Получение сведений, содержащихся в ФИАС, возможно в течение пяти дней

ФИАС: особенности, этапы перехода и обязательность применения

ФИАС: что это такое

Федеральная информационная адресная система (ФИАС) была создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р и начала работать уже с 01.11.2011 года. До этого времени в целях систематизации информации об адресах использовался КЛАДР – классификатор адресов, разработанный ФНС России исключительно в налоговых целях.

В ФИАС вносятся сведения обо всех имеющихся на территории России адресах, а также о реквизитах документов о присвоении, изменении и аннулировании этих адресов (ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…»).

Сведения об адресах включают в себя следующую информацию:

  • наименование субъектов РФ, городов, поселений;
  • указание муниципальных районов, городских округов;
  • сведения об элементах улично-дорожной сети населенных пунктов;
  • указание автомобильных и железных дорог;
  • номера земельных участков, гаражных боксов;
  • номера домов, владений, корпусов, строений, сооружений, помещений (в том числе квартир, комнат и офисов).

Также в ФИАС представлены присвоенные объектам коды ОКТМО и коды ОКАТО.

Информация об адресах в ФИАС постоянно актуализируется и дополняется. В случае изменения или аннулирования адреса все ранее внесенные сведения об адресе сохраняются в ФИАС со статусом «архивная информация».

Оператором ФИАС является ФНС России, а сам адресный реестр располагается на официальном сайте налоговой службы . Данный реестр доступен для просмотра всем заинтересованным организациям и физлицам без подачи запросов и взимания платы.

Предоставление сведений об адресах в электронном виде осуществляется бесплатно. Для получения сведений на бумажном носителе потребуется заплатить пошлину (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).

Чем ФИАС отличается от КЛАДР

Главное отличие между этими двумя системами заключается в том, что КЛАДР – это сугубо ведомственная база данных, а ФИАС – общая для всех министерств, организаций и физлиц адресная система.

В КЛАДР используются формализованные наименования элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети. В ФИАС же содержатся официальные наименования всех этих элементов.

ФИАС содержит больше информации об объектах адресации, адреса в ней стандартизированы, а предоставление сведений конечному пользователю осуществляется в более удобной и детализированной форме.

В отличие от КЛАДР, в ФИАС добавлены такие весьма важные компоненты, как:

  • уникальный фиксированный ID для каждого дома. Данный ID выступает в роли постоянного ключа и позволяет найти объект в любой базе данных и учетной программе;
  • садово-огороднические товарищества, строительно-гаражные кооперативы и промышленные зоны в ФИАС теперь располагаются на отдельных уровнях и не путаются с городами и поселениями;
  • дата начала и окончания действия записи об адресе;
  • состояние дома. Данная запись позволяет понять, в каком состоянии находится дом и требует ли он ремонта.

Для рядовых пользователей учетных программ (приложений) и их разработчиков основное различие между ФИАС и КЛАДР сводится к тому, что файлы первой адресной системы гораздо «тяжелее» файлов второй. Так, если файлы КЛАДР «весят» 300 Мб, то файлы ФИАС занимают уже 9 Гб файлового пространства.

Данное обстоятельство обуславливает следующие моменты:

  • скачивание ФИАС занимает гораздо больше времени;
  • ФИАС предъявляет повышенные требования к используемому программному обеспечению;
  • ФИАС увеличивает нагрузку на учетные программы.

Этапы внедрения ФИАС

Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…» вступил в силу с 1 июля 2014 года. С этого момента содержащиеся в ФИАС сведения об адресах стали обязательны для использования следующими субъектами:

  • органами государственной власти при предоставлении государственных услуг;
  • органами местного самоуправления при предоставлении муниципальных услуг;
  • субъектами, оказывающими услуги почтовой связи.

Для организаций и ИП обязанности по использованию сведений, содержащихся в ФИАС, законом не установлено. Поэтому рядовые налогоплательщики по-прежнему могут пользоваться сведениями из КЛАДР (в случае их актуальности).

При этом ФНС России официально поддерживала и регулярно обновляла КЛАДР до 31.12.2017.

Но и сейчас ведомство по-прежнему регулярно выгружает ФИАС в формате КЛАДР и публикует его.

Организации и ИП могут использовать в отчетности не только коды по ФИАС, но и коды по КЛАДР. Форматы, передаваемые в ФНС, не требуют обязательного указания идентификатора адреса по ФИАС.

Единственным форматом, в котором требовался обязательный ввод идентификатора адреса по ФИАС, в январе 2018 года стал формат «Спецификации на обмен данными в электронном виде о нетрудоспособности и других сведениях…», используемый при оформлении документов на прямые выплаты пособий в пилотных регионах ФСС.

С 1 января 2018 года при заполнении данного формата нельзя было использовать коды из КЛАДР. Между тем, уже в ноябре 2018 года ФСС утвердил спецификацию версии 1.7.6, в которой изменилась обязательность полей. Вместо GUID из ФИАС появилась возможность передавать код того же адреса по КЛАДР.

Таким образом, в настоящее время среди форм отчетности, передаваемых в контролирующие органы, не осталось ни одной, где код по ФИАС был бы обязателен.

ФИАС в учетных решениях 1С

В программе «1С:Бухгалтерия 8» начиная с версии 3.0.37.25 в качестве источника адресной информации используется ФИАС. Вся линейка других современных программ 1С также поддерживает работу с ФИАС с 2014 года.

Проверка адреса по ФИАС доступна в разделе Администрирование – Общие настройки – Контактная информация.

ФИАС не поддерживается только в программах «старого поколения». К ним, в частности, относятся:

  • «1С:Предприятие 7.7»;
  • «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 2.0);
  • «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 2.5);
  • «1С:Управление производственным предприятием 8» (ред. 1.3).
Читайте также:
Дана оценка возможности введения на российской территории системы tax free

Вместо автоматической загрузки кодов ФИАС во всех этих программах предусмотрен ручной ввод адресов, без подсказок, автозаполнения и проверки корректности адресов.

Проверить актуальность адреса в этом случае можно в ФИАС . Напоминаем, предоставление информации об адресах производится в ФИАС на бесплатной основе.

Получение сведений, содержащихся в ФИАС, возможно в течение пяти дней

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260088);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 298-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020087);

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 136-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300105) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 136-ФЗ);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 351-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020066) ;

Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300111) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ) .

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) адрес – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2) государственный адресный реестр – государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах;

3) объект адресации – объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4) федеральная информационная адресная система – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.

Статья 3. Основные принципы ведения государственного адресного реестра, эксплуатации федеральной информационной адресной системы, использования содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах

Ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов:

1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования;

2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах;

3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Статья 4. Состав содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах

1. В государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1_1. Сведения об адресах, содержащиеся в государственном адресном реестре, должны соответствовать муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, документам, принятым организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса.

(Часть дополнительно включена с 28 октября 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 136-ФЗ)

2. Достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах обеспечивают орган местного самоуправления, орган государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, разместившие такие сведения. За неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах в государственном адресном реестре, размещение недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений об адресах в государственном адресном реестре, несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий, указанных в части 4 статьи 7 и части 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо несвоевременное направление оператору федеральной информационной адресной системы указанного в части 5 статьи 7 настоящего Федерального закона мотивированного уведомления об отсутствии несоответствий должностные лица органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо организации, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, уполномоченные на выполнение указанных действий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Северокавказские курорты ополчились против повышения НДС

(Часть в редакции, введенной в действие с 28 октября 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 136-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3. Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 298-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, следующие полномочия:

1) определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах;

2) определяет оператора федеральной информационной адресной системы;

3) устанавливает состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления при ведении государственного адресного реестра (далее – порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра);

4) устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса;

5) устанавливает перечень объектов адресации.

(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, осуществляет следующие полномочия:

1) определяет порядок, способы и формы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим лицам и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2) устанавливает размер платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в случае предоставления их на бумажном носителе и за предоставление обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также порядок взимания такой платы и ее возврата в случае ошибочного внесения или внесения в большем размере, чем предусмотрено установленным размером платы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3) устанавливает порядок ведения государственного адресного реестра.

3. Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, осуществляют следующие полномочия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 298-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

4. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в федеральной территории “Сириус” осуществляются органами публичной власти федеральной территории “Сириус”.

Статья 6. Межведомственное информационное взаимодействие при ведении государственного адресного реестра, эксплуатации федеральной информационной адресной системы, использовании содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах

1. Для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории, органам государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, организации, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

Читайте также:
Взимать платежи с безработных без программы поддержки неправильно

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 298-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 351-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующая на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом “О публично-правовой компании “Роскадастр”, в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.

2_1. Уполномоченный на ведение Единого государственного реестра недвижимости федеральный орган исполнительной власти или действующая на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом “О публично-правовой компании “Роскадастр”, в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее трех рабочих дней со дня осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, сведения об адресе которого размещены в государственном адресном реестре, а также со дня снятия с государственного кадастрового учета недвижимого имущества объекта недвижимости или исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте недвижимости, указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, направляет оператору федеральной информационной адресной системы сведения об этом. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.

3. Порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра может быть предусмотрена обязанность предоставления иными органами государственной власти и (или) организациями оператору федеральной информационной адресной системы используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений для размещения в государственном адресном реестре.

4. В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра может применяться информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, созданная в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

5. Подтверждение прав доступа к федеральной информационной адресной системе и получение заинтересованными лицами сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, могут обеспечиваться с применением единой системы идентификации и аутентификации.

Статья 7. Оператор федеральной информационной адресной системы

1. Оператором федеральной информационной адресной системы является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или по решению указанного органа подведомственное ему государственное учреждение.

2. Оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет:

1) создание и эксплуатацию федеральной информационной адресной системы, в том числе создание и ведение государственного адресного реестра;

2) обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;

3) предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.

3. Оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая проверку достоверности, полноты и актуальности этих сведений.

4. В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам органа публичной власти федеральной территории, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, документам, принятым организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса, оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, орган публичной власти федеральной территории, орган государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо в организацию, признаваемую управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, разместившие соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения.

Что нужно знать о федеральной информационной адресной системе (ФИАС) гражданам и индивидуальным предпринимателям.

существование адреса в ФИАС

Адрес является одной из основных характеристик объектов и точность его написания очень важна для многих сфер деятельности.

Для создания и успешного функционирования организации необходимо наличие в ЕГРЮЛ адреса для обеспечения связи, при этом его недостоверность – это риски:

Читайте также:
Проблемы в трудовых отношениях теперь можно решить с помощью смартфона

– финансовых потерь по возмещению убытков, причиненных лицам, полагавшимся на наличие сведений о нем в ЕГРЮЛ, в соответствии с п.2 ст.51 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

‑ неполучения корреспонденции и отказов органов государственной власти в выдаче лицензий и разрешений и др.

Поэтому, при подготовке представляемых для государственной регистрации документов заявителю рекомендуется удостовериться в наличии выбранного адреса в федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

В ФИАС содержатся сведения обо всех присвоенных адресах объектов, расположенных на территории России, субъектов РФ, населенных пунктов, улицах, домах и др.

На официальном сайте ФИАС по адресу fias.nalog.ru обеспечен свободный доступ к адресной системе для всех заинтересованных лиц, там же можно получить информацию об адресе объекта недвижимости, порядок и способы предоставления сведений, а также другую интересующую информацию.

При отсутствии адреса в ФИАС необходимо обратиться в орган местного самоуправления, имеющий полномочия на присвоение адреса объектам адресации, а также на размещение, изменение и аннулирование сведений об адресах в государственном адресном реестре, на территории которого находится объект недвижимости. Присвоение, изменение и аннулирование адресов осуществляется без взимания платы.

Подробную информацию о порядке предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов можно получить на официальных сайтах муниципальных образований Республики Башкортостан.

Информационный материал для размещения в СМИ

в формате «Вопрос-ответ».

1. Построил дом, хочу подвести к дому газ, обратился в соответствующую службу, мне отказали, говорят, что сведения об адресе моего дома отсутствуют в ФИАС. Что такое ФИАС? Что нужно сделать для решения данной проблемы?

Федеральная информационная адресная система или сокращенно ФИАС-единый российский государственный адресный реестр.

В ФИАС хранятся данные об адресах объектов, расположенных на территории России, субъектов РФ, населенных пунктов, улицах, домах и др. ФИАС обязателен для использования государственными органами при оказании государственных и муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. Проверить информацию о наличии Вашего адреса в ФИАС можно бесплатно через интернет на официальном сайте Fias.nalog.ru.

Обязанность по внесению сведений об адресах в ФИАС, закреплена за органами местного самоуправления.

В связи с чем, Вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления. В случае если адрес был раннее присвоен, его внесут в ФИАС. Если адрес никогда не присваивался, присвоят и внесут в ФИАС. Услуга по присвоению адреса бесплатная.

Подробную информацию о порядке предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов можно получить на официальных сайтах муниципальных образований Республики Башкортостан.

2. Мы на нашем земельном участке построили в 2015 году дом, получили документы на право собственности, в которых указан адрес: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, с. Нагаево, Квартал 29. У соседей, которые построились рядом, на домах указаны немного другие адреса с улицей и номером дома. Где можно узнать какой должен быть у нас адрес и куда нам обратиться?

Адрес это описание места нахождения объекта адресации, который включает в себя, элементы, позволяющие его идентифицировать, в том числе населенный пункт, улицу (проспект, переулок и т.д.), а также для:

– здания – номер дома (здание, строение, сооружение);

– земельного участка – номер земельного участка;

-помещения – номер дома (здание, строение, сооружение) и номер помещения (квартира, комната).

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Сведения обо всех присвоенных адресах вносятся в федеральную информационную адресную систему (ФИАС). Проверить адрес на наличие в ФИАС может любой гражданин бесплатно на публичном портале Fias.nalog.ru.

При отсутствии в ФИАС адреса, указанного в документах о собственности на ваш земельный участок и дом, необходимо обратиться в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы (адрес: г. Уфа, ул. Российская, 50). Присвоение, изменение и аннулирование адресов осуществляется без взимания платы.

Следует отметить, что изменение адреса объекта недвижимости, принадлежащего гражданам или юридическим лицам на праве собственности, не нарушает юридически закрепленных за ними прав на указанный объект недвижимости.

3. Много слышал о Федеральной адресной системе, в частности, если адрес отсутствует в ФИАС, невозможно будет воспользоваться государственными услугами?

Действительно, содержащиеся в ФИАС сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления (п.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).

Адрес является одной из основных характеристик объектов недвижимости и земельных участков, и точность его написания очень важна для многих сфер деятельности.

Четкие адресные характеристики, в первую очередь, необходимы для самих граждан, чтобы своевременно получать социальные услуги, к примеру, услуги экстренных служб (скорой, пожарной помощи, полиции и т.д), а также всю полагающуюся корреспонденцию и посылки, направляемую по почтовому адресу.

Наличие адреса уменьшает риски противоправных действий в отношении прав на объекты недвижимости, поскольку дают возможность более точной идентификации объекта.

Проверить наличие адресов, принадлежащих Вам объектов недвижимости, в ФИАС можно бесплатно через интернет на официальном сайте Fias.nalog.ru.

В случае отсутствия адреса в ФИАС необходимо обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости. Услуга по присвоению адреса бесплатная.

4. Узнал про существование адресной системы. Решил проверить на сайте fias.nalog.ru адреса своих объектов. Адрес квартиры я там нашел, но в собственности у меня еще есть машино-место, в том же доме, про него в ФИАС информации нет. Должен ли быть адрес машино-места в ФИАС?

Читайте также:
Титов предлагает собирать более высокий НДФЛ с хороших зарплат

Машино-место является объектом адресации также как земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. Следовательно, такому объекту должен быть присвоен адрес.

Присвоение, изменение и аннулирование адресов, внесение сведений об адресах в ФИАС, осуществляют органы местного самоуправления.

Для присвоения адреса машино-месту Вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого расположен Ваш объект. Услуга по присвоению адреса бесплатная.

5. Нужно ли для регистрации юридического лица, чтобы адрес местонахождения объекта, в котором будет располагаться организация, содержался в ФИАС?

Адрес является одной из основных характеристик объектов и точность его написания очень важна для многих сфер деятельности.

Для создания и успешного функционирования организации необходимо наличие в ЕГРЮЛ адреса для обеспечения связи, при этом его недостоверность – это риски:

– финансовых потерь по возмещению убытков, причиненных лицам, полагавшимся на наличие сведений о нем в ЕГРЮЛ, в соответствии с п.2 ст.51 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

‑ неполучения корреспонденции и отказов органов государственной власти в выдаче лицензий и разрешений и др.

Поэтому, при подготовке представляемых для государственной регистрации документов заявителю рекомендуется удостовериться в наличии выбранного адреса в федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

На официальном сайте ФИАС – fias.nalog.ru обеспечен свободный доступ к адресной системе для всех заинтересованных лиц, там же можно получить информацию об адресе объекта недвижимости, порядок и способы предоставления сведений, а также другую интересующую информацию.

При отсутствии адреса в ФИАС необходимо обратиться в орган местного самоуправления, имеющий полномочия на присвоение адреса объектам адресации, а также на размещение, изменение и аннулирование сведений об адресах в государственном адресном реестре, на территории которого находится объект недвижимости. Присвоение, изменение и аннулирование адресов осуществляется без взимания платы.

Подробную информацию о порядке предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов можно получить на официальных сайтах муниципальных образований Республики Башкортостан.

На практике адрес является одной из основных характеристик объектов недвижимости и земельных участков, и точность написания очень важна для многих сфер деятельности.

Мой адрес не дом и не улица….Чем грозит отсутствие адреса?

На практике адрес является одной из основных характеристик объектов недвижимости и земельных участков, и точность его написания очень важна для многих сфер деятельности.

Даже сегодня, когда, казалось бы, не может быть такой недвижимости, у которой нет адреса, она появляется, представляя собою отличную мишень для рейдерской атаки. Нет адреса, значит, объект не зарегистрирован и нет возможности установить на него права собственности. И пока вы только думаете, что, не пора ли как то решить данный вопрос, рейдеры уже подумали за вас. Результат-потеря недвижимости.

Кроме того, адреса используются экстренными службами, Почтой России, Росреестром, налоговыми органами и др. Также многие коммерческие организации используют адреса, в своей деятельности, например банки, интернет-магазины, поставщики коммунальных услуг, различные службы доставки посылок.

Для государства процедура присвоения адресов позволяет осуществлять контроль за объектами недвижимости, упорядочить и облегчить проведение администрирования, привязывая недвижимость к их собственникам, владельцев к образовательным и медицинским учреждениям, органам местного самоуправления и т.п.

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ФИАС.

Федеральная информационная адресная система или сокращенно ФИАС-единый российский государственный адресный реестр, cоздана в 2011 году.

В ФИАС хранятся данные об адресах объектов, расположенных на территории России, субъектов РФ, населенных пунктов, улицах, домах и др. Благодаря внедрению ФИАС эту информацию можно получить бесплатно через интернет на официальном сайте Fias.nalog.ru. Она обязательна для использования государственными органами при оказании государственных и муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.

Присвоение объектам адресов, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с положениями Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.

ФИАС: этапы перехода, обязательность применения и особенности

ФИАС был внедрен еще в 2011 году, но так с тех пор не только не заменил собой КЛАДР, но еще и не стал общеобязательным.

Что такое ФИАС

Федеральная информационная адресная система (ФИАС) начала действовать на территории Российской Федерации, начиная с 01.11.2011 года в соответствии с постановлением Правительства №1011-р от 10.06.2011 года. До момента внедрения ФИАС, использовался классификатор адресов КЛАДР, который был разработан ФНС России исключительно в налоговых целях.

В федеральную информационную адресную систему (ФИАС) вносятся сведения обо всех имеющихся адресах на территории Российской Федерации, а также сведения о реквизитах документов, присвоении, аннулировании и изменении этих адресов.

Так, сведения об адресах включают в себя:

  • информацию о номерах земельных участков и гаражных боксов;
  • сведения об элементах уличной-дорожной сети в населенных пунктах;
  • номера домов, квартир, офисов, комнат, помещений, корпусов строений;
  • названия городов, поселений и других субъектов РФ;
  • указания городских округов и муниципальных районов.

Вся предоставляемая информация об адресах в ФИАС обновляется и актуализируется на постоянной основе. Если происходят изменения или аннулирование адреса, то все сведения о нем переносятся в раздел «архивная информация» и сохраняются в базе ФИАС.

Читайте также:
ФССП спишет 750 млн рублей налогов

Адресный реестр ФИАС находится на официальном портале (веб-сайте) ФНС России, а оператором реестра выступает сама федеральная налоговая служба РФ. Получить доступ к реестру могут физические и юридические лица без необходимости оплачивать просмотр и подавать предварительный запрос в ФНС или любой другой орган.

В электронном виде все сведения об адресах находящиеся в базе ФИАС предоставляются бесплатно. Пошлина уплачивается только в тех случаях, когда нужны сведенья на бумажном носителе.

Отличия ФИАС от КЛАДР

Главное отличие между КЛАДР и ФИАС заключается в том, что ФИАС – это общая адресная система для всех организаций, министерств и физлиц, а КЛАДР – сугубо ведомственная база данных.

В федеральной информационной адресной системе содержится больше информации об объектах адресации, вся информация стандартизирована, а данные предоставлены в детализированной и максимально удобной форме.

В КЛАДР используются формализованные наименования элементов планировочной и улично-дорожной структуры (сети). В ФИАС же используется не формализованные, а официальные наименования всех указанных элементов.

Помимо этого, в ФИАС внедрены такие важные элементы, как:

  • состояние дома;
  • дата начала и окончания действия записи;
  • фиксированный ID, являющийся неким постоянным ключом, с помощью которого можно найти нужный объект в любой учетной программе и базе данных.

Также промышленные зоны, строительно-гаражные кооперативы и садово-огороднические товарищества в ФИАС разделены на различные уровни, поэтому не путаются с поселениями и городами РФ, как это бывает в случае с КЛАДР.

Различие между КЛАДР и ФИАС для рядовых пользователей учетных приложений и их разработчиков сводится к тому, что учетные файлы ФИАС намного больше занимают дискового пространства. Так, файлы ФИАС занимают около 9 Гб памяти, в то время как КЛАДР занимает всего 300 Мб.

В связи с этим у ФИАС есть несколько недостатков:

  1. На скачивания файлов требуется в среднем в 30 раз больше времени.
  2. ФИАС увеличивает нагрузку на учетные программы.
  3. В связи с повышенной нагрузкой на систему, соответственно увеличиваются и требования к используемому ПО.

ФИАС – этапы внедрения

Федеральный закон № 443-ФЗ от 28.12.2013 вступил в силу 01.05.2014 года. Начиная с этого момента, информация, содержащаяся в сведениях об адресах в ФИАС стала обязательной для использования:

  • субъектам, которые оказывают услуги почтовой связи;
  • при предоставлении государственных услуг органами государственной власти;
  • при предоставлении муниципальных услуг органами местного самоуправления.

Обязательное использование сведений, содержащихся в ФИАС, для ИП и организаций, законном не предусмотрено. В связи с этим, ИП и организации по-прежнему могут использовать актуальные сведения из КЛАДР.

Нужно заметить, что ФНС России до 31.12.2017 года на регулярной основе обновляла и поддерживала КЛАДР. Сегодня, федеральная налоговая служба продолжает выгружать ФИАС в формат КЛАДР и регулярно его публиковать (без обновления).

Именно поэтому, ИП и организации могут использовать в предоставляемой отчетности актуальные коды как по КЛАДР, так и по ФИАС. При этом форматы, передаваемые в ФНС РФ, не требуют обязательного указания идентификатора адреса по ФИАС.

Включительно до 1 января 2018 года единственным форматом, где нужно было обязательно вводить код идентификатора адреса по ФИАС был формат «Спецификации на обмен данными в электронном виде о нетрудоспособности и других сведениях…», который применялся при оформлении документов на прямые выплаты пособий.

С 01.01.2018 года не осталось ни единого формата, где код по ФИАС был бы обязательным на законодательном уровне.

ФИАС в 1С

В качестве основного источника адресной информации, ФИАС используется в «1С:Бухгалтерия 8», начиная с версии 3.0.37.25. Другие программы 1С также поддерживают работу и функционируют с ФИАС (с 2014 года).
Проверить адрес по ФИАС можно зайдя в раздел «Администрирование», выбрав «Общие настройки» и нажав на раздел «Контактная информация».

ФИАС не поддерживается в программах 1С «старого поколения», к которым относятся:

  • 1С:Зарплата и управление персоналом 8 (ред. 2.5);
  • 1С:Предприятие 7.7;
  • 1С:Управление производственным предприятием 8 (ред. 1.3);
  • 1С:Бухгалтерия 8 (ред. 2.0).

Во всех вышеперечисленных 1С программах, используется не автоматическая загрузка кодов по ФИАС, а ручной ввод адресов, без проверки корректности, подсказок и автозаполнения полей.

Напоминаем, что предоставление информации в электронном виде об адресах в ФИАС производится на безвозмездной (бесплатной) основе, а плата за предоставление информации взымается только при необходимости получения документов в бумажном виде (согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).

Налоговики вынуждают физлиц становиться ИП и самозанятыми

Налоговые органы приравнивают деятельность физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП, к предпринимательской и доначисляют недоимку по НДС за три года

В каких случаях человек должен уплатить налог на доходы физических лиц?

Физические лица обязаны декларировать свои доходы и уплачивать НДФЛ в случаях, установленных ст. 208 Налогового кодекса. Например, при продаже имущества с учетом срока владения им менее пяти лет, сдаче недвижимого имущества и транспортных средств в аренду, получении активов по договору дарения от человека, который не является родственником.

Если доход получен от юридического лица или индивидуального предпринимателя, обязанность по декларированию и уплате налога возлагается на них, поскольку они выступают налоговыми агентами. В иных случаях налогоплательщик – физическое лицо обязан самостоятельно задекларировать полученный доход. Для этого необходимо представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ в срок до 30 апреля и заплатить налог не позднее 15 июля года, следующего за годом осуществления финансово-хозяйственных операций.

Читайте также:
Минфин хочет отказаться от сборов в пользу налога

За неуплату НДФЛ в срок начисляются пени за каждый день просрочки (п. 2–5 ст. 75, ст. 122 НК РФ; Письмо Минфина России от 18 октября 2017 г. № 03-11-09/68364). В случае непредставления декларации по НДФЛ последствия будут более серьезными. Налоговый орган начислит недоимку по налогу в пределах трех лет, а также пени и штраф в размере 20% от величины неуплаченного налога.

Следует учитывать, что не все виды финансово-хозяйственной деятельности подлежат налогообложению. Так, не предусмотрено налогообложение доходов физлиц, полученных от реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га без привлечения труда наемных работников (п. 13 ст. 217 НК РФ). Таким образом, человеку, арендующему торговое место для продажи овощей и фруктов, выращенных на собственном дачном участке, не придется уплачивать НДФЛ. Однако для подтверждения освобождения от уплаты НДФЛ и исключения вероятности доначисления налога, например при проверке деятельности арендодателя торговой площади, физическому лицу необходимо получить справку, подтверждающую сведения о площади личного подсобного участка. Ее выдадут в местной администрации или садоводческом некоммерческом товариществе. Также не подлежат налогообложению доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, которую человек получил при осуществлении любительской или спортивной охоты (п. 17 ст. 217 НК РФ).

Как деятельность физического лица приравнивается к предпринимательской?

В настоящее время появилась тенденция: налоговые органы приравнивают деятельность физических лиц к предпринимательской. Это связано с попытками обязать «теневых предпринимателей» зарегистрироваться в качестве ИП либо принять статус «самозанятых» граждан и платить налоги.

Основным фактором, определяющим предпринимательский характер деятельности, является нацеленность физического лица на извлечение прибыли на систематической основе. Сложившаяся судебная практика показывает, что под систематической основой понимается беспрерывное получение дохода в течение длительного времени. Так, согласно определениям Верховного Суда РФ, налоговый орган указывает на предпринимательский характер деятельности, если человек сдавал нежилые помещения юридическим лицам непрерывно на протяжении нескольких лет. Доказательствами систематического извлечения дохода послужили расписки о получении денежных средств при наличных расчетах, выписки по банковским счетам арендатора, рекламные объявления о сдаче имущества в аренду 1 .

Чаще налоговые органы приравнивают деятельность физлица к предпринимательской в случае предоставления им услуг юридическим лицам. Это обстоятельство связано с тем, что налоговики выявляют «теневых предпринимателей», не зарегистрированных в качестве ИП, при проверке деятельности юрлиц – заказчиков услуг.

В ином случае выявить и доказать предпринимательский характер деятельности физлица трудно, кроме случаев непосредственного обращения заказчика услуг в налоговый орган с жалобой на действия физического лица с представлением документов, подтверждающих выполнение услуги (расписки, договор, переписка).

Если деятельность физлица признают предпринимательской, будет доначислен налог на добавленную стоимость?

Согласно сложившейся судебной практике, если налоговый орган устанавливает предпринимательский характер деятельности физлица, он доначисляет НДС, т.е. автоматически облагает налогом доходы по общей системе налогообложения. Данное обстоятельство связано с тем, что применение специальных режимов налогообложения, таких как УСН, ЕНВД, патентной системы, либо налога на профессиональный доход подразумевает заявительный порядок перехода при условии соблюдения критериев, установленных для каждого вида деятельности.

Такие действия налогового органа не противоречат налоговому законодательству, поскольку физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Также не получится избежать административной ответственности за осуществление деятельности без государственной регистрации в качестве ИП. Размер штрафа составит от 500 до 2 тыс. руб. (ст. 14.1 КоАП РФ).

Как исключить вероятность принудительного доначисления НДС?

Если налоговый орган установит ведение физическим лицом предпринимательской деятельности, он в принудительном порядке доначислит за предшествующие три года недоимку по НДС. Ее размер будет рассчитываться исходя из документально подтвержденной величины полученного дохода.

Для исключения такой вероятности физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимо проанализировать характер предоставляемых услуг, периодичность извлечения дохода и выбрать наиболее оптимальный вариант системы налогообложения для своего вида деятельности, учитывая критерии, установленные налоговым законодательством.

Например, с 1 января 2019 г. для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан, предусмотрено применение специального режима налогообложения в виде налога на профессиональный доход. Этот режим предусматривает освобождение от обязанности по уплате НДС и НФДЛ. Однако его применение возможно только при осуществлении определенных видов деятельности, к которым, в частности, не относятся сдача в аренду нежилого помещения, продажа недвижимости и транспорта, предоставление услуг по гражданско-правовым договорам в адрес заказчика в лице текущего или бывшего работодателя (за последние два года). Основополагающим фактором для применения этого специального режима является суммарная величина дохода налогоплательщика от деятельности, которая не должна превышать 2,4 млн руб. за текущий календарный год 2 .

Для получения квалифицированной помощи по вопросам применения специальных режимов либо налоговой оптимизации при использовании общего режима налогообложения рекомендуем обратиться в консалтинговые организации.

1 Определения Верховного Суда РФ от 20 июля 2018 г. № 16-КГ18-17, от 8 апреля 2015 г. № 59-КГ15-2, от 3 сентября 2014 г. № 304-ЭС14-223.

Читайте также:
Что повышенный НДС сделает с бензиновыми ценами

2 Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых налоговым органом комиссий (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Более того на сегодняшний день вызов в налоговую на комиссию такого рода является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

  • «заседание рабочей группы по добровольному уточнению налоговых обязательств»;
  • «рабочая группа по побуждению налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств в связи с совершением налогоплательщиком операцией с контрагентами, имеющих признаки „схемных“, с контрагентами „среднего“ и „высокого“ уровня риска»;
  • «заседание комиссии по рассмотрению налоговой декларации по НДС за первый квартал . в связи с предположениями об участии налогоплательщика в схемах уклонения от налогообложения»
  • и т.п.

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Читайте также:
Как будут отбираться кандидаты на новые детские пособия

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросоветности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Итак, что говорить, если попал на комиссию по НДС в налоговую? Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 3 квартал 2021 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 3 кв. 2021 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в сентябре 2021 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2020-2021 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

Читайте также:
Россия вернется к налогу с продаж?

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо про него знать

Единый налоговый платёж для организаций и предпринимателей планируется сделать обязательным с 2023 года — Госдума приняла законопроект во втором чтении. Документ разбирает Борис Луцет, который ведет авторский канал в Телеграме про налоговую политику.

По словам депутатов, бизнес «очень поддерживает» идею ЕНП именно в концепции всеобщего перевода на него всех налогоплательщиков. Вместе с тем пока в законопроекте только эксперимент на основе добровольности — с учётом его реализации вероятно будут приняты нормы об обязательном ЕНП.

Краткий обзор изменений, принятых ко второму чтению, представлен ниже.

Что меняется для физических лиц

— дата исполнения обязанности по уплате не может быть ранее установленного срока уплаты налога;

— налог будет считаться уплаченным в указанные даты лишь после принятия налоговым органом решения о зачете соответствующей суммы ЕНП.

В пункт 1 статьи 45.1 вносится изменение, в соответствии с которым в отношении НДФЛ может уплачиваться посредством единого налогового платежа во всех случаях, предусмотренных статьёй 228 НК РФ. На сегодняшний день такая возможность предоставлена лишь в отношении сумм налога, уплачиваемых на основании уведомления налогового органа (проценты во вкладам и доходы свыше 5 млн.рублей). После вступления закона в силу это можно будет делать и в отношении иных указанных в статье 228 доходов, например от продажи недвижимости.

Соответствующие изменения вносятся и в пункт 5 указанной статьи, уточняя порядок принятия налоговым органом решения о зачёте ЕНП. Нужно отметить, что сам срок не изменяется и остаётся равен 10 дням, но помимо уведомления добавляется также декларация по НДФЛ, а также уведомления по иным налогам.

Новое для организаций и ИП

Важно отметить, что возможность уплаты посредством ЕНП установлена не только в отношении налогов, сборов, страховых взносов, пеней и процентов, но и штрафов. Выбора в отношении видов подлежащих оплате по новой схеме платежей налогоплательщику не предоставлено.

Пунктом 3 статьи 45.2 предусмотрены ключевые условия для перехода на использование ЕНП. Первым из них является подача заявления в срок с 1 апреля по 30 апреля 2022 года. Второе — проведение совместной сверки с налоговым органом, по которой не имеется разногласий. сроков проведения такой сверки не установлено. Однако имеется условие о том, что заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня её осуществления.

Пунктом 4 статьи 45.2 вводится обязанность для налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять уведомления об исчисленыхперечисленных суммах. Помимо упомянутого отдельного описания обязанностей налоговых агентов хотелось бы обратить внимание как минимум ещё на одну особенность в отношении них. Дело в том, что уведомление требуется представить только в отношении перечисленного НДФЛ. Таким образом остаётся открытым вопрос о возможностинеобходимости применять режим ЕНП к суммам налога на прибыль и НДС, которые также могут быть удержаны налоговым агентом. Ну и конечно возникает вопрос о том, что налоговый агент может уплатить в виде ЕНП, если в уведомлении он указывает уже перечисленные суммы самого налога. Представляется, что данная норма будет в дальнейшем дорабатываться. Отдельно хотелось бы отметить, что предусмотренные данным пунктом документы являются дополнительными, каких-либо послаблений в налоговой отчётности законопроектом не предполагается.

По аналогии с физическими лицам и перечисление ЕНП может быть сделано за организациюИП иным лицом, которое не вправе затем требовать возврата данных сумм (пункт 5 статьи 45.2).

В статьи 58, 60, 129.12 и 133 НК РФ вносятся технические уточнения с целью распространить их действие на ЕНП организацийИП, а в статьи 78 и 79 уточнения в части возможности производить зачёт излишне уплаченныхвзысканных сумм в счёт налогов, сборов, страховых взносов — эти нормы не изменились в сравнении с первым чтением.

Статьёй 2 законопроекта помимо сроков вступления в силу (1 января 2022 года) устанавливаются также особенности утверждения ФНС необходимых документов. Точнее даже не особенности, а возможность вместо их утверждения просто рекомендовать соответствующие формы. Видимо предполагается, что к 1 апреля 2022 года служба не успеет их утвердить и просто рекомендовать будет легче.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: