Просроченная дебиторская задолженность – это сколько месяцев, ее учет и сроки

Признаки, по которым определяется просроченная дебиторская задолженность

  • Статьи
    • Банкротство физлиц
    • Банкротство юрлиц
      • Признаки и выявление преднамеренного банкротства в 2021 году
      • Признаки и выявление фиктивного банкротства в 2021 году
      • Банкротство компании в 2021 году
      • Признаки, по которым определяется просроченная дебиторская задолженность
      • Какие предпринимаются меры для того, чтобы восстановить платежеспособность должника?
      • Каким образом происходит увольнение сотрудников при банкротстве компании?
      • Осуществление контроля за задолженностью перед зарубежной компанией
      • Проведение процедуры банкротства ООО
      • Банкротство банков
    • Законодательство в области банковской сферы
    • Автокредиты
    • Банковская деятельность
    • Валюта
    • Виды кредитов
    • Вклады
    • Кредитные должники
    • Залоговое имущество
    • Интернет-банкинг
    • Ипотечные кредиты
    • Кредитные карты
    • Коллекторы
    • Кредитная история
    • Микрозаймы и микрокредиты
    • Мошенничество в сфере кредитования
    • Платежные системы
    • Судебные приставы
    • Страхование
    • Судебная система
    • Антиколлекторы
    • Общие вопросы кредитования
  • Видео
  • Что представляет собой дебиторская задолженность?

    Несмотря на то, что различные институты, призванные упрощать и делать безопаснее проведение коммерческой деятельности, развиваются довольно быстро, базирование современной российской экономической действительности и мире по-прежнему происходит благодаря взаимоотношениям между конкретными людьми (они представляют одну и ту же фирму).

    Наглядный пример подобной ситуации – популярная практика присутствия кредиторской и дебиторской задолженностей между партнерами. Возникает она благодаря их коммерческому взаимодействию.

    Если говорить о бухгалтерском учете, нормальной или просроченной дебиторской задолженностью называется определенная сумма денежных средств, которая должна быть выплачена конкретной компании «А» от собственного поставщика, партнера, клиента либо иного контрагента – как оплата за уже предоставленные товары или услуги.

    Например, компанией «А» предоставляется типография, которая по заказу их давнего партнера (а это рекламное агентство «Б») произвела отпечатку тиража листовок (чтобы провести промо-акцию). Объем составил десять тысяч экземпляров. Рекламным агентством «Б» весь отпечатанный тираж уже получен – курьер забрал его из офиса типографии. При этом проведение финансовых средств им еще не осуществлено (предусмотренное как оплата за отпечатанный тираж в соответствии с договорными условиями между агентством и типографией «А»).

    При этом стоит учитывать, что дебиторская задолженность (так гласит сложившаяся российская бухгалтерская практика) обладает самыми различными видами имущественных прав. К примеру, договорные условия, заключенные между типографией «А» и рекламной компанией «Б» говорят о том, что последнее должно передать определенное количество бумажных пачек, то есть внести оплату в натуральном выражении.

    Таким образом, цена указанного имущества, подлежащего передаче, должна быть включена в состав дебиторской задолженности. При этом, субъектами подобной задолженности, то есть лицами с непогашенными долговыми обязательствами перед указанным предприятием, могут быть и граждане, то есть физические лица, и компании, то есть лица юридические.

    Понятие дебиторской задолженности в бухгалтерском учете

    Процедура учета, исходя из стандартов нынешней российской бухгалтерии, говорит о том, что дебиторская задолженность является компонентом оборотного капитала бухгалтерского баланса коммерческого компании. Кроме вышеуказанного компонента, этот раздел баланса включает в себя виды материально-производственных запасов, запланированных расходов, предполагаемых осуществить в будущем, средств, вложенных в товарное производство. Также сюда относят пока не завершенные услуги и многие иные компоненты. При этом в состав оборотного капитала обязательно входит дебиторская задолженность, сформировавшаяся как у юридического, так и у физического лица.

    Чаще всего, временной период, в течение которого должно произойти погашение такой задолженности, а также порядок ее погашения, должны быть четко зафиксированы в письменном договоре. Договор этот между собой заключают стороны, одна из которых в данном случае является кредитором, а другая – должником.

    При этом конкретную продолжительность указанных временных рамок считают в зависимости от того, как договорились в процессе переговоров между собой стороны, подписавшие договор. В конечном итоге, договор должен обладать устраивающими и кредитора, и должника, зафиксированными сроками и условиями погашения существующей задолженности (иначе договор может быть признан недействительным).

    Сроки, в которые должна быть погашена дебиторская задолженность

    Исходя из конкретных обстоятельств, которые сопровождают возникновение финансовых взаимоотношений между договаривающимися сторонами, к примеру, между двумя коммерческими предприятиями, эти временные периоды могут быть самыми различными – здесь все зависит исключительно от договора сторон. К примеру, если это небольшой платеж за определенный рабочий объем, обеим сторонам будет выгодно как можно быстрее его передать и закрыть все необходимые документы. Если же дебиторская задолженность, образовавшаяся между фирмами, равняется крупной сумме финансовых средств, у сторон всегда есть возможность договора о формировании длительного срока ее погашения. Срок этот может равняться нескольким месяцам либо даже нескольким годам (здесь все зависит от того, как стороны смогли договориться между собой).

    Кроме того, стоит учитывать еще и тот факт, что определенные временные рамки, в которые должны быть погашена задолженность, образовавшаяся в итоге коммерческих взаимоотношений между предприятиями, могут не в последнюю очередь зависеть и от уровня доверия между сторонами (то есть, стороны сами вольны решать регулирование данного вопроса).

    Допустим, если они обладают взаимовыгодными коммерческими взаимоотношениями в течение многих лет, компания, являющаяся в данном случае кредитором, может дать согласие на предоставление должнику довольно длительного срока – чтобы он смог выполнить все взятые на себя финансовые обязательства. Если же это прямо противоположная ситуация – например, первая или вторая товарная поставка, и деловая репутация партнерской компании еще не сформирована в глазах поставщика, есть высокая вероятность, что он будет желать скорейшего погашения имеющейся задолженности.

    По итогам достигнутых договоренностей, срок, который выбрали стороны для того, чтобы должник погасил взятые на себя финансовые обязательства, может быть довольно различным. При этом, исходя из сложившейся бухгалтерской современной российской практики, по традиции дебиторскую задолженность разделяют на два вида. Она бывает краткосрочной и долгосрочной. При этом к категории краткосрочной дебиторской задолженности относят платежи, получение которых ожидается кредитором в течение года с момента отчетной даты. Долгосрочная же задолженность включает в себя платежи, которые должны быть получены кредитором после истечения конкретного срока.

    Таким образом, если срок, который отведен для того, чтобы погасить текущий долг субъекту, имеющему перед вышеупомянутой компанией дебиторскую задолженность, еще действует, кредитор может не беспокоиться и не осуществлять предъявление претензий.

    В такой ситуации в рамках сложившейся российской бухгалтерской практики такая задолженность считается вполне себе нормальной.

    Как формируется просроченная дебиторская задолженность?

    При этом ситуация выглядит совсем по-другому в том случае, если срок, который отведен для передачи либо перечисления денежных средств в качестве оплаты поставленного товара или услуги по договору между сторонами, завершился, а кредитором так и не получены от должника денежные средства. В такой ситуации такую дебиторскую задолженность считают уже просроченной.

    Просроченная задолженность может быть самых различных видов.

    Например, сюда относятся и краткосрочная, и долгосрочная задолженность, так как здесь фактически основную роль играет сам факт пропуска последнего временного промежутка внесения платежа (который обозначен в договоре, подписанном обеими сторонами). При этом в рамках просроченной задолженности в нынешней бухгалтерской практике принято говорить о двух ее основных типах – сомнительном и безнадежном типах задолженностей.

    Какими бывают просроченные долги?

    Эти два типа задолженности и порядок отнесения к той либо иной категории установлены и подробно расписаны в действующем законодательстве. Допустим, понятие «сомнительный долг» присутствует в первом пункте 266-й статьи Налогового кодекса Российской Федерации, зарегистрированного в списке нормативно-правовых актов страны за номером 117-ФЗ от 5-го августа 2000-го года. Как пример, вышеупомянутый раздел этого нормативно-правового акта устанавливает, что сомнительными задолженностями являются все виды долговых обязательств, проводки по которым не были произведены в срок, установленный договором между сторонами.

    Несмотря на все это, сумма просроченной задолженности не обладает решающим значением, ведь для того, чтобы задолженность была отнесена к категории сомнительных долгов, обязательно должно быть соблюдено еще одно важное условие. Дело касается вот чего: подобный вид долгового обязательства не приводит к какому-либо обеспечению. Допустим, отсутствует банковская гарантия, передача залога или оформление поручительства.

    Таким образом, можно заметить, что фактически, сомнительным долгом можно назвать любую просроченную задолженность, которая может быть списана (в случае, если договорные условия между сторонами не говорили о предоставлении должником какого-либо обеспечения в отношении взятых на себя финансовых обязательств). При этом такую задолженность можно получить, а значит, следует отложить процедуру ее списания до выяснения всех обстоятельств.

    Кроме того, стоит также упомянуть тот факт, что отдельным категориям кредиторов первый пункт 266-й статьи Налогового кодекса Российской Федерации гарантирует специальные правила, согласно которым дебиторская задолженность может быть признана сомнительным долгом. Например, к ним относятся такие категории юридических лиц, как различные банковские организации, страховые компании, разновидности кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

    Налоговым кодексом Российской Федерации выделяется и иной вид просроченной задолженности. Ее получить даже сложнее сомнительного долга. Здесь речь идет о так называемой безнадежной задолженности. Ее главные особенности зафиксированы вторым пунктом статьи 266-й Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, чтобы отнести задолженность к категории безнадежных (их часто в итоге приходится списывать), указанным нормативно-правовым актом предусматриваются различные ключевые основания:

  • Долговые обязательства, в отношении которых состоялся пропуск срока исковой давности, который предусматривает действующее российское законодательство. Исходя из положений первого пункта 196-й статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что общий срок исковой давности составляет три года.
  • Долговые обязательства, если их субъект исполнения – ликвидированная либо обанкротившаяся организация.
  • Долговые обязательства, в отношении которых уже осуществлялось возбуждение исполнительного производства. При этом, при осуществлении всех предусмотренных законом действий, ответственный за его исполнение судебный пристав выносит решение прекратить производство в связи с невозможностью взыскания такого долга. При этом подобное решение судебный пристав может вынести из-за того, что невозможно выяснить местонахождение должника, либо по причине отсутствия у него собственности и денежных средств, которые могут быть использованы в целях погашения долгового обязательства (поскольку в таком случае иного варианта просто быть не может, должнику все равно нечем погашать свою задолженность).

    Если же долг признается безнадежным, кредитор должен будет списать просроченную задолженность (исходя из положений российского законодательства и установленных нормативно-правовых актов).

    Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете

    Дебиторка — это долги заказчиков и покупателей перед вами. Чтобы не потерять свои деньги, важно правильно отражать их в бухучете. Расскажем о счетах для учета дебиторки, основных проводках и правилах отражения дебиторки в отчетности.

    Что такое дебиторская задолженность

    Дебиторка — это деньги или имущество, которые вам должны другие предприниматели, компании, государство или сотрудники. Она появляется, когда вы покупаете товар по предоплате, продаете товар с отсрочкой оплаты, занимаете деньги другой фирме.

    Так что дебиторская задолженность — это следствие того, что стороны договора не выполнили его условия одновременно. На примере поставки товаров это выглядит так:

    • покупатель передал предоплату продавцу и будет ждать заказ месяц — ему должен продавец, поэтому возникла дебиторская задолженность.
    • продавец получил предоплату и начал собирать заказ — он должен покупателю, поэтому у него возникла кредиторская задолженность.

    Виды дебиторской задолженности

    Дебиторка делится на виды по нескольким признакам.

    1. По срокам погашения. Краткосрочная — которую погасят в течение года, и долгосрочная — срок погашения которой больше года.
    2. По срокам исполнения обязательства. Стандартная — срок погашения которой еще не наступил, и просроченная — по которой есть опоздание.
    3. По виду должников. Это могут быть покупатели, поставщики, госудрство, персонал и пр. От должника зависит и счёт бухгалтерского учёта, на котором задолженность будет отражена. Расскажем ниже.

    На каких счетах учитывать дебиторскую задолженность

    Как мы уже сказали, выбор счета зависит от того, кто должен вам деньги. Все варианты счетов перечислены в Разделе VI «Расчеты» Плана счетов бухучета. Вот они:

    • счет 60 — задолженность поставщиков и подрядчиков по перечисленным авансам;
    • счет 62 — задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
    • счета 68 и 69 — задолженность бюджета и внебюджетных фондов, когда была переплата по налогам, сборам, взносам, а также суммы пособий по соцстрахованию, которые должны возместить;
    • счет 70 — задолженность работников в сумме излишне выплаченной зарплаты;
    • счет 71 — задолженность подотчетных лиц, которые не вернули неиспользованный аванс или не сдали авансовый отчет;
    • счет 73 — задолженность работников по займам, полученным от организации, а также по возмещению материального ущерба;
    • счет 75 — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
    • счет 76 — задолженность прочих дебиторов.

    Все эти счета относятся к активно-пассивным, а значит у них может быть дебетовое и кредитовое сальдо. Но так как мы рассматриваем их применительно к дебиторской задолженности, то можно сказать, что они активные: при увеличении дебиторки они стоят по дебету, при уменьшении — по кредиту, а сальдо будет дебетовым.

    Иногда дебиторская задолженность отражается и на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

    В какой сумме учитывать дебиторку

    В бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами каждая сторона отражает в тех суммах, которые считает правильными и которые вытекают из ее бухгалтерских записей. Если говорить о дебиторской задолженности банков или бюджетов, то они обязательно должны быть согласованы с должниками и равны. Неурегулированные суммы по этим расчетам в бухбалансе не должны быть (п. 73 и 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ).

    Проводки для учета дебиторской задолженности

    Разберем основные операции с дебиторской задолженностью и проводки, которые должны получиться в каждом случае.

    Возникла и погашена дебиторская задолженность поставщика:

    • Дт 60 Кт 51, 50, 52 — перечислен аванс в счет оплаты будущих поставок товаров (работ, услуг);
    • Дт 08, 10, 41, 91-2 и пр. Кт 60 — приняты к учеты товары (работы, услуги) по авансу

    Возникла и погашена дебиторская задолженность покупателя:

    • Дт 62 Кт 90-1 — отгружены товары (работы, услуги);
    • Дт 51, 50, 52 Кт 62 — получена сумму в уплату дебиторской задолженности по отгруженным товарам (работам, услугам).

    Возникла и погашена дебиторская задолженность работников по зарплате:

    • Дт 70 Кт 50, 51 — выплачен аванс работникам за первую половину месяца;
    • Дт 20, 26, 91-2 и пр. Кт 70 — начислена зарплата за месяц.

    Возникла и погашена дебиторская задолженность подотчетных лиц:

    • Дт 71 Кт 50, 51,52 — выплачены подотчетные средства;
    • Дт 60,76 Кт 70 — отражено израсходование подотчетных средств;
    • Дт 50, 51, 52 Кт 71 — получен возврат не истраченной суммы подотчетных.

    Возникла и погашена дебиторская задолженность сотрудников по материальному ущербу:

    • Дт 73 Кт 94, 28 — отражена задолженность работника по возмещению ущерба;
    • Дт 52, 51, 70 Кт 73 — полученное полное или частичное возмещение ущерба.

    Возникла и погашена дебиторская задолженность учредителей:

    • Дт 75 Кт 80 — отражена задолженность учредителя по вкладу в УК;
    • Дт 51, 52, 08 Кт 75 — получен вклад в уставный капитал.

    Бухучет списания дебиторки

    Списание — это не то же самое, что погашение. Если дебиторка погашена, значит должник оплатил сумму самостоятельно. А вот если она списана, то ее никто не погасил и не будет — такую задолженность относят на финансовый результат как расход или закрывают за счет резервов по сомнительным долгам.

    Списать дебиторку можно, когда по ней истек срок исковой давности или она стала нереальной для взыскания. Это задолженность ликвидированных и исключенных из ЕГРЮЛ организаций, не взысканная приставом.

    Тут применяются следующие проводки.

    Дебиторская задолженность списана за счет резерва:

    • Дт 91-2 Кт 63 — создан или увеличен резерв по сомнительным долгам;
    • Дт 63 Кт 62, 58, 60, 71, 73 и пр. — списана дебиторская задолженность за счет резерва;
    • Дт 63 Кт 91-1 — восстановлен (уменьшен) резерв по сомнительным долгам;
    • Дт 91-2 Кт 62, 58, 60, 71, 73 и пр. — остаток задолженности, который не был покрыт резервом, отнесен на расходы.

    Если дебиторская задолженность с НДС, то сумма налога учитывается при списании. Отдельную проводку делать не нужно. Однако НДС, который раньше приняли к вычету с аванса, лучше восстановить к уплате на дату списания долга проводкой Дт 60-НДС Кт 68.

    Дебиторская задолженность списана в прочие расходы (если нет резерва):

    • Дт 91-2 Кт 62, 60, 58, 71 и пр. — дебиторская задолженность в полной сумме списана на прочие расходы.

    На дебете счета 007 отражается списанная дебиторка, если обязательства должника не прекращены и он еще может вернуть долг в будущем. То есть это не касается случаев ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ. На забалансовом счете 007 ее нужно отражать в течение 5 лет со дня списания.

    Бывает, что срок давности уже прошел, а дебитор все-таки погасил свою задолженность. Тогда на дату погашения долга отражается прочий доход в сумме оплаты. Одновременно сумма списывается с забалансового счета 007.

    Дебиторская задолженность погашена после списания:

    • Дт 51, 50 Кт 62, 60, 76 и пр. — поступила оплата в счет погашения задолженности, которую ранее списали;
    • Дт 62, 60, 76 Кт 91-1 — отражен прочий доход в сумме оплаты
    • Кт 007 — списана дебиторская задолженность на забалансовом счете.

    Дебиторка в бухгалтерской отчетности

    Информация о задолженности дебиторов есть в бухгалтерском балансе и пояснениях к балансу и отчету о финрезультатах.

    В бухгалтерском балансе дебиторка отражается в разделе «Оборотные активы» по строке 1230. Сумма в ней будет равна дебитовым остаткам по счетам затрат, перечисленным выше, за вычетом суммы резерва по сомнительным долгам (кредитового сальдо по счету 63). Чтобы детализировать дебиторскую задолженность, можно добавить в баланс дополнительные строки, например 1231 и 1232 для долгосрочной и краткосрочной дебиторки.

    В пояснениях информация о дебиторской задолженности отражается в таблице п.1 «Наличие и движение дебиторской задолженности» и таблице 5.2 «Просроченная дебиторская задолженность».

    Ведите учет дебиторской задолженности в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Отражайте возникновение и погашение задолженности, формируйте резервы по сомнительным долгам и списываете безнадежные долги. В конце отчетного периода Бухгалтерия поможет подготовить баланс и пояснения к нему. А еще в сервисе можно вести расчеты с сотрудниками, распознавать документы и отчитываться онлайн.

    Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

    Любое нарушение 44-ФЗ грозит госзаказчику штрафом. Сотруднику придется заплатить до 50 тыс. рублей, юрлицу — до 300 тыс. рублей. За что назначают штрафы, как их оспорить и можно ли не платить?

    Подберите закупочную позицию сами

    Какие бывают штрафы по 44-ФЗ

    Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

    Штрафы для заказчиков

    Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

    1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
    2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
    3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
    4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

    Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

    Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

    Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

    Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

    Наказание за срыв сроков оплаты

    Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

    Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

    Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

    Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

    • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
    • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
    • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
    • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

    При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

    Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

    Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

    Неправильный выбор способа закупки

    В план-график или план закупок включены:

    Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

    Нарушения при составлении плана-графика

    Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

    Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

    По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

    Нарушен установленный документацией порядок:

    Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

    Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

    Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

    Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

    Закупки у СМП

    Невыполнение в срок законного предписания

    Нарушения при предоставлении информации в ФАС

    Как оспорить наказание

    Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

    Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

    Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

    Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

    Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

    При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

    Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

    Как заплатить штраф

    Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

    Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

    Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

    Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

    Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

    Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

    Принцип обеспечения конкуренции: что это и как влияет на закупки по 44-ФЗ

    Защита конкуренции по 44-ФЗ — это комплекс мер, обеспечивающих свободное и честное соперничество игроков этого рынка в рамках госзаказа. Цель таких мер — выявление объективно лучших для заказчика условий исполнения будущего контракта.

    Суть принципа

    В соответствии со ст. 8 44-ФЗ, принцип обеспечения конкуренции по 44 ФЗ означает создание такой ситуации, в которой:

    • любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям закона, вправе принять участие в тендере и соперничать на равных с другими участниками;
    • между претендентами разворачивается честное и добросовестное соперничество по ценовым и неценовым критериям. Победителем становится тот, кто предложил объективно наилучшие условия исполнения;
    • не только претенденты, но и заказчики, члены комиссии, операторы площадок ведут себя добросовестно, работают на обеспечение конкуренции при осуществлении закупок и не допускают действий, которые создают приоритетное положение для отдельных участников или, напротив, искусственно выбивают из гонки кого-то из претендентов на контракт.

    Как реализуется

    Закон о контрактной системе описывает, как обеспечивается реализация принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе на разных этапах проведения тендеров. Например:

    • на этапе подготовки тендерной документации заказчики обязаны избегать указания на товарные знаки или включения излишних требований к поставщикам, которые, не будучи необходимыми, искусственно ограничивают спектр участников;
    • в период проведения тендера заказчик стремится к созданию равных условий для всех участников, нарушением принципа обеспечения конкуренции является проведение индивидуальных переговоров с отдельными участниками, а ответы на запросы на разъяснения документации заказчик публикует для всеобщего ознакомления (подробнее: «Запрет переговоров по 44-ФЗ: правила и ответственность»);
    • реализация принципа конкуренции предполагает, 44 ФЗ не допускает необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком. Только в строго оговоренных случаях заказчики вправе заключить контракт без проведения конкурентной процедуры (подробнее: «Когда можно раздробить госзакупку на несколько мелких»).

    Остались вопросы? Используйте бесплатно постатейный комментарий 44-ФЗ от экспертов КонсультантПлюс, чтобы не нарушить принцип обеспечения конкуренции.

    Что делать при нарушении

    Органом, который занимается защитой и увеличением конкуренции по 44 ФЗ, является Федеральная антимонопольная служба — при нарушении этого принципа к ней следует обратиться с жалобой. Подавать жалобу вправе не только сами участники тендера, в котором выявлено нарушение, но и сторонние объединения граждан или компаний. Подробнее: «Инструкция: как жаловаться на заказчика по 44-ФЗ через сайт ФАС».

    ФАС рассматривает жалобы на:

    • положения документации;
    • действия или бездействия участников, заказчиков, операторов площадок.

    Если срок обжалования в ФАС, указанный в ст. 105 44-ФЗ, вышел или если ФАС, на взгляд заявителя, не отнеслось к его жалобе достаточно серьезно и есть необходимость оспорить вынесенное решение, обращаться следует уже в арбитражный суд.

    Об авторе этой статьи

    Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

    Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
    Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

    Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

  • Правовое регулирование
  • Признаки ограничения конкуренции
  • Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
  • Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные “схемы” злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: “Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции”.

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что “комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО “Г.” (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с “Концепцией охраны объектов ПАО “Г.” и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО “Г.”. Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается”. По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: “Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют”.

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 18 января

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ
  • Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ
  • Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ считается серьезным нарушением, за которое предусмотрена различная ответственность, вплоть до уголовной. Законодательством перечислены ситуации, которые могут считаться ограничением, поэтому задача заказчика и поставщика не допустить их возникновения.

Помимо прямого нарушения указанных предписаний, существуют и другие способы ограничить доступ к контракту. Однако при выявлении таких ситуаций суды выносят обвинительные решения. В нашей статье мы дадим обзор судебной практики и приведем примеры ограничения конкуренции.

Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ

Контрактная система предполагает свободную конкуренцию, которая гарантируется нормами законов 44-ФЗ и 135-ФЗ. Субъекты, нарушающие эти положения, привлекаются к ответственности на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

В законе 44-ФЗ статья 8 посвящается принципам, на которых обеспечивается конкуренция. Одним из главных положений контрактной системы является предоставление заинтересованным экономическим субъектам возможности на равных условиях стать поставщиками товаров, работ или услуг для бюджетных учреждений разного уровня.

В основу конкурентных отношений между участниками конкурсных процедур положены принципы добросовестности, когда потенциальные поставщики могут предложить товар или услугу с наилучшими параметрами по цене, качеству и прочим. Благодаря этому заказчик имеет возможность осуществить закупку на наиболее выгодных условиях. Вопрос ограничения конкуренции по 44-ФЗ без особой детализации прописан в статье 8.

Свободная конкуренция как элемент рыночной экономики обеспечивает повышение качества товаров и услуг, а также является фактором, сдерживающим стихийный рост цен. В сфере государственных закупок соперничество участников тендеров позволяет заказчикам существенно экономить бюджетные средства.

Соответственно, ограничение конкуренции по 44-ФЗ рассматривается как негативный фактор, который проявляется, прежде всего, в намеренном сговоре заказчика и участников торгов (так называемые антиконкурентные и картельные соглашения). Сюда же можно отнести любые вмешательства в ход отборочной процедуры. То есть признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ усматриваются во всех действиях участников тендеров, когда их договоренности прямым образом влияют на результаты торгов.

Говорить об ограничении конкуренции по 44-ФЗ можно и в том случае, когда в условиях закупки присутствуют требования, неправомерно ограничивающие количество потенциальных поставщиков, влияющие на их возможность свободно принимать решения, а также при увеличении цены сделки.

44-ФЗ диктует принцип бюджетной экономии, на основании которого требует от всех участников закупки – заказчиков, специализированных организаций, закупочных комиссий, операторов электронных площадок – не устанавливать условий, способных ограничить количество потенциальных исполнителей.

С точки зрения рыночной экономики под конкуренцией понимается состязательная деятельность экономических субъектов в пределах конкретного рынка товаров или услуг (работ).

В законе 135-ФЗ от 2006 года в п. 17 ст. 4. перечислены признаки ограничения конкуренции (в рамках деятельности по 44-ФЗ они также применимы):

  • Отказ участника тендера действовать самостоятельно.
  • Согласованные действия нескольких экономических субъектов, участвующих в конкурсной процедуре.
  • Влияние на ход тендера.
  • Незаконное предоставление доступа к конфиденциальным сведениям.
  • Сговор нескольких потенциальных поставщиков, предоставляющий преимущества одному участнику.
  • Нарушения в процедуре определения победителя.
  • Отклонение поступивших на конкурс заявок по основаниям, не предусмотренным законом.
  • Предъявление заказчиком требований, исполнение которых невозможно.
  • Наличие в конкурсной документации информации, под условия которой попадает только один конкретный поставщик.
  • Наличие в конкурсной документации неправомерных требований, которые ограничивают возможность участия в тендере.
  • Участие в закупке субъектов, не имеющих на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
  • Объединение в одном лоте товаров и услуг, не имеющих технической связи.

Если при проведении закупки были выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции, то на основании положений 44-ФЗ сделка может быть признана недействительной и контракт расторгнут.

Законом предусмотрено, что взаимоотношения сторон в сфере государственных заказов должны строиться на принципах равноправия, обоснованности и объективности. Соответственно, любое ограничение конкуренции является нарушением этих положений.

Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Заказчики, неправомерно ограничивающие принципы свободной конкуренции при проведении тендеров, могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ в размере до 50 тыс. руб. выписывается должностному лицу, допустившему нарушение. Если нарушение фиксируется повторно, то виновному грозит дисквалификация до трех лет.

Ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях применяется в том случае, если действия участников квалифицируются как соглашение с целью ограничения конкуренции. Если экономические субъекты, участвующие в конкурсной процедуре, прибегают к картельному сговору, то штраф для них будет составлять до 50 % от начальной цены торгов или минимально 100 000 руб.

Если действия состоящих в сговоре экономических субъектов приводят к ущербу более 10 млн руб., то для виновных наступает ответственность на основании ст. 178 Уголовного кодекса РФ:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Уголовное наказание может быть увеличено, если возникает ущерб в особо крупном размере – свыше 30 млн руб. Тогда виновного могут заключить под стражу на срок до шести лет и дополнительно вменить ему штраф в размере 1 млн руб.

При нарушении прав участников тендера они могут подавать жалобы в ФАС в сроки, зависящие от сути вопроса. Так, при наличии претензий к содержанию закупочной документации обращение может быть направлено, пока принимаются заявки. Если участник усмотрел нарушения в регламенте самой процедуры выбора исполнителя (в частности, необоснованное отклонение заявки), пожаловаться в ФАС он может до момента заключения контракта. Если этот срок пропущен, то в дальнейшем придется обращаться в суд.

Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде. Она подписывается должностным лицом компании-участника и содержит следующую информацию:

  • адрес и реквизиты заказчика;
  • информация о субъекте, направившем жалобу, – наименование или Ф.И.О., контакты, адрес;
  • сведения о закупке;
  • содержание претензий;
  • перечень документов, обосновывающих правомерность претензий и подтверждающих наличие нарушений при проведении госзакупки.

Все указанные в списке бумаги должны быть направлены вместе с жалобой. ФАС на протяжении 2 дней выносит решение принять или отклонить обращение. В последнем случае заявитель уведомляется об отказе. Основаниями для этого может быть анонимность обращения, истечение срока давности или нарушение норм закона при составлении жалобы. ФАС рассматривает обращение в течение 5 дней самостоятельно, а затем к делу привлекаются стороны спора. В результате контрольный орган принимает решение. Если в действиях заказчика было усмотрено ограничение конкуренции по 44-ФЗ, ФАС выдает соответствующее предписание.

Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

Заказчики с целью ограничения конкуренции предпринимают следующие действия:

  1. При описании объекта закупки указывают конкретные критерии или же предъявляют особые требования к потенциальным поставщикам, что существенно снижает круг возможных исполнителей.
  2. При проведении конкурсных процедур информация подается и истолковывается предвзято.

Далее подробно разберем каждый из указанных пунктов.

Ограничение конкуренции путем ужесточения требований к объекту закупки или участникам

Что именно следует понимать под ужесточением требований? Во-первых, заказчик может излишне подробно описывать объект закупки, указывая его характеристики таким образом, чтобы возможность поставки имела какая-то определенная компания.

Во-вторых, к исполнителям необоснованно могут предъявляться требования относительно опыта работы в сфере государственных заказов, в том числе наличие успешно проведенных ранее сделок именно с устроителем торгов.

В-третьих, объект закупки может состоять из несвязанных между собой по функциональным и техническим характеристикам товаров и услуг (работ), а также в случае закупки типового товара в большом объеме торги проводятся одним лотом.

Далее приводятся конкретные примеры из судебной практики, когда ограничение конкуренции по 44-ФЗ и 223-ФЗ было признано незаконным.

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) в п. 10 указывается, что наличие в описании объекта закупки требований по поставке товара конкретной марки или с точно указанными характеристиками не позволяет ряду экономических субъектов принять участие в торгах, а следовательно, ограничивает конкуренцию.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 3 приводится пример, когда объектом закупки являлись проектно-сметные и строительно-монтажные работы. По этому делу арбитражным судом было вынесено решение, где указывалось на необоснованность объединения в одном лоте работ, не имеющих функциональной и технологической связи.

Суд отметил, что данные виды работ относятся к разным сферам деятельности, соответственно, в каждой из них имеются свои специализированные компании, способные стать исполнителями по этому заказу.

В судебной практике также встречаются примеры, когда заказчики в извещении о закупке требуют, чтобы потенциальный исполнитель непременно уже ранее поставлял товары или услуги этой организации.

В частности, такой случай описан в Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017. В данном документе приводится решение суда округа, в котором признано незаконным требование заказчика о наличии у подрядчика опыта в строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования при исполнении государственных заказов.

Также отмечено, что указанное условие является ограничением конкуренции и нарушает ст. 8 закона № 44-ФЗ, так как препятствует свободному доступу участников к торгам, создавая им с самого начала неравные условия, предоставляя заранее преимущество только тем компаниям, которые уже выполняли государственные заказы в данной сфере.

Следовательно, неоправданное ужесточение условий для объекта закупки – это осознанный шаг заказчиков, которым они стремятся сократить круг потенциальных участников тендера. А это, в свою очередь, нарушает главные принципы реализации закупок для государственных учреждений, такие как равноправие участников и добросовестность отношений.

В данном случае не имеет значения, какими именно мотивами руководствуется заказчик, прибегая к подобному ограничению конкуренции. Возможно, он действует так не из желания получить дополнительную прибыль (хотя и такая цель не редкость), а только лишь для обеспечения поставки наиболее качественного товара в кратчайшие сроки. Как бы то ни было, ограничение конкуренции по 44-ФЗ не допускается вне зависимости от конкретных желаний заказчика.

Ограничение конкуренции при предвзятом истолковании и подаче информации в ходе проведения конкурсной процедуры

Даже если в конкурсной документации отсутствуют жесткие требования к объекту закупки и участникам, у заказчика остается простор для маневра при проведении самого тендера. В практике имеются случаи, когда покупатель манипулирует информацией, таким образом отсеивая возможных поставщиков. Чаще всего организатор конкурса просто не раскрывает все сведения о предмете закупки.

Подобные манипуляции проявляются в том, что изначально в закупочной документации не отражаются все необходимые параметры объекта. В большей степени это касается закупочных процедур в отношении предметов со сложным техническим устройством либо работ, требующих сложных технологий.

Конечно, у потенциального поставщика есть право запросить у заказчика дополнительную информацию относительно объекта закупки, но большинство компаний этого не делает. Таким образом формируется небольшой круг организаций, которым заранее известно, на каких условиях будет проводиться закупка, каким требованиям должен отвечать объект. То есть они владеют информацией, которая отсутствует в конкурсной документации.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 5 даны разъяснения, на основании которых государственные учреждения, размещающие заказы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, обязаны опубликовать для общего доступа на официальном сайте в Интернете всю проектно-сметную документацию по этим объектам.

В этом же Обзоре в качестве примера приводятся материалы суда по делу о признании неправомерными действий заказчика, выражающихся в том, что он не разместил в открытом доступе проектно-сметную документацию. В решении указано, что если у участника тендера возникает необходимость получить дополнительную информацию относительно объекта закупки, то он имеет право письменно запросить у заказчика нужные сведения на основании ч. 7 ст. 50 закона № 44-ФЗ.

В дальнейшем по этому делу была направлена апелляция в арбитражный суд, который отменил предыдущее решение. Основанием для этого послужил тот факт, что потенциальный исполнитель, не имея необходимой документации относительно объекта закупки, не может в достаточном объеме составить представление о потребностях заказчика, соотнести их с собственными возможностями и техническими параметрами своего товара. Следовательно, участник тендера не в состоянии надлежащим образом составить заявку и стать исполнителем контракта.

Читайте также:
Договор займа: образец, форма и бланк, скачать типовой договор займа денежных средств, как составить
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: