Приказ 33н: методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), этапы, отчет о результатах и карта

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению” (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
“Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”

С изменениями и дополнениями от:

20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 27 апреля 2020 г.

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 23 августа 2019 г. N 231

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 28 марта 2014 г. N 71

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 27 апреля 2020 г. N 213н

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н

Читайте также:
Справка о доходах в свободной форме: образец формы, как выглядит бланк, скачать

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Процедура оценки

Методика проведения СОУТ с изменениями на 2020 год регламентируется несколькими основными нормативными актами: Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о спецоценке, Приказом № 33 от 24.01.2014 «Методика проведения специальной оценки условий труда».

По закону о СОУТ (ФЗ 426, приказ 33 от 24 января 2014 года с комментариями), процедура спецоценки инициируется работодателем, но саму проверку проводит организация, которая имеет на это право. Перечень предприятий, получивших соответствующие разрешения, доступен на сайте Министерства. Там можно получить все координаты потенциального исполнителя и выбрать оптимальный вариант для конкретной ситуации (в 2020 году таких организаций в реестре насчитывается 507).

Утвержденная Приказом 33 н методика проведения спецоценки условий труда в 2020 году состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим пошагово, что надо сделать, чтобы проверить рабочие места.

Шаг 1. Найти оценщика

На этом уровне работодатель определяет, какую организацию пригласить в качестве оценщика. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами. В ыбирайте ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, — наличие у компании собственной испытательной лаборатории. Иначе результаты спецоценки не примут контролирующие органы.

Шаг 2. Подготовить документы

После того как организация, оказывающая услуги по спецоценке, подобрана и с ней заключен контракт, работодатель должен:

1. Издать приказ о проведении СОУТ.

2. Определить, кто войдет в состав комиссии по оценке рабочих мест.

3. Решить, на каких рабочих местах будут оцениваться производственные факторы (составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке, как того требует Методика 33 н о специальной оценке условий труда с изменениями).

4. Составить график проведения спецоценки.

Законодательство позволяет проводить оценку не сразу на всех рабочих местах, а по очереди. Для чиновников главное, чтобы до конца 2020 года СОУТ прошли все.

Шаг 3. Оценить произошедшие с 2014 года изменения

С 2014 года могли произойти значительные изменения в работе компании. Проведите идентификацию новых рабочих мест, открытых в 2020 году. Что касается тех рабочих мест, на которых спецоценку уже проводили 5 лет назад, подтвердите по ним отсутствие вредности (п. 1 ст.17 и п. 4 ст.8 Закона 426-ФЗ, Приказ 33н о специальной оценке условий труда с изменениями).

Шаг 4. Проанализировать вредные и опасные производственные факторы

На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований и оценки. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:

  • физические, химические и биологические факторы;
  • неионизирующие и ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата и световой среды;
  • сложность трудового процесса.

Если испытания или измерения угрожают жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.

Шаг 5. Оформить результаты спецоценки

В отношении каждого рабочего места оформляется Карта СОУТ рабочего места, которая входит в отчет. Форму отчета о проведении спецоценки и инструкцию по его заполнению утвердил 33 н (методика проведения СОУТ) с изменениями (последние были внесены приказом от 14.11.2016 N 642н). Занимается оформлением отчета оценщик.

Результаты СОУТ подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель комиссии по спецоценке — руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.

По итогам этого этапа ясно, какие классы опасности присваиваются конкретным рабочим местам, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.

Работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и(или) опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Декларация подается работодателем по рабочим местам класса 1 или 2. В 2014–2015 году методика СОУТ утверждала, что ее должны были подавать только по рабочим местам с классом 2, а в 2016 году прошли изменения, теперь нужно подавать по классу 1 и 2. Для тех, кто подавал ранее, она автоматически пролонгируется (п. 7 ст.11 Закона 426-ФЗ; Письмо Минтруда России от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968), а вот тем, кто не подавал, придется об этом позаботиться. Изменения, внесенные законом №136-ФЗ от 01.05.2016, предусматривали применение его положений с 01.01.2014 года.

Читайте также:
Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно: специфика работы и ответственность, возможность работать на двух работах одновременно

Шаг 6. Ознакомить с итогами спецоценки работников и контролирующие органы

После того как эксперты по СОУТ закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. Приказ 33 н дает на информирование сотрудников 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов оценки на сайте компании, если он имеется.

Шаг 7. Хранить полученные результаты

Одна из обязанностей работодателя — всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Но есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Производить оценку заново необходимо, если:

  • введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
  • изменился технологический процесс или оборудование;
  • обновился состав применяемых материалов и(или) сырья;
  • поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных (опасных) производственных факторов.

Когда процедура спецоценки считается завершенной

В связи с тем, что многие компании до сих пор не провели спецоценку, актуальным становится вопрос — когда эта обязанность является исполненной. В Письме Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 есть прямой ответ на вопрос: датой завершения оценки условий труда является дата утверждения отчета, форма которого показана выше.

Нужно ли проводить повторную проверку, если юрлицо поменяло адрес

Да, если работодатель переместил рабочие места из одного офиса в другой, то внеплановая спецоценка необходима (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). И если был переезд в новый офис — тоже (Письмо Минтруда России от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982).

Ответственность работодателя и оценщика

Специальная оценка планировалась, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. О тветственность за несоблюдение требований к процедуре оценки предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе за несоблюдение сроков информирования подчиненных о результатах оценки, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000–10 000 рублей, а юридические лица — на 60 000–80 000 рублей.

Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше:

  • для должностных лиц — до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет;
  • для организаций — до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 14.54 КоАП РФ).

Приказ 33н: методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), этапы, отчет о результатах и карта

от 24 января 2014 года N 33н

(с изменениями на 27 апреля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 20 января 2015 года N 24н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2015, N 0001201502100009);

приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2015, N 0001201511240026);

приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2017, N 0001201702070034);

приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2020, N 0001202008210030).

– Примечание изготовителя базы данных.

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 марта 2014 года,
регистрационный N 31689

Приложение N 1

Методика проведения специальной оценки условий труда

(с изменениями на 27 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

Читайте также:
Ставка страхования от несчастных случаев по ОКВЭД в 2021 году

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

1.1. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация предусмотренных пунктом 1 настоящей Методики процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(Пункт дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

1.2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда, обязана получить в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда идентификационный номер предстоящей специальной оценки условий труда и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991, 2019, N 52, ст.7769.

(Сноска дополнительно включена с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)

Уведомление о получении идентификационного номера направляется в адрес работодателя организацией, проводящей специальную оценку условий труда, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)

II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Российская газета, 30 декабря 2013 года, N 6271) (далее – классификатор);

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – комиссия).

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)

результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Читайте также:
Перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера, местности, города и территории

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

7. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

9. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”).

10. Результаты идентификации заносятся в раздел “Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда” отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – отчет).

11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н. – См. предыдущую редакцию)

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на указанных в настоящем пункте рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н. – См. предыдущую редакцию)

Эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на рабочих местах, указанных в подпунктах первом – третьем настоящего пункта, может осуществлять:

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

изучение документов, характеризующих технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, а также регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;

Читайте также:
Должностная инструкция и обязанности, функции администратора гостиницы на ресепшене, отеля, хостела

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

обследование рабочего места;

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

Приказ 33н: методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), этапы, отчет о результатах и карта

Изменениями предусмотрено, что:

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда (СОУТ), до начала выполнения работ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора, обязана получить идентификационный номер предстоящей СОУТ и сообщить его работодателю.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя:

— на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
— в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется, в том числе, путем изучения представляемых работодателем:

— результатов, полученных при осуществлении производственного контроля за условиями труда (при наличии);
— результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Индивидуальный номер рабочего места при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места.

4. Результаты проведения СОУТ должны быть оформлены в виде отчета, титульный лист которого должен содержать идентификационный номер. Отчет должен быть утвержден председателем комиссии по проведению СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

Необходимые изменения внесены также в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н, и Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н. Изменения обусловлены необходимостью приведения вышеуказанных нормативных правовых актов Минтруда России в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Обязательность проведения СОУТ установлена в ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предлагаем вам принять участие в бесплатном вебинаре , организованном экспертами Департамента исследований условий труда Клинского института охраны и условий труда, по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» , который пройдет 29 января 2021 года в 10-00 по московскому времени. Записывайтесь на мероприятие!

В рамках вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — будут рассмотрены особенности оптимизации организационных процедур в процессе проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), практические аспекты минимизации рисков возникновения социальных конфликтов в процессе проведения и внедрения результатов СОУТ, обобщена практика применения правовых норм в условиях изменений законодательства по СОУТ, а также исключения получения штрафных санкций со стороны надзорных органов. Вебинар в первую очередь адресован руководителям организаций, специалистам служб охраны труда, менеджерам отделов кадров, а также представителям работников.

Вебинар по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» проводит Андрей МЕНЯЙЛОВ , директор департамента исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда», приглашенный спикер Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи. Эксперт имеет более 12 лет практического опыта работы в области проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, является одним из авторов обучающих программ в области внедрения передовых систем управления охраной труда.

В ПРОГРАММЕ ВЕБИНАРА:

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия, в состав которой включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представители работников (при наличии). Непосредственно идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, а также проведение инструментальных измерений и оценок на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ.

Более подробно о взаимодействии субъектов СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Организационный (подготовительный) этап. Приняв решение о проведении СОУТ, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:
Должностная инструкция директора по продажам: функциональные обязанности, задачи заместителя

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена СОУТ, определяется созданной работодателем комиссией. Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена СОУТ, комиссия составляет график проведения процедуры. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации. При составлении данного графика следует учесть следующее. По общему правилу, кроме особо оговоренных в Законе № 426-ФЗ исключений, СОУТ проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Более подробно о проведении организационного (подготовительного) этапа СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Проведение идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов. Чтобы провести СОУТ, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.). При проведении СОУТ специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).


Более подробно о проведении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Этап исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов. Специалистами экспертной организации на рабочих местах проводятся измерения фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования условия труда на рабочих местах классифицируются по степени вредности и/или опасности как оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).


Об особенностях исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов при проведении СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Согласование, оформление и передача отчета о СОУТ. По итогам проведения СОУТ экспертная организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами СОУТ, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета. В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении СОУТ работодателю следует разместить сводные данные о результатах СОУТ на своем официальном сайте — при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Использовать результат спецоценки можно после включения отчета о СОУТ в информационную систему Минтруда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).


Об особенностях подготовки, оформления и передачи отчета о СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Порядок определения аналогичных рабочих мест, формирование перечня. Результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Аналогичные рабочие места — рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:
Личная карточка работника по форме Т-2: скачать бланк и образец

Перечень аналогичных рабочих мест определяется созданной работодателем комиссией. СОУТ при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).


В ходе вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вам расскажут о том, как правильно выявить в организации аналогичные рабочие места и сэкономить значительные денежные средства предприятия при проведении СОУТ.

ПОРЯДОК ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Определение рабочих мест, подлежащих декларированию. Форма декларации, сроки подачи. Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.


Приняв участие в вебинаре — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вы ознакомитесь с нюансами декларирования условий труда, узнаете обо всех «подводных камнях» проведения данной процедуры.

Обсуждение типичных ошибок при проведении СОУТ, приводящим к социальным конфликтам и штрафным санкциям со стороны надзорных органов. Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых экспертами Федеральной службы по труду и занятости, уже позволил выявить наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении процедуры СОУТ.


Приняв участие в нашем вебинаре — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вы узнаете о том, какие нарушения при проведении СОУТ можно назвать типичными, как нарушения при проведении СОУТ влияют на предоставление гарантий и компенсаций работникам. Также вы ознакомитесь с тем, какая ответственность предусмотрена за нарушения при проведении СОУТ.

Всем участникам вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — мы отправим пакет шаблонов организационно-распорядительных документов, позволяющих оформить процессы проведения СОУТ в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом последних изменений и дополнений.

Приказ 33н: методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), этапы, отчет о результатах и карта

Речь идёт о приказе от 27.04.2020 № 213н (далее – Приказ № 213н), который с 1 сентября 2020 года внёс изменения в некоторые нормативные правовые акты Минтруда в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”» (далее – Закон № 451 ФЗ).

С 1 января 2020 года Закон № 451-ФЗ усилил контроль за внесением сведений о результатах специальной оценки условий труда в Федеральную государственную инфосистему учета результатов проведения спецоценки условий труда (ФГИС СОУТ). А именно:

  • обязал передавать в ФГИС СОУТ определенные сведения о проведённой спецоценке и получать для предстоящей спецоценки идентификационный номер, который присваивают в автоматическом режиме и включают в отчет о ее проведении;
  • в отчет о спецоценке также включают письменные замечания и возражения работника относительно ее результатов;
  • установил содержание и порядок передачи информации о проведении спецоценки в Минтруд;
  • приостановление деятельности организации, проводящей спецоценку, в случае выявления фактов несоблюдения установленных требований условий труда (до устранения нарушений);
  • уточнил правила использования методик (методов) измерений, состав подлежащих измерению вредных и/или опасных факторов производства.
  • Методика проведения спецоценки условий труда, Классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о спецоценку и инструкция по ее заполнению (приказ от 24.01.2014 № 33н);
  • Порядок проведения госэкспертизы условий труда (утв. приказом от 12.08.2014 № 549н);
  • Порядок формирования, хранения и использования сведений из ФГИС СОУТ (утв. приказом от 03.11.2015 № 843н).

Далее разберём изменения и дополнения в каждый из этих актов.

Новое в методике СОУТ

Организация, проводящая спецоценку, до её начала, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора о проведении СОУТ, должна:

  • получить в ФГИС СОУТ идентификационный номер предстоящей спецоценки;
  • сообщить его работодателю до начала работ.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и/или опасных факторов происходит также путем изучения представляемых работодателем результатов, полученных при осуществлении:

  • производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Новое в порядке проведения СОУТ

С 01.09.2020 установлено, что госэкспертиза условий труда может происходит по представлениям Роспотребнадзора в связи проведением им мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Читайте также:
Какие справки выдаются работнику при увольнении в 2021 и 2021 годах: СЗВ-стаж, по форме 182н, о заработной плате

Также закреплено, что обязательны для исполнения всеми участниками СОУТ, в том числе сторонами, имеющими разногласия, результаты:

  • экспертизы качества СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы;
  • проведения.

Новое в сведениях о СОУТ

С 01.09.2020 Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной госинфосистеме учета результатов проведения спецоценки предусматривает, в частности, что:

  • для уведомления работодателя о присвоении идентификационного номера предстоящей СОУТ организация, её проводящая, автоматически формирует уведомление о регистрации в ФГИС СОУТ сведений о заключении договора, содержащее такой номер;
  • для уведомления работодателя о передаче в ФГИС СОУТ сведений о результатах спецоценки организация, её проводящая, автоматически формирует в реестре уведомление (включает сведения о работодателе/организации, проводившей СОУТ/сводную ведомость результатов проведения/идентификационный номер отчета) и в течение 3-х рабочих дней со дня передачи в ФГИС СОУТ указанных сведений направляет его работодателю;
  • организация, проводящая СОУТ, в течение 30 календарных дней после передачи в ФГИС СОУТ сведений о результатах вправе внести изменения в переданные сведения.

Приказ 33н: методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), этапы, отчет о результатах и карта

Для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для размещения во ФГИС СОУТ в связи с изменениями в законодательстве о проведении специальной оценки условий труда.

В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), введенных Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ, функционал Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – ФГИС СОУТ) дополнен атрибутами ввода новых учетных показателей в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ (идентификационный номер и КПП).

В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах “а”, “в” и “в.1” пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (о наименовании, ИНН и КПП работодателя), и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

Обращаем внимание, что отчеты о проведении специальной оценки условий труда, передаваемые во ФГИС СОУТ в установленном законодательством о специальной оценке условий труда порядке с 13 января 2020 г., должны содержать указанный идентификационный номер независимо от даты утверждения отчета работодателем.

В случаях, когда отчет утвержден работодателем до 1 января 2020 г., либо работы по проведению специальной оценки условий труда завершены в 2019 году, но отчет работодателем утвержден в 2020 году, требование о получении идентификационного номера обусловлено системными настройками ФГИС СОУТ, при этом обязанность получения указанного номера до начала выполнения работ по специальной оценке условий труда и соответствующего уведомления об этом работодателя, не применяется исходя из отсутствия в течение 2019 г. на то правовых оснований.

При заключении гражданско-правового договора с января 2020 г. организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана руководствоваться вступившими в действие изменениями в Федеральный закон № 426-ФЗ.

В связи с переходом к использованию национального стандарта ГОСТ Р 34.10-2012 в средствах электронной подписи обновлены технические требования для использования системы ФГИС СОУТ. Проверьте соответствие настроек доступа требованиям Руководства по настройке рабочего места пользователя СОУТ.

Рекомендуется установка Крипто-Про версии 4.0 и обновление сертификатов корневых удостоверяющих центров.

  • Отчет СОУТ
  • Настройка доступа
  • Рекомендуемые формы
  • Письма
  • История изменений схемы XSD
  • Вопрос-ответ
Инструкции пользователя
  • Руководство по cозданию отчета СОУТ в ФГИС СОУТ
  • Информация для разработчиков и интеграторов

    Для взаимодействия по теме автоматизированной передачи сведений о результатах проведения СОУТ в ФГИС СОУТ отправьте письмо на адрес электронной почты mt@kiout.ru с темой “Разработчик ПО для автоматизации СОУТ”:

    • Наименование организации
    • Адрес местонахождения организации
    • Наименование программного обеспечения
    • Фамилия, имя, отчество контактного лица
    • Адрес электронной почты
    • Телефон
    Читайте также:
    Инженер по качеству: должностные обязанности, образец инструкции, чем занимается специалист в строительстве, ОТК на производстве

    Импорт отчета соут осуществляется в виде xml файла открытого формата, запакованного в архив zip с расширением “.sout”.

    Методика проведения СОУТ

    • Как составить заявление на материальную помощь к отпуску
    • Пособие по безработице в 2022 году: размер и порядок оформления выплаты
    • Убыток в декларации по налогу на прибыль
    • Каким будет прожиточный минимум в 2022 году
    • Обзор законодательства за период с 27 по 31 декабря 2021 года

    Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:

    анализа выявленных вредных факторов;

    классификации рабочего места по результатам исследования;

    Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

    дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.

    Методика СОУТ 33н с изменениями

    Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2020 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

    Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

    Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

    В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

    Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

    Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

    Подготовка к проведению СОУТ

    Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

    Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:

    Шаг. 1. Заключить договор

    Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

    Шаг 2. Создать комиссию

    Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

    председатель – представитель работодателя (у ИП – лично ИП);

    специалист по охране труда (если такого в штате нет – придется заключить договор со сторонним специалистом);

    представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет – включать не надо);

    другие специалисты работодателя по его усмотрению.

    Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

    Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

    Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

    Образец приказа об утверждении состава комиссии

    Шаг 3. Утвердить график

    В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

    График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

    После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

    Образец графика проведения специальной оценки условий труда

    Порядок проведения СОУТ

    Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

    требовать обоснования соответствующих результатов;

    обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

    Кроме того, работодатель обязан:

    предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;

    никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

    Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

    Первый этап. Идентификация

    Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

    характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;

    результаты ранее проведенных исследований и измерений;

    случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;

    предложения самих работников.

    Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

    Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

    Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

    Читайте также:
    Передача персональных данных третьим лицам: кто такой субъект, предоставление и обработка без согласия, запрет

    Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

    включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;

    при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;

    уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

    Второй этап. Исследования

    Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

    Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

    Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

    полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;

    номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);

    полное наименования работодателя включая его местонахождение;

    индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;

    наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

    Третий этап. Классификация

    Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

    химических, биологических и виброакустических факторов;

    ионизирующих и неионизирующих излучений;

    интенсивности и напряженности трудового процесса;

    комплекса воздействующих факторов.

    Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

    вредный (включает четыре подкласса);

    Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

    Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

    Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

    Четвертый этап. Заключение

    Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

    Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

    Отчет подписывают все члены комиссии.

    Отчет утверждается председателем комиссии.

    Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

    Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

    в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;

    не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;

    не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

    Образец бланка отчета по результатам СОУТ

    Периодичность проведения СОУТ

    Специальная оценка условий труда бывает:

    Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.

    Внеплановая проводится, при:

    вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;

    изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;

    получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;

    смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.

    В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).

    В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.

    Штраф за отсутствие СОУТ

    В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.

    При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

    Разногласия

    Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: