Производства получат каникулы по земельно-имущественному налогу?

Земельный и транспортный налоги для организаций в 2021 году: новые сроки и порядок уплаты

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

Новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов для организаций устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причем срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

  • 1 марта – уплата налогов за 2020 год;
  • 30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;
  • 2 августа – уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);
  • 1 ноября – уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам

В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Читайте также:
ГД прокомментировала идею отказа от налога на жилье для семей с детьми

Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов

Начиная с налоговой кампании 2021 года, налоговые органы станут направлять в адрес организаций-налогоплательщиков специальные сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Сообщения будут направляться по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

В таких сообщениях будет указываться объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога, а также собственно сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспортных средств.

Сами сообщения будут направляться организациям в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если организация не имеет возможности получить сообщение в электронной форме, оно будет направлено ей по почте заказным письмом либо вручено руководителю или представителю организации лично под расписку.

При этом направление таких сообщений не отменяет обязанность организаций самостоятельно исчислять и уплачивать транспортный и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей. Налоговики будут направлять сообщения об исчисленных налогах уже по окончании налогового периода и после истечения установленного срока их уплаты. То есть тогда, когда организация уже рассчитает и в полном объеме причитающийся транспортный и земельный налог.

В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вполне резонный вопрос: а для чего, собственно, будут нужны подобные налоговые сообщения, если и рассчитывать налоги, и соблюдать сроки их уплаты организации будут без подсказки со стороны налоговых органов?

Ответ на этот вопрос представлен в письме Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672. Единственная цель налоговых сообщений – это информирование организаций об исчисленной ИФНС сумме налога для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие, по ее мнению, правильный расчет налогов. В частности, предоставить в ИФНС заявление об имеющихся у нее льготах.

Представить такие письменные возражения организация по общему правилу может в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ). Однако, как указала ФНС в письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@, данный 10-дневный срок для представления пояснений и дополнительных подтверждающих документов не является пресекательным. Поэтому по истечении данного срока ИФНС в любом случае обязана рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов.

Если налоговая инспекция в течение года так и не направит организации сообщение об исчисленных налогах, организация обязана будет самостоятельно сообщить в ИФНС об имеющихся у нее земельных участках и транспортных средствах. Такое сообщение нужно будет представить в налоговую инспекцию по форме, утв. приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Срок его представления – до 31 декабря текущего года включительно.

О снижении имущественных налогов для арендодателей в обмен на поблажки для арендаторов

ФНС России даны рекомендации по снижению имущественных налогов для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса.

Статья 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусматривает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в отношении договоров аренды, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; а также право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 рекомендовано предоставить юрлицам и ИП – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка.

В этой связи обращено внимание, в частности на следующее:

  • для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;
  • при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.
Читайте также:
Многодетные матери уйдут на пенсию раньше

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 апреля 2020 г. N БС-4-21/5994@

О РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.04.2020 N 439 МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ,

КАСАЮЩИХСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В АРЕНДЕ

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Направляем рекомендации по вопросам реализации мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога (в части установления налоговых льгот) по объектам недвижимости, находящимся в аренде.

Оперативно доведите рекомендации до налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения имущества, а также до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.

к письму ФНС России

от “__” _________ 2020 г. N _______

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ, КАСАЮЩИХСЯ УПЛАТЫ

НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ) ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩИМСЯ

В АРЕНДЕ

Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” установлено следующее:

Настоящие рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от примененном в рекомендациях.

  • в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в редакции Закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации , в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Далее – решение о введении режима повышенной готовности.

  • арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации рекомендовало снизить имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса, в т.ч. в отношении объектов недвижимости в частной собственности .

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением , меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Согласно пункту 1 Требований, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции .

Далее соответственно – договор аренды, наиболее пострадавшие отрасли экономики.

В случае, если меры поддержки связаны со снижением налогов – установлением налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, являющихся предметом договора аренды, рекомендуется учитывать следующее.

1. Для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, предлагается:

  • использовать (ссылаться на) перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434;
  • предусмотреть, что осуществление арендатором по договору аренды (организацией и индивидуальным предпринимателем) деятельности в соответствующей сфере деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. (взяв за основу абзац первый пункта 1 и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 “О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики”).
Читайте также:
Уменьшение стоимости по кадастру и НДС

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно пункту 2 статьи 399 Кодекса, при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Таким образом, установление налоговых льгот возможно посредством принятия вышеуказанных законов субъектов Российской Федерации или муниципальных нормативных правовых актов.

3. Исходя из направленности рассматриваемых мер поддержки, их срочного характера, ограниченности по категориям налогоплательщиков и видам объектов налогообложения при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия:

Установление налоговой льготы в отношении объекта налогообложения, одновременно являющегося предметом договора аренды, отвечающего следующим условиям:

  • собственник объекта аренды – арендодатель (организация или индивидуальный предприниматель) предоставил в соответствии с Требованиями на период применения налоговой льготы отсрочку уплаты арендной платы по договору аренды и снизил размер арендной платы по этому договору за период применения налоговой льготы;
  • договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до отмены этого решения;
  • договор аренды заключен с арендатором, являющимся организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики;
  • объектом аренды не является жилое помещение (учитывая пункт 2 Требований);

б) период действия налоговой льготы

Установление налоговой льготы в отношении налогового периода 2020 года:

  • с 1-ого числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором действие указанного решения отменено;
  • при условии, что в вышеуказанном периоде действует отсрочка уплаты арендной платы по договору аренды в соответствии с Требованиями, а также снижение размера арендной платы по этому договору;

в) размер налоговой льготы

Установление налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога в период действия налоговой льготы.

В случае, если при применении налоговой льготы сумма налога принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога за период применения налоговой льготы его сумма принимается равной нулю;

г) основания применения налоговой льготы

При установлении налоговой льготы целесообразно определить, что основанием ее применения являются:

  • по налогу на имущество организаций – документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган вместе с налоговой декларацией за налоговый период 2020 года: договор аренды; дополнительное(ые) соглашение(я) к договору аренды, предусматривающее(ие) отсрочку уплаты арендной платы и снижение размера арендной платы за период применения налоговой льготы; документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения налоговой льготы; иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия;
  • по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу – заявление о предоставлении налоговой льготы, представленное в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. На основании законов субъектов Российской Федерации или нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований об установлении налоговых льгот налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 10-ти рабочих дней с момента получения информации, предусмотренной пунктом 2 приложения N 3 к приказу ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@, обеспечивает:

  • доопределение нормативно-справочной информации в АИС “Налог-3” (в т.ч. установление категорий налогоплательщиков, пользующихся налоговыми льготами по соответствующим налогам);
  • актуализацию информационного ресурса “Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам” на сайте ФНС России.

По вопросам методологического сопровождения реализации в АИС “Налог-3” соответствующих настроек справочников необходимо обращаться в Управление налогообложения имущества ФНС России (по телефону IP: 8(99) 14-15).

Налоговые каникулы ИП: что про это нужно знать

Некоторые предприниматели-новички, которые работают на патенте или упрощёнке, могут не платить налог в начале деятельности. Льгота действовала до конца 2020 года, но законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ её продлили до конца 2023 года. Рассказываем, как получить налоговые каникулы и какие нюансы при этом нужно учитывать.

Читайте также:
Получающие МРОТ не будут платить НДФЛ

В чём заключаются налоговые каникулы и где они действуют

Налоговые каникулы — это не полное освобождение от всех обязательных платежей, а нулевая ставка только по упрощённой системе налогообложения (УСН) или стоимости патента. Все остальные платежи ИП должен перечислять на общих основаниях: НДФЛ и страховые взносы с зарплаты, транспортный налог, налог на имущество, рассчитанный по кадастровой стоимости и т.п.

Общие правила применения налоговых каникул для УСН установлены п. 4 ст. 346.20 НК РФ, а для патентной системы налогообложения (ПСН) — п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

Чтобы ИП мог воспользоваться каникулами, в его регионе должен быть принят закон, который устанавливает эту льготу. На сегодня она действует в большинстве субъектов РФ.

Предприниматель может пользоваться нулевой ставкой в течение двух налоговых периодов с даты регистрации. Для ПСН сделано уточнение — налоговые периоды должны быть в пределах двух календарных лет. Это связано с тем, что при УСН налоговый период — календарный год, а при ПСН — срок, на который выдан патент, от 1 до 12 месяцев.

Чтобы получить максимальную выгоду от каникул и не платить налог два полных года, нужно регистрировать ИП в начале года. А если предприниматель выбрал для себя ПСН, то выгоднее брать патент на максимальный срок — 12 месяцев в первый и второй год работы.

Обратите внимание: положения пунктов Налогового кодекса о каникулах действуют до конца 2023 года. Значит, после этого срока права на нулевую ставку уже не будет. Чтобы пользоваться каникулами максимальный двухлетний срок, нужно зарегистрировать ИП не позднее начала 2021 года. Для тех, кто зарегистрируется позднее, каникулы будут действовать только время, оставшееся до конца 2023 года.

Кто может рассчитывать на налоговые каникулы

Налоговые каникулы действуют только для вновь открытых ИП, которые применяют УСН или ПСН. Предприниматель должен быть зарегистрирован после принятия в его регионе закона о введении каникул.

Если ИП ранее был снят с учета, но затем зарегистрировался вновь, он не теряет право на применение этой льготы. Такова позиция Верховного Суда РФ, с которой на сегодня согласен и Минфин (письмо № 03-11-11/904 от 15.01.2019).

Право на каникулы имеют только предприниматели, которые работают в следующих областях:

  • производство;
  • наука;
  • социальная сфера;
  • бытовые услуги;
  • гостиничный бизнес.

Доля выручки ИП по этим видам деятельности за налоговый период должна составлять более 70% от общей суммы дохода.

Конкретные коды ОКВЭД, которые дают право на льготу в рамках перечисленных отраслей, устанавливает закон субъекта РФ. Кроме того, региональные власти могут предусмотреть дополнительные ограничения для применения каникул — по выручке и численности сотрудников.

Как получить налоговые каникулы и какую отчётность сдавать

Если вы планируете использовать УСН, никаких специальных форм для получения льготы заполнять не нужно. После регистрации вы подаете обычное уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1 и в течение года не платите ни авансовые платежи, ни налог.

По итогам года вам нужно будет сдать декларацию по УСН в обычном порядке. Там вы укажете все полученные за год доходы, но в строках 120-123 (объект «Доходы») или 260-263 (объект «Доходы минус расходы») укажете ставку налога 0%. Соответственно, налог к уплате будет нулевым. То же самое будет и по итогам второго года.

Если вы планируете работать по ПСН, то информацию о каникулах нужно сразу указать в заявлении на получение патента по форме 26.5-1. Для этого на странице 2 предусмотрены специальные поля — для указания нулевой ставки и сведений о законе субъекта РФ, который установил каникулы в регионе.

Плата за патент для вас будет нулевая, декларации на ПСН сдавать не нужно. После того, как закончится срок действия первого патента, сразу купите второй, потому что каникулы дают в течение двух налоговых периодов непрерывно.

Что делать тем, кто не знал о каникулах и уже заплатил налог

Прямых комментариев законодателей по таким ситуаций нет. Если вы уверены, что подпадаете под каникулы, но уже оплатили упрощённый налог, можно подать уточнённую декларацию с нулевой ставкой и вернуть налог. Приложите пояснения и документы, подтверждающие, что вы имели право на льготу. Будьте готовы, что налоговики тщательно проверят информацию, потому что речь идет об уменьшении налога.

С патентом сложнее, потому что вы уже подали заявление и купили патент. Рекомендуем обратиться с этим вопросом в свою налоговую инспекцию.

Читайте также:
Силуанов хочет сделать из России «вторую Норвегию»

Производства получат каникулы по земельно-имущественному налогу?

В связи с коронавирусом Правительство РФ обязало арендодателей недвижимого имущества предоставить отсрочку по арендной плате за 2020 год тем арендаторам (организации и ИП), которые осуществляют деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Правила отсрочки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (см. комментарий).

Не забыли и про поддержку арендодателей, предоставивших такую отсрочку. Правительство РФ рекомендовало органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставить им льготы по налогам на имущество организаций, имущество физических лиц и земельному налогу по арендованному объекту за период, на который предоставлена отсрочка (п. 2 постановления № 439).

Льготы по этим налогам могут устанавливаться законом субъекта или нормативно-правовыми актами органов муниципальной власти (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).

ФНС России выпустила рекомендации по введению и применению налоговых льгот в субъектах и на местном уровне. Полагаем, что региональные и местные законодатели учтут их при разработке законопроектов.

Им может быть арендодатель, который предоставил отсрочку арендатору, работающему в наиболее пострадавшей отрасли. Для определения сферы деятельности ФНС России рекомендует руководствоваться Перечнем наиболее пострадавших отраслей с кодами ОКВЭД, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Причем код деятельности должен быть указан у арендатора в качестве основного в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2020.

Напомним, что Правительство РФ обязало предоставить отсрочку всем арендаторам недвижимого имущества, действующим в наиболее пострадавших отраслях. При этом в самом постановлении нет условия о том, что этот вид деятельности должен быть для них основным.

2. Объект налогообложения

Налоговые льготы возможны по арендованному имуществу при соблюдении следующих условий.

  • Арендодатель (организация или предприниматель) предоставил отсрочку по арендной плате и снизил ее размер за период применения налоговой льготы. Напомним, что Правительство обязало арендодателей давать отсрочку, но снижение арендной платы не является обязательным, оно рекомендуется.
  • Договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до его отмены.
  • В аренду сдается нежилое помещение.

3. Период действия налоговой льготы

Льгота устанавливается на период 2020 года с 1-го числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором он отменен. В этот период должна действовать отсрочка уплаты арендной платы и ее снижение.

4. Размер налоговой льготы

На период действия льготы уменьшается сумма налога. Если сумма налога принимает отрицательное значение, то сумма налога к уплате должна равняться нулю. Это означает, что налоговая льгота применяется только к периоду 2020 года, на другой период не переносится.

5. Основания применения налоговой льготы

Налоговое ведомство привело документы, которые могут подтверждать льготу.

По налогу на имущество организаций – это документы, представляемые в налоговую вместе с декларацией за 2020 год:

  • договор аренды и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие отсрочку арендной платы и снижение ее размера за период применения льготы. Напомним, что арендодатели обязаны предоставлять отсрочку, а снижение платы только рекомендовано им;
  • документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения льготы;
  • иные подтверждающие документы.

По земельному налогу и налогу на имущество физических лиц – заявление о предоставлении льготы, предусмотренное п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ.

В заключение

Полагаем, что региональные и местные власти учтут рекомендации ФНС России при подготовке и принятии законов о налоговых льготах для арендодателей нежилых помещений. Они несколько отличаются от правил предоставления отсрочки, установленных Правительством РФ, поэтому не все арендодатели, предоставившие отсрочку, смогут рассчитывать на налоговые льготы.

Так, ФНС России рекомендует предоставлять льготы тем арендодателям, которые не только предоставили отсрочку, но и одновременно с этим снизили арендную плату. Поэтому советуем учитывать это при заключении дополнительных соглашений к договору аренды.

Справочную информацию о региональных льготах по имущественным налогам можно найти на сайте ФНС России.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Обратный акциз на нефть с демпфером – не идеальная, но вполне рабочая модель

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в “Интерфаксе” на тему “Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?”.

Читайте также:
Списывание небольших долгов оставят без налогов

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы “Петромаркет”, новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке “Петромаркет” обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, “ВПК-ОЙЛ”, “Краснодарэконефть”, “Новошахтинский НПЗ”, “Первый завод”, “Славянск Эко”, “Томскнефтепереработка” и “Трансбункер” с общим суммарным объемом переработки – 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты “Петромаркета”.

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач – снижение объема переработки нефти. “По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн”, – отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой – в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить “незатейливые” программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Читайте также:
Сделочный паспорт с нового года отменяют

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании – до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

“Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных”, – отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

“Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%”, – сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ – “лишенцев” акциза на нефть – может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

“Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть”, – отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

Комплекс льгот для нефтехимического комплекса

Глава «Роснефти» Игорь Сечин в августе направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением предоставить масштабные льготы крупным нефтегазохимическим проектам на Дальнем Востоке. Об этом РБК рассказали четыре источника, близких к правительству.

Компания прорабатывала возможность строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке, инвестиции в который оценивались в сумму до 1,5 трлн руб. Но в мае 2019 года «Роснефть» приостановила реализацию ВНХК на фоне снижения рентабельности проекта. На встрече с президентом Владимиром Путиным в «Ново-Огарево» 18 августа Игорь Сечин рассказал, что компания готова вернуться к строительству завода в случае улучшения налоговых условий. Пока на Дальнем Востоке дефицит перерабатывающих мощностей и поэтому в регионе дорогое топливо, а ВНХК будет выпускать не только нефтехимию, но и нефтепродукты, подчеркнул глава «Роснефти». В ответ на это президент поручил оформить и представить предложения для реализации проекта.

Что известно о ВНХК

Согласно последней публичной информации, ВНХК планирует ежегодно перерабатывать 12 млн т нефти и выпускать около 8 млн т нефтепродуктов (включая бензин и дизель) и 3,4 млн т нефтехимической продукции. Еще в начале обсуждения проекта «Роснефть» указывала, что комплекс позволит «закрыть дефицит моторных топлив на Дальнем Востоке».

Читайте также:
Фомин поддержал идею отмены налогов на внутренние авиарейсы

Тогда компания для реализации проекта предлагала распространить на него «благоприятный налоговый режим» и заморозить транспортные тарифы, а также пыталась привлечь деньги на проект из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, она приглашала к участию иностранных партнеров, в том числе американскую ExxonMobil, сообщали «Ведомости», но в итоге стороны не договорились.

Вопрос о стимулах для ВНХК находится в проработке, сказал РБК представитель профильного вице-премьера Юрия Борисова. Представители «Роснефти» и Минфина не ответили на запросы. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Что предложил Сечин

Глава «Роснефти» предложил президенту изменить Налоговый кодекс, чтобы гарантировать «экономически эффективную модель развития крупных нефтегазохимических проектов на Дальнем Востоке», пересказали его письмо два источника РБК. В качестве стимулов предлагается увеличить обратные акцизы на нефть и нафту, поставляемые на дальневосточные нефтегазохимические проекты, которые компании могут получить из бюджета. Для обратного акциза на нефть глава госкомпании предложил ввести логистический коэффициент 2, а на нафту считать по особой формуле с повышенным коэффициентом (самой формулы в письме нет), говорят четыре источника РБК. По словам одного из них, по предложению «Роснефти» обратный акциз для нафты должен вырасти с 12,6 тыс. до 18 тыс. руб. на одну тонну с 2024 года. Это подтвердил источник, близкий к правительству.

В таком случае при цене на нефть $60 за баррель обратный акциз на нее при переработке 12 млн т в год на ВНХК мог бы вырасти на 38 млрд руб. в год, а на нафту — на 27 млрд руб. в год, то есть в целом это ежегодно около 65 млрд руб., говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Эти условия Сечин предложил зафиксировать на 30 лет, говорят два источника РБК. По их словам, глава госкомпании попросил президента поручить правительству внести соответствующие поправки в Госдуму до конца сентября. На открытой части встречи с Путиным в «Ново-Огарево» Сечин сказал: «Нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет».

По словам двух собеседников РБК, с помощью стимулов компания хочет вернуть проекту доходность примерно пятилетней давности, которая в последние годы упала из-за изменения цен на нефть и налогов. Например, в 2014 году внутренняя норма доходности (IRR) ВНХК составляла 18%, а сейчас IRR новых нефтехимических проектов — около 11%, вспоминает один из них. Льготы по обратным акцизам позволят компании увеличить доходность примерно до 20% в рублях (около 16% в долларах), говорит другой собеседник.

За последние два года «Роснефть» второй раз предлагает ввести повышенные вычеты на сырье для ВНХК, утверждают два источника, близких к правительству. По их словам, в рамках предыдущих переговоров кабмин рекомендовал подготовить «более разумные» предложения.

Традиционно минимальный IRR для проектов в сегменте downstream (нефтепереработка и нефтехимия) в России составляет 10–12% в долларах США, говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Показатель IRR для таких проектов считается в долларах, так как они ориентированы на экспорт, а цены на продукцию на внутреннем рынке привязаны к зарубежным, объясняет эксперт.

Одна из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, Total, оценивает IRR своих нефтехимических проектов в разных странах (США, Алжир, Саудовская Аравия и Южная Корея) как «выше 15%». Но обычно уровень для западных компаний ниже — это объясняется в первую очередь доступом к более дешевому финансированию, отмечает старший аналитик Wood & Co. Ильдар Давлетшин. У российских проектов IRR значительно выше из-за более дорогих кредитов, а также страновых рисков, которые включают и нестабильные налоговые условия, отмечает эксперт. Но проекты в Азии (в том числе китайские), основные конкуренты ВНХК, могут изменить будущую картину в предложении нефтехимической продукции и потенциально снизить маржу проекта, добавляет он.

Желание «Роснефти» добиться более высокой доходности понятно: нефтяные компании могут инвестировать и в добычу, которая намного рентабельнее, чем переработка и нефтехимия, так что новые проекты с IRR ниже 15% они не утверждают, говорит один из источников РБК. Другая причина — желание продемонстрировать зарубежным партнерам, что государство поддерживает проект, говорит еще один собеседник РБК.

Зачем нужны обратные акцизы

Обратные акцизы правительство придумало для НПЗ и нефтехимических предприятий, чтобы компенсировать им рост цен на сырье из-за налоговых маневров. Для отдельных заводов также ввели логистические коэффициенты, которые увеличивают вычеты из бюджета в 1,1–1,5 раза. Логика такая: чем дальше завод находится от границы, тем дороже его сырье, слабее позиции на экспортных рынках и, соответственно, тем больше поддержка от государства. ВНХК планируется построить на побережье Тихого океана — близко к экспортным рынкам, но далеко от источника сырья, пересказали два чиновника аргументы «Роснефти».

Читайте также:
Топливные акцизы будут подняты

Почему «Роснефть» откладывала ВНХК

О строительстве крупного НПЗ мощностью 20 млн т вблизи Находки, на конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), «Роснефть» задумалась еще в 2006 году, говорил в то время ее глава Сергей Богданчиков (тогда Сечин возглавлял совет директоров компании). В 2010-м компания переформатировала НПЗ в нефтехимический комплекс (ВНХК) и затем неоднократно меняла конфигурацию проекта. В мае прошлого года, после десяти лет обсуждений, она исключила проект из своей инвестпрограммы.

Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании» в связи с завершением большого налогового маневра, который предполагал постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), объяснял тогда первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров.

Еще одна причина — ручное регулирование нефтеперерабатывающего бизнеса со стороны правительства, следовало из слов Федорова. «Все слышали о соглашениях [о заморозке цен на топливо], которые были продлены сейчас на три месяца. И мы считаем не нулевыми перспективы продления этих соглашений и до конца года, и может быть, на более продолжительный период времени», — говорил он.

Тогда в Минфине заявили, что налоговый маневр в нефтяной отрасли не мог служить препятствиям для проекта «Роснефти», а, наоборот, улучшал экономические показатели реализации его первой очереди. Тем не менее нефтяная компания допускала, что вернется к проекту «при наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий».

ВС защитил интересы бюджета в споре об акцизах за смеси

Акциз — косвенный налог, который платят производители товаров. В п. 3 ст. 182 НК сказано: подакцизное производство — любое смешение товаров в местах их хранения и реализации, при котором получается подакцизный товар с более высокой ставкой, чем у товаров, используемых в качестве сырья. Эта норма направлена на то, чтобы не облагать акцизом смеси, которые не являются новыми товарами, объясняет Галина Акчурина, партнер KPMG KPMG Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × в России и СНГ.

У Минфина были разные подходы к толкованию фразы «ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья». Начиная с 2009 года он указывал в своих письмах, что смесь — это подакцизный товар, если ставка на нее выше ставок на каждый подакцизный компонент. В 2020-м министерство начало применять другой подход. Норма НК при этом оставалась неизменной.

По словам Акчуриной, налоговые органы уже доначисляют предпринимателям акциз и за то время, когда новой позиции Минфина еще не было. И Верховный суд занял ту же точку зрения, что может говорить об изменении вектора судебной практики по этому вопросу.

Просто разъяснения, а не новые правила

В мае 2021-го три письма Минфина за предыдущий год оспорило ангарское ООО «Байкалнефтецентр» (дело № АКПИ21-416). Свою заинтересованность компания объяснила тем, что на основании этих разъяснений ее могут признать производителем нефтепродуктов и привлечь к налоговой ответственности за неуплату акциза. Возможно, «Байкалнефтецентр» (БНЦ) и не пошел бы в Верховный суд, если бы в апреле 2021-го не получил письмо из ИФНС. Та сослалась на новую позицию Минфина и попросила отчитаться о производстве нефтепродуктов на предприятии.

Иск «Байкалнефтецентра» строился на старом подходе Минфина. Акциз за смесь нужно платить, только если ставка на нее выше, чем на каждый из компонентов, настаивало общество. Финансовое ведомство утверждало, что его новые разъяснения соответствуют Налоговому кодексу и не обладают нормативными свойствами. Генпрокуратура и Минюст тоже выступили против удовлетворения иска. Судья ВС Вячеслав Кириллов согласился с госорганами. Письма не меняют Налоговый кодекс и соответствуют ему, сказано в решении.

В итоге Кириллов отказался признать письма недействующими в том числе потому, что не увидел в них нормативных признаков. Это просто разъяснения, которые не создают новые правила, считает судья.

«10 лет были одни разъяснения, а теперь другие»

21 октября дело рассмотрела апелляционная коллегия ВС во главе с Галиной Манохиной. «Байкалнефтецентр» представляли юрист Александр Никифоров и директор Сергей Пушкарев. От Минфина пришел Алексей Шиляев, а от ФНС — Михаил Денисаев и Александр Водовозов.

Читайте также:
Силуанов хочет сделать из России «вторую Норвегию»

У директора БНЦ нет юридического образования, но позицию компании раскрывал именно он, второй представитель выступать не стал. Пушкарев подчеркнул, что, согласно п. 3 ст. 182 НК, смешение — подакцизное производство только в том случае, если получается новый товар, ставка на который превышает ставки на все товары-ингредиенты, а не один из них, как решила первая инстанция. БНЦ работает 10 лет, были налоговые проверки, и никогда не стоял вопрос об исчислении акцизов на смесь дизеля и керосина, рассказал директор.

— 10 лет Минфин разъяснял, что при смешении дизельного топлива с керосином новый товар не получается. В нашем случае керосин — это присадка. Если мы смешиваем дизельное топливо с керосином, ставка акциза на смесь не становится больше. Объем увеличивается, но новый объект налогообложения не появляется, — объяснял Пушкарев.

Он обратил внимание апелляции на то, что первая инстанция не стала оценивать изменение позиции Минфина.

— Норма не менялась, 10 лет были одни разъяснения, а теперь другие! — возмутился директор. — Если норму можно понимать двояко, то толковать ее нужно в пользу налогоплательщика.

Керосин превращается в дизельное топливо

Представитель Минфина Шиляев объяснил: когда истец добавляет в дизельное топливо керосин, объем увеличивается. Получается, что компания продает топливо, за часть которого акциз никто не платил:

— Как объяснял истец, на севере нужно добавлять в дизельное топливо керосин. Так оно не сгущается при низких температурах, его легче передавать по трубопроводам, и в то же время облегчается воспламенение в двигателе внутреннего сгорания. Поэтому в любом случае новый продукт в результате смешения приобретает новые физико-химические свойства.

— Физико-химические свойства меняются только в том, что снижается температура замерзания, — парировал директор «БНЦ».

Следующими выступили представители ФНС. У акциза много объектов налогообложения, но основной — реализация произведенного подакцизного товара, это около 90% доходов государства от этого налога, рассказал Водовозов.

— В основном дизельное топливо производят на заводах. За 100 тонн дизельного топлива производитель платит 918 000 руб. акциза. Что делает наш налогоплательщик: приобретает 60 тонн дизельного топлива, 550 000 руб. акциза на которое заложены в цене, и 40 тонн авиационного керосина, который акцизом не облагается. Дальше он смешивает два этих продукта и получает 100 тонн того же дизельного топлива с теми же самыми физико-химическими характеристиками. Но свое производство не облагает налогом, и общая сумма акциза получается 550 000 руб., а не 918 000 руб., — пояснил логику государства Водовозов.

ФНС не нужно двойное налогообложение, настаивал Водовозов. Она хочет, чтобы производитель смеси заплатил только за ту часть, которую сделал сам.

Кроме того ГОСТ 26098–84 на нефтепродукты прямо говорит, что смешение — это производство, заметил Водовозов. Новый подход Минфина защищает интересы не только государства, но и добросовестных производителей, утверждал представитель ФНС. Кто-то продает чистое дизельное топливо и платит акциз за весь объем, а кто-то добавляет в него керосин и снижает налоговую нагрузку, пояснил он.

«Прискорбно, что наши компании обанкротятся»

Когда председательствующий разрешила директору БНЦ вставить реплику, тот еще раз отметил: за все время рассмотрения дела никто так и не ответил, почему позиция министерства вдруг изменилась.

— В п. 3 ст. 183 Налогового кодекса нет ни слова об увеличении объема смеси. Ее можно обложить акцизом, только если это новый товар, но в нашем случае нового товара нет, — подчеркнул Пушкарев.

Если практика пойдет по пути Минфина, многие предприятия обанкротятся, считает директор БНЦ:

— 42% арктического дизельного топлива (с примесью керосина. — Прим. ред.) используется при северном завозе (ежегодных государственных мероприятиях по обеспечению северных регионов России жизненно важными товарами перед зимним сезоном. — Прим. ред.). Если таким образом толковать норму, обанкротятся все, кто работает таким образом, и северный завоз встанет.

— Прискорбно, что наши компании обанкротятся, если основная их маржа формируется только за счет незаконно неуплаченного акциза, — отметил Водовозов.

— Это не незаконно неуплаченный акциз, это 10 лет другого толкования Минфина! — возразил директор БНЦ.

Судьи в итоге не стали удовлетворять жалобу, то есть поддержали толкование Минфина. Причины станут известны, когда акт опубликуют в полном объеме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: