Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей (специалиста по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей)

Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.

Правовая основа применения профессиональных стандартов

Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:

  • В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
  • В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
  • В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.

Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля

В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.

Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.

Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:

  • ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
  • проведение диагностики систем АТС;
  • устранение неисправностей в системах АТС.

Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.

В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.

По функциям в нём содержится следующая информация:

  • специалисты, которые готовы к их выполнению;
  • требуемые от них уровни опыта и образования;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • дополнительные характеристики;
  • названия специалистов по справочникам профессий.

Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:

  • Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
  • Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
  • Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
  • Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
  • Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По простым трудовым функциям дана следующая информация:

  • выполняемые специалистом трудовые действия;
  • теоретические знания;
  • умения практического характера;
  • дополнительные характеристики.

Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:

  • 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
  • 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
  • Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.

В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.

Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.

Параметры использования системы профстандартов

Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?

Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:

  • передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
  • изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);
  • отправить слесаря повышать его квалификацию.

Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.

Когда профстандарты являются обязательными для применения?

Они необходимы для сотрудников, если:

  • Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
  • Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
  • Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.

В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.

Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?

Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:

  • Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
  • Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
  • Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
  • Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.
Читайте также:
Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка: образец на 2020-2021 годы в новой редакции

Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.

Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?

Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

1. Общие положения.

2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.

3. Характеристика трудовых функций.

4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта “Автомеханик”», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.

2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.

3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.

4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.

2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Читайте также:
Должностная инструкция и обязанности заместителя директора по производству

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.
  3. Характеристика трудовых функций.
  4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Важно! Принят только один профстандарт “Автомеханик” – Автомеханик по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию автотранспортных средств (АТС) (3-й уровень квалификации), который утвержден Приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 275н.

Кроме того, действуют:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

  1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.
  2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
  3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
  4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Читайте также:
Как получить займ под материнский капитал в 2021 году: можно ли обналичить маткапитал, какие документы нужны

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

  1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
  2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Слесарь по ремонту автомобилей

§ 99. Слесарь по ремонту автомобилей 1-го разряда

Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов; назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

Примеры работ

1. Автомобили – слив воды из системы охлаждения, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.

2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки – разборка.

§ 100. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда

Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12 – 14 квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительных инструментов. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов; основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо- и электроинструмента; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Автомобили – снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксерных крюков, номерных знаков.

2. Картеры, колеса – проверка, крепление.

3. Клапаны – разборка направляющих.

4. Кронштейны, хомутики – изготовление.

5. Механизмы самосвальные – снятие.

6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры – снятие и установка.

7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые – снятие и установка.

8. Приборы и агрегаты электрооборудования – проверка, крепление при техническом обслуживании.

9. Провода – замена, пайка, изоляция.

10. Прокладки – изготовление.

11. Рессоры – смазка листов рессор с их разгрузкой.

12. Свечи, прерыватели-распределители – зачистка контактов.

13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки – разборка, ремонт, сборка.

§ 101. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда

Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11 – 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

Читайте также:
Обязанности мастера маникюра и педикюра (ногтевого сервиса), требования и должностная инструкция

Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения, назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.

Примеры работ

1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов – снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.

2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов – подгонка при сборке.

3. Вентиляторы – разборка, ремонт, сборка.

4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов – проверка, крепление.

5. Головки цилиндров самосвального механизма – снятие, ремонт, установка.

6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные – разборка.

7. Контакты – пайка.

8. Крылья легковых автомобилей – снятие, установка.

9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры – разборка, ремонт, сборка.

10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования – пропитка, сушка.

11. Реле-регуляторы, распределители зажигания – разборка.

12. Седла клапанов – обработка шарошкой, притирка.

13. Фары, замки зажигания, сигналы – разборка, ремонт, сборка.

§ 102. Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда

Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7 – 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.

Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.

Примеры работ

1. Блоки цилиндров двигателей – ремонт и сборка с кривошипношатунным механизмом.

2. Валы распределительные – установка в блок.

3. Генераторы, статоры, спидометры – разборка.

4. Гидроподъемники самосвального механизма – испытание.

5. Гидротрансформаторы – осмотр и разборка.

6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя – сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.

7. Двигатели всех типов – ремонт, сборка.

8. Колеса передние – регулировка угла сходимости.

9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы – ремонт и сборка.

10. Компрессоры, краны тормозные – разборка, ремонт, сборка, испытание.

11. Коробки передач автоматические – разборка.

12. Коробки передач механические – сборка, испытание на стенде.

13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов – установка, регулировка подъема и опускания.

14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные – ремонт, сборка и регулировка.

15. Оси передние – проверка и правка под прессом в холодном состоянии.

16. Подшипники коренные – замена вкладышей, шабрение, регулировка.

17. Поршни – подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.

18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные – проверка и регулировка при техническом обслуживании.

19. Редукторы, дифференциалы – ремонт, сборка, испытание и установка в картер заднего моста.

Читайте также:
Продолжительность рабочего времени по Трудовому кодексу РФ в 2021 году

20. Реле-регуляторы, распределители зажигания – разборка, ремонт.

21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки – замена.

22. Тормоза гидравлические и пневматические – разборка.

23. Управление рулевое – ремонт, сборка, регулировка.

24. Шатуны в сборе с поршнями – проверка на приборе.

25. Шатуны – смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.

26. Электропровода автомобилей – установка по схеме.

§ 103. Слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда

Характеристика работ. Регулировка и испытание на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6 – 7 квалитетам. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.

Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

Примеры работ

1. Агрегаты и приборы электрооборудования – установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.

2. Валы коленчатые с маховиками – балансировка.

3. Генераторы, статоры, спидометры – ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов.

4. Гидроподъемники самосвального механизма – сборка и испытание.

5. Гидротрансформаторы – ремонт, сборка.

6. Двигатели всех типов и марок – испытание на стенде, регулировка, диагностирование.

7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы – обслуживание, тарировка, ремонт.

8. Мосты передние и задние – замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации – диагностирование.

9. Распределители зажигания, реле-регуляторы – проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.

10. Тормоза гидравлические и пневматические – ремонт, сборка, установка и регулировка.

11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники – проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.

§ 104. Слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, испытание на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.

Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.

Примеры работ

1. Коробки передач автоматические – сборка, регулировка, испытание.

2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей – обслуживание, ремонт, тарировка.

3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления – обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.

§ 104а. Слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда

(введено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Характеристика работ. Регулирование и испытание на стендах и шасси особо сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей, автогидроподъемников, специальных автомобилей, предназначенных для транспортировки опасных грузов. Ремонт узлов и агрегатов гидравлических систем подъемников. Проверка правильности сборки узлов и агрегатов со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулирование всех систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей различных марок и назначения.

Должен знать: особенности устройства обслуживаемых автомобилей различных марок и назначения; технические условия на ремонт, испытание, регулирование и сдачу сложных агрегатов, узлов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы различной сложности; способы восстановления изношенных деталей механизмов; устройство испытательных стендов; виды ремонта и способы тарировки диагностического оборудования.

Примеры работ

1. Гидромуфты включения вентилятора – замена, ремонт.

2. Гидро-, пневмоусилители – ремонт, сборка и регулирование.

3. Инжекторы – диагностика, ремонт.

4. Коробка отбора мощности – ремонт, сборка, испытание.

5. Муфты опережения угла подачи топлива, регулятор числа оборотов – замена.

6. Повышающие передачи – ремонт, сборка, испытание.

Читайте также:
Должностная инструкция и обязанности слесаря-ремонтника по ремонту оборудования

7. Системы кондиционирования автомобилей отечественного и зарубежного производства – заправка, обслуживание, ремонт.

8. Тормозные системы с антиблокировочной системой различных типов автомобилей отечественного и зарубежного производства – диагностика, ремонт, регулирование.

9. Турбокомпрессоры – разборка, ремонт, сборка, испытания.

10. Тяги управления топливного насоса высокого давления – регулирование.

11. Узлы и агрегаты трансмиссий автомобилей отечественного и зарубежного производства – ремонт, сборка и регулирование.

12. Электронные системы управления – диагностика, ремонт.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Должностная инструкция и обязанности слесаря по ремонту автомобилей

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
наименование компании _______________________________
подпись _______________________________ / Ф.И.О. _______________________________
дата «___» ____________ 202__ г.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2017 г. № 275н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по мехатронным системам автомобиля”» и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности слесаря по ремонту автомобилей: должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.
1.2. Слесарь по ремонту автомобилей относится к категории рабочих.
1.3. Слесарь по ремонту автомобилей назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.4. Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно главному механику.
1.5. Во время отсутствия слесаря по ремонту автомобилей его права и обязанности возлагаются на других специалистов компании, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.
1.6. На должность слесаря по ремонту автомобилей назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих).
1.7. Слесарь по ремонту автомобилей должен знать:
• назначение, устройство и правила применения ручного слесарно-монтажного, пневматического и электрического инструмента, универсальных и специальных приспособлений;
• технологию проведения слесарных работ;
• допуски, посадки и система технических измерений;
• конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем автомобильного транспортного средства (далее — АТС);
• технические и эксплуатационные характеристики АТС;
• порядок оформления и ведения сопроводительной документации АТС;
• наименование, маркировку технических жидкостей, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона;
• устройство, принцип действия контрольно-измерительных инструментов, методы и технология проведения контрольно-измерительных операций, в том числе с применением специального диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений;
• методы проверки герметичности систем АТС;
• устройство и принципы действия механического и автоматизированного инструмента и оборудования;
• номенклатура запасных частей и материалов, применяемых в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• устройство и принцип действия диагностического оборудования;
• методики проведения тестирования узлов, агрегатов и систем АТС;
• устройство и принципы действия испытательных стендов узлов, агрегатов и систем АТС;
• инструкции по эксплуатации стендового оборудования и работе с ним;
• процедуры и правила дефектовки деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• принципы действия гидравлических, термодинамических систем и пневмосистем;
• принципы и методы осуществления шиномонтажа;
• электрические измерения и электроизмерительные приборы;
• принципы действия электронных систем АТС;
• принципы передачи и распределения электрической энергии;
• методики проведения функциональных тестов;
• особенности работы программного обеспечения диагностического оборудования;
• технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы электронного оборудования АТС и правила его эксплуатации;
• особенности конструкции АТС;
• технология обновления программного обеспечения электронного оборудования АТС и диагностических программных продуктов;
• виды технических носителей информации;
• принципы передачи данных в мехатронных системах АТС;
• принципы работы датчиков мехатронных систем и исполнительных механизмов АТС;
• методы проведения расчетов электрических, электронных и микропроцессорных систем;
• методы работы с протоколами обмена данных в интерфейсе программного обеспечения оборудования;
• принципы действия электронных устройств;
• основы трудового законодательства и требования охраны труда.
1.8. Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь:
• применять в работе ручной слесарно-монтажный, пневматический и электрический инструмент, оборудование и оснастку в соответствии с технологическим процессом;
• проверять герметичность систем АТС;
• проверять работоспособность узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить до нормы;
• производить затяжку крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять соответствие номеров номерных узлов и агрегатов АТС паспорту АТС;
• проверять соответствие комплектности АТС сопроводительной документации организации-изготовителя АТС;
• проверять соответствие моделей деталей, узлов и агрегатов АТС технической документации;
• визуально выявлять внешние повреждения АТС;
• производить уборку, мойку и сушку АТС;
• монтировать составные части АТС, демонтированные в процессе доставки АТС;
• проверять уровень горюче-смазочных материалов, технических жидкостей и смазок и при необходимости производить работы по их доливке и замене;
• заменять расходные материалы после замены жидкостей;
• проверять моменты затяжки крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• измерять зазоры в соединениях, биение вращающихся частей, люфты в рулевом управлении АТС;
• демонтировать составные части АТС;
• производить регулировку узлов, агрегатов и систем АТС;
• пользоваться справочными материалами и технической документацией по ТО и ремонту АТС;
• выбирать контрольно-измерительный инструмент в зависимости от погрешности измерения и проводить контрольно-измерительные операции;
• применять механический и автоматизированный инструмент и оборудование при проведении работ по ТО и ремонту;
• использовать специальные приспособления для поиска неисправностей в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• использовать инструменты, приспособления для разборки/сборки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• измерять размеры деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• осуществлять шиномонтаж;
• осуществлять подготовительные работы по установке узлов, агрегатов и механических систем на испытательный стенд;
• настраивать стенды для проведения тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• вводить в систему управления стендом значения контролируемых параметров;
• анализировать полученные результаты тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить дефектовочные работы деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• анализировать возможность восстановления и ремонта дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить замену дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС на новую;
• производить настройку и регулировку деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• оценивать результаты регулировки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить тестовые проверки электронного оборудования АТС с целью обнаружения неисправностей;
• определять и выбирать методы диагностики мехатронных систем АТС;
• диагностировать мехатронные системы АТС с использованием диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений с целью выявления неисправностей;
• анализировать взаимодействие компонентов и взаимное влияние выходных параметров мехатронных систем АТС;
• использовать лучшие практики эксплуатации и технического обслуживания электронного оборудования АТС;
• применять стандартное программное обеспечение и специализированное программное обеспечение, предназначенное для диагностики мехатронных систем АТС;
• производить контрольно-измерительные операции с применением диагностического оборудования и специальной оснастки для последующей дефектовки и замены/восстановления компонентов мехатронных систем АТС;
• производить работы по наладке и вводу в эксплуатацию, калибровке и перепрограммированию мехатронных систем АТС;
• анализировать возможность подключения дополнительных внешних устройств с целью расширения технических возможностей АТС;
• контролировать параметры и надежность электронного оборудования и мехатронных систем АТС;
• читать электронные схемы.
1.9. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
• приказами и распоряжениями генерального директора;
• настоящей должностной инструкцией.

Читайте также:
Обязанности менеджера по работе с ключевыми клиентами (key account manager)

II. Должностные обязанности слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей выполняет следующие должностные обязанности:

2.1 техническое обслуживание, диагностика и ремонт автотранспорта;
2.2 контроль технического состояния автотранспорта;
2.3 проведение планово-предупредительного ремонта по графику;
2.4 замена узлов и агрегатов;
2.5 шиномонтаж.

III. Права слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:

3.1. Запрашивать у главного механика и других работников компании информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.4. Требовать предоставления рабочей одежды и места для переодевания.
3.5. Информировать главного механика о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.6. Разрабатывать и вносить на рассмотрение главного механика предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей.
3.7. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины.
4.4. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1 Слесарь по ремонту автомобилей работает в режиме нормированного рабочего дня по графику 40-часовой рабочей недели, утвержденному генеральным директором компании.
5.2. Под руководством главного механика планирует свою работу на отчетный период.
5.3. Представляет главному механику отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от главного механика нормативно-правовую информацию и знакомится с ней под роспись.
5.5. Доводит до сведения главного механика информацию, полученную в ходе работы.
5.6. Оперативно взаимодействует с другими специалистами компании в целях повышения качества работы.
5.7. Исполняет должностные обязанности других специалистов компании в соответствии с распоряжением генерального директора компании.

Читайте также:
Выдача трудовой книжки при увольнении ТК РФ: сроки, отправка по почте, задержка, по доверенности

VI. Заключительные положения

6.1 Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.

С инструкцией ознакомлен:

подпись _______________________________ / Ф.И.О. _______________________________
дата «___» ____________ 202__ г.

Что включает должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей? Общие положения и правила оформления

Инструкция включает в себя профессиональные обязанности и требования к техническим навыкам автослесаря, определяет ответственность работника, регламентирует деятельность на предприятии по обслуживанию автомобилей.

  1. Профстандарт
  2. Кто должен разрабатывать ДИ автослесаря?
  3. Правила оформления инструкции
  4. Общие положения
  5. Обязанности
  6. Права
  7. Ответственность

Профстандарт

Профессиональный стандарт – необходимый документ в регулировании производственного процесса. При подборе работника целесообразно руководствоваться подходящими нормативными положениями:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утвержден Приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утвержден Приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014);
  • профстандарт специалиста по мехатронным системам автомобиля (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2017 г. № 275н).

Кто должен разрабатывать ДИ автослесаря?

Должностная инструкция составляется специалистом по персоналу, руководителем технического отдела и утверждается генеральным директором предприятия.

Правила оформления инструкции

Невзирая на отсутствие жёстких требований к вышеуказанному документу, должностная инструкция автослесаря включает следующие пункты.

Общие положения

  1. Специалист по обслуживанию автомобилей относится к рабочим, имеющим специальное профессиональное образование.
  2. Слесарь подчиняется непосредственно руководителю технического отдела.
  3. Назначение и освобождение от занимаемой должности производится на основании приказа Генерального директора предприятия, в соответствии с трудовым законодательством РФ.
  4. Автослесарь должен знать:
    • устройство, назначение и принцип работы узлов и деталей автомобиля;
    • правила разборки, ремонта и выявления дефектов устройств;
    • технические требования на настройку и приёмку узлов, приборов и агрегатов;
    • классы точности, допуски и посадки;
    • варианты восстановления отработанных деталей;
    • названия и маркировку тормозных и охлаждающих жидкостей, топлива и масел;
    • область применения и функциональность слесарного инструмента;
    • как и в каких случаях используются контрольно-измерительные приборы.

Обязанности

Слесарь по ремонту автомобилей обязан:

  1. Проводить оценку состояния и периодичный профилактический осмотр транспортных средств.
  2. Отбраковывать неисправные механизмы по окончании разборки и очистки от грязи.
  3. Выполнять, по мере необходимости, качественный ремонт деталей, систем и узлов в соответствии с Техническими условиями изготовителя автомобиля, проводить балансировку.
  4. Ликвидировать повреждения и недостатки, проявившиеся в результате диагностики, под наблюдением и при согласовании со специалистом более высокой квалификации.
  5. Качественно выполнять свою работу, вводить ценные коррективы в систему наладки.
  6. Применять меры по предотвращению аварий и травм на рабочем месте.
  7. Следовать инструкции безопасности:
    • использовать профессиональную одежду, индивидуальные средства защиты;
    • быть внимательным;
    • не пользоваться неисправным инструментом.
  8. Строго следовать правилам пожарной безопасности, на основании Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 О противопожарном режиме.
  9. Своевременно информировать вышестоящее руководство (механик гаража, мастер смены, руководитель технического центра):
    • о любых аварийных ситуациях;
    • о неисправностях приборов и инструментов;
    • о получении травмы лично либо другого рабочего в цехе;
    • о личностях, нарушающих пожарную или техническую безопасность.
  10. Вести документооборот с заказчиком.

Права

Автослесарю предоставляются следующие права:

  • быть информированным о любых решениях начальства, касающихся его трудовой деятельности на предприятии;
  • вносить новаторские конструктивные предложения в работу сервиса, подавая их на рассмотрение руководству;
  • повышать квалификацию и проходить аттестацию для присвоения более высокого разряда;
  • иметь доступ ко всем необходимым документам и материалам, относящихся к деятельности слесаря автосервиса.
Читайте также:
Путинские выплаты при рождении второго ребенка 2020: кому положены, как оформить и рассчитать, документы

Ответственность

Специалист по ремонту автомобилей несёт ответственность:

  • за невыполнение должностных обязанностей;
  • за халатное отношение к дисциплине на рабочем месте;
  • за порчу инструмента и оборудования автосервиса, а также чужого имущества;
  • за недостоверную информацию о неисправностях автомобиля и о статусе выполненной работы;
  • за разглашение секретной коммерческой информации предприятия.

Должностная инструкция утверждается согласно требованиям организации. Это полноценный локальный юридический документ, в данном случае автопредприятия. Текст инструкции создаётся на основании профстандартов, с учётом рекомендованных и соответствующих квалификации характеристик должности автослесарь и с первостепенным учётом требований работодателя.

Об утверждении профессионального стандарта “Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта”

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 сентября 2013 года № 752. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 ноября 2013 года № 8910. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 февраля 2016 года № 224

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта».
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящею приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр А. Жумагалиев

«СОГЛАСОВАН»:
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
____________ Т. Дуйсенова
9 октября 2013 года

Утвержден
приказом Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 26 сентября 2013 года № 752

Профессиональный стандарт
«Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация
автомобильного транспорта»

1. Общие положения

1. Профессиональный стандарт предназначен для:
выработки единых требований к содержанию профессиональной деятельности, обновления квалификационных требований, отвечающих современным потребностям рынка труда;
решения широкого круга задач в области управления персоналом;
разработки образовательных стандартов, учебных планов, модульных учебных программ, а также разработки соответствующих учебно-методических материалов;
проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
2. Основными пользователями профессиональных стандартов являются:
выпускники организаций образования, работники;
руководители и работники организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
специалисты, разрабатывающие образовательные программы;
специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе профессионального стандарта могут разрабатываться внутренние, корпоративные стандарты организаций на функциональные модели деятельности, должности, повышение квалификации, аттестацию работников, систему стимулирования труда и другие.
4. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень/уровень квалификации – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
9) единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
10) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
11) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
12) должность – функциональное место в системе организационно – административной иерархии организации;
13) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
14) отрасль – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
15) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
16) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
17) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
5. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
ПД – профессиональная деятельность;
ВД – вид деятельности;
ПС – профессиональный стандарт;
НРК – национальная рамка квалификаций;
ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих РК;
ГКЗ РК 01-99 – Государственный классификатор занятий в РК;
ТКХ – Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
З – задачи;
Ф – функции.

Читайте также:
Должностная инструкция и обязанности горничной в гостинице, отеле

2. Паспорт профессионального стандарта

6. Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности): Транспорт и складирование.
7. Основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности: техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта.
Профессиональный стандарт устанавливает в области профессиональной деятельности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» требования к содержанию, качеству, условиям труда, квалификации и компетенции работников.
8. Виды трудовой деятельности, профессии, квалификационные уровни указаны в Приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту.
Требования стандарта относятся к следующим профессиям в данной области: водитель автомобиля и слесарь по ремонту автомобиля.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии)

Параграф 1.
Водитель автомобиля.

9. Квалификационный уровень по ОРК – 2-4
10. Возможные наименования должностей: водитель автомобиля.
11. Профессия «водитель автомобиля» обязывает субъекта знать и уметь выполнять задачи, связанные с реализацией основной функции: управление автотранспортным средством.
Связь с действующими нормативными документами указана в таблице 1 Приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.
12. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы водителя автомобиля приведены в таблице 2 Приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.
13. Перечень единиц профессионального стандарта указан в таблице 3 Приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.
14. Функциональная карта, описывающая единицы профессионального стандарта и трудовые действия, выполняемые водителем автомобиля, приведена в таблице 4 Приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.
15. Требования к компетенциям водителя автомобиля указаны в таблицах 5, 6 и 7 Приложения 2 к настоящему профессиональному стандарту.

Параграф 2.
Слесарь по ремонту автомобилей.

16. Квалификационный уровень по ОРК – 2-4
17. Возможные наименования должностей: слесарь по ремонту автомобилей.
18. Профессия «слесарь по ремонту автомобилей» обязывает субъекта знать и уметь выполнять задачи, связанные с реализацией основной функции: техосмотр автомобиля перед выездом в рейс, контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Связь с действующими нормативными документами указана в таблице 1 Приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.
19. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы слесаря по ремонту автомобилей приведены в таблице 2 Приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.
20. Перечень единиц профессионального стандарта указан в таблице 3 Приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.
21. Функциональная карта, описывающая единицы профессионального стандарта и трудовые действия, выполняемые слесарем по ремонту автомобилей, приведена в таблице 4 Приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.
22. Требования к компетенциям слесаря по ремонту автомобилей указаны в таблицах 5, 6 и 7 Приложения 3 к настоящему профессиональному стандарту.

Приложение 1
к профессиональному стандарту
«Техническое обслуживание, ремонт
и эксплуатация автомобильного транспорта»

Таблица 1. Виды деятельности,
профессии, квалификационные уровни

Наименование
вида
деятельности

Наименование
профессии
с учетом
тенденций
рынка труда

Наименование
профессии
согласно
ГК РК 01-2005

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: