Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2020-2021 годы

Профстандарт директора школы

Профессиональный стандарт директора школы востребован для оценки квалификации руководителя и определения его должностных обязанностей. Но многие работодатели используют документ для подготовки аттестации персонала и как базу для определения показателей KPI.

Нормативное регулирование действия профстандартов

Основной законодательный акт по профстандартам был принят в 2015 году. Им является Федеральный закон ФЗ-122, который дополнил трудовое и образовательное законодательство положениями о действии должностных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились статьи 195.2 и 195.3, в которых документировались процедуры их написания и использования нанимателями. Также были внесены соответствующие изменения в ФЗ об образовании.

Другими важными нормативными актами являются Постановления Правительства №23 и 584. Первое из них было принято в 2013 году и посвящено порядку одобрения профстандартов, а Постановление №584 регулировало аспекты их действия в государственных организациях.

Практические аспекты использования профстандартов в делопроизводстве и области управления персоналом были разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 и Приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования №122.

Специфика профессионального стандарта директора школы

Описывающий характеристики руководителя образовательной организации (в области спорта) профстандарт 05.008 наиболее подходит для должности директора школы. Он включает четыре части.

В первой из них содержится цель и наименование деятельности, а также её отношение к группам профессий по общероссийским справочникам ОКЗ и ОКВЭД.

Вторая часть содержит список из восьми трудовых функций и их составляющих в количестве 45 штук. Каждая из этих профильных функций состоит из нескольких частей. Так, функция руководства планированием, аналитической и методической деятельностью включает четыре части: контроль и учёт выполнения планов, их разработка и т.д. Для функций и их частей в разделе указаны степень сложности, а также коды.

Третья часть занимает основной объём документа, так как содержит подробные характеристики функций.

По ним дана информация следующего содержания:

  • нужный от руководителя уровень квалификации;
  • рекомендуемые опыт и образование;
  • дополнительные требования;
  • прочие характеристики.

К примеру, для упомянутой функции руководства планированием, аналитической и методической деятельностью указаны:

  • Четыре должности, которые подходят для выполнения функции.
  • Рекомендуемое образование – высшее и дополнительное профильное.
  • Опыт работы – от трёх лет.
  • Дополнительные требования – соответствие критериям допуска к педагогической деятельности и прохождение требуемых медобследований.

Дополнительно указаны наименования специалистов для данной функции по должностным классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

Для составляющих функций даны следующие сведения:

  • трудовые действия;
  • нужные руководителю знания и умения;
  • прочие характеристики.

Так, для деятельности по разработке планов работы, определении целевых показателей приведена следующая информация:

  • Одиннадцать трудовых действий – разработка договоров для оказания платных услуг, составление планов и прогнозов по профильной деятельности и пр.
  • Практические умения в семи областях – анализ соответствующей отчётности, оформление документов и т.д.
  • Теоретические знания в девяти секторах – основы менеджмента, методы планирования и пр.

Также отдельно оговорено, что присвоение квалификационных категорий происходит по решению соответствующих аттестационных комиссий.

Заканчивается документ списком из двенадцати организаций-разработчиков профстандарта.

Внимание! Изложенные в документе сведения о требуемой квалификации директора школы используются для заполнения соответствующей кадровой документации: трудового договора, должностной инструкции и т.д.

Вопросы практического использования профстандартов

Профстандарты носят обязательный характер?

Они используются в обязательном порядке, если:

  1. Должности, для которых они составляются, обладают нормативно установленными требованиями по квалификации (статья 195.3 ТК).
  2. Для специалистов актуальным законодательством установлены ограничения или права на льготы и компенсации (статья 57 ТК).
  3. В качестве нанимателя выступает бюджетное учреждение или организация из частного сектора, более 50% которой находится в государственной собственности (Постановление Правительства РФ №584).

За исключением этих ситуаций использование должностных стандартов происходит в добровольном формате.

Зачем компаниям добровольно переходить на систему профстандартов?

Для них открывается ряд возможностей в области управления персоналом:

  • Появляется документарная основа для создания показателей KPI.
  • Улучшается качество трудовой документации.
  • Готовится база требований для аттестации сотрудников.
  • Появляется возможность формально оценить трудовую нагрузку работников.

Все перечисленные возможности реализуются с минимальными юридическими рисками, поскольку опираются на продвигаемые Минтрудом должностные стандарты.

Как корректно перевести документацию работодателя на профстандарты?

Обычно такой переход состоит из нескольких этапов:

  1. Публикация директором приказа о переходе на систему профстандартов.
  2. Создание регламента, описывающего ключевые аспекты перехода: затрагиваемые позиции, нужные документы и т.д.
  3. Выполнение анализа аспектов управления персоналом: порядка подчинения, требований к квалификации и пр.
  4. Рассмотрение используемых в организации документов: инструкций, норм внутреннего распорядка, трудовых договоров.
  5. Корректировка этой документации на основе профстандартов с использованием сведений о деятельности персонала.
Читайте также:
Должностная инструкция арматурщика в строительстве и автосервисе

После получения обновлённой документации менеджмент может приступать к мероприятиям по совершенствованию управления персоналом.

Если критерии профстандарта требуют повышения уровня сотрудника, например, директора школы, то кто должен оплачивать его дополнительное образование?

Действующее законодательство не устанавливает требований в этой области. Предполагается, что порядок и форма оплаты будут оговариваться в индивидуальном порядке между сотрудником и его нанимателем. Нужно подчеркнуть, что сотрудник не может быть уволен с работы за его отказ оплачивать дополнительное обучение.

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

В Минюсте России 2 сентября зарегистрирован Приказ от 19 апреля 2021 г. № 250н Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)».

Профессиональной стандарт:

Разграничивает профессиональные обязанности руководителя дошкольной и общеобразовательной организации.

Прописывает требования к образованию и опыту работы руководителя дошкольной и общеобразовательной организации.

Вступает в юридическую силу 1 марта 2022 г.

Для руководителей общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций нашим Учебным центром разработаны программы профессиональной подготовки и повышения квалификации:

Курсы для руководителеq
любых образовательных организаций

Оставьте заявку на консультацию или
задайте интересующие вопросы с помощью кнопки
(в сообщении укажите интересующую программу):

Программа повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций

Программа (135 часов): Руководство и управление образовательной организацией. Для руководителей и кадрового резерва образовательных организаций

  • Формат обучения: заочный (через личный кабинет слушателя).
  • Даты начала обучения: каждую неделю, начиная с понедельника.
  • Выдаваемые документы: Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Оставьте заявку на консультацию или
задайте интересующие вопросы с помощью кнопки
(в сообщении укажите интересующую программу):

Программы профессиональной переподготовки* для руководителей общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций

* Обучение проводится по любой программе на выбор

Программа (700 часов): Менеджмент в образовании. Для руководителей и кадрового резерва образовательных организаций

Программа (350 часов): Менеджмент в образовании. Для руководителей и кадрового резерва образовательных организаций

Общая информация для программ:

  • Формат обучения: очный (адрес учебного центра), заочный (через личный кабинет слушателя).
  • Даты начала обучения: очно – каждый месяц, заочно – каждую неделю, начиная с понедельника.
  • Выдаваемые документы: Диплом установленного образца.

Точные даты обучения уточняйте у наших специалистов с помощью заявки на курс или любым удобным для вас способом: открыть страницу с контактами.

Стоимость: посмотреть, Записаться на курс: перейти

Программа (700 часов): Руководство и управление образовательной организацией. Для руководителей и кадрового резерва образовательных организаций

  • Формат обучения: заочный (через личный кабинет слушателя).
  • Объем программы: 700 часов.
  • Даты начала обучения: каждую неделю, начиная с понедельника.
  • Выдаваемые документы: Диплом установленного образца.

Оставьте заявку на консультацию или
задайте интересующие вопросы с помощью кнопки
(в сообщении укажите интересующую программу):

Барковский Андрей Вячеславович

Руководитель направления ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

Образование: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Курганский государственный университет” по специальности “Социальная работа”
Профессиональная переподготовка: Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и специальных наук Уральского государственного университета имени А.М. Горького по программе “Социология”

Общий стаж: 17 лет
Стаж педагогической работы: 8 лет

Посмотреть и проверить
лицензию (и другие документы)
Отзывы клиентов на обучение
в нашей группе учебных центров

Приходите к нам обучаться, останетесь довольны!

Интересующие вопросы по обучению уточняйте у наших специалистов по телефону 8 800 234-18-38, с помощью формы заявки или пишите на эл.почту: открыть страницу с контактами

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации — документ, который описывает уровень квалификации, обязанности и трудовые функции, возложенные на этого работника. Разберемся, что следует ожидать от принятия и внедрения этого профстандарта.

Зачем нужен профстандарт руководителя образовательной организации?

С 2013 года в России началось постепенное внедрение профессиональных стандартов. Первоначально они были всего лишь рекомендациями, однако с лета 2016 года постепенно, по мере утверждения и ввода в действие, становятся обязательными нормами не только для государственных, но и для частных организаций.

Введение профстандартов связано с тем, что прежде действовавшие нормы ЕТКС, ЕКС и других актов в этой сфере во многом устарели и не всегда отражают реально существующую ситуацию. В результате часто возникают проблемы из-за того, что важные должности занимают люди, не соответствующие им ни по уровню образования, ни по умениям. Есть области, где такое положение абсолютно нетерпимо, — и одной из таких областей является образование.

Читайте также:
Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей (автослесаря) и обязанности

Первые профессиональные стандарты для педагогических работников были приняты еще в 2013 году, и их принятие продолжается до сих пор. Одним из документов, проект которого давно уже находится в разработке и скоро должен быть принят, является профессиональный стандарт руководителя (директора, заведующего, ректора и т. д.) образовательной организации. Этот профстандарт будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций.

Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей:

  1. Улучшить управление образовательными организациями за счет того, что повысится квалификация их руководителей.
  2. Добиться развития российского образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего профессионального.
  3. Повысить управляемость в образовательных учреждениях и организациях.

Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?

Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году. Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.

Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях. К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.

С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта. Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года. Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.

Что содержит проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации?

Тот вариант профессионального стандарта руководителя образовательной организации, который сейчас готовится к принятию, имеет стандартную структуру. Как и прочие профстандарты, он разработан по шаблону, установленному приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н. Согласно этому приказу, каждый профессиональный стандарт должен состоять из следующих частей:

  1. Общие сведения. Здесь записывается название вида профессиональной деятельности, основная ее цель и классификация по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Функциональная карта. Здесь описываются основные группы обобщенных функций — тех, которые сочетают в себе несколько более конкретных.
  3. Характеристика функций. В этой части содержание предыдущего раздела расписывается подробно по каждой функции, включенной в состав обобщенных.
  4. Сведения об организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.

Теперь давайте рассмотрим, что будет содержать каждая из этих частей.

Общие сведения о должности

Раздел I стандарта содержит как официальное наименование должности («Руководитель образовательной организации») так и цели этого вида профессиональной деятельности. Цели различаются в зависимости от уровня квалификации, общим является одно — развитие и повышение эффективности работы организации, а также повышение качества услуг по образованию, которые там оказываются.

По этому разделу руководители отнесены к следующим видам экономической деятельности в кодировке ОКВЭД:

  • 85.11 — дошкольное образование;
  • 85.12 — начальное общее;
  • 85.13 — основное общее;
  • 85.14 — среднее общее;
  • 85.21 — среднее профессиональное;
  • 85.22.1 — бакалавриат;
  • 85.22.2 — специалитет;
  • 85.22.3 — магистратура;
  • 85.23 — подготовка высшей квалификации;
  • 85.30 — профессиональное обучение;
  • 85.41 — дополнительное образование (как детей, так и взрослых);
  • 85.42 — дополнительное профобразование.

Описание функций, включенных в профстандарт руководителя образовательной организации

В этом разделе проекта профстандарта обозначены следующие обобщенные функции:

  1. Руководство организацией.
  2. Развитие организации.
  3. Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации.
  4. Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании).
  5. Управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью.
Читайте также:
Средняя зарплата в Самаре и Самарской области в 2021 году: размер заработка программиста, бухгалтера и других специализаций, как определяется средний размер заработной платы

Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций — от дошкольных учреждений до вузов. Не касается это только последней группы функций, т. к. исследования и конструкторские разработки не ведутся в школах или детских садах. Кроме того, для каждой функции имеется свой уровень квалификации — 7 (для дошкольного и общего образования) либо 8 (для высшего).

Характеристика отдельных трудовых функций

Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.

Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:

  • высшее образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
  • наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).

Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.

Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.

Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.

Что будет с руководителями, не соответствующими профстандарту?

В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает. Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.

Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность. Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться. Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации. Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.

Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.

Проект профессионального стандарта «Руководитель общеобразовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

Цель: разработка профессионального стандарта «Руководитель общеобразовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» и модели управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций на базе эффективных отечественных и международных практик профессионального развития директора школы на всех фазах карьеры.

Новости

2 сентября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией»)

Онлайн форсайт-сессия «Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации»: новый образ руководителя?»

Дискуссия «Учитель будущего» и закон «О статусе педагогических работников Ульяновской области»: точки пересечения и первые результаты»

Обсуждение профессионального стандарта руководителя в Российской академии образования

Заседание рабочей группы ФГБНУ «ИУО РАО» по разработке проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации)»

Читайте также:
Буквенные и условные обозначения и коды в табеле учета рабочего времени

Заседание рабочей группы по разработке проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации)»

Мероприятия

Всероссийский форум по вопросам деятельности общественных объединений в системе общего образования — обзор работы секции «О ходе разработки профессионального стандарта «Руководитель (управление образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)»

Обсуждение проекта профессионального стандарта «Руководитель (управление образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) на площадке Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий

IV Всероссийская научно-практическая конференция «ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

Сотрудники ФГБНУ «ИУО РАО» вошли в состав рабочей группы «Профессиональный стандарт «Руководитель общеобразовательной организации»

Заседание рабочей группы федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»

ФГБНУ «ИУО РАО» разрабатывает проект профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации

Нормативная база

Федеральный проект «Учитель будущего» Национального проекта «Образование»

Паспорт национального проекта «Образование»

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №170н от 29 апреля 2013 г.

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

В общеобразовательных учреждениях и организациях должностные инструкции для педагогических и иных работников школ необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования, ознакомить с должностными инструкциями под подпись.

В разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2021 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Представленные новые должностные инструкции работников школы – лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2021 году могут быть дополнены и изменены с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации. Должностные инструкции можно купить и скачать.

Должностные инструкции
педагогов по профстандарту 2021

На данный момент (2021 год) нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для педагогов, включая учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.
С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции педагогических работников, включая тьютора школы, педагога-организатора и социального педагога, педагога-психолога и педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД, методиста и педагога дополнительного образования.

1. Профстандарт учителя математики, русского языка, учителя родного языка и литературы, начальных классов, воспитателя ГПД – 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога – 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования – 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого – 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г N 10н;
5. Профстандарт вожатого – 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г N 840;
6. Профстандарт инструктора по физкультуре – 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.

Должностные инструкции
обслуживающего персонала школы по профстандарту

Нашими сотрудниками составлены на основе профстандартов должностные инструкции для главного бухгалтера и бухгалтера школы 2020 год, для заведующего производством, повара, помощника повара, пекаря школьной столовой, качественные должностные инструкции для специалиста по охране труда, делопроизводителя и дворника.

1. Профстандарт главного бухгалтера и бухгалтера – 08.002 “Бухгалтер”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г N 1061н;
2. Профстандарт заведующего производством (шеф-повара), повара, помощника повара – 33.011 «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
3.Профстандарт пекаря – 33.014 «Пекарь», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 914н.
4. Профстандарт специалиста по охране труда – 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г № 524н;
5. Профстандарт делопроизводителя – 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 6 мая 2015 г. № 276н.
6. Профстандарт дворника – 16.007 «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21.12.2015 № 1075н.
7. Профстандарт специалиста по кадрам – 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 06.10.2015 № 691н.
8. Профстандарт врача-педиатра – 02.008 «Врач-педиатр участковый», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.03.2017 № 306н.

Читайте также:
Когда выплачивают декретные на работе: до родов или после, сроки выплаты пособий по беременности и родам, уходу за ребенком

ФИРО и Минобрнауки обсудили профстандарт руководителя организацией ДПО

«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Структура профстандартов для заместителей

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Профстандарт руководителя образовательного учреждения являет собой официальный документ, в котором будут подниматься вопросы, касающиеся уровня квалификационной подготовки, ключевых обязанностей и трудовых функций, которыми должны владеть все лица, возглавляющие соответствующее учреждение.

Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.

На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2020 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.

Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2020 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.

Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.

По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.

Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта. Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.

Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.

Читайте также:
Образец и пример заявления о переводе на другую должность

Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.

Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:

  1. Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
  2. Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
  3. Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
  4. Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Что содержит профессиональный стандарт

Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.

В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:

  • Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
  • Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
  • Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
  • Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.

В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:

  • Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
  • Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
  • Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
  • Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
  • Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
  • Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
  • Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
  • Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.

Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.

Обобщенные функции представлены в следующем виде:

  1. Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
  2. Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
  3. Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
  4. Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
  5. Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.

Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:

  • Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
  • О прохождении профессиональной подготовки;
  • Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
  • Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).
Читайте также:
Характеристика студента с места прохождения производственной практики: образец

Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 — заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.

Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.

«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Необходимость и принятие

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2020 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Официальный сайт ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

https://профстандартпедагога.рф/ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г.

№ 544н (не вступил в силу) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 1115н — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.
Читайте также:
Материнский капитал в 2021 году: изменения и новости, индексация и размер маткапитала, кому положен и как получить выплаты

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

Основные требования профессионального стандарта 2020 года
статья

В материале кратко изложено применение, общие требования, структура профессионального стандарта, а также трудовые функции и характеристика современного педагога.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_trebovaniya_professionalnogo_standarta_2020_goda.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования профессионального стандарта 2020 года

Идея внедрения профстандарта в образование не нова. Профессиональный стандарт разрабатывался по поручению президента. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

Тезисы, которые определяют суть профстандарта.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ)

Стандарт – это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа формирования трудового договора.

Стандарт – основа должностной инструкции.

Цель применения профстандарта педагога:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.

4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.

Общие требования профстандарта

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Основные термины профессионального стандарта

Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России №170 н от 29.04.2013 г.

Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда

Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции

Трудовое действие – процесс взаимодействия.

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции

Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций

Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА .

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться при:

– формировании кадровой политики;

– организации обучения и аттестации работников;

– заключении трудовых договоров;

– установлении системы оплаты труда;

– разработки должностных инструкций.

Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.

Новые компетенции педагога, их 5:

1. Работа с одарёнными обучающимися

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Структура профессионального стандарта

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

В первой части указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности

Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации

В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по обучению

1.Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.

2.Демонстрировать знание предмета и программы образования.

3.Уметь планировать и проводить уроки.

4.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.

5.Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями,с ограниченными возможностями и т.д.

6.Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7.Владеть ИКТ- компетенциями.

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по воспитанию
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:

1.Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как

на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2.Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

3.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

4.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

5.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.

7.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

8.Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.

9.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

10.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.

  1. Образование: высшее или среднее профессиональное.
  2. Опыт практической работы: нет требования к опыту.
  3. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.

При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».

  1. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.
  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;

при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

  1. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  2. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.

В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.

– последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;

– инновационные методики обучения;

– лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.

– разрабатывать планы профессионального развития педагогов;

– выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.

– формирование образцов лучшей практики планирования занятий;

– формирование и применение образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;

– формирование образцов профессионального сотрудничества с коллегами;

– разрабатывание индивидуальных учебных планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.

На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога :

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения IT-технологии;
  • Эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

(Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети-мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.)

Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.

(Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.)

Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого , уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.

Вывод. Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.

Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.

Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: