Путин: налог на роскошь может все разрушить

Для автомобилистов могут изменить правила начисления налога на роскошь

Порядок начисления повышенного транспортного налога за так называемые «роскошные» автомобили может измениться в ближайшее время. Как выяснил Autonews.ru, профильные ведомства уже обсуждают повышение установленного в 2014 году ценового ориентира, при котором автомобили автоматически подпадают под увеличенную ставку транспортного налога. Информацию об этом подтвердили в пресс-службе Минпромторга, а также в Российской ассоциации дилеров (РОАД).

Почему автомобили за 3 млн руб. перестали быть роскошью

С 1 января 2014 года базовой ставкой исчисления налога на роскошь считается сумма от 3 млн руб. На фоне драматического роста цен за последние годы такая планка уже потеряла свою актуальность: в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие.

Как указали в Минпромторге, порог стоимости легковых автомобилей, к которым применяется повышающий коэффициент в 3 млн руб., назначен Минфином. При этом в пресс-службе Минпромторга уточнили, что ведомство поддерживает изменения, позволяющие обеспечить более объективный расчет транспортного налога.

«В настоящее время в соответствии с поручением Правительства России Минпромторг ведет совместную работу с Минфином и ФНС по определению возможных параметров, определяющих применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога», — сообщили в Минпромторге. При этом чиновники не уточнили, на сколько планируют поднять базовую ставку для исчисления повышенного налога.

Когда автомобиль будет считаться роскошным по новым правилам

Весной этого года РОАД направлял в Минпромторг письмо с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении пороговых значений стоимости автомобилей, подлежащих налогообложению с повышенным коэффициентом транспортного налога. Базовый диапазон с 3-5 млн руб. дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб.

«Минимальная стоимость автомобилей, при которой они попадают в Реестр Минпромторга — 3 млн руб. Все эти годы она не менялась и не учитывает изменений курсов валют и повышения цен на автомобили более чем на 60% за этот период», — объяснили в РОАД.

По мнению дилеров, использование неактуальных цен для расчета налогов приводит к тому, что в категорию люксовых автомобилей попадают модели все более низких классов. Кроме того, в РОАД называют такое положение дел дополнительным сдерживающим фактором для потребителей и снижению их покупательной способности. Там указали, что в 2021 году этот список включает уже более 1300 автомобилей, при том что в 2014 году в нем была всего 191 машина.

«Мы уже обсуждаем вопрос повышения базовой стоимости в реестр с 3 млн руб. до 5 млн руб. с представителями госструктур. Мы считаем наличие в списке «роскоши» автомобилей масс-брендов как минимум странным. Покупатели автомобилей масс-сегмента чувствительны к дополнительным расходам, поэтому налог может стать фактором, влияющим на выбор автомобиля», — подтвердили в РОАД.

Дилеры уточнили, что к дополнительным тратам клиенты премиум, а особенно люкс-сегментов относятся более спокойно. «Получается, что страдают автолюбители, для которых роскошь — это Porsche или Mercedes, но никак не модели из среднего сегмента», — сказали в РОАД.

Когда заработает обновление, если его примут

Чтобы понять, попадает ли модель под дополнительный налог, необходимо свериться с реестром Минпромторга: не позднее 1 марта каждого года ведомство публикует списки легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. Ближайший ориентир — март 2022 года.

Как платить транспортный налог сейчас

Порядок начисления транспортного налога установлен статьей 362 Налогового кодекса. По итогам года сумма налога исчисляется в отношении каждого автотранспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в л.с.) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Также налоговая ставка зависит от региона, где зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве для моделей с двигателями мощностью до 100 л.с. ставка составляет 12 руб., от 100 до 125 л.с. — 25 руб., от 125 до 150 л.с. — 35 руб. и так далее вплоть до 150 руб. за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения легковушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн руб. придется заплатить 5250 руб. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.

Оплатить транспортный налог за 2020 год необходимо до 1 декабря текущего года. Если водитель игнорирует это требование, его будут ждать финансовые санкции: налоговики начнут начислять пени автомобилисту за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью.

Сейчас работают следующие повышающие коэффициенты:

  • 1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
  • 2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
  • 3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Как уточнили в Минпромторге, повышающий коэффициент не применяют, если легкового автомобиля нет в списке или если машина старше, чем указанные в документе модели. Сам перечень формируют на основании информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей, предоставляемой производителями. Таким образом, рекомендованная розничная цена считается единственным критерием для включения транспортного средства в перечень.

Комментарии по теме: В правительстве не поддержали законопроект о введении налога на роскошь

Комментарии

А кто-то разве сомневался? Это нам, “быдлу” поднятие налогов и НДС. А ИМ, небожителям, не дай бог хотя бы копеечку лишнюю заплатить.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Очередное – “пчёлы против мёда”, с заведомо известным результатом? Нет, просто P.R. “справедливой России” перед выборами.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
Читайте также:
Госдума получила проект о снижении налогового вычета на имущество физлиц

Правительство давно не народное, ибо в первую очередь налогом на ту самую роскошь придется облагать его членов! Вчера в передаче “ты не поверишь” слушал мадам
Бабкину – это, скажу вам, полный вывих сознания! И это не только у нее-бомонд (за редчайшим исключением!) весь в этом плане монолитен! И никогда не будет их затрагивать вопрос зарплаты тракториста в селе, который выращивает для них в т.ч. хлеб, и получает при этом 15 тысяч в месяц! Ибо они-это другое сословие, выраженное нынешним временем. . А совести нет.
. Круг замкнулся?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Наши предки знали, что делать с антинародным правительством. А мы измельчали настолько?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

А можно увидеть хоть одного человека, верящего, что нью-дворяне примут иное решение?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

И почему я не удивлен данным решением?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Без сомнения налог будет.Но в таких мизерных процентах , тех что предложила эта престарелая марионетка олигархии, размер налога смешон.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Бояца,значит наворованое.Слава кпсс.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Роскошь доступна только элите. А элита у нас сидит в Кремле, Белом доме, ГД РФ и СФ РФ. Так неужели они в отношении самих себя налог введут ? Нет. Они скорее с народа дополнительные средства взыщут за счет повышения акцизов, административных штрафов и введения каких либо сборов. Вот пример. Подняли ставку НДФЛ до уровня 15 %. Предполагалось, что полученные дополнительные средства пойдут на лечение больных детей. Ну, и как дела идут на этот поприще ? Сколько больных детей вылечили ? Об этом ни слова. Зато по ТВ все новые призывы скидываться на помощь больным детям. То есть, денежки собрали, но граждане опять шапку по кругу пускают. Какой тут вывод ? Не туда деньги идут или опять все разворовали.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Наша “Патриотическая элита” не хило себя чувствует по всему миру.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Они убили человечность, сволочи.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

бы прогрессивный налог, воры бы перестали воровать много, патамучто чем больше воруешь, тем больше налогов платишь. Например украл 1 млн, заплатил налог 20% – 200 тыс. А украл 10млн то заплатишь налогов 50% – 5 млн, украл 100млн то заплатишь налогов 70% – 70млн! И т.д.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

В РФ вся центральная власть на 100% состоит из коррупционеров, обкрадывающих народ России, других там нет. С этим не поспоришь, слишком много фактов. Было бы очень странно, если бы они поддержали введение такого налога, это же касается их лично, а не простого народа, с которого с их благословления три шкуры сдирают за каждую мелочь. Рост цен на массовые потребительские товары для населения тоже дело их антинародной политики. У нас в Сибири летом на все продукты, особенно на овощи, цены уже в разы дороже обычных. Это чисто результат их деятельности при вставании с колен. Налаженную систему СССР они нарушили, а развитие частного сектора не поддержали ни чем, кроме лживых обещаний. Бросили крестьян, бывших колхозников одних, без государственного содействия, с лопатами и вилами, без техники и с дичайшими процентами по кредитам, один на один с рыночными бандитами и рэкетом. В результате весь народный бизнес в сельской местности, практически уничтожен. Все захвачено олигархами. Анатолий Быков начал поднимать успешно развивать большой и значимый район, так он по оговору уже год в СИЗО без суда. Даже в Подмосковье у Грудинина, тоже ситуация усложнилась, его давят со всех сторон. Налицо вражеская политика главной власти РФ по отношению к России по абсолютно всем направлениям жизни страны.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Нужно быть полным ххх что бы полагать, что владельцы недвижимости на Рублёвке, яхт и лимузинов сами себе налоги поднимут.
Разве кто-то из депутатов ГД хотел бы иметь неприятные разговоры с теми, кто их туда в депутаты засунул? Их в депутаты для того отправляли, что бы они своим Хозяевам жить мешали?
В РФ ПЯТЬ раз отклоняли принятие Европейской конвенции о борьбе с коррупцией, статьи конфискация имущества у коррупционеров. Это тоже наверное что то значит.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Хотелось бы знать весь список противников.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

В Яндексе посмотри полный список министров во главе с Мишустиным, их заместителей и помошников, начальников департаментов, управлений, отделов, вплоть до уборщиц, обслуги и охраны.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности не поддержала законопроект о введении с 2022 года налога на роскошь для владельцев дорогостоящих недвижимости, автомобилей, яхт и частных самолетов, сообщает ТАСС. . Как отмечают в правительстве, указанное имущество “уже является объектом налогообложения другими налогами (налогом на имущество физических лиц, налогом на имущество организаций, земельным налогом, транспортным налогом)”, которыми предусматривается повышенный уровень налогообложения с учетом его стоимости.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Ворон ворону глаз не выклюет.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Как они против себя закон примут?))

  • ответить
  • ветвь обсуждения

У Миронова дух сперло: а вдруг примут///

  • ответить
  • ветвь обсуждения

А вот за владение в личном пользовании земельного участка под усадьбу и хозпостройки свыше 10 соток до 20 соток нужно вводить тройной налог за каждую лишнюю сотку. За владение земельным участком свыше 20 соток до 50 соток – нужно вводить сто кратный налог за каждую лишнюю сотку. За участок свыше 50 соток нужно вводить тысячекратный налог за каждую лишнюю сотку. Под эти налоги попадают так же частные – охотничьи хозяйства, рыболовные участки, пристани и т.д. учитываемые в общей сумме с личными земельными участками .
На земли сельхоз назначения используемые для производства сельхопродукции это не распространяется.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Полно самых обыкновенных людей и даже пенсионеров, у которых участок 20 соток плюс-минус.
Если ты абсолютно ничего не заработал за жизнь и теперь к старости ничего не имеешь, то не меряй по себе.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
Читайте также:
Налог на добавленный доход будет со строго положительным эффектом

Ну если налога до 6 соток нет, а свыше 10 соток до 20 соток налог всеравно надо платить. Другое дело, какова сумма этого налога. За дом на этой земле и различные постройки налогов не должно быть. На строения должна быть добровольная страховка.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

При чем этот налог должен взыматься ежегодно с прибавлением к нему ежегодного % инфляции.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Дык они тогда перестанут с инфлицией чудить.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Тогда они будут вынуждены убрать заборы со своих пристаней и освободить берега рек для общего доступа. Если нет, пусть платят по полной.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

на зарплату в 20000. И уголовную ответственность, для людей моложе 65 лет.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

президентский дворец в Геленджике обложить налогом?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Да дворец, поди, числится государственным. Так что его не обложить.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

все таки меня поражает всеобщая глупость в бывшем совке..
забавно что это происходит на фоне гордости “лучшим образованием” – закономерность явно Обратная.
прежде всего, а “роскошь” это Что?
это ведь относительное понятие.
что алкоголику роскошь, то обычному человеку норма.
и Как собственно можно Определить подобное относительное понятие?
это делается либо путем обобщения информации о вашей жизни..
то есть Нужна всеобщая Слежка.
либо считывается с потолка – вот Я считаю что для тебя быдло, иметь дом это роскошь. потому что я царь и феодал, а ты мой крепостной.. и я решаю что для тебя “роскошь”.
с другой стороны.
допустим что этот Дебильный закон таки ввели.
КАК он может вас грабить?
ведь для этого надо знать в деталях Что у вас Есть, чем вы живете, откуд доходы и тд..
то есть Концлагерь Опять..
и вот Это Главное в этих потугах любителей “социальной справедливости” – это Всегда Концлагерь для Вас и Власть для Них.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Кто ясно мыслит, тот ясно излогает.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Есть люди которым надо запретить рассуждать))
ибо они своими рассуждениями вгоняют остальных в транс))
такой винегрет в голове что смысла приводить их рассуждения в порядок нет никакого))

  • ответить
  • ветвь обсуждения

да, мы знаем..
что для вашего этноса концепции Личной Свободы и Неприкосновенности Личной жизни – недоступны для понимания..
но к чему же Этим недостатком ума еще и хвастать?
ой вей.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Если уж так зачесалось, то все гораздо проще.
Достаточно ввести в розничную продажную цену отдельной строкой % этого самого налога, и ни за кем следить не надо. При перепродаже скидка на б.у. товар берется с полной стоимости включающий в себя и этот налог.
Хозявам роскошного имущества придется хранить чек, как отчетный документ.
Конечно, это чистой воды жульничество, но зато ни какого в дальнейшем двойного налогообложения нет.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

А что разве владельцы всего перечисленного барахла не платят за него установленные уже законами налоги?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

В РФ есть бессовестная многоуровневая система многократного налогообложения.
Обман идёт уже на этапе начисления ЗП. Почему в РФ такая нищенская ЗП? потому, что налогами, НДФЛ, подоходными и прочими изымается сходу более 88% начисленной ЗП! Тот, кто на руки получает 28тр, тому начисляют около 90..120тр. Потом из этих выданных на руки 12..15% от начисленной ЗП с помощью НДС удерживают ещё 18..20%, топливный акциз +НДС ещё удерживает с нас, плюс всякие наценки, акцизы, включенные в стоимость суммы итд.. итого, с каждого заработанного рубля с человека фактически удерживают около 95 копеек!
В РФ введена жесткая конфискационная система, это го-во изымает у народа любые деньги, закостинелая государственная машина РФ пытается всеми возможными способами дотянуться до ВСЕХ денег имеющихся у граждан где бы они не находились и оторвать себе “законную долю”, причём сумму в их общяк они нам назначают сами. Ни о каком порядочном и справедливом регулировании в РФ говорить не приходится с учетом коррупции и слишком откровенной борьбы государства со своим народом. С “господами” власть считается и никогда не идёт против их воли, а с холопами власть не только не считается, но при каждом удобном случае не упускает возможности палкой по загривку вмазать.
Не зря Гегемон цинично сказал “наш народ новая нефть”. А нефть это ВЕЩЬ из которой извлекают прибыль.

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Это наверное значит, что если я сейчас сварю кастрюлю хорошего борща, то его, при нынешних ценах, могут роскошью посчитать , а меня налогом обложить?!

Что такое налог на роскошь и сколько надо платить в 2021 году

Так называемый налог на роскошь касается недвижимости и транспорта. В Налоговом кодексе (НК) РФ обозначена предельная стоимость определенной категории имущества. Лицам, чье имущество стоит дороже указанных в НК РФ значений, при расчете стандартного налога придется учитывать повышающий коэффициент.

  • 🏠 Недвижимость
  • 🚗 Транспорт
  • 💫 Изменения в 2021 году
  • 💰 Как рассчитать налог на роскошь?
  • 💸 Налог на вклады физических лиц
  • ❗ Налог на доходы свыше 5 млн рублей

В зависимости от вида имущества этот показатель будет разным.

🏠 Недвижимость

Налог распространяется на все недвижимое имущество, оцениваемое в сумму более 300 млн рублей. К нему относятся:

  • жилые дома;
  • квартиры;
  • дачные участки;
  • дачи;
  • земельные наделы под ИЖС;
  • участки земли с находящимися на них жилыми постройками.

По истечении трех лет с даты начала строительства под налог подпадают и незавершенные объекты, строившиеся для проживания.

С юридической точки зрения, верное название — «повышенный налог на имущество», так как коэффициент используется для расчета налога на имущество. Привести пример расчета сложно, так как процентная ставка зависит от двух строго индивидуальных параметров:

Читайте также:
Российское правительство готово к налогу на дополнительный доход

В НК РФ существуют ограничения: налог не должен быть выше 2% от стоимости недвижимости.

Транспорт

Номинально налог на роскошь распространяется:

  • на автомобили;
  • на водные суда;
  • на воздушный транспорт.

При этом распространение ограничено транспортными средствами (ТС), оцененными в сумму 3 млн рублей и выше. На территории РФ наиболее распространенным транспортным средством является автомобиль.

Официальное название — «Повышенный транспортный налог»: как и в случае с недвижимостью, лица, обладающие дорогими ТС, обязаны учитывать повышающий коэффициент при расчете транспортного налога.

Высчитывается он умножением количества лошадиных сил авто на ставку транспортного налога. Если стоимость автомобиля превышает указанные в НК РФ цифры, то в произведение добавляется повышающий коэффициент.

Показатель ставки разнится от региона к региону. Ознакомиться с конкретными значениями можно здесь.

В отличие от недвижимого имущества в налоге на роскошь для ТС предусмотрены льготы. Некоторые слои населения могут быть освобождены от его оплаты, если мощность ТС не превышает 200 л. с. К ним относятся:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • многодетные родители;
  • Герои РФ и СССР;
  • участники боевых действий.

Изменения в 2021 году

Изменения коснулись, в первую очередь, автолюбителей. В частности, был расширен список автомобилей, подпадающих под налог — в документе появились модели массовых авто.

Минпромторг регулярно обновляет список автомобилей. Со списком за 2020 год можно ознакомиться на его сайте. Обращайте внимание на комплектацию авто.

Коэффициент для налога на роскошь и порядок его выплаты контролируются п. 2 ст. 362 НК РФ. На этот показатель оказывают влияние следующие параметры:

  • стоимость автомобиля;
  • дата производства авто.

После достижения авто определенного возраста надобность в повышающем коэффициенте отпадает. О возрасте наглядно — в таблице ниже.

Стоимость ТС Коэффициент Возраст авто
От 3 до 5 млн руб. 1,1 До 3 лет
От 5 до 10 млн руб. 2 До 5 лет
От 10 до 15 млн руб. 3 До 10 лет
Более 15 млн руб. 3 До 20 лет

Ранее коэффициент для ТС стоимостью от 3 до 5 млн рублей понижался со временем использования автомобиля. Согласно последним изменениям, этот пункт недействителен — множитель теперь стабилен (1,1) для всех авто категории младше трех лет.

Как рассчитать налог на роскошь?

Формула выглядит следующим образом:

  • количество лошадиных сил х ставка транспортного налога х повышающий коэффициент.

Например, в 2021 году вы приобрели автомобиль BMW M235i xDrive Gran Coupe. Стоимость на рынке — 3 490 000 рублей, т. е. применяемый повышающий коэффициент — 1,1. Мощность ТС 306 л. с. Ставка транспортного налога в регионе 80 руб./л. с. Расчет выглядит следующим образом:

  • 306 х 80 х 1,1 = 26 928 рублей.

Однако необязательно все авто из списка Минпромторга подлежат налогу. Причина тому — возраст ТС. Так, например, модель Audi Q5 45 TFSI Quattro значится в списке Минпромторга. Но если авто 2016 года выпуска, то повышающий коэффициент к ней неприменим. Стоимость машины 3 355 000 рублей, мощность – 249 л. с., ставка – 80 руб./л. с. В данном случае транспортный налог составит:

  • 249 х 80 = 19 920 рублей.

Для расчета налога на роскошь нужно лишь узнать необходимые параметры для вашего региона и марки автомобиля.

Налог на вклады физических лиц

С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения. Теперь физические лица, имеющие банковские вклады свыше 1 млн рублей, должны будут заплатить налог в размере 13% с доходов, полученных с этих вкладов.

Изменения будут применяться ко вкладам, относящимся к налоговому периоду с 2021 года и далее, то есть первый налог придется заплатить в 2022 году. Поэтому за проценты за 2020 год можно не переживать – их нововведения не коснутся.

Нужно понимать, что налогом облагаются не сами вклады, а полученные по ним проценты (доход). Налог придется заплатить не со всей суммы вкладов, а с суммы процентов и остатков по счету и лишь с той части, которая превышает доход в размере ставки ЦБ РФ с 1 млн рублей.

Рассмотрим на примере. Законодательство устанавливает не облагаемый налогом лимит. Он зависит от действующей ключевой ставки ЦБ РФ на начало года. Пока неизвестно, какой будет ключевая ставка в январе 2021 года, но предположим, что 6%.

Считаем не облагаемый налогом лимит:

  • 1 000 000 (руб.) х 6% = 60 000 (руб.).

Это необлагаемый лимит, то есть налоги нужно заплатить с суммы полученных процентов, превышающих данную сумму.

Пример 1: вклад размером 1 млн рублей под 3,5% годовых.

Доход за год составит:

  • 1 000 000 (руб.) х 3,5% = 35 000 (руб.) годового дохода, что меньше лимита – налог взиматься не будет.

Пример 2: вклад на 3 млн рублей под 4% годовых.

Доход за год составит:

  • 3 000 000 (руб.) х 4% = 150 000 (руб.) годового дохода.

От полученной суммы отнимаем необлагаемый лимит:

  • 150 000 (руб.) – 60 000 (руб.) = 90 000 (руб.)

Значит, налогом будут облагаться 90 000 рублей.

Считаем налог, который придется заплатить в итоге:

  • 90 000 (руб.) х 13% = 11 700 (руб.)

Подавать декларацию для уплаты налога не придется. Все необходимые сведения ФНС получит от банков, а по окончании календарного года разошлет всем вкладчикам налоговые уведомления.

Налог на роскошь

В стране с каждым месяцем все больше и больше растет социальная напряженность, в том числе связанная со значительной разницей в доходах населения.

Существует масса людей, уровень доходов которых еле дотягивает до среднего по стране, и очень ограниченный круг лиц, доходы которых сильно превышают его.

Именно на сглаживание этой социальной несправедливости направлена идея введения в России так называемого налога на роскошь.

Сама по себе она далеко не нова. Об этом налоге говорят в нашей стране уже лет 10. Причем в мае 2011 году в Государственную Думу вносился законопроект о его введении, который даже был рассмотрен в первом чтении. Но дальше законопроект так и не пошел. Дума его сразу отклонила.

Читайте также:
Россиян не волнует налог на богатство?

Но в настоящее предвыборное время именно введение этого налога становится очень выгодным пунктом для предвыборной программы.

Ввести его предложили сразу три кандидата: В. Путин, Г. Зюганов и С. Миронов. Каждый из них предлагает свои условия введения налога.

Радикальное решение предлагает коммунист Геннадий Зюганов. По его мнению, нужно не только ввести налог на роскошь, но и вернуться к прежней прогрессивной системе налогообложения доходов, когда с более высоких заработков платились и более высокие налоги. Социал-демократ Сергей Миронов к роскоши предлагает относить ювелирные изделия, меха, дорогие картины. При этом размер налога предлагает установить, исходя из рыночной цены предмета роскоши. Владимир Путин предлагает менее радикальный вариант – облагать налогом на роскошь лишь недвижимость и средства передвижения (автомобили класса люкс и премиум, самолеты, яхты и т.п.). Сейчас этот вопрос рассматривается в профильном комитете Госдумы.

Все кандидаты при этом делают упор на том, что этот налог должен коснуться разбогатевших людей, которые по идее должны заплатить за свое богатство. При этом вообще не понятно, что есть богатство.

Так, если взять, например, предложение того же Миронова, то встают некоторые вопросы. А почему бы кроме драгоценностей, мехов и картин, не отнести к богатству или, говоря в терминах налога, роскоши, еще антикварные книги, мебель, редкое оружие, персидские ковры ручной работы и т.п.?

Как разграничивать случаи, когда предметы роскоши появляются у людей с очень высоким доходом и людей со средним или низким доходом? Драгоценности и меха в своей жизни хотя бы раз может получить если не каждый, то один из трех. Причем для этого необязательно иметь очень высокий доход. Допустим, бедной девушке, этакой Золушке было подарено очень дорогое кольцо с бриллиантом. Она становится собственницей этого кольца, которое стоит больше чем вся ее комната в коммуналке. И отсюда вопросы: должна ли она вообще в таком случае платить этот налог на роскошь и если да, то из каких денег?

Да и вообще, как взимать налог на драгоценности? Вот пришла опять та же Золушка домой, запрятала свое кольцо под подушку и никому не показывает. Как налоговая инспекция должна догадаться, что у этой счастливицы есть такая «роскошная» вещь?

И даже если каким-то волшебным образом кольцо обнаружено налоговым инспектором, который абсолютно не разбирается в драгоценных камнях. Как в таком случае можно оценить стоимость кольца? Кто поручиться, что это не хорошая подделка? По идее нужно отдать камень на экспертизу, но кто будет за экспертизу платить? У Золушки нет денег даже на покупку платья. Получается, нужно брать налоговому инспектору бюджетные средства и идти к ювелиру. Но выгодно ли государству постоянно оплачивать бесконечные экспертизы из бюджета? Не окажутся ли такие расходы больше, чем доходы от самого налога?

Ни один из этих вопросов в отношении взимания налога на роскошь, когда ею считаются драгоценности и другие ценные вещи, решен не был. Поэтому о предложении Миронова даже не имеет смысла говорить в серьез.

То, что предлагает Зюганов в части прогрессивной шкалы налогообложения, ближе к реальности. Во многих странах ставка этого налога увеличивается пропорционально росту доходов налогоплательщика. В свое время и в нашей стране была прогрессивная шкала. Но от нее отказались в пользу современной фиксированной ставки по налогу на доходы физических лиц в 13%. Это было сделано с целью вывести из тени недобросовестных налогоплательщиков, которые скрывали свои высокие доходы, чтобы платить меньшие суммы налогов. Считается, что эта цель была достигнута. Но многие специалисты в области налогообложения до сих пор считают, что прогрессивная шкала все-таки более эффективна и, несмотря на минусы в связи с уходом многих в «тень», позволяет не только собирать большие суммы налогов, но и сглаживать дисбалансы в доходах населения.

И, наконец, вариант Владимира Путина, который предлагает считать роскошью дорогую недвижимость и средства передвижения. С одной стороны, он действительно является достаточно разумным. Оценивать недвижимость и автомобили, которые в любом случае регистрируются в надлежащих органах, закреплены за определенным собственником и стоимость которых можно узнать, не прибегая к специальным экспертизам, намного легче, чем, например, те же драгоценности. Однако с другой стороны, и в нем существуют недостатки, над которым еще работать и работать.

Так, например, предполагается, что будет облагаться налогом на роскошь дорогая недвижимость (в непринятом в мае законопроекте стоимость такой недвижимости должна была быть выше 15 млн.руб.). Однако, например, в Москве обладателем квартиры за 16 млн.руб. может оказаться любая бабушка-пенсионерка, которая жила в большой трехкомнатной квартире в сталинском доме, который располагается в центре столицы, еще с советских времен и получила право собственности на квартиру по наследству от своего папы – генерала. При этом сейчас живет бабушка, хоть и в этой дорогой квартире, совсем не богато, лишь на свою пенсию.

Как она должна платить налог на роскошь, которой по сути-то у нее и нет?

Или еще один вопрос. Много квартир досталось российским гражданам в результате приватизации. Все, кто мог, в свое время перевел квартиру, где жил в собственность, каждый в своем городе. Но Иван Иванович приватизировал четырехкомнатную квартиру в Саранске, и сейчас она стоит 4 млн.руб. А Василий Васильевич приватизировал точно такую же четырехкомнатную квартиру в Москве и сейчас она стоит 16 млн. руб. При этом доходы у обоих мужчин приблизительно одинаковые. Кто виноват, что в Москве квартиры стоят намного больше, чем в Саранске? Почему Василий Васильевич должен платить налог на роскошь, а Иван Иванович нет, притом, что они обладают совершенно идентичными квартирами, только в разных городах?

Читайте также:
Силуанов хочет сделать из России «вторую Норвегию»

Так же много вопросов возникает и при обложении этим налогом автомобилей. Может быть, человек всю жизнь зарабатывал на машину своей мечты, откладывал каждый месяц с зарплаты и, наконец, купил себе Мерседес класса люкс, на содержание которого теперь уходит еще пол его зарплаты. И тут к нему приходит налоговый инспектор с требованием заплатить налог на роскошь. И что этому человеку делать? Отдавать оставшуюся половину зарплаты государству и начать умирать с голоду или расстаться со своей мечтой, на которую копил всю жизнь, и продать автомобиль?

Еще один нерешенный вопрос: как облагать налогом на роскошь такие дорогостоящие транспортные средства, как самолеты, яхты и т.п.? Сейчас большинство таких средств зарегистрировано в других странах, то есть не подпадает под наше налоговое законодательство. Соответственно с них нельзя будет собрать налог. И есть очень большая вероятность, что после введения налога на роскошь даже тот дорогой транспорт, который был зарегистрирован в России, чудесным образом будет перерегистрирован за границей. В результате те, кто действительно имеет миллионы, с легкостью сможет избежать налога на роскошь.

Итак, несмотря на то, что налог на роскошь обсуждается уже очень давно и сейчас его обсуждение происходит наиболее бурно, в механизме его начисления и взимания еще остается множество различных пробелов. И главный пробел – это то, что никто не может дать четкого определения роскоши. На наш взгляд именно это делает введение такого налога маловероятным.

Роскошь – это понятие скорее морально-нравственное. Определить четко, что к ней относиться, а что нет очень сложно. Введение такого определения в российскую законодательную практику, основным пороком которой является неправильная трактовка норм и неправильное их применение – более чем спорный шаг, который может породить массу конфликтов.

Понимают ли это политики, которые предлагают введение налога на роскошь или нет, вопрос риторический. Однако для нас ясно одно – предложение по введению этого налога на сегодня, когда он очень мало проработан и когда вокруг него очень много споров, не более чем предвыборный ход, для того, чтобы привлечь к себе как можно больше внимания и голосов избирателей со средним достатком.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей.

Читайте также:
Участники реновации свободны от налога на новое жилье

Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Читайте также:
Минтранс готов поддержать нулевой транспортный налог для электрокаров

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Читайте также:
Читинские власти предложили налоговую ставку для ИП на процентном уровне

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Новое в налогообложении

В наступающем году для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрен «единый налоговый платеж» (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ) для уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов (ст. 45.2 НК РФ). Порядок перечисления данного налога вводится в порядке эксперимента на второе полугодие 2022 г.

Чтобы получить право перечислять единый платеж, нужно провести с инспекцией сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. При этом перечислять единый налоговый платеж за налогоплательщика может третье лицо. Но в этом случае последнее не вправе требовать возврата данного платежа из бюджетной системы.

Указанным законом внесены поправки и в п. 1 ст. 78 НК, устанавливающие возможность зачета переплаты по налогам в счет уплаты сборов и взносов. До 1 января 2022 г. налоги можно зачесть только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата.

Кроме того, ФСС сможет проводить новые виды проверок (Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 126-ФЗ), а именно:

  • правильности подтверждения основного вида деятельности;
  • полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, для принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Налог на прибыль

Продлено ограничение по переносу убытков прошлых лет до конца 2024 г. (базу по налогу на прибыль можно уменьшить на сумму убытка прошлых лет, но не более чем на 50%). Предполагалось, что срок действия ограничения закончится 31 декабря 2021 г, но нормы п. 40 ст. 2 и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внесли свои коррективы.

В частности, согласно новой редакции п. 2 ст. 270 НК с 1 января 2022 г. в расходах для целей налогообложения прибыли не будут учитываться платежи в целях возмещения ущерба, перечисляемые в бюджет учреждениями. Изменения вводятся в том числе с целью исключить для организаций возможность включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, суммы компенсации за причиненный экологический ущерб (см. Письмо Минфина РФ от 21 июня 2021 г. № 03-03-07/48698).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 262 НК в расходы на НИОКР можно будет включить затраты на приобретение:

  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав;
  • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

С 1 января от уплаты НДС освобождаются услуги общественного питания, оказываемые как на объектах общепита, так и при выездном обслуживании заказчиков (п. 2 ст. 2 и п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Для освобождения от НДС организация должна соответствовать установленным требованиям (за календарный год, предшествующий году применения освобождения, сумма доходов не превысила 2 млрд руб., удельный вес доходов от реализации услуг составил не менее 70%, а среднемесячный размер выплат физлицам не ниже среднемесячной заработной платы по региону). Также важно помнить, что льгота не предназначена для организаций и ИП, занимающихся розничной торговлей продукцией общепита через отделы кулинарии либо заготовочной и иной аналогичной деятельностью.

Читайте также:
Участники реновации свободны от налога на новое жилье

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1544 утвержден перечень отдельных видов электронной и бытовой техники, приобретенной для перепродажи у физлиц, что позволит применять положения Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 103-ФЗ (ст. 1, п. 2 ст. 2) о возможности начисления НДС с межценовой разницы при перепродаже указанных товаров.

С 1 января от уплаты НДС также освобождается реализация (передача для собственных нужд) племенных рыб, эмбрионов и молоди (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 308-ФЗ). Форель исключена из подп. 1 п.2 ст. 164 НК, где указаны продовольственные товары, облагаемые по ставке НДС в размере 10%.

Компании и индивидуальные предприниматели, использующие упрощенный режим налогообложения, в наступающем году должны будут соблюдать новые лимиты – согласно Приказу Минэкономразвития России от 28 октября 2021 г. № 654 коэффициент-дефлятор в целях применения УСН на 2022 г. составляет 1,096.

Таким образом, чтобы применять в 2022 г. спецрежим со стандартными ставками, доходы не должны превысить 164,4 млн руб. Если они превысят указанную сумму, но при этом составят не более 219,2 млн руб., можно остаться на «упрощенке», но налог рассчитывать по повышенным ставкам. Чтобы воспользоваться правом перехода на спецрежим с 2022 г., доходы за 9 месяцев 2021 г. не должны превысить 116,1 млн руб.

Взносы

Правительство РФ Постановлением от 16 ноября 2021 г. № 1951 установило на 2022 г. предельную базу по страховым взносам в следующих размерах: на ОСС – 1,032 млн руб., на ОПС – 1,565 млн руб. (индексация составила 1,069 раза).

Налог на имущество

Начиная с отчетности за 2022 г. налогоплательщикам не потребуется включать в декларацию сведения об объектах недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 17 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Если у налогоплательщика имелись только объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, декларацию представлять не нужно.

Порядка декларирования недвижимого имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, данные изменения не касаются.

Тем же Законом № 305-ФЗ внесены изменения в:

  • пункт 2 ст. 372 и п. 1 ст. 383 НК: с 2022 г. сроки уплаты налога на имущество устанавливаются не позднее 1 марта следующего года, авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). Ранее сроки устанавливались законодательными органами субъектов РФ, теперь за ними сохраняется только право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога на имущество организаций;
  • пункт 12 ст. 378.2 НК: в отношении объекта недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, налоговая база для которой определяется как кадастровая стоимость, сумма налога или авансового платежа исчисляется для каждого из участников пропорционально его доле в праве общей собственности;
  • введен новый п. 4.1 ст. 382 НК: исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогооблагаемой недвижимости на основании заявления в ИФНС, которое подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 16 июля 2021 г. № ЕД-7-21/668@.

С 1 января 2022 г. имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), будет облагаться налогом на имущество только у арендодателя (лизингодателя) в соответствии с Законом № 382-ФЗ.

Транспортный налог

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца при изъятии транспортного средства при условии подачи соответствующего заявления в любой налоговый орган (п. 3.4 ст. 362 НК, введенный подп. «б» п. 76 ст. 2 Закона № 305-ФЗ).

Физлица для получения имущественного и социального вычета у работодателя могут с 1 января 2022 г. подать только заявление в произвольной форме – уведомление о праве на вычет работодателю будет направлять налоговая инспекция (после соответствующего обращения работника). Изменения вводятся Федеральным законом от 20 апреля 2021 г. № 100-ФЗ.

Федеральным законом № 305-ФЗ дополнен п. 4 ст. 229 НК: физлица могут не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, если имеют право на имущественный вычет (1 млн руб.) и стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не превышает указанный предельный размер вычета.

Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ) освобождены от НДФЛ доходы семей с двумя и более детьми, не достигшими 18 лет (либо 24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения), от продажи единственного жилья независимо от срока его нахождения в собственности, при условии приобретения иного жилья большей площадью или большей кадастровой стоимостью. Новая норма будет действовать в отношении доходов от продажи жилья, полученных с 1 января 2021 г.

Курс на цифровизацию

В настоящее время расширяются возможности использования электронных документов, что, безусловно, ведет к гибкости процедур, а также ощутимому сокращению трудозатрат и материальных ресурсов.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 336-ФЗ введено понятие электронных перевозочных документов. Формат транспортной накладной уже разработан ФНС. Таким образом, перевозчики, фрахтовщики и фрахтователи, а также получатели товаров должны подключиться к системе электронных перевозочных документов. Эти лица формируют свой файл обмена, содержащий важные сведения, в том числе: о приеме груза – со стороны перевозчика или об участниках перевозки – со стороны грузоотправителя.

В рамках контроля применения контрольно-кассовой техники налоговые органы получат доступ к фискальным данным в режиме реального времени. Приказом ФНС от 8 сентября 2021 г. № ЕД-7-20/801@ определен порядок доступа к базе оператора фискальных данных. Он обеспечивается согласно протоколу обмена между техническими средствами оператора и автоматическими информационными системами налогового органа. Приказ ФНС вступит в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать в течение 6 лет (до 1 марта 2028 г.).

Читайте также:
В Госдуме рассказали об упразднении ПФР

Также ФНС получит возможность передавать сведения, составляющие налоговую тайну, в ПФР с целью своевременного получения гражданами мер соцподдержки. Проект поправок в ст. 7.2 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» (законопроект № 19899-8) только ожидает рассмотрения Госдумой. Данные, конечно, предполагается передавать в электронном виде.

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Анфимычева Ирина, руководитель проекта Корчагина Ксения, юрист

На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.

Что вы узнаете

  • Как рассчитать налоги по УСН
  • На чем сэкономить при переходе на УСН
  • Кому доступен Патент
  • Как доказать право на патент
  • Зачем УСН при Патенте?

Как рассчитать налоги по УСН

На упрощенке два варианта расчета налога:

  • Доходы
  • Доходы-Расходы

Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.

Упрощенка с объектом Доходы-Расходы

С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:

Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.

Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.

Упрощенка с объектом Доходы

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки

На чем сэкономить при переходе на УСН

При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:

  • предоплату 2020 года за рейсы 2021 года;
  • оплату в 2021 за перевозки 2020 года.

Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.

И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:

  • топлива и запчастей на складе — в момент их расходования в 2021 году;
  • услуги автосервисов, стоянок, полученные в 2021, но оплаченные заранее в 2020 году;
  • остаточную стоимость вашего автомобиля, купленного не позже 5-10 лет назад (в зависимости от вида машины).

Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.

Кому доступен Патент

Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.

Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.

Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.

Тут можно «подстраховаться»:

  1. Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
  2. Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
  3. Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
  4. Ведите книгу доходов по Патенту. Во-первых, этого требует закон. Во-вторых, вам будет проще контролировать свой учет.

Как доказать право на патент

Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.

К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: