Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя: коэффициент кратности соотношения в бюджетной сфере

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя: коэффициент кратности соотношения в бюджетной сфере

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

О расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников (направлено письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2017 г. № 12-1066)

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.

Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).

Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.

Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.

В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Определение среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) = Начисленная зарплата работников учреждения за определяемый период (квартал, полугодие, год) (без руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, президента вуза, и.о. руководителя, заместителей руководителей [и.о. заместителей руководителя из числа НПР, ППС и др.])
Среднесписочная численность работников в определяемый период (без руководящих работников)

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (пункт 79 указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения [форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»], утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. № 498 [введен в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2016 г. № 686, вступил в силу с 1 января 2017 г.]).

Определение среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера = Начисленная зарплата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за определяемый период (квартал, полугодие, год)
3, 6, 9, 12 месяцев

Расчет ведется отдельно по каждой должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает неполный календарный год (неполный период), его среднемесячная заработная плата определяется с учетом количества полных отработанных месяцев.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).

Читайте также:
Должностная инструкция ведущего бухгалтера: квалификационные требования, обязанности на предприятии, функции в бюджетном учреждении

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера)

Уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера
= Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Внимание! В случае, если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного, установленного по учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, необходимо принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера (проректоров, президента вуза, исполняющих обязанности руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем, в кратности установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного учреждения и среднемесячной заработной платы работников данного учреждения помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, также может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения (часть вторая статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).

Обзор документа

Сообщается, что в системе Минобрнауки России соотношение среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главбухов федеральных учреждений и среднемесячной зарплаты работников этих учреждений рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю).

Это делается путем деления среднемесячной зарплаты соответствующего руководителя, заместителя, главбуха на среднемесячную зарплату работников.

В некоторых случаях условия оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов могут быть по решению Министерства установлены без учета предельного уровня соотношения. Это касается федеральных учреждений, определенных Правительством РФ, федеральных университетов, РУДН, МФТИ, Белгородского ГНИИ.

Среднемесячная зарплата работников рассчитывается без учета зарплаты руководителя (его заместителей, проректоров, главбуха, президента вуза).

Среднесписочная численность работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главбуха. Она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату (например, на последнее число отчетного периода).

Внутренние совместители учитываются полностью.

Если по результатам расчетов уровень соотношения окажется выше предельного, то необходимо принять меры по приведению зарплаты руководителя, его заместителей, главбуха (проректоров, президента вуза, и. о. руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем в кратности, установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.

Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ

Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

На какие документы опираться?

Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.

На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат – диапазон в кратности от 1 до 8, а органы-учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).

В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы-учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).

На предельные соотношения, заданные органом-учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.

Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично-правового образования. А кто-то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.

Читайте также:
Перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам: образец списка контингента

Вот еще несколько примеров.

* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно-педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо – это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 – 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).

Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Что грозит за превышение порога?

За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Читайте также:
Зарплата священника в 2021 году: сколько зарабатывают в России, получают ли заработную плату от государства, сколько получает батюшка в церкви, из чего складывается официальная заработная плата

Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).

Какую информацию публиковать?

После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа-учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.

Порядок и сроки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отношении федеральных учреждений действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 – согласно ему сведения должны быть размещены в Интернете до 15 мая года, следующего за отчетным. На региональном и муниципальном уровнях сроки зачастую меньше. К примеру, в Самаре (реквизиты нормативного акта даны в таблице) муниципальным учреждениям необходимо до 15 марта направить информацию в отраслевой орган и до 10 апреля она должна быть опубликована на сайте городской администрации.

В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами-учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454-7) внесен в Госдуму.

[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).

[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

[4] Постановление правительства Нижегородской области от 30.01.2017 № 34

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ[1], вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Читайте также:
Имидж компании: положительный, корпоративный, оценка и продвижение, анализ и улучшение, поддержание и методы формирования

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень[2]. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Читайте также:
Начисление и расчет северных надбавок и коэффициентов за работу в районах крайнего севера

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ[3] размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

[1] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[2] В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

[3] «О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Минобрнауки России от 30.03.2020 N МН-17/645-АС

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 30 марта 2020 г. N МН-17/645-АС

ПРИНЦИПОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с обращениями образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее – организации), по вопросам совмещения, внутреннего и внешнего совместительства руководителей организаций информирую о следующем.

1. Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы регламентируется статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Руководитель организации вправе выполнять в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу в возглавляемой организации по другой профессии (должности) за дополнительную оплату, которая может осуществляется путем совмещения профессий (должностей), либо по такой же профессии (должности), которая может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем учреждения.

В связи с тем, что дополнительная работа в рамках совмещения осуществляется в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, представляется, что возникает риск неэффективного исполнения руководителем организации должностных обязанностей. С целью минимизации обозначенного риска Минобрнауки России предполагается осуществление согласования совмещений руководителей организаций по функционалу должностей научных работников и (или) должностей профессорско-преподавательского состава.

Размер доплаты за совмещение должности научного работника и (или) должности профессорско-преподавательского состава устанавливается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) руководителя организации в абсолютном размере, который ежемесячно выплачивается руководителю организации в период выполнения дополнительной работы и не может превышать половины должностного оклада по совмещаемой должности, установленного в штатном расписании организации.

Читайте также:
Честь и достоинство: способы защиты, статьи по деловой репутации, право на защиту

Для организаций, включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р (далее – Перечень), предельный размер доплаты за совмещение может составлять до двух среднемесячных заработных плат работников (без учета среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителей и главного бухгалтера) этих организаций.

Рассмотрение Минобрнауки России заявлений руководителей организаций, включенных в Перечень, на совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работы, будет осуществляться с учетом следующего:

– оценка по итогам мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения;

– уровень средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политике”, в организации;

– статус организации (научно-исследовательский университет, федеральный университет);

– соблюдение соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников возглавляемой организации (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н.

Рекомендуемый образец заявления руководителя организации на совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работы прилагается к письму Минобрнауки России от 1 февраля 2019 г. N МН-201/АС (копия прилагается).

2. Работа руководителя организации по совместительству регламентирована статьей 276 ТК РФ, согласно которой руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя (внешнее совместительство в силу статьи 60.1 ТК РФ) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (Минобрнауки России).

Рекомендуемый образец заявления руководителя организации на внешнее совместительство прилагается к письму Минобрнауки России от 1 февраля 2019 г. N МН-201/АС.

Возможность заключения с руководителем организации трудового договора по внутреннему совместительству (выполнение в свободное от основной работы время другой регулярно оплачиваемой работы в возглавляемой организации), по мнению Минтруда России, трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

3. В соответствии с абзацами седьмым и десятым пункта 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (далее – Положение), приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н “Об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)” (далее – Приказ 64н) установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и средней заработной платы работников этих учреждений соответствующей кратности.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 9 Положения соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения. Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы”.

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 40н “О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, информацию о рассчитываемой за календарный год своей среднемесячной заработной плате.

4. Также в связи с поступлением обращений от организаций о согласовании выплат руководителям организаций по гражданско-правовым договорам (далее – договоры ГПХ) отмечаю, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Договоры возмездного оказания услуг и договоры подряда являются гражданско-правовыми договорами (далее – договоры ГПХ) и регулируются положениями ГК РФ.

Читайте также:
Алименты на ребенка: сколько процентов от зарплаты на 2021 и 2021 год по новому закону, сумма на одного, двоих и более детей, как высчитываются, максимальный процент

Трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по договорам ГПХ.

За исполнение своих должностных обязанностей руководитель организации получает заработную плату, размер которой определяется трудовым договором.

По договору ГПХ исполнитель получает вознаграждение за выполнение работ (оказание услуг).

С учетом изложенного сообщаем, что вознаграждения по договорам ГПХ, получаемые руководителем организации, непосредственно участвующим в выполнении этих работ (оказании услуг), осуществляются по условиям заключенных договоров ГПХ, не требуют согласования с Минобрнауки России, и не учитываются при расчете предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей организаций и среднемесячной заработной платы работников этих организаций (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленного Приказом 64н.

Согласно Положению о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, Минобрнауки России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. В связи с этим данное письмо не является официальным разъяснением положений законодательства Российской Федерации.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников

Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

  1. Правовые нормы
  2. Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников
  3. Показатели предельного соотношения
  4. Ответственность за несоблюдение соотношения
  5. Порядок расчета
  6. Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Правовые нормы

Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

  1. Директоров учреждения.
  2. Председателей фондов.
  3. Их заместителей.
  4. Главных бухгалтеров.
  5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись. Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

  1. В государственных и муниципальных учреждениях.
  2. В унитарных предприятиях.
  3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
  4. В территориальных фондах ОМС.

На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

  1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
  2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Ответственность за несоблюдение соотношения

Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

Читайте также:
Должностная инструкция весовщика: кто такой, обязанности в сельском хозяйстве, автомобильные весы

Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

Порядок расчета

При расчете среднемесячного заработка учитывается не только оклад руководителей, но и их другие доходы (например, премии и бонусы). Связано это с тем, что в понятие заработной платы, которое прописано в ст. 129 Трудового кодекса, входит не только оклад, но и полученные компенсационные и стимулирующие выплаты. Это, в частности, выплаты, предусмотренные районным регулированием (например, северные надбавки), и выплаты, рассчитанные по среднему заработку (например, для оплаты отпусков).

Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и иного персонала рассчитывается на основании порядка, утвержденного Правительством РФ в 2007 году №922. Указанные правила едины для руководителей федерального, регионального и муниципального уровней.

В случае если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещают должности, то начисленная им зарплата учитывается как в целом, так и при совмещении.

Процедура расчета соотношения зарплат руководителей будет состоять из нескольких этапов:

  1. Определяется среднемесячная зарплата сотрудников. Для этого фактически начисленная заработная плата сотрудников из списочного состава делится на среднюю численность работников за календарный год и на 12 месяцев.
  2. Рассчитывается среднемесячная зарплата руководителей и иных работников: фактически начисленная им зарплата делится на 12 месяцев. Если же руководитель не отработал полный год, то его доходы делятся на количество отработанных им месяцев.
  3. Определяется соотношение путем деления среднемесячной зарплаты руководителя на среднемесячную зарплату работников.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Соблюдение предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей федеральных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий и работников этих организаций

Общие сведения

3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который обязал установить предельные размеры соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
  • Федеральный закон ввел обязательность установления соотношения заработных плат учредителями учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
  • по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
  • по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Данными актами устанавливается максимальный уровень предельного соотношения.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 1259 «О предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников этих фондов»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1349 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий»
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2555-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников этих предприятий»
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений»
  8. Приказ Минтруда России от 12 октября 2017 г. № 719н «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
Читайте также:
Отличие сокращения численности от сокращения штата: комиссия, увольнение, уведомление, статья 81 ТК РФ

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников

  • Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций
  • Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ
  • Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников
  • Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения
  • Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать
  • Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций

Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда.

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Важно! Для организаций-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Обратите внимание! Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.
Читайте также:
Обязанности менеджера по работе с ключевыми клиентами (key account manager)

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Федерального агентства по делам молодежи от 18.11.2019 г. № 396 устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Обратите внимание! Правила об установлении предельного соотношения могут содержаться в трудовом договоре (Единые рекомендации…, утв. решением Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения

Важно! В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 145 ТК РФ правила о предельном соотношении для должностей в учреждениях и фондах, внесенных в определенные списки, утвержденные Правительством РФ, могут:

  • не соблюдаться;
  • вводиться повышенные по сравнению с общей нормой из положений № 2 и 583.

Рассмотрим сказанное на примерах. Так, перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений…, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р, содержит список учреждений, где зарплата руководящего состава не ограничена общим правилом «от 1 до 8». Одно из таких учреждений — ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ». Соответственно, приказом Минэкономразвития России от 31.03.2017 № 155 показатель кратности для руководящего состава академии установлен, но в значительно повышенном размере: он равен 14.

Для ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», включенного в перечень, утв. распоряжением № 2627-р также установлена повышенная кратность — 17 (приказ Казначейства России от 31.07.2019 N 24н).

Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать

Методика расчета содержится в абз. 7 п. 9 положения № 583. Пошагово она выглядит следующим образом:

  1. Вычисляется среднемесячная зарплата работника и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) соответствующего учреждения/предприятия/фонда по правилам п. 20 положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчетный период — календарный год. Подробно о порядке расчета средней зарплаты рассказывает статья Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?
  2. Величина среднемесячной зарплаты руководителя делится на величину среднемесячной зарплаты работника.
  3. Полученный результат сравнивается с действующим для данного юрлица показателем кратности.

Осуществляя указанные расчеты, учредителю необходимо предполагать, что руководителем будет получена максимальная зарплата — со всеми стимулирующими выплатами и при условии максимальной эффективности работы организации.

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Вывод! Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: