Права и обязанности налогоплательщиков: кто является налогоплательщиком, правовая база, представительство в налоговых правоотношениях, защита прав, ответственность

Основные права и обязанности налогоплательщиков

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Классификация налогоплательщиков
  2. На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?
  3. Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика
  4. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?
  5. За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Читайте также:
Самозанятый парикмахер: возможность открытия статуса самозанятого гражданина при оказании парикмахерских услуг в 2021 году

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

    Читайте также:
    Уплата налога на имущество организации: основные сроки

    Права и обязанности налогоплательщиков: кто является налогоплательщиком, правовая база, представительство в налоговых правоотношениях, защита прав, ответственность

    НК РФ Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 21 НК РФ

    Споры в суде общей юрисдикции:

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории “Сириус” – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории “Сириус” о местных налогах и сборах;

    (пп. 2 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    (пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Читайте также:
    Сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов: как написать, бланк запроса о разъяснении в инспекцию, образец письма к требованию в ИФНС

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    (пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    (пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    (пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    1.1. Налогоплательщики – физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

    При представлении налогоплательщиком – физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику – физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

    Налогоплательщики и налоговые агенты: кто есть кто

    Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.

    В соответствии со ст. 19 НК РФ , налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.

    Основные группы налогоплательщиков

    Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

    Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

    • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
    • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
    • международные компании и организации;
    • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

    Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

    Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

    Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ . Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

    Читайте также:
    Налоговая декларация по налогу на прибыль в 2021 и 2021 годах: скачать бланк, образец квартальной и за полугодие

    Налоговые агенты

    Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:

    • исчислять сумму фискальных сборов, обязательных к зачислению в бюджет;
    • удерживать исчисленный налог/сбор из средств налогоплательщиков;
    • самостоятельно зачислять удержанные средства в соответствующие бюджеты.

    Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.

    Важные исключения

    Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.

    Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.

    Права и обязанности

    При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

    Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ , к ним относят:

    1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
    2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
    3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

    Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ :

    1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
    2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
    3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
    4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

    Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ .

    Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

    ГАРАНТ:
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    Информация об изменениях:

    Подпункт 2 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории “Сириус” – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории “Сириус” о местных налогах и сборах;

    Читайте также:
    Сроки снятия с учета плательщика ЕНВД в 2021 году: скачать бланк заявления, изменения и свежие новости

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Информация об изменениях:

    Статья 21 дополнена пунктом 1.1 с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

    1.1. Налогоплательщики – физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

    При представлении налогоплательщиком – физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику – физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ статья 21 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте также:
    Авансовые платежи УСН 1, 2, 3, 4 квартал 2021 и 2021 годов: примеры, декларация при убытке, расчет, срок уплаты.

    4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

    >
    Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
    Содержание
    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

    © ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Представительство в налоговых правоотношениях

    Налоговое законодательство позволяет фирмам и предпринимателям, не желающим лично общаться с инспекторами, делегировать соответствующие права и обязанности уполномоченному представителю. Проще говоря — представлять и отстаивать интересы налогоплательщика перед ревизорами может совершенно постороннее лицо. Рассмотрим нюансы оформления такого сотрудничества.

    Диапазон применения

    На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя. При этом наличие «посредника» никоим образом не мешает хозяйствующему субъекту самому участвовать в указанных правоотношениях, равно как и личное участие бизнесмена позволяет ему воспользоваться «помощью со стороны» (п. 2 ст. 26 НК).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика — это физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с госорганами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Отметим, что должностным лицам органов власти (ИФНС, таможне, органам государственных внебюджетных фондов, МВД, судьям, следователям и прокурорам) запрещено выступать в роли «переговорщиков». Таково требование пункта 2 статьи 29 Кодекса.

    Главный налоговый документ предоставляет широкие возможности для уполномоченных представителей. В частности, они могут:

    • получать из инспекции налоговое уведомление лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 НК). Это делается в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на «родную» ИФНС налогоплательщика, например, получать уведомление об уплате транспортного налога физическим лицом;
    • присутствовать при аресте имущества юрлица. Кроме того, производящие арест должностные лица обязаны предъявить представителю решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Об этом говорится в статье 77 Кодекса;
    • получать извещение ИФНС о возврате излишне взысканного налога (ст. 79 НК). Форма данного сообщения утверждена приказом ФНС от 15 сентября 2005 года № САЭ-3-19/446@;
    • подавать налоговые декларации и подписывать их, тем самым подтверждая достоверность и полноту указанных в документах сведений (ст. 80 НК);
    • получать составляемую в последний день выездной налоговой проверки справку по утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ форме. Об этом говорится в статье 89 Кодекса;
    • представлять в ИФНС либо в УФНС письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (ст. 100 НК);
    • участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять необходимые объяснения;
    • получать копию «карательного» или «оправдательного» решения, принимаемого налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки;
    • представлять в инспекцию заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес (ст. 366 НК).
    О важности документов

    Как видим, налоговое законодательство предоставляет широкие возможности для делегирования полномочий. Осталось только разобраться с документальным оформлением данной «операции».

    Уполномоченный представитель фирмы осуществляет свои полномочия согласно доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В свою очередь представитель физлица должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности (приравненной к ней). Об этом напомнил Минфин в письме от 4 декабря 2008 года № 03-02-07/1-496.

    Согласно статье 185 Гражданского кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Данный документ от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

    Читайте также:
    Налоговые льготы пенсионерам по налогу на имущество в 2021 году: освобождение от уплаты, как оформить, возврат работающему пенсионеру

    Отметим, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления. Необходимо помнить о том, что доверенность, в которой не указана дата ее заполнения, является ничтожной (ст. 186 ГК).

    Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу только в двух случаях: если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому в силу обстоятельств для охраны интересов налогоплательщика.

    Доверенное лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом того, кто выдал доверенность, и сообщить ему необходимые сведения о «новом» представителе. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия такой доверенности не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана. На этом акцентируется внимание в статье 187 Гражданского кодекса.

    П. Гнуситчук,
    эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

    Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
    Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

    • COVID-19
    • О нас
      • Наша история
      • Наши принципы
      • Наша команда
      • Наша судебная практика
      • Наши клиенты
      • Наши реквизиты
      • Cотрудничество с нами
      • Карьера
    • Услуги
      • Бизнесу
      • Гражданам

      • team One
      • team Two +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three +
          • Sabmenu One
          • Sabmenu Two
          • Sabmenu Three
          • Sabmenu Four
          • Sabmenu Five
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Team Three

      –>

    • Статьи и публикации
    • Написать нам
    • Контакты
      • Россия
        • Москва
        • Санкт-Петербург
        • Казань
      • Европа
        • Париж
        • Лондон
        • Берлин
        • Никосия
      • Остальные
        • Нью-Йорк

    Защита прав налогоплательщиков

    • Главная
    • /
    • Услуги
    • /
    • Услуги бизнесу
    • /
    • Услуги юристов по защите прав налогоплательщиков/li>

    защита прав налогоплательщиков

    Защита прав налогоплательщиков: основные принципы и механизмы

    Сама защита прав налогоплательщиков начинается с момента создания юридического лица: уже тогда стоит подумать о системе налогообложения, которая лучше всего подойдет для той или иной организации. Защита прав налогоплательщиков при разном режиме налогообложения осуществляется по-разному.

    Основные принципы защиты прав налогоплательщиков базируются на фундаменте базовых прав и свобод человека и юридического лица. Среди них такие принципы:
    – равенство всех перед законом и судом. Данный принцип означает, что защита прав налогоплательщиков осуществляется для всех в одинаковом порядке, а практике минувших дел должна быть учтена (хотя не обязательна) при разрешении дел настоящих;
    – принцип экономической обоснованности защиты прав налогоплательщиков. Данный принцип позволяет лицам, которые не в состоянии оплатить услуги государства по судопроизводству отложить либо рассрочить эту оплату (ст. 64 НК РФ);
    – принцип справедливости. Этот принцип закрепляет справедливое административное и судебное производство налоговых дел, с учетом требований российского и международного законодательства. Кроме того, этот принцип дает право оспаривающему действия налоговых органов пользоваться возможностью не доказывать факт нарушения закона со стороны таких органов.

    Административная защита прав налогоплательщиков

    Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия органа либо должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Это право закреплено статьей 138 НК РФ. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

    В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

    В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

    Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

    Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

    Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

    Стоит также учесть, что в соответствии со ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налогым Кодексом.

    Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

    Судебная защита прав налогоплательщиков

    В соответствии со ст. 138 налогоплательщик имеет право обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав. Если налогоплательщик является простым гражданином (не индивидуальным предпринимателем), то заявление (жалоба) подается в суд общей юрисдикции по правилам ГПК РФ. Если же податель жалобы – ИП либо юридическое лицо, то жалоба подается в арбитражный суд по правилам территориальной подсудности (по месту нахождения налогового органа).

    Судебная защита прав налогоплательщиков осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренных для оспаривания действий должностных лиц или органов власти (раздел III АПК РФ, глава 25 подраздела III раздела II ГПК РФ).

    В соответствии с процессуальным законодательством возможна судебная защита прав налогоплательщиков через представителей, коими могут быть адвокаты и юристы по налоговым спорам. Данная возможность законодательством предусмотрена не случайно, ибо сама процедура судебного оспаривания незаконных действий органов и должностных лиц налоговой является сложной и кропотливой, требующей специальных знаний. Налоговые юристы фирмы «Мадрок» будут рады содействию по защите прав в арбитраже или суде общей юрисдикции. При защите налоговых прав в суде необходимо соблюсти все требования закона с самой подачи заявления в суд. Во-первых, стоит отметить, что в суд общей юрисдикции и арбитражный суд по налоговым спорам подается заявление, а не иск.

    Чаще всего налоговые споры возникают в следующих случаях:
    – излишнее начисление налогов;
    – возмещение экспортного и внутреннего НДС;
    – оспаривание привлечения к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;
    – необоснованный арест расчетного счета;
    – необоснованное списание средств с расчетного счета организации по инкассовому требованию и др.

    Имея хорошие знания и большой опыт работы в налоговых спорах, юристы фирмы «Мадрок» быстро, качественно и надежно окажут всю необходимую юридическую помощь и осуществят полную защиту прав налогоплательщиков.

    • Все услуги
    • оспаривание договора
    • взыскание долга по договору
    • юристами по взысканию дебиторской задолженности
    • медиация
    • взыскание убытков в случае неисполнения обязательств по договору
    • взыскание убытков во внедоговорном порядке
    • арбитражные споры
    • взыскание упущенной выгоды
    • понуждение к исполнению обязательств по различным договорам
    • взыскание неустойки по договору
    • юристы по неустойке
    • налоговые споры
    • защита прав налогоплательщиков
    • оспаривание вопросов налоговой выгоды
    • таможенные споры
    • взыскание задолженности
    • взыскание упущенной выгоды
    • акционерные споры (оспаривание эмиссии ценных бумаг, реализация прав акционеров)
    • защита деловой репутации компаний
    • защита интеллектуальной собственности компании
    • защита товарного знака бренда, средства индивидуализации юридических лиц, логотип, фирменное наименование, коммерческое обозначение, торговая марка
    • представительство в суде по интеллектуальным правам
    • юридическая защита от рейдерских захватов
    • исполнительное производство
    • оспаривание решений арбитражного суда (апелляционная инстанция, кассационная инстанция, надзорная инстанция)
    • услуги юриста по вопросам жкх
    • международный коммерческий арбитраж
    • cоставление искового заявления в арбитражный суд
    • выкуп нежилых коммерческих помещений у города арендатором через суд
    • исключительное право на приватизацию земельного участка
    • истребование имущества из незаконного владения
    • оспаривание сноса незаконных построек
    • оспаривание в суде результатов аукциона в связи с несоответствием товара (имущества) аукционной (конкурсной) документации
    • защита персональных данных
    • услуги эскроу-агента
    • услуги англоговорящего юриста

    Гаджи Гаджиев

    Юристы по налогам – специалисты, знающие не только теорию, но и практику защиты налоговых прав. Наша задача – осуществить защиту налоговых прав результативно и добиться нужного положительного результата.

    Положения ст. 26 НК РФ о законных представителях налогоплательщика

    Любой плательщик налогов и сборов может действовать через своего представителя. Ограничения на это может наложить только сам НК РФ. Это не отнимает у налогоплательщика возможности принимать участие в отношениях лично. В смысле налогообложения права лиц прибегать к услугам представителей определяются ст. 26 НК РФ.

    Кто может стать законным представителем налогоплательщика

    Обычно в документации и юридической литературе такие представители именуются законными. Ими становятся лица, которые уполномочены представлять организацию или физическое лицо на основании закона, учредительных документов организации или договора. Представители физического лица становятся таковыми на основании гражданского законодательства.

    Представителем может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком налогов представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или иными участниками отношений, деятельность которых регулируется НК РФ или иными законами, которые содержат нормы налогового права.

    Возникновение у какого-то лица или нескольких лиц права представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах не отнимает у него права представлять свои интересы лично. Для этого он может отозвать основание, которое даёт представителю возможность представлять его интересы или не делать этого. Положение об этом содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.

    Полномочия представителя возникают в силу наличия к тому определённых обстоятельств, которые должны найти документальное подтверждение. Организации действует на основании устава или учредительного договора. Некоторые типы юридических лиц могут действовать сообразно с общим положением об организациях данного вида.

    Права организаций реализуются ими через их органы. Лицом, наделённым законом выступать от имени организации без доверенности, является его исполнительный орган, действующий в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно.

    Полномочия представителей могут быть основаны на акте исполнительного органа, которым могут стать приказы, решения совета директоров и т. п.

    Документы, подтверждающие полномочия представителя

    В соответствии с действующим законодательством документами, подтверждающими полномочия законного представителя организации, являются:

    • договоры поручения;
    • агентские договоры;
    • договоры коммерческого представительства;
    • договоры возмездного оказания услуг;
    • договоры доверительного управления имущества.

    Все они регулируются правовыми нормами гражданского законодательства.

    Полномочия представителя физического лица подтверждаются удостоверенной нотариально доверенностью. Это письменное уполномочие, которое одно лицо предоставляет другому для предоставления всем заинтересованном лицам.

    Существуют и документы, приравниваемые к нотариально удостоверенным доверенностям. К их числу относятся доверенности военнослужащих, которые удостоверяются командованием военных частей или военных медицинских подразделений, если военнослужащие находятся там на излечении. Точно так же доверенности лиц, находящиеся в местах лишения свободы, могут удостоверять представители администрации соответствующих учреждений.

    В число документов, которые нужны для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика, входят решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Конечно же к их числу относятся и документы, удостоверяющие личности родителей и свидетельства о рождении.

    Чаще всего в отношении физических лиц в роли его представителей выступают налоговые агенты, которыми становятся работодатели. Кодекс возлагает на них обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов. Поэтому они получают право принимать участие в отношениях, которые в той или иной мере касаются налогов и сборов.

    Это не умаляет прав самих физических лиц, являющихся работниками различных предприятий.

    Судебная практика, проясняющая применение положений ст. 26 НК РФ

    На нормы данной статьи суды практически всегда ссылаются в совокупности с другими. Так, в постановлении от 25 марта 2020 г. по делу № А73-20776/2019 Арбитражный суд Хабаровского края указал, что п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика участвовать в отношениях через представителя.

    В силу п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями организации признаются лица, уполномоченные на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 28 НК РФ действия таких представителей, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями этой организации.

    Из этого АС сделал вывод о том, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Тогда уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

    Выводы

    Итак, п. 1 ст. 26 НК РФ вводит положение о том, что налогоплательщик может решать вопросы, связанные с налогами и контролем их уплаты, через законного уполномоченного представителя. Иной характер правоотношений может быть установлен Кодексом в каких-то особых случаях.

    Пленум ВАС в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. № 5 давал разъяснения о том, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе и п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. Не важно — лично он действовал или через представителя. При решении вопроса об ответственности за различные нарушения законодательства действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика. Это и имеется в виду, когда в законе или в судах даётся ссылка на то, что налогоплательщик должен проявлять разумность и осмотрительность.

    Если он выберет недобросовестного представителя, которому нельзя было доверять изначально, а тот не улучшит, а ухудшит его положение, то ответственность за это лежит целиком на налогоплательщике.

    Соотношение личного участия плательщика налогов и аналогичных действий, осуществляемых через представителя, регулируется п. 2 рассматриваемой статьи. Устанавливается правило о том, что личное участие не лишает права действовать через представителя, как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

    Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Однако требовать подтверждения конкретного вида подтверждений должностные лица могут только аргументируя это положениями НК РФ и других ФЗ, имеющих отношение к регулированию налогов. Такие нормы содержит п. 3 ст. 26 НК РФ.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: