным базам и реестрам;

запросами выписок из банковских счетов;

контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);

рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;

налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

Курс молодого ИП

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Что грозит за незаконное предпринимательство

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;

нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Что делать, если решился регистрировать ИП

Часто ИП регистрируют не потому, что боятся штрафов, а потому что так удобнее. В любом случае, к регистрации нужно подготовиться. Самый простой способ — пройти наш бесплатный курс молодого ИП. За 11 уроков по 5-10 минут вы узнаете, как выбрать лучший способ открыть ИП, что необходимо сделать сразу после регистрации, как оформлять документы по сделкам и получать официальные доходы, а ещё — как платить налоги и что делать при проверках.

Статья актуальна на 01.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Штрафы за незаконное предпринимательство в 2021 году

Какая деятельность считается предпринимательской

Разберемся, ведение какой деятельности подходит под определение “предпринимательской”. Если ваш способ получение дохода полностью вписывается в это определение, значит, ее следует оформить по правилам закона. Иначе вам грозит штраф.

Согласно Законодательству, Предпринимательской называется “. самостоятельная и осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. (ст. 2 Гражданского Кодекса РФ). ”.

Читайте также:
Названы самые «доходные» для бюджета виды деятельности

Исходя из этого определения, предпринимательство обладает характерными признаками.

То есть без привлечения сторонних лиц, человек “сам работает — и сам оплачивает свой труд”.

Направленная на получение прибыли

Основная цель — получение прибыли. Другие цели вторичны (независимо от их качества).

С определенным временным интервалом (ежедневно, ежемесячно, ежегодно).

определены основные направления деятельности

Например, Виктор занимается установкой ТВ-антенн. Ежедневно, с 9 до 18 часов. Самостоятельно покупает у производителя, находит клиента, устанавливает, принимает деньги от заказчика. В этом случае он ведет предпринимательскую деятельность, и ему необходимо зарегистрироваться в ближайшем органе фнс в качестве индивидуального предпринимателя или ООО.

Виктор заказал у студента Игоря логотип. Это разовая сделка, поэтому Игорю не нужно регистрироваться в качестве предпринимателя.

Согласно Законодательству, “. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом…”.

Если же деятельность подлежит обязательной регистрации, но не была зарегистрирована, то она считается незаконным предпринимательством.

Что значит “незаконное предпринимательство”

В Законодательстве существует однозначное определение незаконного предпринимательства.

“. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств…” (статья 171 Уголовного Кодекса).

Например, за создание логотипа студент Игорь заработал ₽100 тыс. Если он (будучи студентом) дальше продолжит обучение без организации постоянного заработка, то Игорь не будет считаться предпринимателем из-за оказания услуги единоразово. Если же студент продолжит рисовать логотипы на заказ и получать регулярную прибыль без регистрации в качестве самозанятого или ИП, открытия ООО или АО в законодательном порядке, то его деятельность будет считаться незаконным предпринимательством.

Извлечение незаконного дохода довольно распространено в России. Поэтому Налоговая служба борется с ним и вынуждает теневых предпринимателей нести ответственность за свой бизнес.

Как ФНС находит незарегистрированных предпринимателей

Вот что может помочь Налоговой выявить незаконного предпринимателя.

денежные переводы на банковские карты (от клиентов и покупателей);

показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;

наличие расписок в получении денег;

реклама товаров и услуг (в том числе в соцсетях);

выставление или демонстрация товарных образцов;

налаженные связи с контрагентами;

заключение договоров аренды коммерческих площадей;

учет хозяйственных операций по сделкам.

А теперь — несколько реальных историй нелегального предпринимательства из Интернета.

В ходе серии проверок сотрудники налоговой провели контрольную закупку у кондитера из Пролетарского района Тверской области, после чего потребовали декларации о доходах с указанием полученных сумм за два налоговых периода (календарных года). Однако была предоставлена только декларация о доходах физического лица, поэтому обнаруженный предприниматель был наказан в установленном законом порядке согласно КоАП РФ и другим нормативно-правовым актам.

Житель Курска в течение нескольких лет был нелегальным бизнесменом. Он покупал земельные участки, строил на них дома, а потом продавал. Бизнес развивался, пока не оказался в поле зрения налоговиков. Они аргументировали, что деятельность без регистрации противоречит закону. Суд привлек жителя Курска к ответственности за нелегальную торговлю.

Гражданин «С» поставлял газ в баллонах в течение нескольких лет как физ.лицо — без оформления ИП и без получения лицензии на работу со взрывоопасными веществами. Недовольный клиент пожаловался в Налоговую, после чего предприниматель был оштрафован и был вынужден заплатить налоги за прошедшие налоговые периоды.

КоАП и другие Законодательные Акты предусматривают штрафы для нарушителей законодательства.

Как наказывают нелегальных предпринимателей

Такими штрафы налагаются за незаконную предпринимательскую деятельность.

Статья 14 пункт 1 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Штраф (административный арест) на сумму от 500 до 2000 ₽.

Статья 116 Налогового Кодекса.

10% от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.

Статья 171 Уголовного Кодекса.

Штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.

Обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Лишение свободы на срок до 6 месяцев.

Однако кроме вышеуказанных штрафов, также могут быть применены другие меры. Размер штрафа в каждом конкретном случае может быть увеличен.

Кстати, еще одной причиной для легализации бизнеса являются программы государственной поддержки бизнеса. Чиновники не жалуют “теневых” бизнесменов, но поддерживают легальных.

Самозанятые — отдельная организационно-правовая форма, для которой государство разработало особые меры поддержки.

За что еще нелегального бизнесмена могут оштрафовать.

За работу без лицензии.

Уклонение от уплаты налогов.

Вред другим людям (особенно если нанесенный ущерб был особенно крупным).

Кроме этого, осужденный предприниматель скорее всего получит санкции от пожарной инспекции и роспотребнадзора.

Но окончательную сумму штрафов всегда рассчитывает судебный орган.

Кстати, а знание законов поможет освободить от ответственности.

Как избежать штрафа

Если вам все-таки предстоит разговор с налоговой о штрафах, то по имейте в виду следующее. Законодательно предусматривается два способа избежать штрафа за незаконное предпринимательство.

Доказательства, что ваша деятельность не является предпринимательской (то есть не является самостоятельной, не подразумевает получение прибыли, не систематическая).

Если вы продаете то, что вырастили или произвели самостоятельно (согласно УК РФ).

Читайте также:
Пенсии должны двукратно превышать инфляцию

Но нет никакой гарантии, что вы сможете “пролезть в эти лазейки”. Возможно, они просто не подходят вам.

Поэтому для того, чтобы избежать неприятностей (с Налоговой и другими гос.органами), рекомендуем вам зарегистрироваться — и вести бизнес легально.

Как легализоваться

Чтобы не попадать в “неприятные истории с налоговой”, лучше зарегистрироваться — оформить самозанятость, пройти регистрацию ИП или зарегистрировать ООО.

Какую форму регистрации выбрать? Мы подготовили таблицу с их сравнением.

Можно нанимать, но если численность персонала более 100 человек (и оборот превышает 150 млн руб), то налог повышается.

Нет ограничений. Но сумма налога зависит от численности персонала.

НПД (налог на профессиональный доход): 4% или 6%

УСН “доходы” — 6% и УСН “доходы – расходы” — 15% (Упрощенная Система Налогообложения). Если оборот превышает 150 млн руб и численность персонала более 100 чел, то налог будет повышен — 8% и 20% соответственно.

Либо патент (стоимость фиксированная в рублях, зависит от вида бизнеса).

УСН “доходы”, УСН ”доходы-расходы”, ЕСХН (единый сельхозналог), ОСНО (Общая Система Налогообложения).

Минимум — 6%, Максимум — 20% (зависит от оборота и численности персонала)

Декларация по УСН — по итогам года.

Декларация по УСН — по итогам года.

Налоговая декларация по ЕСХН — за год.

Налоговая декларация по НДС (если нет освобождения) — поквартально.

Декларация по налогу на прибыль — поквартально.

Декларация по НДС — поквартально (только в электронном виде).

Декларация по налогу на имущество организаций — по году.

Ограничения по обороту

до 2,4 млн в год

нет, но если оборот превышает 150 млн руб и численность персонала более 100 человек, то налог повышается.

Нет ограничений. Но сумма налога зависит от оборота.

Запрещенные виды деятельности

торговля подакцизными товарами;

торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации;

перепродажа и реализация полезных ископаемых;

деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;

доставка товаров с приемом платежей в интересах других лиц;

производство и распространение подакцизной алкогольной продукции;

деятельность, связанная с работой граждан РФ за пределами страны;

работа с психотропными и наркотическими средствами;

направления, связанные с азартными играми;

бизнес, связанный с активным воздействием на окружающую среду.

разработка, и производство и ремонт авиационной техники;

разработка, производство, ремонт, торговля вооружением, боеприпасами;

производство, хранение, распространение и применение взрывчатых материалов и пиротехнических изделий IV и V класса;

деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за ее пределами;

производство лекарственных средств;

В мобильном приложении “Мой налог”

Через сайт госуслуг, МФЦ, официальный сайт ФНС nalog.ru . Подробная инструкция

На сайте госуслуг или на сайте ФНС nalog.ru . Подробная инструкция.

Информации о формах предприятий достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящую.

Кому что больше подходит

Подготовили рекомендации по выбору формы регистрации.

Если работаете без привлечения наемного персонала, то становитесь самозанятым (также если ваша деятельность не запрещена для этого налогового режима).

Подробно о том, кому подходит статус самозанятого, что лучше ИП или самозанятость, нужна ли онлайн-касса, читайте в статье “Закон о самозанятых – все самое важное”.

Если у вас небольшой бизнес с командой до 100 человек и ваша деятельность не запрещена законодательно, то открывайте ИП.

В остальных случаях, ООО — оптимальный выбор. Но! Убедитесь, что ваша деятельность не попадает под ограничения.

Рекомендуем вам зарегистрировать бизнес официально — и вести его в соответствии с трудовым и другим законодательством. Так легче и лучше получать регулярный и высокий доход намного легче!

Дата публикации: 15.04.2021

Как физлиц и организации штрафуют за незаконную предпринимательскую деятельность

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2021 году для физических лиц — это следующие суммы:

  • от 500 до 1000 рублей по ст. 14.1 КоАП РФ;
  • 10% от полученного от деятельности без регистрации дохода, но не менее 40 000 рублей;
  • до 300 000 рублей или доход за 2 года по ст. 171 УК РФ, если в результате причинен ущерб или получен доход в размере 2 250 000 рублей и больше.

Если ведется бизнес без регистрации ИП или юрлица, контролирующие органы вправе привлечь гражданина к ответственности и наложить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, в 2021 году физлицу он назначается на основании статей КоАП РФ, УК РФ, НК РФ (расчет дополнительных налогов).

Законодательные нормы

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юрлица, но только после постановки на учет в ФНС в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательство — это экономическая деятельность (оказание услуг, выполнение работ, реализация товаров или сдача имущества в аренду), осуществляемая на собственный страх и риск для извлечения прибыли. Предприниматель отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением вещей, на которые не обращается взыскание по ГПК РФ).

Привлечение к ответственности производится на основании норм Административного, Налогового и Уголовного кодексов. Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность в 2021 году производится по следующим статьям:

  • налоговой — ст. 116 НК РФ;
  • уголовной — ст. 171 УК РФ;
  • административной — 14.1 КоАП РФ.
Читайте также:
Пенсии должны двукратно превышать инфляцию

Самый распространенный вид наказания — штраф за отсутствие ИП, но по УК РФ предусмотрены дополнительно обязательные работы или арест на срок до 480 часов или до 6 месяцев.

Используйте бесплатно инструкции от КонсультантПлюс, чтобы зарегистрироваться, как ИП. Эксперты разобрали, какие документы нужны и как их заполнить или получить, куда падать пакет и что еще нужно сделать.

Что означает термин «незаконная»

По нормам законодательства, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ИП является незаконным и преследуется. Термин «незаконная» означает ведение предпринимательства без постановки на учет в качестве ИП в ФНС РФ. Незаконным является ведение бизнеса по группе занятий, для которых законодательством установлено обязательное получение специального разрешения — лицензии.

Для выявления фактов незаконного предпринимательства специалисты ФНС анализируют ведение лицом экономической деятельности, на осуществление предпринимательства косвенно или прямо указывают следующие признаки (постановление Пленума ВС РФ №18 от 24.10.2006):

  • показания контрагентов или клиентов, оплативших товары или услуги;
  • осуществление рекламы, в том числе в виде образцов и объявлений в СМИ;
  • осуществление оптовых закупок;
  • налаживание связей и контактов с контрагентами и клиентами для ведения предпринимательства;
  • наличие расписок или иных документов о реализации товаров и оказании услуг;
  • ведение учета операций по сделкам;
  • заключение договоров в хозяйственных целях.

Если в действиях лица доказано наличие состава преступления или правонарушения (факт сознательного ведения приносящей доход деятельности без регистрации), последует штраф за незаконное предпринимательство физических лиц в установленном законодательством размере.

Виды наказаний

По нормам действующего права ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в 2021 году предусмотрена административная, уголовная и налоговая.

Административная

По ст. 14.1 КоАП РФ штраф назначают в следующих размерах в зависимости от вида нарушения и его субъекта:

Состав Субъект Штраф за работу без ИП в 2021 году в рублях
Предпринимательство без постановки на учет в качестве ИП или юрлица Физлица От 500 до 2000
Без лицензии, если ее получение является обязательным Физлица От 2000 до 2500
–//– Должностные лица От 4000 до 5000
–//– Юрлица От 40 000 до 50 000

Налоговые штрафы за незаконное предпринимательство

По ст. 116 НК РФ ведение бизнеса без постановки на учет грозит штрафом в размере 10% от доходов, полученных в ходе предпринимательской деятельности, но не менее 40 000 рублей.

Уголовная

По ст. 171 УК РФ штраф за нелегальную предпринимательскую деятельность, если ведение незаконного предпринимательства причинило ущерб в крупном размере гражданам, организациям или государству (либо получен доход в таком размере), назначают в следующих размерах:

Нарушение, состав Размер штрафа в рублях
Ведение бизнеса без постановки не учет До 300 000 или доход за 2 года
Ведение бизнеса без лицензии До 300 000 или доход за 2 года

Кроме штрафа, суд вправе назначить обязательные работы или арест. Предельный размер увеличивается до 500 000 рублей или дохода за 3 года, если ущерб причинен особо крупный (свыше 9 000 000 рублей) или преступление совершено организованной группой.

Государственные органы РФ вправе применять административное и уголовное наказание наряду с налоговым (разбирательством занимаются разные органы, и наказание выносится параллельно, это законно).

Фактически ответ на вопрос, какой штраф за торговлю без ИП в 2021 году, зависит от размера полученного дохода. Если получен доход 2 500 000 рублей за период незаконного предпринимательства, штраф составит 10% от 2 500 000 рублей, т. е. 250 000 рублей по НК РФ, и 300 000 рублей (максимально) по УК РФ. Суд вправе снизить размер штрафа или повысить в зависимости от конкретных обстоятельств дела, наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Как избежать наказания

Чтобы не наступила ответственность за предпринимательство без регистрации ИП, своевременно встаньте на учет в налоговой.

Единичная сдача имущества в аренду или единичная продажа его не являются предпринимательской деятельностью (так как нет признака периодичности), но налог уплатить нужно.

Есть еще один финансово выгодный способ выйти из тени для тех, кто ведет предпринимательскую деятельность: с 2020 года в 4 регионах, а с 2021 года во всех регионах РФ (в случае принятия субъектом РФ местного закона) функционирует новый налоговый режим — налог на профессиональный доход, или так называемый режим самозанятых. Подробнее о постановке на учет в качестве самозанятого и принципах применения такого налогового режима читайте в статье «Как стать самозанятым».

В качестве вывода о том, какое наказание за предпринимательскую деятельность без регистрации, можно сказать, что чаще всего это штраф по НК РФ и КоАП РФ или УК РФ. Дополнительно при извлечении крупного дохода от деятельности по УК РФ применяются обязательные работы или арест. На практике к таким видам наказаний суд прибегает редко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: