Основа и уровни системы налогообложения Российской Федерации: особенности и структура, проблемы современной налоговой системы, понятие и виды, организация и реформирование

Принципы построения налоговой системы РФ

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система – это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Читайте также:
Сроки сдачи НДФЛ за 1 и последующие кварталы в 2021 и 2021 годах: таблица, пример перечисления авансовых платежей, с материальной выгоды или заработной платы, для ИП и юридических лиц

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система – это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Читайте также:
Как перейти с ИП на самозанятость в 2021 году: можно ли и в чем выгода, порядок перехода и открытия статуса, нужно ли закрывать ИП, чтобы стать самозанятым, особенности розничной торговли

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Структура и особенности налоговой системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятия налоговой системы

Одним из важнейших элементов государственной власти является налоговая система. Она является крайне необходимым условием формирования государственного бюджета и для содержания органов государственной власти. Поэтому налоговая система начала свое формирование одновременно с форсированием института государственности.

Как мы знаем из курса истории, повышение производительности труда привело к появлению излишков продукции. Они стали основным средством платежей в отношениях между членами общества. Дальнейшее повышение производительности труда привело к возникновению классового расслоения общества и формированию системы государственной власти.

Государством называется система управления политической, экономической и общественной деятельностью населения, проживающей на определенной территории (в стране).

Государство – это система политического страной.

Управляется государство посредством специальных органов – государственного аппарата. Для его содержания и обеспечения деятельности самого государства требуются средства. В настоящее время они носят название налогов.

Налогами называются обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц, которые осуществляются в пользу государства для финансирования выполнения им своих полномочий и выполнения задач его образований.

Государство выполняет задачи по обеспечению различных общественных благ (обороноспособность государства, поддержание правопорядка внутри страны, содержание неработающих челнов общества и поддержка малоимущих). Осуществляется это за счет средств, собранных в виде налогов и других поступлений. Эти средства накапливаются в бюджете. А уже из бюджета они расходуются в соответствии с проводимой государством политикой.

Готовые работы на аналогичную тему

Количество налогов и порядок их установления и удержания определяется действующим в стране законодательством. Этим же законодательством определяется круг государственных органов, ведающих вопросами налогообложения и степень их полномочий. Это касается и обязанностей должностных лиц данных органов. Именно так формируется налоговая система государства.

Налоговой системой называется вся совокупность налогов, установленных в государстве, принципы, формы и методы их введения или отмены, а также систему мер и органов, которые обеспечивают выполнение требований законов о налогах (налогового законодательства).

Налоговая система выполняет следующие важнейшие функции:

  • принцип единства (единство законов и нормативно-правовых актов в сфере налогообложения на всей территории государства);
  • обеспечение регулярных поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней (фискальная функция);
  • перенаправление налоговых потоков в соответствии с проводимой государственной политикой (распределительная функция);
  • обеспечение государственного регулирования экономикой посредством гибкой налоговой политики (регуляторная функция);
  • контроль за своевременностью и полноценностью уплаты налогов (функция контроля).

Структура налоговой системы

Налоговая система государства строится на определенных принципах и имеет упорядоченную структуру. Среди принципов налогообложения, легших в основу налоговой системы большинства развитых государств мира, выделяются следующие:

  • справедливость в налогообложении;
  • принцип определенности и точности налогов;
  • соблюдение максимального удобства для налогоплательщиков в вопросах сроков и способов уплаты налогов;
  • принцип экономичности налогов (расходы на их взимание и обслуживание должны быть намного меньше налоговых сумм).

Налоговая система Российской Федерации состоит из двух крупных подсистем: системы налоговых органов и системы налогов. Отдельной структурной составляющей выступает свод законов, регулирующий как налогообложение, так и деятельность налоговых органов. В состав законодательной базы входят федеральные законы и законодательные акты субъектов Федерации, постановления муниципальных (местных) органов власти.

Рисунок 1. Налоговая система и ее структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Система налогообложения включает следующие элементы:

  • совокупность федеральных налогов и сборов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, государственные и таможенные пошлины, акцизные и лицензионные сборы, экологический налог);
  • совокупность налогов и сборов установленных субъектами Федерации и действующих на их территории (налоги на имущество предприятия или фирмы, налоги на недвижимое имущество, налоги на игорный бизнес);
  • муниципальные или местные налоги (налог на землю, налоги на рекламу, налоги в случае наследования и дарения, местные лицензионные сборы);
  • элементы налогообложения (всевозможные льготы и налоговые ставки, формы бухгалтерской отчетности).
Читайте также:
Срок подачи заявления о снятии с ЕНВД с 2021 года

Особенности налоговой системы

Особенности налоговой системы определяются особенностями государственного устройства, исторического развития и состояния национальной экономики. Поэтому главной особенностью налоговой системы Российской Федерации является ее трехуровневость. Она означает, что существует три уровня налогообложения: федеральный, региональный (субъектов Федерации и административно-территориальных единиц на уровне республик, областей, краев и городов федерального значения), местный (уровень муниципальных единиц).

Федеральный уровень налоговых органов представлен Федеральной налоговой службой Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная налоговая служба РФ подробнее , Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов (например, Государственный пенсионный фонд). Они подчиняются Министерству финансов Российской Федерации.

Еще одной важной особенностью российской налоговой системы является структура налоговых поступлений. На сегодняшний день в федеральной системе преобладают косвенные налоги. Их доминирование очень ощутимо. Для сравнения, объем косвенных налогов составляет на сегодня $13,05$% от внутреннего валового продукта (и составляет $78$% налоговых поступлений), а доля прямых налогов – всего $8,67$%.

А налоговые системы субъектов Федерации формируют бюджеты преимущественно за счет прямых налогов. Именно прямые налоги составляют почти $73$% налоговых поступлений в бюджеты субъектов федерации. Основную массу налоговых поступлений в российский бюджет составляют: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций.

Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Содержание

Введение

Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

Глава 2. Оценка современной налоговой системы России

2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г.

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается – в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

· проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

· определить принципы построения налоговой системы;

· дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г;

· кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

· перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

· раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации.

Структура работы. Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в 3 главах, 6 параграфах и заключении. В ходе работы над курсовой работой автором было изучено 24 источника литературы, как учебного, так и законодательного характера. Список прилагается в конце работы.

Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов

Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Читайте также:
Срок оплаты налога ЕНВД в 2021 году

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.[1]

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.[2]

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства[3].

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения[4].

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.[5]

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

– создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

– создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, – это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1[6].

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной [7] . Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» [8] . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Читайте также:
Имущественный налог: расчёт от кадастровой стоимости, налоговое уведомление, оплата онлайн

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь изложен основной материал по этой теме, максимально просто и наглядно.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем пару наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России — совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ — совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2020 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами).

Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России — это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т. д.).

Основные виды налогов в России

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

Федеральные налоги и сборы — обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер федеральных налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

Читайте также:
Сроки уплаты налога на прибыль в 2021 году: ежемесячные и ежеквартальные платежи, порядок для юридических лиц, авансовые платежи

Примерами таких налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

Региональные налоги и сборы — обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы — устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2020 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (НДС) — основной косвенный налог в Росии, включен в цену товара;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — взимается с доходов получаемых гражданами;
  • налог на прибыль организаций (НПО) — под прибылью здесь понимается разница между доходами и расходами компании;
  • акцизы — к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо, и т. д.;
  • водный налог — за пользование водными объектами (реками, морями, прудами, озерами, ледниками и пр.);
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — к полезным ископаемым относятся: нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов — платятся за добытых на охоте (например, медведь, соболь, косуля) или выловленных животных (таких как: рыбы, моллюски, крабы);
  • государственная пошлина — к примеру, за регистрацию ООО или нотариальное удостоверение доверенности;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) — начисляется на разницу между доходами и расходами от добычи нефти, природного и попутного газа, а также газового конденсата.

Полный список региональных налогов и сборов на 2020 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций — как движимое, так и недвижимое, если оно учитывается в качестве объектов основных средств;
  • транспортный налог — ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя;
  • налог на игорный бизнес — в России азартные игры можно проводить только в 5 специальных игровых зонах (расположены в следующих регионах: Алтай, Приморье, Краснодарский край, Калининградская область и Крым), в остальных местах разрешены только букмекерские конторы и тотализаторы.

Перечень всех местных налогов и сборов на 2020 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц — такое как квартира, дом;
  • земельный налог — им облагаются владельцы земельных участков;
  • торговый сбор — платеж, взимаемый с объектов торговли.

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входили другие налоги и сборы, ныне отмененные. Например, единый социальный налог (ЕСН), который с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

По состоянию на декабрь 2020 года в России отменены следующие, ранее действовавшие, налоги и сборы:

  • единый социальный налог (ЕСН) — отменен с 2010 г.;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — отменен с 2002 г.;
  • дорожный налог — отменен с 2003 г.;
  • налог с продаж — отменен с 2004 г.;
  • налог на рекламу — отменен с 2005 г.;
  • налог на доходы от капитала — отменен с 2005 г.;
  • налог на наследование или дарение — отменен с 2006 г.;
  • экологический налог;
  • лесной налог;
  • федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

* список далеко не полный, будет дорабатываться и дополняться.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает шесть специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2020 год (ст. 18 НК РФ):

  • упрощенная система налогообложения (УСН) — направлена на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, а также упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — стимулирующая льгота для с/х производителей;
  • патентная система налогообложения — может применяться ИП занимающимися определенными видами предпринимательской деятельности;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — для отдельных видов деятельности (бытовые услуги, ветеринарные услуги, розничная торговля в магазинах с площадью торгового зала до 150 кв. м. и т. п.), заменяет уплату ряда налогов и сборов, упрощает взаимодействие с налоговой службой;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — для случаев, когда инвестору предоставляются государством временные исключительные права на поиск, разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр;
  • налог на профессиональный доход — новый налоговый режим для самозанятых (т. е. физических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеющих работодателя и наемных работников), получающих доход от личной трудовой деятельности (например, косметические услуги на дому, проведение праздников, сдача квартиры в аренду) в сумме не превышающей 2,4 млн. руб. в год.

Последний из перечисленных специальных налоговых режимов (налог на профессиональный доход) был введен в порядке эксперимента и действует с 1 января 2019 года в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане; с 1 января 2020 года еще в ряде субъектов РФ (Санкт-Петербург, Волгоградская область, Башкирия и т. д.), а с 1 июля 2020 года во всех остальных регионах. Эксперимент продлится по 31 декабря 2028 года, затем будет принято решение об отмене или продлении данного налогового режима.

Читайте также:
Подача формы 6-НДФЛ для ИП без работников: отчётность при разных налоговых режимах, нулевая отчётность, в каких случаях необходима

Налоговая ставка для самозанятых установлена в отношении доходов полученных налогоплательщиком при реализации товаров (услуг, работ, имущественных прав) и составляет: 4% — при получении доходов от физических лиц, и 6% — от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Регистрация, расчет и уплата налога производится с помощью официального мобильного приложения ФНС «Мой налог» или его веб-версии. При этом гражданам, встающим на налоговый учет в качестве самозанятых, не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире — отдельная обширная тема.

  1. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2000. – 800 с. URL: http://www.kursach.com/biblio/000009/0503.htm (дата обращения: 29.08.2015)
  2. Крицкая М. На что могут рассчитывать самозанятые: новые возможности в 2021 году // СКБ Контур. URL: https://kontur.ru/articles/4818 (дата обращения: 15.12.2020)
  3. Налог на игорный бизнес // Сайт ФНС. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/gambling_tax/ (дата обращения: 15.12.2020)
  4. Налоговая система РФ // ИА «Банки.ру». URL: http://www.banki.ru/wikibank/nalogovaya_sistema_rf/ (дата обращения: 22.07.2015)
  5. Налоговая система России // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_система_России (дата обращения: 15.12.2020)
  6. Налоговая система Российской Федерации // Журнал «Российский Налоговый Курьер». URL: http://www.rnk.ru/nalog-rf (дата обращения: 29.08.2015)
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ // гарант. URL: http://base.garant.ru/3985686/
  9. Специальный налоговый режим для самозанятых распространен на всю страну // Сайт Государственной Думы ФС РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/48188/ (дата обращения: 15.12.2020)
  10. Федеральный закон “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима ‘Налог на профессиональный доход'” от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (КонсультантПлюс)

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцева Кристина Николаевна

В статье рассматривается сущность налоговой системы , основные проблемы и тенденции развития налоговой системы РФ. Проведен анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ. Разработаны направления сокращения налоговой задолженности организаций и рисков её образования

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мезенцева Кристина Николаевна

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA: PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

The article discusses the essence of the tax system , the main problems and trends in the development of the tax system of the Russian Federation. An analysis of the structure and dynamics of the tax revenues to the budget of the Russian Federation was carried out. Directions for reducing tax arrears of organizations and the risks of its formation have been developed

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 УДК: 336.221.4(470+571)

Мезенцева Кристина Николаевна, студентка факультета экономики и менеджмента ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: mezentsevakristina@yandex. ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассматривается сущность налоговой системы, основные проблемы и тенденции развития налоговой системы РФ. Проведен анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ. Разработаны направления сокращения налоговой задолженности организаций и рисков её образования.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налоги, налоговые поступления, налоговая нагрузка.

Mezentseva Kristina Nikolaevna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University.

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA: PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

Summary: the article discusses the essence of the tax system, the main problems and trends in the development of the tax system of the Russian Federation. An analysis of the structure and dynamics of the tax revenues to the budget of the Russian Federation was carried out. Directions for reducing tax arrears of organizations and the risks of its formation have been developed.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020

Keywords: tax system, taxation, taxes, tax revenues, tax burden.

Налоговая система является важнейшим элементом регулирования экономических отношений, зарождающихся в процессе совместной деятельности людей. Для выполнения функций государства и поддержания его стабильного существования возникает необходимость в использовании инструментов, которые будут участвовать в формировании доходной части государственного бюджета. Данную роль выполняют налоги, являющиеся основой налоговой системы.

Целью данной статьи является изучение особенностей современной налоговой системы, определение проблем её развития, а также построение перспектив её совершенствования.

В современных условиях рыночного механизма налоговая система Российской Федерации является одним их основных инструментов государственного регулирования экономики. Её продуктивное функционирование зависит от того, как реализуется система налогообложения.

В настоящее время в системе налогообложения России существует ряд актуальных проблем в развитии направлений её эффективной деятельности. Вследствие частых изменений порядка регламента системы налогообложения возникают сложности с правильностью соблюдения налогового законодательства. Также серьёзной проблемой выступает уход от уплаты налогов или же стремление налогоплательщиков перевести свою деятельность под формальные условия, которые дадут им возможность пользоваться определёнными льготами [3]. Помимо этого, отсутствие социального равновесия в обществе приводит к расслоению населения по уровню доходов, что выражается в большом обложении налогами физических лиц при сравнительно небольшой оплате труда, что в значительной мере снижает благополучие и уровень жизни малообеспеченного населения [1]. Данное положение ухудшает единая ставка налога на доходы физических лиц, которая в большой степени нарушает принцип справедливости налогообложения тогда,

Читайте также:
Когда налоговой проверкой могут быть охвачены предприниматели и предприятия: срок выездных мероприятий, могут ли запрашивать документы и за какой срок

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 как в других странах используют прогрессивную шкалу ставок. Также доминирование фискальных интересов государства с чрезмерной налоговой нагрузкой приводят к переводу различных финансовых средств через теневую экономику, обеспечивая её серьёзный рост, что негативно сказывается на эффективном развитии социально-экономических отношений и экономики в целом [4].

Реформирование системы налогообложения принимает большое значение на пути становления экономически сильного государства. В связи с этим государством разработаны основные направления совершенствования системы налогообложения РФ, к ним относятся такие, как: сокращение доли теневого сектора экономики, стимулирование инвестиционных процессов, ужесточение контроля над недобросовестными налогоплательщиками. Для преодоления проблемы теневой экономики необходимо прибегнуть к снижению налоговых ставок, изменению налоговой базы и перераспределению налоговой нагрузки [2]. Улучшение материально-технического и высококвалифицированного кадрового состава налоговых органов также положительно скажется на результативности их деятельности, а введение электронной формы основной документации в значительной степени позволит увеличить скорость и качество предоставляемой информации.

На основании проведенного анализа, можно сказать, что величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны с течением времени неуклонно растёт и в 2018 году достигает своего наибольшего значения в размере 21328,5 млрд. руб., а средний темп прироста составляет 16,2%. Основу поступлений налогов в консолидированный бюджет составляют такие налоги, как: налог за пользование природными ресурсами (24%), налог на доходы физических лиц (20%), налог на добавленную стоимость (18%).

Важным аспектом в формировании доходной части бюджета страны, является налоговая задолженность, которая представляет собой сумму невыполненных обязательств по уплате установленной величины налогов. Анализ объемов задолженности организаций по налогам в бюджет Российской

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 Федерации сводится к рассмотрению и исследованию динамики налоговой задолженности.

Вследствие проведённого анализа налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ можно сказать, что наблюдается тенденция к её увеличению в сравнение с 2017 годом, где она составляла 1031,7 млрд. руб., в 2018 году задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам была равна 1193,4 млрд. руб., что говорит об её увеличении на 15,7%. Высокая доля задолженности по налогам сосредоточена в федеральных платежах составляет 74,0%. Рассматривая региональную задолженность, можно сказать, что она составляет 15,5%, а задолженность по местным налогам составляет 7,3%. Анализируя задолженность по федеральным налогам и сборам, можно сказать, что её формирует налог на добавленную стоимость, и с течением времени она имеет тенденции к значительному и непрерывному увеличению, имея удельный вес в среднем значении (60,8%).

Основываясь на данных показателях, можно прийти к выводу о том, что налоговой системе требуется разработка эффективных методов снижения налоговой задолженности. К первому направлению можно отнести деятельность налоговых органов, которая выражается в возможности списания налоговой задолженности с налогоплательщиков, а также применение системы отсрочек платежа. Помимо этого, важным направлением является своевременное уведомление субъектов налогового законодательства о наличии у них задолженности. Более существенными и серьёзными формами урегулирования задолженности могут выступать такие, как: арест имущества, которое принадлежит налогоплательщику; а также приостановление финансовых операций в банках [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая система Российской Федерации имеет большое значение в процессе стабильно развития социально-экономических отношений. Вопрос совершенствования налоговой системы и решения различных проблем является главным в условиях обеспечения её эффективного функционирования. Изучение проблемы

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 увеличивающейся задолженности имеет первостепенное значение так, как этот процесс оказывает значительное влияние на регулирование доходной части бюджета страны. Продуктивное функционирование налоговой системы РФ зависит от того, как сочетаются различные аспекты, формирующие её основу. Наличие эффективной системы налогообложения обусловлено необходимостью развития социально-экономических сторон жизни общества, формирования государственных институтов, обеспечивающих развитие экономики в целом.

Список использованных источников:

1. Багардынова, Е.А. Недостатки современной налоговой системы / Е.А. Багардынова // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-317.

2. Караваева, Н.М. Направления и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации / Н.М. Караваева // Вестник Прикамского социального института. – 2018. – №2. – С. 91-93.

3. Ли, Е.А. Проблемы и противоречия налоговой системы Российской Федерации / Е.А. Ли // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2016. – №2. – С. 249-250.

4. Максимкин, К.И. Особенности современной налоговой системы Российской Федерации / К.И. Максимкин // Вопросы российского и международного права. – 2018. – №8. – С. 181-182.

5. Шумяцкий, Р.И. Совершенствование системы управления налоговой задолженностью в Российской Федерации / Р.И. Шумяцкий, А.С. Зверева // Вестник НГУЭУ. – 2016. – №2. – С. 157-158.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

На различных фазах своего становления и функционирования государство принимает различные решения и решает определенные проблемы, которые требуют финансирования. Создание и поддержание налоговой системы является основной макроэкономической задачей. Данная тема актуальна ввиду того, что каждый год правительством РФ затрагивается проблематика усовершенствования системы налогов и осуществления ее переустройства с условием того, что изменения будут соответствовать критериям развития Российской экономики.

Понятие налогов, их цели, функции, содержание, роль. Налогообложение играет роль одной из частей внутреннего валового продукта, который формируется в процессе производства с помощью капиталовложений, трудовых и природных ресурсов. Развитию рыночной экономики способствуют методы государства, такие как: применение налоговой системы, изменение величины капитала и процентной ставки, осуществление народнохозяйственных программ, а также выделение из государственного бюджета дотаций и капиталовложений. Основой этого комплекса экономических методов являются налоги. 1 С началом развития системы налогообложения, формируются теоретические концепции, объясняющие процесс налогообложения. Основными, являются теория коллективных потребностей и классическая теория.

Читайте также:
Самозанятый гражданин: виды деятельности 2021 года, полный список, кто может быть самозанятым и чем он может заниматься согласно законодательству РФ, уплата налога на профессиональный доход, перечень регионов

Теория коллективных потребностей, сформированная Ф.Нити и А.Вагнером, заключается во взгляде на налоговую систему как на сформированный государством финансовый источник, способствующий развитию деятельности государства по удовлетворению потребностей граждан.

Классическая теория или теория налогового нейтралитета, сформулирована Д.Рикардо, А.Смитом и Д.Миллем. Ее суть в том, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы, давая доход государству, она не влияла отрицательно на экономику и общество. 2

На данный момент Россия обладает максимальной собственностью на средства производства и, следовательно, бюджет страны образуется за счет сбора денежных средств с иных участников производственного процесса. Чтобы говорить о сущности и принципах налогообложения в целом, нужно дать определение самих налогов. В Налоговом кодексе России вводится определение налога как “обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.” Чтобы в полной мере изучить налог как экономическое явление, нужно определить его сущность.

Сущность налога характеризуется организацией финансовых взаимоотношений государства, с физическими и юридическими лицами, для решения определенных проблем и исполнения соответствующих функций. Иными словами, сущность налогов представляет собой «изъятие в пользу общества определенной доли валового продукта в виде обязательного взноса». Из сущности налога вытекает понятие содержания налога. Экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это часть произведенного внутреннего валового продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. Налоговый механизм применяется для воздействия государства на общественную производство, его динамику и структуру. Также налоговая система призвана способствовать развитию предпринимательской деятельности, развитию рыночных отношений и служить барьером социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. Базисом функционального проявления системы налогообложения являются функции финансов всеобщей экономической категории распределения. В число налоговых функций учёные обычно вносят: фискальную, распределительную, стимулирующую, регулирующую, контрольную. Из общего числа функций налоговой системы следует исключить экономическую функцию, потому что налогообложение является экономической категорией сама по себе (см. Приложение 1).

Фискальная функция в экономике рассматривается как основная, и именно благодаря ей, властные институты обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, а на более высоких ступенях развития государства образуется единый централизованный денежный фонд. Фискальная функция налогов обеспечивает возможность государственным структурам вмешиваться в социальную и хозяйственную жизнь государства и этим самым обуславливает экономическую функцию. Изменяя размер налоговой ставки, льгот и штрафов, маневрируя условиями налогообложения, государство формирует подходящие условия для развития производственных отраслей, способствующих решению актуальных проблем общества. Используя налоги, государство перераспределяет прибыль предприятий, доход граждан, прибыль с предпринимательской деятельности на развитие производственной структуры. В индустриальном и постиндустриальном обществе возрастает роль фискальной функции ввиду того что, объем налогов увеличивается, а государство старается активнее проводить свою политику в экономической сфере. В этом случае налоги являются главным доходом государства.

Контрольная функция позволяет оценивать эффективность налоговых каналов, выявляет необходимость корректировок налоговой системы и бюджетной политики. Сущность данной функции заключается в том что она позволяет осуществлять анализ всех налоговых поступлений и сравнение их с потребностью государства в финансовых ресурсах.

Распределительная функция проявляется в распределении и перераспределении ВВП между различными категориями населения. Данная функция реализуется путем введения новых и отмены старых налоговых сборов, изменение схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня, а также путем расширения или сужения налоговой базы.

Регулирующая функция связана с распределением налоговых платежей между отраслями и сферами экономики, физическими и юридическими лицами и государства с его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот для определенных групп налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, внеэкономической и инновационной деятельности.

Разделение налоговой системы на функции носит условный характер, потому что все они объединяются и осуществляют функционирование системы налогообложения, одновременно. 3

Налоги подразделяются на: прямые, косвенные, аккордные, подоходные, прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Основных типов налогов два. Первый тип – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Читайте также:
Расчет налога на недвижимость на 2021 год: калькулятор для налога на квартиру, жилой дом и другую недвижимость физических лиц, как узнать инвентаризационную и кадастровую стоимости

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 4

Налоговая система РФ и принципы её построения. Налоговая система – это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями находящихся в определенной связи между собой. В настоящее время в экономической литературе налоговую систему определяют как совокупность:

регулирующих законодательных актов;

взимаемых государством, налогов и сборов;

принципов и методов их установления.

Цели налогообложения: 5

обеспечить основные функции государства не в ущерб общим экономическим интересам;

обеспечение основных социальных потребностей всех слоев населения;

проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

обеспечение конкурентоспособности продукции путем поддержания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, современных технологий и фундаментальных исследований;

обеспечение борьбы с безработицей путем обеспечения условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц.

Функциональное предназначение налоговой системы должно распространяться на все её практические формы, исходя из фундаментальных принципов налогообложения и содержания экономических категорий «налогообложение» и «налог». Весь набор конкретных налоговых форм при формировании налоговой концепции должен быть ориентирован на главную цель – равномерное распределение регулирующей и фискальной нагрузки между налогоплательщиками и территориями. Другими словами, между группами прямых и косвенных налогов должно сохраняться максимально возможное равновесие.

Современные национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют основу налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие характеризуют условия построения в конкретной стране и конкретных исторических условиях. Наиболее полно и точно принципы налогообложения отражены шотландским экономистом и философом А.Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Используя идеи А.Смита, формирование налоговой системы можно свести к следующим принципам: 6

принципом справедливости, утверждающим равномерность распределения налога между гражданами соизмеримо их доходам и всеобщность обложения налогом. В современности применение данного принципа значит, что все налогоплательщики на законодательном уровне обязаны участвовать в финансировании государственных структур и мероприятий.

Принципом определенности, предписывающим, чтобы способ, сумма и время платежа были заранее известны налогоплательщику. Неопределенность налогообложения, приводит к тому, что плательщик при условии неуплаты, попадает под властные санкции контролирующих инстанций, а также создает условия для уклонения от уплаты налогов.

принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога и удешевлении системы налогообложения в целом. В настоящий момент данный принцип имеет чисто техническое рассмотрение: расходы по взиманию налога должны свестись к минимальным по сравнению с доходом, который приносит налог.

принципом удобства, который основывается на том, что при формировании системы налогообложения должны учитываться интересы налогоплательщика.

Также можно назвать еще несколько общих принципов налогообложения:

соблюдение налоговой тайны;

нейтральность налогообложения по отношению к формам и методам экономической деятельности;

налоговое законодательство должно иметь стабильную структуру;

взаимоотношения между налогоплательщиком и государством должны иметь правовой характер;

тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

Расширенный список принципов налогообложения предложил немецкий учёный-экономист А.Вагнер. 7 Он соединил все принципы взимания налогов в четыре группы, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1. Система принципов налогообложения А.Вагнера.

Большое значение для развития предпринимательской деятельности имеет применение принципа научного подхода к установлению определенной величины ставки налога. Суть этого принципа в том , что размер налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему, после всех выплат иметь доход, который позволит ему сохранить возможность увеличения производства и удовлетворения жизненных потребностей. Исходя их вышесказанного, можно выделить основные черты системы налогообложения, разработанных с учетом современных и классических принципов налогообложения: 8

отсутствие противоречий в нормативной базе;

экономичность и рациональность налоговой системы в целом;

простота и удобство исполнения наложенных обязательств;

возможность быстрой адаптации к изменениям политической, социальной и экономической ситуации;

экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения государств, так и плательщика.

Оценка современной налоговой системы России.

Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации за 2016г.

Согласно статьям 13-15 Налогового Кодекса России налоговые сборы в РФ подразделяются на местные, региональные и федеральные (см.Приложение 1).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и являются обязательными на всей территории страны. В настоящее время к федеральным сборам можно отнести:

Единый социальный налог;

налог на прибыль организаций и т.д.

Региональными принято считать налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоговых сборах и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. В данный период времени к региональным налогам относят:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и нормативно правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории всех муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относят:

налог на имущество физических лиц;

налог на торговый сбор;

Также существуют специальные налоговые режимы:

патентная система налогообложения;

упрощенная система налогообложения;

единый сельскохозяйственный налог;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 9

По данным Федеральной налоговой службы РФ, в консолидированный бюджет России за 2016 г. поступило налогов и сборов и других платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 14482,4 млрд.рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: