Перечень работ повышенной опасности: определение на 2020-2021 годы

Как составить перечень работ повышенной опасности и не разорить работодателя

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Работы повышенной опасности требуют особого внимания и дополнительных расходов. Расскажем, как составить перечень работ, в каком случае он не нужен и как наладить взаимодействие с подрядными организациями

Как организовать работы повышенной опасности

Перечень работ повышенной опасности, выполняемых с оформлением наряда-допуска, и порядок их проведения работодатель устанавливает отдельным приказом. Примерные перечни размещены в правилах по охране труда. Если организация многопрофильная, рекомендуем составить один перечень, в котором будут указаны только те виды деятельности, которые характерны для работодателя, и не включать те, что могут делать подрядчики.

Если ваше предприятие не будет самостоятельно производить работы повышенной опасности,
а привлечет стороннюю организацию, перечень можно не составлять, но в Положении о СУОТ нужно обязательно указать это условие.

Реальное положение дел должно соответствовать и штатному расписанию. Если в нем указаны должности электромонтера, сварщика или сотрудников, работающих на высоте, вы не сможете написать в Положении о СУОТ об отсутствии работ повышенной опасности.

Почему важно правильно составить перечень

Работы повышенной опасности накладывают на работодателя дополнительные обязанности:

  • ежегодное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии
    с нормативными правовыми актами;
  • более частое проведение инструктажей по охране труда, если это следует из правил
    по охране труда по вашей отрасли;
  • организация стажировок;
  • ежегодное обучение по оказанию первой помощи;
  • оформление наряда-допуска, разработка проекта производства работ и технологических карт;
  • выдача дополнительных средств индивидуальной защиты и пр.

Следовательно, если в вашей офисной организации есть штатный электрик, вы должны составить перечень работ и выполнить все обязательства.

Проанализируйте, необходимо ли постоянное присутствие электрика или можно заключить договор гражданско-правового характера на разовые услуги? Так ли часто нужны работы на высоте, чтобы присваивать группу в учебном центре, проводить психиатрические освидетельствования, или можно один-два раза в год заключать договор с промышленным альпинистом, у которого есть свои удостоверения, спецодежда, инструменты?

Ваши задачи как заказчика — грамотно составить договор на оказание услуг или производство работ и оформить акт-допуск. Подрядчик должен отчетливо понимать, что требуется от него по охране труда.

Как составить и утвердить перечень работ

Перечень работ повышенной опасности может быть отдельным локальным нормативным актом.
В этом случае проставьте гриф утверждения руководителем организации.

Если вы решили оформить перечень приложением, в правом верхнем углу необходимо указать, каким документом утверждена эта форма. Как правило, образец перечня размещается
в Положении о системе управления охраной труда в разделе «Обеспечение безопасной продукцией».

  • Настоятельно рекомендуем согласовать перечень работ повышенной опасности
    с представительным органом работников.

Шаблон перечня вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Как работать с подрядчиками

Чтобы привлечь стороннюю организацию к проведению работ повышенной опасности на вашей территории, необходимо разработать Порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ. Документ нужен как для сторонней организации, так и для собственных сотрудников. Установите ответственность подрядчика и систему контроля за выполнением согласованных
в акте-допуске мероприятий.

Ознакомьте задействованных специалистов
с опасностями до начала работы. Это можно сделатьво время вводного инструктажа по охране труда. Составьте лист ознакомления сотрудников подрядчика
с отчетом об оценке профессиональных рисков в вашей организации, соберите подписи.

Проверьте, чтобы еще на этапе подготовке к работе была учтена специфика деятельности. Если необходимо, заранее запросите справку о состоянии здоровья работников, например, при проведении специальной оценки условий труда в медорганизации.

Обеспечьте контроль выполнения подрядчиком требований охраны труда. Для этого перед тем, как подрядчик приступит к работе, вы как заказчик обязаны оформить акт-допуск. Проверяйте исполнение акта-допуска. Вы вправе требовать от подрядной организации приостановления работ и устранения замечаний.

Подрядная организация выполняет работы повышенной опасности по наряду-допуску. Требования по оформлению этих документов указаны в п. 17 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н).

Исполнители обязаны информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте: об авариях или угрозе возникновения аварии, о несчастных случаях, повлекших причинение вреда жизни или здоровью человека. Срок извещения — не позднее 24 часов с момента, когда о происшествии или угрозе стало известно или должно было стать известно подрядчику (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр).

Вы можете скачать образец акта-допуска и использовать его в работе.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец акта‑допуска 564.5 КБ

Образец Перечня работ повышенной опасности 545.6 КБ

Читайте также:
Обучение по охране труда руководителей и специалистов: аттестация, сроки проведения, периодичность

Перечень профессиональных рисков на производстве

Перечень опасностей на рабочем месте — это список возможных рисков, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудника.

Виды опасных рабочих мест

Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.

Термины «профессиональный риск» и «управление профрисками» введены в статью 209 ТК РФ в 2011 году (ФЗ №238 от 18.07.2011). Система оценки и управления представляет собой комплекс действий, которые регламентируются законами и подзаконными актами.

Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24.01.2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:

  • выявить опасность;
  • оценить уровень профриска;
  • снизить уровень профриска.

В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:

Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса

Относительная влажность воздуха

Скорость движения воздуха

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

Общая и локальная вибрация

Освещенность рабочей поверхности

Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)

Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона

Постоянное магнитное поле

Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение

Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника

Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа

Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах

Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний

Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека

Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы

Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)

Тяжесть трудового процесса

Физическая динамическая нагрузка

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную

Стереотипные рабочие движения

Наклоны корпуса тела работника

Перемещение в пространстве

Напряженность трудового процесса

Длительность сосредоточенного наблюдения

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени

Число производственных объектов одновременного наблюдения

Нагрузка на слуховой анализатор

Активное наблюдение за ходом производственного процесса

Работа с оптическими приборами

Нагрузка на голосовой аппарат

Установленный действующим законодательством полный перечень рисков на производстве включает 45 позиций.

Карта оценки рисков

Карта риска — это перечень возможных опасностей на предприятии. Документ отражает характерные для учреждения опасные факторы, наглядно демонстрирует их вероятность, дает общую оценку, примеры рисков на предприятии и включает перечень мер по недопущению реализации рисков.

Законодатель не установил единое определение для термина. В итоге, карта представляется как совокупность отчетов о рисках:

предприятия в целом;

по направлениям и подразделениям;

Вот пример документа с анализом опасностей.

Разработка карты риска позволяет наглядно определить опасность и разработать перечни мер по ее уменьшению.

Процедура оценки

Процедура оценки состоит из ряда этапов. Алгоритм представлен в руководстве Р 2.2.1766-03.

Шаг 1. Провести оценку и определить класс условий работы. Идентифицировать опасности по имеющимся рабочим местам в соответствии со структурой учреждения. Для оценки привлечь специалистов экспертной спецорганизации.

Шаг 2. Провести анализ процессов, материалов. Сформировать перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и оценить уровень опасности как предполагаемый (категория 1Б).

Шаг 3. Проанализировать уровень профзаболеваний.

Шаг 4. Изучить итоги периодических медосмотров.

Шаг 5. Провести с применением спецпрограмм исследование заболеваемости, вследствие которой наступили:

  • временная утрата способности работать;
  • инвалидность;
  • смерть.

Шаг 6. Определить, к какому классу вредности/опасности относятся условия работы. Включение опасности в конкретный класс основано на степени отклонения фактических результатов замеров от установленных норм.

Шаг 7. Рассчитать индекс профзаболеваемости.

Шаг 8. Провести анализ данных, полученных на шаге 5, применив шкалы для подсчета уровней.

Шаг 9. Определить уровень риска.

Шаг 10. Оценить уровень.

Шаг 11. Оформить результаты.

Шаг 12. Сформировать план действий по уменьшению или исключению профрисков. Документ содержит перечень профессиональных рисков на рабочих местах и алгоритмы их нейтрализации. План утверждает руководитель предприятия. В его зоне ответственности исполнение плана в полном объеме, контроль мероприятий и корректировки при необходимости.

Нормативно-правовые акты по охране труда 2021

С 1 января 2021 года вступили в силу новые государственные нормативные акты требований охраны труда, при этом множество ранее действующих документов утратило актуальность. Во избежание неприятностей с контролирующими органами субъектам хозяйствования необходимо в ближайшее время ознакомиться с новыми правилами и принять соответствующие меры. Подробные разъяснения по этому поводу приведены в Письме Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167.

Читайте также:
Алименты на усыновленного ребенка после развода - нужно ли платить при удочерении и усыновлении

Какие документы прекращают действовать с 2021 года

Согласно приказу Минтруда России от 11.08.2020 № 495, с 1 января 2021 года в рамках реализации концепции «регуляторной гильотины» утратят силу 179 нормативных актов по охране труда, среди которых:

  • 178 типовых инструкций по ОТ, утвержденных Минтрудом в 2000 и 2004 году.
  • «Рекомендации по организации работы уполномоченного лица по ОТ профсоюза или трудового коллектива», утв. Минтрудом в 1994 году.

Также с 01.01.2021 Приказом Минэкономразвития от 02.09.2020 № 566 отменены «Правила заполнения нарядов-допусков ПОТ РО 14000-005-98», а Приказом Минздрава от 17.08.2020 г. № 853 отменяются «Правила ОТ в психиатрических больницах» (приказ Минздрава № 92 от 11.04.1995) и Правила ОТ при работе в лабораториях санэпидучреждений Минздрава от 11.04.2002.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 отменен целый ряд нормативных актов в сфере ОТ, в частности Постановление № 162 от 25.02.2000 о перечне работ, запрещенных для женщин, отраслевые приказы о правилах по ОТ для издательств, предприятий растениеводства, мясной промышленности, стороительства, гражданской авиации, общепита и многих других отраслей.

Какие нормативные акты по ОТ будут изменены

Законодатели планируют обновить требования нормативных правовых актов по охране труда, в частности – внести изменения в раздел Х ТК РФ (законопроект № 1070354-7 уже прошел первое чтение в Госдуме). Проект изменений, в частности, предполагает следующее:

  • Будут утверждены новые обязанности работодателя. К ним относится отстранение от работы лиц, не применяющих выданные СИЗ, выполнение указаний профсоюзов о нарушениях трудового законодательства и т.д.
  • Введут запрет на работу в опасных условиях. Субъекту хозяйствования придется приостановить деятельность если по результатам спецоценки работу отнесут к 4 классу условий труда. Исключением станут виды производств, которые определит Правительство РФ.
  • Утвердят новые требования к специалистам по ОТ. Кандидаты на должность должны пройти проверку на соответствие профстандарту. Данная должность будет являться обязательной, если в организации работают более 100 человек, в небольших фирмах эти функции сможет выполнять руководитель.
  • Разрешат вести документооборот по ОТ в электронном виде.
  • Введут ограничения на использование вредных и опасных веществ.
  • Утвердят новый порядок расследования несчастных случаев. Работодателям придется расследовать микротравмы наравне с несчастными случаями и профзаболеваниями.
  • Изменится порядок допуска женщин к некоторым видам работ.

Пока эти новшества не приняты окончательно, и ТК РФ действует в прежней редакции.

Какие нормативные акты в области охраны труда вступят в силу в 2021 году

Работодателям следует обратить внимание на следующие нормативно-правовые акты по охране труда:

  • Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н. Перечень работ, к которым нельзя допускать женщин, сократится до 100 позиций.
  • Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485. Данный документ обязывает работодателей проводить обязательный инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях.
  • Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ о государственном и муниципальном надзоре (вступает в силу с 01.07.2021), согласно которому будут действовать новые правила проверок ГИТ (Гострудинспекции), Ростехнадзора, Роспотребнадзора, пожарной инспекции.

Ниже приведен перечень новых правил по ОТ, вступающих в силу с 2021 года.

Новые нормативные акты: действия работодателей

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

Новое в промышленной безопасности в 2021 году

4,59 (Проголосовало: 45)

  1. Основные изменения
  2. Законопроект о внесении изменений в 116-ФЗ

Промышленная безопасность – это зона повышенной ответственности, поскольку от соблюдения актуальных правил в этой области зависит здоровье и даже жизнь работников опасных производств. Эта ответственность распределена между всеми участниками деятельности в этой сфере, включая государственные контролирующие органы, работодателей и работников.

Читайте также:
Сколько зарабатывают таксисты в Москве, Санкт-Петербурге и по регионах России: перспективы работы на окладе, сколько в среднем зарабатывает таксист, отзывы о работе водителем, сколько реально можно получить за день

Однако при планировании работы в этом направлении всем сторонам нужно понимать, что промбезопасность – это та область, в которой действующие требования регулярно пересматриваются и уточняются. Важность этого принципа обусловлена изменениями, диктуемыми реальным сектором экономики. Ведь в промышленном производстве вопросы эффективности становятся наиболее значимыми, что ведет к весьма быстрому обновлению технологий и применяемого оборудования. А новейшие технологии и основные средства требуют обновления подходов к организации мер по охране труда и обеспечению необходимого уровня безопасности работников.

Основные изменения

В 2020 году в этой области, как и в предыдущие годы, произошел ряд важных изменений. Основные из них связаны с принятием новых нормативных документов, которые вводят серьезные требования к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях. При этом ранее действовавшие нормативы в большей части таких случаев подлежат отмене. Однако в отдельных ситуациях они переводятся в статус рекомендательных документов, действие которых не прекращается. Проанализируем наиболее важные из них более детально.

Законопроект о внесении изменений в 116-ФЗ

Сейчас основной нормативный документ, устанавливающий требования в области промышленной безопасности, – это по-прежнему федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Представители Ростехнадзора многократно обращали внимание на то, что отдельные положения этого закона не отвечают текущей ситуации в рассматриваемой предметной области. Поэтому в июне 2019 года ведомством был подготовлен масштабный проект, нацеленный на ликвидацию выявленных недостатков. Он был в установленном порядке опубликован на официальном портале проектов для организации публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Основные нововведения, предложенные Ростехнадзором, касались следующих вопросов:

  • обновление применяемой понятийной базы, предполагающее введение новых терминов, отражающих текущее положение дел в области промышленной безопасности;
  • уточнение отдельных действующих понятий, основным из которых стало понятие «технические устройства». В проекте нормативного документа также предложено введение классификации таких устройств. Она включает две крупные категории: приспособления, применяемые для организации текущей эксплуатации опасных объектов промышленного производства (ОПО), и передвижная техника, типология которой приведена в законопроекте отдельным списком;
  • сужение сферы реализации процедуры оценки уровня промышленной безопасности объектов за счет исключения из нее проблем, касающихся продления нормативного срока эксплуатации зданий, конструкций, сооружений и технических приспособления. Рассматриваемые вопросы предложено выделить в отдельную процедуру;
  • введение обновленного механизма выполнения плановых проверок промышленных объектов разной степени опасности, задачей которого становится оптимизация порядка их выполнения. Конкретнее, предполагается установить связь между результатами проведенного аудита системы промбезопасности, действующей на предприятии, с графиком плановых проверок. Предлагался следующий алгоритм: если обнаружится, что итоги такого аудита были положительными, и они были зафиксированы в отчетной документации установленного образца, периодичность плановых проверок на таких предприятиях можно будет снизить до одного раза в пять лет;
  • введение системы выполнения дистанционного мониторинга промышленных предприятий, принадлежащих к группе опасных объектов. Одним из важных компонентов такой системы должна была стать процедура автоматизированной передачи необходимых данных в государственную систему учета. При этом предприятия, которые внедрили у себя такую систему, предполагалось исключить из графика организации плановых проверок;
  • дополнительные предложения, нацеленные на уточнение порядка выполнения отдельных видов работ, например, сварочных;
  • дополнительные предложения, ориентированные на установление требований безопасности, применяемых в ходе эксплуатации конкретных видов оборудования и техники, используемой при организации функционирования опасных производств.

Для внедрения предложенных нововведений предлагалось установить переходный период. Основная идея этого предложения заключалась в возможности облегчения адаптации к новым требованиям владельцев опасных производственных объектов, а также эксплуатирующих организаций. Согласно законопроекту, рассматриваемый период должен был длиться до 31 декабря 2021 года.

Результаты рассмотрения законопроекта

Согласно действующим правилам, после прохождения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы законопроект был передан на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ. По результатам этого рассмотрения ведомство опубликовало на официальном портале проектов масштабный отчет, в котором указало на множество значимых недостатков разработанного документа. В их список вошли:

  • несоответствие требованиям дорожной карты осуществляемого на федеральном уровне проекта «регуляторной гильотины», нацеленного на снижение административной нагрузки на бизнес и ликвидацию избыточных регулятивных требований, содержащихся в действующем законодательстве;
  • непроработанность механизма контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятиях с использованием новых инструментов;
  • присутствие избыточных ограничений, контролирующих процедур и запретов, предусмотренных законопроектом;
  • недостаточная степень гармонизации проекта с действующей нормативной базой;
  • другие недостатки.

По результатам проведенного анализа Министерство сделало вывод о неготовности законопроекта к принятию в первоначальном виде и направило его на доработку. Однако, принимая во внимание актуальность этого вопроса и планы ведомства по его доработке, представленные в официальном формате, многие эксперты считают, что он может быть принят в этом году.

Читайте также:
Ставка страхования от несчастных случаев по ОКВЭД в 2021 году

Другие проекты Ростехнадзора

Однако работа над проектом федерального закона о промышленной безопасности – не единственное направление работы Ростехнадзора в области нормотворчества. Их полный список опубликован на официальном портале ведомства в виде конкретного плана. Он был утвержден руководителем службы в приказе № 6 от 14 января 2020 г. Этот список включает три важных проекта федеральных законов, а также ряд дополнительных нормативных документов, в том числе:

  • законопроект, вносящий изменения в действующий федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ, посвященный вопросам безопасности гидротехнических конструкций;
  • доработанный законопроект, вносящий изменения в федеральный закон о промбезопасности от 21.07.1997 N 116-ФЗ;
  • законопроект, содержащий ряд серьезных изменений в действующий Градостроительный кодекс. Они касаются процесса эксплуатации разных типов потенциально опасных объектов, например, лифтов, эскалаторов, подъемных механизмов и проч. Предполагается, что документом будет введено требование об установлении государственного надзора за ходом функционирования таких объектов;
  • ряд нормативных документов, предусматривающих пересмотр действующих федеральных норм и правил в разных областях производственной деятельности. Общее количество документов, которые подлежат пересмотру согласно утвержденному плану, составляет почти 30 правовых актов.

Утвержденные изменения: охрана труда

Отдельные важные изменения в области обеспечения промбезопасности на производственных предприятиях пока находятся в стадии разработки, другие уже утверждены и вступили в действие, то есть будут применяться в 2021 году. Значительная часть из них касается вопросов охраны труда в организациях. Рассматриваемые нововведения коснулись следующих областей:

  • эксплуатация транспорта, задействованного в рамках технологического цикла на промышленных производствах. Для этой отрасли утверждены новые нормативы по ОТ, зафиксированные в приказе Минтруда №553н от 27.08.2018;
  • деятельность морских и речных портов. Требования безопасности для них утверждены приказом ведомства №30н от 21.01.2019;
  • деятельность, связанная с эксплуатацией железнодорожных подвижных составов. Требования ОТ для этого направления прописаны в приказе Минтруда №860н от 29.12.2018;
  • отдельные направления работ в области пищевой промышленности. Для этой области работ выполнен пересмотр и редактирование ранее действующих правил. Обновленные требования приведены в приказе Минтруда №32н от 23.01.2019;
  • выполнение высотных и строительных работ. В этой области ранее утвержденный документ также был пересмотрен. Дополнения и изменения к нему зафиксированы в приказе Минтруда №826н от 20.12.2018.

Интересно, что новые требования, которые введены для первых трех направлений в списке, не предполагают полной отмены прежних нормативных документов. Они переведены в статус рекомендательных, однако контролирующие органы больше не вправе применять санкции за невыполнение этих правил.

Утвержденные изменения: пожарная безопасность

В этой области принципиальных изменений не произошло: как и прежде, базовые требования в области пожарной безопасности на промышленных и иных типах предприятий определены постановлением Правительства №390 от 25.04.2012. Однако в 2021 году порядок применения этого документа для производственных объектов будет доработан. Одним из основных нововведений, установленных новой редакцией постановления, стало определение нормативов в области оснащения железнодорожного подвижного состава огнетушителями.

Также документ уточняет содержание ряда актуальных нормативов в области пожарной безопасности для производственных объектов. В список таких уточнений вошли следующие требования:

  • организация круглосуточного дежурства сервисного персонала на объектах, которые предполагают присутствие людей в течение ночного времени;
  • запрет курения табака во всех местах, кроме предназначенных для курения и оборудованных необходимой инфраструктурой. Рассматриваемое условие распространяется на все категории предприятий, характеризующихся повышенной опасностью пожара или взрыва, на производства, выпускающие взрывчатые вещества, а также на организации, производственный цикл которых предполагает добычу, применение, хранение или переработку легковоспламеняющихся или горючих веществ;
  • обязательное размещение информации о категории и зоне пожарной и взрывной опасности на дверях производственных и иных помещений. Ответственность за выполнение этого условия возлагается на руководителя организации;
  • другие требования, связанные с организацией работы промышленных объектов.

Утвержденные изменения: организация медицинских осмотров

В 2020 году правила выполнения обязательных медицинских осмотров на предприятиях изменены дважды. Причиной для их изменения послужил приказ Минздрава от 13 декабря 2019 года N 1032н. При выполнении обязательных работ, связанных с контролем здоровья сотрудников предприятий, будут применяться следующие нововведения:

  • определен список обязательных исследований, которые проводятся для персонала при организации предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу;
  • определен список обязательных исследований, которые проводятся для персонала при организации регулярного медицинского осмотра в ходе работы;
  • установлена возможность учета ранее проведенных для работника медицинских диагностических процедур при выполнении обязательных осмотров на работе. Они могут учитываться при организации как предварительного, так и периодического осмотра. При этом во внимание могут приниматься результаты разных обследований, включая диспансеризацию, ранее выполненные медосмотры на работе или другие процедуры – главное, чтобы они были проведены не позднее одного года назад;
  • для направления данных о здоровье работников в Фонд социального страхования, в том числе для целей страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, установлена необходимость получения письменного согласия работника;
  • установлен расширенный круг получателей медицинского заключения о здоровье работника, в список которых входит сам сотрудник, его работодатель, медицинская организация, в которой работник проходил обследование, учреждение, осуществляющее его постоянное медицинское обслуживание, а также ФСС – при условии согласия работника, обозначенного в предыдущем пункте;
  • установлено право медицинских организаций, выполняющих предварительные и периодические медицинские осмотры работников предприятий, на получение дополнительной информации о состоянии их здоровья с использованием данных из медицинских организаций, осуществляющих их постоянное обслуживание. Соотвествующие данные можно получать из специализированной медицинской информационной сети;
  • для организации предварительного медосмотра при поступлении на работу сотрудник предоставляет СНИЛС, который становится официальным подтверждением его регистрации в системе пенсионного страхования;
  • уточнено содержание медицинского заключения, оформляемого по результатам предварительного осмотра: оно должно включать группу здоровья сотрудника, а в случае обнаружения противопоказаний к выполнению отдельных видов работ – список конкретных вредоносных факторов или областей, в отношении которых у работника обнаружены противопоказания;
  • при выявлении таких противопоказаний проводится дополнительная экспертиза профессиональной пригодности сотрудника к занимаемой должности. Она производится согласно порядку, описанному в приказе Минздрава от 5 мая 2016 г. N 282н;
  • определен срок хранения заключительных актов, которые составляются по результатам выполненных медицинских осмотров работников. Он равен 50 годам;
  • установлены дополнительные требования к организации контроля за здоровьем сотрудников, которые заняты в выполнении обязанностей, осуществляемых во вредных условиях труда.
Читайте также:
Приказ о запрете курения в организации в неположенном месте: как составить распоряжение и объявление о режиме на предприятии, строго отведенные места для курения табака в рабочее время, образец акта

Заказать расчет стоимости

Принятые нововведения уже вступили в силу: они начали применяться с 7 января 2020 года. С этого момента работодатели, работники и медицинские организации, которые проводят предварительные и периодические медосмотры персонала компаний, обязаны руководствоваться новыми правилами выполнения этих процедур.

Утвержденные изменения: порядок отчетности

Государство проводит строгий контроль за состоянием условий труда на рабочих местах. Это нужно, чтобы избежать злоупотреблений со стороны работодателей и обеспечить восстановление работоспособности сотрудников, которые вынуждены работать во вредных или опасных условиях. Поэтому действующий порядок организации такого контроля предполагает регулярную подачу работодателями отчетности о состоянии условий труда на предприятиях.

В 2020 году порядок предоставления этой отчетности подвергся определенным изменениям. Они обусловлены вступлением в действие приказа Росстата от 15.07.2019 N 404. Одним из самых серьезных новшеств в этом нормативном акте стало изменение формы 1-Т, в которой прописываются данные об условиях труда работников, занятых в выполнении обязанностей во вредных или опасных условиях, а также о предоставляемых им гарантиях и компенсациях. Отчет за 2020 год необходимо подать с применением этой формы. Сделать это нужно в январе 2021 года.

Утвержденные изменения: проверка выполнения спецоценки условий труда

Государственная инспекция труда многократно анонсировала ужесточение правил выполнения проверок работодателей на предмет выполнения спецоценки условий труда. Напомним, согласно федеральному закону № 426-ФЗ эта процедура становится обязательной для всех предприятий. Однако на опасных промышленных производствах она становится наиболее важна, так как позволяет четко определить список факторов, угрожающих здоровью работников, и предпринять превентивные меры.

Поэтому применение серьезных санкций к нарушителям этого обязательного требования более чем оправданно. А с 2020 года, в соответствии с приказом Минтруда №13н от 16.01.2019, охват работодателей этими мерами существенно расширен. Это произошло за счет введения автоматической системы контроля за выполнением СОУТ. Он проводится при помощи машинной сверки баз данных организаций, обязанных провести спецоценку, с информацией из Федеральной системы учета результатов СОУТ. При обнаружении факта непроведения процедуры штрафы к виновникам применяются в автоматическом режиме.

Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Минтруд разом обнулил все существующие правила по охране труда, действие которых распространялось на разные сферы деятельности. Разберемся, что теперь делать специалистам по ОТ, как строить работу и какие документы пересмотреть. Бонус — актуальные версии НПА.

  • Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году
  • Новые правила по охране труда: таблица
  • Какие документы пересмотреть после изменения правил по охране труда
  • Как провести обучение и внеплановую проверку знаний

Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году

Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.

Читайте также:
Карта МИР Сбербанк для детских пособий: как оформить и получить выплаты в 2021 году

Игорь Викторович Цирин, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Резкое сокращение НПА связано с тем, что некоторые из правил по охране труда объединили и в целом упростили, но не сделали менее строгими. Из обновленных правил убрали все конкретные цифры по выдаче СИЗ, гендерные и возрастные ограничения. Теперь нет и дублирования информации со ссылками на частоту проведения медосмотров, СОУТ и многое другое. То есть, чуть ли не из многотомных мануалов они превратились в легкие инструкции, который каждый работодатель может адаптировать в соответствии с классом опасности на производстве и наличием других негативных факторов.

Теперь специалистам по охране труда придется изучить все нормативно-правовые документы, благо, их количество сократили, а затем собрать те правила, которые будут на 100% соответствовать специфике и требованиям организации. Но и это еще не все! Нужно пересмотреть кучу документов.

При этом сам Игорь Цирин считает, что именно индивидуальный подход поможет сократить уровень травматизма на производстве. Он также подчеркивает значимость получения обратной связи от специалистов по охране труда. К слову, эксперт приводит существенные доводы в пользу оптимизации и модернизации системы охраны труда. Например, в ходе пересмотра правил и норм при работах на высоте удалось сократить частоту травматизма с 420 случаев до 365 в год буквально за 6 лет.

В принципе, даже такая динамика считается положительной, а все трудности, с которыми сейчас столкнутся специалисты по ОТ, носят лишь временный характер. Правда, как отмечает Цирин, времени на подготовку не так много. Поэтому поспешите с изучением новых правил по охране труда и их адаптацией, а также начинайте приводить все соответствующие документы в порядок.

Новые правила по охране труда: таблица

Скачать утвержденные правила Утверждающий документ и период действия
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене Приказ Минтруда России от 13.10.2020 г. № 721н. Действует с 1 сентября 2021 г. по 1 сентября 2026 г.
Правила при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов Приказ Минтруда России от 16.12.2020 г. № 915н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в морских и речных портах Приказ Минтруда России от 15.06.2020 г. № 343н. Действует с 1 января 2021 г.
Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 886н. Действует с 1 января 2021 г. и по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в медицинских организациях Приказ Минтруда России от 18.12.2020 г. № 928н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при проведении водолазных работ Приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 922н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах Приказ Минтруда России от 16.12.2020 г. № 914н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при работе в ограниченных и замкнутых пространствах Приказ Минтруда России от 15.12.2020 г. № 902н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при обработке металлов Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 887н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ Приказ Минтруда от 23.09.2020 г. № 644н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок Приказ Минтруда от 17.12.2020 г. № 924н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок Приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 903н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 884н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве строительных материалов Приказ Минтруда от 15.12.2020 г. № 901н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ Приказ Минтруда от 02.12.2020 г. № 849н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при производстве отдельных видов пищевой продукции Приказ Минтруда от 07.12.2020 г. № 866н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила в подразделениях пожарной охраны Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 881н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 882н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте Приказ Минтруда от 11.12.2020 г. № 883н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 834н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в сельском хозяйстве Приказ Минтруда от 27.10.2020 г. № 746н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества Приказ Минтруда от 19.11.2020 г. № 815н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда на городском электрическом транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 875н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Приказ Минтруда от 04.12.2020 г. № 859н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при выполнении работ на объектах связи Приказ Минтруда от 07.12.2020 г. № 867н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 872н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда на автомобильном транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 г. № 871н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при производстве цемента Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 781н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила при проведении работ в лёгкой промышленности Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 780н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий Приказ Минтруда от 12.11.2020 г. № 776н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при работе на высоте Приказ Минтруда от 16.11.2020 г. № 782н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов Приказ Минтруда от 28.10.2020 г. № 753н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 835н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта Приказ Минтруда от 18.11.2020 г. № 814н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве Приказ Минтруда от 29.10.2020 г. № 758н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 833н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при проведении полиграфических работ Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 832н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов Приказ Минтруда от 04.12.2020 г. № 858н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Приказ Минтруда от 25.09.2020 г. № 652н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Приказ Минтруда от 27.11.2020 г. № 836н. Действует с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.
Читайте также:
Как оплачивается командировка (командировочные дни) согласно Трудовому кодексу

Какие документы пересмотреть после изменения правил по охране труда

Так как изменения уже вступили в законную силу для большинства отраслей, специалистам по охране труда необходимо срочно приступать к пересмотру всех документов предприятия, которые содержат нормы охраны труда. В частности, измените: инструкции по охране труда, программы проведения инструктажа и обучения, экзаменационные билеты по проверке знаний требований охраны труда.

Внесите изменения в ЛНА любым способом:

  1. Полностью перепишите содержание документов
  2. Разработайте только вкладыш с изменения и прикрепите его к основному документу

Утвердите изменения грифом на самом документе или приказом по организации. Если в организации есть профсоюз — согласуйте пересмотренные документы с ним, а лишь затем утверждайте.

После составления и утверждения ЛНА, не забудьте ознакомить с ним работников. Удобнее всего прикрепить лист ознакомления, на котором каждый работник поставит роспись, но подойдет и журнал или оборотная сторона документа. Выбирайте наиболее удобный вариант. Когда формальная часть перехода на обновленные правила будет завершена, приступайте к следующему этапу — обучению и проверке знаний.

Как провести обучение и внеплановую проверку знаний

В соответствии с п. 3.3 Порядка 1/29, при введении новых правил по охране труда все работники предприятий обязаны пройти инструктажи по усовершенствованным программам и внеочередную проверку знаний в течение 6 месяцев. А вот работодатели, руководители, специалисты по ОТ, в том числе члены комиссий, а также инженеры должны прослушать курс минимальной длительностью на базе учебного центра.

Проверку знаний рядовых работников поручите экспертам организации, которые уже успели пройти обучение. Всех остальных специалистов и руководителей могут проверить только эксперты, входящие в состав комиссии аккредитованного учебного центра. То есть они не могут сдать экзамен на базе организации, иначе его результаты будут недействительными. Сотрудников, которые в течение месяца не справятся с экзаменацией, отстраните от работы.

Учитывайте, что регуляторная гильотина только набирает обороты, поэтому в скором времени могут быть и другие изменения. К тому же изначально Минтруд анонсировал изменение 41 правила по охране труда, но на данный момент обновил только 40 из них. Следите за новостями на сайте Центра Оценки Квалификации и Обучения №1, чтобы быть в курсе событий.

Читайте также:
Трудовой договор с испытательным сроком: образец по ТК РФ, особенности для срочного (временного)

Перечень работ повышенной опасности: определение на 2020-2021 годы

Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2011 г. № 394
МОСКВА
Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 882; от 30.07.2014 № 726)

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по применению перечня, утвержденного настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 882)

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 мая 2011 г. № 394

ПЕРЕЧЕНЬотдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726)

1. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Деятельность, связанная с культивированием наркосодержащих растений.

3. Работы, связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по профессиям и должностям согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16.

4. Работы по профессиям и должностям согласно перечню профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 г. № 1020, а также работы, связанные с выходом на действующие железнодорожные пути.

5. Работы в качестве членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также диспетчеров, осуществляющих организацию и управление воздушным движением.

6. Работы на морских судах, судах смешанного (река – море) плавания и на судах внутреннего плавания.

7. Деятельность, связанная с эксплуатацией, ремонтом скважин и установок при добыче нефти, переработке высокосернистой, сернистой и малосернистой нефти, природного газа, пиробензола, селективной очистке масел, пиролиза, очистке нефти и газа от сероводорода, очистке нефтеналивных судов, цистерн, резервуаров, добычей и обработкой озокерита, экстракционноозокеритовым производством, регенерацией авто- и авиамасел, выделением и применением предельных и непредельных углеводородов (производство полиэтилена, дивинила, изопрена и других), применением бензина-растворителя, производством синтетических продуктов (фенола, ацетона, синтетических жирных кислот и спиртов и других), вспомогательными процессами, связанными с обслуживанием товарных парков, отбором проб, лабораторным контролем сырья, промежуточных и конечных продуктов (нефть и природный газ).

Читайте также:
Отпуск без содержания: что это значит и кому положен

8. Деятельность, связанная с добычей (открытым и подземным способом) и переработкой полезных ископаемых.

9. Работы, связанные с производством и применением (включая лабораторные работы) бензола, гомологов и производных бензола (изопропилбензола, стирола, толуола и других).

10. Работы, непосредственно связанные с производством, транспортировкой и применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов и веществ, работы на взрыво- и пожароопасных производствах.

11. Все виды деятельности в области использования атомной энергии.

12. Деятельность в области промышленной безопасности: проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, проведение экспертизы промышленной безопасности, подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта.

13. Деятельность, связанная с оборотом оружия.

14. Аварийно-спасательные работы.

15. Подводные работы.

16. Подземные работы.

17. Работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений.

18. Работы, связанные с управлением подъемными механизмами (краны).

19. Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов под давлением.

20. Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей.

21. Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов.

22. Медицинская деятельность.

23. Деятельность, связанная с производством витаминов, сульфаниламидных, пиразолоновых, противоопухолевых и гормональных препаратов, нейролептиков, антикоагулянтов и анестетиков (фторотан).

24. Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств.

25. Педагогическая деятельность, а также деятельность, непосредственно связанная и непосредственно не связанная с образовательным процессом, в образовательных организациях.

26. Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях.

27. Работы с использованием сведений, которые относятся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

28. Работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726)

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда” (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда прямо нам говорят о том, что работодателям необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Если посмотреть на раздел I «Общие требования» то в большинстве новых правилах мы увидим:

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

Читайте также:
Заявление об установлении факта принадлежности документа: удостоверение юридического значения сделок, установление при ошибке, образец искового заявления

“Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее – СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил”.

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Как провести оценку профриска самостоятельно

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

  1. Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
  2. Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.

Пример карты оценки риска:

Разработка плана мероприятий по оценки рисков. Реализуемые мероприятия должны быть направлены на снижения выявленных профрисков. После его реализации необходимо повторно провести процедуру оценки рисков.

Пример плана мероприятий:

  • Внедрить процедуру оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда (утвердить формы документов, назначить ответственных исполнителей, разработать положение, приказы).
  • Какие нормативные документы использовать

    Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

      Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н “Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда”.

    Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

    ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.

    В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

    Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

    Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

    Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

    Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

    За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

    • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
    • На индивидуальных предпринимателей – от 2000 до 5000 рублей;
    • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

    Оценка профессиональных рисков сторонней организацией

    Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

    Специалисты нашей компании:

    • Совершат выезд в Вашу организацию;
    • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
    • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
    • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
    • Проведут консультации по применению результатов оценки;
    • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

    Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: