Освобождение от налога на движимое имущество сохраняется при преобразовании юрлица

Кто освобождается от уплаты налога на имущество?

  • Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?
  • Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?
  • Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ
  • Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?
  • Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?
  • Какими категориями физических лиц налог на имущество не уплачивается?
  • Итоги

Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?

Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).

Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:

  • льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
  • льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).

Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?

Перечень льгот, установленных Налоговым кодексом, приводится в ст. 381 этого документа. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам.

В пп. 1–4 ст. 381 НК РФ перечислены организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество. Но такое право им дается только при целевом использовании имущества. Сюда относятся:

  1. Организации и учреждения в сфере уголовно-исполнительного производства. Имущество должно использоваться исключительно для реализации закрепленных за ними функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
  2. Организации, связанные с религиозной деятельностью. Имущество должно использоваться при ведении религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).
  3. Организации с уставным капиталом, состоящим из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Причем среднесписочная численность инвалидов должна быть от 50% численности всех работников, а их доля в фонде оплаты труда — от 25% общей заработной платы (п. 3 ст. 381 НК РФ). Имущество такой организации должно использоваться для производства и сбыта товаров (за исключением минерального сырья, подакцизных товаров и товаров из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90), работ и услуг (исключение составляют брокерские и посреднические услуги).
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. Количество инвалидов и их законных представителей должно составлять 80% и более от всех членов. Деятельность должна осуществляться в соответствии с уставом.
  5. Организации, собственником имущества которых является Общероссийская общественная организация инвалидов. Деятельность от использования имущества должна иметь социальную направленность (образовательную, культурную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную), а также должно вестись оказание какой-либо помощи инвалидам (п. 3 ст. 381 НК РФ).
  6. Организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции (п. 4 ст. 381 НК РФ).

Компании освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части определенных активов, а именно:

  • федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 11 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого организацией — резидентом особой или свободной экономической зоны в этой зоне и приобретенного именно для этой цели, с ограничением срока (10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия к учету), дающего право на такую льготу (пп. 17, 26 ст. 381 НК РФ);
  • объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет с даты принятия имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого для строительства судов в особой экономической зоне в течение 10 лет с даты регистрации организации-судостроителя в качестве резидента зоны и 10 лет с даты принятия имущества на учет, но не больше срока существования особой зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ);
  • недвижимости управляющих компаний особых экономических зон, созданной с целью работы в такой зоне, в течение 10 лет с месяца, наступающего за месяцем принятия имущества на учет (п. 23 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого во внутренних морских водах РФ для разработки месторождений углеводородов не менее 90 календарных дней в течение 1 календарного года (п. 24 ст. 381 НК РФ);
  • движимого имущества, приобретенного после 01.01.2013, кроме полученного в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимого лица, при этом ограничения не распространяются на железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Помимо вышеперечисленных выделяют те организации, что освобождены от уплаты налога на имущество полностью:

  • протезно-ортопедические предприятия (п. 13 ст. 381 НК РФ);
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (п. 14 ст. 381 НК РФ);
  • государственные центры научной деятельности (п. 15 ст. 381 НК РФ);
  • организации, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково» в качестве управляющих компаний или участников проекта по осуществлению исследований (пп. 19, 20 ст. 381 НК РФ).

В письме Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29 отмечено, что могут устанавливаться дополнительные льготы, которые будут действовать только на территории субъектов РФ. К числу таких льгот с 2018 года относятся освобождения, предоставляемые пп. 24 (имущество месторождений углеводородов) ст. 381 НК РФ. В отношении них регионам дается право самостоятельно принимать решение о том, будут ли такие льготы действовать в регионе (п. 1 ст. 381.1 НК РФ) и какими окажутся нюансы применения льготы по движимому имуществу (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Если соответствующего законодательного решения о применении нет, то не будет и льготы.

Читайте также:
Категории по НВОС

РАЗЪЯСНЕНИЯ от “КонсультантПлюс”
ФНС России рассматривает как налоговую льготу также освобождение ряда организаций от уплаты налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г.
Подробнее читайте в К+, получив пробный демо-доступ к системе.

Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ

В полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное установление льгот. Согласно Налоговому кодексу льготы по налогу на имущество не носят индивидуального характера и не устанавливаются в зависимости от формы собственности организации (ст. 3, 56 НК РФ).

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9 нельзя установить льготу по имущественному налогу, если ее использование зависит от доли иностранного участия в уставном капитале налогоплательщика, поскольку прослеживается зависимость от места происхождения капитала, что противоречит российскому налоговому законодательству.

Законодательство субъектов РФ не может идти вразрез с Налоговым кодексом, соответственно, льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в качестве изменения элементов имущественного налога (гл. 30 НК РФ).

Законодательные органы субъектов РФ могут формировать дополнительные условия, позволяющие применять льготы.

Примером является Московская область, где налогоплательщики при использовании льгот обязаны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового периода и отчет по их использованию. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 4 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?

Рассмотрим примеры имущественных льгот для организаций, которые действуют в субъектах РФ:

1. От налогообложения всего принадлежащего имущества освобождаются определенные категории налогоплательщиков.

Такая льгота представлена в Санкт-Петербурге. Освобождаются от налога организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования для обеспечения жизнедеятельности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 1 ст. 4.1 закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96).

В Красноярске похожая льгота предоставляется организациям, осуществляющим производство первичного алюминия в регионе, в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества, принимаемого к бухучету в качестве основных средств после 2012 года (подп. «т» п. 3 ст. 2 закона Красноярского края «О налоге на имущество организаций» от 08.11.2007 № 3-674).

2. При целевом использовании имущества допустимо применение льгот.

Например, в Москве принят закон «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, который освобождает от уплаты имущественного налога организации железнодорожного транспорта общего пользования в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, использующегося для перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги (подп. 28 п. 1 ст. 4). Перечень такого имущества устанавливает правительство Москвы.

3. От налогообложения освобождаются налогоплательщики в отношении определенного вида имущества.

Данная льгота, например, введена для имущества, используемого для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей до 18 лет в Ленинградской области (подп. «д» п. 1 ст. 3_1 закона Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз) и Хабаровском крае (п. 12 ст. 3 закона Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах…» от 10.11.2005 № 308). В последнем случае она применима при условии, что в иные периоды попадающее под нее имущество находится на консервации.

Во Владимирской области установлена льгота для автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (п. 2 ст. 2.1 закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-ОЗ).

4. Определенные категории налогоплательщиков имеют право на уменьшение суммы налога.

Примерами могут служить:

  • Московская область, где организациям, являющимся участниками религиозных объединений, разрешено уплачивать 50% от исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 14 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ);
  • Челябинская область в части благотворительной деятельности. Размер льготы также составляет 50% (п. 2 ст. 3 закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 № 189-ЗО).

В соответствии с Налоговым кодексом в субъектах РФ допустимо применение пониженных ставок по налогу на имущество (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 380 НК РФ). Однако пониженную ставку нельзя считать льготой.

Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика, поэтому необходимо иметь неоспоримые основания на применение данного права. Налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика подтверждающие и оправдательные документы по применению имущественных льгот (ст. 88, 89, 93 НК РФ).

О том, будут ли запрашиваться документы при применении пониженных ставок, читайте в материале «Дифференцированная ставка по налогу — не льгота» .

ПОДСКАЗКА от “КонсультантПлюс”
В 2020 г. дополнительные льготы могут получить собственники недвижимости, которые предоставили арендаторам отсрочку по уплате арендных платежей в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439. Льготы состоят. (подробнее смотрите в К+).

Читайте также:
Депутатами принято постановление по итогам «правительственного часа»

Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?

Да, существует. Среди тех, кто освобождается от налога на имущество, — организации и ИП-спецрежимники. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Как организациям заявиться на льготы по налогу на имущество на 2022 год

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Сегодня разберем тонкости заявительного порядка на льготы по налогу на имущество. Разъяснения сформированы Федеральной налоговой службой на основе вопросов от организаций. Порядок предоставления льгот касается налогового периода 2022 года.
Основные правила подачи заявлений на льготу:

  • направлять заявку на получение льготы по налогу на имущество вправе те юридические лица, которые могут по закону претендовать на льготу в рамках налогообложения объектов по кадастровой стоимости;
  • если стоимость объектов движимого и недвижимого имущества рассчитывается на основе среднегодовой стоимости, то заявки на льготу по таким объектам направлять не надо. Заявить о льготе на них можно в декларации;
  • если юридические лицо будет проходить процедуру ликвидации в 2022 г., то льготы нужно заявлять так же в налоговой декларации, а не отдельным заявлением;
  • использовать льготу можно даже оплачивая авансовые платежи. В той ситуации, когда организация, имеющая право на льготу, не направила сведения в налоговую (на предоставление льготы или на отказ), то ФНС будет исходить из тех данных, что уже имеются в базе. И льгота будет предоставлена начиная с того периода, когда у ЮЛ такое право по факту появилось, независимо от подачи сведений в налоговый орган. Если льготу не предоставят, а налог будет уплачен в меньшем размере, надеясь на эту льготу, то может возникнуть недоплата и штрафные санкции в виде пени;
  • сроков для подачи заявок на льготу законодательством не установлено;
  • подавать заявление на льготу необходимо в отделение ФНС по адресу, по которому находится сам объект налогообложения. Этот адрес нужно прописать в заявлении. Если заявление подано по другому адресу, оно может быть принято и рассмотрено, если у этого отделения, куда была направлена заявка юридическим лицом, есть на то соответствующие полномочия.

Важно! Как только заявление пройдет обработку в налоговой, заявителю поступит уведомление. В нем будет содержаться результат проверки заявления – льгота предоставлена либо в льготе отказано.

Уведомление о предоставлении льготы

При этом ФНС вправе направить одно сообщение, в котором будет информация о согласовании льготы или несогласовании, относящиеся к разным налоговым периодам или к разному имуществу.

В тех случаях, когда имущество не подлежит налогообложению по законодательству, направлять запрос на предоставление льготы на освобождение от налога по таким объектам не нужно.

Закон дает возможность организациям направить в ФНС заявление на получение льгот на весь 2022 год.

Для того, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо предоставить в налоговую и основания, по которым юридическое лицо имеет право на льготы по налогу на имущество.

Кто может получить льготу

Какие организации освобождены от уплаты налога на имущество (освобождение от уплаты – это один видов льготы):

  • учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО). От налогообложения освобождаются те объекты имущества, которые используются организацией в рамках выполнения своих полномочий;
  • религиозные учреждения (от налога освобождается имущество, применяемое для осуществления религиозной деятельности);
  • организации инвалидов, в которых членов с инвалидностью не менее 80 процентов (освобождается имущество для выполнения деятельности в рамках устава);
  • юридические лица, УК которых сформирован за счет средств, вложенных организациями инвалидов. Есть дополнительное условие – доля инвалидов в общем числе сотрудников должна быть как минимум пятьдесят процентов, средств на оплату инвалидам должно выделяться минимум двадцать пять процентов от общего ФОТ; под налог не попадают объекты движимого и недвижимого имущества этих организаций, которое используется для производства товаров, работ, услуг;
  • предприятия, которые занимаются исключительно производством фармацевтических препаратов. Фармацевтические компании не должны платить налог на имущество, с помощью которого они производят ветеринарные медикаменты, а также лекарственные препараты, используемые при борьбе с эпидемиями;
  • организации, занимающиеся производством протезов;
  • все организации, связанные с адвокатской деятельностью (адвокатские коллегии, бюро и проч.);
  • государственные научные центры и так далее.

Обновленный перечень организаций, которые вправе получить льготу по налогу на имущество, разрабатывается ежегодно.
Кроме государственных льгот, существуют и региональные или республиканские. Они устанавливаются местными властями в каждом регионе/республике. Например, есть льготы по налогу на имущество в республиках: Бурятия, Адыгея, Башкортостан, Дагестан и т. д.

Как получить льготу

Для получения льготы организации необходимо заполнить заявление. Форма заявления установлена приказом Федеральной налоговой службы № ЕД-7-21/646. Форма заявления содержит титульный лист и лист со сведениями о запрашиваемой льготе.
Заполнить заявление можно вручную, можно на компьютере. «Замазывать» ошибки корректором не допускается, исправления никакие не допускаются.

Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией

В данной статье рассмотрены правовые положения и особенности регистрации в Росреестре перехода права в отношении объектов недвижимости, в связи с реорганизацией Закрытого акционерного общества (далее ЗАО) путем слияния с Обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО).

Читайте также:
Что бесконтрольные трансфертные цены сделают с российским бизнесом?

Так, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Аналогичные положения содержаться и в п. 2 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Согласно п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1 ГК РФ).

Согласно п. 2 статьи 8.1 и п. 1 статьи 131 ГК РФ, статей ч. 3, 6 ст. 1 Закона о недвижимости, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также сделки с ним, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней и внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено законом.

Правоспособность, а именно возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ).

В п. 2 ст.218 ГК РФ указано, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица

То есть, при реорганизации юридического лица в форме присоединения прекращаются права и обязанности, в том числе и в отношении недвижимого имущества, присоединяемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права и обязанности у вновь реорганизованного юридического лица к которому произошло присоединение.

Поскольку правопреемство при реорганизации в форме присоединения носит универсальный характер к реорганизованному юридическому лицу наряду с другими правами переходят права на недвижимое имущество. При этом, в этих случаях момент перехода права на имущество связан не с моментом государственной регистрации прав на недвижимость, а с моментом совершения соответствующих регистрационных действий в ЕГРЮЛ органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц и моментом завершения реорганизации.

В то же время, нормы ст. 84 Закона о недвижимости возлагают обязанность по предоставлению в Управление документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации заявленного права на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (к заявлению должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения).

Пункт 8 ст. 14 Закона о недвижимости устанавливает, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, среди прочего, являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Следует отметить, что в рассматриваемом случае момент возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества у ООО связан с моментом окончания реорганизации и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, то основаниями для регистрации такого права в ЕГРН выступают документы, представленные при осуществлении регистрационных действий налоговым органом при внесении регистрационных записей в ЕГРЮЛ.

Порядок и особенности государственной регистрации юридических лиц, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ осуществляемые в случае реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц, регулируются положениями, среди прочего, Глав V и VI Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, из содержания п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует, что при реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, к заявлению о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица должны быть приложены договор о присоединении и передаточный акт.

Читайте также:
Учредители «однодневок» столкнулись с уголовной ответственностью

В силу п. 1 ст. 21 Закона о недвижимости необходимые для государственной регистрации прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Вместе с тем следует отметить, что передаточный Акт должен быть заверен печатью, а также содержать заявленные на государственную регистрацию объекты недвижимого имущества.

Имущественные налоги организации: новые сроки, льготы и порядок уплаты

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ). При несогласии с расчетом налогов компания вправе представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налогов. Общий срок представления в ИФНС возражений – в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.

Но при пропуске этого срока налоговики все равно должны будут рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов (письмо ФНС от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@).

При этом организация вправе самостоятельно подать в ИФНС заявление о предоставлении ей сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов. Единая форма заявления о выдаче сообщений об исчисленных ИФНС суммах транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647@. При этом в отношении заявления о предоставлении сообщений об исчисленных суммах налога на имущество организаций данная форма применяется начиная с 1 января 2023 года.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Читайте также:
Регионы решили, сколько будут брать с отдыхающих

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Заявление, как и в случаях с транспортным/земельным налогом, организациям разрешается представить в любой налоговый орган по выбору самого налогоплательщика. Направить его в ИФНС можно в любое время.

Причем непредставление такого заявления не лишит организацию прав на налоговые льготы при наличии таковых. В этих случаях налоговики могут самостоятельно получить информацию о полагающихся компании льготах и рассчитают налог к уплате (в высылаемом плательщику сообщении) с учетом этих льгот.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@.

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Читайте также:
При смене экологического сбора на налог не нужно ужесточать санкции

Запрос о сверке сведений можно подать как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Запрос на бумажном носителе можно представить лично или по почте в любой налоговый орган. Электронный запрос можно направить либо через личный кабинет на официальном сайте ФНС, либо через Единый портал госуслуг. Запрос, представляемый в электронной форме, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.

Если организация выявит какие-либо неточности в данной выписке, она может сообщить о них в ИФНС с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения. К указанному сообщению можно приложить документы-основания о характеристиках соответствующих объектов налогообложения. После проверки представленной компанией информации ИНФС актуализирует сведения в ЕГРН, внеся туда необходимые изменения.

Новосибирску потребовали особый статус

Сегодня глава Новосибирска Анатолий Локоть выступил с обращением, озаглавленном «Новосибирск. Стратегия-2030». Вместе с чиновниками, депутатами и бизнесменами речь о том, каким господин Локоть видит стратегическое развитие города, выслушал корреспондент Sibnovosti.ru Артём Шершнёв.

В большом конференц-зале Экспоцентра сегодня собрался, пожалуй, практически весь новосибирский истеблишмент. В ожидании градоначальника публика вполголоса обсуждала самую главную интригу программного послания: объявит ли Анатолий Локоть о своем участии в губернаторских выборах, которые намечены на сентябрь этого года? Обстановку подогревало и то, что фоном для выступления главы муниципалитета со сцены служили очертания Новосибирской области.

Напомним, мэром кандидат от КПРФ Анатолий Локоть был избран в 2014 году. В сентябре 2018 года состоятся внеочередные выборы губернатора Новосибирской области, ставшие необходимыми после отставки в октябре 2017 года Владимира Городецкого. 31 марта сайт областной организации КПРФ распространил сообщение о том, что председатель ЦК партии Геннадий Зюганов с одобрением отнесся к возможности участия Анатолия Локтя в губернаторских выборах.

Первые минуты выступления мэра только укрепили предположения о том, что вот-вот будут сказаны главные слова.

«Четыре года напряженного труда, и я делаю вывод, что дальше так нельзя. Надо что-то менять. И в этом смысле я полагаю сделать заявку сегодня об особом статусе Новосибирска», – заявил Анатолий Локоть, подчернив, что крупнейший муниципалитет России живет по тем-же законам местного самоуправления, что небольшой сельсовет.

В зале зашептались о том, что мэр Новосибирска решил добиваться придания городу статуса субъекта федерации, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга, с прицелом на то, чтобы новообразованный субъект и возглавить.

Но господин Локоть очень скоро дал понять: об этом речи не идет. Дело в несправедливом, по его мнению, распределении средств, когда в городской казне остается всего 14% от всех налогов, собираемых в городе. Напомнил о том, как область забрала 10% от НДФЛ, но так и не выполнила обещаний вернуть статус-кво через какое-то время. Раскритиковал региональный Минздрав, так как после передачи всей медицины на областной уровень качество обслуживания в городских поликлиниках резко упало, а долгосрочное финансовое планирование «заменено выспрашиванием субсидий».

«Может быть, надо скорректировать эти решения, принятые в свое время и адаптировать систему к реалиям нашего дня? – задался вопросом Анатолий Локоть. – В Стратегии – 2030 предлагаю поставить на первое место систему управления и особый статус города. Нет никакого смысла обсуждать планы на десятилетия вперед, если нет единого центра принятия решений».

Когда после этого мэр подробно заговорил о развитии сельской местности, речь все больше стала обретать черты выступления кандидата в губернаторы. Однако «тех самых» слов так и не прозвучало. Глава Новосибирскарассказал собравшимся о промышленном и образовательном потенциале города, его уникальном географическом положении, посетовал на пыль и грязь на весенних дорогах, коснулся темы благоустройство и создания зеленых зон. Прозвучало то, что люди в зале слышали на протяжении четырех последних лет, а отдельные фрагменты были словно скопированы из программы кандидата на пост мэра Новосибирска образца 2014 года. Закончил свою речь Анатолий Локоть тоже достаточно традиционно – призывом к широкому общественному обсуждению тезисов его доклада и совместному принятию решений.

Позже, отвечая на вопросы журналистов, господин Локоть так прокомментировал свое возможное участие в губернаторской гонке: «Сегодня я постарался задать тон обсуждению стратегии развития Новосибирска, как не вырванного муниципалитета из территории, а драйвера развития всей территории Новосибирской области. Как дальше будет сказываться это все – время покажет, еще не наступил тот момент, идет обсуждение. У нас предстоит в партийной организации отчетно-выборная кампания, в ее ходе будет обсуждаться вопрос нашего участия в выборах губернатора. То, что оно будет, я уверен абсолютно».

Бывший мэр Новосибирска и бывшей губернатор Новосибирской области Иван Индинок, оценивая речь Анатолия Локтя, подчеркнул, что главная проблема развития города – финансовая несамостоятельность: «Вы слышали цифру? 14% от налогов остается! Я благодарен мэрии и Анатолию Евгеньевичу, что они собрали такой огромный форум. Давайте, вместе задумаемся над решением тех проблем, которые очень резко и красочно он перед нами поставил. Сколько денег, столько и песен. Вот об этой проблеме сегодня надо в первую очередь говорить».

«Сегодня Анатолий Локоть выступил в неожиданной для меня ипостаси. Не просто мэра-хозяйственника, а стратега. Он продемонстрировал комплексный подход, неоднократно говоря о том, что продуктивное развитие Новосибирска возможно только вместе с продуктивным развитием Новосибирской области. В этом плане мэр Новосибирска ломает бюрократические стереотипы, по которым мэр должен заниматься чисто вопросами городского хозяйства», – прокомментировал выступление депутат горсовета Антон Тыртышный.

«Я считаю, что это программная предвыборная речь. Но тех громких политических заявлений, которые мы от него ожидали, мы не услышали. Но видим, что он заявляет губернаторскую программу, но не говорит об этом явно. Полагаю, здесь есть для него некий риск. Заявиться сейчас было бы правильно с той точки зрения, чтобы сделать для себя ситуацию безопасной. Потому что в таком случае какие-то действия со стороны контролирующих, государственных или правоохранительных органов можно списывать на это и говорить – это расправа политическая», – считает, в свою очередь, гражданский активист Евгений Митрофанов.

Новосибирск – финансовый донор региона

Инициатива Новосибирска может распространиться и на другие крупные города России. По словам Анатолия Локтя, система государственного управления должна выработать более современный дифференцированный подход к бюджетной политике мегаполисов. В первую очередь должен учитываться экономический потенциал муниципалитетов.

Читайте также:
С криптовалют хотят собирать НДФЛ

В числе главных задач на 2018 год Анатолий Локоть также выделил актуализацию генерального плана Новосибирска, который должен быть приближен к сегодняшним реалиям развития города. Он отметил, что эта масштабная работа потребует совместных усилий практически всех структурных подразделений мэрии.

Однако есть и такие задачи, для решения которых достаточно усилий того или иного департамента, тогда как сегодня ряд их функций дублируется, что создает помехи в работе. В связи с этим мэр объявил о новом направлении работы комиссии по административной реформе, целью которой должно стать повышение эффективности деятельности городских чиновников. Одним из первых шагов станет создание единого центра благоустройства парков и скверов, общественных территорий, озеленения Новосибирска.

– Одни отвечают за скверы, другие за парки, третьи за бульвары, четвертые за газоны, и эта размытая ответственность между департаментами транспорта и культуры тормозит развитие городских пространств. Увеличиваются финансовые издержки, разрастается структура управления, не хватает системного взгляда на проблемы и приоритеты, тратится время на согласование, – отметил Анатолий Локоть, пояснив, что теперь все функции и полномочия, касающиеся этих вопросов, будут сосредоточены в департаменте культуры, спорта и молодежной политики.

По словам мэра, такая же ситуация складывается с управлением инфраструктурой, обеспечивающей безопасность дорожного движения. На сегодняшний день эти функции разбросаны по разным МУПам и подразделениям, отчего растут риски несогласованных действий. Теперь же все задачи будут возложены на МБУ “Городской центр организации дорожного движения”.

Мэр уделил внимание и другим проблемам – потребительского рынка, городских полигонов коммунальных отходов, строительной отрасли, инвентаризации земель и так далее. Но в конечном итоге все это складывается в одну общую задачу – уверенного развития города, в котором хочется жить.

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:

– По факту региональные центры являются бюджетными донорами. Львиную долю доходов они перечисляют в бюджеты вышестоящих уровней – областного, краевого или республиканского, а также федерального. В результате ни одну серьезную программу развития муниципалитет выполнить в одиночку не может и вынужден обращаться за финансовой помощью к вышестоящим властям.

Дороги и транспорт

– Продолжение федеральной программы “Безопасные и качественные дороги” в черте города.

– Развитие дорог частного сектора.

– Закуплено 48 единиц техники для всесезонной уборки улиц.

– Планируется закупить не менее 50 автобусов для внутригородских маршрутов ПАТП-4.

– Модернизация безналичного расчета на общественном транспорте.

Социальная инфраструктура

– Пять школ и два детских сада должны быть построены или реконструированны до конца года.

– Начнется строительство трех крупных школ в микрорайонах Южно-Чемской, Плющихинский и Родники.

– Работы с привлечением частных инвестиций: реконструкция бывшего кинотеатра “Космос” под центр хоккейного мастерства и ремонт двух бассейнов – “Дельфин” в Пашино и “Фламинго” в Кировском районе.

Зеленый город и комфортная городская среда

– Реализация второй очереди реконструкции Михайловской набережной.

– Благоустройство более 200 дворов многоквартирных домов.

– Реализация проекта “125 идей для Новосибирска”, приуроченного ко Дню города.

Что депутаты Заксобрания Новосибирской области считают главным итогом 2021 года?

С момента выборов в Законодательное собрание Новосибирской области прошло уже больше года. Какие наиболее важные законы были приняты народными избранниками в 2021 году? Насколько эффективно взаимодействуют между собой депутаты разных фракций? В каком темпе выполняются наказы избирателей? Какие из проблем области и областного центра в ушедшем году решить не удалось? Об этом и не только – в материале «Континента Сибирь».

Читайте также:
Приамурским предпринимателям снижают налог на имущество
Эффективность превыше политических разногласий

Обсудить итоги 2021 года с «Континентом Сибирь» согласились представители практически всех фракций, представленных в Заксобрании Новосибирской области, а также независимые депутаты регионального парламента. Все собеседники издания сошлись во мнении, что в минувшем году фракционный расклад сил в Заксобрании практически не изменился.

Происходили лишения мандатов, несколько депутатов областного парламента после федеральных выборов 2021 года перешли на работу в Госдуму РФ. Но в целом удельный вес фракций остался неизменным, а острота политической борьбы в период выборов позапрошлого года в прошлом году уступила место консолидации усилий представителей различных партий в области законотворчества.

«Главным итогом работы Заксобрания считаю то, все фракции работали слаженно и продуктивно. Политические взгляды не повлияли на качество работы. Не было безответственных, рассчитанных на PR инициатив и заявлений. Все вопросы мы обсуждаем конструктивно, не для того, что бы мелькнуть в новостях, а чтобы областные законы помогали людям, работали на развитие области», – поделилась своим мнением заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политики Заксобрания Новосибирской области Елена Спасских (партия «Единая Россия»).

Заместитель председателя комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политики Елена Спасских констатировала отсутствие безответственных, рассчитанных на PR инициатив и заявлений

С коллегой по парламенту оказался солидарен и Илья Поляков – зампред комитета Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Он отметил, что «внутри Заксобрания партийные различия не играют столь значимой роли, как вовне. Все депутаты заинтересованы в усилении позиций Заксобрания, внутренней политической конкуренции, как таковой, нет. Например, мне, как независимому депутату, удаётся добиваться поддержки инициатив со стороны коллег вне партийного контекста».

Схожие мысли высказали и другие собеседники «Континента Сибирь», представляющие в Законодательном собрании Новосибирской области КПРФ, «Новых людей», ЛДПР и «Единую Россию». Председатель Заксобрания Андрей Шимкив, в ходе пресс-конференции по итогам ушедшего года также обратил особое внимание журналистов на высокий уровень консолидации всех депутатов областного парламента и в подтверждение своих слов напомнил о том, что бюджет 2022-2024 годов на предновогодней сессии был принят ими единогласно.

Сессия – как «вершина айсберга»

Вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панфёров, комментаруя «Континенту Сибирь» итоги, сделал упор на том, что в 2021 году гораздо более важные изменения произошли не в политической плоскости, а в качестве работы областного парламента. По его словам, в 2020-2021 годах все депутаты работали на новый образ Заксобрания, научились более профессионально прорабатывать законодательные инициативы в составе профильных комитетов, комиссий и рабочих групп, количество которых в 2021 году увеличилось.

Он также напомнил, что со стороны может показаться, будто бюджет 2022 года на сессии приняли «слишком легко». Но те, кто так думает, не понимают основных принципов работы Заксобрания, не учитывают тот факт, что до сессии «каждая строчка, каждая цифра бюджета была внимательно отработана на совещаниях комитетов, комиссий и рабочих групп».

Мнение Андрея Панфёрова полностью разделил и заместитель председателя комитета Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский (партия «Единая Россия»). «Сегодня сессии проходят более организованно и подготовлено. Это говорит о том, что совсем по-другому ведётся предсессионная работа. Все вопросы, которые впоследствии выносятся на сессию, предварительно гораздо более детально обсуждаются в комитетах, комиссиях и рабочих группах. По сравнению с горсоветом Новосибирска, в Заксобрании Новосибирской области гораздо меньше разногласий в вопросах, которые выносятся на сессию. Мы быстрее принимаем решения по той причине, что до сессии вся скрупулёзная работа над тем или иным законопроектом уже проведена», – сказал он.

Заместитель председателя комитета Заксобрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский отметил, что у депутатов ЗС меньше разногласий в вопросах, которые выносятся на сессию, в сравнении с горсоветом

Заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области от фракции ЛДПР Наталия Красовская связала интенсификацию деятельности областных депутатов с появлением в Заксобрании новых лиц: «В ходе минувших выборов парламент существенно обновился, это пошло на пользу его эффективности. Появилось много молодых энергичных депутатов, в том числе и в нашей фракции, и это радует».

Главные законы 2021 года

В рамках итоговой пресс-конференции Андрей Шимкив выделил три главных закона, которые были приняты Заксобранием Новосибирской области в 2021 году. Это областной бюджет 2022 года с предварительными планами на 2023-2024 годы, закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), а также закон об ограничении двумя с половиной процентами выплат из областного бюджета Новосибирской области по заключённым правительством региона концессиям и договорам в сфере государственно-частного партнёрства. Депутаты от различных фракций в своих комментариях также неоднократно упомянули в качестве значимых именно эти законы.

Среди рассмотренных областными парламентариями федеральных инициатив председатель Заксобрания выделил как наиболее значимый закон «О публичной власти». Андрей Шимкив заявил, что этот закон давно назрел, так как «для некоторых сёл власти уже не могут главу найти» и добавил, что «минусов в нём не видит».

Читайте также:
Кудрин рассказал об очередном налоговом скачке для россиян

Вице-спикер Андрей Панфёров дополнил список федеральных законопроектов, которые с наибольшим вниманием обсуждали в региональном парламенте в ушедшем году, законопроектом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По его словам при обсуждении законопроекта о QR-кодах парламентарии «расставили точки над i в каждой из фракций».

Член комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Дарья Карасева и зампред комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Сергей Левшенков, представляющие в областном парламенте партию «Новые люди», также отметили особое значение законопроекта «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в повестке 2021 года.

«Законопроект о QR-кодах разделяет людей. Мы не можем поддержать одну группу людей и проигнорировать интересы второй. Это было бы неправильно. Поэтому я голосовал против QR-кодов, когда мы рассматривали этот вопрос на сессии Заксобрания Новосибирской области. Нужны иные меры борьбы с коронавирусом, а вакцинация должна оставаться добровольной» – оценил эту инициативу Сергей Левшенков.

Дарья Карасева сделала дополнение и к сугубо региональной повестке: «мы были одними из немногих, кто не поддержал повышение транспортного налога в Новосибирской области».

Заместитель председателя комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Яков Новосёлов подчеркнул важность вопроса, связанного с транспортным налогом

Заместитель председателя комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Яков Новосёлов (КПРФ) также выступил против повышения транспортного налога: «Я до сих пор не вижу оснований для повышения транспортного налога. Если речь о яхтах и снегоходах, то всё понятно, поддерживаю. Но зачем повышать налоги для автомобилей с мощностью двигателя в 150 лошадиных сил? Я не принимаю аргумента, что это послужит улучшению качества дорог в Новосибирске. У нас в городе живёт 50% от всего населения области, но доля транспортного налога, остающаяся в Новосибирске, составляет всего 20%. Этого слишком мало для заметных изменений в качестве дорожной сети».

В свою очередь Илья Поляков посчитал одним из важнейших для региона закон о разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий: «Для строительной отрасли это очень важный шаг. Надеюсь, правительство сумеет вовремя воспользоваться открывающимися возможностями». По словам депутата, с принятием этого закона Новосибирская область получила шанс стать одним из первых регионов, взявших на вооружение новый механизм реновации.

Пандемия и наказы избирателей

Парламентарии признали пандемию коронавирусной инфекции главным отягчающим обстоятельством в работе Заксобрания Новосибирской области в 2021 году. Многие депутаты сами перенесли заболевание и в связи с этим вынуждены были временно прерывать работу. Кроме того часть плановых обсуждений приходилось «сдвигать вправо», чтобы срочно рассмотреть и принять инициативы в сфере противоэпидемических ограничений.

Плачевным образом пандемия сказалась и на наказах избирателей. Заместитель председателя комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Роман Яковлев (КПРФ) напомнил «Континенту Сибирь», что «из-за пандемии программа наказов избирателей была утверждена только в мае этого года» и посчитал «сам факт её принятия самым запоминающимся событием в этом направлении». Вместе с тем, он отметил, что некоторых положительных результатов в исполнении наказов за семь оставшихся месяцев 2021 года депутатам добиться удалось.

Андрей Панфёров в своём комментарии упомянул, что часть средств, предназначенных для выполнения наказов в 2021 году, была перераспределена на антиковидные меры. Андрей Шимкив в ходе пресс-конференции также отметил, что по нескольким областным депутатским округам наказы были перенесены на 2024 и 2025 годы, но сообщил, что правительство области в диалоге с депутатами Заксобрания пытается изыскать средства для их более скорой реализации.

Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив отметил, что не видит минусов в законе «О публичной власти»

Илья Поляков выделил и иную причину низкого процента выполнения наказов: «2021 год – первый для нынешнего созыва и средств на наказы практически не выделялось. Обычно чем ближе конец созыва, тем больше средств идёт на наказы. Мы с коллегами пытаемся сбалансировать эту систему. Большое количество поправок к законопроекту о бюджете 2022 года между первым и вторым чтениями было связано именно с этим».

Впрочем, среди областных депутатских округов есть и такие, где доля выполненных в 2021 году наказов составила 80-85% от плана. Именно такой объём работ удалось реализовать Андрею Шимкиву и Евгению Покровскому на округе №13, куда входят Сузунский и, частично, Черепановский и Искитимский районы.

В своём комментарии Евгений Покровский связал столь высокий процент выполнения наказов с правильным подходом к их масштабу. «Мы стараемся выполнять не популистские и показные инициативы, вроде поправки покосившегося забора, а те наказы, которые муниципальные власти за счёт собственных средств выполнить не в состоянии. Например, строительство реанимационного отделения в Сузуне, которое было открыто буквально месяц назад. Это пристройка к больнице, прекрасно оснащённая современным оборудованием. Или строительство спортзала для школы. Сегодня полным ходом идёт выполнение ещё одного наказа на нашем округе – строительство школы в Шайдурово», – рассказал он о работе на округе.

Елена Спасских, округ которой находится на территории областного центра, сообщила «Континенту Сибирь» что в 2021 году ей с коллегами также удалось выполнить многие наказы избирателей: «Буквально на прошлой неделе открыли спортзал школы №135 после капремонта. Капитально отремонтированы магистральные дороги по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», достраивается новый детский сад на Южно-Чемском жилмассиве. Но главное, депутатам Кировского района Новосибирска совместно с жителями удалось добиться того, что в следующем году в районе начнут строить две новых поликлиники и две новых школы».

Читайте также:
Приамурским предпринимателям снижают налог на имущество

Наталия Красовская также отметила, что считает первостепенными те наказы, которые касаются нужд социальных учреждений и объектов образования. Именно их в минувшем году депутат стремилась выполнить в первую очередь.

Проблемы, которые остались нерешёнными

Говоря о вопросах, которые в 2021 году остались нерешёнными, Яков Новосёлов напомнил о предложении по передаче средств, конфискованных у миллиардера Михаила Абызова, в сферу ЖКХ Новосибирской области, откуда они и были в своё время выведены по версии следствия.

Депутат рассказал, что комиссия Заксобрания по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции в настоящее время готовит проект обращения к федеральному правительству на основе предложений трёх представителей КПРФ в региональном парламенте. «В 2021 году его подготовить не успели, и я думаю, что он будет вынесен на сессию в начале 2022 года. Для меня и моих коллег Быкова и Смышляева очевидно, что это абсолютно правильная инициатива», – подчеркнул Яков Новосёлов.

По мысли народного избранника в ближайшее время в Новосибирской области также необходимо установить значимые региональные доплаты медицинским работникам и работникам сферы образования, что позволит решить проблему кадрового дефицита.

«Школьную» тематику затронула и Елена Спасских. В комментарии «Континенту Сибирь» депутат выразила уверенность, что региону необходимо увеличить расходы на ремонт образовательных учреждений региона: «У нас есть такие программы как «Школьное окно», «Школьная кровля». Но на сегодня существуют проблемы ремонта отопления, водоснабжения, систем канализации, электропроводки, ремонт ограждения территории. Необходимо реконструировать школьные стадионы».

На необходимость и желательность увеличения финансирования образовательного сектора и нужд бюджетников в целом нашему изданию также указали Андрей Шимкив, Роман Яковлев и Евгений Покровский.

Заместитель председателя Заксобрания Наталия Красовская посчитала основной из нерешённых проблем ушедшего года – вопрос с вывозом мусора. «Областные депутаты настаивают на расторжении договора с региональным оператором, и этого следовало ожидать. Думаю, что в наступающем году вопрос будет решен», – выразила надежду она.

Заместитель председателя комитета Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Илья Поляков выразил надежду, что в 2022 году «областная и городская власти синхронизируются в общем понимании эффективности»

В рамках пресс-конференции по итогам 2021 года Андрей Шимкив также сообщил о том, что его настораживают действия компании «Экология-Новосибирск», регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которая в конце минувшего года объявила о начале самобанкротства. Он напомнил, что губернатор уже объявлял о запуске процесса расторжения концессии и предположил, что этот вопрос «может стать одним из основных на следующей сессии Заксобрания 3 февраля». По словам председателя регионального парламента, здесь Новосибирской области следовало бы перенять опыт соседних регионов, в практике которых количество региональных операторов по обращению с отходами доходит до семи.

Депутаты видят ещё один обширный фронт работ в транспортной сфере. Елена Спасских упомянула проект «Городская электричка», продление метро и строительство дорожных развязок, а Евгений Покровский – необходимость приведения в порядок муниципальных дорог области.

Вопросы медицины и сельского хозяйства в качестве приоритета в своей работе выделили «Новые люди» – Дарья Карасева и Сергей Левшенков. Они отметили, что в 2021 году им уже удалось внести в бюджет поправку о выделении средств на строительство новой подстанции скорой помощи в Матвеевке и увеличение субсидий фермерам на компенсацию приобретённой сельхозтехники.

Наконец, Илья Поляков в качестве вопроса, переходящего в 2022 год, обозначил неэффективность управления областным центром. По словам народного избранника, «в 2020 году это проявилось в сфере ремонта дорог, когда мэрия не сумела справиться с проблемой самостоятельно, попросила помощи у области и, получив её, не смогла управиться с освоением средств в климатические сроки. Из года в год нет возможности наладить эффективную чистку от снега».

Другой пример, приведённый депутатом от городских территорий, затронул бизнес-климат Новосибирска. «Областные власти прилагают большие усилия по привлечению инвесторов, по улучшению делового климата, но когда бизнесмены соприкасаются с реальностью в коридорах мэрии, эти усилия зачастую идут прахом. По строительной отрасли могу сказать, что документы, подготовка которых раньше занимала три месяца, сейчас могут готовить год. Ни у кого никакого терпения не хватит», – высказал своё мнение он.

В заключение своего комментария Илья Поляков выразил надежду, что в 2022 году «областная и городская власти синхронизируются в общем понимании эффективности».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: