Понятие налога и сбора, отличия между ними, их функции и экономическая сущность

Понятие налога и сбора

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Регламентирующие правовые акты
  2. Внесем ясность в определения
  3. Виды и примеры налогов и сборов
  4. Налог и сбор: между ними много общего

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Понятие налогов и сборов. Экономическая сущность налогов

Понятие и сущность налогов.

Законодательство о налогах и сборах.

Участники налоговых правоотношений.

Элементы налога.

Порядок уплаты налогов и сборов.

Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.

«Для объяснения всякой мысли надобно начинать с азбуки, ибо люди гоняются за одними выводами, тогда как все дело в основании»

План вопроса:

1.1. Понятие налогов и сборов. Экономическая сущность налогов.

1.2. Функции налогов.

Читайте также:
Формы налогового контроля в РФ: постановка на учёт, мониторинг, проверка, дополнительные меры, права налогоплательщика и налоговые санкции

1.3. Принципы налогообложения.

1.4. Роль налогов в рыночной экономике. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Понятие налогов и сборов. Экономическая сущность налогов.

Каждая организация или физическое лицо должны участвовать в формировании бюджета и других государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей.

Обязательные платежи имеют следующие формы:

2. сборы, в том числе пошлинные.

Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог имеет четыре признака, т.е. если платеж имеет эти четыре признака, то он является налогом, если же отсутствует хотя бы один из них, то данный платеж налогом быть не может, а является или сбором, или пошлиной, или другим платежом.

Признаки налога:

1. Обязательность – означает, что все организации и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Т.е. все лица, получившие доход в результате профессиональной или предпринимательской деятельности, должны часть его отдать государству. Причем уплата налогов за счет доходов других лиц запрещена. В результате каждое лицо принимает участие в формировании государственных ресурсов за счет своих доходов, лично.

2. Уплата налога гарантируется государством, т.е. именно государство принимает законы, выполняя которые лицо вынуждено будет платить налоги.

3. Индивидуальная безвозмездность. Он означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого – либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.

4. Система налогов, общие принципы налогообложения, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов устанавливаются законодательно – Налоговым Кодексом РФ и другими законодательными актами.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В России существуют следующие виды сборов:

1. лицензионные,

2. регистрационные,

3. пошлины, в том числе:

б) государственная (судебная, нотариальная и прочие),

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (один из видов сборов).

Налоги являются исторической категорией, так как они возникли в процессе исторического развития общества, их возникновение является объективным и связано с возникновением государства, т.к. государству необходимы финансовые ресурсы для содержания армии, судов, чиновников, социальной сферы и др.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии части дохода плательщика в пользу государства, причем индивидуально – безвозмездно. В масштабах всей страны сущность налога состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного платежа.

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.
Читайте также:
Какие налоги платит ООО в 2021 и 2021 годах: налогообложение организации в примерах

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изучение данной темы обусловлено необходимостью глубокого теоретического осмысления такой важной экономической категории, как налог, поскольку определенное отставание теоретических разработок в сфере налогообложения применительно к условиям современной России вызывает очевидные практические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законодательства, так и у хозяйствующих субъектов.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

1.1.1. Развитие налогообложения

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти (1868–1953),
итальянский экономист

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», – писал французский социалист П. Прудон (1809–1865). О сновной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Первый период развития налогообложения охватывает государственное хозяйство древнего мира и Средних веков до XVI в. (периода разложения феодализма). Тогда не существовало понятия «налог» как такового. Исторически первыми формами налогообложения были жертвоприношения, контрибуции, дань. Классики античного мира признавали видами государственных доходов сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины.

Налоги в докапиталистических формациях имели натуральную форму. Философы древности трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. «Временами случается, что князья не располагают в до­статочном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие», – писал известный философ Фома Аквинский (1225–1274).

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которая взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за ней. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Историк С.М. Соловьев сообщает: «Некоторые платили мехами с дыма или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала…» 1 . Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные – виры, дорожные – мыт, пошлина с брака – выводная куница. Впоследствии дань принимает форму подати .

С XIII в. формируется система посошного обложения, единицей которой становятся соха, дым, двор, тягло. С образованием в XV в. Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Кроме того, доходами казны были сборы: таможенный, соляной, кабацкий и др. С местного населения взимались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. После земской реформы в 1551 г. «посошный откуп» начал поступать в государеву казну, средства которой расходовались на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

Второй период развития налогообложения охватывает этап возникновения и становления капиталистического строя (XVI – XVIII вв.). В этот период налоги еще не носят постоянного и всеобщего характера. Для него характерно поземельное, поимущественное и подушное налогообложение. Прямые налоги отличаются многочисленностью, случайностью, а подчас и странностями (например, налог на покойников, налог на соловьев и др.). Бюджеты западно-европейских государств пополняются преимущественно за счет косвенного налогообложения. Например, в Голландии в XVII в. на порцию рыбы, поданную в гостинице, налагалось 34 различных акциза. Однако в интересах зарождавшегося капитала было уменьшить роль косвенного налогообложения. В конце XVII в. в общественном сознании Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.

В России в первой четверти XVII в. была введена стрелецкая подать – на содержание стрельцов. С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т. п. В Поволжье, на Урале и в Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Читайте также:
Заполнение 3-НДФЛ в 2021 году: образец на квартиру, примеры, скачать бланк, как заполнить

В эпоху Петра I в налоговую систему были введены гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и др. Для обеспечения справедливости налогообложения в это время был принят ряд мер. Так, например, в 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворовый налог, общая сумма которого назначалась правительством. Наряду с прямыми и косвенными налогами население, в основном крестьянское, несло мирские повинности. Они имели натуральную и денежную формы, были обязательными (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательными (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.).

Третий период развития налогообложения (XIX в.) отличается сокращением количества налогов, формированием налоговых систем. К этому периоду относится становление научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение. Все известные финансовые школы (немецкая, итальянская, австрийская, американская) рассматривают налоги как эквивалент за государственные услуги, производство полезности. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов», – писал итальянский экономист Ф. Нитти. Возрастает значение права при установлении и взимании налогов. В Англии в 40–50-е гг. XIX в. происходит переход к подоходному налогообложению.

В России реформы 60-х гг. XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог – сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати был введен поземельный налог, который взимался с земли крестьян и дворян. Основную часть (свыше 75 %) при этом уплачивали крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от взимания акцизов и винной монополии, введенной в 1894 г. В 80-е гг. XIX в. внедряется подоходное налогообложение в форме налога на доходы с ценных бумаг и др.

Четвертый период развития налогообложения приходится на конец XIX – XX в., к началу которого была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. В это время сокращается доля косвенного налогообложения в мировом масштабе. В 20-е гг. XX столетия водится налог с оборота, реальный промысловый налог трансформируется в налог на прибыль. В эти годы получает большое распространение взимание подоходного налога, основанного на декларациях плательщиков.

В советский период в России было распространено мнение, что налоги с населения, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием платежей с доходов организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы. Такие действия неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с юридических и физических лиц, но и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

1.1.2. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор»

На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточнялось, дополняясь новыми характеристиками. Конкретное содержание налога определяется экономическим строем общества, социальной политикой государства, а также конкретными целями стратегии его развития. В экономической литературе приведены различные определения налога, экономическая сущность которого характеризуется денежными отношениями между государством и налогоплательщиками.

В своем труде «Теория налогов» известный российский ученый А. Соколов приводит следующее определение: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщику его специального эквивалента». 2

Наиболее лаконичным с теоретических позиций можно считать экономическое определение налогов как императивных денежных отношений, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 3

В Налоговом кодексе РФ (ст. 8, п. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Конституционный суд РФ в определении понятия «налог» указывает, что налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. 4

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

  1. Обязательность.В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги носят императивный характер, что предполагает невозможность налогоплательщика отказаться от возложенной на него обязанности по уплате налога в бюджет. При невыполнении налогового обязательства применяются налоговые санкции.
  2. Смена формы собственности. Плательщиком налога является собственник. Уплата налога – социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности; посредством ее доля частной собственности становится государственной.
  3. Безвозвратность.Уплаченные в бюджетную систему налоги не возвращаются плательщику. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются законодательством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом. 5
  4. Индивидуальная безвозмездность. Уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. При уплате налога налогоплательщику ничего не предоставляется взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права каких-либо действий, ни документа. В этом отличие налога от пошлины, под которой понимаются денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд; при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо действий, документ, свидетельство . 6
  5. Безадресность. Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, и неизвестно, на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога. Налоги – не целевые отношения. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Читайте также:
Сроки сдачи НДФЛ за 1 и последующие кварталы в 2021 и 2021 годах: таблица, пример перечисления авансовых платежей, с материальной выгоды или заработной платы, для ИП и юридических лиц

В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

В российском законодательстве 1991–1998 гг. сбором называли платежи за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и др.). К пошлинам относили средства, уплачиваемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению).

В Налоговом кодексе понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Согласно ст. 8, п. 2. НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственную пошлину.

Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, а также за предоставление особого права.

Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено два вида пошлин: государственная и таможенная. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории налог, поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

1.1.3. Функции налога. Роль налогов
в макроэкономическом регулировании

Вопрос о функциях налога изучается на протяжении довольно длительного периода времени. Однако по сей день ученые не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимосвязанности и приоритетности. Некоторые ученые выделяют две функции налога: фискальную и экономическую. 7 Многие авторы экономическую функцию делят на распределительную, стимулирующую и т. д., рассматривая каждую отдельно. 8 Часть ученых рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную. 9 Однако многие сходятся во мнении, что в налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций – фискальной и регулирующей. 10 Все иные приписываемые налогам функции есть не что иное, как следствие реализации или фискальной, или регулирующей функции. 11

Фискальная функция налога выделяется в качестве основной подавляющим большинством экономистов. Налогам как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов присуща прежде всего их первая функция – «формирование бюджетного фонда государства», т. е. фискальная. 12 В ней полностью проявляется общественное предназначение налогов – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения им своих функций. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства стран мира является преобладающей и колеблется от 80 до 95 %. Так, например, во Франции налоги составляют 95 % доходов государственного бюджета, в США – свыше 90 %, в ФРГ – около 80 %, в Японии – 75 %.

Читайте также:
Какой налог на наследство по завещанию и без завещания в 2021 году в России, размер налога на наследуемое имущество

Фискальная функция обусловлена самой природой налогов и характерна для всех государств на всех этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Значение фискальной функции возрастает с развитием производственных отношений. Наглядным тому примером является история стран с развитой рыночной экономикой, а в настоящее время и история России.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней в РФ осуществляется в основном за счет налоговых доходов. В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета должна быть сформирована за счет налоговых платежей на 60,92 % (для сравнения: в 2006 г. – 62,33 %, в 2005 г. – 61,36 %, 2004 г. – 75,5 %, в 2003 г. – 78,3 %, 2002 г. – 81,2 %, в 2001 г. – 93,5 %). В табл. 1.1 представлена структура «налоговых» доходов федерального бюджета РФ на 2005 г.

Структура доходов федерального бюджета на 2007 г.

ВСЕГО ДОХОДОВ, в том числе:

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.

  • Федеральные налоги (ФН)
    • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
    • Налог на добавленную стоимость (НДС)
    • Налог на прибыль организации (НПО)
    • Водный налог (ВН)
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
    • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)
    • Акцизы
    • Специальные налоговые режимы
  • Региональные налоги (РН)
    • Транспортный налог (ТН)
    • Налог на имущество организаций (НИО)
    • Налог на игорный бизнес (НИБ)
  • Местные налоги (МН)
    • Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)
    • Земельный налог (ЗН)
  • В чем разница между сборами и налогами

Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.

С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).

Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги (ФН)

ФН регулируются ст. 13 НК «Федеральные налоги и сборы» и действуют на всей территории РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Каждый, кто хотя бы раз работал официально, знаком с НДФЛ. Кроме зарплаты он распространяется на прибыль от продажи или сдачи недвижимости в аренду, реализации ценных бумаг, выигрыши в лотереях, доходы по вкладам и т.д.

Ставка НДФЛ для большинства плательщиков составляет 13%, но есть случаи, когда она увеличивается до 15% и даже до 35% – подробно об этом рассказывали в этой статье.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Еще один налог, в уплате которого косвенно задействованы все жители России, – НДС. Если по-простому, это наценка, которая включается в конечную стоимость товаров, работ и услуг.

Компании (в том числе НКО) и частные предприниматели, которые:

Налоговой базой (НБ) для исчисления НДС является выручка компании или предпринимателя.

Законодательство предусматривает три величины ставки (Нст):

  • НДС 0% применяется при экспорте товаров, в сфере международных транспортных перевозок, реализации драгоценных металлов, добытых на территории РФ, за границей и т.д. (полный перечень смотрите в п.1 ст. 164 НК).
  • НДС 10% действует при реализации продовольственных, медицинских и детских товаров, книжной продукции и печатных изданий, оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам (перечислены в п.2).
  • Во всех остальных случаях применяется ставка 20%.

Рассчитывается по формуле: НДС = НБ х Нст : 100

Организации и предприниматели, у которых сумма выручки за три предыдущих месяца меньше 2 млн рублей, могут обратиться в налоговую для отмены НДС на год.

В Совкомбанке можно открыть вклад под высокий процент прямо из дома! Рассчитайте доход с помощью калькулятора вкладов онлайн и оставьте заявку на сайте. Для держателей карты «Халва» действуют специальные условия.

Налог на прибыль организации (НПО)

ФН, в основном, являются источником финансов для государственной казны, но могут пропорционально распределяться между бюджетами разных уровней, как, например НПО.

Российские предприятия (ООО, АО, ПАО и т.д.)

Иностранные фирмы, которые постоянно работают или получают прибыль от источника на территории Российской Федерации (например, проценты, дивиденды, вознаграждения).

Иностранные юрлица, которые управляются из России или признаются налоговыми резидентами РФ по условиям международного договора

20% от прибыли организации.

Из них лишь 2% перечисляются в федеральный бюджет. Остальные 18% принадлежат субъекту РФ, где функционирует предприятие.

Субъекты федерации могут вводить свои значения НПО для определенных категорий налогоплательщиков в диапазоне от 13,5% до 18%

НПО не платят те, кто развивает игорный бизнес, и участники проекта Инновационный центр «Сколково».

Читайте также:
Самозанятость в 2021 году: кто такие самозанятые граждане и кто к ним относится, что это такое в России, нужно ли для этого открывать ИП, примеры

Водный налог (ВН)

Водный налог уплачивают не только компании, но и физические лица, которые пользуются водой по лицензии:

  • берут воду из водоемов;
  • добывают с ее помощью электроэнергию;
  • затрагивают акватории.

Ставка и база для исчисления ВН зависит от способа использования и вида водного объекта. Список водоемов, за которые не придется платить ВН, указан в пункте 2 ст. 333.9 НК.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Если организация добывает полезные ископаемые (в том числе за пределами России), она должна уплачивать НДПИ.

Как рассчитывают НДПИ

Начисляют на количество или на стоимость полезных ископаемых (подробнее по ссылке выше)

Ставки зависят от видов полезных ископаемых, причем на некоторые виды, которые перечислены в п.1, действует льготная ставка 0% или 0 рублей

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

НДДДУС начисляется на сумму допдохода от добычи таких углеводородов, как:

  • обезвоженная, обессоленная и стабилизированная нефть;
  • газовый конденсат, прошедший промысловую подготовку;
  • попутный газ;
  • горючий природный газ.

Налоговая ставка равна 50% от суммы допдохода. В данном случае дополнительный доход – это разница между всеми доходами и расходами.

Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые налагаются при производстве на товары массового потребления. Это в том числе табачная, алкогольная и другая спиртсодержащая продукция (лекарства, косметика и парфюмерия, бытовая химия), бензин и дизель и т.д.

Акциз включается в цену, а это значит, что он фактически уплачивается конечным потребителем. Его размер по некоторым товарам достигает половины, а иногда и 2/3 цены.

Специальные налоговые режимы

Некоторые организации освобождены от ряда ФН, так как применяют специальные режимы налогообложения:

  • ЕСХН разработан специально для производителей сельскохозяйственной продукции, а также для рыбохозяйственого бизнеса.

Переход на данную систему возможен, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%. Налоговая ставка всего 6%.

  • УСН – специальный режим налогообложения, который позволяет упростить бухгалтерский учет за счет сокращения количества налогов (вместо нескольких нужно платить только один).

На выбор организации есть два варианта расчета налогооблагаемой базы. Это могут быть доходы или прибыль (то есть за вычетом расходов). Соответственно ставка 6% или 8%, либо 18% или 20% (в зависимости от штата и годовой выручки).

Об условиях перехода на УСН читайте в нашем блоге.

Региональные налоги (РН)

РН устанавливаются НК и законами субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае могут появляться особые условия налогообложения и ставки (разумеется, в допустимых пределах). РН в полном объеме поступают в бюджеты регионов.

Транспортный налог (ТН)

Плательщиками ТН являются владельцы наземного транспорта на пневматическом и гусеничном ходу (автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д.), мотосаней и снегоходов, водного и воздушного транспорта.

Величина ТН зависит от характеристик объекта налогообложения:

  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями – от суммарной тяги всех двигателей;
  • для транспорта с другими видами двигателей – от мощности (в лошадиных силах);
  • для водных буксируемых судов – от валовой вместимости;
  • по остальным видам транспорта значение ТН определяется по количеству средств передвижения.

Кроме того, региональные власти могут вводить прогрессивные ставки на основе возраста и/или экологического класса транспорта – так сумма ТН может уменьшаться, но чаще увеличиваться более чем в 10 раз.

О других расходах, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей, и как на них сэкономить, читайте в этой статье.

Налог на имущество организаций (НИО)

НИО начисляется на среднегодовую остаточную (иногда кадастровую) стоимость недвижимого имущества налогоплательщиков (юрлиц).

Налоговые ставки формируют региональные законы в пределах 2,2%; они врьируются в зависимости от категории организации и/или имущества.

Налог на игорный бизнес (НИБ)

НИБ уплачивают организации, которые зарабатывают на:

  • выигрышах;
  • плате за проведение азартных игр;
  • пари.

Если коротко – это юрлица, которые работают в сфере игорного бизнеса.

Величина НИБ определяется индивидуально в рамках предельных размеров. Разброс достаточно большой – например ставка, начисляемая на игорные столы, варьируется от 25 до 125 тысяч рублей.

Местные налоги (МН)

Жизненный цикл МН формируется на основании НК, а также локальных нормативных актов, которые издали органы местного самоуправления.

Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)

В отличие от налога организаций НИФЛ поступает прямиком в муниципальную копилку.

Кто платит НИФЛ

Физлица с любой недвижимостью в собственности.

За основу для начисления НИФЛ берут кадастровую стоимость.

Базовая ставка в зависимости от вида недвижимости может составлять 0,1%, 0,5% или 2%.

В некоторых случаях 0,1% могут снизить до 0% или, напротив, увеличить в пределах 0,3% (ст. 406 п. 3).

Земельный налог (ЗН)

ЗН платят и простые граждане, и организации, у которых есть земля в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Ставки ЗН регулируются локально, местными актами, но не превышают предельные значения:

  • 0,3% от кадастровой стоимости земли сельхоз назначения; площадей, занятых жилищным фондом или предоставленных для возведения жилых домов;
  • в остальных случаях ЗН в пять раз больше – 1,5%.

В чем разница между сборами и налогами

Кроме обычных и упрощенных режимов российская налоговая система включает в себя сборы:

  • федеральные – государственная пошлина, а также сборы за пользование природными и экологическими ресурсами;
  • местный торговый сбор.
Читайте также:
Декларация ЕСХН в 2021 году: скачать бланк, сроки и образец заполнения

Несмотря на то, что сборы и налоги имеют схожие черты, различий между ними гораздо больше.

Налоги

Сборы

Всегда выражаются в денежном эквиваленте

Могут выражаться не только в денежных средствах

Уплачиваются с определенной периодичностью

Подлежат единовременной уплате

Итоговая сумма зависит от нескольких факторов

Неплательщику грозит административная и даже уголовная ответственность

Неплательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу

В заключение отметим, что Российские налоги считаются невысокими, если сравнивать со многими европейскими государствами. Например, ставки подоходного налога для физлиц в Австрии, Италии, Испании, Бельгии (и не только) превышают 50%, а налог на жилую недвижимость в Великобритании может составлять 18% или 28% в зависимости от заработка собственника.

11. Понятие налога и сбора, экономическая сущность.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления.

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

Читайте также:
Образец счета от самозанятого юридическому лицу в 2021 году. Как выглядит чек от самозанятого

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12

НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. . Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Предмет налогового права включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

В предмете налогового права выделяют: имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме; отношения организационные (неимущественные). Первые рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений

Читайте также:
Транспортный налог для пенсионеров: кто имеет право на льготы, документы, заявление и порядок оформления льготных условий, сроки платежа и расчёт транспортного налога

Налоговые отношения – это отношения по поводу собственности – по ее ограничению, взиманию, контролю.

Целью налогово-правового регулирования является формирование денежных фондов государства и местного самоуправления посредством отчуждения принадлежащих налогоплательщикам денежных средств для реализации публичных задач и функций. Часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

Ведомственные и межведомственные отношения между налоговыми органами являются административно-правовыми. Правомочия налоговых органов по отношению друг к другу образуют содержание административной, а не налоговой правосубъектности.

Налоговые отношения носят властный характер, а гражданско-правовые – нет.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Предмет отрасли показывает, что’ регулируют налогово-правовые нормы, метод – как, какими средствами и способами правовое регулирование осуществляется.

Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки.

Приоритет публичных интересов перед интересами частными. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, т. е. его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм. Публично-правовая цель налогообложения – обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства. В содержании налоговых правоотношений всегда присутствует обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают данную обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию. Большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

Императивный характер налогово-правово-го регулирования. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения.

Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Понятие налога и сбора

Статья 8 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Читайте также:
Самозанятость в 2021 году: кто такие самозанятые граждане и кто к ним относится, что это такое в России, нужно ли для этого открывать ИП, примеры

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор – это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

– налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

– организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

– физические лица – это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

– налоговые агенты – это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 – 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается – общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: