Отраслевой коэффициент в 2021 году. Методы отраслевых коэффициентов для юридических лиц

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.
Читайте также:
Счет 45 бухгалтерского учета по отгрузке товара покупателю

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Читайте также:
Образцы заполнения журналов-ордеров в бухгалтерском учете в 2021 году

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Отраслевой коэффициент в 2021 году. Методы отраслевых коэффициентов для юридических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 18 января 2021 г. N 10 “Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов”

В соответствии с пунктом 10 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” начиная с 1 января 2018 г., в целях определения условия применения с 1 января 2020 г. пониженных тарифов страховых взносов следующие коэффициенты:

в размере 1,5 – при осуществлении видов экономической деятельности согласно приложению N 1;

в размере 1,3 – при осуществлении видов экономической деятельности согласно приложению N 2;

в размере 1 – при осуществлении иных видов экономической деятельности, не указанных в приложениях N 1 и 2.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2021 г. N 10

Перечень
видов экономической деятельности, при осуществлении которых организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в целях определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлен коэффициент в размере 1,5

Наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях” 01
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Рыболовство и рыбоводство” 03
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство пищевых продуктов” 10
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство напитков” 11
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство текстильных изделий” 13
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство одежды” 14
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения” 16
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях” 21
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство резиновых и пластмассовых изделий” 22
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования” 25
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство компьютеров, электронных и оптических изделий” 26
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство электрического оборудования” 27
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки” 28
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов” 29
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Производство прочих транспортных средств и оборудования” 30
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Ремонт и монтаж машин и оборудования” 33
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Строительство зданий” 41
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Строительство инженерных сооружений” 42
Перевозка пассажиров автобусами по туристическим или экскурсионным маршрутам 49.39.32
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность по предоставлению мест для временного проживания” 55
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность в сфере телекоммуникаций” 61
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги” 62
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность в области информационных технологий” 63
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Научные исследования и разработки” 72
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма” 79
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Образование” 85
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность в области здравоохранения” 86
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность по уходу с обеспечением проживания” 87
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания” 88
Все виды экономической деятельности, включенные в группу “Деятельность зрелищно-развлекательная прочая” 93.29
Читайте также:
Положение о материальной ответственности: образец на 2017 год, особенности для коллективной ответственности работников

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2021 г. N 10

Перечень
видов экономической деятельности, при осуществлении которых организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в целях определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлен коэффициент в размере 1,3

Наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс “Производство стекла и изделий из стекла” 23.1
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья” 38
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Деятельность водного транспорта” 50
Все виды экономической деятельности, включенные в класс “Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность” 52
Все виды экономической деятельности, включенные в группу “Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров” 77.21

Обзор документа

С 2020 г. участники СЭЗ в Крыму могут применять пониженные тарифы страховых взносов до окончания срока существования СЭЗ.

Условие – разница между суммой взносов по обычному тарифу и по пониженному, определяемая нарастающим итогом с начала применения пониженного тарифа, не должна превышать объем капвложений за аналогичный период, умноженный на определенный Правительством коэффициент.

Установлены виды деятельности, по которым применяются повышенные коэффициенты 1,3 и 1,5. Для прочих будут применять коэффициент 1.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Какие изменения нужно учесть при подготовке госзадания на 2021 год

Правительство РФ постановлением от 16 июля 2020 г. № 1052 (далее — Постановление № 1052) внесло изменения в Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденный постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 (далее — Постановление № 640).

Поэтому финансовые службы федеральных учреждений должны учесть некоторые изменения при подготовке госзадания на 2021 год.

Год на подготовку

Постановление № 1052 вступило в силу 28 июля 2020 года. При этом часть внесенных данным постановлением изменений вступит в силу только через год. У финансовых служб есть время на изучение новой редакции Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением № 640 (далее — Положение о госзадании) в части применения:

  • коэффициентов выравнивания, определяемых главным распорядителем средств федерального бюджета (ГРБС),
  • значений допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема госзадания, устанавливаемых учредителем в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Указанные требования финансовым службам нужно будет применить при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. То есть, госзадание на следующий 2021 год нужно будет формировать по правилам, установленным Правительством РФ до 28 июля 2020 года.

Однако заметим, что порядок применения допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема госзадания уже рассматривался в этом году. Причина этому — распространение коронавируса в начале текущего года. Так Правительство РФ в постановлении от 3 апреля 2020 г. № 437 в связи с этим разрешило федеральным учредителям государственных учреждений культуры, в которые был приостановлен допуск посетителей, осуществлять изменение в 2020 году допустимых (возможных) отклонений:

  • в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема в отношении отдельной государственной услуги (работы);
  • либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.

К сожалению, Правительство РФ в Постановлении № 437 указало только учреждения культуры, однако, в результате отсутствия посетителей в период самоизоляции под угрозой невыполнения госзадания оказались некоторые учреждения спорта, социального обеспечения, многофункциональные центры и другие.

В отношении таких учреждений Правительство РФ пока не приняло никаких решений в части изменения показателей госзадания. 1

Кроме того, Постановление № 437 не содержит описание процедуры изменения допустимых (возможных) отклонений показателей госзадания, то есть не установлен порядок действий федеральных учредителей и сроки, в которые они должны принять соответствующие решения. Следовательно, учредителям и учреждениям придется действовать по тем нормам, которые есть в уже принятых нормативных документах.

Тем не менее, Постановлением № 1052 Правительство РФ определило, что, начиная с 2022 года, порядок определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений учредитель устанавливает правовым актом. То есть, вероятно, в течение 2021 года учредитель должен издать нормативный документ (порядок, распоряжение и т.д.), который утвердит такой порядок.

Особенности госзадания на 2021 год

Отметим, что существенных изменений в порядок формирования госзадания Постановление № 1052 не внесло. При этом изменения носят в основном уточняющий характер.

Так, например, в новой редакции Положения о госзадании уточнено, что в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги включают, в том числе, затраты на оплату коммунальных услуг, содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества (аренду указанного имущества) в части имущества, используемого в процессе оказания госуслуги.

В прежней редакции Положения о формировании госзадания были указаны только «иные затраты» (пп. а) п. 19 Положения о госзадании). При этом в базовый норматив на общехозяйственные нужды указанные затраты включать не надо (пп. а) —в) п. 20 Положения о госзадании).

При формировании госзадания на 2021 году нормативные затраты на выполнение работ могут быть рассчитаны с учетом:

  • территориального корректирующего коэффициента,
  • отраслевого корректирующего коэффициента,
  • и (или) иного корректирующего коэффициента.
Читайте также:
Договор о материальной ответственности кассира: образец 2017 года, особенности составления, полная ответственность

Порядок применения таких коэффициентов должен быть установлен учредителем в отношении бюджетных и автономных учреждений или ГРБС в отношении казенного учреждения (п. 28 Положения о госзадании). Очевидно, что использование корректирующих коэффициентов при расчете нормативных затрат позволит сформировать учредителю (ГРБС) более точные объемы финансовых средств, необходимых для выполнения госзадания, с учетом особенностей хозяйствования своих подведомственных учреждений.

Теперь в новой редакции изложен порядок применения коэффициента платной деятельности при включении в госзадание затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (п. 33 Положения о госзадании). Вместо текстового описания расчета данного коэффициента приведена формула:

Так же приведена формула расчета затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (N УН ), для случаев, когда федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает сверх установленного госзадания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность:

Однако, несмотря на появление формул, принципиально в порядке применения коэффициента платной деятельности ничего не изменилось. «Преобразование» текстового изложения в формулы позволяет избегать двусмысленного толкования норм Положения о госзадания.

Обратитевнимание! Согласно новой редакции п. 46 Положения о госзадании, в 2021 году платеж, завершающий выплату субсидии, должен быть выплачен бюджетным и автономным учреждениям в IV квартале, но не позднее 1 декабря текущего финансового года. Денежные средства учредитель перечислит после представления учреждениями предварительного отчета о выполнении госзадания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания госуслуг за соответствующий финансовый год.

Другими словами, учредитель должен произвести полный расчет с подведомственным учреждением до 1 декабря текущего финансового года включительно. Перечисление денежных средств позднее 1 декабря ставит учреждение в затруднительное положение, так как из-за длительности закупочных процедур оно рискует не успеть осуществить приобретение необходимого имущества до окончания финансового года.

Очевидно, что соответствующий предварительный отчет учреждения должны представлять заблаговременно. Лучше всего это сделать в течение ноября текущего финансового года. Но более точный срок представления предварительного отчета за IV квартал должен установить учредитель в госзадании.

Заключение

Корректировка Положения о госзадании — это только начало пути по подготовке финансовых планов на следующий год. Для «полноты картины» Правительство РФ должно внести коррективы еще в ряд нормативных документов, чтобы финансово-экономические службы федеральных учреждений начали работу по формированию госзадания на 2021 год.

Так, например, в ближайшее время следует ожидать внесения изменений в правила определения нормативных затрат на обеспечение функций органов власти, а так же в рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание учреждениями государственных услуг и нормативных затрат по содержанию имущества.

1 Подробнее об изменении госзадания читайте в статье А.Ю. Шихова «Риски невыполнения госзадания в 2020 году» в журнале «БИНО: Государственные и муниципальные учреждения» № 4-5/2020 г.

СРОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ПО НДС

Только в эту пятницу (14 января) большой мастер-класс по НДС от Эльвиры Митюковой «Декларация за 4 квартал и работа в 2022 году». Цена для подписчиков «Клерк.Премиум» – 8 990₽, без подписки – 12 990₽. Посмотрите программу тут

Практика применения базовых нормативов затрат на услуги и корректирующих коэффициентов

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Нормативный подход к финансированию деятельности государственных и муниципальных учреждений – один из основных финансово-экономических принципов, провозглашенный в ходе реформирования бюджетной сети и противопоставленный прежнему принципу сметного финансирования. Предполагалось, что четкая привязка объема финансового обеспечения учреждений к объему их деятельности (норматив – по сути, стоимость оказания единицы услуги) позволит повысить прозрачность финансирования и его эффективность. Проанализируем практику применения базовых нормативов затрат на оказание услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Правовая основа.

Прежде всего, остановимся на единых правилах применения нормативов затрат, установленных на общефедеральном уровне. В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ эти правила таковы.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в указанном выше порядке, с соблюдением общих требований, определенных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Иными словами, субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливая собственные порядки финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий, должны руководствоваться общефедеральными правилами. Например, при разработке региональных правил расчета нормативных затрат на оказание услуг учреждениями культуры субъекта РФ надо опираться на общефедеральные правила расчета, установленные Минкультуры[1]. В них, в частности, говорится, что нормативы затрат на государственные (муниципальные) услуги в сфере культуры на любом уровне (федеральном, региональном, муниципальном) должны определяться на основе базового норматива затрат на оказание услуги и корректирующих коэффициентов к нему.

Согласно общефедеральным требованиям базовые нормативы и названные коэффициенты устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по отношению к федеральным учреждениям культуры, исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к региональным учреждениям, муниципальными органами по отношению к муниципальным учреждениям.

Корректирующие коэффициенты могут быть территориальными и отраслевыми.

Территориальные призваны учитывать специфику учреждений, находящихся на разных территориях страны (очевидно, что затраты на оказание одной и той же услуги будут выше в районах Крайнего Севера по сравнению с условиями черноморского побережья) или на разных территориях больших регионов, в которых неодинаковы природные и иные условия. Также территориальные коэффициенты отражают социально-экономическую специфику территорий. Например, для федеральных образовательных учреждений, находящихся в Чукотском автономном округе, территориальный коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе, равен 4,595 (наибольшее значение), а для таких же учреждений в Республике Дагестан – 1 (наименьшее значение)[2].

На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям.

Территориальные коэффициенты могут разниться и в пределах одного субъекта РФ. Так, в Республике Коми[3] в отношении государственных учреждений здравоохранения, находящихся в республиканской столице Сыктывкаре, применяются такие коэффициенты: на оплату труда – 1,7; на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – 1. А в отношении учреждений здравоохранения, находящихся в Воркуте (территория, относящаяся к районам Крайнего Севера), значения коэффициентов выше – 2,4 и 1,25 соответственно. А вот на уровне муниципальных образований такие коэффициенты, как правило, не применяются (либо значение коэффициента просто равно 1) – в силу того, что каких-то значимых территориально обусловленных различий между учреждениями нет.

Читайте также:
Образец заполнения формы 11 (статистика) годовой за 2020 год в 2021 году

В свою очередь, отраслевые коэффициенты предназначены для учета организационно-содержательной специфики оказания услуг. К примеру, судя по таким коэффициентам, установленным для федеральных учреждений по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Гольф», подготовка по минигольфу обходится дороже, чем по простому гольфу: применяется коэффициент 1,1 (см. сноску 2 к настоящей статье). А бывает и так, что к каждому отдельному учреждению применяется индивидуальный отраслевой корректирующий коэффициент. В частности, такая ситуация сложилась в отношении государственных учреждений здравоохранения в Республике Коми (см. сноску 3).

Практика установления значений.

На официальном сайте bus.gov.ru размещены базовые нормативы затрат и корректирующие коэффициенты к ним, которые федеральные ведомства утвердили по отношению к подведомственным федеральным учреждениям. Такая публикация осуществлена на основании правил финансового обеспечения выполнения государственных заданий федеральными учреждениями[4]. (Отметим, что с формирования заданий на 2020 год и плановый период эти правила изменятся: публиковать базовые нормативы затрат и отраслевые коэффициенты нужно будет на едином портале бюджетной системы РФ.)

Федеральные нормативы и коэффициенты не являются обязательными для применения субъектами РФ и муниципальными образованиями. На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям. На практике федеральные значения нормативов и коэффициентов, конечно, могут учитываться при определении региональных и муниципальных значений, но все же те нередко отличаются от федеральных. Скажем, если федеральный базовый норматив затрат по услуге «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (с учетом всех форм, в стационарных условиях)» составляет 340,67 руб. на 1 посещение (см. сноску 2), аналогичный базовый норматив в Самарской области равен 151,05 руб. на 1 посещение[5]. Кроме того, в данном регионе применяются совсем иные корректирующие коэффициенты.

Снова сравним федеральные и региональные значения, но теперь для коэффициентов. В отношении федеральных учреждений к базовому нормативу применяется целый ряд отраслевых корректирующих коэффициентов (например, если указанную «библиотечную» услугу предоставляет учреждение, отнесенное к объектам особо ценного культурного наследия, норматив умножается на коэффициент 1,5, а если услуга рассчитана на детей и молодежь – на коэффициент 0,83). В то же самое время в Самарской области к аналогичной услуге применяется только один отраслевой коэффициент 2,5. Это происходит в том случае, когда услугу оказывает учреждение для незрячих и слабовидящих. А вот в городе Октябрьском (Республика Башкортостан) базовый норматив той же самой услуги составляет 26,83 руб. на 1 посещение, а значение корректирующих коэффициентов равно 1 (то есть фактически они не используются)[6].

Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода.

Такая большая разница между нормативами финансирования одной и той же услуги объясняется тем, что на практике их размер, как правило, рассчитывается не «от потребности», а исходя из исторически сложившейся ситуации на той или иной территории. Нередко бывает, что нормативы и корректирующие коэффициенты просто «подгоняются» под бюджетные ресурсы, имеющиеся для финансирования деятельности учреждений. Более того, распространена практика, когда установленные нормативы меняются уже в ходе выполнения учреждениями государственных или муниципальных заданий, – данная возможность даже закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах[7].

Регионы и муниципалитеты самостоятельно решают вопрос о том, в каком информационном источнике должны размещаться сведения об их собственных базовых нормативах затрат и корректирующих коэффициентах. В частности, в Новосибирской области[8] установили, что соответствующие сведения публикуются на официальных сайтах органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждений, а в Новомосковске[9] (Тульская область) информация должна размещаться на сайте городской администрации.

Но, несмотря на наличие в региональных или муниципальных нормативно-правовых актах требования об опубликовании базовых нормативов и корректирующих коэффициентов, на практике зачастую невозможно обнаружить их в открытых источниках. Автору статьи приходилось сталкиваться с ситуациями, когда значения нормативов и коэффициентов, установленные финансовыми ведомствами, остаются неизвестными даже представителям отраслевых органов, выполняющих функции и полномочия учредителей. Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода. Во многих случаях это связано с тем, что сами чиновники понимают, что нормативы посчитаны, образно говоря, «от фонаря», и поэтому просто не склонны лишний раз их афишировать.

Практика применения нормативного подхода к финансированию государственных и муниципальных услуг учреждениями нуждается в серьезном совершенствовании. Основное направление такой работы – переход к расчету нормативов «от потребности», которая определяется полными и конкретными стандартами услуг, а не от сложившегося факта (объема финансирования).

Читайте также:
КУДИР 2021 года: скачать бланк бесплатно, образец заполнения, что это такое и как заполнить

[1] Приказ Минкультуры РФ от 28.03.2019 № 357 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и кинематографии, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».

[2] Источник – официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.

[3] Приказ минздрава Республики Коми от 20.12.2018 № 2507-р «Об утверждении значений базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере здравоохранения государственными учреждениями Республики Коми на 2019 – 2021 гг.».

[4] Пункт 27 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[5] Приказ министерства культуры Самарской области от 26.12.2018 № 58 «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, отраслевых корректирующих коэффициентов, нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ учреждениями культуры, подведомственными министерству культуры Самарской области».

[6] Постановление главы администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 29.12.2017 № 5938 «О нормативных затратах на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, подведомственными отделу культуры Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан».

[7] См., например, Постановление администрации г. Воткинска от 10.10.2013 № 2282 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Воткинска».

[8] Пункт 17 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п.

[9] Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.12.2018 № 4311 «Об утверждении базового норматива затрат на оказание муниципальными бюджетными учреждениями муниципальных услуг в сфере образования на 2019 год».

Отраслевой коэффициент. А что у него есть?

Материал о том, как использовать отраслевой коэффициент при оценке компании.

1. Определение

Отраслевой коэффициент переводит в стоимость компании какие-то имеющиеся у нее специфические ресурсы, характерные для той или иной отрасли. Вычисляется он, как правило, делением стоимости компании на количество таких ресурсов. В результате у компаний одной отрасли появляется сопоставимая характеристика – оценка единицы ресурса.

Как следствие, зная, например, средний коэффициент оценки этого ресурса по отрасли, можно оценить ту или иную компанию, используя только значение этого коэффициента и количество ресурса, имеющегося у компании (перемножив одно на другое). За редким исключением все виды ресурсов компаний можно отнести к четырем группам: запасы, мощности, инфраструктура, клиентская база. Для наглядности приведем примеры отраслей:

  • Запасы: нефте- и газодобывающие компании;
  • Мощности: электрогенерирующие компании;
  • Инфраструктура: телекоммуникации, электросети;
  • Клиентская база: мобильная связь, социальные сети.

2. Экономический смысл отраслевого коэффициента

Взаимосвязь коэффициентов P/E, P/B, P/S и стоимости компании подробно изложены в предыдущих материалах УК Арсагера. По смыслу отраслевой коэффициент ближе всего к коэффициенту P/S. То есть фактически в этом коэффициенте содержится потенциал и/или стабильность прибыли компании, что, естественно, имеет прямое отношение к стоимости бизнеса и его акций. С годами и при наличии определенной практики становится понятно, какую прибыль может приносить в той или иной отрасли единица ресурса, имеющаяся в распоряжении компаний. Например, 1 кВт мощности, вырабатываемый энергокомпанией, может быть продан на рынке за определенную сумму, далее у него есть себестоимость и прочие расходы, как итог – определенная норма прибыли. Взаимосвязь со стоимостью компании можно выразить через цепочку:

Ресурс -> Выручка -> Прибыль -> Стоимость (капитализация)

Зная средние показатели выручки и прибыли с единицы ресурса, можно сократить промежуточные звенья в оценке стоимости по этому коэффициенту, что фактически и образует отраслевой коэффициент:

Ресурс -> Стоимость (капитализация)

Важной особенностью является невидимый путь от ресурса к прибыли. Надо помнить одно непременное условие при оценке любым способом и любым коэффициентом: стоимость бизнеса задается прибылью.

Если добываете нефть, то у вас есть прибыль с одного барреля, есть запасы в баррелях, и, как следствие, есть потенциал прибыли, которая может быть получена. Если производите энергию, то у вас есть прибыль с одного кВт, есть мощность в кВт, и, как следствие, есть потенциал прибыли, которая может быть получена. Также с одного км сети или м2 торговой площади или с 1 000 пользователей (в социальных сетях через рекламу).

Если компании не удается получать прибыль от своих ресурсов, то по аналогии с коэффициентом P/S ее оценивают исходя из потенциала, вытекающего из наличия этих ресурсов и, как следствие, потенциальной прибыли, которая может быть получена в других условиях, например при других собственниках и менеджерах.

3. Исковерканное использование отраслевых коэффициентов

Очень часто на практике забывают или не знают о полной цепочке конвертации ресурса в стоимость:

Ресурс -> Выручка -> Прибыль -> Стоимость (капитализация)

По мнению специалистов УК Арсагера, очень важно понимать, что в разных странах и разных условиях ведения бизнеса эксплуатация одного и того же ресурса может приносить совершенно разное значение прибыли. Например, российские нефтяные компании наверное никогда не смогут получать прибыль с одного барреля нефти такую же, как их зарубежные коллеги в силу хотя бы налогового режима (прибыль наших нефтяников после определенных значений стоимости барреля облагается очень жестко, то есть сверхприбыль у них попросту изымается). Поэтому применять оценки зарубежных нефтяных компаний по коэффициенту Р/запасы для вычисления стоимости российских нефтяных компаний просто неверно. Тем не менее, в тех или иных отраслях такие приемы часто применяются различными аналитиками и сейлзами для продажи клиентам «инвестиционных» идей. Все случаи подводных камней рассмотреть просто невозможно, самое главное, помнить полную цепочку конвертации ресурса в стоимость бизнеса, которая уже дважды приведена в этой статье!

Читайте также:
Персонифицированный учет в 2021 году: сроки сдачи, №27-ФЗ, корректировка сведений, инструкция о порядке ведения индивидуализированного учета в ПФР

4. Список смыслов, заложенных в отраслевой коэффициент

  • Денежный поток от эксплуатации ресурса и преобразование его в чистую прибыль бизнеса. Необходимо понимать все условия ведения бизнеса и нюансы, образующие математику получения прибыли с единицы ресурса.
  • Постоянство, устойчивость бизнеса на будущее, то есть сроки получения чистой прибыли для оценки стоимости бизнеса в долгосрочном периоде.
  • Эффективность использования имеющихся у бизнеса ресурсов и их потенциал. Необходимо оценивать возможности и реалистичность использования ресурсов компании хотя бы на среднеотраслевом уровне.

Выводы

  • При оценке с помощью отраслевого коэффициента необходимо четко представлять размер получаемой и потенциальной прибыли от использования ресурсов компании и соотношение этого размера со стоимостью, получаемой при помощи отраслевого коэффициента.
  • Отраслевой коэффициент нельзя выразить через соотношение ставок в отличие от коэффициентов P/E, P/B, P/S, то есть он не является абсолютным и не может быть единственным при оценке стоимости, и, как следствие, опять же необходимо понимать, какую прибыль может приносить ресурс компании.
  • Использование отраслевого коэффициента одних компаний для оценки других возможно только при аналогичных условиях ведения бизнеса или потенциальной возможности получения схожей эффективности от использования ресурса.

P.S.

Это было в середине 2000-х, а до окончания реформы РАО ЕЭС было еще несколько лет. Одним из этапов нашего тура по крупнейшим инвестдомам был Ренессанс Капитал. Сейлз Илья знакомил нас с профильными (отраслевыми) аналитиками, каждый из которых нахваливал акции именно своей отрасли. Илья особенно отмечал то, что в их компании работают несколько «звезд» – аналитиков европейского уровня, так называемых миллионников (годовой доход, который им причитался, превышал миллион долларов). Пришла и «звезда» по электроэнергетике, этот аналитик принял нас за очередных капиталоемких клиентов и начал продавать нам идею инвестиций в акции этой отрасли. Будучи иностранцем, он довольно сносно говорил по-русски, но порой в разговор вмешивался Илья и помогал переводом в сложных моментах.

Спустя десять минут его хорошо отработанного сейлзтока мы стали понимать, что основной (а точнее единственный) аргумент, побуждающий покупать акции электроэнергетики, – это очень низкое значение коэффициента Р/УМ = стоимость компании, деленная на установленные мощности, то есть сколько через капитализацию акций компании стоит 1 кВт установленной мощности. Далее эти российские коэффициенты сравнивались с зарубежными и, естественно, они оказывались в разы ниже. Из чего делался вывод, что наши акции страшно недооценены и их срочно нужно покупать в расчете на кратный рост. Надо отдать должное, к этому моменту часть акций российских энергетических компаний здорово подросла, но по сравнению с зарубежными аналогами их коэффициенты выглядели все равно достаточно низкими.

К этому моменту мы очень хорошо разбирались в экономике электроэнергетических компаний и серьезного потенциала для прибыли у этих компаний не видели. Самый главный коэффициент Р/Е, в текущий период и по прогнозам в будущем, мягко говоря, был неинтересен. Мы вступили в полемику с этой «звездой». Основным аргументом, который мы использовали в споре, был тезис о том, что любое акционерное общество должно приносить прибыль его акционерам и именно она задает стоимость компании.

Что толку от наличия мощности, которая не может и не сможет в будущем в условиях нашей страны (себестоимость, изношенность оборудования, налоговый режим, регулируемые тарифы и пр.) приносить прибыль на 1 кВт вырабатываемой энергии, равную прибыли, которую приносит 1 кВт энергии за рубежом?

После ряда таких четких вопросов «аналитик-звезда» понял, что перед ним какие-то непростые клиенты. Он взял себе в помощь языковой барьер, но все же мы дотошно объяснили ему смысл инвестирования в акции. Поняв, что низкими коэффициентами Р/УМ нас не затянешь (а других аргументов у него просто не было), он широко улыбнулся и спросил: «То есть вы пропустили весь рост, который уже состоялся в этих акциях?» Мы ответили: «Да, пропустили, но мы не зарабатываем деньги, играя на чужой рефлексии, последние покупатели получат большие убытки от таких инвестиций! … Безусловно, это будете не Вы…». Он еще раз улыбнулся и удалился, сославшись на нехватку времени.

Впоследствии мы часто встречали у различных компаний и управляющих инвестиционные идеи в электроэнергетике, основанные исключительно на низкой стоимости Р/УМ. Рефлексивный процесс продолжался достаточно долго, но итог всем хорошо известен: акции энергетических компаний потеряли в среднем 75% своей стоимости.

    Дата публикации: 10.10.2013 Короткая ссылка: arsagera.ru/

«Призы любознательным» — это акция, участие в которой даст Вам возможность, ответив всего на 3 вопроса к тексту статьи, стать владельцем паев фондов под управлением нашей компании на 1 000 рублей (подробнее).

По данной статье акция уже завершена. С актуальной статьей акции Вы можете ознакомиться на главной странице.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: алгоритм расчета в 2021 году

эксперт‑практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Читайте также:
Анализ издержек обращения предприятия в 2021 году

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Если ваша организация ведет деятельность, которая негативно влияет на окружающую среду, пройдите обучение по курсам

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Как применять индекс-дефлятор в закупках: изменения на 2021 год

Индекс-дефлятор — это показатель, который применяют к сметной стоимости работ в текущих или базисных ценах. Его используют для прогнозирования инфляции и влияния таких ожиданий на стоимость контракта.

Скачать проект приказа Минэкономразвития об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год

Что ожидается в 2021 году

Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.

В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:

  • НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
  • УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
  • торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).

Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год.

Что понимается под дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.

Используйте бесплатно готовое решение от экспертов КонсультантПлюс, чтобы узнать текущее значение дефляторов или разобраться, как правильно их использовать.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Как рассчитать

Чтобы рассчитать коэффициент-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития, используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.

Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100%.

В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

— фактический показатель стоимости произведенных товаров, работ, услуг в отчетном периоде;

— стоимостное выражение реализованных товаров, работ, услуг в отчетном периоде по стоимости базисного периода.

Результат расчетов позволяет проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода по сравнению с базисными ценами по аналогичным категориям товаров, реализованных в отчетном периоде. Коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, определяют уровень инфляции. Если расчетное значение больше 1 (или больше 100%, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Каковы прогнозные значения

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

Отрасли 2021 2022 2023 2024
Добыча полезных ископаемых 103,1 103,8 104,1 104,2
Добыча нефти и газа 102,7 103,5 103,7 103,9
Обрабатывающие производства 103,3 104,1 104,2 104,3
Промышленность 103,4 104,0 104,1 104,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 104,0 104,0 104,0 104,0
Водоснабжение и водоотведение 104,0 104,0 104,0 104,0
Строительство 104,1 105,1 104,3 104,4
Сельское хозяйство 103,1 103,9 103,9 104,2
Транспорт 104,1 104,0 104,0 104,0
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 103,7 103,7 103,8 103,8
Оборот розничной торговли 103,5 104,3 103,9 104,0
Платные услуги населению 104,2 103,9 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

30 сентября 2020 года Минэкономразвития опубликовало прогноз социального развития до 2024 года. Специалисты определили уровень экономического роста и инфляции:

По расчетам индекс потребительских цен Минэкономразвития на 2021 год составит:

Как используют в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:

  • индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
  • индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).

Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Как используют в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.

Как применяют в гособоронзаказе

Индекс используется и при выполнении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты из приказа №190 от 01.04.2020.

Ключевыми аспектами использования индекса в области выполнения гособоронзаказов выступают:

  1. Определение прогнозной и фактической контрактной цены при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной стоимости и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, в том числе товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на такой госзаказ определяется по ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 22 для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: