Региональным авиарейсам предложат нулевой НДС?

На крылья давит НДС

Для огромных российских просторов надежное и доступное авиасообщение между регионами — не просто потребность делового взаимодействия и жажда путешествий, а необходимое условие связывания республик, краев и областей в государство

Фраза «Дороги — кровеносная система экономики» хороша своей наглядностью. Хотя, как известно, аналогии всегда хромают, эта почти с физиологической точностью описывает ситуацию с авиационными «дорогами» в России. Как венозная кровь поступает к сердцу человека, так и в Московский авиационный узел (МАУ) стекаются пассажиропотоки со всех регионов страны — чтобы потом, подобно артериальному кровотоку, перераспределиться между теми же регионами. Но самолеты — не безвольные эритроциты, а МАУ — не огромный насос по их перекачке. Так что человек, даже как вершина эволюции, вряд ли может служить моделью оптимального авиационного сообщения.

И на словах это понимают буквально все, так или иначе причастные к управлению, регулированию и развитию отечественной авиации. Менее двух месяцев назад, 30 мая 2019 года председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов прямо указал: нельзя реализовать серьезные проекты без транспортной связанности регионов между собой, без мобильности и возможности перемещения внутри региона. Правда, стоит вспомнить, что накануне Совет Федерации уже одобрил закон об установлении нулевой ставки НДС на внутренние пассажирские авиаперевозоки, если они производятся вне территории МАУ.

Окажет ли данная мера существенное влияние на снижение стоимости перелетов внутри страны, единого мнения в экспертном сообществе нет. Так Денис Матюхин, председатель совета директоров группы компаний «Аэроклуб», считает, что отмена НДС для авиакомпаний, выполняющих региональные перелеты, несомненно, будет иметь значительный эффект: «Ожидается, что они смогут инвестировать освободившиеся средства в развитие тех или иных направлений. Мы ждали подобных изменений еще 15 лет назад и в таком случае уже сейчас могли бы наблюдать иную ситуацию, но будем надеяться, что со временем поддержка развития отрасли только усилится».

Сомнение в эффекте от данной инициативы высказывает Марк Кузнецов, коммерческий директор компании «President Jet»: «Отмена НДС на стоимость и маршруты авиаперелетов, скорее всего, не повлияет. Есть прибыльные маршруты и есть неприбыльные — 10­процентная скидка приятна, но это не причина для открытия нового рейса».

А представитель компании «Уральские авиалинии» в свою очередь подтвердил предположение о том, что обнуление НДС на полеты в обход Москвы, естественно, будет способствовать снижению стоимости перевозки для пассажира.

К этой же теме обратился и президент РФ Владимир Путин во время «прямой линии» 20 июня 2019 года, причем глава государства не ограничился констатацией факта снижения НДС и не стал прогнозировать скорый положительный эффект этого решения. Напротив, он обозначил проблемы, которые могут препятствовать благой идее стимулирования межрегиональных перевозок — в частности, рост цен на авиационные билеты. По словам президента, это, прежде всего, связано с затратами в целом на обслуживание самолетов в аэропортах, а одна из основных проблем — стоимость авиационного керосина.

Что в билете?

По информации представителя компании «Уральские авиалинии», цена на авиабилет в среднем на 25-­30% складывается из стоимости ГСМ, 20-­25% — это расходы по обслуживанию и организации рейсов в аэропортах, около 15% — ФОТ, 25­-30% — расходы на содержание, техническое обслуживание и ремонт парка воздушных судов. Не более 5% приходится на накладные расходы и минимальную норму прибыли. «ГСМ, расходы в аэропортах, ремонты и содержание парка ВС существенно зависят от курсов валют», — добавили в авиакомпании, подчеркнув, что структура цены, конечно же, очень подвижна и зависит от коммерческой модели конкретной авиакомпании.

Схожую информацию предоставил и Марк Кузнецов, коммерческий директор компании «President Jet», занимающейся организацией частных и групповых рейсов. По его словам, в структуре цены заложено 12 или 13 пунктов — но первым и самым значимым идет керосин. «Цены на авиатопливо в значительной мере подвержены влиянию со стороны сырьевого рынка. При росте цен на нефть растут и цены на топливо», — говорит Марк Кузнецов, признавая, что Правительство РФ пытается регулировать эти колебания, принимая различные варианты налоговых маневров и стимулирующей тарифной политики. Например, в настоящее время авиаперевозчикам из бюджета возмещается акциз, входящий в стоимость топлива.

На второе место эксперт в области авиа­перевозок ставит аэропортовые сборы, которые зависят от налоговой политики и благосостояния региона нахождения аэропорта. «В каждом регионе эти цифры свои и, к сожалению, надзор за ценообразованием аэропортовых услуг также прак­тически не ведется», — признает Кузнецов.

Читайте также:
Самозанятые россияне не хотят легализоваться

Проблемы, характерные для отечественной авиационной отрасли в текущей конфигурации, вероятнее всего, сохранятся — если не приумножатся — в конфигурации желаемого будущего, стягивающей не авиарейсы в МАУ, а российские регионы друг с другом. Однако это не решается простой сменой аэропортов вылета и прилета. Так, президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков обращает внимание на необходимость трансформации парка воздушных судов для экономически эффективной организации внутрирегиональных авиарейсов. «В России непростые условия для развития прямых рейсов между регионами без пересадок в московском узле. По статистике, один россиянин летает реже, чем раз в два года, поэтому для полетов по регионам нужен небольшой, экономичный, супернадежный самолет, обслуживать который авиакомпания будет в регионах, без дорогостоящего перегона в Москву. Только соблюдая эти условия, можно получать прибыль от региональных маршрутов и удерживать минимальные тарифы», — считает руководитель авиакомпании.

Кроме того, для поддержки и развития межрегионального авиасообщения Павел Пермяков видит необходимость в создании региональных авиационных хабов. По его словам, Utair сейчас — фактически единственный авиаперевозчик в стране, который развивает прямое сообщение между регионами. Другим авиакомпаниям просто невыгодно открывать межрегиональные маршруты, потому что их технические хабы расположены в столице.

Проблему региональных авиахабов поднимает и Денис Матюхин, председатель совета директоров группы компаний «Аэроклуб», оказывающей полный спектр услуг в сфере бизнес­туризма. «Надо понимать, что развитие региональных перевозок зависит от нескольких парамет­ров, первый из которых — развитие аэропортов как хабов. Это означает и определенное качество взлетно­посадочной полосы, рассчитанной на разные типы лайнеров, и наличие технической базы, которая могла бы обеспечить обслуживание самолетов — трапы, ленты для выдачи багажа, — а также базу для технического обслуживания и ремонта лайнеров», — перечисляет задачи Матюхин. По его словам, сейчас такие возможности есть всего лишь в нескольких крупных аэропортах России, и далеко не все аэропорты могут позволить себе подобные вложения. Например, аэропорт Красноярска недавно заявил о проекте развития авиахаба, и предварительные инвестиции были оценены в 35 млрд рублей.

На немаловажный момент, касающийся особенностей коротких межрегиональных полетов, указывают эксперты сайта для поиска авиабилетов, отелей и проката автомобилей Skyscanner — всплеск расхода топлива приходится на взлет и посадку, в то время как при длительном равномерном полете на заданной высоте самолет расходует топливо экономично. И на короткой дистанции в совокупности тратится больше топлива на километр, чем на длинной. Фактически это подтверж­дает мнение Павла Пермякова о необходимости наполнения авиапарка внутрирегиональных перевозок самолетами, учитывающими специфику коротких перелетов.

Есть ли жизнь за МАУ?

Вторая сторона экономики пассажирских авиаперевозок — их доходность, которая напрямую зависит от пассажиропотока. И здесь уместно вспомнить еще одно крылатое выражение: «Все дороги ведут в Рим», максимально расширенно понимая первую часть в отношении не только транспортных, но и всех мыслимых потоков — от финансовых до управленческо­распорядительных. «Вертикаль», выстроенная не только во власти, но и во всей экономике, предопределяет приоритет московского направления для деловых перелетов.

Так, по данным российского метапоисковика авиабилетов Aviasales.ru, основанным на летних бронированиях, авиабилеты из Новосибирска в Москву покупают в 2,5 раза чаще, чем в Петербург, в 13 чаще, чем в Екатеринбург, и в 100 раз чаще, чем в Омск. «Зачастую между регионами просто нет экономического взаимодействия и, соответственно, нет смысла инвестировать в рейсы между ними», — считают в интернет­компании.

«Безусловно, есть региональные маршруты, которыми активно пользуются представители федеральных компаний, например, фармацевты или представители ритейла», — говорит Денис Матюхин. Однако он замечает, что при этом для перемещения внутри или между регионами они альтернативно пользуются железнодорожным или автотранспортом, и делает вывод: объем деловых путешественников на региональных маршрутах незначителен.

Это признает и представитель компании «Уральские авиалинии» — при открытии межрегионального рейса в обход Москвы у авиакомпаний существует большой риск недозагрузки рейсов в связи с ограниченным спросом на перевозку, а пассажиропоток через Москву всегда более стабилен, а значит, риск недозагрузки ниже.

«Давайте посмотрим, кто летает из условного Томска в условный Барнаул? — предлагает Марк Кузнецов. — Родственники, возможно, какие­то вахтовые рабочие, минимум туристов — востребованность зависит от конкретного региона, но, допустим, это 200­-300 человек в неделю. Сейчас такой маршрут надо сделать с пересадкой, итого набегает часов 13. И этот же условный маршрут можно проехать на машине за 7­8 часов, а поездом — за 10. Да, самолетом хоть и будет час­полтора, но осилят ли пассажиры его цену, или он будет летать полупустым?»

Читайте также:
Офисная регистрация мигрантов предполагает тюрьму

Тем не менее, Павел Пермяков, основываясь на практике своей авиакомпании, приводит пример: «В Уфу Utair летает из 11 региональных городов, и пассажиры, например, из Сибири могут продолжить полет по другим маршрутам — в Поволжье, на юг страны, в Европу». По мнению президента авиакомпании, многократно увеличивать пассажиропоток помогают хабы в регионах.

Ценовая турбулентность

Обнуление НДС на авиаперевозки вне МАУ — в хорошем смысле провокация, призванная вызвать реакцию авиакомпаний уже не на декларативные лозунги, а на экономические стимулы. Однако вряд ли стоит ожидать скорого изменения конфигурации сети авиационных перевозок — необходимо решение еще множества задач на пути к децентрализации российского авиасообщения, и не все они подвластны самим авиакомпаниям. Так или иначе, максимум, на что стоит надеяться в ближайшее время — некоторое снижение цен на внутренние перелеты по уже «налетанным» маршрутам. Но непростое ценообразование делает эту надежду призрачной еще до вступления в силу нового закона.

«Отрасль пассажирских авиаперевозок исторически является низкодоходной. Ее рентабельность в среднем не превышает 3­4 процента», — сообщил представитель компании «Уральские авиалинии». Марк Кузнецов подтверждает, что это очень тяжелый бизнес и «долгие» деньги. Тем не менее, по информации аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), темпы роста российского рынка пассажирских авиаперевозок опережают мировые показатели, провозные емкости российских авиаперевозчиков продолжают расти, а вслед за операционными показателями растет совокупная выручка российских авиакомпаний. Такая ситуация говорит о привлекательности рынка и в соответствии с классическими законами должна порождать здоровую конкуренцию, следствием которой просто­таки обязаны стать прозрачные, предсказуемые и разумные цены.

Эксперты Skyscanner составили рейтинг стоимости одного километра авиапути, который показал, что самая дешевая категория полетов — это дальнемагистральные международные направления, где в среднем за километр пути пассажиры платят 5,88 рубля. На внутренних рейсах средняя стоимость километра — 7,88 рубля, а на коротких зарубежных — 9,8 рубля.

Из графиков «Цена­направление», предоставленных компанией, следует: обратная зависимость стоимости километра пути от протяженности перелета — лишь общий тренд, но не прямая и «прозрачная» зависимость. «Цена авиабилета формируется под влиянием множества факторов, среди которых — сезонность, тарифы авиакомпаний, расход и стоимость топлива, монополия перевозчиков на конкретных маршрутах, загруженность аэропортов и еще десяток других нюансов», — признает многофакторность менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский. Он предлагает оптимизировать траты на авиабилеты, проверяя стоимость перелета не только в конечный пункт назначения, но и в соседние города и даже страны (особенно, когда речь идет о Европе). «Так может получиться и существенно сэкономить, и сделать путешествие еще интереснее и разнообразнее», — считает сотрудник Skyscanner. С ним можно было бы согласиться, если речь идет об идеальном не­ограниченном во времени вояже, а не о полетах по делам насущным.

В компании «Уральские авиалинии» в целом подтверждают рыночные аксиомы: высокий уровень цен на билеты в первую очередь складывается при наличии спроса и отсутствии конкуренции. Но при этом они аккуратно указывают, что все зависит от конкретного направления. В то же время представитель компании четко объясняет различия между ценообразованием на внутренних и международных линиях: единственный фактор, безусловно повышающий стоимость авиабилета при прочих равных условиях, — обложение НДС 20%, которыми внутренние перевозки в большинстве своем облагаются, а международные — нет.

«Известны случаи, когда авиакомпании выходили на региональный рынок, но ценовой демпинг со стороны других перевозчиков вынуждал их уйти», — говорит Денис Матюхин. Также он приводит один из примеров неценовой конкурентной борьбы — при трансферных рейсах, которые и организуют хабы, перевозчикам важно обеспечивать минимальное допустимое время стыковки между рейсами — в этом случае вероятность, что пассажир выберет данный перелет, намного выше. Однако приоритизация хабами одних авиакомпаний в предоставлении более удобных по времени вариантов вылета приводит к тому, что стыковки между рейсами других перевозчиков могут достигать нескольких часов. «Конечно, такие билеты будут пользоваться низким спросом, и авиакомпания не выдержит конкуренции», — резюмирует председатель совета директоров группы компаний «Аэроклуб».

Читайте также:
Магазинам позволили подавать заявки в проект tax free

Отдавая должное многофакторности причин, определяющих цены на авиабилеты в России, Марк Кузнецов все же уверен в том, что конечная цена билета определяется исходя из конкуренции на маршруте. «Если на одном внутрироссийском маршруте летает один оператор, то он может задирать цены — а на международном ситуация другая, поскольку приходится соревноваться с заграничной авиакомпанией», — видит эксперт различия в рыночной среде внутренних и международных авиарейсов. Правда, он же замечает: в последнее время участились проверки участников рынка со стороны ФАС.

«Необходимо признать факт, что объем рынка авиаперевозок в нашей стране ничтожно низкий. Отсюда мало денег в отрасли, мало авиакомпаний и, следовательно, малая — а порой и просто отсутствующая — конкуренция», — резюмирует эксперт. Для подтверждения его слов даже не надо приводить сравнительную статистику авиаперевозок в России и за ее пределами — достаточно сравнить плотность воздушных судов, одномоментно находящихся на отечественных и зарубежных маршрутах.

Правительство рассмотрит вопрос о нулевом НДС на внутренние авиарейсы

По словам Максима Соколова, главы Минтранса России, окончательное решение пока не принято, но вопрос о введении нулевой ставки НДС в сфере внутренних авиаперевозок обсуждается давно. Министр считает, что это станет эффективной антикризисной мерой.

Ранее Пронедра писали, что снижение ставки НДС позволит российским авиакомпаниям сэкономить не менее 20 миллиардов рублей. Такая сумма будет сэкономлена, если ставка НДС уменьшится до 10%.

Ваше мнение

Отменить ответ

  • 14:34 / 13.01.2022 В состав нового правительства Казахстана в 2022 году вошли бывшие министры
  • 21:50 / 12.01.2022 Структура минэкономики Челябинской области намерена объявить себя банкротом

Владимир Путин разрешил приостанавливать работу опасных шахт

Владимир Путин поручил правительству навести порядок в угольной отрасли, ужесточена ответственность за нарушения требований безопасности труда шахтеров.

После совещания президента Владимира Путина с членами правительства по вопросам угольной отрасли, было утверждено 37 поручений. В их числе .

Откуда пошла странная традиция хлопать при посадке самолета

Традиция хлопать в ладоши после посадки самолета свойственна только россиянам. Британцы попробовали разгадать корни такой привычки русских пассажиров авиалайнеров. Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Расскажем самую распространенную из них. .

Бухгалтерские хлопоты: стали известны сроки сдачи отчетов в 2022 году

Не пропустить сроки сдачи отчетности и избежать штрафов за опоздания – вот главная задача хорошего бухгалтера в России. Каждый год сроки могут меняться, поэтому важно знать, в какой период сдаются отчеты в 2022 году.
Кто не будет сдавать отчетность с 2022 года
Автоматизированная упрощенная .

2005—2022 Copyright / © Сетевое издание «ПРОНЕДРА (PRONEDRA). Все права защищены. Главный редактор издания Дмитрий Кирьян. info@pronedra.ru

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии активной гиперссылки на сайт.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, за мнения, высказанные в комментариях читателей, за новости партнеров и внешние источники.

Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции.

Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент.

Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. 16+

Нулевой НДС на внутренние авиаперевозки: подешевеют ли билеты?

Лента новостей

  • 18:32 Фигуристка Валиева обновила свой мировой рекорд на ЧЕ
  • 18:14 Миронов считает, что законопроект о QR-кодах не вернется в Думу
  • 17:43 В Южно-Сахалинске ввели режим ЧС
  • 17:15 Шойгу: все миротворцы покинут Казахстан к 19 января
  • 16:44 Рябков: Путин советовался с военными по ситуации вокруг Донбасса
  • 16:13 Учебники по финансовой грамотности внесены в федеральный перечень
  • 15:43 Лавров назвал планы новых санкций США «нервным срывом»
  • 15:24 Пенсии проиндексируют задним числом с начала года
  • 14:56 Имя Мохамед стало самым распространенным мужским именем в столице Бельгии
  • 14:24 Минобороны Германии: «Мы не должны втягивать «Северный поток — 2» в конфликт на Украине»
  • 13:54 Володин: законопроект о пожизненном заключении для педофилов-рецидивистов следует принять до 1 февраля
  • 13:25 Роспотребнадзор: пельмени в школах подавать можно, но сложно готовить
  • 13:11 Экс-мэр Ярославля Урлашов отозвал ходатайство об УДО
  • 13:00 В Кремле считают неудачными переговоры Россия — США
  • 12:54 Кудрин: России пора готовиться к энергопереходу
  • 12:38 Пожар в кафе в центре Москвы привел к обрушению крыши в административном здании
  • 12:24 «Известия»: Россия может отказаться от использования иностранных космических спутников
  • 11:58 Резкий рост: в РФ за сутки выявлено более 21 тысячи новых случаев коронавируса
  • 11:55 ДДТ собрала на свой новый альбом рекордные 25 млн рублей
  • 11:37 ТАСС: в центр Москвы в многоэтажку вызвали взрывотехников
  • 11:24 МВД предложило высылать иностранцев из РФ за грубые административные правонарушения
  • 10:56 Мишустин поручил до 14 января оценить готовность больниц к созданию резерва коек для больных ковидом
  • 10:52 Миротворцы ОДКБ начали передавать стратегические объекты Казахстана местным военным
  • 10:24 В Алма-Ате впервые после беспорядков для транспорта и прохода людей открыта площадь Республики
  • 09:55 Центр Гамалеи: вакцина для подростков поступит в оборот на следующей неделе
  • 09:52 В Костроме после убийства 5-летней девочки полицейских заподозрили в халатности
  • 09:25 Гололедица, сильный снег и ветер: москвичей предупредили о «желтом уровне» погодной опасности
  • 08:56 Столичные власти введут новые ограничения при высокой загрузке системы здравоохранения
  • 08:24 Глава СКР предложил вернуть контроль за оружием в МВД
  • 07:32 Посетителей массово эвакуируют из торговых центров Красноярска
  • 07:04 На Камчатке проводят проверку из-за смерти студентки после прививки
  • 00:33 Литва разрывает транспортный контракт с «Беларуськалием»
  • вчера, 23:29 Джонсон извинился за праздник в своей резиденции в разгар пандемии
  • вчера, 22:49 В Перми отменили традиционные крещенские купания
  • вчера, 22:24 Организаторы Берлинале подтвердили очный формат фестиваля
  • вчера, 21:53 Полякам рекомендовали не кипятить полный чайник для экономии газа
  • вчера, 21:21 Инфляция в США оказалась самой высокой за 40 лет
  • вчера, 21:13 РБК: опубликован проект санкций США против Путина и госдолга России
  • вчера, 20:49 КХЛ из-за стремительного распространения ковида меняет сетку чемпионата
  • вчера, 20:22 Фигурист Мозалев лидирует после короткой программы на ЧЕ в Таллине
  • вчера, 19:52 Российские военные оценили отношения с НАТО как «критические»
  • вчера, 19:51 В Госдуме назвали условие введения локдауна в России
  • вчера, 19:23 Суд в Киеве разрешил задержать Порошенко
  • вчера, 18:52 Европа израсходовала больше половины своих запасов газа
  • вчера, 18:21 Россия выпустила в небо новейшего «Белого лебедя» Ту-160М
  • вчера, 17:49 Тысячи жителей Софии протестуют против ковид-ограничений
  • вчера, 17:43 Американские сенаторы подготовили пакет санкций против Путина
  • вчера, 17:14 На Украине могут ввести продуктовые карточки
  • вчера, 16:39 Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе
  • вчера, 16:13 Гинцбург: на долю «омикрона» в Москве приходится уже 30% заражений
Читайте также:
Систему налогообложения по патентам могут поменять

Все новости »

Обнулить ставку для авиаперевозок, включая рейсы через Москву, предложил Минтранс, инициативу поддержали в Ростуризме

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва» –>

Авиабилеты не должны подорожать. Сдержать рост тарифов поможет нулевой налог на добавочную стоимость (НДС).

Обнулить ставку на все внутренние рейсы, включая московские, ранее предложил Минтранс, теперь инициативу поддержал Ростуризм, сообщает РИА Новости. В туристическом ведомстве также считают, что это стимулирует рост турпотока внутри страны.

Почему власти озаботились такой мерой и подешевеют ли авиабилеты в случае введения нулевого НДС?

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Из всех мер господдержки применение льготной ставки налога на добавленную стоимость — один из наиболее эффективных инструментов, и даже десятипроцентная ставка НДС против 18-процентной, существовавшей ранее, позволила авиакомпаниям на фоне очень серьезного роста издержек фактически заморозить цены в 2016-2018 годах, тарифы авиакомпаний росли очень умеренными темпами. Сегодня потенциал снижения издержек, который был у авиакомпаний, исчерпан, авиакомпании находятся в ситуации, когда отрасль системно убыточна, и если не принять каких-то экстренных мер поддержки отрасли, существует риск ухода с рынка некоторых авиакомпаний и, как следствие, возможен и рост тарифов. Понятно, что для государства такой сценарий негативен, поэтому обнуление ставки НДС позволило бы отрасль поддержать. Стоимость билета для конечного потребителя несколько снизится, и это позволит в силу эластичности спроса дать возможность авиакомпаниям сохранить или увеличить клиентскую базу».

Предложение Минтранса касается всего внутреннего рынка авиаперевозок, в то время как Федеральная антимонопольная служба ранее предлагала сделать нулевую ставку НДС для перевозок в обход Москвы. До конца 2020 года действует ставка в 10%.

Экспортный НДС: риски использования ставки 20% вместо 0%

При осуществлении экспортных операций и международных перевозок ставка НДС составляет 0%, т.е. налог не уплачивается. Но экспортер должен подтвердить нулевую ставку, а с этим зачастую возникают проблемы.

В связи с этим некоторые экспортеры выбирают заложить в стоимость сделки 20% НДС, тем самым ограждая себя от необходимости подтверждения права на ставку 0%. Но при этом для обеих сторон договора возникают определенные риски.

Читайте также:
Эксперт дала оценку идее по отслеживанию майнеров

Как официально отказаться от ставки 0% по НДС

Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ экспортные операции, международные перевозки, транспортная экспедиция облагаются НДС по ставке 0%.

Налогоплательщик не может сам изменить ставку, установленную законодательством. По данным операциям действует именно нулевая ставка. По соглашению сторон также ставка НДС не может быть изменена. На этот момент указывали и судебные органы в Постановлении Президиума ВАС от 20.12.2005 г. № 9263/05, Определении КС РФ от 15.05.2007 г. № 372-О-П.

Но со временем изменилось налоговое законодательство, хотя указанная позиция осталась прежней. В ст. 164 НК РФ добавили п. 7, который действует с 2018 г. Именно с этого момента налогоплательщики могут отказываться от применения нулевой ставки по НДС, но не по всем операциям. Отказ не возможен, к примеру, по поставкам в страны ЕАЭС (Письмо Минфина от 09.01.2019 г. № 03-07-13/1/24). При экспорте в другие страны или при оказании услуг по международным перевозкам налогоплательщик может применять ставку 20% вместо нулевой.

Для использования этого права нужно подать в ИФНС заявление в срок не позже 1 числа налогового периода, с которого планируется не использовать ставку 0% по НДС. Заявление не имеет официальной формы — заполняется в свободном виде.

Внимание! В налоговом законодательстве не указан механизм возврата к нулевой ставке по НДС. И вообще нет уточнения, можно это делать или нельзя. Налогоплательщику нужно взвесить все преимущества и недостатки отказа от нулевой ставки, а потом уже принимать решение.

Какие существуют риски с НДС при экспортных операциях

Ситуация следующая — компания осуществляет экспортные операции в страны ЕАЭС (нельзя отказаться от ставки 0% по НДС) или в другие страны (может отказаться от ставки 0% по НДС, но не сделала это). При этом экспортер решил применять ставку 20%, считая, что никаких рисков для него нет — в бюджет поступят соответствующие налоговые платежи.

Но риски в данной ситуации, безусловно, есть. Установление налоговым законодательством ставки 0% приводит к тому, что по конкретным операциям отсутствует как таковой факт предъявления покупателю суммы НДС. Кроме того, механизм действий при неподтверждении права применения нулевой ставки по налогу предусматривает уплату исчисленного НДС из средств экспортера. В связи с этим в рассматриваемой ситуации факт предъявления НДС покупателю отсутствует.

Соответственно, если экспортер включает в сумму сделки 20% НДС, то он предъявляет налог покупателю незаконно.

Этот момент налоговики расценивают таким образом — предъявленная сумма НДС не является налогом в соответствии с налоговым законодательством. То есть она не является именно налогом в том смысле, в каком он фигурирует в налоговом законодательстве. Эта сумма — неосновательное обогащение.

В такой ситуации возможны налоговые риски по НДС и налогу на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при продаже товаров (работ, услуг) устанавливается как их стоимость, рассчитанная на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (с учетом акцизов для подакцизной продукции и без учета НДС).

Если брать во внимание, что предъявляемая сумма НДС не считается налогом по своей сути, то при расчете НДС, который нужно исчислить при неподтверждении права на ставку 0%, в налоговую базу включается вся сумма, поступившая от покупателя. Иными словами, это сумма с учетом неправомерно предъявленного НДС. И тогда размер НДС может быть рассчитан налоговиками в завышенном объеме.

Перевозчиком оказана услуга за 240 руб., в т.ч. НДС 40 руб. В бюджет уплачен налог в размере 40 руб., как и рассчитал перевозчик. Но налоговики пришли к выводу, что в этой ситуации сумма налога должна быть равна 48 руб. (240 руб. * 20%). Получается, они должны доначислить НДС в размере 8 руб. (48 руб. — 40 руб.).

Что касается налога на прибыль, то по нему также возникает налоговый риск, если компания включит в облагаемый доход сумму выручки за вычетом предъявленного покупателю НДС.

Читайте также:
Трудинспекция будет работать совместно с налоговиками

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключаются налоги, предъявляемые налогоплательщиком покупателю. Так как НДС, предъявленный покупателю, был предъявлен с нарушением требований НК РФ, то у налогоплательщика нет оснований для его исключения при расчете налогооблагаемого дохода.

Условия аналогичны, как и в первом примере. Перевозчик включил в доход сумму 200 руб., поскольку посчитал, что сумму НДС в размере 40 руб. может исключить при расчете.

Налоговики пришли к выводу, что база по налогу на прибыль занижена на 40 руб., поскольку в доходы он должен был включить всю сумму — 240 руб. Сумма доначисленного налога на прибыль составит 8 руб. (40 руб. * 20%).

Не факт, что налоговики придут к таким выводам, но этот риск исключать нельзя.

Также ИФНС может посчитать, что компания совершила грубое нарушение правил учета доходов и расходов. В связи с этим налоговики могут выписать штраф по ст. 120 НК РФ.

Какие последствия могут быть для российского контрагента

Если компания оказывает услуги российскому контрагенту, к примеру, услуги по международным перевозкам, то при незаконном использовании ставки 20% по НДС риск имеют обе стороны.

Российский контрагент может претендовать на налоговый вычет по НДС на основании полученного счета-фактуры. Но документ не будет соответствовать требованиям пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку в нем будет указана неверная ставка по НДС. Соответственно, контрагент не сможет получить вычет по НДС.

Данный момент Минфин разъяснил в своем Письме от 05.02.2019 г. № 03-07-08/6650. Данное мнение чиновников поддерживают и суды.

Питерским компаниям по переработке мусора предложат налоговые льготы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2019 г. N 03-07-07/79996 О применении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождения от обложения НДС услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Вопрос: ООО просит дать разъяснение, как правильно в 2020 г. применить нормы российского законодательства в связи с внесением изменений в ст. 149 п. 2 п.п. 36.

Для преодоления всех негативных факторов по вопросу обращения с ТКО на территории Российской Федерации был введен институт Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 30.06.2017 года между Департаментом ЖКХ и энергетики по области и “Организацией” было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории межмуниципального кластера, на основании которого “Организации” присвоен статус Регионального оператора. С 01.01.2019 г. предприятие оказывает услуги регионального оператора на территории города и в 8 муниципальных районах области. В 2018 г. общество на основании концессионного соглашения получило в пользование мусоросортировочный завод и начало осуществлять сортировку ТКО собираемого на территории закрепленного кластера. Цена услуги регионального оператора и на услуги сортировки и обработки установлена Управлением по государственному регулированию тарифов по области, т.к. предприятие использует общую систему налогообложения, тариф утвержден с НДС.

В тариф регионального оператора входят все затраты, понесенные за оказание данной услуги, в т.ч. сортировки и обработки.

С 2020 г. согласно ст. 149 п. 2 п.п. 36 организация освобождается от уплаты НДС с деятельности регионального оператора, услуга сортировки остается облагаемой НДС, но она не выставляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора.

При начислении дохода НДС не начисляется, а при отражении затрат по номенклатурной группе услуги регионального оператора НДС включаем в себестоимость?

При отражении затрат по прочим оказанным услугам НДС начисляем и подаем к вычету при наличии соответствующих документов. Как отражать НДС с затрат по сортировке? Данная услуга не начисляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора. НДС включается в себестоимость или отражается как внереализационный расход? При отражении как внереализационный расход уменьшает налогооблагаемую прибыль?

Ответ: В связи с письмом о применении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), предусматривающих освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Читайте также:
Обновлены формы по взысканию задолженности с налогоплательщиков

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ “О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.

В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее – орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с отходами производства и потребления определяется как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора.

Таким образом, осуществляемые региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с положениями пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, состоящие из услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов, будут освобождаться от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов вводимого с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет с 1 января 2020 года применять освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.

Что касается НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным региональным оператором, применяющим с 1 января 2020 года освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, то согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте также:
Инфраструктуру Колымы можно улучшить, освободив туркомпаний от налогов
Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Осуществляемые региональными операторами на основании договоров операции по обращению с твердыми коммунальными отходами будут освобождаться от НДС при установлении с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на их услуги без учета НДС. При этом региональный оператор, который будет с 2020 г. применять освобождение, не сможет отказаться от него в течение 5 последовательных календарных лет, даже если в дальнейшем предельный единый тариф будет установлен с учетом НДС.

У региональных операторов, применяющих освобождение, суммы НДС, предъявленные поставщиками, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость товаров (работ, услуг).

Налоги нужнее на свалках

Минприроды ищет фискальное решение проблемы управления отходами

Минприроды опубликовало для оценки регулирующего воздействия проект поправок в Налоговый кодекс (НК), призванных, по заявлению разработчика, стимулировать развитие отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Разработчики предлагают освободить от НДФЛ доходы физлиц от продажи вторсырья (уже действует для макулатуры), а также дать набор налоговых льгот региональным операторам ТКО в расчете на рост капвложений и снижение тарифов и объемов захоронения отходов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

  • Поправки предлагают c 2021 года ввести нулевую ставку НДС на услуги регоператоров, предоставляемые гражданам (действующее с 2020 года освобождение этих компаний от НДС не работает и не позволяет возмещать налог, уплаченный за услуги или товары субподрядчиков);
  • освободить от уплаты налога на прибыль передачу выбранного ими вторсырья (это должно в том числе снизить стоимость и повысить конкурентоспособность продукции из вторсырья);
  • освободить мусоровозы от транспортного налога (перевозка отходов составляет до 70% затрат операторов);
  • установить на пять лет после введения в эксплуатация нулевую ставку по налогу на имущество на объекты обработки и утилизации отходов и пониженные социальные страховые взносы.

Авторы документа ссылаются на высокую чувствительность тарифа регоператоров к ставкам соцвзносов: у работников отрасли в силу вредности достаточно большие зарплаты, которые нельзя снижать.

Опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка разошлись в оценке как эффективности мер в отношении регоператоров для решения указанных разработчиками задач, так и в реализуемости самих поправок. Идею же отмены НДФЛ с доходов граждан от продажи вторсырья они поддержали единогласно. Так, старший юрист PwC Legal Анна Стрежнева видит прямую связь между такой мерой и достижением цели развития рынка вторсырья. «Резкого роста продаж вторсырья заготовителям и сборщикам ждать не стоит. Цены на небольшие объемы в разы меньше оптовых»,— оговаривается глава Института экологии ВШЭ Борис Моргунов. Замглавы комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева добавляет: «Процедура приема вторсырья упростится, не будет необходимости вносить паспортные данные граждан, что снизит нагрузку и на налоговые органы».

В то же время госпожа Стрежнева считает, что налоговые льготы регоператорам не гарантируют ни роста инвестиций, ни снижения тарифов и объемов захоронения отходов. «На тариф действуют множество факторов, и может статься, что пересмотру и актуализации в соответствии с задачами нового времени будут подлежать сами правила регулируемого ценообразования»,— говорит она. В свою очередь, менеджер департамента налогов и права Deloitte Юлия Фахрудинова отмечает, что предложенные налоговые льготы для регоператоров не привязаны к каким-либо критериям эффективности их деятельности, что вызывает вопросы. Наталья Беляева убеждена, что введение налоговых льгот «не придаст отрасли прозрачности». Борис Моргунов же полагает, что предложенные налоговые стимулы «действительно могут привести к снижению тарифов, прежде всего для населения». «Но не факт, что это пропустят Минфин и ФНС»,— добавляет он. В Минфине “Ъ” сказали, что «проект находится на рассмотрении».

Исполнительный директор Ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин не смог подтвердить “Ъ”, что такие компании готовы обменять предложенные налоговые льготы на гарантированное увеличение капвложений или снижение тарифов.

Он лишь отметил, что такие преференции сделают отрасль инвестиционно привлекательнее, а «тарифы устанавливают не регоператоры». В методических же указаниях ФАС по расчету тарифов регоператоров указано, что они рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определение которой уже учитывает расходы на инвестиционные и производственные программы в экономически обоснованных размерах.

Подготовлена «дорожная карта» по внедрению раздельного сбора отходов во всей стране

Господин Губайдуллин считает, что появление института регоператоров, финансовая открытость отрасли, создание федеральной схемы, понимание бизнес-процессов позволили высветить проблемы, которые раньше не замечали. «В первую очередь это недофинансирование как следствие низких платежной дисциплины и инвестиционной привлекательности, введения “политически” обоснованных тарифов»,— считает он.

Читайте также:
Москва определились с коммерческой недвижимостью, налогообложение которой будет вестись по кадастру

Впрочем, Борис Моргунов убежден, что проблемы отрасли и инструменты достижения поставленных Минприроды целей имеют мало отношения к налогам. «Главная проблема — чрезвычайно низкое качество утвержденных территориальных схем обращения с отходами. Бесперспективно ожидать устойчивости от строения, в основании которого лежит негодный фундамент»,— говорит он. Регоператор рассчитывает свои показатели из объема отходов, который в реальности может отличаться на порядок, и властям ничего не остается, как субсидировать компании, поясняет эксперт, предлагая в качестве решений независимый аудит терсхем и их корректировку, обязательное разделение отходов гражданами, а также стимулирование регоператоров не за счет числа вывезенных машин на полигон, а по обратному принципу.

Правительство расширит меры поддержки проектов по утилизации мусора

Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует в правительстве реформу по обращению с отходами, поручила Минфину и Минприроды совместно с Российским экологическим оператором (РЭО) до 28 сентября разработать меры по поддержке инвестпроектов по обработке и утилизации мусора. Речь идет о расширении полномочий РЭО в части инструментов для финансирования проектов по сортировке, переработке и сжиганию отходов на специальных заводах через акционерные займы и приобретение облигаций, компенсации части затрат, а также предоставлении субсидий отдельным регионам.

Об этом говорится в поручении вице-премьера по итогам совещания, которое она провела 8 сентября. У РБК есть копия протокола по итогам это совещания.

Представитель Абрамченко Марта Галичева подтвердила РБК, что вице-премьер обсуждала с профильными ведомствами изменения подходов к мерам поддержки проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) со стороны РЭО. «Это необходимо для создания комплексной системы обращения с ТКО, мощностей по сортировке и переработке отходов», — добавила она.

Какие новые меры поддержки готовит правительство

Российский экологический оператор был создан в форме публично-правовой компании в январе 2019 года, одна из его целей — поддержка проектов по строительству инфраструктуры по обращению с отходами в регионах России. Но почти за два года своего существования новая госкомпания не вошла в капитал ни одного такого проекта и не предоставила финансирование.

«Все ругают РЭО [за отсутствие поддержки проектов в области обращения с отходами]. Компания не виновата, я сдерживаю этот процесс, потому что пока не утверждена федеральная схема по обращению с отходами, и мы как раз прорабатываем эти вопросы», — говорил министр природных ресурсов, глава наблюдательного совета РЭО Дмитрий Кобылкин в интервью РБК в июле 2020 года. «Остается неясным, как будет развиваться ситуация из-за пандемии. Например, если бы наблюдательный совет Российского экологического оператора проголосовал в феврале, до пандемии, за финансирование того или иного проекта, он мог сегодня остаться без мусора: на него не хватило бы того количества отходов, которое сегодня образуется в другом месте», — добавлял он. По его словам, эти риски сейчас закладываются в федеральную схему обращения с отходами, которая должна появиться до конца 2020 года.

Однако до сих пор меры поддержки, которые РЭО мог предоставить мусорной отрасли, ограничивались только участием в уставных капиталах предприятий по обработке и утилизации отходов, поручительствами по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов, следует из постановления правительства об утверждении правил предоставления этой компании госсубсидии из федерального бюджета от 20 декабря 2019 года. В этом постановлении Абрамченко и поручила подготовить поправки.

После утверждения изменений (для этого также потребуется принимать новые постановления правительства) к возможностям РЭО добавятся следующие инструменты поддержки инвесторов проектов по обработке и утилизации отходов, рассказал РБК представитель Минприроды:

  • приобретение облигаций со ставкой в размере 50% от ключевой ставки ЦБ (2,125% вместо установленной сейчас ключевой ставки 4,25%) и предоставление займов инвесторам,
  • компенсация затрат, понесенных на строительство, реконструкцию объектов, а также лизинг основного технологического оборудования и частично — процентной ставки по кредитам, направленным на создание инфраструктуры,
  • отдельно предусмотрены субсидии труднодоступным и малонаселенным территориям на создание объектов обработки отходов.

Вице-премьер также поручила Минприроды и Минфину до 5 октября подготовить предложения по «налоговому и неналоговому стимулированию» создания объектов обработки и утилизации отходов, говорится в протоколе. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Как бизнес оценивает эти меры

С начала 2019 года РЭО проанализировал 300 обращений от инвесторов из 73 регионов по реализации инвестпроектов общей мощностью 15,5 млн т на сумму около 100 млрд руб., сказал РБК представитель Минприроды. По его словам, более половины из них содержат просьбу компенсировать понесенные капитальные затраты на строительство и реконструкцию объектов.

Читайте также:
Глава РАКИБ: Введение майнингового налога бессмысленно

На старте мусорной реформы предполагалось, что РЭО сможет направить на поддержку проектов по обращению с отходами 70–80 млрд руб. до 2024 года, следовало из интервью РБК Дениса Буцаева в ноябре 2019 года, который на тот момент возглавлял эту госкомпанию. Но сейчас на поддержку проектов до конца 2024 года выделено лишь 50 млрд руб., а на ближайшие три года (2021–2023 годы) — около 30 млрд руб., сказал теперь представитель РЭО.

«[Российский экологический оператор] — это институт развития со своим капиталом, куда еще можно привлечь достаточно комфортно кредитное плечо. Если вести разумную работу в этом направлении, то РЭО может привлечь не 70 млрд руб., а все 200 млрд руб., а то и больше», — говорил РБК гендиректор и совладелец компании «РТ-Инвест» Андрей Шипелов в феврале 2020 года. По его словам, большинство проектов «РТ-Инвест» (25,01% компании принадлежит «Ростеху»), которая занимается сбором и сортировкой отходов, а также строительством мусоросжигательных заводов, «невозможно будет сделать без активного участия РЭО». В середине июля оператор объявил о планах инвестировать 2,5 млрд руб. в ее три проекта по сортировке мусора в Подмосковье, но эта единственная сделка госкомпании еще не закрыта.

Тем не менее в «РТ-Инвест» по-прежнему рассчитывают на поддержку РЭО. «Меры поддержки РЭО могут помочь участникам рынка в привлечении финансирования. Модель, при которой федеральный оператор разделяет финансовые и организационные риски молодой отрасли с частными компаниями, будет восторженно поддержана всеми участниками рынка», — сказал представитель «РТ-Инвест» в пятницу.

Проекты на 1 трлн руб.

По словам представителя «РТ-Инвест», инвестиционный потенциал российской отрасли обращения с отходами на ближайшее десятилетие уже оценивается в 1 трлн руб. «РТ-Инвест», которая уже строит пять мусоросжигательных заводов (будут перерабатывать отходы, которые прошли сортировку, в электроэнергию) в Подмосковье и Казани за 152 млрд руб., в мае 2020 года договорилась с ВЭБом и «Росатомом» о строительстве еще 25 таких заводов по всей стране. Стоимость этого нового проекта оценивается в 600 млрд руб., из них 200 млрд руб. предоставит ВЭБ.

Предлагаемый пакет новых мер поддержки проектов по обработке и утилизации отходов согласован с экспертами отрасли, поэтому, безусловно, содержит эффективные инструменты, подтверждает гендиректор компании «Экотехнологии» (занимается раздельным сбором отходов и их вторичным использованием) Константин Рзаев. «Но основной вопрос сегодня — как быстро он будет проведен в жизнь, ибо многие региональные операторы до сих пор не получили поддержку в рамках 9 млрд руб., утвержденную премьер-министром в апреле—мае этого года», — добавил он. Правительство выделило 9 млрд руб. из федерального бюджета на покрытие кассовых разрывов мусорных операторов из-за неплатежей населения и юрлиц, из них до компаний пока что дошло только 2,043 млрд руб., говорил недавно представитель Минприроды. Оставшиеся средства будут выплачены до конца октября, обещал он.

Уже существующие и новые меры поддержки отрасли по обработке и утилизации отходов со стороны РЭО не будут востребованы рынком в полном объеме, предупреждает председатель совета директоров группы компаний «Чистый город» (объединяет операторов по обращению с отходами в Ростовской и Астраханской областях, Калмыкии, Адыгее, Краснодарском крае) Полина Вергун. «Чтобы ускорить темпы строительства таких объектов по всей стране, необходимо субсидирование 25% капзатрат на эти цели. Но даже этой меры будет недостаточно: возведение новой инфраструктуры сегодня сдерживает тарифное законодательство», — передала Вергун через представителя. По ее словам, рост тарифов на вывоз отходов ограничен предельным индексом, который составляет порядка 4% на услуги ЖКХ и в результате не окупает вложенные инвестиции. Однако она признала, что отрасли помогут долгосрочные займы до 15 лет и предоставление гарантий со стороны РЭО в банковские структуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: