Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования, в ДОУ

Профстандарт педагога-психолога

Профессиональный стандарт педагога-психолога применяется для определения нагрузки специалиста и области его ответственности. Также он востребован для оценки компетентности специалиста, выявлении необходимости получения им дополнительного образования и в других областях кадрового делопроизводства и управления персоналом.

Актуальное законодательство по профессиональным стандартам

Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:

  1. Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
  2. В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
  3. Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.

Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Параметры профстандарта педагога-психолога

В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.

В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.

В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.

Для каждой функции перечислены:

  • достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
  • необходимое им образование;
  • их профильный опыт работы;
  • дополнительные требования к специалистам;
  • иные сведения;
  • классификация специалистов по справочникам профессий.

Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:

  • Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
  • Уровень их образования – высшее профессиональное.
  • Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
  • Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.

Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

По элементам функций даются следующие данные:

  • выполняемые педагогом-психологом должностные операции;
  • необходимые педагогу-психологу знания и умения;
  • иные сведения.

Например, для работы по психологической диагностике обучающихся указаны:

  • 7 операций – проведение психодиагностики, изучение детей и обучающихся с целью выявления их одарённости и пр.
  • 8 умений – выявление особенностей и причин дезадаптации, подбор/создание инструментария для диагностики обучающихся и т.д.
  • Знания в 10 областях – методы обработки полученных результатов, основы психологии личности/малых групп и пр.

Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.

В четвертой части документа содержится перечень организаций, занимавшихся его созданием.

Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов

Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?

Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.

Когда работодатель должен использовать профстандарты?

Он обязан их применять, когда:

  1. Работодатель – бюджетная организация или государственная компания (доля государства выше 50%).
  2. Для специальности/должности в законодательстве присутствуют квалификационные параметры.
  3. Специалисту законодательством даны права на определённые льготы и компенсации, а также если для него установлены какие-либо ограничения.

В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.

Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?

Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.

Зачем добровольно применять профстандарты?

Они дают работодателю новые возможности:

  • Проведение оценки и аттестации специалистов на базе формальных критериев.
  • Оценку уровня подготовки кандидатов на трудоустройство.
  • Актуализацию документов по управлению персоналом: штатного расписания, должностных инструкций и т.д.
  • Разработка показателей оценки эффективности работников (KPI).
  • Повышение качества кадрового делопроизводства.

Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:


    при приеме на работу для определения квалификации работника;

при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

при разработке штатного расписания для определения наименования должностей

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584).

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Читайте также:
Должностная инструкция менеджера по аренде - обязанности эксперта по недвижимости

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие

применение профессиональных стандартов

· Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);

· ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;

· ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 03.03.2015 №08-241 «О ПЕРЕНОСЕ СРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА»;

· Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;

· ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;

· «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»);

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников

в сфере общего образования

В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста можно найти актуальный текст профстандарта педагога:

· профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя – это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;

· профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) – приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;

· профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых – приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;

· специалист в области воспитания – приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Дополнительная информация о разработке и применении профессиональных стандартов

· Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»: http://profstandart.rosmintrud.ru

Локальные акты учреждения

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584 “Об особенностях применения проф.стандартов. “, предусматривающим поэтапное применения проф.стандартов, в МКДОУ д/с №478 разработаны и утверждены следующие локальные акты:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38» города Ярославля

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом рекомендаций Экспертного совета по профстандартам утвердило первые профессиональные стандарты. Среди них – профстандарты педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

До 2018 г. планируется принять около 800 профессиональных стандартов.

“Профессиональный стандарт педагога”

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н

Введение

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

  • 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
  • 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
  • 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
  • 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  • 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
  • 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  • 7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
Читайте также:
Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей (автослесаря) и обязанности

4.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

  • 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
  • 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
  • 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  • 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
  • 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
  • 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
  • 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  • 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
  • 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
  • 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
  • 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • 13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  • 14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  • 15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
  • 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
  • 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
  • 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  • 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  • 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
  • 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
  • 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
  • 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  • 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
  • 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  • 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  • 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  • 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
  • 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
  • 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
  • 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  • 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
  • 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
  • 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
  • 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
  • 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

  • 1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
  • 2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
  • 3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
  • 4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
  • 5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
  • 6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Читайте также:
Должностная инструкция менеджера по снабжению: особенности для торговли

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен

  • 1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • 2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • 4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
  • 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • 8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • 10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  • 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Читайте также:
Менеджер по работе с клиентами: обязанности и должностная инструкция

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Профстандарт воспитателя

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

– Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Читайте также:
Образец приказа о работе в выходные дни и пример для праздничных

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

Программы повышения квалификации

Детский сад №14 «Чайка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Чайка»
г.Феодосии Республики Крым», Россия

Вы здесь

Профстандарт

Профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации , необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий с совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. компетенций педагога. В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

размер оплаты труда; порядок исчисления стажа;

определение размера пенсии;

планирование карьеры педагогического работника.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части:

Общие сведения о стандарте:

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Читайте также:
Средняя зарплата в Самаре и Самарской области в 2021 году: размер заработка программиста, бухгалтера и других специализаций, как определяется средний размер заработной платы

Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

воспитания;

Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

Как мы с вами знаем, новый (ФГОС) стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС профстандарту ?

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2020 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2020 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОСдолжны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

Профессиональная компетентность заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога:

На первом этапе подготовки внедрения профстандарта задача заведующего – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат.

Введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций, это педагоги со значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая.

Во внутреннем стандарте нашего дошкольного учреждения мы дополнили принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств профессионального стандарта педагога следующими характеристиками:

способность к самообразованию и личностному росту;

осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития, создание «обогащенной среды», погружение ребенка в среду человеческой культуры;

видение современных требований и задач образования, ценностное отношение к ребенку, к культуре его развития, к творчеству;

потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно- смысловую направленность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Профстандарт педагога

Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».

Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:

Читайте также:
Приказ о запрете курения в организации в неположенном месте: как составить распоряжение и объявление о режиме на предприятии, строго отведенные места для курения табака в рабочее время, образец акта

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);

-приказ Минтруда России от 29 апреля 2013г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2013 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.

Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».

Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации

  • «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н);

    Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Информационное сопровождение введения профстандартов

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Читайте также:
Внеочередной медосмотр по инициативе работодателя: обязательно ли проводить медицинское освидетельствование и как часто, как направить работника на внеплановую процедуру, что делать, если сотрудник отказывается

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
  4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

  1. Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, пед.советы)
  2. Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МБОУ СОШ №16.

Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах

1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов

  1. Проведение информационного совещания администрации МБОУ СОШ №16 по применению профстандартов
  2. Формирование рабочей группы по внедрению профстандартов
  3. Утверждение состава рабочей группы
  4. Разработка плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов

Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.

Состав рабочей группы

  • Директор
  • Заместитель директора по УВР, ВР и АХР
  • Представитель профсоюза
  • Руководители методических объединений
  • Учителя
  • Педагог-психолог
  • Специалист по кадрам (при наличии)
  • Юрисконсульт (юрист) (при наличии)
  • Бухгалтер (при условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета)

Порядок формирования и деятельность рабочей группы

  1. Рабочая группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
  2. В плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за мероприятия
  3. Знакомство рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных совещаний, семинаров)
  4. Реализация мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов, предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной информации.

В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
  • ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных организаций;
  • информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных правовых актах;
  • своевременное информирование о сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих кадров.

Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах

  1. Составление списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
  2. Отслеживание корректировок профессиональных стандартов

3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций

  1. Сверка наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из профстандартов и квалификационных справочников
  2. Проверка должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.

4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта

Проверка данных по конкретными работникам:

  • насколько базовые требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям профессионального стандарта
  • насколько знания и умения работника соответствуют требованиям профессионального стандарта (результаты аттестации педагогов)

Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:

  • Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.
  • Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.
  • Третий уровень – уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам.
  • Четвертый уровень – педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.

  • Иметь в/о. Преподавателям, имеющим среднее специальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва от работы. Демонстрировать знания по предмету и программе.
  • Уметь планировать и проводить уроки, анализировать их.
  • Владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.).
  • Применять специальные подходы для включения в процесс всех детей. Давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля. Владеть компетенциями ИКТ.
Читайте также:
Кто не подлежит аттестации: работники, пенсионеры, закон и положение, педагоги, бухгалтера, вопросы, ЗП и сертификация

В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.

Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.

Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.

Профстандарт воспитателя

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

– Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Читайте также:
Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей (автослесаря) и обязанности

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

Программы повышения квалификации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: