От «налога на Google» можно будет уклониться

“Налог на Google” в 2022 году

Налог на добавленную стоимость на электронные виды услуг в России был назван как «Налог на Google». Другими словами, это налог, который обязаны платить иностранные компании на территории Российской Федерации при оказании услуг в сфере ИТ. Данная тема является относительно новой на территории РФ, поэтому для ее освещения необходимо углубиться в понятия ИТ бизнеса. В данной статье разберем налог на Google в 2022 году: кто платит этот налог, сумма налога, а также что будет с теми, кто его не заплатит и какие изменения с 2022 году.

Что такое «Налог на Google»

Не так давно в России появился налог, который огромными темпами пополняет бюджет государства. Это налог на добавленную стоимость, который облагает сферу информационных технологий. Налог облагает ту деятельность, которую ведут в интернете, услуги, которые оказываются потребителю в электронном виде. То есть, другими словами, любая услуга, оказанная пользователю в интернете, теперь подлежит обложению налогами.

Причина появления

Такой термин как «Налог на Google» был введен в обиход в 2017 году с принятием соответствующего закона. До этого момента НДС в бюджет обязан был уплачивать только отечественный интернет разработчик, а компании, которые имели иностранную регистрацию и льготы на ведение своей деятельности на территории Российской Федерации. Но с развитием отрасли и появлением лазеек в законодательстве Российский предприниматель начал практиковать регистрацию своей деятельности в других государствах, таким образом увиливая от уплаты налогов. Таким образом появилась необходимость бороться с недобросовестными компаниями так как бюджет РФ стал недополучать круглую сумму. Такое игнорирование законов и привело к вводу уравнения отечественных и зарубежных компаний. И не зря ведь такое нововведение привело к регулярным пополнениям бюджета за счет развития деятельности ИТ компаний и предоставления информационных услуг на территории государства.

Интересно, что данный путь пополнения казны уже давно используется европейскими странами, ведь на современный информационный рынок приходится огромная доля средств, которая вкладывается в развитие инфо сферы, что и ведет к заработку государств в сфере деятельности интернет бизнеса.

Список налогооблагаемых услуг

Перечень услуг, которые должны облагаться «Налогом на Google» по закону очень велик, ведь в современном мире огромная часть жизни человека проходит в интернете. И современный пользователь, который знаком с интернетом, делает выбор в сторону оптимального и современного контента. Полный перечень услуг указан в ст. 174.2 НК РФ, а для примерного ознакомления предоставим краткий их перечень:

  • обеспечение деятельности торговых площадок. То есть покупка и продажа товаров через интернет;
  • создание, контроль деятельности, администрирование сайтов. То есть вся деятельность, связанная с функционированием интернет-сайтов облагается НДС;
  • вся мультимедийная деятельность, права пользование, предоставление доступов к пользованию контента;
  • покупка и продажа прав на использование авторского права;
  • использование оригиналов книг и аудио книг, графических изображения и т. д.;
  • имущественные права;
  • рекламные услуги;
  • использование базы данных;
  • публикации, рекламы в социальных сетях.

Кто должен платить налог

Плательщиками данного налога являются иностранные компании, которые с 2017 года отчисляют средства в бюджет РФ. Любая иностранная компания, которая выходит на российский рынок со своим контентом, а именно, продажей, созданием программ, любых информационных услуг, мультимедийных продуктов и т.д. должна зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе и перечислять 18% с полученной прибыли от продаж на российском рынке, сдавать отчетность в электронном виде. Если потребителем информационных услуг являются физические лица, то зарубежная компания самостоятельно выполняет вышеперечисленные действия и осуществляет уплату НДС в бюджет государства. Но есть исключение, в случае, если услуги от зарубежной компании получают юридические лица и индивидуальные предприниматели, то они могут сделать все за «иностранца». То есть отечественный потребитель может выступать посредником и быть в такой ситуации налоговым агентом, перечисляя «Налог на Google» самостоятельно, за зарубежного продавца услуг. А именно, удерживать налог с зарубежной компании, перечисляя его в бюджет самостоятельно, а далее, согласно законодательству, претендовать на его возмещение.

Последствия введенного налога

Естественно введение данного налога имело больше положительных сторон, так как имеет под собой идею аналогичного ведение деятельности в информационной сфере, что и подтверждается наличием такого налога в других развитых странах. Итак, перейдем непосредственно к преимуществам:

  • Первым из них естественно, как уже говорилось выше, является пополнение бюджета государства. В 2017 году более 10 миллиардов рублей, в 2022 году более 12 миллиардов;
  • Следующим, не менее важным преимуществом является продвижение отечественного производителя информационных услуг;

Негативным же последствием введения налога является рост цены для потребителя конечного продукта, за счет “накрутки” производителем стоимости налога на информационные услуги. Что может в будущем привести к уменьшению спроса на информационный контент, а также приостановки развития ИТ сферы в общем.

Налог на Google в 2022 году

С начала 2022 года, был принят закон, который расширил действие НДС для иностранных производителей информационного контента. В новой редакции закон гласит о том, что зарубежная компания, которая осуществляет свою информационную деятельность на территории РФ, оказывая услуги как физическим лицам, так и юридическим лицам обязана регистрироваться в ФНС самостоятельно и перечислять НДС равный теперь 20%.

Данный закон вступил в силу и должен быть исполнен всеми иностранными компаниями, не зависимо от их размера, длительности работы на территории России и характера предоставления услуг, во избежание начисления штрафов и в дальнейшем пени.
На данный момент в ФНС зарегистрированы 280 иностранных компаний, которые предоставляют информационные услуги разного характера, осуществляя свою деятельность на территории Российской Федерации. По предоставленной статистике, выявлено определенное количество компаний, которые приостановили свою интернет деятельность на территории РФ из-за налоговых нововведений.

Читайте также:
ФСС рассказал об ошибках медиков при оформлении больничных листов

Требования к зарубежным компаниям

С января 2022 года возросли и непосредственные требования к самой компании и ее деятельности, а именно:

  • Ведение личного кабинета при электронной регистрации в ФНС;
  • Сдача регулярной ежеквартальной отчетности по уплате налога. Данный пункт является одним из самых сложных для иностранных компаний, так как ведение налоговой документации должно быть на русском языке, что само по себе является проблематичным;
  • Необходимость открыть расчетный счет в банке России, для корректного перечисления денежных средств в бюджет, так как возможен ряд нюансов, по правильности проведения платежа со счетов международных банков. Этого можно не делать, но стоит ли рисковать;
  • Повышение лояльности к Российскому клиенту, так как увеличение стоимости услуг зарубежной фирмы, может привести к потере большого количества потребителя;
  • Взаимовыгодное сотрудничество. То есть в случае, если Российский потребитель идет навстречу зарубежной компании, оказывает помощь в регистрации, ведении кабинета, заполнении декларации, другими словами забирает часть нагрузки по налоговому производству. То иностранный продавец услуг может, но не обязан, пойти навстречу российскому предпринимателю, в ряде других острых вопросов.

Штрафы за несоблюдение законодательства

В этом пункте разберем за какие провинности зарубежных компаний предусмотрены штрафы. Стоит заметить, что при невыполнении условий осуществления налоговой деятельности предусмотрены не только штрафы, но и возможны заморозки счетов компании. Итак, последствия влекут за собой такие действия компаний:

  • Неуплата либо не корректная уплата «Налога на Google»;
  • Не правильно высчитанная налоговая база для НДС;
  • Оказание услуг на территории РФ без постановки на учет;
  • Некорректное или неточное заполнение декларации.

«Налог на Google»–2019: быть ли вычету?

С 2019 года платить НДС при покупке российской компанией электронных услуг у инофирмы (в простонародье – «налог на Google») предписано последней. Удастся ли теперь нашим организациям вычесть этот налог? И не поставит ли недобросовестный зарубежный партнер отечественную компанию под удар?

Итак, иностранная компания оказывает российской организации услуги через Интернет. Например, услуги хостинга либо рекламные услуги, предоставляет доменные имена, права на использование программ или баз данных и т. д. Полный перечень таких услуг можно найти в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ, причем местом их реализации должна быть территория нашей страны. В подобной ситуации у российских фирм проблем обычно не возникало. Они как налоговые агенты удерживали НДС у зарубежного партнера, а после уплаты этой суммы в бюджет сразу могли ее вычесть (ст. 171 и 172 НК РФ, письма Минфина России от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 и от 13.01.2011 № 03-07-08/06). Правда, не ранее принятия электронных услуг к учету – это финансовое ведомство подчеркнуло в письме от 15.08.2017 № 03-07-08/52318.

Для иностранной же компании вообще все было проще простого. Она оказывала услуги и получала от российского партнера очищенную от НДС сумму. И все. Ни вставать на учет в России, ни чего-либо другого от нее не требовалось.

Налоговые агенты: было, но прошло

С 2019 же года все становится иначе. Причина в Федеральном законе от 27.11.2017 № 335-ФЗ, внесшем поправки в НК РФ, в том числе в статью 174.2. Теперь в описанной ситуации «банковать» доверено инофирме. То есть сперва ей нужно встать на налоговый учет в нашей стране, затем исчислить и уплатить в российский бюджет «налог на Google», а также подать НДС-декларацию по спецформе (утв. приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@). Правда, откровением для инофирм этот механизм не является – придерживаться его до 2019 года требовалось тем из них, кто оказывал в России электронные услуги напрямую физлицам (не ИП).

Что же касается российской компании – покупателя, то перед ней теперь встает ряд вопросов. Один из главных – как в такой ситуации получить НДС-вычет? Для этого потребуются бумаги, оговоренные в новом пункте 2.1 статьи 171 НК РФ:

  • договор и (или) расчетный документ с выделенным налогом, указанием ИНН и КПП инофирмы (эти данные должны быть на сайте ФНС России: www.nalog.ru);
  • документы на перечисление оплаты контрагенту, в которых значится НДС.

Счет-фактура в такой ситуации для вычета не нужен. Сами инофирмы права на вычет НДС не имеют и составлять этот документ на свои услуги не должны. Как и вести книги покупок, продаж, а также журналы учета счетов-фактур (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).

Важно, что исчислять налог зарубежному продавцу придется по возросшей ставке – 16,67 процента (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Разберем порядок действий сторон до 1 января 2019 года и после этой даты.

Но это идеальный сюжет. Если же зарубежный партнер не захочет взваливать на себя новые обязанности, сценарий 2019 года будет иным. Причем для российского покупателя – однозначно негативным. Масштаб бедствия мы оценим чуть позже.

От инофирм хотят не так уж и мало

Из-за повышения ставки НДС выручка инофирм уменьшится. И очевидно, что многие из них захотят компенсировать это повышением стоимости своих услуг. Кто-то заложит в цену и издержки на выполнение новых законодательных требований. Ведь определенные усилия зарубежным компаниям, безусловно, приложить придется.

Читайте также:
За авиаперелеты придется заплатить налог

Во-первых, потребуется встать на учет в РФ. Для этого инофирме надо подать заявление не позднее 15 февраля 2019 года (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Действовать следует через сервис «НДС – офис интернет-компаний» на сайте ФНС России, который доступен в том числе на английском языке. Нужно иметь в виду, что постановка на учет производится по правилам пункта 4.6 статьи 83 Кодекса независимо от вида оказываемых электронных услуг (письмо Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-05/65680).

Кстати, за нарушение срока подачи упомянутого заявления инофирму оштрафуют на 10 000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ, письмо ФНС России от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19095).

После постановки на учет инофирме будет доступен личный кабинет, с помощью которого она сможет представлять НДС-декларации, обмениваться документами и письмами с фискалами. А если в какой-то период использовать личный кабинет не получится? Тогда придется вести отправку по ТКС через оператора ЭДО (п. 8 ст. 174.2 НК РФ) – не самая радужная перспектива для многих зарубежных юрлиц.

Во-вторых, потребуется вовремя (поквартально) сдавать декларацию, о которой мы уже говорили. Для некоторых эта задача будет не так уж проста. Хотя бы потому, что форма данного отчета и порядок его заполнения – только на русском. Да и не столь он легок. На скорую руку вряд ли подготовишь. Как результат – вероятные финансовые и временные затраты на «возню» с этой отчетностью.

Кстати, налоговая служба не против направления такой декларации российским представительством зарубежной компании (письмо от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@).

Отметим, что на «камералку» этого отчета контролерам отведено аж шесть месяцев со дня его представления. В период такой ревизии у инофирмы могут затребовать ряд документов (сведений). Например, об оказываемых услугах (письмо Минфина России от 02.07.2018 № 03-07-08/45522). И еще – если зарубежная компания просрочит сдачу декларации больше чем на шесть месяцев, налоговики вправе снять ее с учета (подп. 4 п. 5.5 ст. 84 НК РФ).

В-третьих, надо будет перечислять «налог на Google» в российский бюджет. Тут важно не ошибиться с реквизитами для уплаты НДС и верно заполнить платежку. В помощь инофирме – письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@ и от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@. Причем ей, возможно, придется открыть расчетный счет в российском банке. Конечно, со слов некоторых высокопоставленных фискалов, так можно не поступать, а уплачивать НДС (в рублях!) со своего счета в банке за рубежом. Но насколько это удобно и всегда ли выполнимо на практике – большой вопрос.

Всем ли допнагрузка придется по душе?

Наверняка какие-то зарубежные компании не захотят всего этого «счастья» и проигнорируют данные требования. Что не позволит их российским клиентам принять к вычету НДС по причине отсутствия документов из пункта 2.1 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Ведь в них кроме выделенного налога должны также значиться ИНН и КПП инофирмы, которые появятся лишь после ее постановки на учет.

Конечно, с солидными компаниями (радеющими за имя и репутацию) подобные проблемы вряд ли возникнут. Как и с любыми зарубежными организациями, дорожащими российским сегментом рынка. Ведь понятно, что повышение цены на услуги, да еще и вкупе с невозможностью вычесть НДС, отпугнет не только многих имеющихся, но и потенциальных клиентов. Поэтому такие инофирмы будут максимально лояльны к нашим компаниям.

Не должно возникнуть сложностей и с зарубежными партнерами, уже вставшими на учет в РФ в связи с оказанием электронных услуг физлицам.

А если российской организации важно сотрудничать именно с конкретной инофирмой, например, если та оказывает уникальные (трудно заменимые) услуги? При этом зарубежный партнер за клиента особо не держится, совершенно не желая выполнять свалившиеся на него новые обязанности – вставать на учет в РФ и т. д.

Попробуем понять, реально ли сподвигнуть такого проблемного контрагента на добросовестность. И грозит ли нашей организации что-то, кроме потери НДС-вычета, если достучаться до партнера все же не удастся.

В борьбе за вычет: воздействуем на инофирму

Каких-либо действенных рычагов влияния на такие организации у отечественных налоговиков, увы, практически нет. А раз так, то и «припугнуть» зарубежного контрагента особо нечем.

Предположим, что инофирма никоим образом с нашей страной не связана. У нее здесь нет ни имущества, ни счета в банке. Ничего. Значит, взыскать налог (штраф, пени) инспекторам будет просто не с чего. «Дотянуться» же до фирмы, находящейся под юрисдикцией суверенного государства, весьма проблематично. Конечно, есть Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой наша страна не так давно присоединилась (см. письмо ФНС России от 22.12.2015 № ОА-4-17/22482@). Однако пока такая подмога сводится по большей части лишь к обмену странами теми или иными фискальными либо финансовыми сведениями. В этой части дело идет неплохо. Взять хотя бы объемный Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ, благодаря которому в НК РФ недавно появились правила международного обмена финансовой информацией в налоговых целях. Да, Россия потихоньку приводит национальное законодательство к положениям Конвенции. Но вот что касается помощи во взыскании налоговых долгов с инофирм и принятии обеспечительных мер к провинившимся лицам, то тут пока пробуксовка. А без должной нормативной базы и четкого механизма взаимодействия каких-то практических шагов особо не сделаешь.

Читайте также:
ГД приняла законопроект о рассрочке уплаты доначисленных налоговых сумм

С 2019 года платить НДС должны иностранные организации, оказывающие электронные услуги. Заставить иностранцев, торгующих в России, встать на учет в ИФНС, представляется весьма проблематичным. И как будет исполнено на практике требование пункта 4.6 статьи 83 Налогового кодекса РФ, непонятно. Но предположить можно.

Правда, здесь есть нюанс: если иностранная компания уклонится от уплаты российских налогов в крупном либо особо крупном размере, ее руководству грозит «уголовка» по статье 199 УК РФ. Согласны с этим и высшие арбитры (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64). Часть 3 статьи 12 упомянутого Кодекса позволяет привлекать должностных лиц инофирм к ответственности. А это уже, как говорится, совсем другой коленкор.

Как же российской компании убедить зарубежного контрагента выполнять новые обязанности? Самый действенный способ – взять на себя часть его нагрузки. Например, заполнять за партнера спецдекларации и платежки, помогать при взаимодействии с нашими налоговиками. Если инофирма осознает, что большую часть ее «головной боли» российский потребитель возьмет на себя, то, вполне вероятно, пойдет ему навстречу.

Может сработать и такой аргумент: а вдруг «вредному» продавцу в будущем придется-таки стать добросовестным? Например, из-за появления «жирных» российских клиентов. Или открытия бизнеса в нашей стране. Вот тогда-то с него взыщут все по полной программе: и налог, и пени, и штрафы. Мало того, отечественные фискалы наверняка возьмут неблагонадежную компанию «на карандаш» со всеми вытекающими: дотошные проверки, придирки, всевозможные запросы. В общем, повышенное внимание контролеров гарантировано. Так что последствия инофирму ждут весьма плачевные. Пословица про колодец, из которого, возможно, пригодится воды напиться, тут подойдет как нельзя кстати. Дальновидный партнер к русской народной мудрости наверняка прислушается.

Уплатил налог за партнера – вычет не спас

А вот добровольно возложить на себя роль налогового агента – не выход. Дело в том, что некоторые российские компании, дабы оградить несговорчивого зарубежного партнера от новых требований, планировали действовать в 2019 году по старинке. То есть удерживать НДС из доходов иностранного поставщика, а затем перечислять его в наш бюджет. Однако чиновники поспешили такие отечественные компании разочаровать, выступив против вычета налога в данной ситуации (письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139). К слову, инофирму подобная «помощь» партнера тоже вряд ли освободит от ее новых обязанностей. Ведь требования закона подменять нельзя.

Финансисты подчеркивают: при приобретении с нового года у инофирм электронных услуг обязанностей налогового агента у российских компаний (ИП) в любом случае не возникает. Встал зарубежный партнер на налоговый учет в РФ или нет, значения не имеет (письма от 06.11.2018 № 03-07-08/79626, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624).

Кроме потери вычета волноваться не о чем!

А теперь хорошая новость: груз ответственности перед бюджетом за нерадивого зарубежного партнера на плечи российских компаний не ляжет. Ведь с 1 января 2019 года именно инофирмы, оказывающие электронные услуги в РФ, должны исчислять «налог на Google». А значит, если такая зарубежная фирма не встанет на учет в нашей стране, ответственность за неуплату НДС будет нести именно она (см. письма Минфина России от 06.11.2018 № 03-07-08/79626 и от 24.10.2018 № 03-07-08/76139).

Как уже отмечалось, наша организация не будет признаваться налоговым агентом ни при каких обстоятельствах. А значит, с нее и взятки гладки.

Поэтому – да, отечественный заказчик услуг может лишиться НДС-вычета. Но и только! Ничего другого в данном случае ему не грозит.

Все хорошо, но НДС в итоге не уплачен: прощай, вычет?

Представим теперь такую ситуацию. Иностранный партнер встал на учет в РФ, и российский покупатель вычел НДС на основании документов из пункта 2.1 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Но впоследствии контрагент перечислил налог с опозданием либо не заплатил вовсе. Может ли покупателю это «выйти боком»? А именно – зависит ли его право на вычет от факта уплаты НДС зарубежным партнером?

На наш взгляд, не зависит. Ведь нормы главного налогового документа право на вычет у покупателя с тем, уплатил ли НДС продавец, напрямую не увязывают. Так же считают и высшие арбитры, отмечая: в данной ситуации негативных последствий для покупателя, проявившего должную осмотрительность при выборе партнера, быть не должно. Конечно, если сделка реально исполнена (п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017). Отрадно, что эту позицию служителей Фемиды берет за основу и ФНС России (письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@).

Поддерживают покупателей и большинство федеральных судей. Они подчеркивают: сама по себе неуплата налога в бюджет продавцом не говорит о недобросовестности его партнера. Основанием для отказа в вычете это не является (постановления АС Северо-Кавказского округа от 22.06.2016 № Ф08-3761/2016 и от 08.06.2015 № Ф08-3267/2015, АС Западно-Сибирского округа от 01.03.2017 № Ф04-7177/2017 и др.).

Однако если судьи уличат покупателя в недобросовестности, в вычете НДС ему откажут. Например, при выявлении фиктивной сделки в целях получения вычета налога потребителем, когда поставщик изначально и не планировал его перечислять в бюджет (Постановление АС Уральского округа от 23.05.2018 № Ф09-2880/18). Кроме того, неуплата НДС партнером может сыграть против покупателя как аргумент в дополнение к каким-то другим погрешностям последнего (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.02.2016 № Ф04-28941/2015).

Читайте также:
Госдума получила законопроект о прогрессивной НДФЛ-ной шкале

Нюансы переходного периода

Итак, с 2019 года иностранные компании исчисляют «налог на Google» вне зависимости от того, кому именно они оказывают электронные услуги на территории нашей страны. Кроме того, для них возрастает и ставка данного платежа – с 15,25 до 16,67 процента. При переходе на эти новшества следует иметь в виду некоторые особенности. Причем не только инофирмам, но и отечественным организациям. О таких нюансах ФНС России поведала в пункте 2.2 письма от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@.

Если инофирма оказывает услуги и получает оплату в 2019 году, то вопросов никаких: она исчисляет НДС по ставке 16,67 процента. Однако есть и еще одна ситуация, когда такая обязанность ляжет на нее, – если услуги, оказанные ею в 2018 году, оплачены только в 2019-м. Причем в этом случае чиновники предписывают зарубежной компании брать прежнюю ставку налога – 15,25 процента.

То есть для инофирмы первичен именно момент оплаты. Если деньги придут в 2019 году, налоговые обязанности лягут на нее. От момента же оказания услуг зависит, какую именно ставку применять – новую или старую.

Определяющим момент оплаты будет и для российской компании. Так, если перечисление состоялось до 2019 года, ей в любом случае быть налоговым агентом. Даже если услуги партнер окажет уже в новом году. Но тут важно, что и вычет НДС отечественная компания сможет тогда заявить лишь в 2019-м. То есть только после принятия услуг к учету согласно бухгалтерским правилам (письма Минфина России от 20.03.2018 № 03-07-08/17279 и от 15.08.2017 № 03-07-08/52318, Решение ВАС РФ от 12.09.2013 № 10992/13).

Дело в том, что положения главного налогового документа, дающие предприятиям право на НДС-вычет по авансам, на налоговых агентов – покупателей не распространяются.

Что в сухом остатке?

Ну что ж, резюмируем. «Налогом на Google» с 2019 года «заведуют» иностранные поставщики услуг. Роль налоговых агентов российским компаниям больше исполнять не придется, а значит, и работы у них поубавится. Для вычета НДС отечественным фирмам понадобятся документы, перечисленные в новом п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Причем за вычет иногда придется побороться. Зато помимо этого каких-то других проблем у наших компаний возникнуть не должно.

Ну и не забудем про «переходный» нюанс: аванс в 2018-м, услуги – в 2019-м. Налоговый агент с отсроченным вычетом.

Андрей Веселов, кандидат экономических наук, аудитор

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Определение «электронной услуги» для целей «налога на Google»

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].

В первую очередь, речь идет в этом случае идет об услугах по предоставлению контента (музыка, видео, электронные книги, игры и т. д.) и (или) права доступа к программам (базам данных, онлайн-играм, социальным сетям и др.). При этом п. 1 ст. 174.2 НК РФ содержит закрытый, на первый взгляд, перечень услуг в электронной форме:

  1. предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
  2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
  14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
Читайте также:
Повышение НДС приведет к росту цен на полеты через Москву

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:

  1. Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  2. Электронные услуги оказываются автоматизированно;
  3. Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте.

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

  1. Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
  2. Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
  3. Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.)[4].

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

  • является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
  • является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.

[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

[2] «В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье – сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».

[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

Налог на Гугл:
что нужно знать
и как подготовиться

1. Что изменилось?

С 1 января 2017 года в России вводится так называемый «налог на Google»: 3 июля 2016 г. принят Федеральный закон N 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2. В чем суть?

Иностранные компании, которые оказывают услуги в электронной форме покупателям в России, будут обязаны уплачивать НДС. Под «электронными услугами» законодатель понимает оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

3. Какая ставка?

Со всех сумм, полученных иностранными компаниями от оказания электронных услуг физическим лицам на территории России, они должны будут уплачивать 15,25% в виде НДС.

4. Кто платит?

Налог будет уплачивать та организация, которая непосредственно оказывает услугу покупателю. Это может быть как сама иностранная компания, так и российские организации, или индивидуальные предприниматели, которые действуют как посредники.

Читайте также:
Налоговикам будут предоставлять всю информацию о банкоматах и терминалах

5. Как платить?

Уже сейчас на сайте ФНС открыт форум, где можно обсудить вопросы по новому налогу. Российским компаниям сейчас важно понять, считаются ли они налоговыми агентами, если да – подготовиться к уплате этого налога с нового года.

Для уплаты «налога на Гугл» иностранные компании должны будут встать на учёт в налоговой службе. Федеральная налоговая служба разработала сервис «НДС офис интернет-компании», с помощью которого зарубежные ИТ-компании смогут платить «налог на Google». Сервис начнёт работу 1 января 2017 года — с даты вступления закона в силу.

6. Какие услуги станут объектом налогообложения?

  • предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • рекламные услуги в Интернете, в том числе с использованием программ для ЭВМ и баз данных, функционирующих в сети, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети;
  • услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети;
  • оказание через Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и других возможностей с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • и т. д.

7. Какие услуги не входят в этот список?

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования глобальной сети;
  • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте;
  • оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

8. Чем могут помочь налоговые консультанты МКПЦ российским компаниям?

Мы поможем в разработке стратегии управления налоговыми рисками тем компаниям, деятельность которых затронута новыми правилами.

  • экспертиза условий сделки (договоров) как по действующим контрактам, так и по планируемым сделкам для определения:
    • являются или нет поименованные в них услуги услугами в электронной форме, какие формулировки помогут избежать претензий контролирующих органов;
    • как воспользоваться льготами, установленными НК РФ;
    • является ли российская организация или ИП налоговым агентом.
  • квалификация места оказания услуг для физических лиц, покупателей электронных услуг;
  • консультации по вопросам:
    • механизма налогообложения электронных услуг, когда плательщиком налога выступает иностранная компания;
    • механизма налогообложения электронных услуг, когда плательщиком налога является налоговый агент – российская организация или ИП;
    • порядка налогового администрирования уплаты НДС с доходов от электронных услуг.

Поддержка машиночитаемых форм регламентированной отчетности в “1С:Предприятии”

  • Подготовка налоговых деклараций в виде машиночитаемых бланков в программах фирмы “1С”
  • Технология машиночитаемых форм отчетности
  • Необходимо специализированное программное обеспечение
  • Тем, кто представляет отчетность по каналам связи

Примечание:
* PDF417 – двумерный штрихкод, поддерживающий кодирование до 2 710 знаков. PDF417 был разработан и введен в 1991 г. Symbol Technologies. PDF происходит от сокращения англ. Portable Data File (русск. Переносимый Файл Данных). В настоящее время PDF417 широко применяется в идентификации личности, учете товаров и других областях. Формат PDF417 открыт для общего использования.
** Также хотим подчеркнуть, что представление отчетности на машиночитаемых бланках с двумерными штрихкодами является делом сугубо добровольным и не отменяет иных существующих способов представления отчетности. Налоговые органы не вправе отказать в приеме деклараций, на которых отсутствует упомянутый штрихкод.

Технология машиночитаемых форм налоговой отчетности является сочетанием двух технологий автоматизированной обработки “бумажных” форм отчетности:

  • технологии двухмерного штрихкодирования данных налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием штрихкода стандарта Aztec
  • технологии машинно-ориентированных форм налоговой отчетности.

Новая технология органично сочетает достоинства двух перечисленных выше технологий.

Коротко суть данной технологии заключается в следующем.

После заполнения налоговой декларации (или другой формы отчетности, для которой предусмотрена возможность выгрузки в электроном виде в формате, утвержденном ФНС России), данные декларации выгружаются в электронном виде и передаются для обработки специальной программе – унифицированному модулю печати.

Получив файл, содержащий данные налоговой декларации, унифицированный модуль печати “разбирает” значения показателей декларации и помещает их в шаблон, содержащий изображение соответствующей налоговой декларации (или другой формы отчетности).

Результатом работы модуля печати является изображение готовая формы декларации, которая оформлена в виде машиночитаемого бланка, на который, в свою очередь, в виде двухмерного штрихкода стандарта PDF417 нанесены также данные декларации, которые были переданы модулю печати в электронном виде. Пример формы приведен на рисунке.

Полученная в результате работы модуля печати заполненная машиночитаемая форма декларации может быть распечатана на любом принтере.

Декларация, сформированная подобным образом, представляется в налоговый орган.

Декларация в виде машиночитаемых бланков может быть обработана машинным способом непосредственно в налоговой инспекции – при наличии соответствующего оборудования, или передана для обработки в Центр обработки данных (ЦОД).

В процессе машинного чтения декларации предполагается, что будет одновременно сканироваться и расшифровываться двухмерный штрихкод, содержащий данные декларации, и распознаваться печатная форма. Результаты чтения и распознавания будут автоматически сравниваться. Совпадение результатов двух способов машинного чтения будет считаться признаком отсутствия ошибок.

Далее данные декларации в электронном виде уже будут обрабатываться по существующей технологии и принятым в налоговых органах регламентам.

Читайте также:
Минфин предлагает отменить НДС на золото

Очевидно, что подобный способ обработки форм отчетности гораздо эффективнее не только ручного ввода, но и чтения данных, представленных прежней по технологии двухмерного штрихкодирования – с использованием двухмерного штрихкода Aztec.

Следует отметить и такую особенность технологии машиночитаемых бланков. Штрихкод, содержащий данные конкретного листа декларации, не “размазан” случайным образом по всем листам, а носится на конкретный лист – тот самый, данные которого зашифрованы в штрихкоде. Очевидно, что в этом случае возможно частичное автоматическое чтение даже тех декларации, которые имеют листы с поврежденным и нечитаемым штрихкодом.

Кроме того, подобная декларация при необходимости может быть обработана и вручную – традиционным вводом данных с бумажного бланка.

Подготовка налоговых деклараций в виде машиночитаемых бланков в программах фирмы “1С”

Подготовка налоговых деклараций в виде машиночитаемых бланков возможна только при использовании специально разработанного программного обеспечения, в частности, экономических программ фирмы “1С”.

Поддержка технологии машиночитаемых бланков включена в программные продукты фирмы “1С”:

  • в комплекты форм регламентированной отчетности для 1С:Предприятия 7.7 – начиная с обновления 07q3001 за 3 квартал 2007 года;
  • в конфигурацию “Бухгалтерия предприятия”, редакция 1.5, – начиная с релиза 1.5.19;
  • в конфигурацию “Бухгалтерия предприятия”, редакция 1.6
  • в конфигурацию “Управление производственным предприятием”, редакция 1.2 – начиная с релиза 1.2.10.

Порядок подготовки налоговых деклараций в виде машиночитаемых форм в “1С:Предприятии 8” описан здесь.

Порядок подготовки налоговых деклараций в виде машиночитаемых форм в “1С:Предприятии 7.7” описан здесь.

Порядок формирования машиночитаемых форм налоговых деклараций также приведен в статьях на диске “Информационно технологическое сопровождение”:

  • для “1С:Предприятия 7.7” в разделе “Формы отчетности, релизы программ и конфигураций (1С:Предприятие 7.7 и более ранние версии) – 1С:Предприятие 7.7 – Машиночитаемые бланки”.
  • для “1С:Предприятия 8” в разделе “Формы отчетности, релизы программ и конфигураций (1С:Предприятие 8) – 1С:Предприятия 8 – Машиночитаемые бланки”.

Технология машиночитаемых форм отчетности

Примечание:
* PDF417 – двумерный штрихкод, поддерживающий кодирование до 2 710 знаков. PDF417 был разработан и введен в 1991 г. Symbol Technologies. PDF происходит от сокращения англ. Portable Data File (русск. Переносимый Файл Данных). В настоящее время PDF417 широко применяется в идентификации личности, учете товаров и других областях. Формат PDF417 открыт для общего использования.
** Также хотим подчеркнуть, что представление отчетности на машиночитаемых бланках с двумерными штрихкодами является делом сугубо добровольным и не отменяет иных существующих способов представления отчетности. Налоговые органы не вправе отказать в приеме деклараций, на которых отсутствует упомянутый штрихкод.

Технология машиночитаемых форм налоговой отчетности является сочетанием двух технологий автоматизированной обработки “бумажных” форм отчетности:

  • технологии двухмерного штрихкодирования данных налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием штрихкода стандарта Aztec
  • технологии машинно-ориентированных форм налоговой отчетности.

Новая технология органично сочетает достоинства двух перечисленных выше технологий.

Коротко суть данной технологии заключается в следующем.

После заполнения налоговой декларации (или другой формы отчетности, для которой предусмотрена возможность выгрузки в электроном виде в формате, утвержденном ФНС России), данные декларации выгружаются в электронном виде и передаются для обработки специальной программе – унифицированному модулю печати.

Получив файл, содержащий данные налоговой декларации, унифицированный модуль печати “разбирает” значения показателей декларации и помещает их в шаблон, содержащий изображение соответствующей налоговой декларации (или другой формы отчетности).

Результатом работы модуля печати является изображение готовая формы декларации, которая оформлена в виде машиночитаемого бланка, на который, в свою очередь, в виде двухмерного штрихкода стандарта PDF417 нанесены также данные декларации, которые были переданы модулю печати в электронном виде. Пример формы приведен на рисунке.

Полученная в результате работы модуля печати заполненная машиночитаемая форма декларации может быть распечатана на любом принтере.

Декларация, сформированная подобным образом, представляется в налоговый орган.

Декларация в виде машиночитаемых бланков может быть обработана машинным способом непосредственно в налоговой инспекции – при наличии соответствующего оборудования, или передана для обработки в Центр обработки данных (ЦОД).

В процессе машинного чтения декларации предполагается, что будет одновременно сканироваться и расшифровываться двухмерный штрихкод, содержащий данные декларации, и распознаваться печатная форма. Результаты чтения и распознавания будут автоматически сравниваться. Совпадение результатов двух способов машинного чтения будет считаться признаком отсутствия ошибок.

Далее данные декларации в электронном виде уже будут обрабатываться по существующей технологии и принятым в налоговых органах регламентам.

Очевидно, что подобный способ обработки форм отчетности гораздо эффективнее не только ручного ввода, но и чтения данных, представленных прежней по технологии двухмерного штрихкодирования – с использованием двухмерного штрихкода Aztec.

Следует отметить и такую особенность технологии машиночитаемых бланков. Штрихкод, содержащий данные конкретного листа декларации, не “размазан” случайным образом по всем листам, а носится на конкретный лист – тот самый, данные которого зашифрованы в штрихкоде. Очевидно, что в этом случае возможно частичное автоматическое чтение даже тех декларации, которые имеют листы с поврежденным и нечитаемым штрихкодом.

Кроме того, подобная декларация при необходимости может быть обработана и вручную – традиционным вводом данных с бумажного бланка.

Необходимо специализированное программное обеспечение

Для формирования налоговой и бухгалтерской отчетности в виде машиночитамых бланков, необходимо наличие на компьютере налогоплательщика специального программного обеспечения.


    Модуль печати машиночитаемых бланков.

Модуль печати является специализированным программным средством, которое выполняет формирование и показ машиночитаемых бланков по запросам прикладных программ, специально подготовленных для работы с этим модулем.

Читайте также:
Взаимоотношения аудиторов и компаний станут сложнее

Архивный файл modyl.rar содержит сам инсталляционный файл модуля печати и файл с описанием системных требований к модулю печати.

Модуль печати, содержащийся в архиве modyl.rar, предназначен для работы с операционными системами:

  • Windows XP
  • Windows NT
  • Windows 2000
  • Windows 98

и требует наличия установленных компонент:

  • Windows Script Host 5.6 и выше (интегрирована в Windows XP)
  • Microsoft XML 4.0 Service Pack 2.

Если на вашем компьютере установлена операционная система Windows 2000 или Windows 98, вам могут понадобиться дополнительные программные компоненты:

  • Windows Installer 2.0.

Этот компонент, а также Microsoft Data Access Components и Windows Script Host 5.6, включены в состав архива, расположенного на сайте ФГУП “ГНИВЦ ФНС России” по адресу http://www.gnivc.ru/lib/dop.rar.


Шаблоны машиночитаемых форм налоговых деклараций.

Шаблоны машиночитаемых форм налоговых деклараций представляют собой графические файлы в формате TIFF, содержащие изображения налоговых деклараций и разметку, используемую в процессе включения в шаблон данных соответствующего отчета.

Актуальные шаблоны форм налоговых деклараций опубликованы на сайте ФГУП “ГНИВЦ ФНС России” по адресу:

Имя файла шаблона имеет вид

обозначает шаблон декларации по налогу на добавленную стоимость (КНД 1151001), данные декларации для помещения в машиночитаемый бланк должны быть выгружены в формате версии 3.000006, утвержденном приказом ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-13/859@. Сами шаблоны периодически обновляются разработчиком, поэтому номер версии шаблона – последние две цифры – будет увеличиваться.

Таким образом, каждый шаблон настроен на формирование конкретной налоговой декларации, и при этом поддерживает только один формат выгрузки данных этой декларации. При появлении новой версии формата, разработчиком будет выпускаться новый шаблон.

Из всех шаблонов с одинаковым КНД и версией формата выгрузки, самым “свежим” будет тот, у которого выше номер версии.

О публикации новых шаблонов, новых версий существующих шаблонов и новых версий модуля печати публикуются новости в разделе новостей на сайте ФГУП “ГНИВЦ ФНС России” по адресу http://www.gnivc.ru/Default.aspx.

  • Прикладное программное обеспечение, поддерживающее работу с модулем печати, например, экономические программы фирмы “1С”.
  • Тем, кто представляет отчетность по каналам связи

    Для тех налогоплательщиков, которые представляет отчетность по телекоммуникационным каналам связи, и особенно для тех, кто только собирается это сделать, мы хотим особенно подчеркнуть, что описанная в данной статье технология предназначена в первую очередь для тех, кто до сих пор представляет отчетность на бумаге. При представлении отчетности по каналам связи представлять ее бумажную копию не обязательно.

    Однако некоторые налогоплательщики предпочитают все-таки иметь в своем архиве бумажные копии отчетности, представленной в электронном виде, и с отметкой налогового органа о принятии декларации.

    Для таких налогоплательщиков мы рекомендуем распечатывать налоговые декларации в “обычном”, а не машиночитаемом виде. Чтобы сделать это в программах системы “1С:Предприятия 8”, необходимо в нижней командной панели отчета нажать кнопку “Печать” и из открывшегося меню выбрать пункт “Печатать сразу” или “Показать бланк”.

    В формах отчетности для “1С:Предприятия 7.7” необходимо открыть титульный лист, в диалоге управления отчетом нажать кнопку “Печать” и из открывшегося меню выбрать пункт “Печатать сразу все листы или “Показать бланки всех листов”.

    Что относится к бланкам строгой отчетности

    Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

    1. Работа вне кассы: кому можно
    2. Законодательное урегулирование
    3. Нюансы оформления бланков
    4. Порядок использования БСО
    5. Как заполнять БСО
    6. Как учитываются бланки строгой отчетности
    7. Ревизия БСО
    8. Хранение БСО

    БСО – бланки строгой отчетности. В ряде случаев их можно применять вместо чека, если при оплате не используется кассовый аппарат. Кому разрешено заменять чеки БСО, как их оформлять, какие существуют нюансы заполнения, необходимо знать лицам и организациям, предоставляющим услуги. Также проясним в статье вопросы учета и утилизации бланков.

    Вопрос: Можно ли принять к вычету НДС с услуг гостиниц, если в бланке строгой отчетности, выданном командированному работнику, налог не выделен (п. 7 ст. 171 НК РФ)?
    Посмотреть ответ

    Работа вне кассы: кому можно

    Бланки строгой отчетности – альтернативный способ учета оплаты наличными или с помощью карты, когда не применяется ККТ. П. 3 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» разрешает такой учет некоторым категориям индивидуальных предпринимателей или организаций. Использовать БСО вместо чеков имеют право те, кто занимается определенной деятельностью, а именно:

    • торгует прессой и сопутствующими товарами в киосках (газеты и журналы при этом должны составлять более половины ассортимента);
    • реализует ценные бумаги;
    • продает лотерейные, проездные билеты на городской транспорт;
  • обеспечивает еду ученикам и студентам, а также работникам обучающих заведений;
  • занимается торговлей в специально отведенных для этого местах, таких как рынки, ярмарки, выставочные комплексы и др. (отдельно стоящие внутри таких мест павильоны, магазины, палатки и т.п. подчиняются другим требованиям);
  • торгует вразнос или с тележек (кроме сложной техники и скоропортящихся пищевых продуктов);
  • предлагает чай и подобную продукцию в вагонах поездов;
  • дает возможность приобрести лекарства в фельдшерских пунктах в сельской местности;
  • продает мороженое с лотков, безалкогольные напитки, пиво, масло и т.п. вразлив из цистерн, живую рыбу и овощи вразвал;
  • принимает стеклотару и утиль (кроме металла);
  • предлагает купить религиозную продукцию и литературу в специально предназначенных местах (храмах, церковных лавках и т.п.), оказывает услуги по отправлению культа;
  • продает марки по их номинальной стоимости.
  • Читайте также:
    Макаров заявил о необходимости пенсионной реформы

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Разрешено не использовать ККТ, применяя вместо чеков БСО, тем предпринимателям, кто осуществляет свою деятельность в труднодоступных местностях (их перечень утвержден региональным законодательством).

    Законодательное урегулирование

    П. 2 ст. 2 ФЗ №54 говорит о возможности применения БСО вместо кассовой техники при оказании населению услуг, входящих в соответствующий перечень ОКУН.

    Федеральный закон от 03 июля 2016 года №290-ФЗ внес изменения в вышеупомянутый ФЗ №54, сделав список услуг, оплата за оказание которых может регистрироваться с помощью БСО, без ККТ, исчерпывающим.

    В 2008 году правительство РФ обновило положение об осуществлении расчетов без применения кассовой техники (Постановление от 06 мая 2008 года №359). В нем подробно освещены требования к этому виду документации, порядок расчетов с их помощью, особенности бухучета и утилизации. Главные изменения (по сравнению с предыдущими требованиями) заключаются в следующем:

    • старые формы БСО признаются неактуальными и применяться не могут;
    • предприниматели должны сами разработать новые формы БСО (кроме отдельных видов деятельности, для которых утверждены типовые);
    • БСО должны содержать некоторые реквизиты в обязательном порядке;
    • нужно указывать типографские данные, если БСО печатались таким способом.

    Нюансы оформления бланков

    Бланк для строгой отчетности должен изготавливаться исключительно типографским способом либо формироваться автоматизированными программами, отвечающими определенным требованиям по защите и фиксации данных (второй способ на практике практически не применяется из-за сложности соответствия этим требованиям).

    К СВЕДЕНИЮ! Бланки, распечатанные с помощью обычного принтера, недействительны.

    Ряд полей должен быть обязательным, остальные предприниматель может вносить по своему усмотрению. Закон требует, чтобы на бланке обязательно содержалась следующая информация:

    • название, уникальный номер из 6 знаков и серия из двух прописных букв (назначается предпринимателем произвольно);
    • название организации или имя ИП;
    • для юридических лиц – адрес исполнительного органа;
    • ИНН;
    • вид и стоимость оказываемой услуги (в деньгах);
    • сумма к уплате;
    • дата оплаты и заполнения;
    • данные лица, заполнявшего документ, подпись, печать (если она применяется);
    • дополнительные реквизиты услуги.

    ВАЖНО! Внешняя регистрация собственной формы бланка не требуется, достаточно утвердить ее во внутренней учетной политике.

    Порядок использования БСО

    1. Поступление бланков из типографии, фиксация этого факта в Книге учета БСО.
    2. Заполнение бланка с указанием суммы (кроме поля для личной подписи).
    3. Получение денег у клиента (следует еще раз проговорить ее вслух).
    4. Подписание документа.
    5. Отрывание корешка с номером и серией, передача основной части бланка клиенту (либо передача оригинала с оставлением себе копии).

    Как заполнять БСО

    Положение зафиксировало ряд требований к заполнению данного документа:

    • четко, разборчиво, без разночтений;
    • исправления не допускаются;
    • не менее чем в двух экземплярах.

    Что делать, если БСО испорчен

    Допустили ошибку в документе строгой отчетности? Выбрасывать этот документ нельзя, поскольку он номерной. Положено перечеркнуть испорченный бланк, а в конце рабочего дня сдать его вместе с выручкой и актуальными БСО (копиями и корешками). Они будут прикреплены к Книге учета БСО.

    Иногда случается, что бланк заполнен правильно, но клиент в последний момент отказался от услуги, следовательно, не заплатил за нее. С таким БСО следует поступить так же, как с испорченным: перечеркнуть и сдать в конце дня в полной комплектности: 2 экземпляра с одинаковым номером (или копию и корешок).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если бланки не типографские, а сформированные автоматизированной системой, то напротив испорченного бланка следует поставить отметку «Аннулирован». Выведенные на печать недействительные БСО подлежат учету и уничтожению обычным порядком.

    Как учитываются бланки строгой отчетности

    Заниматься учетом, хранением и утилизацией БСО должно материально ответственное лицо (с работником заключается соответствующий договор либо руководство берет эту функцию на себя). Поступление бланков из типографии отражается в акте приемки, подписанном комиссией.

    Дальнейшая динамика ведется в Книге учета БСО.

    Книга учета БСО

    Форма этого обязательного учетного документа не утверждена, предприятие или ИП может ее разработать самостоятельно. Основные требования:

    • листы следует пронумеровать, сброшюровать, скрепить прошивку печатью;
    • они должны содержать подпись руководителя или главбуха;
    • бланки учитываются по названиям, сериям, номерам.

    Книга делится на несколько частей: отдельно отражают поступившие бланки и переданные для использования, выводится остаток по каждому виду бланков (он должен совпадать с инвентаризационными данными). Предусмотрены такие графы:

    • дата поступления (передачи);
    • количество бланков;
    • кто передал;
    • на основании какого документа.

    Ревизия БСО

    Необходимо время от времени осуществлять инвентаризацию бланков. Обычно это делается одновременно со сверкой денежных средств по кассе. Бланки проверяют по номерам и сериям, отдельно по каждому месту хранения и ответственным за них лицам. Сверяют фактическое наличие с записями у учетной документации.

    Результаты отражаются в инвентаризационной описи, форма которой (ИНВ-16) утверждена постановлением Госкомстата №88 от 18 августа 1998 года. Опись оформляется в двух экземплярах, а если материально ответственные лица менялись – в трех.

    Хранение БСО

    Хранить бланки необходимо в сейфах или специально оборудованных помещениях, откуда их нельзя будет похитить и где они не испортятся. В конце каждого рабочего дня места хранения нужно опечатать или опломбировать.

    Использованные документы о принятии денег (копии, корешки) нужно сберегать в течение еще 5 лет. Для этого их следует уложить в мешки, которые опечатываются.

    По истечении 5-летнего срока утратившие актуальность БСО уничтожаются по протоколу, аналогичному уничтожению документации (на основании акта комиссии).

    Для сдачи бумажной отчетности используются машиноориентированные бланки

    Внимание! В ближайшее время статья будет дополнена бланком (можно бесплатно скачать) и образцом заполнения карточки воинского учёта работника по новой форме № 10.

    Новый регламент по воинскому учёту для работодателей

    С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, который утвердил новую Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция МО № 700).

    Читайте также:
    ФНС России начала администрирование страховых взносов

    Одновременно с указанной даты утратил силу прежний аналогичный приказ – от 18 июля 2014 года № 495.

    По закону организации и их должностные лица ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (подп. «б» п. 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

    Что регламентирует Инструкция МО № 700

    Она, в частности, определяет:

    • перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
    • перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
    • перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
    • порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
    • показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.

    Изменения с 2022 года и на что обратить внимание

    Основное новшество в том, что с 08.01.2022 организациям нужно заводить на работников специальные отдельные карточки по воинскому учету.

    Форма и заполнение карточек воинского учёта

    На каждого работника-призывника или военнообязанного нужно вести Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Это обязательная с 2022 года Форма № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции МО № 700.

    Она имеет лицевую, оборотную стороны и формат 210 × 297 мм.

    ЗДЕСЬ БУДЕТ НОВЫЙ БЛАНК КАРТОЧКИ ВОИНСКОГО УЧЁТА 2022 ПО ФОРМЕ № 10

    Отметим, что до 08.01.2022 Минобороны рекомендовало в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) для воинского учета вносить сведения в личные карточки работников по унифицированной форме Т-2. Теперь же для этого предназначен отдельный бланк.

    В карточках воинского учёта нужно отражать, в том числе:

    • личные данные работников;
    • сведения о воинском учете;
    • о приемах и об увольнениях.

    Заполнять карточки нужно на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

    Остальные сведения можно уточнить у самих работников. В частности, об образовании, месте работы, должности, месте жительства/пребывания (на срок более 3-х месяцев), семейном положении.

    Непосредственно порядок и правила заполнения всех реквизитов и разделов карточки воинского учёта с 2022 года регламентирует п. 33 Инструкции МО № 700.

    Карточку воинского учёта заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Или заполняют в электронном виде и обязательно распечатывают.

    Записи о семейном положении, адресе места жительства (пребывания), в том числе фактического, номере телефона делают карандашом.

    ЗДЕСЬ БУДЕТ ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТОЧКИ ВОИНСКОГО УЧЁТА ПО ФОРМЕ 10

    Хранение карточек воинского учёта

    Карточки на принятых на работу надо хранить в картотеке в алфавитном порядке по следующим именно так нумеруемым разделам:

    1. Офицеры запаса.
    2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
    3. Военнообязанные запаса женского пола.
    4. Призывники.

    Если на предприятии на воинском учете стоит более 500 сотрудников, карточки работников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении в военных билетах нужно помещать в 5-й раздел картотеки. Там их необходимо разложить по номерам команд (партий) на основании данных из пункта 7 разд. II карточки «Сведения о воинском учете», а в них – в алфавитном порядке.

    Хранить отдельно (в любом порядке) нужно следующие карточки:

    КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ
    Снятые с воинского учета Хранят отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления и после уничтожают с составлением акта об этом
    Кто встал на учет по месту пребывания на срок более 3-х месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтвержденному регистрацией Выделяют в отдельные группы и раскладывают в порядке, удобном для работы с ними

    Формировать и хранить новые карточки воинского учёта нужно и в бумажном, и электронном виде! (п. 32 Инструкции МО № 700).
    Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их может только работник, ведущий воинский учет в организации.

    Сверка данных

    По закону работники, ведущие воинский учет в организациях, помимо прочего, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете в своих документах с данными военных комиссариатов и/или органов местного самоуправления.

    Военкоматы и местного власти с 2022 года сверяют данные по новым карточкам. Сам порядок сверки аналогичен прежнему.

    Учтите, что в ходе оценки деятельности организации по ведению воинского учета проверяют, в том числе достоверность сведений в карточках работников (п. 54 Инструкции МО № 700).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: