Правила подачи заявления на оценку квалификации

Правила подачи заявления на оценку квалификации

Порядок проведения оценки профессиональных квалификаций устанавливается:

Оценка профессиональных квалификаций соискателя включает в себя следующие процедуры:

прием и регистрация заявления на проведение оценки профессиональных квалификаций (форма заявления) и комплекта соответствующих документов соискателя; образец заявления соискателя

рассмотрение заявления и пакета документов соискателя;

принятие решения о допуске / не допуске соискателя к сдаче профессионального экзамена;

заключение договора между заявителем и ЦОК (организацией, на базе которой функционирует ЦОК) на проведение оценки профессиональной квалификации;

назначение даты (дат) проведения теоретической и практической частей профессионального экзамена;

проведение профессионального экзамена квалификационной комиссией;

оформление свидетельства о профессиональной квалификации (далее – Свидетельство) установленной формы или уведомление соискателя об отказе в присвоении заявленной им квалификации;

регистрация Свидетельства в Федеральном реестре в установленном порядке.

Центр оценки квалификаций в течение 10 дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена

Информация о принятых решениях ЦОК размещается на официальном сайте ЦОК.

Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (далее – протокол). Центр оценки квалификаций не позднее 7 дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.
Совет по профессиональным квалификациям на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 дней после завершения профессионального экзамена:
а) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;
б) принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
в) направляет в автономную некоммерческую организацию “Национальное агентство развития квалификаций” для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.
Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя) либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена

После подачи соискателем комплекта документов и их рассмотрения, ЦОК:

– информирует соискателя о документах, которые необходимо представить дополнительно, если это необходимо;

– сообщает соискателю дату (даты) проведения профессионального экзамена и порядок проведения экзаменационных процедур;

– выдает соискателю направление для сдачи профессионального экзамена при наличии всех необходимых документов.

На основании полного комплекта документов ЦОК формирует личное дело соискателя.

Процедура оценки квалификации проводится на экзаменационной площадке, находящейся в по адресу: 660074, г. Красноярск, ул. Пирогова, д. 34

Независимая оценка квалификации: в каких случаях учреждениям ее проводить?

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 июля 2019 года закончился переходный период, который предоставлялся работодателям для изменения действующих у них порядков оценки квалификации работников. Как следует из норм Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, теперь подтверждать профессиональный уровень сотрудников нужно в независимых центрах оценки квалификации. В какой мере эти требования распространяются на учреждения? Будем разбираться.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ). Независимость подтверждения компетенций обеспечивается за счет того, что работника оценивает не его работодатель, а специализированный центр – посредством профессионального экзамена.

Сразу отметим, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работников, и для работодателей (ст. 196 ТК РФ, Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но сегодня в некоторых регионах уже существуют составленные органами власти планы по независимой оценке квалификации сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 года учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.

Читайте также:
Заключение ГПД приведет к внеплановой проверке

То есть учреждения, как и иные организации, вправе направлять своих сотрудников в центры оценки квалификаци и (ЦОК) – особенно если это совпадает с намерениями органов-учредителей. Но поступить так можно далеко не со всеми категориями персонала.

Как связаны профстандарты и оценка квалификации?

Оценка квалификации работников проводится на соответствие профессиональным стандартам, а значит, прежде чем начинать такую оценку, профстандарты в учреждении должны быть внедрены. Впрочем, применяя некоторые стандарты, учреждение все же не должно направлять соответствующих специалистов в ЦОК.

Как следует из положений ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ, квалификация должна подтверждаться в другом порядке, нежели путем профессионального экзамена в ЦОК, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В частности, в Трудовом кодексе упоминаются следующие категории специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

педагогические работники (гл. 52 ТК РФ);

научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1 ТК РФ);

спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);

медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);

творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351 ТК РФ).

Компетенции этих работников должны проверяться на основании иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Например:

для педагогических работников актуальны Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и от 30.03.2015 № 293;

для медицинских работников – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н;

для тренеров – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационные требования к их присвоению пока не утверждены – есть только проект приказа Минспорта).

Иными словами, в отношении многих работников, занятых в основной деятельности учреждений, нужно проводить существующие оценочные процедуры. Направлять этих специалистов в ЦОК не надо.

В большинстве случаев связь между профстандартами и оценкой квалификации будет такой. Основной персонал, который занят в профильной деятельности учреждения и в отношении которого введены обязательные для применения профстандарты, должен подтверждать свою квалификацию в специально установленном порядке. А административно-управленческий и вспомогательный персонал, в отношении которого действуют «рекомендательные» профстандарты, может проходить процедуру независимой оценки квалификации.

Где проходить оценку квалификации?

Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).

Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.

Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.

Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.

Читайте также:
Налоговики рассказали адвокатам, как исчислять и уплачивать страховые взносы

Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.

Как направить работника на экзамен?

После того, как учреждение установило, что правовые условия, закрепленные законодательством и локальными актами, и реальные возможности для прохождения сотрудниками оценки их компетенций действительно существуют, можно начинать действовать.

В силу ст. 196 ТК РФ учреждение должно само определить необходимость направления своих сотрудников на профессиональный экзамен, но при этом соблюсти одно условие: получить их письменное согласие на прохождение оценочной процедуры. Направлять в ЦОК нужно в порядке, который определяется коллективным или трудовым договором, соглашениями.

То есть процедуру направления работника на профессиональный экзамен надо прописать во внутренних документах учреждения. Нелишне также разработать форму уведомления о таком направлении и предусмотреть в ней строку о согласии работника с подобным решением работодателя.

При направлении работника на профессиональный экзамен работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.

Как подтверждается квалификация?

Как указано в ст. 4 Закона № 238-ФЗ, компетенция работника оценивается в форме профессионального экзамена – его проводит ЦОК (правила определены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204)). Если работника направляет работодатель, расходы по оценке квалификации ложатся на него: учреждению нужно заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204).

Затем начинает действовать работник. Он подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н и размещена на сайте nok-nark.ru), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена, – информация об этом тоже выложена на названном сайте, на странице о конкретной квалификации. Подать комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.

ЦОК в течение 10 календарных дней после получения документов должен проинформировать работника о результатах их рассмотрения и согласовать дату, место и время профессионального экзамена. Информирование осуществляется способом, указанным в заявлении работника (п. 9 Правил № 1204). Если экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время экзамена.

На экзамене используются оценочные средства, утвержденные для той или иной квалификации, – их тоже можно найти на сайте nok-nark.ru. Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенного оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204).

Если квалификация подтверждена, ЦОК в течение 30 дней выдает работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н). В течение данного срока совет по профессиональным квалификациям проверяет, обрабатывает и осуществляет признание результатов оценки. Если же экзамен не пройден, ЦОК выдает заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом).

К сведению: применять процедуру независимой оценки квалификации можно прежде всего в отношении административно-управленческого и вспомогательного персонала. Но реальная возможность для этого сегодня имеется не во всех регионах.

Информируется о результатах и работодатель – если договор между ним и ЦОК предусматривает это. ЦОК должен направить работодателю копию в электронном виде – либо свидетельства о квалификации, либо заключения о прохождении профессионального экзамена (п. 18 Правил № 1204).

При несогласии с решением, принятым по итогам экзамена, работник или работодатель вправе подать письменную жалобу в вышестоящую инстанцию – апелляционную комиссию, созданную при совете по профессиональным квалификациям. На это тоже отведено 30 календарных дней с даты информирования работника о результатах экзамена (ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

Что делать с результатами оценки?

По замыслу законодателей, полученное свидетельство о квалификации даст работнику дополнительное преимущество на рынке труда и у конкретного работодателя: последний может планировать профессиональную карьеру такого специалиста, включать его в кадровый резерв, организовывать обучение. В свою очередь, полученное работником заключение, подтверждающее факт неудовлетворительного прохождения экзамена, подскажет работодателю, в каких знаниях и умениях нуждается работник (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Отметим, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с тем, что он не получил свидетельство о квалификации.

Читайте также:
Китай хочет сниженных налогов по проекту «Ямал СПГ»

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретного вида профессиональной деятельности (обновления применяемых в нем технологий, знаний и умений). Все сроки указаны на сайте nok-nark.ru. В частности, по квалификации «Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения» свидетельство будет действовать 4 года, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» – 3 года, а по квалификации «Экскурсовод» – 5 лет. Затем уровень компетенций потребуется подтверждать снова.

Заключение

Применять процедуру независимой оценки квалификации нужно не ко всем сотрудникам учреждений: часть из них по-прежнему должны оцениваться на основании отраслевого законодательства. Остальные же работники (прежде всего те, кто относится к административному и вспомогательному персоналу) по решению работодателя могут быть направлены в ЦОК на профессиональный экзамен – конечно, при фактическом наличии и территориальной доступности экзаменационных площадок.

Независимая оценка квалификации: кому и для чего она может понадобиться

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Далее в формате вопрос-ответ расскажем, что такое независимая оценка квалификации работников, кто ее проводит и каков может быть ее результат. Заметим, что к госслужащим данный закон не применяется.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Примечание редакции: в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

ТАБЛИЦА: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

№ п/п Федеральные законы
1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

«О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

«Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

(О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

«Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

«Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

«Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

«Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

«Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

«Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

«Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

«Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

1. Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

2. Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

3. Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

4. Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

5. Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Правила проведения ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) независимой оценки квалификации

1. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

2. Профессиональный экзамен проводится ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.

3. Процедура оценки квалификации состоит из трех этапов: предварительного, оценочного, заключительного.

3.1. Предварительный этап предусматривает:

– подачу соискателем заявления и документов, установленных Правилами;

– проверку документов, представленных соискателем;

– заключение договора с соискателем и составление индивидуального графика оценки квалификации.

3.2. Соискатель представляет в ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) для прохождения процедуры оценки квалификации следующие документы:

– заявление для прохождения независимой оценки квалификации с согласием на обработку персональных данных (посмотреть форму заявления);

– копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

– медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования);

– иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации (посмотреть сведения).

– копию трудовой книжки и (или) трудовых договоров, иных документов, подтверждающих опыт соискателя;

– документы, предоставляемые по усмотрению соискателя и свидетельствующие о его достижениях и квалификации (характеристика работодателя, сертификаты, дипломы по итогам участия в конкурсах профессионального мастерства и т.п.).

3.3. Сотрудники ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) осуществляют проверку документов, представленных соискателем, с целью установления:

– полноты комплекта документов;

-соответствия образования и (или) опыта работы соискателя требованиям, указанным в описании профессиональной квалификации на которую претендует соискатель;

– наличия согласия соискателя на обработку персональных данных.

3.4. Заявление и документы, представленные соискателем, рассматриваются ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента подачи. В случае выявления несоответствия документов соискателя установленным требованиям ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) принимается решение об отклонении заявления, о чем ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) письменно информирует соискателя или его законного представителя посредством почтового отправления и электронного письма.

3.5. При условии соответствия заявительных документов соискателя предъявляемым требованиям, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) вносит сведения о заявке в журнал регистрации заявок и информирует соискателя о месте, дате и времени подписания договора. В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

3.6. С лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), заключается договор о возмездном оказании услуг между ним и ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) (далее – договор).

3.7. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) договора.

3.8. После подписания договора и предоставления соискателем документа об оплате услуг специалистами ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) составляется и согласовывается с соискателем индивидуальный график проведения оценки квалификации. При составлении индивидуального графика учитывается наименование и описание профессиональной квалификации, уровень квалификации, сроки проведения и форма профессионального экзамена, который может осуществляться единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям.

3.9. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) знакомит соискателя со следующей информацией:

-перечнем утвержденных профессиональных стандартов;

-наименованием и описанием профессиональной квалификации;

-документами, содержащими характеристику процедуры оценки квалификации, в том числе с примерами комплекта оценочных средств (далее — КОС). Посмотреть примеры заданий входящих в КОС, используемых Центром при проведении профессионального экзамена:

3.10. Оценочный этап включает:

-организацию и проведение оценки квалификации согласно Правилам;

-оформление экспертной комиссией экзаменационных протоколов по итогам оценки квалификации.

3.11. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) организует для соискателя профессиональный экзамен для оценки соответствующей квалификации на основе требований профессионального стандарта. Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей:

-теоретическая часть заключается в оценке знаний соискателя требованиям соответствующего профессионального стандарта;

-практическая часть заключается в оценке трудовых действий и умений соискателя (трудовых функций), соответствующих подтверждаемой квалификации.

3.12. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.

3.13. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным соответствующим КОС для проведения независимой оценки квалификации.

3.14. Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (далее – протокол), включающим результаты тестирования, результаты оценки практической части экзамена.

3.15. ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет в Совет по профессиональным квалификациям в области сварки (СПКС) протокол профессионального экзамена для принятия решения о выдаче свидетельства о квалификации и внесении сведений в Федеральный реестр или мотивированном отказе в выдаче свидетельства о профессиональной квалификации.

4. Заключительный этап включает:

4.1. СПКС на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:

– проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;

– принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена ( мотивированного отказа в выдаче свидетельства);

4.2.ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) на основании решения СПКС по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации, а в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя, либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

4.3.В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).

4.6. Сведения о соискателях, не сдавших профессиональный экзамен, являются конфиденциальной информацией и распространению не подлежат.

4.7. Соискатель, не сдавший профессиональный экзамен, может в любое время подать новое заявление на независимую оценку профессиональной квалификации в ЦОК № 74.003 (ЦОК-005) с повторением всей процедуры независимой оценки профессиональной квалификации. Или подать новое заявление в любой центр оценки квалификаций (далее ЦОК). Информация по ЦОК размещена на сайте СПКС (http://nspkrf.ru/).

4.8. Соискатель, получивший мотивированный отказ в выдаче свидетельства, имеет право в течение 5 дней с момента получения решения СПКС обратиться в апелляционную комиссию СПКС, которая обязана рассмотреть его заявление и подтвердить (или не подтвердить) решение об отказе.

«Отцепить последний вагон»? Госдума готовит для россиян новую пенсионную реформу.

Всего 3 года назад россияне были, мягко сказать, обескуражены новой пенсионной реформой и повышением на 5 лет их пенсионного возраста.

Всем, начиная от самих граждан страны и заканчивая чиновниками, которые принимали все эти непопулярные решения, и которое предпочитают умалчивать сейчас о своих промахах и делать вид, что все идет по плану, уже вполне очевидно, что все предыдущие преобразования в пенсионной системе страны потерпели сокрушительное фиаско.

В парламенте страны уже заговорили о необходимости новых пенсионных изменений, и чиновники в настоящий момент начали прорабатывать внедрение в несостоятельную пенсионную систему страны очередное новшество.

Пенсионная система на грани краха

Сколько себя не помню, в России ударными темпами идет преобразование пенсионной системы. Чего только не придумали за это время наши чиновники. И ставки страховых взносов меняли, и вводили накопительные взносы, которые потом успешно «заморозили», и придумывали баллы, да-да, именно те, которым русский народ «с любовью» добавил букву «е».

Но самой тяжелой для людей, безусловно, стала последняя реформа, которая добавила пять лет каждому из нас до наступления пенсионного возраста.

В результате всех этих преобразований пенсионная реформа страны была признана по итогам 2020 года одной из худших в мире (Подробнее ➤).

В итоге государство может гарантировать большинству своих граждан лишь минимальное пособие по старости. На днях я провела опрос, в результате которого выяснилось, что более чем у половины людей пенсия составляет не более 13000 рублей (Подробнее ➤). На что людям хватает таких денег? В лучшем случае оплатить коммуналку и купить немного самых дешевых и далеко не качественных продуктов.

Понятно и то, что и повышение пенсионного возраста, в результате которого чиновники обещали пенсионерам повышение уровня их жизни, совершенно ничего не изменило. Пенсионерам, как и раньше до реформы, обеспечивают лишь индексацию пенсий в соответствии с уровнем инфляции. Реально никакого повышения не произошло, а по факту, если учитывать реальный рост цен, а не официальную инфляцию, размер пенсии в России продолжает ежегодно снижаться.

Таким образом, все преобразования, включая повышение пенсионного возраста, не обеспечили достойный уровень пенсионного обеспечения в стране, а именно рост очень важного показателя для пенсионной системы – коэффициента замещения, то есть соотношения пенсий и прежних доходов человека. Этот показатель в нашей стране остается крайне низким по сравнению с другими странами (на уровне 30 %), в то время, как Международной организацией труда рекомендован порог не менее 40%.

При этом с народа в виде пенсионных отчислений сдирают три шкуры. Взносы в ПФР у нас превышают средний уровень по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при этом размер самих пенсий вдвое меньше от показателей других государств.

Готовится новая пенсионная реформа, но спасет ли она пенсионеров?

О новых преобразованиях чиновники заговорили еще в начале прошлого года (я писала об этом отдельную публикацию). На рассмотрение тогда был введен «Законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе», причем, как оказалось под грифом «секретно», несмотря на то, что закон не имел ничего общего с вопросами безопасностью страны. Тогда мы узнали лишь о том, что сутью данных нововведений будет «возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».

Буквально на днях стало известно, что законопроект о реформе накопительных пенсий планируется принять в уже этом году, об этом сообщило 13 января издательство «Известия».

Смысл преобразований я поняла так. Чиновники в будущем предлагают нам самостоятельно копить себе на пенсию, конечно же не без трепетного участия самого государства. Основными стимулами для того, чтобы граждане добровольно начали перечислять свои кровные на формирование своей будущей пенсии, станет предоставление им налоговых вычетов в размере 6%, софинансирование этих взносов со стороны государства и страхование пенсионных накоплений по аналогии с банковскими вкладами (до 1,4 млн рублей).

Окончательная концепция законопроекта пока не ясна, на данный момент она обсуждается в Минфине.

Все эти новшества в пенсионном обеспечении нашего государства лично для меня кажутся довольно сомнительными. У нас и до этого существовали различные НПФ и управляющие деньгами пенсионеров компании, но сколько уже было случаев, когда жулики из таких пенсионных фондов разворовывали деньги и потом благополучно сваливали за рубеж. Да что уж говорить, даже сам государственный Пенсионный фонд был не раз замечен в различных манипуляциях с пенсионными средствами.

Доверят ли граждане свои средства таким НПФ? Большой вопрос. Ну а если вдруг и доверят, с каких, извините, барышей они будут делать такие отчисления, если практически весь народ у нас сейчас живет от зарплаты до зарплаты, у 14% соотечественников денег и вовсе хватает только на еду, а 49,5% – только на продукты и кое-какую одежду.

Видимо, в Госдуме, которая заявляет нам о новой пенсионной реформе, об этом даже не задумываются. Не задумываются там и том, что «благодаря» всем уже проведенным преобразованиям у людей не осталось уже никакого доверия ко всем этим мутным схемам с пенсионными отчислениями, накоплениями и баллами.

Логика всех этих преобразователей, на мой взгляд, довольно проста, государство просто-напросто стремится избавиться от ненужного балласта – пожилых граждан своей страны. Очень ярко на этот счет высказался старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. Приведу его цитату.

Но стоит ли поступать именно так? Стоит ли отцеплять «последний вагон», тем более ведь всегда есть альтернатива, которая помогла бы решить вопрос с пенсионным обеспечением в России.

Например, в качестве альтернативы можно было бы развивать собственную экономику и промышленное производство, тем самым повышать уровень жизни граждан, который, если уж на то пошло, позволил бы им самим формировать собственные пенсионные накопления. Альтернативой было бы укрепление национальной валюты, которая позволила бы гражданам сберегать свои пенсионные накопления и т.д. и т.п. Но такими преобразованиями заниматься чиновники не хотят. Им проще просто отцепить наш “последний вагон”.

«Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, женщинам, старикам. … Общество, которое не заботится о стариках и детях обречено на вымирание» (Франклин Д.Рузвельт)

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Что такое накопительная часть пенсии, почему ее постоянно «замораживают», а теперь хотят упразднить?

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

Индексация пенсий в январе: назван окончательный размер повышения пенсии

На сколько должна увеличиться пенсия после индексации в 2022 году

Размер индексации пенсий в январе-феврале 2022 года назван. Президент России Владимир Путин озвучил сегодня, 12 января размер прибавки к пенсиям, и он реально выше запланированных 5,9%. Еще в декабре глава России дал поручение правительству увеличить пенсионные выплаты выше уровня годовой инфляции и похоже это распоряжение будет выполнено. Несмотря на то, что в январе пенсии были проиндексированы на 5,9%, к февралю произойдет доиндексация до 8,6%. Так на сколько в итоге поднимут пенсии расскажем в материале Интересной России.

На сколько в итоге будет проиндексирована пенсия?

Президент России Владимир Путин поручил правительству повысить пенсии так, чтобы прибавка оказалась больше уровня инфляции, составившего, по предварительным данным в 2021 году, 8,4%. По словам главы государства, пенсии нужно увеличить на 8,6%, сообщает РБК.

«На 8,6% — с небольшим зазором, потому что окончательных цифр по инфляции пока нет. Прошу правительство в самое ближайшее время провести необходимые процедуры и принять решение», — сказал Путин на видеосовещании с членами кабмина (трансляция велась на телеканале «Россия 24»).

Президент отметил, что необходимость такого повышения пенсий связана с тем, что принятые ранее решения не позволят компенсировать россиянам увеличение их расходов, возникших из-за выросшей в 2021 году инфляции (годом ранее она составляла 4,9%).

Как пройдет индексация пенсий и социальных выплат в 2022 году

Ранее СМИ предполагали, что компенсация высокой инфляции поступит пенсионерам в виде единовременных выплат. Ввести их можно по указу президента. Для дополнительной индексации потребуется принятие нового закона. По мнению сенатора Елены Бибиковой, подписать его могут до конца января 2022 года.

Ранее чиновники по указу президента оперативно разработали и утвердили законопроекты о повышении размеров МРОТ и прожиточного минимума. После появления необходимых документов об индексации пенсий она может быть проведена задним числом, считает Бибикова. То есть, будет учтен период с 1 января 2022 г.

Средняя доплата к пенсии в 2022 году: на сколько в итоге увеличится пенсия

Как сообщают «Аргументы и факты», по словам представителя верхней палаты Госдумы, средняя доплата к пенсии будет составлять около 1400 рублей.

Елена Бибикова в своем выступлении уточнила, что размер среднего пенсионного жалования в РФ к концу 2021 года составлял чуть больше 16 тыс. рублей. Индексация, которую планируют провести, ожидается на уровне 8,6%. До конца первого месяца 2022 года нормативный акт будет принят.

В случае, если пенсия выше среднего, то и увеличиваться она будет на большую сумму.

Проиндексировали ли уже пенсии в январе 2022

Елена Бибикова подчеркнула, что в начале года уже была проиндексирована пенсия на 5,9 %. А это значит, что почти 31 млн россиян может рассчитывать на прибавку уже в первом месяце.

Ранее президент РФ Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что индексация пенсий неработающим пенсионерам должна быть обязательно выше уровня фактической инфляции. В противном случае такое повышение не будет актуальным. Вопрос о пенсионных выплатах находится на постоянном контроле в правительстве федерации.

В 2022 году из Пенсионного фонда России будет выделено 8,1 трлн руб. Эти средства пойдут на выплаты страховых жалований, а также пенсий по старости с учетом индексации. Напомним, что с 1 апреля этого года будут проиндексированы социальные пенсии на 7,7%.

На сколько увеличатся пенсии после доиндексации?

Есть специальная формула, по которой рассчитывают размер страховой пенсии по старости (СП). Учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость на дату назначения пенсий. Эти показатели меняются в зависимости от категории пенсионеров. Также при расчете учитывается фиксированная выплата (ФВ). Индивидуальный коэффициент умножают на его стоимость, и к этой сумме добавляют фиксированную выплату.

Важно понимать, что от уровня индексации зависит размер стоимости коэффициента и ФВ. Что касается индивидуального пенсионного коэффициента, то он для каждого пенсионера определяется отдельно, в зависимости от зарплаты и размера страховых взносов. Узнать свой ИПК легко, для этого достаточно зайти в личный кабинет на сайте ПФР.

В январе пенсии уже были проиндексированы на 5,9%. Но теперь будут проводить доиндексацию. Цифры в пенсионной формуле изменяются, ведь фактическая инфляция превышает прогнозируемый показатель минимум на 2 пункта. При условии, что индексация будет проведена на 8,6%, формула будет иметь такой вид:

СП = ИПК * 107,36 (СИПК при начислении пенсии с 1 января 2022 года после доиндексации) + 6564,31.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: