Паспорт вентиляционной системы: порядок паспортизации систем, образец заполнения паспорта, скачать форму, срок действия паспорта вентиляционной установки

Образцы и примеры паспортов вентиляционной системы и установки согласно СНиПам

Паспорт на систему вентиляции – это обязательный документ, оформляемый специализированной организацией в период пусконаладочных работ. В первую очередь в паспортизации вентиляции нуждается сам заказчик, так как именно здесь фиксируется все показатели работы системы за все время ее эксплуатации. Кроме этого, паспорт нужен для предъявления в многочисленные инспекции.

Существует несколько видов паспортов на приточно-вытяжную вентиляцию, а качество их оформления и заполнения целиком зависит от добросовестности компании-наладчика.

Чтобы потребовать правильно оформленный документ, заказчику необходимо разбираться в том, зачем нужен паспорт вентиляционной установки и как он должен выглядеть.

  1. Паспортизация систем вентиляции
  2. Кто проводит паспортизацию вентиляции
  3. Паспорт на систему вентиляции
  4. Паспорт на вентиляционную установку
  5. Паспорт вентиляции по СНиП
  6. Стоимость паспортизации вентиляции
  7. Ведение паспорта вентиляции

Паспортизация систем вентиляции

Замер свойств вентиляции

Паспортизация системы вентиляции проводится только один раз – во время сдачи в эксплуатацию. Однако если схема претерпевает значительные модернизации, приходится оформлять новый документ.

Для получения паспорта согласно СНиП вентиляционная система должна пройти аэродинамические испытания. Иногда в комплекс работ по паспортизации включают даже разработку смет на модернизацию или ремонт.

Паспортизация для естественных систем вентиляции не проводится. Однако если такой документ требуется, его оформляют. Форма его проще, чем стандартный образец паспорта вентиляционной установки. А в прилагаемых протоколах фиксируются показатели эффективности естественной вентиляции.

Не требуется паспорт вентиляционной системы без сети. Однако в процессе эксплуатации необходимо заносить куда-то пометки о ремонте, проверках и модернизации, поэтому обычно на любые механические системы вентиляции, в том числе оконные вентиляторы и тепловые завесы паспорта оформляются. Иногда в качестве упрощенного образца паспорта на вентиляцию используется техпаспорт, выданный производителем оборудования, который дополняется протоколами тестирования.

Во время пусконаладки специалисты могут исправить небольшие дефекты в работе системы, подрегулировать ее и разъяснить заказчику правила использования вентиляции.

Паспорт является бессрочным документом. Повторно образец паспорта вентиляционной системы выдается при утере, при значительной модернизации, изменении трассы. Результаты аэродинамических испытаний прикладываются к паспорту в форме протокола. Как правило, срок действия последнего протокола 12 месяцев. По окончанию этого периода необходимо провести новые испытания, исследовать состояние системы.

Кто проводит паспортизацию вентиляции

Так как паспортизация не относится к строительным процессам, проводить ее может любая авторизованная лаборатория. Условия проведения паспортизации приточно-вытяжной вентиляции оговариваются в письменном соглашении. Выдать образец паспорта на вентиляцию может и индивидуальный предприниматель, что значительно дешевле, так как исключает оплату посреднических услуг.

Если в штате монтажной фирмы есть проектировщики и наладчики оборудования, они также могут оформить паспорт на установленную вентиляционную систему. Как правило, крупные монтажные фирмы держат собственных специалистов по пусконаладке.

Паспорт на вентиляционную систему по СНиП могут выдать и испытательные лаборатории. Как правило, они предоставляют услуги достаточно высокого уровня. Недостаток сотрудничества с ними – это отсутствие специалистов именно в области вентиляции, которые могли бы проанализировать полученные показатели и помочь решить проблемы.

И последний вариант – это специализированные организации. Здесь работают именно инженеры-вентиляционщики, отлично разбирающиеся в своей работе. Но качество замеров может хромать из-за слабого оборудования.

Паспорт на систему вентиляции

Наладка вентиляционных систем осуществляется двумя этапами.

Это означает, что на первом этапе будут проводиться индивидуальные испытания и регулировка оборудования. На основании результатов которых комиссия в составе санэпиднадзора и пожарного надзора выдает разрешение на эксплуатацию здания – паспорт на систему вентиляции. Образцы паспортов систем вентиляции составляют с учетом требований СНиП 3.05.01-85. Паспорта заполняются подрядчиком и отдаются заказчику вместе с актом пусконаладочных работ и аксонометрическими схемами. Заполняется два экземпляра паспорта, один остается в наладочной организации, другой выдается на руки заказчику. Если второй экземпляр теряется, несложно сделать его дубликат. Кроме этого, второй экземпляр паспорта дает возможность специалистам-наладчикам ответить на некоторые вопросы относительно работы вентиляции, даже не покидая своего кабинета. Некоторые генподрядчики просят по 2 или 4 экземпляра, о чем делается соответствующая пометка в договоре.

Хотя аксонометрические схемы не входят в обязательный пакет документов, организация-наладчик, обычно их выдает.

Полученный паспорт системы вентиляции на этом этапе является самым главным документом, предъявляемым в санэпиднадзор.

Паспорт на вентиляционную установку

Системы вентиляции необходимо проверять один раз в 5 лет, а также при смене хозяина или если первичная документация потеряна. Это одно из правил эксплуатации энергоустановок.

Пусконаладочные работы в таком случае проводят на установках, требующих проверки. Работы называются наладкой и испытанием вентиляционных систем на технологические или санитарно-гигиенические требования.

Требуется провести более обширные работы, нежели при первичных испытаниях для получения паспорта на вентиляционную систему.

Все данные испытаний заносятся в технический отчет (в отличие от технической документации в первом случае). В техническом отчете подробно указываются сведения об объекте, расписание испытаний. Документ содержит следующие данные:

  • воздухообмен в виде таблицы;
  • состояние воздуха в здании;
  • уровень шума и другие показатели эффективности работы вентиляции.

Один образец паспорта вентиляционной установки пересылают в эксплуатационную службу.

Паспорт вентиляции по СНиП

Форма паспорта системы вентиляции по СНиП используется обычно при сдаче новых зданий. Паспортизация вентиляции впоследствии проводится регулярно, поэтому в документе есть несколько таблиц, постепенно заполняемых при каждой проверке. Сюда заносятся все сведения о ремонтах и модернизации оборудования. Образец паспорта вентиляционной системы представляет собой многостраничный документ, скрепленный пружиной или прошитый в переплет.

Образец паспорта вентиляционной установки включает около 8 главных страниц (без разделов о ремонте и замене узлов). Паспорт системы вентиляции дополняется образцом протокола и в некоторых случаях сокращенной инструкцией по эксплуатации вентиляционной установки.

При необходимости прикладываются следующие протоколы:

  • аэродинамического тестирования вентилятора;
  • герметичности сети;
  • уровня шума и вибрации;
  • уровня избыточного давления и некоторые другие.
Читайте также:
Комплексное экологическое разрешение с 2021 года: что такое КЭР и порядок его получения, сроки и выдача, получение для объектов 1 или 2 категории, форма заявки, расчет технологических нормативов, состав КЭР, последствия

Нередко результаты замеров хранятся в электронной форме в наладочной организации, а в паспорте вентиляционной системы по установленному образцу делается пометка о наличии протоколов и выдаче их по запросу.

Стоимость паспортизации вентиляции

Цена паспорта на вытяжную вентиляцию рассчитывается в смете, согласованной с заказчиком. Повторная паспортизация в рамках производственного контроля делается со скидкой. Если повторную паспортизацию проводит другая организация, образец паспорта системы вентиляции меняется и скидка не предоставляется.

Стоимость паспорта приточной-вытяжной вентиляции зависит от размера объекта, разветвленности сети и количества оборудования.

Как правило, командировочные и транспортные расходы подсчитываются отдельно и добавляются к смете.

Если объемы работ по выдаче паспорта на вытяжную вентиляцию велики, возможна поэтапная оплата.

Ведение паспорта вентиляции

Паспорт на вытяжную или приточную вентиляцию ведет лицо, ответственное за эксплуатацию оборудования: механик, энергетик или подрядная организация, если предприятие не промышленное.

В образце паспорта вентиляционной установки необходимо вовремя делать пометки о ремонте, любых изменениях в схеме и прикладывать протоколы всех проведенных испытаний.

Со временем протоколов испытаний скапливается много, поэтому оставляются только самый первый и последние 5.

О том, как проектируются системы вентиляции расскажет видеосюжет.

Паспорт вентиляционной системы: нужен ли, как сделать, образец заполнения по СНиП » Аква-Ремонт

Паспортизация вентиляционных систем

Паспортизация вентиляционных систем представляет собой документальное оформление системы, которое проводится параллельно с аэродинамическими испытаниями вентилятора, на основании которых выдается паспорт с полученными результатами.

Паспортизация проводится только один раз. Однако при внесении в существующую систему серьезных изменений, требуется оформление нового документа. Важной особенностью работ, которые практикуются сегодня, выступает проведение всех необходимых мероприятий исключительно на действующих объектах. При этом очень часто на подобных объектах отсутствует вентиляционная система или соответствующая документация.

Стоит отметить, что при наличии паспорта на действующую вентсистему проводятся специализированные работы, в частности – аэродинамические испытания системы, по результатам которых к существующему паспорту прикладываются протоколы с результатами новых испытаний. Данный вид работ получил название производственный контроль вентиляционной системы.

Прейскурант цен на паспортизацию

Метраж Цена
от 100 м2 100 р/м2
от 100 м2 до 300 м2 90 р/м2
от 300 м2 до 1000 м2 80 р/м2
от 1000 м2 до 3000 м2 70 р/м2
от 3000 м2 60 р/м2

Если на объекте существует необходимость провести наладочные работы, требуется разработка новых решений и мероприятий, направленных на модернизацию производственного процесса, то выполняются комплексные наладочные работы с целью получения санитарно-гигиенического эффекта.

Важно отметить, что естественные системы вентиляции не нуждаются в оформлении паспорта. Впрочем, на практике такие паспорта встречаются. Данный документ представляет собой упрощенный вариант паспорта, при этом в прикрепленных протоколах отображаются дополнительные параметры, которые отражают производительность непосредственно естественной системы вентиляции.

Что касается систем, у которых отсутствует единый подход и сеть, то они не нуждаются в паспорте с формальной точки зрения. Однако если взглянуть на эти системы с другой стороны, то можно увидеть, что параметры со временем изменяются. Это вызывает необходимость в проведении регулярного технического обслуживания систем. Таким образом, целесообразнее, когда паспортная документация присутствует на любые вентиляционные системы, функционирующие принудительно, исключением не являются оконные вентиляторы и современные тепловые завесы.

Неплохой альтернативой выступает тот момент, когда роль паспорта на вентсистему играет паспорт самого изделия, который выдается производителем продукции, но при условии, что к данному документу будут приложены соответствующие протоколы с данными замеров.

С какой целью проводится паспортизация вентиляционных систем?

Основным требованием органов инспекции и надзора выступает наличие паспорта на любые вентиляционные системы. Это связано с тем, что паспорт – это главный документ, позволяющий организовать рабочий процесс наилучшим образом и заметно улучшить эксплуатацию вентиляционного оборудования.

Паспортизация вентсистем необходима:

    Заказчику для упрощенной работы с представителями инспекций. Каждая действующая вентсистема подвергается строгой проверке со стороны соответствующих инспекций, которые контролируют эксплуатационные характеристики оборудования и проводят проверку на предмет наличия, а также сроков действия паспорта. Например, вытяжные сети и системы проходят аэродинамические испытания ежегодно, тогда как приточные системы – 1 раз в 3 года. При этом протоколы с результатами испытаний в обязательном порядке прикрепляются к паспорту.

  • Заказчику для собственной безопасности. Грамотно оформленный паспорт – это залог эффективной и безопасной работы вентсистемы. Только в паспорте отображается истинное состояние вентиляционного оборудования, а также фиксируются все изменения, которые наблюдались на протяжении всего эксплуатационного периода.
  • Кем проводится паспортизация вентиляционных систем?

    • Индивидуальным предпринимателем (ИП) или любым предприятием – поскольку процедура паспортизации не относится к процессу строительства, то ее юридическим оформлением может заниматься фактически любое лицо, при условии соблюдения договорных обязательств. При этом ответственность всех участников изначально оговаривается договором.
    • Организацией, которая производила монтаж вентсистемы – если в штате организации присутствует проектная и наладочная группы, то процедуру паспортизации может провести монтажная организация, но в четком соответствии с имеющимся допуском СРО. Как правило, проведением данной процедуры занимается главный инженер монтажной организации. Если Вам необходимо провести паспортизацию вентиляционной системы – обращайтесь в нашу компанию! Наши специалисты могут произвести все необходимые расчеты и провести паспортизацию, как от лица небольшой монтажной организации, так и от лица серьезной монтажной фирмы. Все работы, выполненные силами специалистов нашей компании, отвечают высоким стандартам качества.
  • Испытательной лабораторией – такие лаборатории располагают необходимой технической базой, ее сотрудники проводят аттестацию рабочих мест и производят необходимые для паспортизации замеры. Нужно отметить, что качество готовых работ в данном случае является достаточно высоким за счет того, что испытательные лаборатории имеют соответствующую аккредитацию. Единственным минусом таких лабораторий выступает отсутствие в их штате опытных инженеров, специализирующихся на вентиляционных системах. Это исключает возможность сделать исполнителем грамотные выводы относительно работы системы и правильно проанализировать полученные результаты.
  • Специализированной компанией – такие организации располагают соответствующим оборудованием, но в их штате наблюдается острый недостаток квалифицированных вентиляционщиков. Это является причиной неточного выполнения необходимых замеров.
  • Из чего складывается стоимость паспортизации?

    Стоимость процедуры складывается на основании разработанной сметы, в которой были учтены все пожелания и требования заказчика. В случае, когда на одном и том же объекте паспортизация выступает в качестве производственного контроля, то ее стоимость будет на порядок ниже. Однако данное условие «работает» только если проведением первой паспортизации занимались специалисты нашей компании, поскольку паспорта, оформленные другими организациями, подлежат обязательной замене.

    Технология выполнения пусконаладочных работ

    Для грамотного проведения паспортизации изначально мы выясняем всю имеющуюся информацию относительно расположения вентиляционных систем, их количества и другие факты. На основании полученных данных производится расчет стоимости услуги, причем цена рассчитывается для одной стандартной установки.

    После согласования всех моментов с заказчиком заключается договор, на основании которого производится весь комплекс работ. Результаты испытаний предоставляются заказчику. Если планируется небольшой объем работ, то заказчик вносит предоплату, для крупных объектов предполагается поэтапная оплата.

    Результаты работы и гарантии

    По окончанию работ мы предоставляем заказчику полный пакет документации: график ППР, паспорт, балансы отдельно по каждому помещению, журналы, ведомости разных типов, краткие инструкции, ремонтные и реконструкционные сметы. Также мы высказываем индивидуальные рекомендации для наиболее эффективной эксплуатации вентиляционных систем и разрабатываем техотчет в отношении необходимости проведения капитального ремонта и ежегодного производственного контроля вентсистемы. На весь спектр работ мы предоставляем гарантии в виде точного снятия замеров, полной проверки вентоборудования, выполнения работ на высоком уровне качества.

    В течение какого срока действует паспорт на вентиляционную систему?

    По сути, паспорт на вентсистему является бессрочным, но вместе с тем ограниченный срок действия имеет протокол испытаний. Дело в том, что проведение повторной паспортизации в основном обусловлено значительными изменениями в системе (модернизация оборудования, изменение трассы, пр.). Таким образом, изменению подлежат лишь данные протокола аэродинамических испытаний, а не сам паспорт.

    Срок действия протокола регламентируется специализированной нормативной документацией, но обычно составляет 1 год. После этого вентсистемы подлежат обязательному обследованию, на основании результатов которого оформляется новый протокол испытаний и прикрепляется к действующему паспорту.

    Вам также может пригодиться:

    Что такое паспортизация промышленных систем вентиляции

    Паспорт системы вентиляции является обязательным документом, который оформляется специализированным учреждением в процессе проведения пусконаладочных работ. В настоящее время предусмотрено несколько типов паспортов СВ, а качество и правильность их оформления в полной мере зависит от выбранной компании-наладчика и его ответственности. Для того чтобы потребовать от мастеров правильно оформленный паспорт СВ, необходимо знать, зачем он нужен и как он должен выглядеть в конечном результате.

    Почему необходима паспортизация системы вентиляции

    Проведение паспортизации системы вентиляции необходимо самому заказчику, так как именно в этом документе фиксируются все показатели её текущей работы за определённое время эксплуатации на предприятии. Кроме этого, такой технический паспорт требуют во многих инспекционных организациях.

    Паспортизация СВ осуществляется только один раз — при сдаче её в эксплуатацию. Но если в существующей схеме происходят какие-либо изменения, то необходимо делать новый техпаспорт.

    Технический паспорт не нужен:

      Если на объекте устроена вентиляция естественного типа. Однако при необходимости паспорт можно оформить и на такую систему. Его форма намного проще, а в прилагаемых к нему протокольных актах указываются показатели степени эффективности работы естественной вентиляции.

    Естественную вентиляцию обычно устраивают в частных загородных домах, на такие системы оформлять паспорт не требуется

    Паспорт не имеет срока давности. Копию паспорта выдают заказчику только в случае утери оригинала. После проведения модернизации, усовершенствования или при изменении направления трассы оформляется новый документ. К нему прикладываются результаты проведения воздушных аэродинамических проверок в виде протоколов. Обычно срок действия протокола составляет 1 год. После этого необходимо проводить новые испытания, а также проверять состояние и работу вентиляционной системы.

    Как проводится паспортизация

    Так как паспортизация не является строительным процессом, то проводить её имеет право любая лаборатория, у которой есть на это разрешение. Условия проведения работ по паспортизации СВ оговариваются в специальном договоре. Выдать образец документа на проверенную систему может:

    • обычный ИП (индивидуальный предприниматель), специализирующийся на выполнении подобных работ. Это будет намного дешевле, так как в этом случае не надо оплачивать услуги посредников;
    • любая компания, если в её штатном расписании предусмотрена должность проектировщика, энергетика или наладчика. Крупные строительно-монтажные организации держат в своём штате собственных специалистов и не обращаются к услугам сторонних фирм;
    • испытательная лаборатория. Обычно они предоставляют услуги очень высокого качества. Существенным недостатком работы с лабораториями является отсутствие необходимых специалистов в сфере систем вентиляции, которые могли бы полностью проанализировать полученные во время проверки показатели и помочь эффективно решить возникшие проблемы;
    • специализированные компании, в которых работают инженеры вентсистем, профессионально разбирающиеся в данной области. Но уровень качества проведённых замеров может быть неточным из-за нехватки в организации хорошего высокоточного оборудования.

    Паспорт на принудительную промышленную систему вентиляции

    Работы по пуску и наладке системы принудительной вентиляции производятся в два этапа.

    1. Испытания индивидуального характера и последующая регулировка вентоборудования.
    2. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию здания (паспорта). Его на основании полученных результатов выдаёт комиссия, состоящая из сотрудников санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора.

    Образцы паспортов оформляют с учётом требований и норм государственного СНиП 3.05.01–85. Исполнители заполняют паспорта и отдают их компании-заказчику вместе с актом проведения работ по пусконаладке системы и аксонометрическими схемами. Паспорт оформляется в двух экземплярах, один из которых остаётся в архиве исполнителя, а второй выдаётся заказчику. Поэтому если один из паспортов потеряется, его можно будет восстановить.

    При наличии паспорта у исполнителя он сможет ответить на определённые вопросы по поводу работы вентиляционной системы, даже не покидая пределов своего офиса. Некоторые генеральные подрядчики просят, чтобы им сделали 3 или 4 экземпляра паспорта, что прописывается в заключённом договоре.

    Хотя схемы по аксонометрии не являются обязательными в предоставленном пакете документов, обычно компания-наладчик их прилагает.

    Паспорт вентсистемы является обязательным документом, который подаётся в санитарно-эпидемиологический надзор.

    Паспорт на вентиляционную установку

    Все принудительные промышленные вентиляционные системы проверяются один раз в 5 лет в обязательном порядке, а также при смене владельца компании и при утере оригинала. Это одно из главных правил работы всех энергоустановок.

    В этом случае проведение работ по пуску и наладке осуществляется на всём оборудовании, которое требует проверки. Такие работы имеют название «наладка и испытание вентсистем на соответствие технологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям». Для того чтобы получить паспорт на ВУ, необходимо осуществить более развёрнутые работы, чем при проведении первичных испытаний.

    При проведении технического обследования ВУ нужно провести более сложные испытания, чем при первичном вводе в эксплуатацию

    Полученные данные отражаются в техническом отчёте (в отличие от техдокументации в вышеуказанном случае). В отчёте необходимо подробно указать сведения об обслуживаемом объекте и записать время проведения испытаний.

    В этом документе отражаются такие данные:

    • воздухообмен (в табличном виде);
    • качество воздуха в помещениях здания;
    • степень шума и другие важные показатели работы ВУ.

    В службу эксплуатации отправляют один образец заполненного паспорта.

    Паспортизация по существующей нормативной документации (СНиП)

    Паспорт вентсистемы по СНиП необходим при сдаче в эксплуатацию построенного здания. Затем паспортизация данных осуществляется регулярно (1 раз в 5 лет), поэтому в существующем документе предусмотрено несколько аналогичных таблиц, которые заполняются ответственным лицом по мере проведения очередных проверок. В них заносится вся информация о сделанных ремонтах и усовершенствовании вентоборудования. Паспорт вентсистемы — это документ с определённым количеством страниц, который прошит в переплётной мастерской или скреплён пружиной.

    Образец паспорта состоит примерно из восьми страниц (не включая разделов о ремонте и замене деталей). К паспорту прилагается образец протокола (акта) и иногда рекомендации по эксплуатации вентсистемы в сокращённой форме.

    При необходимости также прилагаются:

    1. Протоколы тестирования аэродинамики вентилятора.
    2. Протоколы степени герметичности сети.
    3. Протоколы степени производства шума системой и вибрации.
    4. Протоколы степени избыточного давления и т. д.

    Очень часто результаты проведённых работ компания-установщик архивирует в электронном виде, в этом случае в паспорте делается отметка о наличии предусмотренных протоколов и возможности их последующей выдачи в случае необходимости.

    Примерная стоимость паспортизации

    Калькуляция стоимости паспорта происходит при составлении сметы, которая затем обговаривается с заказчиком. Вторичная паспортизация, которая осуществляется в рамках текущего производственного процесса по контролю за работой СВ, проводится уже со скидкой. Но если заказчик при необходимости повторной паспортизации составляет договор с другой организацией, то работы производятся по полной стоимости.

    Цена паспорта в первую очередь зависит от масштабов объекта, общей площади разветвлённости вентиляционной сети, а также от количества оборудования.

    Расходы на дорогу и командировочные средства подсчитываются в отдельном документе и затем приплюсовываются к смете. Если объёмы работ по проведению пусконаладочных работ и выдаче паспорта очень большие, то некоторые организации заключают договор на поэтапную оплату услуг.

    Стоимость паспортизации СВ колеблется примерно в районе 3000–4000 рублей и зависит от сложности промышленной системы. Некоторые компании предпочитают оценивать свои услуги по площади вентилируемого здания. В этом случае стоимость будет колебаться от 50 до 100 рублей за один квадратный метр.

    Кто ведёт паспорт системы вентиляции на предприятии

    Паспорт на СВ (систему вентиляции) ведёт уполномоченное лицо, которое несёт полную ответственность за работу оборудования. Это может быть механик, инженер, энергетик или любая компания-подрядчик, если организация не работает в сфере промышленности.

    В паспорте вентустановки надо регулярно проставлять отметки обо всех проведённых ремонтных работах, а также о любых изменениях, которые происходили в схеме системы, а также прикреплять имеющиеся акты испытаний, которые были проведены за это время.

    С течением времени набирается много протоколов, поэтому оставляется только самый первый и пять последних в хронологическом порядке.

    В этой статье мы постарались как можно подробнее рассказать о том, что такое паспортизация вентиляционных систем, для чего она необходима промышленным предприятиям и организациям, а также кто её может и имеет право проводить. Кроме этого, мы рассмотрели порядок ведения паспорта на систему вентиляции и расчёт стоимости услуг по паспортизации вентиляционных установок.

    Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

    Государственный кадастр отходов

    Государственный реестр объектов размещения отходов

    Федеральный классификационный каталог отходов

    Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

    Личный кабинет природопользователя

    Перечень государственных услуг

    Коды и реквизиты платежей

    Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

    Реестр материалов общественных обсуждений

    Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории

    • Государственные услуги
      • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
      • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
      • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
      • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории
      • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
      • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты
      • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья
      • Выдача комплексного экологического разрешения
      • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн
      • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации
      • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)
      • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
      • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
      • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения
      • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды
      • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
      • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
      • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения
      • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
      • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
    • Природопользователям
      • Поднадзорные объекты
      • Администрирование
      • Отчетность
      • Информация о проверках
      • Правоприменительная практика
    • Положение территориального органа
    • Руководство
    • Структура
    • Кадровое обеспечение
      • Порядок поступления и требования к кандидатам
      • Вакансии и конкурсы
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
      • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Реестр экспертов
    • Рассмотрение обращений
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Реквизиты
    • Контакты
    • Новости
    • Реестр материалов общественных обсуждений

    Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории

    В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23.06.2020 г. № 383.

    Реквизиты нормативных правовых актов

    Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

    Приказ Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

    Приказ Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 “Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”

    Приказ Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории».

    Порядок предоставления услуги

    Государственная услуга по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, в соответствии с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, утвержденным приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437 (далее- Административный регламент).

    Для предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории согласно п. 16 Административного регламента Заявителем представляются следующие документы:

    Заявление о выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории (приложение 1 к Административному регламенту) (далее – Заявление об утверждении НООЛР);

    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Проект НООЛР), разработанный Заявителем в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2014, регистрационный N 34446) (далее – Методические указания);

    Документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).

    Для переоформления Документа об утверждении НООЛР Заявителем представляются следующие документы (согласно п. 17 Административного регламента):

    Заявление о переоформлении Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории (приложение 2 к Административному регламенту) (далее – Заявление о переоформлении Документа об утверждении НООЛР);

    Подлинник ранее выданного в установленном порядке Документа об утверждении НООЛР;

    Документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления о переоформлении Документа об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).

    Для получения дубликата Документа об утверждении НООЛР Заявителем представляются следующие документы (согласно п. 18 Административного регламента):

    Заявление о выдаче дубликата Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории (приложение 3 к Административному регламенту) (далее – Заявление о выдаче дубликата Документа об утверждении НООЛР);

    Подлинник Документа об утверждении НООЛР в случае его порчи;

    Документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявление о выдаче дубликата Документа об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).

    Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах Заявителем представляются следующие документы (согласно п. 19 Административного регламента):

    Заявление об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (приложение 4 к Административному регламенту) (далее – Заявление о внесении исправлений в выданных в результате предоставления государственной услуги документах);

    Подлинник Документа об утверждении НООЛР;

    Документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявлении о внесении исправлений в выданных в результате предоставления государственной услуги документах уполномоченным представителем).

    Заявления (приложения) и документы могут быть представлены непосредственно либо через представителя, направлены почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписываемого усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе через Единый портал.

    Сроки предоставления государственной услуги

    Не должны превышать:

    30 рабочих дней с даты регистрации заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при предоставлении государственной услуги;

    10 рабочих дней с даты регистрации заявления о переоформлении Документа об утверждении НООЛР;

    5 рабочих дней с даты регистрации заявления о выдаче дубликата Документа об утверждении НООЛР;

    5 рабочих дней с даты регистрации заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

    1. Заявление о выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категор.docx

    Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.

    1. Максимально коротко о ПНООЛР.

    В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).

    • для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
    • для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия).

    Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.

    Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.

    На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности – материалы определения состава отходов.

    В случае невыполнения требований по разработке и утверждению ПНООЛР возможен административный штраф до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

    Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

    2. Нормативные основания для разработки ПНООЛР.

    Несколько лет назад в России стартовала реформа государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Среди прочего, изменения коснулись и системы нормирования отходов.

    Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.

    Исходя из этого, обязанность разработки ПНООЛР (а именно в нем определяются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) на сегодняшний день не связана с отнесением объекта к категории малого и среднего предпринимательства, а основывается исключительно на присвоенной категории объекта НВОС.

    С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:

    • для объектов I категории НВОС нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), однако, согласно Приказу Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», расчеты нормативов образования отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР, то есть ПНООЛР остается обязательным документом не только до, но и даже после получения КЭР;
    • для объектов II категории НВОС разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах, однако, в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», данная информация заполняется на основе ПНООЛР, то есть его наличие обязательно вне зависимости от подачи ДВОС.

    3. Нужен ли ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС?

    Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства.

    Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

    Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведении инвентаризации отходов. Отсутствие документа, подтверждающего проведение данной инвентаризации, может послужить причиной наложения административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.!

    Если вы хотите заказать указанные работы в ГК «ЭКО ЦЕНТР», то вы можете обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

    Для IV категории НВОС разработка ПНООЛР и разработка отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

    Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства отменен для всех категорий НВОС. Подготавливать и сдавать его не нужно!

    4. Утверждение ПНООЛР.

    В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.

    В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов – 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.

    В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.

    Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

    5. Требуется ли сдавать технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами?

    Ранее необходимость сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами была четко привязана к продлению срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти документы утверждались государственными органами при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.

    С 01.01.2021 г. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», устанавливающий требования к предоставлению технического отчета, утратил силу.

    Подготовка и сдача вышеуказанного отчета, исходя из действующих требований законодательства, не требуется.

    6. Возможные штрафные санкции.

    В 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения, которые ужесточили штрафы за нарушения в области обращения с отходами.

    Так неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.

    Следует также иметь в виду, что отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

    7. Особенности разработки ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР».

    Главный секрет успешного проектирования в сфере обращения с отходами, применяемый ГК «ЭКО ЦЕНТР», – это опыт, накопленный в процессе выполнения огромного количества разноплановых работ.

    Проектированием в сфере обращения с отходами в ГК «ЭКО ЦЕНТР» занимается профильный отдел, состоящий из специалистов, занимающихся исключительно данной тематикой. Паспортизация, нормативы утилизации, обращение с ТКО, инвентаризация отходов, требования по обустройству мест временного хранения, лицензирование – все эти вопросы оказываются взаимоувязанными при разработке ПНООЛР.

    Доскональное знание технологических процессов, специфических отходов и обращения с ними позволяет найти оптимальные для заказчика решения.

    Разработка ПНООЛР тесно увязана с паспортизацией отходов. В ГК «ЭКО ЦЕНТР» работы по проектированию и паспортизации выполняются совместно. И этому есть причина – собственная лаборатория, которая позволяет в короткие сроки выдать необходимые протоколы.

    Наши специалисты несут ответственность за свои работы, поэтому ответят на любые вопросы по выполненным ПНООЛР – как со стороны заказчика, так и со стороны надзорных органов.

    Каждый случай разработки ПНООЛР – индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

    8. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке ПНООЛР в сторонних организациях.

    Чаще всего основные проблемы, связанные с разработкой ПНООЛР, лежат в плоскости недостаточного знания законодательной базы и недостаточного учета требований органов надзора.

    Многие проектные фирмы основывают свой диалог с предприятиями и организациями, исходя из потерявших актуальность нормативно-правовых актов. Например, объектам III и IV категорий НВОС, не относящимся к субъектам МСП, предлагается разработка ПНООЛР, хотя это не требуется по нормам действующего законодательства.

    Одновременно с этим, консультации неквалифицированных специалистов приводят к тому, что для объектов I и II категорий НВОС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, напротив, не разработаны ПНООЛР, что приводит к существенным штрафам.

    Большой проблемой является неправильный учет количества и состава образующихся в процессе производственной и хозяйственной деятельности отходов. Причем здесь есть две противоположных ситуации.

    В первой из них в проекте учитывается слишком много позиций отходов, даже совсем экзотических, которые никогда не образовывалось и не образуются на предприятии. Это приводит к дополнительным вопросам со стороны надзорных органов, а иногда и к серьезным проблемам, когда предприятие начинают подозревать в сокрытии информации, а также незаконном обращении с отходами.

    Во второй ситуации часть отходов, напротив, не нормируется или нормируется в недостаточном количестве («Давайте мы вам сделаем поменьше!»). Это почти всегда заканчивается штрафами и сверхнормативными платежами.

    Довольно-таки новой проблемой в последнее время стал учет в ПНООЛР отходов, направляемых на захоронение, из числа включенных в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р. Это прямое нарушение законодательства, которое вне сомнения, также приведет к административным штрафам.

    Минимизируйте риски!

    Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

      Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2, ст. 18).

    Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

  • Приказ Минприроды России от 07.12.2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  • Согласующие органы

    • Межрегиональное управление Росприроднадзора, в отдельных случаях – уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов I категории НВОС).
    • Руководитель предприятия / организации (для объектов II категории НВОС).

    Результат работ

    • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
    • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (для объектов I категории НВОС).

    Срок действия

    • 5 лет, но не позднее получения КЭР (для объектов I категории НВОС).
    • Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства (для объектов II категории НВОС).

    Ответственность

    • п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 350 тыс. руб.

    Дата актуальности материала

    • 17 июня 2021 г.

    Дополнительная информация

    • Инвентаризация отходов

      Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

      МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 8 декабря 2020 года N 1029

      2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

      в Министерстве юстиции

      25 декабря 2020 года,

      регистрационный N 61834

      УТВЕРЖДЕН
      приказом Минприроды России
      от 8 декабря 2020 года N 1029

      Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

      1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” , и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” , территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

      Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2014, N 30, ст.4220.

      Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 26, ст.3009; 2014, N 30, ст.4220.

      2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

      3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

      Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

      Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

      4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

      для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

      для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

      В лимиты на размещение отходов не включаются:

      масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;

      масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.

      5. Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 “Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения” с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 г. N 383 .

      Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный номер N 52927.

      Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2020 г. регистрационный N 61225.

      6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143 .

      Собрание законодательства Российской Федерации 2019, N 8, ст.777; 2020, N 47, ст.7522.

      7. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.

      Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4220; 2019, N 30, ст.4097.

      10. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

      11. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:

      а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – заявление) с указанием следующих сведений:

      наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

      код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

      вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

      б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

      В случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта по своему усмотрению.

      12. Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

      Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение могут быть поданы с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи” .

      Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2020, N 24, ст.3755.

      Перечень документов, установленных в пункте 11 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается.

      13. В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов и направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

      14. В случае, предусмотренном пунктом 13 настоящего Порядка, срок принятия территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

      В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.

      15. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

      Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

      наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка;

      отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 и (или) в перечне объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, указанном в пункте 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Перечень);

      Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313.

      Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2018, N 53, ст.8409.

      превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

      Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

      В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории, для которого утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

      Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

      16. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического заключения.

      17. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории на Байкальской природной территории, пересматриваются и утверждаются ежегодно в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ “Об охране озера Байкал” .

      Даны разъяснения по вопросу разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

      СЕВЕРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА

      Разъяснение законодательства «25» июня 2021 года

      Даны разъяснения по вопросу разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

      Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.

      Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 (далее – Порядок № 1029).

      Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 (далее – Порядок № 1021).

      Согласно пункту 15 Порядка № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, в том числе сводные данные по образованию отходов.

      В соответствии с пунктом 24 Порядка № 1021 в разделе «Сводные данные по образованию отходов и их размещению» НООЛР объектов НВОС II категории указываются перечень и количество видов отходов, планируемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов, в табличном виде (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении № 13 в Порядке № 1021). В графах 2, 3 и 4 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование вида отхода и код по федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792. В графах 7 и 9 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792.

      В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктами 4 и 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вносят: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением ТКО); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по размещению ТКО.

      При этом передача права собственности (или иного права) на размещаемые отходы не освобождает указанных лиц от обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

      Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативнее воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255).

      Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО рассчитывается по формулам пунктов 18.1 и 18.2 Правил № 255.

      В формулах указанных пунктов показатель МТКОчрj – платежная база за размещение ТКО j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату при размещении ТКО, за отчетный период как объем или массу ТКО, принятых в целях их размещения (за исключением объема или массы ТКО из общего объема или массы принятых ТКО, которые были утилизированы в течение отчетного периода).

      К указанному показателю (МТКОчрj) предусмотрено применение к ставкам платы дополнительного коэффициента Кл, равного 1.»

      Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

      Новости

      НОРМАТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТЫ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

      Источник: https://www.ecoindustry.ru/news/view

      Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду. Декларация представляется один раз в 7 лет. Теперь срок действия НДВ также составляет 7 лет.

      Вопрос: нормативы образования отходов и лимиты на их размещение скорректированы в части сроков, на которые рассчитаны, в настоящий момент их срок составляет 5 лет или 7 лет?

      Необходимость предоставления проекта НООЛР в составе приложения к декларации законодательно не предусмотрена, однако согласно ст. 18 ФЗ “Об отходах производства и потребления”, нормативы разрабатываются для объектов II категории и при предоставлении декларации включаются данные в соответствии с разработанным проектом. В самом проекте НООЛР указывать срок его действия 5 лет или 7 лет?

      Отвечает ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии» В. А. Субботинская

      Ответ:
      Разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении объектов II категории является обязательной.

      При этом нормативы и лимиты действительно должны разрабатываться в отношении таких объектов именно в составе проекта НООЛР.

      Так, в соответствии с требованиями к заполнению декларации о воздействии на окружающую среду:

      – раздел VI [декларации] в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации.

      – раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

      В настоящее время для цели разработки проекта НООЛР применяются положения Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349.

      Требования к разработке проекта НООЛР не предусматривают необходимость указания срока действия проекта или нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

      Так, в соответствии с п. 17 Методических указаний:

      в ПНООЛР включаются:

      титульный лист (приложение № 6 к Методическим указаниям);

      общие сведения о хозяйствующем субъекте;

      сведения о хозяйственной и иной деятельности;

      расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;

      сведения о предлагаемом образовании отходов;

      сведения о местах накопления отходов;

      сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;

      сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;

      сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;

      предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;

      список использованных источников;

      При этом требования к заполнению разделов (в частности, к заполнению титульного листа проекта НООЛР) не предусматривает указание срока действия проекта или нормативов.

      Вместе с тем стоит уточнить, что 5 лет – это срок, на который нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждались уполномоченным органом (до перехода на новую систему нормирования).

      Так, в соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50:

      нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – технический отчет).

      При этом согласно п. 5 Порядка:

      нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора.

      Таким образом, законодательство не предусматривает необходимость установления срока действия проекта НООЛР на стадии разработки нормативов и лимитов хозяйствующим субъектом.

      В частности, отсутствуют требования о необходимости указания в проекте НООЛР, что такой проект разработан сроком на 5 лет, или что такой проект разработан сроком на 7 лет.

      Наиболее безопасно в указанной ситуации не определять срок действия проекта НООЛР вовсе.

      Необходимо также отметить, что Методические указания, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349, утрачивают силу 01.01.2021 г.

      В связи с этим с 01.01.2021 г. необходимо будет учитывать требования к разработке проектов НООЛР, утверждение которых ожидается (в 2021 г.).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: