Понятие авторского права: источники, признаки, предмет, на что не распространяется, вознаграждение

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Читайте также:
Чем занимается Роспотребнадзор: функции и задачи, обязанности, услуги и компетенция, для его нужен, положения

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

Читайте также:
ЕГАИС для ИП, торгующих пивом в 2021 году: нужна ли программа для разливного пива, как подключить и работать, списание и возврат

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Авторское право – понятие, объекты, источники

  • Понятие авторского права
  • Функции и источники авторского права России
  • Понятие, признаки и классификация объектов авторского права: что оно охраняет
  • На что не распространяется авторское право
  • Субъекты авторского права по ГК РФ
  • Срок, в течение которого действует авторское право

Понятие авторского права

Авторское право – термин, употребляемый как минимум в двух значениях:

  • институт отрасли гражданского права (как часть подотрасли права интеллектуальной собственности);
  • совокупность правомочий автора в отношении созданного им произведения искусства или культуры.

В предмет этого института входят отношения, связанные с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности (в форме произведений науки, литературы и искусства).

Собственные принципы авторского права обусловлены его предметом:

  • свобода творчества;
  • сочетание интересов автора и социальных ценностей;
  • неотъемлемость отдельных авторских прав;
  • свобода авторского договора.

Функции и источники авторского права России

Функции авторского права состоят в обеспечении реализации следующих задач:

  • защита прав лиц, своим творческим трудом создающих произведения;
  • поощрение создания новых результатов интеллектуальной деятельности;
  • обеспечение условий для обращения на благо общества созданных произведений (с учетом интересов общества).

Законодатель посчитал, что в современных условиях этим задачам максимально будет отвечать кодификация. Поэтому с 2008 года все ранее разрозненные нормы права интеллектуальной собственности, включая положения об авторском праве, объединены в части 4 ГК РФ.

В условиях развития коммуникаций и легкости трансграничного перемещения объектов творчества авторское право является одной из наиболее подверженных международному влиянию под-отраслей. Ниже приведены акты, которые подлежат применению по правилу приоритета международного договора (ст. 15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ):

  • Бернская конвенция от 09.09.1886;
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 16.09.1955 (ред. 1971);
  • Соглашение по ТРИПС от 15.04.1994;
  • Договоры ВОИС по авторскому праву, по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996.

Большое значение в разработке и внедрении новых норм авторского права принадлежит ВОИС, учрежденной Конвенцией от 16.07.1967.

Понятие, признаки и классификация объектов авторского права: что оно охраняет

Объектами авторского права являются произведения, обнародованные и необнародованные, обладающие следующими признаками:

  • собственной структурой и способностью к автономному использованию (в отличие от цитат, например):
  • совокупностью выраженных в них идей, мыслей автора;
  • объективной выраженностью (в доступной для восприятия форме) и способностью к воспроизведению (спорный признак, неприменимый к охраняемым устным произведениям – ч. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того подлежат охране и признаваемые в соответствии с п.7 ст.1259 ГК РФ самостоятельным выражением творческого замысла части произведений, их названия, персонажи и образы, иные оригинальные элементы.

Отдельную группу объектов авторского права составляют программы для ЭВМ и базы данных, имеющие специфическую сферу.

Читайте также:
Акцизная марка на алкоголь в 2021 году: стоимость и ее повышение, пример расчета, как рассчитать для вина и водки

Особое внимание следует обратить на то, что произведения охраняются авторским правом независимо от их культурной ценности, достоинства, содержательности и общественной оценки.

Классификация произведений в авторском праве проводится по различным основаниям. Выделяют произведения:

  • науки, литературы и искусства;
  • опубликованные и неопубликованные;
  • обнародованные и необнародованные;
  • оригинальные и производные (например, переводы, сборники и т.д.).

Особые разновидности представляют собой сложные объекты авторского права и служебные произведения.

На что не распространяется авторское право

Ст. 1259 ГК РФ в п.5 перечисляет категории результатов творческой деятельности, не подпадающие под охрану авторского права: идеи, методы, способы, открытия, языки программирования и т.д. Будучи облеченными в определенные формы выражения, они могут быть положены в основу объектов авторского права. Однако нет никаких препятствий к использованию, к примеру, одной и той же концепции для получения совершенно отличных друг от друга творческих результатов. Направленность регулирования здесь состоит в том, чтобы запретительные нормы авторского права не стали препятствием на пути прогресса.

Кроме того, имеются объекты, отвечающие всем требованиям, однако выведенные законодателем из-под охраны авторского права (п.6 ст.1259 ГК РФ):

  • государственные символы и знаки;
  • произведения народного творчества;
  • официальные документы (в т.ч. нормативные акты, судебные решения);
  • сугубо информационные сообщения (например, расписание движения транспорта).

Субъекты авторского права по ГК РФ

Авторские права подразделяются на отчуждаемые (исключительное право) и личные неотчуждаемые (неимущественные). Осуществлять авторские права могут различные лица:

  • авторы, соавторы (начиная с 14 лет – п.2 ст. 26 ГК РФ) произведений науки искусства, создавшие их своим творческим трудом;
  • законные представители малолетних (до 14 лет) авторов (ст. 28 ГК РФ);
  • третьи лица (в отношении отчуждаемых имущественных прав).

Изначально появление авторских прав обусловлено созданием произведения. Дальнейшая его судьба определяется объемом дееспособности автора и совершением им распорядительных сделок. Произведения, созданные в соавторстве используются лицами его создавшими совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Срок, в течение которого действует авторское право

Авторские права имеют различную продолжительность существования, в зависимости от содержания и характеристик самого права.

  1. Охраняются неограниченное время (ст. 1267 ГК РФ):
    • право авторства;
    • право на имя;
    • неприкосновенность объекта.

Обязанность охраны этих авторских прав после смерти обладателя возлагается на исполнителя завещания или наследников и их правопреемников. При этом право на неприкосновенность произведения следует за исключительным правом, и его обладатель вправе разрешить внесение в произведение изменений в порядке ч.2 п.1 ст. 1266 ГК РФ.

  • Исключительное право действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора (последнего соавтора) или после правомерного обнародования произведения, считая с начала года, когда произошло соответствующее событие, и с продлением по обстоятельствам, указанным в п.п. 4 и 5 ст. 1281 ГК РФ.
  • Иные авторские права прекращаются со смертью автора (право на отзыв) или вместе с исключительным правом (право на обнародование) – ст.ст. 1268, 1269 ГК РФ.
  • По авторским правам, возникшим до введения в действие части 4 ГК РФ, следует учитывать положения Вводного закона с учетом п.п. 3, 4 Постановления Пленума ВС и ВАС от 26.03.2009 №5/29.

    В течение срока действия исключительного права автор вправе распорядиться им путем заключения авторских договоров (лицензионных, договора об отчуждении исключительных прав и др.).

    Авторское право – институт подотрасли права интеллектуальной собственности в гражданском праве, выполняющий задачи введения в оборот произведений в интересах их авторов, правообладателей и общества, с учетом тенденций международного права и технических достижений цивилизации.

    Объекты авторского права и смежного права

    Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

    В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

    Объекты авторского права

    Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

    1. литературные произведения
    2. программы для ЭВМ и базы данных
    3. произведения сценарного искусства
    4. хореографические произведения и пантомимы
    5. музыкальные произведения с текстом и без текста
    6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
    7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
    8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
    9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
    10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
    11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
    12. другие произведения

    В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

    Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

    Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

    Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

    Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

    Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

    1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

    Читайте также:
    Подсистема "Меркурий.СВХ": вход в личный кабинет и порядок работы в системе, что это такое, функции и задачи

    Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

    2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

    По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

    Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

    Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

    3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

    Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

    4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

    Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

    1. письменная;
    2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
    3. звуко- или видеозапись;
    4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
    5. объемно-пространственная;
    6. другие (перечень не ограничен).

    Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

    Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

    Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

    1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

    2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

    3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

    4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

    Авторское право: как защитить свои работы

    Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане . Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.

    Что защищает авторское право

    Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.

    Читайте также:
    Право на фирменное наименование: исключительное, распоряжение, когда возникает, защита, как передается

    Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса . В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.

    И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.

    Защищает ли авторское право идею

    Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

    Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

    Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

    Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

    Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

    Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

    Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав

    Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.

    Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.

    Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.

    Что не относится к нарушению авторских прав

    Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.

    Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.

    Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.

    А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.

    Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.

    Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.

    Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.

    Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК .

    Как защитить свои авторские права

    Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.

    Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.

    Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.

    Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.

    Читайте также:
    Служебная тайна: что это, понятие профессиональной тайны, перечень сведений, объекты и субъекты информации

    Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.

    Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.

    Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.

    Получить свидетельство о депонировании.

    Защита произведения будет действовать 70 лет.

    Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.

    Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.

    Что делать, если авторское право нарушено

    В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:

    Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК , компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.

    До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.

    Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.

    Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.

    Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.

    Коротко о главном

    Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.

    Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.

    Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.

    Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.

    Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.

    Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.

    Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.

    Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.

    Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение

    Законодательство РФ в сфере защиты интеллектуальной собственности

    Законодательство РФ в области защиты ИС состоит из Конституции РФ (ст. 44), международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, федеральных законов и актов. Гражданско -правовая защита ИС предусмотрена частью 4 Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.2008г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» от 18.12.2006 № 231-ФЗ.

    Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность — это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Виды интеллектуальных прав принято классифицировать на:

    • авторское право;
    • права, смежные с авторскими;
    • патентное право;
    • нетрадиционные объекты ИС (производственные секреты, топология микросхем и прочее);
    • средства индивидуализации юридических лиц (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак);
    • единая технология (технические данные).

    Интеллектуальные права делятся на три вида (ст. 1226 ГК РФ):

    1. Имущественные права. Они ассоциируются с автором, их можно продавать на основании договора. К категории имущественных прав относится исключительное право, которое включает права: пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности (далее — ПИД) (ст. 1229 ГК РФ); распоряжаться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); позволять пользоваться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); защищать ПИД (ст. 1252 ГК РФ).
    2. Личные неимущественные права. Они неотделимы от личности автора, включают права на авторство, имя (ст. 1228 Кодекса). Передача прав иному лицу не допускается.
    3. Иные личные неимущественные права возникают в отношении различных видов объектов права. Это права: следования (ст. 1293 ГК РФ), на патент (ст. 1357 ГК РФ), доступа (ст. 1292 ГК РФ), на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

    Интеллектуальная собственность подразделяется на две основные сферы прав: авторское право и смежные с авторскими права и промышленная собственность.

    В категорию авторского права входят произведения искусства или науки, а также компьютерные программы. Смежные права — права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам и прочим объектам ИС, ставшим общественным достоянием.

    Промышленная собственность — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов ИС. Включает в себя:

    • патентную собственность, которая охраняет объекты ИС;
    • права на средства индивидуализации, которые распространяются на фирменные наименования и коммерческие названия компаний, товарные знаки, названия мест происхождения товаров;
    • секреты производства, которыми признаются любые сведения об объектах ИС в научно- технической сфере и способах их применения.

    Регулятором в сфере интеллектуальной собственности в России является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая осуществляет функции:

    • регистрации изобретений (объектов) и договоров в отношении объектов ИС;
    • правовую защиту интересов государства в этой сфере;
    • контроль и надзор в сфере охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
    • контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций осуществляющих научно-исследовательские работы в данной сфере.

    Для того чтобы защитить права на объект ИС, необходимо зарегистрировать право, в противном случае признание права возможно не иначе как на основании судебного решения.

    Правовое обеспечение интеллектуальной собственности

    В правовом обеспечении ИС различают охрану прав и их защиту. Охрана прав представляет собой общий правовой порядок в сфере ИС, закрепленный в нормативных актах, осуществляемый во внесудебном и судебном порядке. К внесудебной форме защиты относится самозащита, установленная автором в договоре, заключенном между правообладателем и приобретателем права ИС. К судебным формам защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

    Читайте также:
    Объекты авторского права: понятие, что относится, виды, субъекты, соавторство, составные произведения

    Самозащита интеллектуальной собственности в договоре

    Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, и их передача не допускается. Переход имущественных прав от правообладателя к иному лицу возможен. Правообладатель имущественных прав вправе передать авторские права на основании гражданско-правового договора (ст. 1233 ГК РФ). Уступка прав на ИС происходит по договору отчуждения исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), а передача авторского права на время путем предоставления права использования ИС другому лицу происходит согласно гражданско-правовым договорам: отчуждения (ст. 1234 ГК РФ), лицензионных (ст. 1238 ГК РФ), трудовых (ст. 1288 ГК РФ), по государственному (муниципальному) контракту (ст. 1298 ГК РФ).

    Административно-правовая защита интеллектуальной собственности

    Реализация этой формы защиты осуществляется в короткие сроки. Административная защита является необходимой на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

    Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав подлежат следующие правонарушения:

    • нарушение авторских и смежных прав, изобретательских прав (ст. 7.12 КоАП РФ);
    • нарушение установленного порядка патентования (ст. 7.28 КоАП РФ);
    • продажа товаров, выполнение работ ненадлежащего качества (ст. 14.4 КоАП РФ);
    • продажа товаров, выполнение работ при отсутствие ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ);
    • обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);
    • незаконное использование средств индивидуализации товаров (ст. 14.10 КоАП РФ);
    • незаконное перемещение через таможню товаров и ТС (ст. 16.1 КоАП РФ) и прочее.

    При обеспечении правовой защиты ИС, установленной КоАП РФ, необходимо отметить проблемы, усложняющих правовое регулирование: пассивное отношение авторов и правообладателей к защите прав на ИС, отсутствие методики расчетов убытков при нарушении прав на ИС, отсутствие в законе понятия «контрафактная продукция», неэффективность административно-правовых санкций, отсутствие борьбы с «пиратством».

    Решение указанных проблем требует внесения изменений в административное законодательство, чтобы санкции за нарушение прав приобрели превентивное значение.

    Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности

    Такую форму защиты права на объект ИС используют для восстановления нарушенного права в суде. В гражданском законодательстве выделяют две группы защиты прав на ИС: универсального характера, применяемая для защиты не только права на объект ИС, но и иного субъективного права (ст. 12 ГК РФ), и направленная исключительно на объекты ИС.

    Статья 12 ГК РФ предусматривает следующие способы защиты прав на ИС в суде:

    • признание права авторства (ст. 1252, 1265 ГК РФ);
    • восстановление положения существовавшего до нарушения права (ст. 301 ГК РФ);
    • возмещение убытков (ст. 1300, 1301 ГК РФ);
    • принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 308.3, 396 ГК РФ);
    • компенсация морального вреда (ст. 151, 1251 ГК РФ);
    • изъятие материалов, используемых для нарушения прав (ст. 1252 ГКРФ);
    • прекращение или изменение правоотношений (ст. 450, 451 ГК РФ);
    • публикация решения суда о допущенном нарушении (ч. 1 ст. 1252 ГК РФ);
    • принятие иных мер, предусмотренных законодательством РФ (ст. 1231 ГК РФ).

    При обеспечении правовой защиты ИС необходимо отметить следующие спорные моменты гражданско-правовой защиты прав на ИС в судебном порядке. Критерии оценки ИС отсутствуют. Законом также не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения прав на ИС (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). В связи с этим защита прав на ИС зависит от сложившейся судебной практики в конкретном регионе. Исходя из сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного суда РФ, критериями оценки прав на ИС являются новизна и оригинальность. Например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2017г. по делу № А56-23644/2016, согласно которого суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в части того, что суд апелляционной инстанции установил, что Соглашение не отвечает признакам произведения, как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.

    Таким образом, если создатель сможет доказать в суде авторство и объект ИС, созданный творческим трудом, обладает признаками новизны и оригинальности, то суд признает за ним право на ИС. Если же автор (создатель, правообладатель) не докажет свое право, то суд откажет в иске. Вот о таком судебном споре из своей практики расскажу.

    Судебный спор

    Аркадий давно работает в рекламном агентстве фотографом, иногда подрабатывает на стороне. В прошлом году директор компании, с которым Аркадий знаком много лет, предложил подработку в виде изготовления фотографий города Тобольска для изготовления настольного календаря на 2019 год. Договорились об условиях выполнения заказа. Договор заключать не стали, но заказ оформили письменной заявкой. Фотографии Аркадий сделал быстро и также передал через курьера, взяв расписку. Деньги должны были быть перечислены на банковскую карту. Ни завтра, ни позже деньги не поступили. Аркадий перезвонил, и ему ответили, что от календаря директор отказался, а фотографии уничтожены. В начале 2019 года Аркадий по служебным делам заехал в одну из строительных компаний, где на стене за креслом директора увидел красочный настенный календарь со своими фотоснимками. Календарь ему не отдали, но фото страниц календаря сделать разрешили. Так Аркадий узнал типографию, где фотоснимки напечатаны, и заказчика. Оказалось, что фотографии заказчик не уничтожил, а заказал календари для дальнейшего использования.

    Досудебный порядок

    Я собрал доказательства: заявку на осуществление съемки, расписку в получении фотоснимков, скриншот переписки, TIFF-файл со всеми слоями, подтверждающий творческую работу над фото, свидетельские пояснения, доказательства изготовления календарей, отчет специалиста и подал исковое заявление в суд.

    Судебное решение и способы защиты в суде

    Суд первой инстанции в иске отказал в связи с недоказанностью факта, по причине непредставления в суд фотоаппарата, с помощью которого были изготовлены фотоснимки. Не согласившись, я обжаловал судебное решение в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия областного суда рассмотрела дело, установила, что суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о недоказанности факта. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор авторского заказа. В итоге судебная коллегия областного суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла судебное решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение имущественных прав и морального вреда, а также взыскала с ответчика судебные траты и издержки.

    Читайте также:
    Как проверить музыку на авторские права онлайн: особенности проверки песни

    Приведенный пример из моей судебной практики показывает, что доказать авторство в суде достаточно сложно. Вероятность выигрыша увеличится, если Вы выберете надлежащий способ защиты нарушенного права и представите суду надлежащие доказательства:

    1. Доказательства факта нарушения прав автора на объект ИС. Например, Решение АС Новосибирской области от 14 мая 2018 года по делу № А45-33318/2017.
    2. Доказательства принадлежности исключительных прав истцу. Например, Решение АС Кемеровской области от 28 мая 2019 года по делу № А27-3997/2019.
    3. Доказательства фиксации надлежащим образом нарушения права истца. Например, Решение АС Омской области от 20 июня 2019 года по делу № А46-2212/2019 и прочее.

    Вместе с тем основным способом защиты нарушенного права в суде является создание 01.02.2013г суда по интеллектуальным правам — специализированного арбитражного суда, рассматривающего дела по спорам, связанными с защитой интеллектуальных прав (ст. 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Кроме того, суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции пересматривает дела, которые были рассмотрены судами первой инстанции, а также дела, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами, а также проверяет законность и обоснованность административных актов (ч. 3 ст. 274 АПК РФ).

    Вместе с тем, если установлено наличие вины и в действиях нарушителя имеется состав преступления, то автор вправе прибегнуть к уголовно-правовой защите права.

    Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности

    Специфика совершения данной категории преступлений заключается в том, что предметом присвоения (незаконного использования) прав на ИС является не конкретная вещь, а абстрактная категория права на объект ИС: имя, произведение, изобретение и прочее. Преступный результат при хищении состоит в причинении автору (правообладателю) материального ущерба, размер которого определяется стоимостью изъятого имущества. При оценке размера ущерба в случаях нарушения прав ИС учитываются понесенные автором убытки, а также упущенная выгода, которая была бы получена при реализации произведения ИС. В большинстве случаев цифру может указать только судебная экспертиза, которая назначается на основании ходатайства (ст.195 УПК РФ).

    Однако не все так однозначно. С одной стороны, термин «убытки правообладателя как объект оценки» не нашел отражения ни в Федеральном законе 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», ни в Федеральных стандартах оценки, ни в положениях Национального Совета по оценочной деятельности (НСОД), ни в стандартах СРО оценщиков. С другой стороны, убытки и вина нарушителя, а также причинно-следственная связь между совершенным деянием и убытками должны быть доказаны истцом. В связи с изложенным, полагаю, что только после всестороннего анализа обстоятельств дела можно определить какое решение является правильным: обратиться в суд за возмещением понесенных убытков или же просить суд взыскать компенсацию. И здесь следует обратиться к практике суда по интеллектуальным правам. Суд неоднократно разъяснял в судебных решениях о том, что наличие убытков является лишь одним из факторов, влияющих на размер взыскиваемой компенсации, но никак не основанием ее взыскания. По мнению суда, компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ) (Постановление суда по интеллектуальным правам от 11.06.2014 № С01-385/2014 по делу № А43-8973/2013).

    Уголовно – правовая защита ИС осуществляется в отношении нарушения авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180 УК РФ), незаконного получения и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ).

    Проблема привлечения виновных за совершение преступлений в отношении прав на ИС в том, что действующее уголовное законодательство РФ не позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с преступлениями в сфере ИС по причине отнесения данной категории дел к преступлениям небольшой тяжести. Например, Приговор Кировского районного суда г. Томска от 30.11.2017 по делу № 1-487/2017, согласно которому обвиняемый, действуя вопреки воле правообладателей без соответствующих договора и разрешения, с целью получения прибыли, из корыстной заинтересованности, незаконно использовал объекты авторского права: компьютерную программу для ЭВМ CorelDRAW Graphics Suite Х7, стоимостью 36 905 рублей и программу Компас -3D версии 16.1.10 стоимостью 110 000 рублей, всего на общую сумму 146 905 рублей, что является крупным размером. В итоге обвиняемый был осужден по ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 272, ч. 2 ст. 273 УК РФ, и ему назначено наказание:

    • по ч. 2 ст. 146 УК РФ в виде 4 месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
    • по ч. 2 ст. 272 УК РФ в виде 1 года исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
    • по ч. 2 ст. 273 УК РФ в виде 6 месяцев лишения свободы.

    На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ окончательное наказание назначено путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.

    Из приведенного примера видно, что незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, высокая прибыль правонарушителей, минимальный риск задержания и судебного преследования приводят к тому, что количество преступлений в сфере незаконного присвоения и использования интеллектуальной собственности растет, в результате автор (правообладатель) несет убытки и моральный вред.

    Вывод

    В условиях современного развития права ИС нуждается в эффективной правовой защите. Лица, незаконно использующие чужую ИС, не только причиняют значительный материальный ущерб авторам (правообладателям), извлекая доходы, но и нарушают права и законные интересы общества и государства, подрывают основополагающие принципы экономики. Сложность доказывания данной категории дел в судах, незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, несомненно, требует внесения изменений в действующее законодательство, чтобы санкции за нарушение прав на интеллектуальную собственность приобрели превентивное (предупреждающее) значение.

    Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав

    1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    Читайте также:
    Знак авторского права: что за символ, определение, как выглядит и из чего состоит, зачем проставляется и что охраняет

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

    К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

    2. К объектам авторских прав относятся:

    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

    4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

    5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

    6. Не являются объектами авторских прав:

    1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

    Комментарии к ст. 1259 ГК РФ

    1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.

    В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения, причем указанное подразделение является традиционным как с точки зрения видов указанных произведений, так и с точки зрения порядка их перечисления.

    Так, первыми указаны литературные произведения, имея в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).

    Следом идут драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения, с одной стороны, близки к литературным произведениям (особенно драматические), но, с другой стороны, предназначены для театральной постановки. Поэтому их в литературе называют – вместе с хореографическими произведениями и пантомимами – театральными произведениями .

    См. например: Д. Липцик. Авторское право и смежные права. М.: Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 66.

    В то же время, учитывая различный способ выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы, они разделены.

    После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате “живого” исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.

    Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.

    Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.

    Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав .

    Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.

    Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.

    В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК).

    В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.

    2. В пункте 2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными. Результат творческой деятельности редко бывает абсолютно оригинальным с точки зрения его содержания. Использование сюжетов из жизни, рассказов знакомых, исторических событий является важнейшим условием творческой деятельности автора. Источником творчества автора может стать и другое произведение. В этом случае произведение может быть как оригинальным, так и производным. В первом случае автор использует чаще всего содержание одного произведения для создания другого, иногда с помощью того же способа выражения. Например, использование А.С. Пушкиным содержания отдельных глав “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина для создания “Бориса Годунова”. Но автор может не просто заимствовать сюжет, героев из другого произведения, а осуществить его переработку путем перевода на русский язык или инсценировки. В этом случае речь идет о производных произведениях.

    Читайте также:
    Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в 2021 году: объекты и цели, услуги и товары, знаки соответствия, процедура отмены

    Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).

    При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.

    3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.

    Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.

    Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) “доведения”. Причем эти способы позволяют фиксировать и “доводить” не только произведения, но и любую необходимую информацию. Пункт 3 говорит как раз о таких формах. Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения. В противном случае оно не является формой произведения.

    Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:

    письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

    устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);

    звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);

    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

    объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

    а равно другие формы.

    При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.

    Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.

    Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и в виде звукозаписи.

    Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляет запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.

    Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).

    Перечень форм в соответствии с п. 3 – не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.

    4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже отдельных образов (персонажей), созданных автором, как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

    Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.

    Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.

    Наибольший интерес представляет персонаж – образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.

    5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п. 5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав. Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением. Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства. Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.

    Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права – произведений литературы, науки, искусства. Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны. Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.

    Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.

    Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям. Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например, о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15 ч. 30 мин. С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и пр. могут стать объектами авторских прав.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: