Профстандарт специалиста в области библиотечно информационной деятельности

Профстандарт библиотекаря

Профессиональный стандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных параметров: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации. Сейчас он в обязательном порядке применяется в государственных и муниципальных учреждениях, но и в частном секторе этот документ позволяет получить ряд бонусов, связанных с организационными преобразованиями и делопроизводством.

Особенности применения профстандартов

Использование профессиональных стандартов регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом 122-ФЗ, утвержденным в 2015 году, где приведены основы их использования.
  • Статьей 195.3 ТК РФ, где утвержден обязательный характер профстандартов для позиций, требования по квалификации к которым даны в законодательном порядке.
  • Статьей 57 ТК РФ, где указано, что профстандарты необходимы для должностей, имеющих, в соответствии законодательством, льготы или ограничения.
  • Постановлением Правительства №584, в котором указано, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций, контролируемых государством (доля в собственности свыше 50%).

Для получения дополнительных сведений по практическому использованию профстандартов можно ориентироваться на Письмо Минтруда №14-0/10/В-2253.

Из вышеперечисленного видно, что профстандарты обязательны в двух случаях: для определенных профессий и для организаций, контролируемых государством. В иных случаях их применяют для:

  • Урегулирования конфликтов с проверяющими корректность документации контролерами (ФНС, ПФР и пр.).
  • Изменения имеющейся кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и т.д.).
  • Закрепления квалификационных требований к действующим сотрудниками, что позволяет грамотно проводить их переаттестацию, а также требовать от них роста профессионального уровня.
  • Документирования параметров, которым должны соответствовать кандидаты на позиции.

Внимание! Пока сохраняют актуальность и российские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем их предполагается объединить с профстандартами в единую систему, а пока организации сами выбирают, какой документ они вправе использовать.

Применение профстандарта библиотекаря

В 2017-м году был утверждён профстандарт 01.005, где даны основные параметры профессии. Он состоит из следующих разделов:

  • Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
  • Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
  • Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
  • Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.

Внимание! Некоторые профессиональные характеристики не затронуты в документе: порядок взаимодействия, права, льготы, принципы ответственности. Для их документирования отдельно используют должностные инструкции и трудовые договора.

Использование профстандартов

Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:

  • Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
  • Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
  • Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
  • Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
  • Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.

После окончания данных процессов работодатель:

  • Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
  • Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
  • Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
  • В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.

Профстандарты для библиотекарей с 2021 года

В 2014 году был разработан профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». С того момента изменений внесено не было, но мы считаем важным обратиться к этому документу для того, чтобы у сотрудников библиотек (как у молодых, так и у опытных) сложилось четкое понимание того, зачем нужен профстандарт и какие есть обязанности и требования, предъявляемые к определенным должностям.

Читайте также:
Когда выплачивают декретные на работе: до родов или после, сроки выплаты пособий по беременности и родам, уходу за ребенком

Зачем нужен профстандарт?

Профстандарт библиотекаря необходим для того, чтобы определить основные должностные параметры, такие как обязанности сотрудника, требования к образованию и обучению, квалификация, которой нужно соответствовать, занимая определенную должность. Здесь сделаем ремарку: обязанности работника устанавливаются трудовым договором или должностной инструкцией на основе положений профстандарта.

Профстандарты применяют для:

  • изменения кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и прочего);
  • закрепления квалификационных требований с целью проведения переаттестации ;
  • урегулирования конфликтов с контролерами, проверяющими корректность документации (ПФР, ФНС и другие).

Профстандарт библиотекаря состоит из четырех разделов: общая информация, информация о профильных трудовых функциях, подробная характеристика функций и сведения об организациях, которые принимали участие в составлении документа. Нас интересуют второй и третий разделы, на них и остановимся. К обобщенным трудовым функциям относятся перечисленные ниже:

  • формирование и сохранение библиотечного фонда;
  • организация справочно-поискового аппарата библиотеки;
  • справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей;
  • библиотечное обслуживание пользователей;
  • предоставление культурно-просветительских и досуговых услуг пользователям библиотеки;
  • научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности.

Повышение квалификации по каждой из обобщенных функций происходит не реже одного раза в пять лет.

За формирование библиотечного фонда отвечает библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда — это возможные названия должностей для обобщенной трудовой функции. Требования к образованию при этом следующие:

  • среднее библиотечное образование;
  • высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

В рамках этой функции предусмотрены трудовые действия, умения и знания. К трудовым действиям в данном случае можно отнести отбор документов для внесения в фонд, экспертизу книжного рынка, ведение базы данных заказанных изданий, установление контактов с издательствами и электронно-библиотечными системами по вопросам комплектования фондов.
Что для этого нужно уметь:

  • ориентироваться в информационных ресурсах книгоиздательского, книготоргового рынков, рынка электронных продуктов и услуг и анализировать их предложения;
  • проводить первичный отбор документов в библиотечный фонд.

Специалист по формированию фонда должен знать нормативные документы по книгоиздательскому рынку, по процедурам компелектования фонда, а также по работе с редкими и ценными изданиями. Кроме того, он должен знать основы документоведения и фондоведения, основы трудового законодательства, правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка.

За сохранение библиотечного фонда отвечает библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда. Требования к образованию и обучению выделяются такие:

  • высшее библиотечно-информационное образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

Требования к опыту работы — не менее пяти лет по профилю деятельности. В трудовые действия эксперта по сохранности библиотечного фонда входят обеспечение нужного режима хранения книжного фонда, его безопасности и сохранности в процессах использования, обеспечение превентивной и массовой консервации документов, а также участие в разработке регламентов и инструкций по организации хранения, использования и сохранности фондов.

Какими умениями при этом нужно обладать библиотекарю:

  • поддерживать нормативные режимы хранения библиотечного фонда;
  • владеть технологиями превентивной и фазовой консервации документов, технологиями ремонта и реставрации документов, а также редких и ценных изданий;
  • владеть оперативными средствами пожаротушения;
  • владеть тактико-техническими средствами и способами обеспечения физической безопасности библиотечного фонда;
  • владеть методами профилактики, защиты, дезинсекции и другими средствами борьбы с биологическими вредителями библиотечного фонда;
  • обеспечивать инструктивно-методическое и технологическое сопровождение сохранности документов в процессе использования.

Эксперту по сохранности библиотечного фонда, как и специалисту по его формированию, нужно знать технику безопасности, основы документоведения, нормативные акты, относящиеся к профилю деятельности. Добавим, что библиотекарю-эксперту необходимо владеть тактико-техническими средствами и действиями в условиях экстремальной ситуации и обеспечения физической защиты библиотечного фонда, знать методы предупреждения и устранения биоповреждений документов, методы комплексного обследования книгохранилищ и паспортизации библиотечного фонда.

За организацию справочно-поискового аппарата библиотеки отвечает библиотекарь-каталогизатор/библиограф/главный библиограф. Требования к образованию по этой функции:

  • среднее библиотечное образование;
  • высшее библиотечно-информационное образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

К трудовым действиям библиографа относятся составление библиографических описаний документов, их индексация, аннотация и реферирование документов, выделение ключевых слов.

Читайте также:
Профстандарт лаборанта химического анализа: нормативные документ, ЕТКС, особенности для физика, химика, фельдшера

А вы знали, что появилась новая специализация “цифровой библиограф”? На эту тему мы готовили материал , где рассказывали, какими навыками должен обладать этот специалист и где можно освоить новую профессию.

Что должен уметь библиограф для того, чтобы успешно выполнять свою работу?

  • Владеть методами аналитико-синтетической переработки информации;
  • использовать формат машиночитаемой каталогизационной записи на печатные и электронные документы;
  • ориентироваться в существующих классификационных системах;
  • владеть технологическими процессами машиночитаемой каталогизации;
  • применять методы и процедуры информационного анализа текстов;
  • использовать оптимальные формы и методы свертывания информации;
  • применять методы формализованного описания предметной области;
  • владеть методикой организации и ведения краеведческих каталогов и картотек, в т. ч. электронных;
  • владеть методикой и технологиями работы в форматах сводных электронных каталогов.

Библиографу необходимо знать нормативные акты по профилю своей работы, особенности организации и ведения краеведческих и сводных каталогов, лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности и автоматизированные технологии каталогизации. Требуется знание документоведения, техники безопасности и внутреннего трудового распорядка.

За библиотечное обслуживание пользователей отвечает библиотекарь/главный библиотекарь. Требования к образованию предъявляются такие же, как по обобщенной функции организации справочно-поискового аппарата библиотеки. Трудовые действия по библиотечному обслуживанию пользователей включают предоставление доступа к электронным ресурсам, создание книжных выставок для раскрытия состава библиотечного фонда, учет выданных документов, индивидуальную и групповую работу с пользователями по продвижению книги и чтения.

Что нужно уметь библиотекарю, чтобы успешно справляться со своей работой:

  • свободно ориентироваться в структуре библиотечного фонда, правилах его организации и расстановки;
  • использовать методы поиска по элементам библиографического описания, ключевым словам, предметным рубрикам, классификационным индексам, методы поиска в сетевых информационных ресурсах;
  • владеть методикой и технологиями выставочной работы, организации, оформления и презентаций книжных экспозиций различного целевого и читательского назначения;
  • владеть методиками и технологиями индивидуальной и групповой работы по продвижению книги и чтения, формированию читательской культуры;
  • свободно владеть информационными технологиями и уметь их использовать в процессах библиотечного обслуживания;
  • владеть методиками и технологиями социальных коммуникаций.

За предоставление культурно-просветительских и досуговых услуг пользователям библиотеки отвечает библиотекарь/главный библиотекарь. Требования к образованию следующие:

  • среднее библиотечное или культурно-досуговое образование;
  • высшее библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное или культурно-досуговое образование.

Трудовые действия для этой обобщенной функции связаны с организацией культурно-досуговых мероприятий. Например, библиотекарю необходимо оценивать потребность в проведении такого рода мероприятий, принимать участие в подготовке и организации мероприятий, информировать пользователей об их проведении.

Умения в данном случае сводятся к тому, что библиотекарь может придумать, разработать и организовать интеллектуально-досуговые и культурно-просветительские мероприятия, умеет договариваться с культурными, образовательными организациями и СМИ, владеет современными цифровыми технологиями для сопровождения мероприятий.

Знания, требуемые в рамках этой обобщенной трудовой функции:

  • социологические и маркетинговые методы изучения социокультурных потребностей различных групп населения;
  • теория и методика социально-досуговой и культурно-просветительской деятельности;
  • медиаресурсы информационного рынка и возможности их использования в культурно-просветительской деятельности;
  • основы библиотековедения, культурологии и массовых коммуникаций, социокультурной деятельности, сценарного мастерства, социального партнерства.

За научно-аналитическую, методическую и консультационную работу в области библиотечно-информационной деятельности отвечает методист библиотеки. Требования к опыту работы — не менее пяти лет по профилю деятельности. Требования к образованию:

  • высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

Трудовые действия методиста библиотеки в рамках научно-аналитической работы предполагают, что он занимается анализом проблемной ситуации, составляет программу исследования, выбирает методы и описывает инструментарий, организует и проводит исследование, обрабатывает полученные данные, в конце обобщает итоги и подготавливает отчет.

Какие для этого необходимы умения: составлять план исследования, владеть методикой проведения исследований и обработки их результатов, уметь научно обобщать материалы исследования и представлять его результаты, а также использовать в своей работе цифровые технологии для проведения исследований.

К знаниям, которые помогут методисту библиотеки, относятся:

  • основы теории и методологии научно-исследовательской деятельности в гуманитарной сфере;
  • основы трудового и гражданского права;
  • организация, методики и технологии проведения социологических, маркетинговых исследований;
  • основы андрагогики, прикладной психологии, возрастной педагогики и социологии;
  • этика делового общения и ведения переговоров.
Читайте также:
Образец заявления на получение документов, связанных с работой в 2021 году. Образец заявления о выдаче документов при увольнении

В рамках методического обеспечения библиотечно-информационной деятельности методист библиотеки занимается выявлением и оценкой библиотечных инноваций, проводит их апробацию и внедряет эти инновации в работу библиотеки. Помимо этого, консультирует по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности, разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности библиотеки.

Что должен уметь методист в данном случае: анализировать деятельность библиотеки, собирать и обрабатывать информацию, оказывать конкретную методическую и практическую помощь библиотеке, использовать в своей работе цифровые технологии.

Данный вид деятельности требует знания нормативных актов по профилю работы, теории управления и методической работы, принципов организации и содержания работы методических служб.

Таким образом, мы напомнили сотрудникам библиотеки о важности профстандарта. Директор библиотеки с помощью этого документа определяет потребность в работниках с определенным уровнем квалификации, рационально разделяет и организует труд и ответственность между сотрудниками.

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРуслан Тейковцев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев,” — Транскрипт:

1 Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно- информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.

2 Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст )

3 Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от р)

4 Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

5 Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. 200 и от 4 июня 2013 г. 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)

6 Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;

7 Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.

8 Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться

9 Макет профессионального стандарта Четыре раздела: 1. Общие сведения 2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3. Характеристика обобщённых трудовых функций 4. Сведения об организациях-разработчиках

10 Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений

Читайте также:
Проводка "Выдана из кассы заработная плата работникам": особенности начисления

11 Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно- библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно- методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)

12 Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;

13 Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;

14 Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.

15 ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «П одготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря- каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»

16 Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»

17 Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: -Формирование и организация фонда -Организация СПА -Справочно-библиографическое и информационное обслуживание -Библиотечное обслуживание -Культурно-просветительная и досуговая деятельность -Научно-методическое обеспечение профдеятельности

18 Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет

19 Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Обобщённые трудовые функции Должности Уровни квалификации AФормирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-каталогизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7 E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно- просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист библиотеки 8

25 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Московский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;

26 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Российская государственная библиотека; Российская государственная библиотека для молодёжи; Российская государственная детская библиотека Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)

29 Благодарю за внимание! Клюев Владимир Константинович Эл. почта:

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно-информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.

Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст. 195.1)

Читайте также:
Работа по совместительству: как оформить правильно, правила, особенности и документы

Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на 2013-2018 гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.12 № 2606-р)

Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. № 200 и от 4 июня 2013 г. № 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. № 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)

Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;

Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.

Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться

Макет профессионального стандарта Четыре раздела: Общие сведения Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Характеристика обобщённых трудовых функций Сведения об организациях-разработчиках

Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений

Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)

Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;

Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;

Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.

ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «Подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря-каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»

Читайте также:
Порядок приема на работу в 2021 году согласно ТК РФ

Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»

Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: Формирование и организация фонда Организация СПА Справочно-библиографическое и информационное обслуживание Библиотечное обслуживание Культурно-просветительная и досуговая деятельность Научно-методическое обеспечение профдеятельности

Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет

Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования

Профессиональный стандарт и среднее профессиональное библиотечное образование

К, сожалению, уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Э.Р. Сукиасяна: «Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди, которые овладевают профессией, по ходу дела» [5]. Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования. В библиотеку приходят люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег. В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции. За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари.

Впервые за свою историю библиотека, как социальный институт, утратила монополию на информационное обслуживание. В Интернете в бесплатном круглосуточном доступе представлены гигантские объёмы данных, которые ранее могли быть доступны только в библиотеках. Среди нынешних конкурентов библиотек числятся бесплатные Интернет – коллекции и коммерческие полнотекстовые базы данных, научные архивы. В этой конкурентной среде библиотека может выжить, лишь обретя собственное уникальное место, предоставить жизненно важные услуги.

Непременным условием обновления библиотеки является формирование библиотекаря, как профессионала и личности. В профессиональной печати отмечается, что стиль деятельности библиотекарь – исполнитель ушёл. Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, являются:

способность оценивать ситуации и принимать решение,

Назрела необходимость привести в соответствие цели и задачи библиотечного дела и его кадрового потенциала.

В нашей стране существуют разные образовательные учреждения, в которых можно получить профильное образование – это высшие учебные заведения, колледжи, дающие среднее профессиональное образование.

Содержание среднего профессионального библиотечного образования и практическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи.

Для того, чтобы профессиональное образование соответствовало требованиям практической деятельности, Правительство Российской Федерации инициировало создание профессионального стандарта всех профессий. 23 марта 2013 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось совещание по разработке профессиональных стандартов библиотечной отрасли. Предлагалось, что в перспективе система профессиональных стандартов заменит существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий.

На совещании было принято предложение Российской библиотечной ассоциацией разработать стандарты не на отдельные виды профессиональной деятельности (библиотекарь, библиограф), а на всю библиотечно-библиографическую деятельность, соответственно его название «Библиотечно-информационная деятельность».

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности; квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ТК РФ).

Таким образом, профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования:

к содержанию и условиям труда;

квалификации, а это знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определённого уровня, необходимые для занятия должности;

Требования изложены в виде структурированных характеристик деятельности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций.

Профессиональный стандарт содержит:

современную характеристику конкретной профессии,

описание её трудовых функций к личности человека, занимающего определённую должность.

Разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам деятельности и профессиям. Появление профессионального стандарта в области библиотечной деятельности своевременно, потому что:

Читайте также:
Начисление заработной платы: порядок, основания, документы, особенности для бюджетных организаций

наблюдается отток профессионалов,

около 60% современных библиотекарей не имеют профессионального образования [1].

Лабораторией инновационных образовательных технологий на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, было проведено исследование, имеющее целью изучение мнения представителей библиотечного сообщества о целесообразности разработки единого регламента профессий. Исследование базировалось на использовании методов анкетирования и неформального интервьюирования. На предложенную анкету отозвалось 128 респондентов – руководителей библиотек разных типов, представители 28 субъектов Российской Федерации.

Статистика ответов указывает на наличие прироста молодых кадров в библиотеках. Только 13% респондентов ответили отсутствие в их библиотеках молодых специалистов. Эта ситуация характерна для регионов, в которых отсутствуют профессиональные учебные заведения.

Уровень знаний молодых специалистов работодателями был оценён по-разному: 98% опрошенных считает достаточный уровень имеющихся знаний и умений молодых специалистов, 59% считает, что выпускникам не хватает практических умений. Выход из сложившейся ситуации работодатель видит в совместной работе с преподавателями и организациями, в которых проходит производственная практика. Это позволит привлечь выпускников на работу подготовить их к будущей профессиональной деятельности. Отсутствие у выпускников достаточной практической подготовки не является исключительно проблемой образовательного учреждения. Причина тому – отсутствие согласованных требований к профессии со стороны рынка труда.

Профессиональные знания выпускников профессионального учебного заведения были оценены высоко. 31% респондентов указали на отсутствие достаточной теоретической базы у молодых специалистов, что свидетельствует о наличии в библиотеках сотрудников, не имеющих профессионального образования.

44% респондентов указывают на существование проблем расстановки кадров. Работодатели отмечают, что, во-первых, затруднены подбором и расстановкой кадров; во-вторых, происходит уменьшение количества библиотекарей, обладающих коммуникативными компетенциями, общей эрудицией и широким кругозором; в-третьих, загруженность сотрудников библиотек, которым приходиться занимать по совместительству более одной должности, что отражается на выполнении профессиональных обязанностей.

Работодатели отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное библиотечное образование – 70,4%. Из них, 18,5% не предъявляют требования к уровню образования. 25.9% рассматривают в качестве кандидата на вакансии специалистов, имеющих непрофильное высшее образование; 14,8% руководителей отметили, что отдают предпочтение специалистам, имеющим высшее образование независимо от профиля.

В условиях кадрового кризиса и низкого профессионализма специалистов библиотечной отрасли среднее библиотечное образование становится особенно востребованным.

Современная модель специалиста библиотечной отрасли, закреплённая в квалифицированных характеристиках, содержательно устарела и не отражает инновационные направления библиотечной деятельности.

Разработчиками профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности стали Лаборатория инновационных образовательных технологий Кемеровского ГИК, МГИК, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и другие организации[2].

Профессиональный стандарт носит рекомендательный характер, требующий от работодателя учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудника. Профессиональный стандарт может быть использован работодателями:

при отборе персонала,

разработке и реализации программ развития человеческих ресурсов организации,

создание и внедрение программ подготовки и переподготовки кадров.

На уровне практики профессиональный стандарт будет:

определять штатное расписание библиотеки,

на его основе будут составляться должностные инструкции для персонала,

он может применяться в технологиях кадрового менеджмента: найм, отбор персонала, аттестация, формирование программ профессионального развития.

В сфере образования профессиональный стандарт должен стать основой формирования федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования четвёртого поколения, на основе которых будут разрабатываться учебные планы, образовательные программы.

Профессиональный стандарт состоит из следующих разделов:

Перечень трудовых функций.

Описание трудовых функций.

Сведения о разработчиках стандарта.

В профессиональном стандарте выделены уровни квалификаций специалистов, которые соответствуют специфике полномочий, ответственности, характеру умений и знаний специалистов библиотечно – информационной деятельности, разработанные на основе национальной рамки квалификаций

Современный библиотечный специалист должен обладать средним, высшим профессиональным образованием или иметь профессиональную переподготовку и может занимать должности в соответствии с его уровнем.

В профессиональном стандарте даются обобщённые трудовые функции с указанием уровня квалификации и наименованием должностей.

Наиболее высокий уровень квалификации требует должность методиста. Высшее образование необходимо библиотекарю – каталогизатору, эксперту по сохранности и библиографу. Среднее образование необходимо библиотекарю, библиографу.

Особенность профессионального стандарта – выделение новых должностей: библиотекарь – каталогизатор, эксперт по сохранению библиотечного фонда.

Нормативные документы содержат разные перечни должностей.

В профессиональный стандарт включены должности, более распространённые в библиотеках разных типов и видов. Они соответствуют основным трудовым функциям. Предложено ввести должности «библиотекарь – каталогизатор», и «библиотекарь – эксперт по сохранности библиотечного фонда».

Читайте также:
Выплаты при увольнении по собственному желанию в 2021 и 2021 годах: расчет, сроки выплат выходного пособия

В профессиональном стандарте отражены все основные производственные процессы, включены как традиционные технологические библиотечные процессы, так и инновационные.

В документе учтена актуальная тенденция современных общедоступных библиотек – усиление социокультурной функции и связанных с ней видов деятельности.

Составители профессионального стандарта предложили обобщённую трудовую функцию – «предоставление культурно – просветительских и досуговых услуг пользователю библиотеки». Она выделена из библиотечного обслуживания.

Обобщённые трудовые функции конкретизируются посредством включения тенденций виртуализации обслуживания и автоматизации библиотечной деятельности в различные трудовые функции.

Профессиональный стандарт существенно расширяет спектр специалистов, образование которых соответствует библиотечной профессии.

Таким образом, профильное библиотечное образование необходимо для осуществления деятельности:

по сохранению библиотечного фонда,

организации справочно – поискового аппарата библиотеки.

Педагогическое или библиотечное образование необходимо для осуществления деятельности:

по формированию библиотечного фонда,

справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей

библиотечного обслуживания пользователей,

научно-методической, методической и консультационной работы в области библиотечно – информационной деятельности.

Библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование нужно иметь, если в должностные обязанности работника входит предоставление пользователям библиотеки культурно-просветительных и досуговых услуг.

Профильное библиотечное образование позволяет осуществлять обобщённые трудовые функции: организация справочно-поискового аппарата, справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей

Таким образом, профессиональный стандарт стоит признать инновационным и актуальным документом для реформирования содержания среднего, высшего профессионального образования и программ профессиональной переподготовки.

При формировании содержания новых учебных планов будет необходимо учитывать должностной состав библиотечной профессии и её обобщающие трудовые функции.

Между тем, как справедливо отмечает И.Ю. Седых, «профессиональные стандарты написаны на языке трудовых функций, а образовательный стандарт использует понятие «компетенция»…». В связи с этим предстоит большая работа по согласованию этих терминов и закреплению в перечне профессиональных компетенций.

Дифференциация обобщённых трудовых функций в соответствии с уровнем образования по национальной рамке квалификации позволит грамотно разграничить содержание образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также различных ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что профессиональный стандарт библиотечной деятельности большинством работодателей рассматривается, как перспектива развития кадрового потенциала своей организации.

Многие из руководителей библиотечных учреждений понимают, что благодаря профессиональному стандарту:

появиться возможность совершенствовать должностную структуру библиотеки; планировать кадровый резерв,

объективно оценивать кандидатов при трудоустройстве,

вести мониторинг кадрового потенциала,

проводить аттестацию персонала.

После утверждения профессионального стандарта специалистов библиотечно – информационной сферы начнётся работа по приведению кадровой деятельности в соответствии с его требованиями.

Средним профессиональным образовательным учреждениям предстоит провести сложную творческую работу по формированию новых основных профессиональных образовательных программ, их сближение с требованиями практики, в том числе посредством более активного взаимодействия с работодателем.

Координация деятельности средне – профессиональных образовательных учреждений и работодателей поможет выработать консолидированную профессиональную позицию по сложным аспектам предстоящей реформы, реализовать возможности для глубокой профессионализации студентов с учётом использования индивидуальной образовательной траектории его профессионального развития.

Список использованных источников

Матвеева, И.Ю. Характеристика современной библиотечной профессии с позиций профессионализма / И.Ю. Матвеева // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы IV Всерос. (с междунар. участием) конф. / Челяб. Гос. ин – т культуры; Челяб. обл. универс. науч. б – ка, 2018.- С. 205 – 208.

Пилко, И.С. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно – информационной деятельности / И.С. Пилко // Вести Кемер. ГУКИ.- 2014.- №2 (27).-С. 195 – 203.

Приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 30 марта 2011г. № 251н г. Москва «Об утверждении нового квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «классификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» [Электронный ресурс].- Режим доступа:

Рушанин, В.Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно – информационной деятельности [Текст] / В.Я. Рушанин // Науч. и техн. б- ки.-2018.- №1.- С. 332 – 41.

Сукиасян, Э.Р. Кадровый кризис [Текст] // НТБ.- 2012.- №1.- С.43.

Читайте также:
Зарплата в Макдональдсе в 2021 году. Сколько платят в Макдональдсе

«Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Проект профессионального стандарта. Обсуждение

До 1 сентября 2021 года Российская государственная детская библиотека приглашает заинтересованных специалистов присоединиться к обсуждению проекта профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». (http://www.rba.ru/news/news_4226.html Год назад в РГДБ по решению Совета библиотек при Минкультуры России был создан Проектный офис по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере.

Документ был представлен на Всероссийском библиотечном конгрессе — 2021 в мае и на Международном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации» («Крым — 2021») в июне, и доработан по итогам профессиональных дискуссий.

На специальном мероприятии «Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Презентация проекта 2021» в рамках XXV Ежегодной Конференции РБА https://www.youtube.com/watch?v=Jf7hpJmu4fM обсуждались общие подходы к разработке профессионального стандарта, функциональная карта профессионального стандарта, основные направления деятельности библиотеки и их представление в профессиональном стандарте:

  • библиотечно-информационное обслуживание пользователей;
  • библиотечная работа с особыми категориями пользователей;
  • формирование, организация и сохранение библиотечного фонда; информационное обеспечение и справочно-библиографическое обслуживание пользователей;
  • краеведческая библиотечно-информационная работа;
  • библиотечная научно-исследовательская, методическая и проектная деятельность;
  • руководство структурным подразделением библиотеки.

Участие в мероприятии приняли более 400 специалистов библиотек и образовательных организаций России.

Специальным гостем стала Ольга Михайловна Зайцева, консультант рабочей группы разработчиков профессионального стандарта, директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ. Она дала пояснения и ответила на вопросы участников обсуждения.

Ключевой доклад Ольги Петровны Мезенцевой, руководителя Проектного офиса РГДБ, был посвящён раскрытию сути профессионального стандарта как квалификационной характеристики нового поколения в трудовой сфере, видовой характеристики деятельности современных библиотек и раскрытии её в шести обобщенных трудовых функциях, а также представлению новых возможных должностей для библиотечной сферы, возможных образовательных траекторий и этапов карьерного роста согласно новому проекту профстандарта.

Представители работодателей, образовательных организаций в ходе дискуссии отметили, что время этого документа пришло, без него невозможно движение вперед ни в сфере подготовки кадров, ни в библиотечной практике. Потребность в профстандарте стала чрезвычайно ясной.

По итогам обсуждения были приняты решения:

  • Одобрить работу разработчиков проекта профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
  • Первичный проект профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» открыть для широкого общественно-профессионального обсуждения.
  • Замечания и предложения заинтересованных специалистов, экспертов и организаций направлять в Проектный офис Российской государственной детской библиотеки (prof-standart@rgdb.ru) до 1 сентября 2021 года.
  • Рабочей группе разработчиков — продолжать работу над текстом профстандарта с учетом поступающих предложений и замечаний, обратив особое внимание на стандарты профессиональной терминологии и влияние цифровизации на библиотечную практику.

Выступающие члены экспертного совета и рабочей группы по разработке профстандарта: руководители и специалисты Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки для молодёжи, Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Российской государственной библиотеки для слепых, Московского государственного института культуры призвали к конструктивному обсуждению первичного проекта этого документа и выразили единое мнение, что дальнейшая совместная работа над ним позволит создать работающий, качественный профессиональный библиотечный стандарт.

Вы можете присылать свои замечания и предложения, касающиеся обновлённого проекта Профстандарта, по электронной почте: до 1 сентября 2021 года

18.08.2021, 107 просмотров.

Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности

Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности


1 УДК РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пилко И. С., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г.

Кемерово). Абалакова О. В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г.

Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

В соответствии с , утвержденных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266; 2016, N 21, ст.3002),приказываю:Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».МинистрМ.А.ТопилинЗарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации26 января 2017 года,регистрационный N 45406УТВЕРЖДЕНприказомМинистерства труда исоциальной защитыРоссийской Федерацииот 10 января 2017 года N 10н571 Регистрационный номер I. Общие сведенияII. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)III.

Характеристика обобщенных трудовых функций3.1. Обобщенная трудовая функция

«Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации»

Обобщенная трудовая функция

«Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации»

Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»

1 Об утверждении профессионального «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г.

Читайте также:
Вкладыш в трудовую книжку: кто должен покупать (работник или работодатель), где можно приобрести

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 1 Специалист в области библиотечно-информационной деятельности (наименование профессионального ) I.

Общие сведения Регистрационный номер Библиотечно-информационная деятельность (наименование вида профессиональной деятельности) Основная цель вида профессиональной деятельности: Своевременное

Страна Советов

. RAI : 20.500.11925/254590Дата публикации: 01.01.2014Дата публикации в реестре: 2014-01-01 Описание: Авторами описан опыт участия преподавателей кафедры технологии документальных коммуникаций и сотрудников Лаборатории инновационных образовательных технологий в разработке проекта профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной сферы; представлен вариант описания трудовых функций по работе библиотечного персонала с электронными данными; дана общая характеристика проекта нового регламента библиотечной профессии.

Development and implementation of professional standards is an important condition for the development of the Russian economy and social sphere.

РБА одобрила проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»

Проект профессионального стандарта разрабатывался на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г.

№ 597 и в соответствии со следующими нормативными актами: — распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г.

№ 23 о Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Проект профессионального стандарта

«Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»

был разработан рабочей группой, сформированной с участием РБА, в составе: Н.Ю.

Библиотеки не утрачивают актуальности даже сейчас, когда любую информацию можно найти в интернете.

Они помогают читателям сориентироваться в разнообразии книжных и периодических изданий. Профессия библиотекаря относится к разряду служащих. Главной его задачей является создание надлежащих условий для пользования библиотечным фондом.

Библиотекарь оказывает посетителям библиотеки помощь в подборе требуемых книг и документации, он должен хорошо разбираться в художественной, научно-популярной, специальной литературе.

В обязанности сотрудника библиотеки входит: знание количественного и качественного состава библиотечного фонда; уметь правильно оказывать консультативную услугу читателям; принимать и оформлять книги и документы;

Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование.

Development and implementation of professional standards is an important condition for the development of the Russian economy and social sphere.

The government plan to develop professional standards for 2012-2015 was approved. Moscow State University of Culture and Arts has become a leading developer of professional standards for projects of cultural sphere of art. Lecturers of Chair of Documentary Communication Technology and Laboratory of Innovative Educational Technologies, in Kemerovo State University of Culture and Arts, were invited to participate in drafting the professional standards for the library and information activities specialist.

They were assigned to the job description for the library staff that works with electronic data.

Developers have relied on scientific endeavor, resulting in a study of forming the competence model of the specialist of library and information

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К.

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Пожалуйста, подождите

Презентация была опубликована 4 года назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К.

Библиотеки не утрачивают актуальности даже сейчас, когда любую информацию можно найти в интернете.

Они помогают читателям сориентироваться в разнообразии книжных и периодических изданий. Содержание статьи Профессия библиотекаря относится к разряду служащих.

Главной его задачей является создание надлежащих условий для пользования библиотечным фондом. Библиотекарь оказывает посетителям библиотеки помощь в подборе требуемых книг и документации, он должен хорошо разбираться в художественной, научно-популярной, специальной литературе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: