Профессиональный стандарт (профстандарт) водителя легкового и грузового автомобиля, погрузчка. автобуса

Профстандарт водителя автобуса

Профессиональный стандарт водителя автобуса используется при описании его должностных функций и параметров квалификации. Дополнительно его можно использовать как базу для создания KPI, в качестве свода параметров при оценке кандидатов на работу и в иных отраслях кадровой деятельности.

Правовые основы действия профессиональных стандартов

Применение системы должностных стандартов регулируется следующими положениями:

  1. Параметры создания профстандартов, их утверждения и применения в делопроизводстве описаны в Федеральном законе №122 02.05.15. Именно на его основе в Трудовом кодексе появилась статья 195.3, описывающая порядок обязательного использования должностных стандартов в случаях, когда для специалистов установлены требования по квалификации.
  2. Общие принципы официального одобрения профстандартов изложены в Постановлении Правительства №23 от 22.01.13.
  3. Специфика действия профстандартов в бюджетном секторе и компаниях частной/коллективной формы собственности, основная часть которых контролируется государством, разобрана в Постановлении Правительства №584 от 27.06.16.

Внимание! Нормы практического применения перечисленных документов рассмотрены специалистами Минтруда в Письме №14-0/10/В-2253.

Структура профстандарта для водителя автобуса

В 2015 году был утверждён профстандарт 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», основные параметры которого можно применить и для водителя автобуса.

В его начальной части указаны общие параметры профессии водителя: цель, группа и вид экономической деятельности.

Во второй части перечислены 4 трудовые функции, характерные для профессии, и 13 их составляющих. Для всех них указаны коды и уровни сложности.

Наиболее значим третий раздел. В нём подробно разобраны как трудовые функции, так и их составляющие. Для каждой функции перечислены:

  • специалисты с достаточным уровнем подготовки;
  • необходимые им трудовой стаж и уровень образования;
  • требования особого характера;
  • дополнительные данные;
  • их коды и наименования по справочникам профессий.

Так, для деятельности по управлению транспортным средством и его техническому обслуживанию указаны:

  1. 3 наименования специалистов – водитель мототранспортных средств 3-го разряда и пр.
  2. Образование – прохождение профобучения (программы переподготовки, повышения квалификации и т.д.).
  3. Стаж – требования по нему отсутствуют.
  4. Особые требования – регулярное прохождение медосмотров, возраст от 18 лет и пр.
  5. Дополнительные данные – отсутствуют.
  6. Коды и наименования – даны по ОКЗ и ОКПДТР.

Также в разделе имеется информация по элементам функций. Для них указаны:

  • выполняемые водителем трудовые операции;
  • необходимые для этого знания и умения;
  • дополнительные данные.

Так, для деятельности по техническому обслуживанию транспортного средства перечислены:

  1. 12 операций – подготовка к эксплуатации в холодное/тёплое время года, наблюдение за приборами освещения и сигнализации и пр.
  2. Умения практического плана в 6 областях – поддержание внешнего вида транспортного средства, его подготовка к движению и т.д.
  3. Теоретические знания в 8 областях – актуальные требования по безопасности, нормы технического обслуживания транспортного средства и пр.

В заключительной части документа перечислены организации, занимавшиеся его созданием и согласованием.

Внимание! Для полноценного использования положений документа работодатель обязан в официальном порядке перевести организацию на систему профстандартов.

Нормы использования профессиональных стандартов

Каковы варианты действий руководства, если водитель автобуса не соответствует квалификационным нормам из профстандарта?

Поскольку уволить водителя на этом основании нельзя, то у менеджеров есть следующие варианты:

  • произвести переименование должности на основе статей 72 и 74 ТК;
  • рекомендовать водителю перейти на другую позицию (статья 72.1 ТК);
  • отправить водителя на повышение квалификации.

Внимание! В данном случае специалист не обязан проходить дополнительное обучение или оплачивать его. Эти моменты решаются в индивидуальном порядке путём переговоров.

Когда работодатель обязан применять профстандарты?

Их обязательно использовать, если:

  1. Работодатель – бюджетное учреждение или компания, свыше 50% которой принадлежит государству.
  2. Имеются законодательно оформленные требования к квалификации сотрудника.
  3. Представителям профессии законодательством предоставлены права на льготы/компенсации или установлены определённые ограничения.

В других случаях работодатель сам решает вопрос о целесообразности использования профстандартов.

Как меняется кадровая документация после внедрения профстандартов?

В обязательном порядке обновляются должностные инструкции. В них корректируются разделы с описанием трудовых функций и требований к квалификации специалистов. Также необходимо внести изменения в документы, описывающие параметры трудоустройства: в них указывается, что приём на работу осуществляется на основе критериев соответствующих профстандартов. Если происходит значительное изменение должностных обязанностей, то необходимо соответствующим образом обновить трудовые договора персонала.

Какие шаги необходимо предпринять для начала применения профстандартов в кадровой деятельности?

Руководитель организации-работодателя должен отдать официальное распоряжение о вводе в действие системы профстандартов. После этого нужно утвердить регламент, описывающий основные аспекты новой системы: сроки её внедрения, этапы и пр. Заключительной предпосылкой является внесение соответствующих изменений в имеющуюся кадровую документацию. Уже на этой документарной основе должностные стандарты могут использоваться для отбора сотрудников, их оценки и т.д.

Читайте также:
Необходимая оборона: условия ее правомерности в уголовном праве, признаки, ответственность за превышение пределов защиты

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»

  • Главная
  • Мероприятия
  • Форум
  • Обратная связь
  • Новости
  • Повышение квалификации 2021

Профессиональные стандарты

ТРАНСПОРТ

Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2014 г. N 32468

Зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2014 г. N 32435

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33039

Зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2020 г. N 60541

Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2014 г. N 32502

Зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2020 г. N 60505

Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32593

Зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2018 г. N 52545

Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2021 г. № 63346

Зарегистрировано в Минюсте России 14 октября 2020 г. N 60380

Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39273

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826

Зарегистрировано в Минюсте России 13 ноября 2015 г. N 39710

Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2021 г. № 63343

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40475

Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2020 г. N 60477

Зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2019 г. N 53824

Зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2020 г. N 60506

Зарегистрировано в Минюсте России 14 октября 2020 г. N 60375

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40450

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40410

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40448

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40487

Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2016 г. N 40768

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40441

Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2016 г. N 44530

Зарегистрировано в Минюсте России 11 января 2019 г. N 53317

Зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2018 г. N 52179

Зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2019 г. N 53828

Зарегистрировано в Минюсте России 08 февраля 2017 г. N 45569

Зарегистрировано в Минюсте России 06 февраля 2017 г. N 45545

Зарегистрировано в Минюсте России 07 февраля 2017 г. N 45558

Зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2017 г. N 45627

Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2017 г. N 45667

Зарегистрировано в Минюсте России 06 апреля 2017 г. N 46270

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2017 г. N 48767

Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2017 г. N 47406

Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2017 г. N 47971

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2017 г. N 48766

Зарегистрировано в Минюсте России 02 марта 2018 г. N 50228

Зарегистрировано в Минюсте России 08 мая 2018 г. N 51029

Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50649

Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2018 г. N 50728

Зарегистрировано в Минюсте России 12 марта 2018 г. N 50308

Зарегистрировано в Минюсте России 12 марта 2018 г. N 50309

Зарегистрировано в Минюсте России 18 мая 2021 г. № 63500

Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2018 г. N 50747

Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2018 г. N 51456

Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50646

Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50668

Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2018 г. N 52280

Зарегистрировано в Минюсте России 28 июня 2018 г. N 51468

Зарегистрировано в Минюсте России 23 июля 2018 г. N 51669

Зарегистрировано в Минюсте России 01 октября 2018 г. N 52293

Зарегистрировано в Минюсте России 09 января 2019 г. N 53255

Зарегистрировано в Минюсте России 10 января 2019 г. N 53287

Зарегистрировано в Минюсте России 01 февраля 2019 г. N 53667

Зарегистрировано в Минюсте России 05 февраля 2019 г. N 53696

Зарегистрировано в Минюсте России 01 февраля 2019 г. N 53666

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2019 г. N 54082

Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2019 г. N 54057

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2019 г. N 54080

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2019 г. N 54075

Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2019 г. N 54190

Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2019 г. N 54188

Зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2019 г. N 55038

Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2019 г. N 55617

Читайте также:
Отличие сокращения численности от сокращения штата: комиссия, увольнение, уведомление, статья 81 ТК РФ

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2019 г. N 55759

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2019 г. N 55757

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2019 г. N 56037

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2019 г. N 56049

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2019 г. N 56048

Зарегистрировано в Минюсте России 04 октября 2019 г. N 56140

Зарегистрировано в Минюсте России 31 октября 2019 г. N 56372

Водитель автобуса профессиональный стандарт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водитель автобуса профессиональный стандарт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По проекту профстандарта предъявляются высокие требования к профессионализму водителей автомобилей. Именно поэтому сдать нормативы могут далеко не все, так как малейшие нарушения не позволяют подтвердить уровень квалификации.

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Общие требования к водителям АТС

IV), ст. 2177; N 30 (ч. II), ст. 4311, 4325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2394; N 17 (ч. IV), ст. 2571; N 20, ст. 2925.
Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679).

Сотрудники выходят в смену на основании разработанных заранее графиков, утверждённых работодателем – они составляются каждый месяц.

Крупные предприятия имеют одну программу для всех новых работников. Если такая программа отсутствует, ее создают, базируясь на пожеланиях начальства и принятого работника.

В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.

Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия.

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза.

Данный документ, предписывает работать с различными механизмами автомобиля (в зависимости от специфики работы транспорта), проводить заправку транспортного средства топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью, подавать транспорт под разгрузку, погрузку и др.

Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р «О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5242).

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности.
Скачайте документы для разных транспортных средств Профстандарт водителя в 2020 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет.

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации.

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также:
Образец оформления заявления на 1 день (отгул) в счет отпуска

Требования К Водителю Автобуса При Приеме На Работу 2020

Завершающий этап – руководитель пишет характеристику на новичка, которой будут описаны способности и действия при выполнении заданий. Кураторы максимально описывают навыки сотрудника. Такой отзыв станет решающим фактором для определения необходимости в штате такого работника.

Чтобы обеспечить максимальную безопасность детей — в нашей стране разработаны новые правила их перевозки в автобусе (Правительственное Постановление №1177 от 12.12.2013). За основу данный нормативный акт берется во всех случаях детской транспортировки при численности от восьми ребят и отсутствии сопровождающих лиц (родитель, медицинский работник, опекун).

Требования содержат необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Также Михаил Черников акцентировал внимание собравшихся на таком проблемном направлении, как повышение безопасности пассажирских перевозок. По его словам, здесь необходимо исключить случаи нелегальных поездок, несоблюдения режима труда и отдыха водителей, грубого нарушения ПДД, ставящего под угрозу жизни и здоровье пассажиров.

Повышение эффективности подготовки и переподготовки водительских кадров связано, в первую очередь, с пересмотром устаревших учебных планов и программ. Основное внимание должно уделяться совершенствованию навыков и умений безопасного управления автобусом в сложных дорожных и погодных условиях.

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей – Народный СоветникЪ

N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

Конечно, универсального руководства к действию для водительской профессии не существует. Это и понятно ведь, например, обязанности шофера скорой будут кардинальным образом отличаться от обязанностей «офисного» шофера.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии.

Трудовые действия при перевозке грузов: Оформление путевой, транспортной документации. Безопасная погрузка и выгрузка груза. Крепление груза на транспортном средстве.

Профстандарты водитель автобуса

Важно Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

После принятия профстандарта работодателям, у которых трудятся водители, нужно будет провести ряд мероприятий. В противном случае в ходе проверок трудовая инспекция может наложить штрафы.

Область применения Для водителей легковых транспортных средств существуют одни профессиональные стандарты, а для тех, кто управляет грузовиком, несколько иные.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Так же в его обязанности, входит поддержание должного техсостояния автомобиля, чистоты в салоне, обеспечение быстрого и своевременного выезда скорой медицинской помощи, содействие в погрузке, разгрузке, сопровождении пострадавших, содействие медицинским работникам в сопровождении психических больных, поддержание сохранности имущества и крепления бортовых медицинских приборов.
Стажировка перед самостоятельной работой, при работе на новых видах автотранспортных средств и при перерыве в работе более трех месяцев Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Если транспортное средство рассчитано менее чем на 8 мест, а его масса не превышает 3,5 т, планируется, что водители не обязаны проходить тестирование. Определить, к какому типу относится автомобиль, можно с помощью технического паспорта. Во всех остальных случаях водитель автомобиля обязан будет сдать экзамен на профстандарт.

N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г.

Водитель грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

В расшифровке будет говориться о том, что водитель должен уметь подготавливать транспортное средство к перевозке пассажиров либо грузов, исправлять мелкие технические неисправности, заправлять машину топливом и т.д. Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Читайте также:
Что такое сетикет: определение правил поведения в сети для работников с целью сохранения деловой репутации компании

Профессиональный стандарт (профстандарт) водителя легкового и грузового автомобиля, погрузчка. автобуса

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 282

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

23 ноября 2020 года,

регистрационный N 61070

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 года N 282

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”

1. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” (далее – Требования), устанавливают необходимые знания, умения, профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее – работники).

Требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, самостоятельно .

2. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

3. Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

водитель автомобиля (транспортного средства категорий “B”, “BE” (включая легковое такси) (далее – водитель легкового автомобиля);

водитель автомобиля (транспортного средства категорий “C”, “CE” и подкатегорий “C1”, “C1E”) (далее – водитель грузового автомобиля);

водитель автомобиля (транспортного средства категорий “D”, “DE” и подкатегорий “D1”, “D1E”) (далее – водитель автобуса);

водитель троллейбуса (транспортного средства категории “Tb”) (далее – водитель троллейбуса);

водитель трамвая (транспортного средства категории “Tm”) (далее – водитель трамвая);

водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);

водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);

водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов);

водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении);

контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;

контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

4. К водителю легкового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

4.1. Водитель легкового автомобиля должен знать:

Правила дорожного движения Российской Федерации , основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 “О Правилах дорожного движения” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст.2098).

нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ;

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679), от 14 ноября 2016 г. N 4192-У (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45036), от 6 апреля 2017 г. N 4347-У (зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2017 г., регистрационный N 46531), от 11 августа 2017 г. N 4486-У (зарегистрировано Минюстом России 15 ноября 2017 г., регистрационный N 48901), от 25 декабря 2017 г. N 4664-У (зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2018 г., регистрационный N 50253), от 16 апреля 2018 г. N 4775-У (зарегистрировано Минюстом России 11 мая 2018 г., регистрационный N 51058), от 13 марта 2019 г. N 5092-У (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2019 г., регистрационный N 55279), от 8 октября 2019 г. N 5283-У (зарегистрировано Минюстом России 30 октября 2019 г., регистрационный N 56358), от 16 июля 2020 г. N 5505-У (зарегистрировано Минюстом России 25 августа 2020 г., регистрационный N 59426).

основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;

режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;

Читайте также:
Академический отпуск по беременности и по уходу за ребенком в университете: пособие, на сколько можно взять

влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств;

последовательность действий при оказании первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной);

назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;

признаки неисправностей, возникающих в пути;

влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами;

основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации ;

основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;

установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;

инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;

перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

4.2. Водитель легкового автомобиля должен уметь:

управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;

Профстандарт водителя грузового автомобиля утвержден

Структура профстандарта водителя грузового автомобиля

В 2015 году был утверждён профстандарт 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», большинство положений которого подходит для водителя грузового автомобиля.

В его начальной части указаны группа занятий, код деятельности и иные сведения общего плана.

Второй раздел отведён под перечисление обязанностей водителя и их составляющих. Всего перечислены 4 функции и 13 их элементов. Например, функция по управлению автотранспортным средством с массой более 3,5 тонн, его техническому обслуживанию (ТО) и устранению выявленных неполадок состоит из следующих элементов:

В третьей части указаны более подробные характеристики как должностных обязанностей водителя, так и их элементов.

По каждой функции имеется следующая информация:

Так, для упомянутой функции по управлению машиной с массой более 3,5 тонн, обеспечению ТО и устранению неполадок приведены:

По элементам функций даётся следующая информация:

К примеру, для деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством указаны следующие данные:

Изложенные в этом разделе обязанности и уровень подготовки водителя грузовика применяются в должностных инструкциях и других документах, описывающих функции и квалификацию сотрудника.

В заключительном разделе указаны организации, занимающиеся созданием этого документа.

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Профстандарты появились еще в 2013 году, но на тот момент они не были обязательными. С 2021 года они применяются в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Например, если работа:

Скачайте документы по теме:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Профстандарт водителя автомобиля на данный момент не разработан, но пока компания может подготовиться к его внедрению. К июлю 2016 года было разработано и утверждено более 800 стандартов, ориентированных на 30 отраслей. Если компания планирует внедрять профстандарты, в организациях должны создаваться группы по внедрению профстандартов.

Проект профессионального стандарта устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам водителей АТС следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е». Но сдавать экзамен придется и водителям троллейбусов, перевозчикам опасных или негабаритных грузов, вне зависимости от открытой категории прав. Для водителя легкового автомобиля профстандарты пока не предусмотрены законом.

Проект профстандарта отражает:

  • Требования к АТС категорий и подкатегорий, при успешном выполнении которых кандидат может быть допущен к управлению.
  • Требования к уровню мастерства, на основании которых основана система повышения квалификации.
  • Требования к содержанию квалификационного экзамена, маршруту поездки и минимальному времени, нужному для его проведения.
  • Требования к экзаменатору.

Если транспортное средство рассчитано менее чем на 8 мест, а его масса не превышает 3,5 т, планируется, что водители не обязаны проходить тестирование. Определить, к какому типу относится автомобиль, можно с помощью технического паспорта. Во всех остальных случаях водитель автомобиля обязан будет сдать экзамен на профстандарт.

Читайте также:
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего проходящего военную службу по призыву: размер выплаты, кому положено, документы

Что делать работодателю после принятия профстандарта водителя

После принятия профстандарта работодателям, у которых трудятся водители, нужно будет провести ряд мероприятий. В противном случае в ходе проверок трудовая инспекция может наложить штрафы.

В частности, организации придется:

  1. Проверить должностные инструкции
    для водителей, скорректировать штатное расписание, внести корректировки в иные внутренние документы. При необходимости изменения вносятся в локальные нормативные акты, трудовые договора, а также личные карточки и прочие кадровые документы;
  2. Оценить уровень квалификации водителей, определить соответствие требованиям, отраженным в профессиональном стандарте. Если отмечается несоответствие формальным требованиям, при этом водитель справляется с трудовыми обязанностями, провести сертификацию в специализированном центре или аттестацию работника.

Если водитель автомобиля не соответствует профстандарту, на основании этого его нельзя уволить. В некоторых случаях принимается решение о прохождении сотрудником обучения с целью повышения квалификации.

Частые вопросы по профессиональным стандартам

Профстандарты обязательны для работодателей?

Они используются добровольно, за исключением следующих случаев:

В других случаях руководство самостоятельно определяет потребность в профессиональных стандартах.

Каким образом должностные стандарты сочетаются с ЕКС и ЕТКС?

Эти классификаторы могут использоваться наряду с профстандартами, в том числе и при возникновении противоречий между их положениями – тогда основной документ выбирает сам работодатель. Исключением является госсектор, где с 2021 года обязательны именно профстандарты.

Какие плюсы дают профстандарты?

Их ключевые преимущества:

Важным аспектом этих возможностей является то, что они реализуются с использованием законодательства о профстандартах, что уменьшает их правовые риски.

Каков процесс перехода на должностные стандарты?

Рекомендуется следующий порядок действий:

После изменений документации руководство может приступать к преобразованиям в практической сфере: переименованию позиций, перемещению работников и пр.

Законодательное регулирование

Одним из главных законов, который регулирует данный вопрос – 31 глава Трудового законодательства. Она вступила в силу 1 июля 2016 года. С этого момента для ряда профессий, в том числе и водителей, стали обязательными определенные квалификационные требования.

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения. Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2021 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт. Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта.

При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Профессиональные стандарты

ТРАНСПОРТ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
17.001 Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2014 г. N 32468

Зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2014 г. N 32435

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33039

Зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2021 г. N 60541

Зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2021 г. N 60505

Зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2021 г. N 52545

Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37003

Зарегистрировано в Минюсте России 14 октября 2021 г. N 60380

Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39273

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40475

Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2021 г. N 60477

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40487

Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2021 г. N 44530

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40413

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2021 г. N 45301

Зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2021 г. N 45453

Зарегистрировано в Минюсте России 08 февраля 2021 г. N 45569

Зарегистрировано в Минюсте России 06 февраля 2021 г. N 45545

Зарегистрировано в Минюсте России 06 апреля 2021 г. N 46270

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2021 г. N 48767

Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2021 г. N 47406

Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2021 г. N 47971

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2021 г. N 48766

Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2021 г. N 50668

Зарегистрировано в Минюсте России 28 июня 2021 г. N 51468

Зарегистрировано в Минюсте России 09 января 2021 г. N 53255

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2021 г. N 54082

Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2021 г. N 54057

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2021 г. N 54075

Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2021 г. N 55617

Зарегистрировано в Минюсте России 04 октября 2021 г. N 56140

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2021 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Скачайте документы из статьи

Профстандарт водителя легкового автомобиля. DOCDOC файлПрофстандарт водителя погрузчика. PDFPDF файлПрофстандарт водителя грузового автомобиля. PDFPDF файлДолжностная инструкция водителя. DOCDOC файлДолжностная инструкция водителя-экспедитора. DOCDOC файл

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

По новым правилам составляйте графики работы водителей

Когда составляете графики работы водителей, учитывайте последние изменения Минтранса. Не учтете изменения ГИТ оштрафует за неправильные графики для водителей и другие нарушения на сумму до 50 тыс. руб. Подробности читайте в новом номере журнала “Справочник кадровика”

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Профстандарт водителя грузового автомобиля утвержден

Структура профстандарта водителя грузового автомобиля

В 2015 году был утверждён профстандарт 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», большинство положений которого подходит для водителя грузового автомобиля.

В его начальной части указаны группа занятий, код деятельности и иные сведения общего плана.

Второй раздел отведён под перечисление обязанностей водителя и их составляющих. Всего перечислены 4 функции и 13 их элементов. Например, функция по управлению автотранспортным средством с массой более 3,5 тонн, его техническому обслуживанию (ТО) и устранению выявленных неполадок состоит из следующих элементов:

В третьей части указаны более подробные характеристики как должностных обязанностей водителя, так и их элементов.

По каждой функции имеется следующая информация:

Так, для упомянутой функции по управлению машиной с массой более 3,5 тонн, обеспечению ТО и устранению неполадок приведены:

По элементам функций даётся следующая информация:

К примеру, для деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством указаны следующие данные:

Изложенные в этом разделе обязанности и уровень подготовки водителя грузовика применяются в должностных инструкциях и других документах, описывающих функции и квалификацию сотрудника.

В заключительном разделе указаны организации, занимающиеся созданием этого документа.

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Профстандарты появились еще в 2013 году, но на тот момент они не были обязательными. С 2021 года они применяются в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Например, если работа:

Скачайте документы по теме:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Профстандарт водителя автомобиля на данный момент не разработан, но пока компания может подготовиться к его внедрению. К июлю 2016 года было разработано и утверждено более 800 стандартов, ориентированных на 30 отраслей. Если компания планирует внедрять профстандарты, в организациях должны создаваться группы по внедрению профстандартов.

Проект профессионального стандарта устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам водителей АТС следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е». Но сдавать экзамен придется и водителям троллейбусов, перевозчикам опасных или негабаритных грузов, вне зависимости от открытой категории прав. Для водителя легкового автомобиля профстандарты пока не предусмотрены законом.

Проект профстандарта отражает:

  • Требования к АТС категорий и подкатегорий, при успешном выполнении которых кандидат может быть допущен к управлению.
  • Требования к уровню мастерства, на основании которых основана система повышения квалификации.
  • Требования к содержанию квалификационного экзамена, маршруту поездки и минимальному времени, нужному для его проведения.
  • Требования к экзаменатору.

Если транспортное средство рассчитано менее чем на 8 мест, а его масса не превышает 3,5 т, планируется, что водители не обязаны проходить тестирование. Определить, к какому типу относится автомобиль, можно с помощью технического паспорта. Во всех остальных случаях водитель автомобиля обязан будет сдать экзамен на профстандарт.

Что делать работодателю после принятия профстандарта водителя

После принятия профстандарта работодателям, у которых трудятся водители, нужно будет провести ряд мероприятий. В противном случае в ходе проверок трудовая инспекция может наложить штрафы.

В частности, организации придется:

  1. Проверить должностные инструкции
    для водителей, скорректировать штатное расписание, внести корректировки в иные внутренние документы. При необходимости изменения вносятся в локальные нормативные акты, трудовые договора, а также личные карточки и прочие кадровые документы;
  2. Оценить уровень квалификации водителей, определить соответствие требованиям, отраженным в профессиональном стандарте. Если отмечается несоответствие формальным требованиям, при этом водитель справляется с трудовыми обязанностями, провести сертификацию в специализированном центре или аттестацию работника.

Если водитель автомобиля не соответствует профстандарту, на основании этого его нельзя уволить. В некоторых случаях принимается решение о прохождении сотрудником обучения с целью повышения квалификации.

Частые вопросы по профессиональным стандартам

Профстандарты обязательны для работодателей?

Они используются добровольно, за исключением следующих случаев:

В других случаях руководство самостоятельно определяет потребность в профессиональных стандартах.

Каким образом должностные стандарты сочетаются с ЕКС и ЕТКС?

Эти классификаторы могут использоваться наряду с профстандартами, в том числе и при возникновении противоречий между их положениями – тогда основной документ выбирает сам работодатель. Исключением является госсектор, где с 2021 года обязательны именно профстандарты.

Какие плюсы дают профстандарты?

Их ключевые преимущества:

Важным аспектом этих возможностей является то, что они реализуются с использованием законодательства о профстандартах, что уменьшает их правовые риски.

Каков процесс перехода на должностные стандарты?

Рекомендуется следующий порядок действий:

После изменений документации руководство может приступать к преобразованиям в практической сфере: переименованию позиций, перемещению работников и пр.

Законодательное регулирование

Одним из главных законов, который регулирует данный вопрос – 31 глава Трудового законодательства. Она вступила в силу 1 июля 2016 года. С этого момента для ряда профессий, в том числе и водителей, стали обязательными определенные квалификационные требования.

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения. Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2021 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт. Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта.

При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Профессиональные стандарты

ТРАНСПОРТ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
17.001 Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2014 г. N 32468

Зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2014 г. N 32435

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33039

Зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2021 г. N 60541

Зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2021 г. N 60505

Зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2021 г. N 52545

Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37003

Зарегистрировано в Минюсте России 14 октября 2021 г. N 60380

Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39273

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40475

Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2021 г. N 60477

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40487

Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2021 г. N 44530

Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40413

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2021 г. N 45301

Зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2021 г. N 45453

Зарегистрировано в Минюсте России 08 февраля 2021 г. N 45569

Зарегистрировано в Минюсте России 06 февраля 2021 г. N 45545

Зарегистрировано в Минюсте России 06 апреля 2021 г. N 46270

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2021 г. N 48767

Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2021 г. N 47406

Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2021 г. N 47971

Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2021 г. N 48766

Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2021 г. N 50668

Зарегистрировано в Минюсте России 28 июня 2021 г. N 51468

Зарегистрировано в Минюсте России 09 января 2021 г. N 53255

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2021 г. N 54082

Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2021 г. N 54057

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2021 г. N 54075

Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2021 г. N 55617

Зарегистрировано в Минюсте России 04 октября 2021 г. N 56140

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2021 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Скачайте документы из статьи

Профстандарт водителя легкового автомобиля. DOCDOC файлПрофстандарт водителя погрузчика. PDFPDF файлПрофстандарт водителя грузового автомобиля. PDFPDF файлДолжностная инструкция водителя. DOCDOC файлДолжностная инструкция водителя-экспедитора. DOCDOC файл

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

По новым правилам составляйте графики работы водителей

Когда составляете графики работы водителей, учитывайте последние изменения Минтранса. Не учтете изменения ГИТ оштрафует за неправильные графики для водителей и другие нарушения на сумму до 50 тыс. руб. Подробности читайте в новом номере журнала “Справочник кадровика”

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля

  • Определение профстандарта водителя
  • Общие положения профессионального стандарта
  • Расшифровка уровней квалификации
  • Общие функции профстандарта
  • Этапы применения профстандартов

Определение профстандарта водителя

Профстандарт — это нормативно установленные данные, определяющие квалификацию водителя, знание и опыт, которые требуются ему для осуществления полноценной высокопрофессиональной деятельности. По данной специальности квалификация определяется установленными государственными нормативами минимальными требованиями к знаниям, профессиональным навыкам и уровню ответственности.

Законодатель четко обозначает круг организаций, для которых внедрение профстандарта является обязательным:

  • бюджетные;
  • муниципальные;
  • государственные;
  • частные с долей госсобственности свыше 50%.

Еще один случай обязательного внедрения профстандарта — если по должности работник имеет право на компенсацию или для него установлены ограничения (например, по здоровью).

Таким образом, для водителя легкового автомобиля, по которому такие ограничения установлены, профстандарт станет обязательным, как только его примут.

Мы рекомендуем уже сейчас разработать должностную инструкцию водителя, опираясь на профстандарт со сходными обязанностями — 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств». Дело в том, что все профстандарты придерживаются одной структуры. Опираясь на уже готовую инструкцию по схожему профстандарту, вы легко переработаете ее в инструкцию по обязательному профстандарту водителя легкового автомобиля, когда таковой примут.

Общие положения профессионального стандарта

Внедрение профстандартов на предприятии поддерживается государством. Они основаны на действующей нормативной базе. Поэтому при применении профстандартов снижаются риски травматизма среди водителей, а руководитель будет иметь надежную правовую позицию для защиты корпоративных интересов в случае аварийных или других чрезвычайных ситуаций на транспорте.

Преимущества при внедрении профстандартов для водителя легкового автомобиля:

  • разработка современных квалификационных критериев для оценки уровня профессиональной подготовки сотрудников;
  • современный уровень управления персоналом;
  • своевременная переаттестация водителей и повышение безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • разработка должностных и производственных инструкций.

Расшифровка уровней квалификации

Для водителей легковых авто требования должны соответствовать «Квалификационному справочнику профессий рабочих…», утвержденному в 20.02.1984 постановлением Госкомтруда СССР № 58/3-102, приказу Минтруда России от 02.11.2015 № 833н и федеральному закону «О безопасности дорожного движения».

Квалификационные требования к должности водителя легковых автомобилей:

  • водительское удостоверение соответствующей категории РФ или международного водительского удостоверения;
  • общий водительский стаж не менее трех лет;
  • знание принципов работы, механизмов и умение управления автотранспортом и прицепом;
  • знание и соблюдение инструкций при техобслуживании авто;
  • соблюдение правил безопасности пассажиро- и грузоперевозок;
  • выполнение требований по страхованию;
  • выполнение правил ремонта и устранения неисправности на закрепленном авто;
  • выполнение правил управления авто в различных погодных условиях;
  • обеспечение гарантии безопасности всех участников дорожного движения;
  • осуществление своевременной заправки авто, допустимым видом ГСМ;
  • умение ориентироваться на дороге, «читать» дорожный атлас, планировать маршрут, знать ПДД;
  • навыки управления автомобилем в общем транспортном потоке и в любую погоду;
  • умение не создавать помех при движении и вовремя оповещать всех его участников о своих перемещениях;
  • умение перевозить пассажиров;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь.

Общие функции профстандарта

Должностная инструкция водителя для внедрения в организации может быть подготовлена ответственным исполнителем на основе государственного профстандарта № 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», утвержденного Минюстом в 2015 году.

Состав профстандарта водителя легковой машины:

  1. Общая информация: вид профдеятельности, код профессии, тарифная классификация и иная необходимая информация.
  2. Функции водителя: управление транспортным средством и его техобслуживание, грузо- и пассажироперевозки.
  3. Требования к кандидатам на соответствующую должность: допустимый уровень профподготовки, минимальный стаж, образование, минимальный возраст, старше 18 лет.
  4. Должностные обязанности из 11 операций: таксировка маршрутного листа; наблюдение за дорожной обстановкой; объем знаний из 7 разделов: специфика движения в разнообразных ситуациях, на разных трассах и пр.; перечень 7 практических навыков: управление транспортом в ограниченных условиях, исполнение контроля безопасного движения и пр.
  5. Перечень организаций и исполнителей, которые принимали участие в создании профстандарта.

Этапы применения профстандартов

Порядок внедрения профстандарта четко расписан нормативными документами. В него включены такие обязательные этапы:

  1. Издание руководителем предприятия соответствующего приказа.
  2. Утверждение регламента, определяющего все этапы внедрения профстандартов, сроки и ответственных за исполнение лиц.
  3. Корректировка существующей внутренней кадровой документацией в связи с внедрением нового профстандарта: должностных и производственных инструкций.
  4. Аттестация водителей легкового автотранспорта на знание новых должностных и производственных инструкций, которые входят в сферу их деятельности.

Однако пока профстандарт водителя не утвержден, организация должна ограничиваться теми требованиями к водителям, которые содержат закон «О безопасности дорожного движения» и квалификационный справочник

Профстандарт для водителей легкового автотранспорта должен быть установлен организациями государственной и муниципальной собственности, на балансе которых находятся легковые автомобили, используемые для технологического или управленческого процесса. Цель внедрения стандарта — соответствие организации современному уровню работы с персоналом и обеспечение качественного и безопасного выполнения работ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: