Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам: доплата за категории в здравоохранении, надбавка за стаж

Какая доплата за категорию положена медработникам и как ее получить

Доплата за категорию медработникам — это расчетные выплаты, которые получают медицинские работники в дополнение к установленному окладу. Разбираемся, из чего состоит заработная плата медработников, какие надбавки им полагаются и как их получить.

Из чего складывается зарплата медработника

Система начислений и выплат медицинским работникам, в том числе оплата труда медработников, работающих в учреждениях образования, существенно изменилась. Теперь заработная плата начисляется по правилам договорной оплаты. Порядок функционирования системы определен едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда государственных и муниципальных служащих, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии (протокол № 11 от 22.12.2017).

Основа новой системы — заключение с медработниками эффективных контрактов. В них прописывается, какие условия труда определяются для сотрудника, какие обязанности вменяются служащему, как рассчитывается зарплата медработников с учетом оценки эффективности их работы (Приказ Минтруда № 167н от 26.04.2013). Типовая форма эффективного контракта и порядок оформления трудовых отношений приведены в рекомендациях Минтруда.

Медицинские учреждения вправе оформлять трудовые соглашения по той форме, которая уже действует в организации, но для выполнения законодательных норм в действующий договор нужно включить актуальные критерии эффективности, предварительно закрепив их в локальных нормативно-правовых актах. Ранее ежегодно (по состоянию на 1 января) проводилась тарификация медработников. Зарплата начислялась по фиксированным тарифам, утвержденным законодательными органами.

При начислении зарплаты сотрудника учреждения здравоохранения стоит учитывать три расчетных компонента. Вот что входит в должностной оклад медработника в 2020 году:

  1. Установленный оклад, который зависит от занимаемой должности и квалификационной категории специалиста. Размеры окладов для каждой должностной единицы определяется правительственными актами, однако субъекты РФ при наличии средств в бюджете имеют возможность увеличивать установленный оклад в своем регионе.
  2. Компенсационные выплаты — доплата, которая назначается медицинским работникам при их работе с условиями, отличающимися от нормальных.
  3. Стимулирующие выплаты — надбавка, которая определяется для каждого конкретного служащего в качестве поощрения за выполнение определенных критериев.

Что такое надбавка за категорию

Доплата за квалификационную категорию медработникам относится к выплатам стимулирующего характера. Она выплачивается каждый месяц из общего фонда оплаты труда учреждений здравоохранения. Сотрудники медицинских организаций проходят периодическую аттестацию для расширения своих профессиональных возможностей и улучшения навыков, после чего им присваивается определенная категория. Возможность получения медицинскими работниками и руководителями организаций здравоохранения определенной категории предусмотрена Постановлением Минтруда № 6.

Но присвоение, равно как и оплата квалификационной категории медработникам, возможны, если служащий проработал в должности врача общей практики установленный период (п. 8-10 раздела I приложения к Приказу Минздрава № 240н от 23.04.2013).

Сколько полагается и от чего зависит надбавка

Размер надбавки за квалификационную категорию напрямую зависит от должности медицинского служащего и исчисляется от установленного оклада. Влияет на размер выплат и объем выделенного учреждению финансирования на отчетный период.

Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.

В таблице представлены рекомендованные значения надбавок.

Категория Процентные ставки медработникам за категории
Высшая 30 %
Первая 20 %
Вторая 15 %

Как получить надбавку

Оплата категории медработникам начинается автоматически после ее присвоения. Нужно только написать заявление. Основанием для присвоения категории для всех работников бюджетной сферы является аттестация на присвоение категории, которую может санкционировать руководитель или сам сотрудник.

Для получения квалификационной категории медицинскому работнику нужно пройти различные отчетные процедуры по демонстрации своих профессиональных знаний, умений и навыков членам аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из независимых региональных экспертов в области здравоохранения. Аттестационную категорию присваивают общим решением членов комиссии после выполнения профессиональных заданий.

После получения решения о присвоении категории работник обращается к руководителю с заявлением об определении ему соответствующей стимулирующей выплаты и прикладывает правоустанавливающие документы. Повышение производится, начиная со второй категории, далее присваивается первая, а затем высшая. Для каждого повышения нужно проходить новую аттестацию.

Категория имеет срок действия, по завершению которого нужно ее либо подтвердить, либо повысить. При этом медицинские специалисты имеют право на досрочное повышение до следующего уровня.

Обязанность назначения выплаты прописывается в коллективном договоре учреждения и в трудовом соглашении, заключаемом между работодателем и работником. Если в трудовых документах не указан пункт о ее начислении, то работодатель все равно обязан платить надбавку. Нарушение правила приводит к административной ответственности и штрафным санкциям. Работник также имеет право обжаловать невыплату стимулирующих сумм в судебном порядке.

Налогообложение надбавки

Компенсационные, стимулирующие, премиальные и единовременные доплаты и надбавки медицинским работникам входят в состав расходов организации на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Следовательно, категориальная доплата учитывается в качестве доходов налогоплательщика и облагается НДФЛ по общему правилу (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Это правило касается и страховых взносов, так как объектами социального страхования считаются все выплаты, начисляемые плательщикам страховых взносов по трудовым и гражданско-правовым соглашениям (п. 1 ст. 7 212-ФЗ).

Какие еще есть надбавки

По новой системе оплаты труда по эффективным контрактам дополнительные стимулирующие выплаты медработникам устанавливаются только после оценки эффективности их профессиональной деятельности. Представим основные критерии эффективности в таблице.

Название критерия Описание надбавки
Интенсивность и высокие результаты в работе Расчетной единицей может быть количество посещений или сложность конкретного случая
Качество работ Рассчитывается исходя из квалификации медработника
Стаж непрерывной работы и выслуга лет Учитывается непрерывный стаж в медицинских учреждениях
Итоги работы Премиальные выплаты за выполнение определенных результатов за установленный отчетный период — месяц, квартал, год
Отсутствие определенных обстоятельств Стимулирующую надбавку назначают при отсутствии жалоб от пациентов, отсутствии чрезвычайных происшествий, отсутствии ошибок при оформлении документации, за качественный уход за больными, сдачу отчетности в срок и проч.

Помимо выплаты за категорию, медработники получают стимулирующие доплаты за трудовой стаж и за выслугу лет. Они также исчисляются в процентном отношении от установленного оклада без учета компенсационных выплат. Налогообложение осуществляется в общем порядке.

Трудовой стаж рассчитывается по записям о периодах работы в трудовой книжке. Для расчета надбавки учитывается весь стаж с перерывами в работе по профессии.

Также для медработников действует надбавка за продолжительность непрерывной работы. Непрерывной должна быть работа не по специальности, а в штате учреждения здравоохранения.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Приложение N 5. Положение о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения

Приложение N 5
к Примерному положению об оплате
труда работников федеральных
бюджетных научных учреждений,
имеющих в составе клинические
подразделения, подведомственных
Министерству здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 августа 2008 г. N 463н

Положение
о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения

I Размеры стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения

1. Стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливаются в следующих максимальных размерах:

1.1. В размере 30 процентов оклада за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклада:

– старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи;

– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад;

– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации).

В таких же размерах выплачиваются надбавки к часовым ставкам врачей-консультантов (врачей-специалистов), привлекаемых отделениями плановой и экстренной консультативной помощи (станциями санитарной авиации) для оказания экстренной консультативной медицинской помощи, с учетом их стажа непрерывной работы в учреждениях здравоохранения на врачебных должностях всех наименований, в т.ч. и по совместительству, за время выполнения указанной работы с учетом времени переезда;

– за врачами выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности главного врача станции скорой медицинской помощи и его заместителя, заведующих отделениями, подстанциями скорой медицинской помощи, а также за работниками из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам или старшего фельдшера подстанции скорой медицинской помощи, сохраняются надбавки в размерах, соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах;

– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов и постоянно действующих передвижных медицинских отрядов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

1.1.1. Работникам противолепрозных (лепрозных) подразделений – в размере 10 процентов оклада за каждый год работы.

Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников – 50 процентов;

1.1.2. Работникам противочумных подразделений – в размере 10 процентов оклада за каждый год работы.

Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 100 процентов, для других работников – 80 процентов.

Работникам противочумных подразделений надбавка за продолжительность непрерывной работы исчисляется исходя из оклада с учетом повышения, предусмотренного за работу в этих учреждениях.

1.2. В размере 30 процентов оклада за первые три года и по 15 процентов – за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада:

– заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлинических отделений;

– врачам, в том числе председателям и главным экспертам, врачебно-трудовых экспертных комиссий;

– врачам-фтизиатрам, и среднему медицинскому персоналу противотуберкулезных подразделений.

1.2.1. Работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями – в размере 10 процентов оклада (ставки) за каждый год работы.

Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников, а также зоологов и энтомологов – 60 процентов, для других работников – 40 процентов.

1.3. В размере 20 процентов оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада:

– всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в подпункте 1.1. – 1.2. Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (далее – Положение)

1.4. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности медицинского персонала, надбавки выплачиваются и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.

II Порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок

2.1. В стаж работы засчитывается:

2.1.1. Работникам, предусмотренным в подпунктах 1.1. – 1.2. Положения:

– время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству в указанных учреждениях, подразделениях и на должностях, а также время обучения в клинической ординатуре по профилю “Лепра”.

Время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству в учреждениях, подразделениях и должностях, дающее право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в размерах до 40, до 60 и до 80 процентов оклада (ставки), а также время обучения в клинической ординатуре по профилю “Лепра”, взаимно засчитывается.

2.1.2. Работникам, предусмотренным в подпункте 1.3. Положения:

– время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству, на любых должностях, в том числе на должностях врачей и провизоров-интернов, врачей и провизоров-стажеров, в учреждениях здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности, социальной защиты населения и Госсанэпиднадзора;

– время пребывания в интернатуре на базе клинических кафедр высших медицинских образовательных учреждений;

– время пребывания в клинической ординатуре, а также в аспирантуре и докторантуре по клиническим и фармацевтическим дисциплинам в высших учебных образовательных и научно-исследовательских учреждениях;

– время работы в централизованных бухгалтериях при органах и учреждениях здравоохранения, при условии, если за ними непосредственно следовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

– время выполнения в учреждениях здравоохранения лечебно-диагностической работы, заведование отделениями и дополнительные дежурства, осуществляемые работниками государственных медицинских высших образовательных учреждений, в т.ч. учреждений дополнительного медицинского образования, и научных организаций;

– время работы на должностях руководителей и врачей службы милосердия, медицинских сестер милосердия, в т.ч. старших и младших, обществ Красного Креста и его организаций;

– время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству, на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий (учреждений и организаций) независимо от форм собственности;

– время службы (работы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и на медицинских (фармацевтических) должностях в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Минюста России;

– время нахождения на действительной военной службе (в органах внутренних дел) лиц офицерского состава (рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных с действительной военной службы (из органов внутренних дел) по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, если перерыв между днем увольнения с действительной военной службы (из органов внутренних дел) и днем поступления на работу в учреждение здравоохранения и социальной защиты населения не превысил 1 года. Ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, – независимо от продолжительности перерыва.

– время работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения в период учебы студентам медицинских высших и средних образовательных учреждений, независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с учебой, если за ней следовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

– время непрерывной работы в приемниках-распределителях МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество.

2.1.3. Работникам при условии, если ниже перечисленным периодам непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, дающая право на надбавки:

– время работы на выборных должностях в органах законодательной и исполнительной власти и профсоюзных органах;

– время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), а также время вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе;

– время работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения стран СНГ, а также республик, входивших в состав СССР до 1 января 1992 г.;

– время по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

2.1.4. Работникам без каких либо условий и ограничений:

– время службы в Вооруженных Силах СССР, органах внутренних дел и государственной безопасности СССР и пребывание в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны, а также выполнения интернационального долга, в том числе нахождения военнослужащих в плену, при наличии справки военкомата;

2.2. Стаж работы сохраняется:

При поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, при отсутствии во время перерыва другой работы:

2.2.1. не позднее одного месяца:

– со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения;

– после увольнения с научной или педагогической работы, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения;

– после прекращения временной инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из учреждений (подразделений) и с должностей, указанных в подпунктах 1.1. – 1.3 Положения, а также в случае увольнения с работы, на которую работник был переведен по этим основаниям;

– со дня увольнения из органов управления здравоохранения, социальной защиты населения, органов Роспотребнадзора, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских страховых организаций обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов, Обществ Красного Креста, комитетов профсоюзов работников здравоохранения и с должностей доверенных врачей;

– после увольнения с работы на должностях медицинского персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений, колхозно-совхозных профилакториев, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения;

– со дня увольнения из предприятий и организаций (структурных подразделений) независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке функции учреждений здравоохранения, при условии, если указанным периодам работы непосредственно предшествовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

– со дня увольнения из приемника-распределителя МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество.

2.2.2. Не позднее двух месяцев:

– со дня увольнения из учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и должностей, указанных в подпунктах 1.1. – 1.3. Положения, после окончания обусловленного трудовым договором срока работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда к новому месту жительства;

– после возвращения с работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, если работе за границей непосредственно предшествовала работа в учреждениях и на должностях, предусмотренных в подпунктах 1.1. – 1.3. Положения.

Время переезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей, в указанный двухмесячный срок не включается.

Этот же порядок применяется в отношении членов семей, находившихся за границей вместе с работником.

2.2.3. Не позднее трех месяцев:

– после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, аспирантуры, докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры;

– со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) либо сокращением численности или штата работников учреждения (подразделения);

– со дня увольнения с работы (службы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и с медицинских (фармацевтических) должностей в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, не считая времени переезда;

2.2.4. не позднее шести месяцев со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждений (подразделений) либо сокращением численности или штата работников учреждений (подразделений), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2.2.5. не позднее одного года – со дня увольнения с военной службы, не считая времени переезда, если службе непосредственно предшествовала работа в учреждениях (подразделениях), должностях, перечисленных в подпунктах 1.1. – 1.3. Положения.

2.2.6. Стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе и наличия во время перерыва другой работы, при условии, если перерыву непосредственно предшествовала работа в учреждениях (подразделениях) и должностях, перечисленных в подпунктах 1.1. – 1.3. Положения:

– эвакуируемым или выезжающим в добровольном порядке из зон радиоактивного загрязнения;

– зарегистрированным на бирже труда как безработным; получающим стипендию в период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению органов по труду и занятости; принимающим участие в оплачиваемых общественных работах с учетом времени, необходимого для переезда по направлению службы занятости в другую местность и для трудоустройства;

– покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением межнациональных отношений;

– гражданам, которые приобрели право на трудовую пенсию в период работы в учреждениях здравоохранения или социальной защиты населения;

– женам (мужьям) военнослужащих (лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), увольняющимся с работы по собственному желанию из учреждений, подразделений, должностей, перечисленных в подпунктах 1.1. – 1.3. Положения, в связи с переводом мужа (жены) военнослужащего (лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел) в другую местность или переездом мужа (жены) в связи с увольнением с военной службы и из органов внутренних дел;

– занятым на сезонных работах в учреждениях здравоохранения, учетом времени, необходимого для переезда по направлению службы занятости.

2.2.7. Стаж работы сохраняется также в случаях:

– расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста;

– работы в учреждениях, предприятиях и организациях системы здравоохранения (кафедрах вузах, научно-исследовательских учреждениях и др.), не входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, в период обучения в медицинских высших и средних образовательных учреждениях и обучения на подготовительных отделениях в медицинских образовательных учреждениях;

– отбывания исправительно-трудовых работ по месту работы в учреждениях здравоохранения. Надбавки за время отбывания наказания не выплачиваются и время отбывания наказания в непрерывный стаж не засчитывается.

2.3. Перерывы в работе, предусмотренные подпунктами 2.2.1. – 2.2.5. Положения, в стаж непрерывной работы, дающий право на надбавки за продолжительность работы, не включаются.

2.4. В стаж работы не засчитывается и прерывает его: время работы в учреждениях, организациях и предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем разделе Положения.

Нюансы стимулирующих выплат медработникам в 2021 году

Что такое положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам

Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством (в частности, ст. 129 ТК РФ) и включает в себя следующие виды выплат:

  • базовые (выплачиваются медработникам в обязательном порядке);
  • компенсационные (их начисление производится исходя из условий труда работников);
  • стимулирующие (зависят от эффективности трудовой деятельности).

Основным нормативным актом, устанавливающим схему оплаты труда медиков, является постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583.

Согласно пп. 3, 4 утвержденного постановлением Правительства РФ № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые и компенсационные выплаты, учитываемые в составе ежемесячной оплаты труда медработников, — это величины, расчет которых строго регламентирован федеральным и региональным законодательством.

Определение же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение производит на основании собственных локальных документов, разрабатываемых с учетом положений ежегодно обновляемых Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Единые рекомендации) и иных федеральных учреждений (п. 5 Положения, ст. 135 ТК РФ).

Базовые профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке положений об оплате труда работников учреждений, используемые при составлении Единых рекомендаций, изначально разрабатываются и утверждаются таким госучреждением, как Минздравсоцразвития РФ (п. 6 постановления Правительства РФ № 583).

Ориентируясь на вышеуказанные положения и рекомендации, каждое медучреждение разрабатывает свою систему стимулирования медработников, которая закрепляется во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах. В нем должны быть определены:

  • источники финансирования стимулирующих выплат;
  • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
  • схема начисления указанных выплат;
  • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
  • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты возможны:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты трудовой деятельности;
  • напряженность труда и достижения в работе;
  • качество трудовой деятельности.

При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также эффективность выполнения. Выполнение планов по достижению соотношения заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как –1 балл.

В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

  • количество обнаруженных заболеваний;
  • случаи несвоевременной госпитализации;
  • количество возникших осложнений;
  • неверные диагнозы;
  • наличие жалоб от пациентов;
  • нарушение санитарных норм;
  • оформление документов;
  • профилактика заболеваний и т. п.

Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам

Согласно положениям абз. 3 ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Стоит отметить, что трехсторонняя комиссия до 2016 года вообще не давала рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков. И в связи с этим доля базовой части составляла 25–30%, компенсационной — 15–20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). В свою очередь, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медработника на должном уровне.

С 2016 года ситуация начала меняться. Стремясь к выполнению Указа Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 № 597, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, и исполняя решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015 № 12 (п. «б» ст. 37; в 2019 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12.2018, протокол № 12), руководство субъектов Федерации снизило долю стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника.

В результате доля окладной части стала доходить до 55–60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. И на долю стимулирующих выплат в 2021 году приходится только треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

Таким образом, в настоящее время стимулирующая часть премии формируется на основании бальной оценки эффективности труда и уровня квалификационного опыта медработника. Чтобы заработная плата по итогам работы медицинского работа имела достойный размер, Российской трехсторонней комиссией (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) было решено закрепить предельный размер стимулирующих выплат — не более 30% от всей суммы зарплатного дохода.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Зарплата».

Стимулирующие и другие выплаты медработникам в 2021 году

Стимулирующие выплаты медработникам за одну смену:

  • врачам скорой помощи — 2430 руб.;
  • среднему медперсоналу — 1215 руб.;
  • водителям — 1215 руб.;
  • младшему персоналу — 950 руб.;
  • врачам стационара — 3880 руб.;
  • среднему медперсоналу — 2430 руб.;
  • младшему медперсоналу — 1215 руб.;
  • врачам, оказывающим помощь в амбулаторных условиях, — 2430 руб.;
  • среднему медперсоналу — 1215 руб.;
  • младшему персоналу — 600 руб.

В Москве и Санкт-Петербурге ввели дополнительные выплаты за работу с ковидными пациентами

Работники медицинских организаций Санкт-Петербурга, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, в 2021 году получат компенсационные доплаты к федеральным социальным выплатам. Губернатор Александр Беглов подписал соответствующее постановление. Пока дополнительные выплаты медикам введены на шесть месяцев — с 01.01.2021 по 31.07.2021, но городские власти при необходимости и в зависимости от ситуации с заболеваемостью коронавирусом обещают их продлить до конца 2021 года.

Дополнительные компенсации получат все сотрудники медучреждений, подведомственных городской администрации. Размер зависит от места работы и квалификации и составляет за одну нормативную смену (руб.):

  • врачам скорой помощи — 1730;
  • фельдшерам скорой помощи — 865;
  • младшему медперсоналу скорой помощи — 660;
  • водителям машин скорой помощи, в том числе занятых в организациях, предоставляющих транспортные услуги работающим с ковидными пациентами, — 395;
  • прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания скорой медицинской помощи, — 93;
  • врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную помощь в стационарных условиях, — 2115;
  • фельдшерам и медсестрам в стационарах — 1020;
  • младшему медицинскому персоналу в стационарах — 630.

Отдельно установлены доплаты для лиц, работающих в лабораториях диагностики COVID-19 и проводящих судебно-медицинские исследования тел умерших, инфицированных SARS-CoV-19. Им положено за одну нормативную смену (руб.):

  • врачам — 3376;
  • среднему медицинскому персоналу — 2114;
  • младшему медицинскому персоналу — 1057;
  • прочему персоналу — 522.

Водителям неотложной помощи, а также водителям, осуществляющим транспортировку пациентов, у которых выявлен COVID-19, и прочим медработникам и персоналу, в том числе осуществляющим дезинфекцию, положено дополнительно 522 руб. за одну нормативную смену.

В Москве тоже ввели дополнительные выплаты медработникам, работающим в стационарах, на станциях скорой помощи имени А.С. Пучкова, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Постановлением мэрии Москвы эти цели из городского бюджета выделено 3 млрд рублей.

Московским медикам власти намерены доплачивать не за отработанные нормативные смены, а за месяц. Выплаты установлены в таких размерах:

  • врачам в стационарах — 70 000 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу в стационарах — 50 000 руб.;
  • младшему медицинскому персоналу и прочим работникам стационаров — 30 000 руб.;
  • врачам Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, осуществляющим оказание экстренной помощи и медицинскую эвакуацию, — 50 000 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу скорой помощи — 30 000 руб.;
  • врачам амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, выявившим COVID-19 и ведущим медицинское наблюдение на дому, — 70 000 руб.;
  • среднему амбулаторному медицинскому персоналу — 50 000 руб.;
  • врачам, выполняющим исследования грудной клетки методом КТ, — 30 000 руб.;
  • среднему медперсоналу, занятому на проведении КТ, — 25 000 руб.

Новый размер выплат за работу с больными COVID-19 до конца 2021 года

Правительство РФ официально опубликовало постановление №1762 от 30.10.2020, которым установлена социальная выплата медработникам в 2021 году и порядок ее выплаты медицинским и иным работникам организаций, оказывающих медицинскую помощь в диагностике и лечении коронавирусной инфекции. Доплаты медикам продлены на период с 01.11.2020 до 31.12.2021. Теперь их размер зависит от:

  • должности медработника;
  • характера его работы;
  • количества отработанных в месяц нормативных смен, которые определены как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленного для соответствующей категории работника.

Новые специальные социальные выплаты заменят стимулирование, действовавшее до 31.10.2020.

Новый размер выплат врачам, фельдшерам и медсестрам

Постановлением кабмина установлено, что доплата назначается за одну нормативную смену. Вот какие выплаты положены медицинским работникам согласно постановлению правительства №1762:

  • врачам скорой помощи — 2430 руб.;
  • среднему медперсоналу скорой помощи — 1215 руб.;
  • младшему медперсоналу скорой помощи — 950 руб.;
  • фельдшерам по приему вызовов скорой помощи — 600 руб.;
  • водителям машин выездных бригад скорой помощи — 1215 руб.;
  • врачам стационаров — 3880 руб.;
  • врачам, оказывающим помощь в амбулаторных условиях, — 2430 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу — 2430 руб.;
  • младшему медперсоналу стационаров и среднему медперсоналу, оказывающему медпомощь в амбулаторных условиях, — 1215 руб.;
  • младшему амбулаторному медперсоналу — 600 руб.

Отдельно установлены размеры доплат сотрудникам патолого-анатомических бюро.

В постановлении правительства №1762 разъясняется, будут ли доплаты медикам, не работающим с коронавирусом, — да, но не социальное стимулирование. Такие медработники получат все выплаты, которые причитаются им согласно положению об оплате труда медорганизации. Социальная поддержка по постановлению №1762 положена тем врачам и медицинским работникам, которые оказывают помощь в диагностике и лечении пациентов с COVID-19 или участвуют в оказании медпомощи коронавирусным больным, и специалистам, контактирующим с ковидными пациентами.

Новый порядок перечисления денег медикам

По новым правилам выплата медработникам в связи с коронавирусом, которые работают в поликлинике, и другим медикам по постановлению №1762 осуществляется территориальными отделениями ФСС России. Медицинские организации в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным (в декабре — до 25 числа), должны передать данные о фактическом количестве отработанных сотрудниками нормативных смен за месяц. После получения информации ФСС отправляет деньги на банковскую карту работника в течение 7 дней. Тем, кто не получит положенные выплаты, советуют жаловаться в ФСС России с помощью сайта фонда или портала госуслуг. С 1 декабря медработников информируют о факте перечисления денежных средств через портал «Госуслуги».

Все меры поддержки медиков из-за коронавируса

Следите за изменениями, связанными с выплатами и льготами из-за коронавируса, с помощью обзора КонсультантПлюс. Переходите по ссылке ниже, чтобы получить бесплатный доступ к системе.

Мобилизация медработников

В условиях вспышки и массового распространения заражения коронавирусом на плечи медицинских работников легла огромная нагрузка. Премьер-министр поручил правительству разработать механизм расчета стимулирования медиков, задействованных в эпидемиологических мероприятиях. Минздрав РФ в приказе №198н от 19.03.2020 утвердил временный порядок работы медучреждений в период эпидемии (аналогичный приказ №171 не применяется!). Приказом №246 от 27.03.2020 документ расширен. Информация о медработниках в Единой информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) была срочно актуализирована. Пока срочная мобилизация медперсонала не требуется, но сценарий зависит от масштаба распространения инфекции.

Особые выплаты на время карантина: федеральные и региональные

Федеральные меры поддержки определены поручением президента и постановлением правительства №484 от 12.04.2020, в п. 11 которого перечислены выплаты медикам:

  • 80 000 руб. — врачам стационаров;
  • 50 000 руб. — врачам скорой помощи и среднему медперсоналу стационаров;
  • 25 000 руб. — среднему и младшему медперсоналу скорой помощи, водителям скорой помощи, младшему медперсоналу стационаров.

Распоряжением правительства №976-р от 12.04.2020 определены суммы бюджетной поддержки для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.

Помимо федеральных, действуют и региональные выплаты медикам, работающим с коронавирусом, — за особые условия труда и дополнительную нагрузку (предусмотрена постановлением правительства №415 от 02.04.2020). Она рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года и составляет:

  • 100% — врачам-специалистам, работающим в стационарах;
  • 80% — врачам первичной медико-санитарной помощи, врачам скорой;
  • 50% — среднему медперсоналу специализированных стационаров;
  • 40% — среднему медперсоналу скорых, первичной медико-санитарной помощи;
  • 20% — доплаты медикам первичного звена.

Аналогичные требования и правила начисления дополнительных выплат содержит приказ ФМБА №106 от 13.04.2020.

Условия получения

Доплаты предназначены медицинскому персоналу, оказывающему помощь больным COVID-19, тем, кто внесен в специальный информационный ресурс, созданный в соответствии с правилами учета информации о заболевших, утвержденными постановлением правительства №373 от 31.03.2020.

Определяет перечень должностей, которым устанавливается президентская доплата, региональный Минздрав или руководство клиники, издавая локальный нормативный акт (так требует письмо Минздрава №16-3/И/2-5951 от 06.05.2020).

Доплата выплачивается ежемесячно, начиная с месяца начала оказания помощи больным коронавирусом. В поправках к постановлению №484 правительство уточнило, что количество смен и часов за месяц не принимается в расчет (убрана формулировка «фактически отработанное время»), учитывают просто факт работы с больными коронавирусом. Если в карантинные месяцы медработник был в отпуске или на больничном, эти периоды из начисления доплат исключаются.

При окончательном расчете сумм, подлежащих выплате, используют районные коэффициенты.

Оплата дней, объявленных нерабочими

В указе президента отмечено, что нерабочий период не распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности. Это значит, что и частные, и бюджетные больницы и поликлиники продолжат работать. На период карантина и самоизоляции лечебные учреждения поменяли режим работы. Отменены плановые приемы, выдача справок (например, для бассейна), диспансеризации, проф- и медосмотры. Возможны телефонные консультации при заболеваниях, не несущих вред жизни. Планово принимают хронических больных и беременных женщин, работают узкие специалисты. Стоматологии принимают только экстренные обращения. Расписание работы разное и зависит от эпидситуации в регионе. Несмотря на это, допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений, других специалистов остается без изменений.

Если медицинского работника отправили на карантин с подозрением на коронавирусную инфекцию, он оформляет больничный лист по новым правилам, вступившим в силу 20 марта.

Возможно, некоторые частные больницы, стоматологии закроются на время, объявленное нерабочим. В этих случаях целесообразно объявить простой и оплачивать его исходя из 2/3 должностного оклада.

Доплаты, не связанные с карантином

Цель стимулирующих выплат — повысить качество работы, привлечь высококвалифицированных врачей и средний персонал. К примеру, оплата по дорожной карте медработников предусматривает поэтапное улучшение качества медицинских услуг и параллельное повышение зарплаты.

Кто вправе рассчитывать на стимулирование:

  • медицинские специалисты разного звена;
  • специалисты, выполняющие немедицинскую работу, т. е. вспомогательный персонал.

Административные сотрудники получают доплаты, если сочетают с основной деятельностью прием больных.

Виды надбавок медикам

ТК установлены обязательные надбавки, которые регулируются федеральными и региональными нормативными документами. Это базовые, компенсационные и социальные выплаты. Кроме того, медикам положены стимулирующие надбавки, правила назначения которых устанавливаются в локальных актах медучреждения. Руководство обязано ознакомить с этими документами всех сотрудников. Критерии стимулирования следующие:

  • отработанное время;
  • объем и эффективность работы;
  • размер выслуги лет;
  • другие.

Министерство здравоохранения разрабатывает методику начисления выплат — приказ Минздравсоцразвития №818. На его основе создаются соответствующие локальные положения о стимулирующих выплатах в медицинских организациях на местах. В конце каждого месяца, руководствуясь этими документами, администрация назначает и выплачивает надбавку сотрудникам.

Кроме стимулирующих, есть дополнительные мероприятия:

  • дорожная карта;
  • оплата диспансеризации медработникам в 2020 году;
  • программа «Земский доктор».

Критерии эффективности медперсонала

Оценку эффективности персонала проводит администрация комиссионно — с учетом мнения профсоюза и работников. Основой для расчета являются рекомендации Минздрава. Это приказ №421 от 28.06.2013 и приказ Минздрава №30н от 08.08.2014. Результат заседания комиссии — оценочный акт, на его основании издается приказ о выплате. Основные критерии, как начисляются выплаты медработникам, следующие:

  • процент выполненного госзаказа;
  • процент посещений с профилактической целью;
  • наличие жалоб и общая удовлетворенность качеством помощи;
  • отсутствие запущенных форм онкологических заболеваний, декомпенсаций СД;
  • процент охвата диспансеризацией.

Это требования к работе участкового терапевта. Аналогичные способы оценки установлены для других категорий: участкового педиатра, врачей скорой помощи, врачей стационаров и т. д., включая оценку деятельности младшего и среднего медицинского звена. В 2020 году введена дополнительная плата за раннее выявление онкологического заболевания.

Правила расчета доплат

Методика расчета тоже описывается в положении об оплате труда — каждая организация разрабатывает ее самостоятельно (за основу возьмите предложенную приказом Министерства здравоохранения №696н от 31.10.2014).

За эффективность труда начисляются баллы или процент от оклада, фиксированные значения (в каждом учреждении собственная методика). Доплата за категорию медработникам в 2020 году и за стаж тоже относится к стимулирующим.

Случаи лишения доплат

Этот вид выплат распространяется только на медицинских работников. Исключения составят:

  • специалисты, оказывающие высокотехнологичную помощь;
  • участвующие в реализации программы «Здоровье».

В локальном положении указывается, предполагают ли стимулирующие выплаты медработникам депремирование, аналогично критериям оценки эффективности, утвержденным приказом №421. Доплаты не производятся при наличии дисциплинарных взысканий, при обнаружении фактов платного лечения в рамках программы государственных гарантий. Дополнительно включены варианты лишения выплат руководителей взрослого и детского учреждений, стационара.

Как оплачивается труд медицинских работников

Оплата труда медицинских работников — это денежное вознаграждение, размер которого зависит от квалификации сотрудника, сложности, качества и интенсивности выполняемой работы. Чтобы материально стимулировать персонал медучреждений, также предусматриваются дополнительные выплаты: компенсации, надбавки, стимулирующие премии.

  • Как заполнить декларацию госслужащих за 2021 год
  • Как составить заявление на материальную помощь к отпуску
  • Пособие по безработице в 2022 году: размер и порядок оформления выплаты
  • Убыток в декларации по налогу на прибыль
  • Каким будет прожиточный минимум в 2022 году

Нормативная база

Что положено по закону

На локальном уровне (в каждой организации) правовая основа системы вознаграждения за труд регулируется через положение об оплате труда медработников. На государственном уровне тарификация медработников зафиксирована Приказом Минздрава от 31.04.2014 № 696Н в редакции от 07.02.2018, а также решением Российской трехсторонней комиссии (от 25.12.2018 протокол № 12), которым были утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений 2020 г.».

Как рассчитывается зарплата медработников

Система оплаты непростая, поскольку имеет несколько составляющих. Сейчас в нее входят:

  • оклад;
  • доплата за категорию медработникам;
  • надбавка за выслугу лет;
  • стимулирующие выплаты;
  • премии;
  • региональные коэффициенты и компенсации.

Рассматривая, что входит в должностной оклад медработника, начнем с определения. Оклад — это база для начисления заработной платы, из которой формируется доход. В мае 2012 г. президент издал указ о повышении окладов бюджетников, сюда попали и медицинские работники. На них распространяется Указ № 597 от 07.05.2012. Благодаря этому Указу, тарифная сетка оплаты труда медработников увеличивается. Но очень часто врачи даже одного города получают разную заработную плату, а оплата труда медработников, работающих в учреждениях образования, существенно отличается от зарплаты таких же сотрудников, но трудящихся в стационарах. Это связано с тем, что основная часть заработной платы приходится не на оклад, а на дополнительные выплаты, будь то выплаты субъектов Федерации или непосредственно из бюджета медучреждения.

Какие надбавки к зарплате бывают

Следующая составляющая дохода — оплата категории медработникам. Величина надбавки зависит от двух составляющих: должности и категории. Надбавка за квалификационную категорию медработникам присваивается после аттестации и может быть высшая, первая и вторая. Аттестация — это проверка навыков и профессиональных знаний специальной комиссией. Категории повышаются поэтапно: сначала вторая, первая и затем уже высшая. Размер надбавки зависит от оклада и составляет фиксированный процент от него.

Процентные ставки медработникам за категории:

Доплата за квалификационную категорию медработникам составляет весомую часть дохода. С заявлением о повышении категории вправе выйти как сотрудник, так и администрация, проводя аттестационные мероприятия ежегодно или чаще по решению руководителя. Таким образом, если у врача высшей категории оклад 15 000 руб., доплата за высшую категорию составит 3000 руб.

Надбавка за стаж

Следующая часть заработной платы — надбавка за стаж, за выслугу лет. Она призвана стимулировать непрерывную работу в медицине.

Условия (количество отработанных лет) % надбавки
от 1 года до 3 лет 10
от 3 до 5 лет 15
свыше 5 лет 20

Рассмотрим на примере врача-педиатра высшей категории, который работает непрерывно 2 года. Его оклад составляет 15 000 руб., надбавка за выслугу лет — 10%, т. е. 1500 руб. Суммарно доход составит: оклад + оплата квалификационной категории медработникам + выслуга лет = 15 000 + 1500 + 3000 = 19500 руб. При этом не учтены премии и различные разовые компенсации, например компенсация за форму медработника.

В доход также могут входить дополнительные стимулирующие выплаты, за интенсивность и высокие результаты работы. А по итогам работы за месяц, квартал или год могут быть подписаны приказы на соответствующие премии. Эффективность работы оценивают по разным параметрам: от отсутствия жалоб от пациентов до прохождения дополнительного обучения, полного и своевременного заполнения документов и т. д.

На 2020 г. Правительством РФ запланирована новая система оплаты труда медработников, которая включает в себя поэтапное повышение заработной платы всех работников системы здравоохранения, т. е. увеличение окладов, изменение тарифной сетки на федеральном уровне.

Доплата медицинским работникам

Версия для печати

Доплата медицинским работникам
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

В 2013 году был принят новый закон «О специальной оценке условий труда», в котором установлен порядок отнесения условий труда к вредным, определен круг субъектов, которые могут проводить такую проверку.
В связи с принятием нового закона, в ряд законодательных актов были внесены соответствующие изменения, в частности, в положениях Трудового кодекса отражен порядок дифференцированного предоставления компенсационных выплат и гарантий, зависящих от класса условий труда на рабочих местах, минимальные их размеры (ст. 147, 117, 92 ТК).

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

1. Для работников, которым по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г. установлены размеры компенсаций и гарантий в объеме согласно действующим на тот момент нормативам законодательства, не может быть уменьшен объем предоставляемых гарантий и компенсаций. Это же относится и к тем работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда подтвержден класс вредности, установленный ранее по результатам аттестации рабочих мест (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421- ФЗ).
2. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда класс вредности уменьшился, предоставляемый им объем гарантий и компенсаций должен быть уменьшен и установлен в соответствии с принятыми в данной организации локальными нормативными актами с учетом законодательства действующего с 1 января 2014 г., и не менее минимальных размеров, установленных ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. Следует отметить, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (согласно информации Минтруда России “Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда”).
3. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены безопасные условия труда, работодатель не имеет правового основания продолжить предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, предоставление которых регламентировано ТК РФ (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Обращаем внимание, что снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.
4. Для того, чтобы не произошло резкого снижения достигнутого уровня заработной платы, у работодателя есть предусмотренные законодательством возможности, которые он вправе использовать в зависимости от своего финансового положения.
Работодатель может предусмотреть в системе оплаты труда принятой в данной организации:
– установление для отдельных категорий работников дополнительных социальных льгот и гарантий в виде доплат;
– добавить для отдельных категорий работников дополнительные показатели и критерии оценки эффективности для начисления дополнительных выплат стимулирующего характера.
Следует обратить внимание, что установленные коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором “дополнительные” выплаты стимулирующего характера, дополнительные льготы и гарантии социального характера – являются обязательными для исполнения работодателем, вне зависимости от меняющегося финансового положения.
Отменить эти “дополнительные” льготы и гарантии можно будет либо по соглашению сторон трудового договора, либо по причине изменения организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). В связи с чем, при установлении новых “дополнительных” выплат следует обратить особое внимание на отражение условий их начисления, чтобы не допустить в будущем перерасход ФОТ.
5. Для работников, принятых на работу в 2014 году, объем гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда должен устанавливаться в соответствии с законодательством РФ, действующим с 1 января 2014 г.г (п. 12 информации размещенной на официальном сайте Минтруда “Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда”).
6. Предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда без проведения аттестации или специальной оценки условий труда, на наш взгляд неправомерно. Действующие нормы трудового законодательства рассматривают результаты оценки условий труда как правовое основание для установления гарантий и компенсаций. Согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. «Установление размера компенсаций за вредные условия труда». © Материал из Справочной системы «Экономика ЛПУ». Подробнее: http://vip.1elpu.ru/#/document/16/13319/bssPhr1/

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
– Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
– Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
– Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук – 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации – надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Представлены коэффициенты для расчета окладов медиков по новой системе оплаты труда

«Параметры разработаны с учетом анализа данных о фактических системах оплаты труда и зарплатах в государственных учреждениях здравоохранения, где трудятся свыше 2 млн медицинских работников. При разработке проекта постановления учитывались результаты расчетных апробаций (моделирования) новой системы оплаты труда в пилотных регионах, при этом моделировании рассчитывались заработные платы для 173 тысяч работников», – рассказали в Минздраве.

Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:

1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.

2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.

3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.

4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.

5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.

6. Медицинская сестра участковая – 1,44.

7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.

8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.

10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.

11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.

12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.

13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.

14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.

15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.

16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.

Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.

Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.

Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.

Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.

На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).

О пилотном проекте

Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2021 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.

В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2021 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2021 года.

Читайте также:
Губернаторские выплаты за второго ребенка в 2021 году, как получить региональные пособия при рождении 2 детей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: