Психиатрическое освидетельствование работников раз в 5 лет: обязательные медосмотры, штраф за отсутствие медосмотра

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695
“О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности”

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г., 25 марта 2013 г.

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2022 г.

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 2 внесены изменения

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации осуществлять организационно-методическую работу по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

3. Признать утратившим силу пункт 5 примечаний к Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 18, ст.1602).

Председатель Правительства
Российской Федерации

23 сентября 2002 г.

Правила
прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695)

1. Настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется – освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее именуется – Перечень).

2. Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1234, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 мая 2008 г. N КАС08-172, пункт 3 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

3. Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1234, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 мая 2008 г. N КАС08-172, пункт 4 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

4. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется – комиссия).

5. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1234, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 мая 2008 г. N КАС08-172, пункт 6 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

6. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.

Одновременно работником предъявляется паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1234, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 мая 2008 г. N КАС08-172, пункт 7 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

7. Освидетельствование работника проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию.

В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность.

Читайте также:
Должностные обязанности дизайнера интерьера, мебели, полиграфии, графического

Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений.

8. При прохождении освидетельствования работник может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием.

9. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.

Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.

10. В случае несогласия работника с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет. В случае несогласия работника с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.

Организационно-методическую работу по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования, осуществляет Минздрав РФ.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 2 октября 2002 г. N 186, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 39 ст. 3796

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2022 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Психиатрическое освидетельствование работников раз в 5 лет: обязательные медосмотры, штраф за отсутствие медосмотра

от 23 сентября 2002 года N 695

О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том
числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с
влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности

(с изменениями на 25 марта 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне – до 1 сентября 2022 года.

Дополнительно см. ярлык “Примечания”.

– Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации осуществлять организационно-методическую работу по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 года N 695

ПРАВИЛА
прохождения обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том
числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности
(с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности

1. Настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется – освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее именуется – Перечень).

2. Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

3. Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

4. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется – комиссия).

5. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

6. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.

Одновременно работником предъявляется паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

7. Освидетельствование работника проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию.

Читайте также:
Приказ №624 по СРО: перечень видов работ, допуск в строительстве

В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность.

Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений.

8. При прохождении освидетельствования работник может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием.

9. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.

Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.

10. В случае несогласия работника с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.

Штраф за отсутствие психиатрического освидетельствования

  • Штраф за непрохождение психиатрического освидетельствования
    • Кого оштрафуют за допуск к работе без освидетельствования
  • Что будет, если работник отказывается проходить психиатрическое освидетельствование

Штраф за непрохождение психиатрического освидетельствования

При наличии психических отклонений и расстройств граждане могут быть временно, но не более чем на 5 лет, признаны негодными к некоторым видам профессий (ст. 6 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях…» от 02.07.1992 № 3185-I (далее — закон о психиатрической помощи). Через 5 лет гражданин может пройти повторное освидетельствование, и если его состояние улучшилось, получить допуск к этим профессиям.

Список таких профессий устанавливается постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (далее — ПП РФ № 377). Тем самым лица, претендующие на занятие данными видами работ, в том числе связанных с повышенной опасностью для окружающих, должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование.

Кого оштрафуют за допуск к работе без освидетельствования

Кто несет ответственность, если работник, признанный психиатром негодным к опасный или вредным и т.п. работам, все равно эти работы совершает? Или если работник, не прошедший освидетельствование, работает без допуска психиатра? Отвечает за это нарушение работодатель.

Да, ответственность за несоблюдение данного правила возлагается законодательством не на сотрудников, а на работодателей.

Нарушение работодателя – это допуск лица с психическими отклонениями, которому данная работа противопоказана, к выполнению трудовой функции.

Так, в п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ закрепляется, что:

  • на лиц, занимающих соответствующие должности, накладывается штрафная санкция в размере 15 000–25 000 руб.;
  • на физлиц, осуществляющих предпринимательство без учреждения юрлица, налагается санкция в виде штрафа за непрохождение психиатрического освидетельствования допущенными к труду работниками, размер которого составляет 15 000–25 000 руб.;
  • на юрлица налагается штраф 110 000–130 000 руб.

Отметим, что вне зависимости от того, сколько лиц, не подлежащих допуску к работе по психиатрическому освидетельствованию, к ней допущены, наказание назначается единожды за один факт обнаружения нарушения, а не за каждого работника отдельно, см. Решение Московского городского суда от 16.06.2017 по делу N 7-7296/2017.

Что будет, если работник отказывается проходить психиатрическое освидетельствование

Освидетельствование у психиатра обязаны проходить каждый 5 лет все работники на видах труда, перечисленных в ПП РФ № 377 (ст. 213 ТК РФ). Правила производства рассматриваемого освидетельствования утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (далее — Правила).

Ст. 4 закона о психиатрической помощи устанавливает, что обращаются за таковой в добровольном порядке. Вместе с тем ст. 24 закона о психиатрической помощи оговаривает некоторые случаи, когда лиц можно принудить к прохождению освидетельствования. Однако освидетельствование с целью установления его профпригодности в принудительном порядке в данной статье не закреплено.

П. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ гласит, что отстранение лица, не прошедшего освидетельствование, является обязательством работодателя, из чего и исходит его ответственность. Во время отстранения работнику не платится зарплата, если пропуск освидетельствования стал следствием виновных действий самого работника (например, если работник отказался проходить психиатрическое освидетельствование).

Кроме того, если отказ сотрудника от прохождения освидетельствования был зафиксирован (актом, объяснительной), за что ему был вынесен выговор, то в случае повторного игнорирования освидетельствования работодатель вправе прекратить трудовые отношения по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Прохождение психиатрического обследования не является для работника обязательным, однако за допуск непрошедшего подобное освидетельствование лица к выполнению его функций работодатель несет административную ответственность.

Как организовать психиатрическое освидетельствование сотрудников

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Законодательная база
  2. Кто обязан проходить психиатрическое обследование?
  3. Какие учреждения имеют право на выдачу заключения?
  4. Обязанности трудящегося и работодателя
  5. Порядок проведения
  6. Распространенные ошибки работодателя

Психиатрическое освидетельствование должны проходить представители ряда профессий. Мероприятие регулируется соответствующими нормативными актами.

Законодательная база

Особенности психиатрического осмотра регулируются рядом нормативных актов, такими как:

  • Трудовой кодекс. В частности, его статья 213. В ней изложен перечень специалистов, которые обязаны проходить проверку.
  • Постановление Правительства №695 от 23 сентября 2002 года регулирует обязательность прохождения осмотра для некоторых видов деятельности.
  • ФЗ от 02.07. 1992 г. №3185-1 устанавливает противопоказания к некоторым видам деятельности. Если у сотрудника будут обнаружены расстройства, он не сможет претендовать на должность на протяжении пяти лет.
  • Постановление Правительства №377 от 28 апреля 1993 года. В нем прописаны психиатрические расстройства, являющиеся абсолютным противопоказанием к ряду профессий.
Читайте также:
Больничные листы в 2017 году: как выглядит образец формы бланка с печатями

Каждый из нормативных актов регулирует отдельную сферу прохождения психиатрического освидетельствования.

К СВЕДЕНИЮ! Психиатрический осмотр отличается от рядового медицинского обследования. Оно проводится минимум тремя врачами. Справку о прохождении обследования могут выдать только центры с соответствующими лицензиями.

Кто обязан проходить психиатрическое обследование?

Кто должен проходить осмотр? Ответ на этот вопрос изложен в статье 213 ТК РФ. Рассматриваемое мероприятие обязательно для несовершеннолетних лиц, а также людей, которые планируют заняться следующей деятельностью:

  • Работой с повышенным уровнем опасности. К примеру, это может быть труд на химических производствах, управление транспортным средством, деятельность, подразумевающая использование оружия.
  • Работой в социальных областях и сфере обслуживания. Осмотр обязаны проходить учителя, сотрудники пищевых отраслей, работники общественного питания.

ВНИМАНИЕ! Назначить освидетельствование в отдельных случаях могут представители местных органов управления.

Какие учреждения имеют право на выдачу заключения?

Освидетельствование проводится как государственными, так и коммерческими учреждениями. Есть только одно условие – наличие соответствующей лицензии. В законе указано, что работодатель обязан уведомить трудящегося о том, где именно нужно проходить осмотр.

Обязанности трудящегося и работодателя

  • организовать освидетельствование. Под этим понимается выбор учреждения, в котором будет проводиться осмотр, заполнение соответствующих бланков, учет полученной информации;
  • предпринять решение о принятии сотрудника на работу или об его отстранении. Если у соискателя обнаружатся противопоказания, перечисленные в нормативных актах, работодатель не может принять его на работу.

У соискателя же практически нет обязанностей перед работодателем. Прохождение осмотра является делом добровольным.

Порядок проведения

Сначала работодатель должен принять решение о том, нужно ли освидетельствование в данном случае. Для этого требуется оценить условия труда, ознакомиться с постановлением Правительства №377. На основании полученной информации принимается соответствующее решение.

Психиатрическое освидетельствование можно разделить на три этапа:

  1. Подбор учреждения, которое будет проводить освидетельствование, оформление с ним соглашения о сотрудничестве.
  2. Подготовка бланка направления для сотрудника, на основании которого человек пойдет в медицинское учреждение.
  3. Проведение освидетельствования с последующей выдачей медицинского заключения.

После этого работодатель может принять решение о приеме соискателя на работу.

В процессе освидетельствования человек имеет право на получение всей полноты информации от врачей. Медицинское заключение оформляется на протяжении 20 дней с момента проведения осмотра. В течение трех дней после подготовки документа бумага должна быть направлена соискателю. Человек ставит на заключении свою подпись. Также в течение 3 дней после оформления заключения медицинское учреждение обязано направить соответствующее уведомление компании.

ВАЖНО! Человек может не согласиться с итогами освидетельствования. В этом случае заключение обжалуется в судебном порядке.

ВНИМАНИЕ! Работодатель не имеет право направлять трудящегося на обследование чаще чем раз в пять лет.

Сколько это стоит, и кто оплачивает освидетельствование?

Стоимость медицинского освидетельствования составляет от 1 500 до 15 000 рублей. Все зависит от того, где оно проводится. Государственные поликлиники – наиболее бюджетный вариант. Оплачивается осмотр работодателем. Данное правило установлено законом, однако оно не всегда соблюдается. Часто работодатель обязывает соискателя оплачивать освидетельствование. Это не законно. Именно компания должна оплачивать мероприятие вне зависимости от его результатов и того, будет ли соискатель принят на работу.

Оплата производится двумя способами:

  • На основании ранее заключенного договора с медицинским учреждением.
  • По платежке, предоставленной соискателем после прохождения осмотра.

Рассмотрим пример. Василий Иванов поступает на работу на химическое производство. Работодатель направляет его на освидетельствование. Стоимость услуги составляет 3 000 рублей. Соискатель сам оплачивает услугу, а затем направляет платежку в бухгалтерию компании.

ВНИМАНИЕ! Если работник не желает оплачивать осмотр самостоятельно, ему нужно добиться от работодателя оформления соответствующего направления. Только при наличии этого документа у работодателя возникают финансовые обязательства.

Распространенные ошибки работодателя

При проведении осмотра работодатели часто допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Замена заключения о результатах освидетельствования справкой о том, что соискатель не стоит на учете в психиатрическом диспансере.
  • Возложение обязанностей по оплате мероприятия на соискателя.
  • Отправление человека на освидетельствование в диспансер по месту жительства.

За некоторые из этих ошибок может последовать ответственность. Как правило, это штрафы. Размер их зависит от организационной формы компании.

К СВЕДЕНИЮ! Работодателю рекомендуется заключить соглашение с медицинским учреждением. Это решит большую часть проблем.

Ответственность работодателя

Если работодатель пытается обязать соискателя оплатить освидетельствование, привлечь его к ответственности очень сложно. Для обращения в трудовую инспекцию нужно предъявить документальные доказательства противоправных действий. Подтверждающие документы же получить очень сложно.

Соискатель может попытаться устроиться на работу с одной справкой о том, что он не состоит на учете в психиатрической клинике. Однако этого недостаточно. Если работодатель не направит человека на медицинское освидетельствование, он может быть привлечен к ответственности:

  • Проверка трудовой инспекции.
  • Штраф в размере 110 000 – 130 000 рублей для компаний.
  • Штраф в размере 15 000 – 25 000 рублей для ИП и руководителей организаций.

Правонарушение выявляется в ходе плановой или внеплановой проверки. Последняя может быть инициирована трудовой инспекцией по просьбе соискателя.

За отказ пройти медосмотр работника уволили. Суд согласился

Работник был направлен на психиатрическое медосвидетельствование, от прохождения которого он отказался. За это его привлекли к дисциплинарной ответственности, а за повторный отказ – уволили. Работник обратился в суд для восстановления в должности. Но суд не усмотрел никаких нарушений.

Читайте также:
Заявление об увольнении по почте: порядок направления заявления письмом, телеграммой или электронной почтой

Работники, которые обязаны проходить медосмотр

Работник обязан, помимо прочего, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ст. 21 Трудового кодекса).

Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных медосмотров при поступлении на работу, а также периодических медицинских осмотров.

К таким работникам относятся работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже 1-го раза в 5 лет (ч. 7 ст. 213 Трудового кодекса).

Обязанности работодателя в отношении работников, обязанных проходить медосмотр

С одной стороны, работодатель в предусмотренных законом случаях обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников.

С другой – на него возлагается обязанность обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 76, абз. 11 и 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса).

За допуск работника, который не прошел медосмотр, на работодателя возлагается ответственность в виде штрафа (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Для должностных лиц его размер составляет от 15 до 25 тыс. рублей, для организаций – от 110 до 130 тысяч рублей.

Отказ от прохождения медосмотра

Суд признал правомерным привлечение работника к дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения медосмотра, а затем и увольнение за повторный проступок по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса.

Основанием к тому послужило неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

К нарушениям, свидетельствующим о неоднократном неисполнении своих трудовых обязанностей, относится отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса, было, по мнению суда, допустимым.

Поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2020 № 88-6775/2020).

Медосмотры в период действия ограничительных «коронавирусных» мер

В связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов РФ до снятия таких ограничений Минтруд посчитал целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников.

Исключение составили отдельные категории работников, деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
  • с воспитанием и обучением детей;
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • с работами на высоте;
  • с занятостью на рабочих местах с вредными условиями труда 3 и 4 степени, выявленными по результатам проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда.

Допуск таких работников к исполнению ими трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ (письмо Минтруда России от 13.04.2020 № 15-2/10/В-2847).

Однако, это исключение не распространяется на медицинские осмотры отдельных категорий работников в начале рабочего дня или смены, а также в течение или в конце рабочего дня (смены).

Такие медосмотры проводятся в установленном порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

Правила оформления больничных с 1 января 2022 года

Кто обязан размещать вакансии и отчитываться на сайте «Работа в России» с 2022 года

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 73-АД17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 июля 2017 г. N 73-АД17-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО “Частное охранное агентство “Титан” Примаченко М.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО “Частное охранное агентство “Титан” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте также:
На какую карту перечисляют больничный в 2021 году. Карта «Мир» для больничного листа

постановлением начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 7 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 марта 2016 г., ООО “Частное охранное агентство “Титан” (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 мая 2016 г. указанное постановление должностного лица от 7 декабря 2015 г. и решение судьи районного суда от 30 марта 2016 г. отменены, дело возвращено в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия на новое рассмотрение.

Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367 (далее также постановление должностного лица от 24 июня 2016 г.), оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., ООО “Частное охранное агентство “Титан” признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО “Частное охранное агентство “Титан” Примаченко М.И. просит отменить постановление должностного лица от 24 июня 2016 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности) установлено, что частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и названным Законом.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

В силу частей 1, 4, 7, 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение (пункт 7 Перечня, приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Согласно пункту 3 данных Правил обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377.

Читайте также:
Инженер-энергетик: должностные обязанности, требования ЕТКС, образец инструкции, работа в ЖКХ

Работники ведомств и служб, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия, включены в указанный Перечень.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии” выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

В силу части 2 статьи 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.

Согласно пункту 2.4 должностной инструкции охранника ООО “Частное охранное агентство “Титан” на объекте “Распределительный центр – ИП Бредний Р.И.” охранник имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 8 ноября 2015 г. с работником ООО “Частное охранное агентство “Титан” Маркеловым М.А., осуществляющим трудовую деятельность на объекте охраны “Распределительный центр – ИП Бредний Р.И.”, произошел несчастный случай со смертельным исходом, который квалифицирован как не связанный с производством.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия выявлен факт допуска в нарушение приведенных выше требований трудового законодательства работника (охранника) Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 29 – 35), копией трудового договора (л.д. 70 – 72), копиями медицинских заключений по результатам освидетельствования Маркелова М.А. для получения лицензии на приобретение оружия (л.д. 73, 78), копией акта от 11 февраля 2015 г. о прохождении Маркеловым М.А. периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и копией выписки из данного акта (л.д. 75, 76), копией карты аттестации рабочего места по условиям труда N 15, проведенной в декабре 2013 года (л.д. 81 – 88), копией должностной инструкции охранника ООО “Частное охранное агентство “Титан” на объекте “Распределительный центр – ИП Бредний Р.И.” (л.д. 89 – 101) и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель указывает на необоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в допуске работника Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, так как проходить такие осмотр и освидетельствование должны только работники, у которых имеется разрешение на ношение и применение огнестрельного оружия, а Маркелов М.А. такого разрешения не имел, огнестрельное оружие за ним закреплено не было и в своей трудовой деятельности он его не использовал.

Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Признавая соответствующие доводы несостоятельными, должностное лицо и судебные инстанции правильно исходили из того, что осуществляемая обществом охранная деятельность непосредственно связана с ношением и применением оружия, должностной инструкцией охранника предусмотрено его право применять огнестрельное оружие, что в силу названных выше Перечня работ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и требований статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывало работодателя обеспечить прохождение соответствующим работником обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, а в случае, если указанные процедуры не пройдены, не допускать работника к работе.

Читайте также:
Где купить трудовую книжку и ее стоимость: цена чистого бланка, оформление

Из материалов дела также усматривается, что в 2014 и 2015 годах, в период осуществления трудовой деятельности в ООО “Частное охранное агентство “Титан” Маркелов М.А. проходил медицинские освидетельствования для получения лицензии на приобретение оружия и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, что подтверждено соответствующими медицинскими заключениями, актом и в совокупности с иными обстоятельствами также объективно свидетельствует о необоснованности приведенных доводов заявителя.

В связи с изложенным утверждение заявителя о типовом характере должностной инструкции и формальном указании в ней на право охранника применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обоснованными признать нельзя. Более того, как справедливо отмечено должностным лицом и судебными инстанциями, данная инструкция была разработана непосредственно работодателем и утверждена руководителем общества.

При этом следует также признать правильным вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не препятствовали работнику в последующем реализовать при исполнении трудовых обязанностей право на ношение и применение огнестрельного оружия, на получение соответствующего разрешения.

Кроме того, согласно карте аттестации по условиям труда рабочего места охранника ООО “Частное охранное агентство “Титан” N 15, проведенной в декабре 2013 года, рабочее место охранника по шести показателям факторов производственной среды и трудового процесса отнесено к классу условий труда 3,2 (вредные), а в соответствии с перечисленными выше нормами в отношении работников, занятых на вредных и (или) опасных производственных работах, проведение предварительных медицинских осмотров является обязательным, независимо от каких-либо иных обстоятельств. В связи с этим указание заявителя на отсутствие у Маркелова М.А. разрешения на ношение и применение огнестрельного оружия и неиспользование такового в своей трудовой деятельности правового значения не имеют.

Данным аттестации рабочего места охранника по условиям труда, на которые ссылается заявитель, обоснованно дана критическая оценка, так как она проведена в 2016 году и не относится к периоду осуществления Маркеловым М.А. трудовой деятельности в ООО “Частное охранное агентство “Титан”.

Вопреки утверждению заявителя, принцип непосредственности исследования доказательств должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, в их распоряжении имелись материалы дела об административном правонарушении, содержащие все доказательства.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершенное обществом административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО “Частное охранное агентство “Титан” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО “Частное охранное агентство “Титан” Примаченко М.И. – без удовлетворения.

Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок медосмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава от 28.01.21 № 29н). Согласно порядку, некоторые категории сотрудников по-прежнему должны проходить медосмотры как перед трудоустройством, так и в период работы. А на работодателя возложены обязанности организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. Кроме того, он должен передать данные о медосмотрах в ФСС. Мы составили подробные инструкции для работодателей, которые обязаны обеспечивать проведение медосмотров кандидатов на работу и действующих сотрудников.

  1. Новый приказ по медосмотрам 29н
  2. Виды медицинских осмотров работников
  3. Для чего необходимо проходить медицинские осмотры
  4. Основания для медосмотров сотрудников
  5. Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр
  6. Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция
  7. Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция
  8. Расходы на прохождение работниками медосмотра
  9. Последствия отсутствия медицинского осмотра
Читайте также:
Обязанности менеджера по продукту, продвижению товаров и услуг: должностная инструкция

Новый приказ по медосмотрам 29н

С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Он утвержден приказом Минздрава от 28.01.21 № 29н, и будет действовать до 1 апреля 2027 года (далее — Порядок № 29н).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Виды медицинских осмотров работников

Трудовое законодательство выделяет три вида медосмотров.

1. Предварительные. Их проходят при поступлении на работу, еще до заключения трудового договора .

Составить и распечатать трудовой договор

2. Периодические. Они проводятся с определенной частотой в период работы. К этой категории обследований относятся также медицинские осмотры в начале и в конце рабочего дня (смены). Их устанавливают для некоторых категорий работников (например, для водителей; подробнее см. « Отметка о медосмотре в путевом листе: кто, когда и как должен ее проставить »).

3. Внеочередные. Они необходимы при наличии соответствующих медицинских рекомендаций (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Такие рекомендации могут быть даны, например, после болезни работника или по результатам регулярного медосмотра (п. 19 Порядка № 29н).

Для чего необходимо проходить медицинские осмотры

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

ВАЖНО

Работодатель не вправе допускать к выполнению трудовых обязанностей сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Еще одно назначение медосмотра — обеспечение охраны здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. В частности, с этой целью обследуются продавцы, работники предприятий общепита и других организаций, указанных в части 2 статьи 213 ТК РФ.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Основания для медосмотров сотрудников

Такие основания перечислены в статьях 213 , 298 и 324 ТК РФ и в пункте 20 Порядка № 29н. Так, в обязательном порядке проходят медосмотры работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Помимо тех, кто занят на работах, указанных в Перечне, проходить медосмотры должны сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные Приложением к Порядку № 29н. В частности, в этом Приложении перечислены работы на высоте; работы, связанные с техобслуживанием электроустановок или оборудования под давлением; и др.

ВНИМАНИЕ

Лица в возрасте до 18 лет могут поступить на работу (вне зависимости от ее вида) только после предварительного медосмотра. В дальнейшем, до достижения совершеннолетия, они обязаны проходить ежегодные медосмотры (ст. 266 ТК РФ).

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр

При определении категорий лиц, которых можно взять на работу только при наличии медицинского заключения, нужно ориентироваться на указанные выше критерии. Так, до оформления трудового договора показаться врачам обязаны все работники в возрасте до 18 лет, а также лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включая подземные работы (ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ). Перечень таких факторов и работ приведен в упомянутом приказе № 988н/1420н. Также они перечислены в Приложении к Порядку № 29н.

Пройти медосмотр перед подписанием трудового договора придется и тем, кто претендует на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Следующая категория работников, для которых предусмотрены обязательные предварительные медосмотры, — лица, принимаемые на работу в организации пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Еще один случай, когда претендента на трудоустройство нужно направить к врачу, связан с планируемой работой вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

И, наконец, последнее упоминание в Трудовом кодексе предварительного медосмотра касается лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, если эти лица переезжают туда из других регионов (ст. 324 ТК РФ).

ВАЖНО

Медосмотр, пройденный в период деятельности в другой организации или при обстоятельствах, не связанных с трудоустройством, не может заменить предварительный медосмотр при приеме на работу (письмо Госинспекции труда в г. Москве от 12.02.20 № 77/10-3961-20-ОБ/18-1299).

Читайте также:
Индексация алиментов: в твердой денежной сумме, за прошлый период, судебная практика и законодательство, образец заявления

Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос

Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

СОВЕТ

Рекомендуем дополнительно сообщить работнику в письменной форме (например, указать в справке), что для прохождения медосмотра необходимы:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • полис ОМС или ДМС.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя. Указываются должность и ФИО этого лица (п. 9 Порядка № 29н). Сведения о выданном направлении заносятся в специальный журнал или иную форму учета, которую ведет работодатель.

Бесплатно вести кадровый учет и готовить всю кадровую отчетность в сервисе «Контур.Персонал»

С этим направлением, а также комплектом личных документов (паспорт, СНИЛС, полис) кандидат на работу отправляется в медицинское учреждение для прохождения комиссии. По ее результатам оформляется заключение в трех экземплярах. Один из них получает сам будущий работник, второй остается в медорганизации и приобщается к амбулаторной карте, а третий направляется работодателю (п. 15 и 17 Порядка № 29н).

ВНИМАНИЕ

В ряде случаев данные о прохождении медосмотра заносятся в личную медицинскую книжку (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К примеру, такой документ выдается работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка работника должна содержать печать организации Роспотребнадзора, выдавшей ее, и подпись владельца. Медкнижка хранится у работодателя.

На третьей стадии работодатель принимает решение по итогам медосмотра и оформляет соответствующую документацию. Если в медицинском заключении указаны противопоказания для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы, работодатель не может допустить кандидата к соответствующей работе. А значит, нужно отказать соискателю в заключении трудового договора. Аналогичным образом следует поступить, если по результатам медосмотра выдана справка о необходимости дополнительного медобследования (п. 14 Порядка № 29н).

Если же противопоказаний нет, то с кандидатом оформляется трудовой договор. А информацию о проведенном медосмотре нужно включить в состав 4-ФСС (таблица 5). Эти сведения будут учтены при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу по взносам на «травматизм».

Заполнить и сдать через интернет 4‑ФСС по действующей форме

Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

На этом подготовительная стадия заканчивается и начинается основной этап проведения медосмотра. Так же, как и в случае с предварительным медосмотром, работодатель выдает работникам (под подпись) соответствующие направления (п. 9 и 25 Порядка № 29н), а сведения о них вносит в журнал учета.

Читайте также:
Работа в МЧС: для женщин, служба после армии, как устроиться спасателем
ВАЖНО

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

С данным направлением и личными документами (паспорт, СНИЛС, полис) работник посещает медучреждение и проходит комиссию. По результатам обследования составляется медзаключение. Один экземпляр передается работодателю.

На последнем этапе работодатель принимает организационные решения по итогам медосмотра. Так, если в заключении указаны противопоказания для выполнения определенной работы, следует незамедлительно отстранить сотрудника от такой деятельности. Отстранение оформляется приказом или распоряжением.

В медзаключении может быть сказано, что работник нуждается в переводе на другую работу. Документы на перевод оформляются только при наличии письменного согласия работника. Если работник не готов сменить вид деятельности, либо в компании нет подходящий вакансии, уволить его можно лишь в том случае, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе. В такой ситуации трудовой договор прекращается на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ. Если же установленный врачами срок перевода составляет менее 4 месяцев, то уволить по данному основанию работника, не согласного на перевод, нельзя. Необходимо отстранить его от неподходящей по медпоказаниям работы на весь указанный в заключении срок перевода. Зарплата за этот период не выплачивается.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

Если же противопоказаний не выявлено, отдельных организационных решений не принимается, и сотрудник продолжает выполнять свою трудовую функцию.

Завершается этот этап тем, что медорганизация составляет специальный заключительный акт. Он содержит данные о лицах, прошедших медосмотр, не прошедших медосмотр и не завершивших его. Также в акте указываются сведения о тех работниках, которым предварительно диагностировано профессиональное заболевание. Наконец, в этом документе даются рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.

ВАЖНО

Указанный акт может содержать рекомендации, являющиеся основанием для проведения внеочередных медосмотров работников (п. 19 и 45 Порядка № 29н).

После завершения всей процедуры данные о проведенном периодическом медосмотре включаются в форму 4-ФСС.

Расходы на прохождение работниками медосмотра

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

В связи с этим практика прохождения работниками медосмотров за свой счет с последующей компенсацией расходов может стать поводом для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового законодательства. Также есть большая вероятность, что ИФНС «снимет» соответствующие расходы. Кроме того, на данную компенсация придется начислить страховые взносы (письмо ФНС от 27.01.20 № БС-4-11/1082@). Заметим, что компаниям удается отстоять в суде право не платить взносы с сумм возмещения работникам расходов на медосмотр (см. « Компенсация за обязательные медосмотры: Верховный суд разъяснил, нужно ли начислять взносы »).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Последствия отсутствия медицинского осмотра

Если работник отказался пройти медосмотр или уклонился от обследования (в т.ч. не завершил необходимые исследования и осмотры), работодатель не вправе допустить его к работе. В этом случае сотрудник отстраняется от работы на весь период до момента прохождения медосмотра. Заработная плата на это время не сохраняется (ст. 76 ТК РФ).

Также отказ пройти обязательный медицинский осмотр может стать поводом для применения дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения (п. 1 ст. 192 ТК РФ). Кроме того, имеющего дисциплинарное взыскание работника, который неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, можно уволить по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (подп. «в» п. 35 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 № 2). Подробнее см. « Как уволить сотрудника в 2021 году: пошаговая инструкция для работодателя ».

Если же обследование должен был пройти кандидат на работу, но он этого не сделал, то данный факт является препятствием для оформления трудового договора. Такому претенденту нужно отказать в трудоустройстве (ст. 69 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ

Допуск к работе сотрудника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медосмотр, является административным правонарушением. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа: на юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб., на ИП-работодателя и на должностных лиц организации — от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: