Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: уровни государственной системы, законодательная база

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений — развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций — предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Читайте также:
Дефектная ведомость на списание материальных ценностей: образец, скачать бланк, как списать, проводки

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Читайте также:
Программа складского учета: бесплатно, обзор, Excel, как вести

Нормативно-правовая база регулирования аудиторских организаций

Практическая аудиторская деятельность нередко опережала формирование нормативной базы. Преимущественно аудиторские компании стремились к быстрому освоению рынка аудиторских услуг, расширяли их виды и оказывали профессиональную помощь самым разнообразным хозяйствующим субъектам. Подобное положение спровоцировало снижение уровня требовательности относительно качества предоставляемых услуг и даже нарушения установленных правил, выдачу заключений за вознаграждение, без реального проведения аудиторской проверки. Сложившаяся ситуация стимулировала органы, регулирующие аудиторскую деятельность, на решение проблем контроля качества аудиторских проверок. Также возникла необходимость в формировании единого нормативного документа и в конце лета 2001 г. временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Федеральным законом от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За восемь лет его существования было внесено множество поправок, существенных корректировок и дополнений, которые, в свою очередь, привели к образованию в декабре 2008 г. нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности». На данный момент времени это закон является ключевым документом, действие которого направлено на регулирование аудиторских услуг.

Содержание закона об аудиторской деятельности

Закон «Об аудиторской деятельности» является одним из важнейших нормативных актов. Он определяет роль аудиторской деятельности в отношениях финансового и хозяйственного направления. В России исторически обусловлено наличие только государственных контролирующих органов, а аудит стал средством независимого контроля, чью роль и место определяет данный закон. Таким образом, в положении «Об аудиторской деятельности» утверждены следующие моменты:

  • Формулировка аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих услуг.
  • Система органов и нормативных актов, выполняющих регулирующую функцию в осуществлении аудиторской деятельности.
  • Формулировка аудитора, аудиторской организации и саморегулируемой организации аудиторов.
  • Последовательность проведения аттестации аудиторской деятельности, обоснование необходимости ее осуществления.
  • Условия внесения в реестр саморегулируемых организаций, членства аудиторских организаций и аудиторов в данном объединении.
  • Ведение реестра СРО, аудиторов и аудиторских фирм.
  • Определение ситуаций, в которых обязательно проведение проверки.
  • Формулировка и систематизация норм аудиторской деятельности.
  • Привилегии и обязательства аудиторских компаний и проверяемых лиц.
  • Формулировка и состав профессионального заключения аудитора.
  • Система государственного надзора за деятельностью СРО и контроля качества работы аудиторских фирм.

Однако не только данный закон регламентирует основные требования к ведению деятельности. На сегодняшний день в России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности. Все основные элементы системы регулирования определены на законодательном уровне.

Таким образом, смешанная система регулирования осуществляется не только при помощи законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и при помощи документов общественных организаций.

Система нормативного регулирования в России

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в России осуществляется на основании четырех уровней нормативных актов, которые представлены далее:

Первый уровень

Он представлен гражданским и нормативным кодексом РФ, Федеральными законами: «Об аудиторской деятельности»; «О саморегулируемых организациях»; «Об акционерных обществах»; «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и прочими. Кроме того, в него вошли нормативные акты государственной власти, а именно постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и прочее. На их основе проводится регулирование аудиторской деятельности на государственном уровне.

Второй уровень

Его представляет национальный кодекс профессиональной аудиторской этики, стандарты федерального масштаба, нормативные акты, методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования Минфином России. Среди таких руководств

  • приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93 «Временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федераци».
  • «Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этик», утвержденное Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 30.10.2008 и прочие.

Ведущая роль в разработке таких документов отводится совету по аудиторской деятельности, в связи с чем их можно отнести к нормативным актам смешанного регулирования.

Третий уровень

Включает в себя акты объединений профессиональных аудиторов. Они формируются объединениями в условиях данных полномочий, представлены кодексами профессиональной этики СРО, стандартами, методическими руководствами и положениями, издаваемыми СРО в рамках своих полномочий

Читайте также:
CMR: международная товарно-транспортная накладная, скачать бланк и образец

Четвертый уровень

Сюда принято относить нормы реализации внутреннего контроля качества, сформированные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а также внутренние методики и стандарты аудиторской деятельности.

Нормативные акты третьего и четвертого уровней позволяют осуществлять саморегулирование деятельности аудиторов.

Функции по регулированию отношений между саморегулируемыми аудиторскими организациями осуществляет Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Φ3 «О саморегулируемых организациях». Такие предприятия обобщают субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, проводя взаимодействие саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров, органов исполнительной власти.

Закон «О саморегулируемых организациях» содержит:

  • Формулировка саморегулирования и его субъектов.
  • Предмет саморегулирования, стандарты и правила, общие условия принятия некоммерческой организации СРО. Содержание саморегулирования принято определять как разработку и формирование стандартов, правил конкретного вида деятельности, а также контроль их соблюдения.
  • Структуру органов управления, базовые функции, права и обязанности саморегулируемой организации.
  • Потребность в разработке и утверждении стандартов и правил СРО, создании специализированных органов осуществления контроля их соблюдения.
  • Порядок реализации контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих участников.
  • Механизмы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями товаров и иными лицами.

Федеральные правила аудиторской деятельности

Отечественные стандарты аудита носят название Федеральных правил аудиторской деятельности или ФПСАД.

Первый пакет стандартов содержал в себе шесть положений и вступил в силу в 2003 году. С этого момента правила периодически претерпевают изменения и дополняются. Изменение стандартов связано с динамично колеблющейся экономической ситуацией в России, расширением рынка аудиторских услуг, модификациями в аудиторской практике на международном уровне, определением и систематизацией новых ситуаций, с которыми неизбежно сталкивается аудитор в процессе профессиональной практики.

По состоянию на конец 2010 года действовало 34 нормы федеральных стандартов, сформированных согласно уже не действующему закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и утвержденных постановлением правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Данные нормы будут иметь силу до момента формирования уполномоченным органом других ФС аудиторской деятельности, предусмотренных новым законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности».

ФПСАД охватывают систему информации, необходимой для осуществления аудиторской деятельности, аудита и сопутствующих услуг. Они формируют единые требования к процессу оказания услуг сферы аудита, оформлению результатов, оценивают качество работы аудиторских организаций.

Требования ФПСАД необходимы аудиторам и органам государственного регулирования для разработки и осуществления грамотной политики в сфере предоставления аудиторских услуг в России. Соответствие отечественных стандартов международному уровню обеспечивает доверие к аудиторскому заключению со стороны пользователей внутри страны и за ее пределами.

Особую роль в процессе формирования и модернизации стандартов играет и само аудиторское сообщество. Активное участие в процессе стандартизации аудита является важным элементом общего развития, поскольку следования данным стандартам, прежде всего, затрагивает практикующих аудиторов.

Развитие аудиторской деятельности должно основываться на положительном опыте мирового аудиторского сообщества, практических достижениях, ставших итогом функционирования отечественных предприятий и организаций. Посредством объединения достижений специалистов в сфере аудита и консалтинга, способствовать дальнейшему самосовершенствованию аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемых аудиторских организаций формируют требования и ко многим процедурам, дополняя тем самым требования, установленные на федеральном уровне в случае, если они не противоречат последним. Нормы утверждаются для членов организаций аудиторской области. Обязательным условием должно быть отсутствие препятствий для осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами профессиональной деятельности. Они обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, являющихся участниками указанной саморегулируемой организации.

Систем регулирования аудиторской деятельности в России осуществляется при участии некоторых субъектов аудиторской деятельности, а именно:

  • Уполномоченный федеральный орган выполняет контролирующую функцию аудиторской деятельности на государственном уровне.
  • Совет по аудиторской деятельности при УФО реализовывает смешанное регулирование.
  • Саморегулируемые объединения аудиторов обеспечивают контроль саморегулирования.
  • Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы также выполняют саморегулирование аудиторской деятельности.

Роль Минфина в процессе регулирования аудиторской деятельности

Постановлением российского правительства от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» обязанности уполномоченного федерального органа государственного управления аудиторской деятельностью возложены на Министерство финансов. Под патронажем данного органа собран департамент, который регулирует финансовый контроль аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Читайте также:
Договор на оказание бухгалтерских услуг: образец 2017 года, стоимость услуг ведения бухучета

Согласно п. 2 ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности» представительный федеральный орган берет на себя обязанности выполнения следующих функций:

  • Формирование принципов государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
  • Нормативно-правовое регулирование в области аудита, установление федеральных норм деятельности, правил независимости аудиторов и организаций, осуществляющих аудиторские услуги. В его компетенции также находится принятие иных постановлений, контролирующих деятельность аудиторов, согласованную с Законо «Об аудиторской деятельност».
  • Ведение реестра государственного значения саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских компаний.
  • Мониторинг положения аудиторских услуг на рынке.
  • Внешни анализ качества работы фирм и компаний, оказывающих аудиторские услуги и организующих проведение обязательного аудита государственной собственности.

Отдел управления государственным финансовым контролем, который был сформирован в рамках Минфина, разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в РФ, реализует надзор над этой деятельностью, защищает государственные интересы, экономических субъектов, аудиторских организаций и аудиторов. Служащие департамента регулярно предоставляют в средствах массовой информации рекомендации по проведению проверок годовой бухгалтерской отчетности предприятий и использованию законодательства в сфере учета и аудита для компаний и индивидуальных аудиторов. Подобные материалы оказывают помощь аудиторам в корректном применении постановлений Закона «Об аудиторской деятельности» и ФПСАД, а также защищают интересы широкой общественности в достойном проведении внешнего независимого финансового контроля.

Рекомендации Минфина содержат указание на самые значительные вопросы, требующие изучения в процессе предоставления аудиторских услуг. Так, в условиях мирового финансового кризиса максимальное внимание уделяется факторам риска право- и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, непрерывности деятельности, проведения операций со связанными сторонами. Благодаря вовлечению в процесс формирования проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, специалистов и экспертов как отечественных, так и зарубежных, удалось организовать обратную связь с аудиторским сообществом.

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности стал сравнительно новой структурой в системе государственного контроля аудиторской деятельности. Он также основан при Министерстве финансов РФ и реализует функции по обеспечению интересов общественности в процессе предоставления аудиторских услуг.

В состав данного регулирующего органа входят:

  • Пользователи финансовой отчетности в составе 10 человек.
  • Представители аккредитованного органа федерального значения в составе двух человек.
  • Представители от органов исполнительной власти, реализующих функции по формированию государственной политики, нормативно-правового регулирования в области развития предпринимательской деятельности.
  • Представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность по принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору в области финансовых рынков.
  • Представитель ЦБ РФ.
  • Два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых определяются при участии всех саморегулируемых организаций.

Для определения решений совета также формируется рабочий орган, состав и численность которого определяются уполномоченным федеральным органом. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления, представители уполномоченного органа, научной, педагогической общественности и прочие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов. В числе участников также руководитель единой аттестационной комиссии, формируемой на основании закона «Об аудиторской деятельности».

При этом количество представителей саморегулируемых организаций в рабочем органе Совета не должно превышать 70 % от общего числа участников.

Положение о Совете по аудиторской деятельности и рабочем органе Совета утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент рабочего органа и Совета по аудиторской деятельности утверждаются Советом аудиторской деятельности.

Информация о деятельности Совета, а также его рабочего органа должна находиться в свободном доступе. Данное условие обеспечивается официальным интернет-порталом Минфина России.

Функции, осуществляемые Советом по аудиторской деятельности, достаточно многообразны и включают следующие пункты:

  • Рассмотрение вопросов государственной политики в области аудита.
  • Рассмотрение проектов федеральных стандартов и прочих нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также рекомендации рассмотренных положений к утверждению уполномоченным федеральным органом.
  • Одобрение порядка проектных разработок федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики аудиторов.
  • Анализ деятельности саморегулируемых организаций по осуществлению внешнего контроля качества предоставляемых услуг, определение рекомендаций по совершенствованию деятельности.
  • Внесение на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложений о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторов.
  • Рассмотрение обращений и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов, внесение соответствующих предложений на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
  • Осуществляет необходимые функции для поддержания высокого уровня профессионализма в предоставлении аудиторских услуг, руководствуясь Федеральным законом и положением о Совете по аудиторской деятельности.
Читайте также:
Аудит кассовых операций на 2020-2021 годы: особенности учета денежных средств в кассе

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
“Об аудиторской деятельности”

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г., 26 ноября 2019 г., 1 апреля, 8 июня, 29, 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона

Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Части 1 – 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2008 г. N 267, в “Парламентской газете” от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г. и с 1 июля 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ)

Действие пункта 3 части 1 статьи 5 было приостановлено до 1 января 2021 г. в части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями, за 2019 г., за исключением случая, если аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 мая 2020 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита такой отчетности

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Читайте также:
Начислена амортизация нематериальных активов: проводки, определение счета 05 бухгалтерского учета

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года.

Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:

Целью Федерального закона является изменение действующей системы регулирования аудиторской деятельности за счёт отмены ее лицензирования, формирования сообществом аудиторов механизмов самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, введения обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также передачи этим объединениям ряда функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.

Федеральным законом разделяются понятия аудита и аудиторской деятельности (в настоящее время они практически идентичны), устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Федеральным законом устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Читайте также:
Нормы списания ГСМ и формулы для расчета: образец таблицы

Федеральным законом сохраняется существующий порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций — участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций: это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Федеральным законом предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями), что, безусловно, является мерами поддержки малого бизнеса в аудите и будет способствовать развитию конкуренции на аудиторском рынке.

Устанавливается, что в области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

В Федеральном законе впервые даётся определение кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Федеральным законом детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведённых ими услуг.

Одним из существенных требований к саморегулируемой организации аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Предусмотренный Федеральным законом квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности саморегулируемых организаций аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.

Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.

Федеральным законом устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним саморегулируемой организацией аудиторов и уполномоченным федеральным органом.

В целях недопущения сбоев в деятельности аудиторских организаций при переходе к новой системе регулирования аудиторской деятельности по ряду ключевых вопросов (создание саморегулируемых организаций аудиторов, проведение квалификационного экзамена, действие квалификационных аттестатов аудитора и стандартов аудиторской деятельности, деятельность Совета по аудиторской деятельности) Федеральным законом предусматриваются введение значительного переходного периода и соответствующие переходные положения.

Реализация предусмотренных Федеральным законом мер значительно приблизит нормы законодательства Российской Федерации в области аудиторской деятельности к признанным международным нормам.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

  • Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
  • Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
  • Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
  • Итоги
Читайте также:
Акт приема-передачи материальных ценностей: образец заполнения и бланк, криминалистическая характеристика присвоения и растраты

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон “О бухучете” читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 “Запасы” (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.

Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  • Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
  • При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

    В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

    Итоги

    Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

    Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

    • Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности
    • Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ
    • Основные положения закона об аудиторской деятельности
    • Несколько слов о МСА
    Читайте также:
    Поля 106 и 107 в платежном поручении в 2021 году. Налоговый период в платежном поручении

    Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

    Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

    • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
    • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

    Порядок заключения договора на проведение аудита (нюансы) Подробнее

    Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

    Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

    В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

    Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

    Об особенностях составления аудиторских заключений при проведении аудита в условиях эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

    Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

    Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

    1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
    2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные приказами Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н, от 30.12.2020 № 335н. В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
    3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
    4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
    5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

    Основные положения закона об аудиторской деятельности

    Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

    Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

    • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
    • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
    • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
    • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
    • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
    • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

    Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

    Несколько слов о МСА

    В России уже несколько лет , как внутреннее регулирование заменено международными стандартами аудита (МСА). Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудитаЭти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

    Читайте также:
    Компенсация за использование личного автомобиля в 2021 году. Начисление компенсации за использование личного транспорта

    Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

    Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

    Государственное регулирование аудиторской деятельности

    Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены следующие основные функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

    • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности определяются программными и плановыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку институт аудита является инфраструктурным элементом рыночной экономики, то государственная политика в области аудиторской деятельности направлена, прежде всего, на создание и поддержание условий и предпосылок последовательного и успешного исполнения институтом аудита присущих ему функций в экономике, а именно: повышение доверия участников гражданского общества к информации, представляемой им экономическими субъектами. Помимо этого проводимая государственная политика направлена на развитие национального рынка аудиторских услуг, укрепление национальных аудиторских организаций, формирование национального кадрового потенциала аудиторов, поддержание национальных профессиональных институтов аудиторов;
    • принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных указанным Федеральным законом. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности предусматривает, прежде всего, издание нормативных правовых актов, которыми осуществляется регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе стандартов аудиторской деятельности;
    • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является федеральной информационной системой, содержащей сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности;
    • ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (систематизированных перечней аудиторов и аудиторских организаций). Контрольный экземпляр реестра предназначен для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
    • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
    • участие в создании единой аттестационной комиссии и ее деятельности. Единая аттестационная комиссия проводит квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора. Минфин России определяет порядок создания Единой аттестационной комиссии, порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена. Представитель Минфина России участвует в коллегиальном органе управления Единой аттестационной комиссии;
    • обеспечение работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Совет по аудиторской деятельности создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности призван выполнять функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности является институтом независимого от аудиторской профессии надзора за развитием этой профессии. Минфин России утверждает состав Совета по аудиторской деятельности, осуществляет организационно-техническое обеспечение его деятельности, а также административное оформление вынесенных им решений;
    • осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: