Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (аккредитованные эксперты СОУТ)

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

Самый актуальный реестр организаций и экспертов СОУТ

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
— в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

— эксперт должен иметь высшее образование;
— в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
— эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)». Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
— ИНН;
— ОГРН;
— регистрационный номер фирмы;
— дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
— дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
— дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

— ФИО эксперта;
— данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
— область деятельности;
— дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Читайте также:
Автобиография для военкомата: образец, как правильно написать

Организации, проводящие СОУТ: где можно заказать специальную оценку условий труда

Обеспечение безопасности работников в процессе их трудовой деятельности — это не просто проявление заботы, но и обязанность каждого работодателя. С этой целью проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Однако самостоятельно провести ее не получится: законодательство возлагает эту функцию на специализированные организации.

В статье расскажем, как выбрать подрядчика для проведения СОУТ, но для начала объясним, что представляет собой такая оценка, каким предприятиям требуется и какой нормативной базой регламентируется.

Итак, главная цель СОУТ — выявление вредных или опасных факторов на рабочем месте. Спецоценка позволяет выяснить, в какой мере имеющиеся показатели не соответствуют нормам и требованиям и какова степень негативного воздействия на здоровье сотрудников.

Регламентируется проведение СОУТ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). В частности, в нем говорится, что спецоценка обязательна для всех организаций, использующих наемный труд, — вне зависимости от характера деятельности. Также стоит иметь в виду, что по закону СОУТ выполняется каждые пять лет. В ряде ситуаций — например, по предписанию контролирующего органа или при создании новых рабочих мест — может потребоваться внеплановая оценка.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Согласно статье 19 Закона № 426-ФЗ, чтобы предоставлять услуги специальной оценки условий труда, организация должна отвечать следующим требованиям:

  • в уставных документах компании СОУТ указана как основной вид деятельности или одно из направлений;
  • в штате компании работает не менее пяти сертифицированных экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения СОУТ;
  • среди структурных подразделений компании есть аккредитованная испытательная лаборатория (далее — ИЛ), областью аккредитации которой является проведение исследований и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Аккредитация ИЛ происходит в соответствии с действующим законодательством РФ. Руководителю компании, который планирует заказать проведение СОУТ, рекомендуется убедиться в статусе лаборатории (она должна быть действующей). Также следует поинтересоваться датой аттестата аккредитации и датой ближайшего контроля ИЛ: это необходимо, чтобы сроки проведения СОУТ и процедура подтверждения компетентности лаборатории не совпали.

Как узнать, отвечает ли выбранная организация вышеперечисленным требованиям? Прежде чем принимать решение о сотрудничестве, стоит зайти на сайт Минтруда РФ и удостовериться, что компания включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Солидные компании размещают на своих сайтах все подтверждающие документы и ссылки на государственные реестры.

Критерии выбора подрядчика

Помимо соответствия требованиям действующего законодательства, при выборе подрядчика необходимо обратить внимание на такие моменты, как:

  • Время присутствия организации на рынке услуг СОУТ. В современных экономических условиях опыт работы не менее десяти лет говорит о том, что подрядчик полностью отладил свою работу и готов сделать клиенту взаимовыгодное коммерческое предложение. Кроме того, периодичность проведения СОУТ — не реже одного раза в пять лет. Поэтому компания, работающая на рынке достаточно долго, с высокой вероятностью имеет постоянных клиентов. Это еще один аргумент в ее пользу.
  • Репутация. Понять, насколько организация заслуживает доверия можно, выяснив, с кем сотрудничает подрядчик, есть ли среди его клиентов крупные работодатели и постоянные заказчики, а также изучив отзывы.
  • Перечень услуг. Обратите внимание, чем занимается компания помимо непосредственно СОУТ. Возможно, вам потребуются и другие ее услуги, в таком случае обычно можно рассчитывать на скидки.
  • Стоимость услуг. Важный критерий, но он не должен быть определяющим. Прежде всего, солидные компании не станут называть какие-то абстрактные суммы. Специалисты готовят индивидуальное коммерческое предложение с прозрачными расчетами, основанными на конкретных данных клиента. Стоимость СОУТ для одного рабочего места тем ниже, чем крупнее заказ. В 2020 году следует ориентироваться на сумму от 1200 рублей за рабочее место.

Лучше всего запросить коммерческие предложения в трех–четырех организациях, сравнить их, уточнить детали и уже тогда сделать выбор. В процессе общения с менеджерами можно также понять, насколько комфортно будет сотрудничать с тем или иным подрядчиком.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда: краткий обзор

Для наглядности давайте рассмотрим несколько компаний с солидной репутацией, которые оказывают услуги по среднерыночным ценам.

«Клинский институт охраны и условий труда» [1]

Негосударственное научно-исследовательское учреждение с обширной технической базой, существующее с 1995 года. КИОУТ ведет собственные научные исследования и оказывает услуги в сфере охраны труда государственным и коммерческим структурам. Среди клиентов — Государственная Дума РФ, Совет Федерации, Банк России, ОАО «Авиационная компания «Трансаэро». Общая численность персонала компании — более 300 человек, парк измерительного оборудования лаборатории — более 700 единиц. Кроме того, КИОУТ является ведущим российским разработчиком и поставщиком программного обеспечения для автоматизации работ в сфере охраны и медицины труда.

* Регистрационный номер №1 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 20 января 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«СтандартСервис» [2]

Компания из Тулы, существует с 2015 года, занимается СОУТ, производственным контролем, разработкой документации по охране труда. При проверке более ста рабочих мест клиентам предоставляется скидка 10%. География обслуживания — Московская, Тульская и ближайшие к ним области. В штате работают восемь сертифицированных экспертов, есть собственная ИЛ.

Читайте также:
Работа в прокуратуре: как устроиться в военную прокуратуру, какое нужно образование, вакансии

* Регистрационный номер №76 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 16 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Профи» [3]

Компания работает с 2009 года, главный офис находится в Туле, есть филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Клиентами являются предприятия из разных регионов России, в том числе ГМК «Норильский никель», «ПАО «Тулачермет», ГК «Браер», X5 Retail Group, Агропромышленный холдинг «Мираторг» и другие. Высокое качество услуг подтверждается официальными рекомендательными письмами, размещенными на сайте компании. Наряду со специальной оценкой условий труда, в ЦОТ «Профи» оказывают услуги производственного контроля, обучения, оценки профессиональных рисков. При комплексных заказах и больших объемах работ предоставляются скидки. Большой парк приборов и собственная химическая лаборатория позволяют выполнять весь спектр необходимых исследований в короткие сроки. В штате работает более 15 сертифицированных экспертов.

* Регистрационный номер №120 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 12 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«Экостандарт «Технические решения» [4]

Группа компаний «Экостандарт» известна на рынке более десяти лет. Среди клиентов, для которых проводилась СОУТ, — Саяно-Шушенская ГЭС, ОАО «РЖД», ПАО «НК Роснефть». На сайте компании в разделе «Отзывы» можно ознакомиться с благодарственными письмами заказчиков. Помимо охраны труда, ГК «Экостандарт» предоставляет услуги инженерных изысканий и экологической экспертизы. В структуру группы компаний входит аккредитованный испытательный центр.

* Регистрационный номер №132 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 19 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Труд-эксперт» [5]

Компания работает в сфере охраны труда с 2000 года. Офис находится в Туле, обслуживает клиентов из разных регионов России. Большой процент заказчиков — учреждения здравоохранения, в том числе ФГУ «Поликлиника №4» Управления делами Президента Российской Федерации». Официальные отзывы, подписанные руководством предприятий, размещены на сайте компании. В штате работают шесть экспертов, сертифицированных в Минтруда России. Есть собственная испытательная лаборатория.

* Регистрационный номер №448 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 10 марта 2017 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Признаки солидной организации, проводящей СОУТ, — соответствие всем требованиям действующего законодательства, индивидуальный расчет стоимости услуг, наличие программы лояльности, готовность работать с клиентами из любых регионов. Договор с такой компанией станет показателем ответственного подхода работодателя к вопросам охраны труда.

Проведение специальной оценки условий труда — обязанность всех работодателей, включая индивидуальных предпринимателей.

Стоимость проведения специальной оценки условий труда может зависеть от отраслевой принадлежности организации, количества рабочих мест и других индивидуальных особенностей компании.

В рамках проведения СОУТ проверяются физические, химические и биологические факторы, определяются напряженность трудового процесса и эффективность средств индивидуальной защиты.

Специализированные компании могут провести весь комплекс мероприятий в области охраны труда под ключ: от консультации до выездных проверок и обучения сотрудников.

При выборе организации, специализирующейся на СОУТ, стоит обратить внимание на наличие разрешительной документации, техническую оснащенность и репутацию компании.

  • 1 http://www.kiout.ru/
  • 2 http://www.armtula.ru/
  • 3 http://profitula.ru/
  • 4 https://ecostandardgroup.ru/
  • 5 https://trud-expert.ru/

Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Результатом проведения СОУТ должны стать создание комфортных и безопасных условий на рабочих местах, оптимизация выплат в пенсионный фонд, повышение лояльности работников. Поэтому подрядчика необходимо выбирать с расчетом на длительное сотрудничество, избегая фирм-однодневок.

Профессиональные риски в охране труда: анализ и снижение рисков при системной организации охраны

СОУТ (специальная оценка условий труда): требования к проведению

Производственный контроль: цель и порядок проведения

© 2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Проверяйте действие своей декларации СОУТ в госреестре

С 1 марта 2022 г. и до 1 марта 2028 г. вводится в действие новый порядок подачи декларации СОУТ.

Любой работодатель может отследить свою декларацию СОУТ в государственной информационной системе и в случае наличия ошибок или несостыковок обратиться в службу поддержки, предоставив в электронном или отсканированном виде правильный вариант декларации. Для входа в систему нужна ЭЦП.

Более года назад по закону № 503-ФЗ от 30.12.2020 г. декларации СОУТ стали бессрочными. «Заработало» правило, по которому при отсутствии несчастных случаев и профзаболеваний на рабочем месте спецоценку проводить не нужно.

Летом 2021 года приказом от 17.06.2021 № 406н Минтруд России утвердил новую форму декларации соответствия условий труда и правила ее подачи. По существу изменений не много. Нужно обратить внимание только на несколько технических деталей.

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 17.06.2021 № 406н

Порядок подачи декларации СОУТ с 1 марта 2022 года

Декларацию подают все работодатели после проведения спецоценки условий труда.

Декларация соответствия условий труда оформляется в отношении рабочих мест, с вредными и опасными факторами.

Декларацию подписывает руководитель и компании и заверяет ее печатью (при наличии).

Подать декларацию можно на официальном сайте Роструда в электронном виде, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня получения сведений о результатах проведения спецоценки.

Если изменились условия хотя бы одного рабочего места, в декларацию нужно включать сведения обо всех аналогичных рабочих местах.

Если декларация подана на бумаге ответственный за прием, должен заполнить раздел декларации «Сведения о регистрации декларации». Если декларация подана в электронном виде это информация заполняется автоматически.

Читайте также:
Мелкое хищение: что это такое, статьи КоАП и УК РФ, мелкое воровство, административная ответственность, сумма

Ранее по этой же теме:

Почему могут отказать в приеме декларации СОУТ

Если трудовая инспекция труда не примет декларацию на бумаге, в течение не более десяти рабочих дней ее вернут в организацию по почте.

В этом случае придется исправить все недочеты и подать декларацию повторно.

Причины отказа в приеме декларации СОУТ

Причиной отказа в приеме декларации может быть только не соблюдение установленного формата, что актуально для бумажной версии. Нарушить формате электронной версии практически невозможно.

Еще важно, чтобы спецоценку проводила аккредитованная фирма.

Если организации, проводившей оценку условий труда, не будет в специальном реестре, соответственно декларацию сдать вы не сможете.

Государственный реестр деклараций соответствия условий труда

Реестр деклараций СОУТ ведет Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные подразделения.

Компании, которые проводят спеоценку, по ее окончании обязаны передать результаты спецоценки в государственную информационную систему (ГИС) в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета и в течение 3 рабочих дней сообщить об этом заказчику спецоценки.

Федеральная служба по труду и занятости, в свою очередь, обеспечивает:
  • техническое функционирование реестра;
  • безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;
  • сбор, хранение, обработку, обобщение и анализ информации, содержащейся в реестре;
  • доступ к информации, содержащейся в реестре;
  • защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа;
  • актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, прекращении их действия.

Сведения о декларации вносятся в реестр в течение 15 рабочих дней со дня сдачи декларации.

Если служба по труду и занятости обнаружит в декларации несоответствия в течение пяти рабочих дней в реестр будет внесена запись о прекращении действия декларации.

В реестре декларация отображается:

  • полное наименование организации или ИП, подавшего декларацию;
  • адрес;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • полное наименование организации, проводившей спецоценку;
  • перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация;
  • реквизиты заключения эксперта организации, протокола (протоколов), ставших основанием для подачи декларации;
  • дата прекращения действия декларации.

Реестр размещен на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости, является открытым и общедоступным.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (аккредитованные эксперты СОУТ)

от 30 июня 2014 года N 599

О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда

(с изменениями на 31 августа 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года N 773 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.08.2016, N 0001201608120019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 года N 1331 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2020, N 0001202009030009).

– Примечание изготовителя базы данных.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

3. Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта “а” пункта 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2014 года N 599

Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда

(с изменениями на 31 августа 2020 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр).

2. Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации.

Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.

3. Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять в том числе обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Читайте также:
Где и как получить пособие по безработице: документы для оформления, условия и порядок

4. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование сведений, содержащихся в реестре, в том числе их защиту от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении таких сведений;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа сведений, содержащихся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к сведениям, содержащимся в реестре, без взимания платы;

д) взаимодействие реестра с иными информационными системами.

5. Регистрации в реестре подлежат организации, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом “О специальной оценке условий труда”, и представившие в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре (далее – заявление), содержащее следующие сведения:

а) полное наименование и место нахождения организации, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) сведения о наличии в уставных документах организации указания в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

д) сведения о наличии в качестве структурного подразделения организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с указанием номера, даты выдачи аттестата аккредитации и области ее аккредитации, соответствующей требованиям пункта 3 части 1 и части 2 статьи 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;

е) сведения о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и порядкового номера в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

ж) адрес электронной почты организации (при наличии);

з) фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации.

6. Организации вправе приложить к заявлению документы (копии документов), подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее аккредитации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

7. Заявление оформляется на бланке организации в произвольной форме, подписывается руководителем организации, заверяется печатью организации (при наличии печати) и может быть представлено в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления заявления в виде электронного документа оно должно быть подписано видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает поступившее заявление в течение 20 рабочих дней со дня его регистрации.

При необходимости Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации может запросить в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти информацию, подтверждающую наличие сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц и (или) о его аккредитации в национальной системе аккредитации посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В этом случае срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

9. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре.

10. Основанием для принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре является:

а) несоответствие заявления требованиям к его содержанию и оформлению, указанным в пунктах 5-7 настоящих Правил;

б) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа.

В случае принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение организации документов, представленных на бумажном носителе.

В случае отказа в регистрации организации в реестре по основанию, указанному в подпункте “а” пункта 10 настоящих Правил, организация вправе после их устранения повторно подать заявление в порядке, установленном пунктами 5-7 настоящих Правил.

12. Регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.

13. Реестр содержит следующие сведения:

а) полное наименование и место нахождения организации, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);

б) идентификационный номер налогоплательщика организации;

в) основной государственный регистрационный номер организации;

г) регистрационный номер записи в реестре;

Читайте также:
Какие льготы положены пенсионерам после 70 лет в 2021 году: оплата ЖКХ, дополнительные выплаты и компенсации

д) дата принятия решения о внесении сведений об организации в реестр;

е) дата и основание принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда;

ж) дата и основание принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда;

з) дата и основание принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда.

14. В случае изменения сведений, содержащихся в реестре, сведений в отношении области аккредитации испытательной лаборатории (центра) и (или) состава экспертов организация в течение 10 рабочих дней со дня таких изменений направляет соответствующее заявление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с указанием сведений, подлежащих изменению, с приложением копий соответствующих документов. Указанное заявление содержит в том числе сведения:

о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;

об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, и приложенные к нему документы, принимает решение о внесении соответствующих изменений в содержащиеся в реестре сведения об организации и вносит такие изменения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации такого заявления.

Требования к организации, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, применяются по 31 декабря 2021 г. включительно.

15. Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда подлежит приостановлению в случае:

а) привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

б) приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;

в) выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 Федерального закона “О специальной оценке условий труда” в отношении применения при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов утвержденных и аттестованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методик (методов) измерений, а также сведений о средствах измерений, внесенных в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом “ж” пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”, и частью 1 статьи 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;

г) выявления фактов несоблюдения требований пунктов 2 и 3 части 1 статьи 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда” по результатам рассмотрения заявления, направленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации организацией в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 2014 года, проводимая ранее аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда (СОУТ). В ходе оценки рабочим местам присваивается определенный класс (подкласс) условий труда. Это обязательная процедура, которую каждый работодатель должен проводить не реже чем один раз в 5 лет.

Важно: Если работодатель уклоняется от проведения специальной оценки условий труда или проводит ее с нарушением установленного порядка, он несет административную ответственность в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Закон 426-ФЗ определяет порядок проведения специальной оценки условий труда. Ее подготовительный этап включает следующие процедуры:

  • Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В зависимости от ситуации в ее состав могут войти работодатель (лично), представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза или другого представительного органа (если он существует). Возглавляет комиссию работодатель (или его представитель). Своим приказом работодатель утверждает состав и порядок деятельности комиссии.
  • Утверждение списка рабочих мест, на которых на которых будет проведена СОУТ.
  • Выбор исполнителя: сторонней экспертной организации, которая вправе проводить специальную оценку условий труда. Выбранная организация-исполнитель привлекается на основании договора. Представители организации не включаются в состав комиссии, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.

ВАЖНО: Организация-исполнитель должна соответствовать требованиям, перечисленным в статье 19 Закона 426-ФЗ.

Получите расчет стоимости специальной оценки (СОУТ) в течение 30 минут!

Отчет о результатах СОУТ: составление и подписание

Результатом проведения специальной оценки условий труда является отчет. Его форма определяется приказом Министерства труда №33н от 24.01.2014. В частности, документ должен содержать следующие данные:

  • Cведения о компании (предприятии), где проводилась процедура
  • Подробная информация об организации-исполнителе
  • Cписок рабочих мест, в отношении которых проводилась процедура
  • Классификация условий труда, полученная по результатам оценки.

К отчету прилагается документ с перечнем мероприятий, рекомендованных для улучшения условий труда. В течение 10 рабочих дней организация-исполнитель передает отчет в государственную информационную систему учета. В отношении рабочих мест, на которых не были выявлены вредные или опасные производственные факторы либо условия труда на которых были признаны оптимальными или допустимыми, составляется специальная декларация СОУТ. В течение 30 рабочих дней работодатель должен подать ее в территориальное отделение ГИТ.

Читайте также:
Образец заполнения справки о заработной плате 182н: скачать бланк бесплатно

Ознакомление сотрудников с результатами оценки условий труда

В течение 30 календарных дней руководитель компании (предприятия) должен ознакомить сотрудников с результатами специальной оценки условий труда. В эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном. С полученными результатами персонал должен быть ознакомлен под подпись. Это необходимо, поскольку работы в опасных или вредных условиях дают сотрудникам право на следующие преференции:

  • Уменьшение обязательного рабочего времени с 0 до 36 часов в неделю (то есть шестичасовой рабочий день)
  • Увеличение заработной платы. Оклад должен быть повышен не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда

Куда отнести средства, потраченные на проведение специальной оценки условий труда?

Средства, потраченные на специальную оценку условий труда, можно зачислить в счет страховых взносов. Таким образом можно возместить до 20% от использованной суммы. Для этого потребуется:

  • Рассчитать максимальную сумму на страхование от несчастных случаев
  • Подготовить пакет документов в ФСС. Он должен включать данные по проведенному расчету, а также копии приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, договора с организацией-исполнителем с указанием количества рабочих мест, которые прошли оценку, и стоимости проведения оценки на каждом из них.

Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?

Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:

  • Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
  • Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
  • Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
  • Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
  • Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
  • Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
  • Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика

Процедура проведения внеплановой специальной оценки условий труда ничем не отличается от обычной. В зависимости от причины провести ее требуется в течение 6 или 12 месяцев.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

Условия труда подразделяются на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
  • 2-й класс – допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
  • 3-й класс – вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
    1. 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
    2. 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
    3. 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
    4. 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности
  • 4-й класс – опасные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов способен создать угрозу для его жизни. Существует высокий риск того, что у сотрудника в период трудовой деятельности разовьется острое профессиональное заболевание

Практическое применение результатов специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда являются основанием для того, чтобы сократить сотрудникам продолжительность рабочего дня либо увеличить оклад. Кроме этого, они используются в следующих целях:

  • Обеспечение сотрудников индивидуальными и коллективными средствами защиты, которые подбираются в зависимости от степени опасности работы на том или ином рабочем месте
  • Разработка мер по улучшению условий труда, по их приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства
  • Выплата денежных компенсаций сотрудникам, которые получили травмы или приобрели профессиональные заболевания, предоставление гарантий безопасности в дальнейшем

Также результаты оценки используются для того, чтобы максимально точно рассчитать дополнительные тарифы, на основании которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд РФ.

Полезная информация о СОУТ:

  • Порядок проведения специальной оценки условий труда
  • Этапы проведения СОУТ
  • Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда
  • Декларация СОУТ
  • Обучение специальной оценке условий труда

ООО ” СЕРКОНС ” информирует потребителей услуг ИЛ ООО ” СЕРКОНС ” о том, что лаборатория перешла на выполнение работ в утверждённой области в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17025:2017.

ООО ” СЕРКОНС ” информирует потребителей услуг ИЛ ООО ” СЕРКОНС ” о необходимости передачи сведений о проведенных испытаниях/измерениях в Федеральную государственную информационную систему в области аккредитации согласно требованиям Приказа Минэкономразвития №704 от 24 октября 2020 года. Объем раскрываемой информации установлен подпунктом «а» пункта 4 названного приказа, а именно, сведения о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных протоколах испытаний с указанием даты и номера, в том числе информацию о лице, обратившемся в лабораторию с целью проведения испытаний (заявителе, наименовании и контактных данных заявителя), и дате подачи такого заявления.

Читайте также:
Пример и образец написания характеристики для награждения почетной грамотой

Передача сведений о протоколах испытаний во ФГИС в области аккредитации ведётся по шифрованным каналам связи; сведения, передаваемые лабораториями во ФГИС являются открытыми только для Федеральной службы по аккредитации и недоступны в открытых ресурсах.

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (аккредитованные эксперты СОУТ)

Отвечаем на самые волнующие в 2021 году вопросы по проведению специальной оценки условий труда

Вопрос: Как проверить, передала ли организация, которая проводила спецоценку, отчеты в ФГИС?

Ответ: Есть три способа.

— c 01.01.2020 г. организация, которая проводила СОУТ, должна в течение 3 рабочих дней с даты загрузки отчета в систему ФГИС уведомить организацию в формате электронного документа подписанного ЭЦП (гл. 2, ст. 18 п. 3 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому на своей электронной почте поищите такое письмо, но только с 2020 года появилась такая обязанность.

— на сайте ФГИС СОУТ во вкладке «Проверить наличие сведений о результатах СОУТ». Введите свой ИНН и смотрите когда Ваши отчеты по спецоценке были выгружены в систему.

— сделать запрос в организацию, которая у Вас проводила СОУТ и попросить у них принскрин из их личного кабинета системы ФГИС.

Вопрос: можно ли считать спецоценку проведенной, если работодатель не ознакомил работников с ее результатами в письменной форме?

Ответ: Нет. В этом случае спецоценка не считается проведенной, поскольку не выполнено условий ст. 15 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Работодатель обязан ознакомить работников под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. На основании этого можно от трудовой инспекции получить штраф за нарушения порядка проведения спецоценки.

Вопрос: Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации?

Ответ: Специальную оценку условий труда должна проводить только специализированная организация, которая должна быть включена в реестр Минтруда, иметь аккредитованную испытательную лабораторию и иметь в своем штате не менее 5 экспертов по СОУТ, которые имеют сертификат на право проведения спецоценки, один из которых врач по общей гигиене труда. Подтверждающие документы можно посмотреть в наших разделах «Сертификаты» и «эксперты»

Вопрос: Можно ли получить идентификационный номер отчета по СОУТ до заключения договора и можно ли его отменить?

Ответ: Идентификационный номер нельзя получить до заключения договора, тк на основании статьи 8 п.6 426-ФЗ он присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора по СОУТ. А вот отменить номер отчета можно. Необходимо уведомить организацию, проводящую спецоценку, что хотите расторгнуть договор и на основании этого в личном кабинете ФГИС Минтруда идентификационный номер будет аннулирован.

Вопрос: Можно ли подать декларацию по соут, если прошло уже 3 года после проведение спецоценки?

Ответ: Нет, подавать такую декларацию уже нельзя. В Приказе минтруда 80н, приложение 2,п .5 установлено, что декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения рабочих мест в течение 30 рабочих дней с даты утверждения Отчета по спецоценке. Предоставить декларацию можно, но это повлечет за собой нарушение порядка проведения СОУТ и автоматический штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Лучше снова провести спецоценку и подать декларацию не нарушая сроки и провести все по закону.

Вопрос: Действует ли соут в 2021 году, которая проведена в 2018 году?

Ответ: Да, действует. Срок проведения специальной оценки условий труда 5 лет. Никаких изменений не было в сроках спецоценки или отмены СОУТ в 2021 году. В данном случае следующая спецоценка по плану должна быть в 2023 г. За исключением случаев, когда необходимо проводить внеплановую оценку условий труда.

Вопрос: Если нет декларации по соут на сайте роструда надо ли проводить специальную оценку?

Ответ: Да, необходимо снова провести СОУТ. Только в том случае, если у Вас не осталось никаких свидетельств отправки декларации в инспекцию по труду (квитанция с почты, печать ГИТ и тд). Если Вы не сможете доказать, что отправляли декларацию в роструд, то автоматически Вам выпишут штраф за нарушение порядка проведения СОУТ.

Вопрос: Что делать в 2021 году, если в 2016 провели соут, но нет декларации?

Ответ: Проводить специальную оценку условий труда. Поскольку не выполнено условий 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части подачи декларации в ГИТ. Необходимо провести СОУТ, выполнить все требования закона и не бояться штрафа.

Вопрос: 2021 провели спецоценку почему не декларируется должность водителя?

Ответ: Должность водителя не декларируется в том случае, если на рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда – класс 3,1 и выше. Необходимо в Отчете по СОУТ найти карту водителя,в строке 040 карты посмотреть какой итоговый класс установлен. По 426-ФЗ декларируются рабочие места с допустимыми (класс 2) и оптимальными (класс 1) условия труда.

Вопрос: Если соут никогда не проводился что делать в 2021 году?

Читайте также:
Образец договора стажировки без оплаты для ИП в 2021 году

Ответ: Проводить спецоценку. 426-ФЗ обязывает всех работодателей проводить специальную оценку условий труда один раз в 5 лет. Не проведение СОУТ по ст. 5.27.1 КоАП РФ приводит к штрафу. А штрафа за то, что провели оценку условий труда и выполнили все требования закона 426-ФЗ пока не предусмотрено.

Вопрос: При каком количестве работников проводят спецоценку?

Ответ: При любом количестве работников от 1 до бесконечности. Если в штате один директор, то на директора проводится СОУТ. Не проводится спецоценка на основании статьи 3 426-ФЗ «О СОУТ» только для дистанционщиков, надомников, удаленщиков (которые официально оформлены по трудовому договору на такие работы)

Вопрос: В какой срок председателем комиссии подписывается документ по соут?

Ответ: Срок утверждения спецоценки председателем комиссии 30 календарных дней со дня его передачи работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. В нашей организацией мы передаем отчет с подписанием акта приема-передачи отчета и у работодателя остается документальное подтверждение передачи отчета, видна дата, с которой отсчитывать необходимый срок для утверждения отчета.

Вопрос: На сводной ведомости соут ставится печать?

Ответ: Нет, печать ставить не нужно. В 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такое требование не прописано.

Вопрос: В каких случаях карта специальной оценки не оформляется?

Ответ: Карта по специальной оценке условий труда оформляется в любом случае (статья 15 426-ФЗ)

Вопрос: Как оформить обоснование о необходимости внеплановой соут?

Ответ: Необходимо оформить протокол заседания комиссии по проведению спецоценки в произвольной форме. Указать причину проведения внеплановой СОУТ на основании статьи 17 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Закон не запрещает работодателю хоть каждый год проводить СОУТ.

Вопрос: Может ли работодатель получать несколько раз идентификационный номер ФГИС, если не будет проводить СОУТ в одной из организаций?

Ответ: Может. Идентификационный номер присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора. Если работодатель расторгает договор, то номер в системе ФГИС аннулирует. При оформлении нового договора — будет новый номер. Только аннулирование отчета будет сигналом для трудовой инспекции и привлечет внимание к организации, которая отказалась проводить СОУТ.

Вопрос: Что будет, если повторная соут будет проведена в срок более пяти лет?

Ответ: Скорее всего, будет выписан штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ – порядок проведения специальной оценки условий труда. СОУТ необходимо провести, если в течение 2х месяцев после загрузки Отчета с систему ФГИС, не придет из ГИТ предписание, то оснований наказывать работодателя у государственной инспекции по труду не будет, тк они нарушение в срок не выявили, и нарушение не является длящимся. СОУТ провести нужно обязательно, чтобы оснований для штрафа было меньше.

Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем ответы на все интересующие Вас вопросы.

Специальная оценка условий труда: что должен знать работодатель

Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

  • Назначение СОУТ
  • Требования к экспертной организации
  • Периодичность проведения СОУТ

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

Читайте также:
Перенос отпуска по желанию работника: как правильно оформить в связи с больничным, на следующий год, пример отмены, изменение графика отпусков согласно ТК РФ

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

Посмотреть аккредитованные организации нужно в реестре, размещенном на сайте Минтруда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Если будет выявлено, что работодатель ошибся в выборе экспертной организации, придется проводить СОУТ заново, при этом возможны штрафы за несвоевременное проведение, и дополнительные денежные затраты.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

Читайте также:
Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей (специалиста по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей)

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Сводная ведомость не содержит персональных данных. План мероприятий перед опубликованием необходимо утвердить. Оба эти документа должны храниться на официальном сайте работодателя. Как правило, их размещают во вкладке «О компании».

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: